Главная » Правописание слов » Гимназистки воспитаны как пишется

Слово Гимназистки воспитаны как пишется - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Поиск ответа

Вопрос № 307617

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное в краткой форме смущена пишется по сложившейся традиции, которая закреплена в словарях. Это отглагольное прилагательное, как и многие другие, не подчиняется правилу. Как раз сейчас Орфографическая комиссия РАН занимается этой проблемой. Надеемся, что правило удастся уточнить.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Как объяснить внучке, чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?

Ответ справочной службы русского языка

Вот что написано в пособии Е. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников» о том, как различить причастия и отглагольные прилагательные:

1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:

Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) — причастие;

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т.к. СВ).

Подскажите, пожалуйста, как правильно: «Количество товара ограниче(НН)о». Дополнений в предложении нет.

Ответ справочной службы русского языка

Вы задали вопрос, на который не так просто ответить, потому что прописанная в руководствах по орфографии рекомендация основана на смысловом критерии, допускающем разные трактовки и приводящем к разным орфографическим решениям. Попробуем сформулировать точки зрения лингвистов коротко.

1. Правильно написание Количество товаров ограничено. В этой фразе отглагольное образование является причастием. Ограничено – это форма глагола ограничить, обладающая глагольным значением ‘поставить в какие-либо границы, рамки; стеснить какими-либо условиями’. Признак ограниченности процессуальный, временный: он существует столько, сколько длится акция. В ситуации, описываемой фразой Количество товаров ограничено, обязательно присутствует какой-то субъект (например, руководитель компании), который ограничил количество товаров.

2. Правильно написание Количество товаров ограниченно. Отглагольное признаковое слово можно считать формой прилагательного ограниченный. В толковых словарях это прилагательное толкуется так: ‘небольшой, незначительный’ (Ограниченные средства. Соль следует употреблять в ограниченном количестве. Ограниченный обзор. Ограниченный круг знакомых. Человек ограниченных способностей) и ‘c недостаточными знаниями, с узким кругозором’ (Очень ограниченный и самоуверенный человек. Ограниченные люди редко сомневаются в своих способностях). В разбираемой фразе реализуется первое значение прилагательного: количество товаров ограниченно означает, что товаров немного, незначительно, мало. И это вполне может быть связано не с волей некоего субъекта, а с тем, что товар просто заканчивается. Соответствует этому рассуждению пример из «Русского орфографического словаря»: наши возможности ограниченны.

3. Есть и еще одна – отчасти примиряющая – позиция. Во фразе возможны оба смысла, они нейтрализуются, то есть не различаются. Пишущий не обязан знать обо всех нюансах ситуации, к тому же они могут быть скрыты (не всегда компания, сообщающая об ограничении товаров, готова обнародовать истинные причины своих действий). Далее рассуждения переносятся с одного частного случая на весь корпус кратких отглагольных образований. При нейтрализации возможны две стратегии нормирования: 1) признать допустимой вариативность написаний, 2) утвердить один вариант – с н или нн. Первая стратегия отражает лингвистическую сущность явления, но она приведет к разнонаписаниям. А это представляется плохим решением и для орфографии, и для пишущих. Вся многовековая эволюция русского письма подчинена движению к унификации, отказу от вариативности, даже лингвистически обоснованной. Например, вполне возможно вариативное написание многих наречий и ученые не раз предлагали узаконить его. Однако всякий раз дискуссия приходила к тому, что орфографическая вариативность неудобна: пишущему все равно придется выбирать между двумя вариантами и двоякие написания будут мешать формированию зрительного облика слова, очень важного для приобретения навыка беглого чтения.

Из сказанного вытекает предложение, сейчас осторожно высказываемое некоторыми лингвистами при обсуждении этой болезненной темы. Можно было бы установить единое написание, не требующее различения кратких причастий и прилагательных. Если такой выбор делать, то закреплять нужно написание с одним н, так как именно варианты с одним н абсолютно преобладают в практике письма. В пользу такого решения говорит и то, что в устной речи мы не используем для подобных слов никаких сигналов «причастности» или «прилагательности» и это никак не мешает взаимопониманию.

