Главная » Правописание слов » Глиняные свистульки как пишется

Слово Глиняные свистульки как пишется - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

«ГлиняНый» или «глиняННый» – как правильно пишется?

В правописании прилагательных много подводных камней, поэтому нужно учить правила и строго следовать им на письме. В каком случае следует ставить одну букву н, а в какой ситуации две, подскажут основы орфографии.

Грамматическое описание

Как пишется глиняный, а как стеклянный, оловянный, деревянный, в чем отличия между ними – все содержится в едином правиле. Указанные слова являются нарицательными, относительными прилагательными, отвечающими на вопрос: какой? Непостоянные признаки: род, число, падеж. Начальная форма всех указанных слов: мужской род, единственное число, именительный падеж. В предложениях они являются второстепенными членами (согласованными определениями) и подчеркиваются волнистой линией. Например:

В детстве у меня было много замечательных глиняных игрушек, доставшихся еще от старшей сестры.

На Новый год Сереже подарили долгожданный набор оловянных солдатиков.

Наличие единичной «н» типично, а написание двух букв выходит за рамки правила, то есть является исключением, доказывающим истинность самого утверждения.

Грамматические признаки схожи, а написание суффиксов разное.

Также для понимания лингвистических особенностей важен тот факт, что слово с проблемным написанием образовано суффиксальным способом от существительного глина.

Лексическое значение: признак предмета, сделанного из глины. Например, речь может идти об игрушке, фигурке, чашке, кувшине.

Объяснение правописания

Примеры предложений

На уроке изобразительного искусства дети с увлечением расписывали красками глиняные дымковские игрушки.

Глиняная ваза стояла на краю письменного стола.

Бабушка разливала надоенное парное молоко по глиняным кринкам.

Источник

Значение слова «свистулька»

1. Дудочка, издающая звук, подобный свисту. Казалось, что из рук изувеченного, скрючившегося Сашки жалкая, наивная свистулька пела на языке, к сожалению, еще не понятном ни для друзей Гамбринуса, ни для самого Сашки. Куприн, Гамбринус.

2. Детский игрушечный свисток. На улицу отовсюду высыпали мальчишки. Они дули в свистульки и бесновались. Павленко, Баррикады. На откинутой крышке ящика висели на гвоздиках пестрые игрушки — свистульки, шарики на резинке, целлулоидовые куколки. Паустовский, Во глубине России.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

СВИСТУ’ЛЬКА, и, ж. (разг.). 1. Маленький, преимущ. игрушечный свисток. 2. Детская игрушка в виде лошадки, птицы и др. из глины с отверстиями для свиста.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

свисту́лька

2. разг. детский игрушечный свисток

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова заутреня (существительное):

Источник

ЧИСТЫЙ ЗВУК ГЛИНЯНОЙ СВИСТУЛЬКИ

А. БОНДАРЬ (г. Вологда). Фото автора.

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям.

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания.

«Пичужку» каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов. Мне известен способ изготовления свистульки, где не нужен никакой инструмент, кроме рук.

Когда спрашивают, как сделать свистульку, приходится объяснять, что процесс лепки можно показать за 15-20 минут, но при этом не научить делать свистковое устройство. Успех в изготовлении свистульки приходит тогда, когда человек четко представляет природу возникновения звука.

Бывает и так, что звука не получается. Тогда надо, пока глина не затвердела, разрезать свистульку струной или крепкой ниткой вдоль на две равные части и сравнить полученный результат с представленным здесь рисунком.

Глиняная свистулька может стать маленьким произведением искусства. Лепка дает простор для фантазии. Оправданы детали, подчеркивающие декоративный либо харaктерный элемент образа. Чистота звука свистка в этом случае для некоторых авторов не столь важна.

Иное дело, когда работаешь с музыкальны м инструментом. Окарина должна привлекать красивой формой, лаконичными линиями, высоким качеством звучания. Для нее идеально подходит форма традиционной кирилловской утицы. Утилитарное значение этой фигурки (сбор воды с лотка подоконника) сегодня утратило смысл. Трансформировал кирилловскую утицу в окарину народный мастер из г. Череповца гончар Сергей Феньвеши.

И стар и млад находят в работе с глиной отдушину. Советую и вам приобщиться к этому удивительному ремеслу.

«Наука и жизнь» о глиняной игрушке:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

ГЛИНЯНЫЕ СВИСТУЛЬКИ

ГЛИНЯНЫЕ СВИСТУЛЬКИ

СВИСТУЛЬКА – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины.

Развитие свистульки пошло по 2-ум направлениям :

1. духовой музыкальный инструмент

2. Народная игрушка

Духовой музыкальный инструмент

Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Выполняется в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По некоторым оц енкам, инструменты, подобные окарине, появились примерно 12000 лет назад. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати изобрёл современную форму этого инструмента. Название взято из итальянского языка, где означает гусёнок.

Из чего делают свистульки

Для изготовления свистулек используют глину.

Глина — мелкозернистая осадочная горная порода.

В состав глины входят различные минералы:

Из хорошо промятой глины лепили игрушки.

Как появляется звук в свистульках

Этапы лепки свистульки

Используют технику налепа – способ изготовления глиняного изделия путем присоединения деталей к некой основе. Т.е. к корпусу глиняного свистка прилепляются последовательно: сверху шея и голова, снизу две ножки, по бокам два крыла – так вылепляются или рождаются из-под рук народных мастеров все глиняные игрушки.

1. Для создания свистульки нам понадобится: кусок глины, баночка с водой, тряпочка и стеки

2. Хорошо проминаем глину, чтобы в ней не остались пузырьки воздуха

3. Разделяем кусочек на два комочка: один побольше, другой поменьше

4. Придаем форму свистульке

5. Лепим тело свистульке

6. Придаем форму головки нашей свистульке

7. Намечаем стеком детали: клюв, глазки, хохолок

Источник

История одного предмета: игрушки-свистульки

Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.

Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.

На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание про­стейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изоб­ражения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Ле­пилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Сек­рет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного располо­жения воздуходувного канала в мундштуке и на­ходившегося под ним отверстия для выхода час­ти воздуха.

Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значи­тельно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части иг­рушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.

В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.

Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музицирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.

Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.

На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.

Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Глиняные свистульки как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Глиняные свистульки как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Глиняные свистульки как пишется:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *