В тесноте да не в обиде
(значение) — когда людей много и тесно, нужно проявлять дружелюбие (русская пословица).
Лучше жить в тесноте, чем в обиде (чем в лихоте).
В тесноте люди живут. Где тесно, там и ложись.
В тесноте люди живут, а на просторе волка гоняют.
В тесноте люди песни поют, на просторе волки воют.
✍ Примеры
Каганович Л. М.
«После женитьбы устроили себе жильё, наняв на деревне «степку» (маленькое сооружение для хранения овощей), переоборудовали и зажили в ней в тесноте, да не в обиде, не задумываясь над расчётами, можно ли в их условиях иметь детей, а всё пошло, как «Богом положено».»
Аксёнов В. П.
«Мы заняли столик в столовой и расселись вокруг в тесноте, да не в обиде: Леня, Юра, Миша, Володя, Евдощук, Чудаков, мой Витя и я.»
«— А вам здесь, братцы, не тесно? — спрашивает он.
— Ничего-с, Ефим Петрович. В тесноте да не в обиде, будьте покойны-с. «
«Бабье царство» (1894 г.) — жена говорит мужу, увидев зашедшую хозяйку завода:
«— Замолчи! — шепнула жена и дернула его за рукав. — У нас, сударыня, не прибрано, — сказала она, обращаясь к Анне Акимовне, — уж вы извините. Дело семейное, сами изволите знать. В тесноте, да не в обиде.»
«В тесноте, да не в обиде, — сказал Макеичев. — Много вами довольны и возносим наши молитвы милосердному богу.»
«Воскресение» (1889 – 1899 гг.), ч. 2, гл. 41:
Гейнце Н. Э.
Значение словосочетания «в тесноте, да не в обиде»
в тесноте, да не в обиде
1. небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного, о взаимовыручке ◆ Все пятеро в четырёхместной коляске отправились на место, о котором говорил Неелов. ― В тесноте, да не в обиде! ― пошутил Савин, усаживаясь на переднем сидении, между Нееловым и доктором Басниным. Н. Э. Гейнце, «Самозванец», 1898 г. ◆ Мы заняли столик в столовой и расселись вокруг в тесноте, да не в обиде: Леня, Юра, Миша, Володя, Евдощук, Чудаков, мой Витя и я. Василий Аксенов, «Апельсины из Марокко», 1962 г. (цитата из НКРЯ) ◆ После женитьбы устроили себе жильё, наняв на деревне «степку» (маленькое сооружение для хранения овощей), переоборудовали и зажили в ней в тесноте, да не в обиде, не задумываясь над расчётами, можно ли в их условиях иметь детей, а всё пошло, как «Богом положено». Л. М. Каганович, «Памятные записки», 1991 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: натаскивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
в тесноте, да не в обиде
Смотреть что такое «в тесноте, да не в обиде» в других словарях:
В тесноте, да не обедал — (от посл. В тесноте, да не в обиде ) о тесном, но уютном месте 1) исходное знач.; 2) о желании говорящего пообедать … Живая речь. Словарь разговорных выражений
В тесноте, да не обедал — О череде постигших человека неудобств, трудностей. Говорится в шутку как перефразирование выражения: В тесноте, да не в обиде … Словарь народной фразеологии
В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ ОБЕДАЛ — погов. перед.: В тесноте, да не в обиде … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий
В тесноте живут люди, а в обиде гибнут. — В тесноте живут люди, а в обиде гибнут. См. ПРАВДА КРИВДА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Лучше жить в тесноте, чем в обиде. — (чем в лихоте). См. ПРОСТОР ТЕСНОТА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Оскар (кинопремия, 1944) — > 16 я церемония награждения премии «Оскар» Дата 2 марта 1944 года Место проведения США Ведущий( е) 16 я церемония награждения кинопремии «Оскар» прошла 2 марта 1944 г … Википедия
Великая депрессия — (Great Depression) Великая депрессия это продолжительный спад экономики США, причиной которого стало резкое падение котировок акций на Нью Йоркской бирже 29 октября 1929 года Определение Великая депрессия, предпосылки Великой депрессии в США и ее … Энциклопедия инвестора
ТЕСНОТА — ТЕСНОТА, тесноты, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к тесный. Теснота помещения. 2. Тесное состояние чего нибудь, недостаток места, отсутствие простора. «В тесноте, да не в обиде.» погов. Они жили в страшной тесноте. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
ОБИДА — ОБИДА, ы, жен. 1. Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство. Терпеть обиды. Быть в обиде на кого н. В тесноте, да не в обиде (посл.). Не в обиду будь сказано (пусть не покажется обидным; разг.). Не дать в… … Толковый словарь Ожегова
ТЕСНОТА — ТЕСНОТА, ы, жен. 1. см. тесный. 2. Отсутствие простора. Жить в тесноте. В тесноте, да не в обиде (посл.). Т. ущелья. 3. Скопление людей на малом пространстве. В вагоне т. 4. Ощущение сдавленности, стеснённость дыхания. Т. в груди. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
Смысл пословицы «В тесноте да не в обиде»
Традиции совместного жития закладываются в нас буквально сразу после рождения, как только родители читают нам сказку «Теремок». В чём прелесть лягушкиного, мушкиного и мышкиного счастья, поможет понять пословица «В тесноте да не в обиде».
Значение выражения
Когда произносят фразу «В тесноте да не в обиде», это означает, что людям хорошо находиться рядом, несмотря на скромные жилищные условия. Самое ценное в такой ситуации – дружба, любовь, душевная теплота.
Этой пословицей можно охарактеризовать жизнь большинства многодетных семей в России. Построить отдельный большой дом могут далеко не все, поэтому приходится вшестером-всемером ютиться в небольших квартирках. Но мудрые родители понимают: главное – не отдельная комната для каждого члена семьи, а умение ладить, договариваться, уживаться под одной крышей.
Другой пример – уютное купе поезда, в которое набивается человек двадцать студентов. Они играют в настольные, поют песни, общаются, и никого не смущает необходимость свешиваться чуть ли не с третьей полки. В хорошей компании тесноту можно и потерпеть – никто не в обиде.
Происхождение пословицы
Наши предки испокон веков жили большими семьями. Это было экономически выгодно. Пища готовилась с утра на весь день и обеспечивала потребности всех обитателей хозяйства. Труд в основном был коллективным: сев, покос, жатва требовали многих рук.
Вместе росли и дети, за которыми присматривали старики. Они помогали взрослым выполнять посильную работу и всегда имели товарищей для игр. Ребятишек рождалось немало. Над современным явлением «многодетности» тогда могли бы посмеяться. Нормой в деревнях считалось наличие не трёх, а 6-10 детей.
Конечно, в таком большом семействе существовали чёткие правила, регламентирующие поведение старших и младших. Необходимо было слушаться «большуху» и «большака» (бабушку и дедушку, либо старшего брата и его жену), почитать родителей, заботиться о слабых.
Лень была недопустима и жёстко порицалась. Ясно, что в таких семьях люди не чувствовали себя одинокими и забытыми. Вот почему идиома имеет ярко выраженный положительный оттенок.
Синонимы
Далеко не все пословицы о большой семье столь прекраснодушны. Есть, например, народная мудрость: «В большой семье клювом не щёлкай», «Кто первый встал – того и ложка». Не идиллической выглядит и поговорка «Семеро по лавкам».
В качестве же синонимов можно вспомнить несколько пословиц о согласии:
В наше время, когда лучшей формой любви считается любовь на расстоянии, искусство уживаться на одной территории почти позабыто. Хорошо ли это? Покажет время.
Тест на знание пословиц
Оцените выразительность своей речи! Пройдите тест на знание пословиц.
В тесноте, да не в обиде
Клавдия Владимировна Лукашевич В тесноте, да не в обиде
Они переехали ко мне незадолго до Рождества и наняли самую маленькую комнатку. Подивилась я, как они поместятся в такой клетушке вдвоем. Однако ничего: устроились хорошо и зажили тихо, согласно, весело.
Сначала я думала, что они — брат и сестра, оказалось, муж и жена. Совсем молоденькие, веселые, ласковые; сама — такая большеглазая, красивенькая, точно картинка. Мы их прозвали голубками. И все жильцы их полюбили.
Приехали они из провинции; барину надо было учиться, сдавать экзамены, куда уж — право, не припомню. Как это родители отпустили таких детей, — не понимаю. Верно, бедность принудила.
Бедность да нужда, видно, молодых не пугают. Мои голубки целые дни воркуют, смеются, шутят. Им и горя мало, что по одному платьишку на плечах, что башмаки в дырках, что иной раз и едят не досыта.
Рано утром Николай Николаевич, так звали моего нового жильца, уходил учиться, в библиотеку, — сказывала его барыня. А она то книжки читает, то лепечет, поет, как пташка, около меня увивается… Иной раз надоест, а то опять пожалеешь: молода, глупа, как тут не помочь.
— Хозяюшка, голубушка, — она меня всегда так звала, — позвольте мне постряпать, когда плиту разведете, — просит моя молодуха. — Мой Николаша придет голодный, как волк.
— Господь с вами, Любовь Ивановна, стряпайте. Разве мне плиты жаль…
— Поучу. Не то вы, как намедни, всю провизию перепортите.
— Я хочу для мужа малороссийский борщ сварить. Он у меня хохол: любит борщ ужасно…
— Делай, моя красавица, что хочешь…
Не успеешь обернуться, а ее и след простыл. Вернется через четверть часа, покатывается, хохочет и меня насмешит до слез. Искала малороссийского сала да каких-то баклажанов, зашла в сливочную, в булочную и даже в суровскую. Ну, конечно, ее приказчики на смех подняли. И вернулась ни с чем.
Иной раз такое кушанье состряпает, что, кажется, ни за что и в рот не взяты… То пересолит, то переварит, то пережарит… А муженек придет, — ест да похваливает.
— У меня Любаша — золото, — говорит. — Отличная хозяйка! Ишь, как вкусно стряпает…
«Как не вкусно?! Молоды, здоровы, счастливы — тут, конечно, все хорошо», — подумаю я про себя.
Перед праздником мои молодые получили деньжонок, должно быть, из дома, с родины. Притихли что-то.
В самый сочельник Любовь Ивановна и говорит мне:
— Хозяюшка, голубушка, я хочу елочку сделать.
— Елку? Для кого же? Для муженька, что ли?
— Да, для мужа… И у них в семье, и у нас всегда бывали елки… Так скучно вдали от своих и от родины. Хоть потешить себя…
— Вот дитятко малое! Делайте, родная, коли охота… Мне не помешаете.
Принесла она такое огромное дерево, что и в комнату не лезет. Стала его подрезать да подпиливать, внесли в их клетушку, и пошевельнуться негде. А они радуются, хохочут.
— Как хорошо! Какая прелесть! Смолой пахнет, точно в лесу… У нас, хозяюшка, на родине леса большие, густые. Какой там воздух чудесный!
Нарезали они разных фигурок из цветной бумаги, орехов назолотили, купили дешевеньких конфет, да пряников, да яблочков и разубрали елку. Небогата елочка, а комнатка выглядит такой нарядной, веселой.
— Когда же вы елку зажигать станете? — спрашиваю я.
Признаться, хоть старый человек, а люблю, когда горит елка.
— Подождите, хозяюшка… В первый день мы зададим пир на весь мир. Приходите.
— Приду посмотреть… Занятно… Спасибо за приглашенье.
В первый день Рождества был ужасный ветер и мороз. Целый день бушевала такая непогода, что и на улицу-то жутко было показаться. Вечером, когда стемнело, смотрю, моя молодуха выходит в шубке закутанная и шепотом говорит мне:
— Хозяюшка, голубушка, я пойду искать несчастненьких.
— Каких таких несчастненьких? Что вы еще придумали, Любовь Ивановна?
— Таких, которым сегодня хуже, чем нам… Как-то невесело одним забавляться.
— Эх, милушка, несчастных-то непочатый край… Всех их не пригреешь…
— Ну, все равно… Хоть кого-нибудь.
— Полно тебе чудить, Любовь Ивановна. Сиди-ка дома. Этакая вьюга, мороз, перемерзнешь вся… Одежда-то у тебя не очень теплая. И чего твой муженек смотрит, пускает тебя…
Засмеялась, не послушалась и ушла Я подумала: «Верно, к какой-нибудь бедной товарке». Скоро ушел и муженек ее.
Были у меня в ту пору еще две жилички, — такие славные, тихие барышни, служили на какой-то дороге. Вот они мне и говорят, что молодые их вечером на елку звали. Ничего я не могла понять: гостей позвали, а сами ушли. Даже досадно стало!
Однако Николай Николаевич скоро вернулся, смотрю, что-то под полой принес; смеется, вынимает и показывает: балалайка.
— У товарища достал. Приходите, хозяюшка, танцевать.
— Только мне и танцевать… Шутник ты, батюшка! Лучше скажи мне, где твоя барыня? Чего ты ее пускаешь в такую стужу? Ты ее остерегать, беречь должен…
Покатился мой барин, хохочет как угорелый… Молод, конечно, глуп еще…
В это время в прихожей раздался тихий звонок.
— Вот и Любаша, должно быть, — заметил мой жилец. Открыла я дверь, да так и обмерла… Смотрю, моя молодуха, совсем синяя, окоченелая, тащит четверых ребят. Трое, постарше, за ее платье держатся, а маленький — на руках. Ребята слюнявые, грязные, оборванные, носы и руки красные, дрожат, друг к другу.
— Господи!! Любовь Ивановна, что это вы делаете?! Откуда вы нищих набрали?!
— Это и есть несчастненькие, хозяюшка… Этого я на улице нашла, а этих в темном холодном подвале…
Тут уж я не вытерпела, рассердилась, себя не вспомнила…
— Как вам не совестно, Любовь Ивановна, так поступать?! Это даже очень неблагородно! У меня ведь не харчевня, не постоялый двор… У меня жильцы хорошие, подолгу живут… Кому же приятно это переносить?! Я человек бедный, только и живу жильцами… Смотрите, сколько вы грязи, снегу нанесли. А я вчера еще поденщицу брала, полы мыла… Теперь кто за ними убирать станет, я — человек старый… Да и лишних денег нет…
— Хозяюшка, голубушка, милая, неужели у вас хватит духу прогнать их?! Смотрите, какие они озябшие, несчастные… Я их к себе на елку прицела… Не гоните, уступите мне вашу кухоньку, — просит-молит моя барыня…
А я рассердилась и стою на своем.
— Низа что! Как хотите, чтоб их у меня на квартире не было! Заведут рев, гам, напачкают, наследят… Людей совестно.
— Хозяюшка, голубушка, эти ребятки и елки-то ни разу в жизни не видали… Так жаль их…
— Обойдите, Любовь Ивановна, весь Петербург… Спросите кого хотите, вам нигде этого не позволят…
— Хозяюшка, добрая, такой праздник — праздник детей… Не гоните их… Позвольте оставить, повеселить, обогреть…
— Что вы заладили — хозяюшка да хозяюшка. Двадцать лет я хозяюшка… Вот что! А только вольничать вам нигде не позволят… В своей провинции делайте, что хотите, а Петербург не такой город! Здесь жизнь аккуратная…
Стоим мы с ней в прихожей, спорим, препираемся… Я свое, она свое. Ребята у нас с перепугу и заревели. Такое меня зло взяло на нее, что и не выскажешь.
Вокруг нас собираться стали. Прибежал Николай Николаевич, пришли две жилички-те, что на железной дороге служат, пришел еще жилец-музыкант — на такой дуде учился играть. И что бы вы думали? Узнали, в чем дело, все стали просить, молить меня этих самых ребят оставить.
Молодуха-то у меня на шее повисла, целует, шепчет: «Знаю, вы, хозяюшка, — ангел, добрая, хорошая, не прогоните… Я вам завтра и полы вымою и все за ними чисто приберу».
Сердце не камень. Махнула рукой: «Делайте, мол, что знаете». Отдала им свою кухоньку: в их клетушку все равно не поместиться. Если сказать правду, то ведь и мне было жаль этих оборванцев. Если я и сердилась, то, конечно, из-за жильцов: боялась их обеспокоить.
Ну, и пошла у нас суматоха. Потащили они этих ребят в мою кухню, стали мыть, чесать, одевать. Грязи-то на них что было — высказать невозможно. Стали мои барыни со всего дома одежду набирать, кто рубашку, кто юбку, кто чулки тащит. Даже и я в свой сундук полезла, достала кофточку старую да платок, хороший, крепкий, и им отдала… Да что про меня говорить! Был у нас жилец военный, кажется, в полковничьем чине — такой суровый, строгий, неразговорчивый, и тот старые сапоги прислал. Позвал меня в комнату и говорит: «Отдайте молодой барыне, может, детям пригодятся». Как не пригодиться: сапоги были совсем хорошие, крепкие, только великоваты…
Сам полковник тоже несколько раз на кухню заглядывал, и ему любопытно было.
Одели мы детей во что пришлось: мальчиков — в дамские кофты и ленточками опоясали, девочке наскоро из передников платьице сделали да платок повязали. Смешные стали ребята, точно ряженые. Сначала хныкали, а потом посмотрели друг на друга и рассмеялись. Три мальчика и девочка… Мальчикам лет по 8, по 10, а девочка совсем маленькая, лет трех — Катюшей звали. Как мы их вымыли, причесали да приодели — такие славные, хорошенькие стали.