Ответ справочной службы русского языка

Уточняем ответ на Ваш вопрос. К сожалению, полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» регламентирует написание кратких форм только для отглагольных прилагательных:

Отметим, что на отыменные прилагательные фактически распространяется то же правило (это не отражено в справочнике, что странно).

Ответ справочной службы русского языка

Если руководствоваться такими рекомендациями, слово востребованный во многих контекстах можно отнести к прилагательным. Оно часто имеет качественное значение ‘нужный, своевременный’ и при этом образовывает сравнительную степень: эти товары востребованнее, чем другие. Из приведенного правила следует, что в востребованный может быть прилагательным и в его кратких формах нужно писать два н.

Однако практика письма иная: в ней абсолютно преобладает написание с одним н. Более того, такое написание соответствует рекомендации «Русского орфографического словаря» РАН. Получается, что с двумя н эта форма не пишется.

Можно предположить, с чем связана словарная фиксация с одним н. В толковых словарях слово востребованный как прилагательное не отмечается, в отличие от воспитанный, избалованный и других отглагольных прилагательных, давно существующих в русском языке. По нашим наблюдениям значение ‘нужный, своевременный’ появилось у слова востребованный относительно недавно. А словари всегда немного отстают от развития языка. Не зафиксированное толковыми словарями прилагательное не попало и в орфографический словарь.

Но почему не распространяется написание с двумя н (по правилу!) в практике письма? Дело в том, что пишущие нарушают правило о кратких причастиях и прилагательных и во многих других случаях. И количество не соответствующих правилам написаний столь велико, что впору задуматься, не говорит ли это о том, что само правило не соответствует норме письма. Может быть, нормой стало написание прилагательных с одним н и только несколько пар типа воспитанавоспитанна еще более или менее устойчиво различаются. Также есть основания предполагать, что это вовсе не изменение нормы, а так было и раньше. Еще Д. Э. Розенталь в своих наиболее полных справочниках отмечал, что есть отглагольные прилагательные, которые пишутся с одним н, а в некоторых случаях выбор н и нн обусловлен синтаксически: при наличии дополнения пишется н, а при его отсутствии – нн.

Вот такая непростая ситуация. Пока правило не изменено, мы рекомендуем писать в соответствии с ним, хотя иногда колеблемся. Однако нужно признать, что на данный момент ни написание н, ни написание нн в кратких формах прилагательного востребованный считать ошибкой нельзя.

Ответ справочной службы русского языка

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- – прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:

Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) – причастие;

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т. к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т. к. сов. вида).

непромокаемые сапоги (прилагательное, т. к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),

непобедимая армия (прилагательное, т. к. глагол победить сов. вида).

Здравствуйте.
По § 65. Подскажите, какие правила нужно знать, чтобы понять написание этих слов.

Ответ справочной службы русского языка

Речь об этом параграфе «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года? Как правило, краткое отглагольное прилагательное можно заменить синонимичным именным оборотом ( девочка воспитанна – у нее хорошее воспитание ), а краткое причастие – глагольным оборотом ( девочка воспитана бабушкой – ее воспитала бабушка ).

Ответ справочной службы русского языка

«Справка» не выполняет домашних заданий.

Подскажите, пожалуйста, расстановку знаков препинания в таком предложении: «Она имеет престижную работу, образованна и воспитанна и чертовски привлекательна.»

Ответ справочной службы русского языка

Добрый вечер. Как написать правильно: Девочка была воспитанна и образованна. или Девочка была воспитана и образованна. или Девочка была воспитана и образована. или Девочка была воспитанна и образована.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _Девочка была воспитанна и образованна_.

Источник

Воспитанно или воспитано как правильно?

В зависимости от части речи в слове пишем одну или две буквы «н».

Правильно

Воспитано, воспитана – правильный вариант написания краткого причастия среднего рода, пишется с одной буквой «н». Обозначает действие и отвечает на вопрос «что сделано?». Согласно правилам в кратких причастиях всегда пишется одна буква «н».
Наше поколение воспитано в старых традициях.
Она воспитана на личных примерах родителей.
Их воля воспитана тяжелой борьбой за жизнь.

Воспитанно, воспитанна – правильный вариант написания краткого прилагательного среднего рода, пишется с двумя буквами «н». Обозначает признак предмета и отвечает на вопрос «какое?». Образовано от полного прилагательного «воспитанный». Согласно правилам русского языка в кратких прилагательных пишется столько букв «н», сколько и в полном, от которого оно образовано.
Новое поколение не очень воспитанно.
Яна не могла принять такое решение, она очень воспитанна для этого.
Девушка воспитанна и покорна.

Воспитанно – правильный вариант написания наречия, пишется с двумя буквами «н». Отвечает на вопрос «как?». Образовано от прилагательного «воспитанный». Согласно правилам, в наречии пишется столько букв «н», сколько и в прилагательном от которого оно образовано.
Это выглядело мило и воспитанно.
Девушка воспитанно замолчала.

Источник

Воспитана или воспитанна, как правильно пишется?

Ответов может быть два — воспитана и воспитанна. Общее у этих слов то, что оба имеют имеют значение признака (отвечают на вопрос «какая?») и действия (образованы от глагола «воспитать»). Но эти значения в словах неравноправны. В зависимости от того, какое из них доминирует, определяется частеречная принадлежность слова (прилагательное или причастие) и выбор между Н-НН.

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. воспи́танный воспи́танное воспи́танная воспи́танные
Рд. воспи́танного воспи́танного воспи́танной воспи́танных
Дт. воспи́танному воспи́танному воспи́танной воспи́танным
Вн. одуш. воспи́танного воспи́танное воспи́танную воспи́танных
неод. воспи́танный воспи́танные
Тв. воспи́танным воспи́танным воспи́танной воспи́танною воспи́танными
Пр. воспи́танном воспи́танном воспи́танной воспи́танных
Кратк. форма воспи́тан воспи́танно воспи́танна воспи́танны

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a(1). Сравнительная степень — воспи́таннее.

Корень: -воспит-; суффиксы: -а-нн; окончание: -ый [].

Родственные слова

Правила

Воспитана и воспитанна пишется с «н» и «нн» в зависимости от части речи, к которой принадлежит слово.

Прилагательное «воспитанный» может образовать краткие формы, различающиеся родовой принадлежностью.

Краткая форма прилагательного «воспитанна» сохраняет написание «нн», как и полная форма прилагательного.

В этом сообщении используется краткая форма причастия: молодежь что сделана? воспитана.

У причастия имеется зависимое слово: воспитана как? в строгости.

Краткая форма причастия «воспитана» пишется с одной буквой «н» согласно правилу орфографии.

И страдательное причастие «воспитанный» (прошедшего времени), и совпадающее

с ним по форме отглагольное прилагательное образуются от глагола переходного несовершенного вида «воспитать» посредством суффикса «-нн-«.

Это полные формы слова для обеих частей речи. Так что при их употреблении не ошибёшься на письме.

Другое дело, когда используются краткие формы этих же слов, в которых количество «н» зависит от принадлежности слова к той или иной части речи.

Так, краткие формы причастия страдательного, в соответствии с орфографическими правилами нашего русского языка, пишутся с одним н — воспитана, воспитано и воспитаны.

А вот краткие формы прилагательного (и однокоренное наречие) сохраняют суффикс исходного имени прилагательного —воспитанна, воспитанно и воспитанны.

И здесь могут возникать досадные ошибки за счет смешения этих форм, что обычно происходит, когда не вникает пишущий в смысл сказанного, когда неправильно задаются вопросы к употребляемым словам.

1) Девушка настолько воспитанна и образованна, что с ней приятно было разговаривать.

Здесь выделенные слова можно заменить другими прилагательными (например, тактичная, умная, доброжелательная), к этим словам можно поставить вопрос прилагательного «какова?

Это краткое отглагольное прилагательное, в нем пишется столько «н», сколько было в слове, от которого оно образовано: воспитанная => воспитанна.

2) Зоя Космодемьянская воспитана комсомолом и советской школой.

В этом предложении употреблена краткая форма страдательного причастия, потому что дается ответ на вопрос «кем?», то есть слово сочетается с падежом творительным действующего лица.

Здесь слово «воспитана» — краткая форма страдательного причастия, поэтому следует писать с одним «н».

Оба варианты написания возможны.

Сразу начну с примеров.

Источник

Кто вы — парфетка или мовешка? Как воспитывали аристократок в женских гимназиях

Первые специальные учебные учреждения исключительно для женщин в России были открыты во время правления императрицы Марии Фёдоровны. В них царили довольно суровые порядки и правила, вплоть до того, что девушкам не разрешали видеться с родными до окончания обучения.

Фактрум знакомит читателя со строгим процессом обучения кисейных барышень, жестоко наказываемых за малейшую провинность.

Картина Михаила Петрова «Пансионерки», 1872 год.

Чему обучали гимназисток

В гимназию девочки поступали в возрасте восьми-девяти лет, и с этого момента начиналось их обучение наукам и этикету. Существовал ряд обязательных и необязательных дисциплин. В первую группу входили обучение словесности, изучение литературы и Закона Божьего, геометрия, математика, география, физика. Необязательным было изучение немецкого и французского языков, а также танцы, музыка, пение и рисование. Однако большинство гимназисток всё-таки брали необязательные предметы, ведь в то время ценились девушки, умеющие красиво танцевать и петь.

Некоторая часть уроков отводилась тому, что девушек учили вести домашнее хозяйство и самостоятельно ухаживать за собой. Кроме того, девушки ежедневно по утрам занимались гимнастикой, а по вечерам — рукоделием под надсмотром наставниц.

Поведение гимназисток

Барышень обучали изящным манерам, этикету и правильной речи. Однако это не мешало им время от времени устраивать проказы и не слушаться учителей. За любое нарушение дисциплины девушек наказывали, например, ставили у доски до окончания урока или велели стоять в столовой во время обеда, или же заставляли стоять несколько часов на коленях на рассыпанных по полу еловых шишках. Частых возмутительниц спокойствия называли мовешками (от французского «mauvaise», что переводится как «дурная»). Попасть в их число можно было за малейшую провинность, к примеру, за незаправленную постель в общей спальне или за выбившийся локон из причёски.

Тех же девушек, что прилежно учились, изящно двигались, делали реверансы и соблюдали все правила, называли парфетками («совершенство» по-французски). Но многие девушки бунтовали против правил гимназии абсолютно сознательно, поскольку считалось, что мовешки намного интереснее, чем парфетки.

Распорядок дня

Гимназистки, независимо от возраста, поднимались в шесть утра и шли умываться ледяной водой. Температура в общих спальнях поддерживалась на определённом уровне, она была довольно низкой, что считалось полезным для здоровья. После умывания и скудного завтрака была гимнастика, а после неё начинались восемь уроков, длящихся до самого вечера. Занятия прерывались на обед и ужин, которые не отличались особым разнообразием, изо дня в день девушкам давали одно и то же, уменьшая порции по средам и пятницам, а также во время постов.

Свободного времени у учениц гимназий было катастрофически мало, и в основном они тратили его на чтение книг или общение друг с другом. По ночам в спальнях был введён строгий запрет на разговоры, но часто ученицы не сдерживались и шёпотом рассказывали друг другу страшные истории об отрубленных руках, чёрных рыцарях и белых дамах.

Что было с воспитанницами после выпуска из гимназий

С приближением выпуска из гимназии все гимназистки задумывались о своём будущем. Многие из них хотели бы продолжить обучение наукам и получить высшее образование, чтобы обрести профессию. Но доступ к высшему образованию девушки смогли получить только в начале двадцатого века, когда были учреждены высшие учебные заведения для женщин.

А до этой поры девушки выпускались из гимназий совершенно не приспособленными к жизни. Во время обучения гимназисток ограждали от внешнего мира, им даже запрещалось видеться с родителями до выпускного вечера. Поэтому, оказавшись в новом и неизведанном мире, девушки часто терялись и могли вспомнить лишь о том, как нужно кокетничать с мужчинами. Некоторые бывшие гимназистки успешно выходили замуж, другие же долго не могли найти своё место в жизни.

Но были среди выпускниц и женщины, сумевшие добиться признания. Например, выпускница Смольного института благородных девиц Прасковья Гагарина стала первой женщиной-воздухоплавательницей в России, а гимназистка баронесса де Боде в 1917 возглавила отряд юнкеров. Ещё одна девушка из этой же гимназии, Ксения Эрдели, завоевала славу очень талантливой арфистки.

Источник

Вопрос о том, как правильно писать «трех» или «троих», не имеет однозначного ответа.

Попробуем разобраться, как писать верно, исходя из некоторых правил и традиций.

Часть речи

Рассматриваются количественное и собирательное числительные соответственно. Причем в родительном падеже. В дательном дилемма примет вид «трем» или «троим».

Надежнее просклонять. Интересны буквы после «тр-».

Правило для написания «трех»

Обычно используется с одушевленными существительными женского рода и неодушевленными предметами. Ударение на единственный слог.

«Встретились с подругой, вроде недавно сама консерваторию окончила, а уже ведет трех учениц».

«Сама еще ростом метр с кепкой, но воспитывает трех сестер наравне с мамой и старшим братом».

«Надо разрезать пирог на три части и пропитать разными кремами».

«Трех лет недостаточно для устройства счастливой судьбы трех глуповатых и невзрачных племянниц».

«Для поддержания на первый взгляд сложного хозяйства хватало усилий трех хрупких женщин».

Когда пишется числительное «троих»

Употребление собирательных числительных не считается предпочтительным (кроме взаимодействия с местоимениями). Скорее собраны допустимые варианты.

В большинстве случаев возможна замена на количественное. Хоть и с корявым звучанием, но без формальной ошибки.

С одушевленными существительными мужского, среднего и общего рода. Рекомендуется, если в начальном виде последние оканчиваются на «-а»:

«Из ворот вывели троих мужчин, посадили в разные автомобили и отправили по местам дислокации».

«Факир выдувал двухметровые струи пламени, а троих медведей заставили плясать вприсядку».

«Девушки перебирали и увязывали в пучки зелень, троих же юношей назначили грузчиками».

Со словами, не имеющими единственного числа. Примеры предложений:

«Ночью конвой попал в буран, и к утру начальник партии недосчитался троих саней из последней связки».

«Из отведенных на размещение троих суток двое ушли на поиск относительно сухого места».

С существительными в смысле «человек»:

«Троих студентов сразу отправили на кухню, иначе вечером бригада рисковала остаться без ужина».

«Троих мальчиков расселили в палатках, потому что в жилых корпусах не хватало места».

«Для обслуживания пятидюймовой пушки комбат выделил на этот раз всего троих людей».

С личными местоимениями или если применяются как таковые:

«Мальчики не могли сказать, кто именно первым обнаружил клад, поэтому поделили на троих».

«Вчера в городе видели военных, хотя увольнительные не выписывались, поэтому вас троих отправят на гауптвахту».

Допустимы оба варианта. Но чаще более корректно выглядит второй.

«Дитя» – среднего рода. Но некоторые спорят, что общего. Сути дела это не меняет:

«Первой на выход отправили мать троих детей, проигнорировав ее преимущественные права».

«Трех детей из группы забрала старшая воспитательница, мотивировав неопытностью коллеги».

Заключение

Рассматривая вопрос, как писать «по трое» или «потрое», отметим, что это предлог с собирательным числительным.

Пишем всегда раздельно.

Аналогично образованные числительные с предлогами пишутся таким же образом:

«Разбейтесь в группы по трое, выберите старшего».

Мы любим ходить в магазин по двое, реже ходим по одному».

Ситуация с собирательными числительными всегда выглядит несколько сложной. Лучше их по возможности избегать в связке с существительными.

В дополнение к приведенным рекомендациям и примерам предложений полезно использовать личное чувство языка.

Читайте также, как пишется «тремя».

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Гимназистки воспитаны как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Гимназистки воспитаны как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Гимназистки воспитаны как пишется:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *