Главная » Правописание слов » Гоголь написал ночь перед рождеством а чайковский создал оперу на этот сюжет как она называлась

Слово Гоголь написал ночь перед рождеством а чайковский создал оперу на этот сюжет как она называлась - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Гоголь написал ночь перед рождеством а чайковский создал оперу на этот сюжет как она называлась

П.И. Чайковский опера «Черевички»

Краткое содержание оперы Чайковского «Черевички» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Вакула тенор кузнец Солоха меццо-сопрано мать Вакулы, моложавая вдова, про которую идёт слух, что она ведьма Бес баритон нечисть из преисподней Чуб бас пожилой казак Оксана сопрано дочь Чуба, возлюбленная Вакулы Панас тенор кум Чуба Пан Голова бас кум Чуба Школьный учитель тенор прибыл в Диканьку после обучения в бурсе Светлейший князь Потёмкин баритон фаворит императрицы Екатерины II Церемониймейстер бас придворный чиновник, следящий за порядком церемоний

Краткое содержание «Черевичек»

События оперы происходят в XVIII веке в украинском посёлке Диканьке и столице России Санкт-Петербурге.

Диканька. Вечер накануне Рождества. Чистое небо, покрытое яркими звёздами, украшает рогатый месяц. На улицу выходит Солоха, за ней тихонечко крадётся Бес. Заметив сатану, вдова заигрывает с ним, а затем уходит в хату. Остановившись возле двери, Бес размышляет о том, что прибыл из пекла, чтобы свести счёты с сыном Солохи Вакулой. Дело в том, что проклятый кузнец очень неприглядно разрисовал его на стенах церкви. Теперь черти в аду издеваются над ним и хохочут. Бес решил устроить вьюгу, чтобы помешать влюблённому Вакуле встретиться с красавицей Оксаной.

Из трубы дома на помеле вылетает ведьма – Солоха, за ней в поднебесье устремляется сатана, по пути воруя месяц. На землю опускается непроглядная тьма, которая мешает казаку Чубу и его куму Панасу найти дорогу к хате Дьяка.

В это время дочь Чуба Оксана, поджидая подруг, нарядилась и любуется собой, глядя в зеркало. Незаметно в хату входит Вакула и восхищённым взглядом смотрит на любимую девушку. Увидев кузнеца, Оксана начинает подтрунивать над ним, Вакула же признаётся ей в любви. Капризная красавица уходит в другую комнату. Между тем домой возвращается Чуб, но Вакула не узнаёт его в темноте и выпроваживает из собственного дома. Оксана тоже выгоняет кузнеца, но оставшись одна, загрустила: она поняла, что любит Вакулу.

Солоха с Бесом после прогулки по небу вернулись в хату. У них прекрасное настроение, однако как только начинается веселье раздаётся стук в дверь, и один за другим в доме вдовушки появляются гости: Пан Голова, Учитель и Чуб. Чтобы поклонники Солохи не встретились друг с другом, предприимчивая хозяйка прячет их в мешки. Домой возвращается Вакула, увидев расставленные кули, кузнец не замечая тяжести, взгромоздив их на спину, уносит из хаты.

В рождественскую ночь парубки и девушки, колядуя, разгуливают по улице. К ним присоединяется Оксана вместе с подружкой Одаркой. Навстречу веселой толпе идёт Вакула с мешками за плечами. Своенравная красотка вновь начинает подшучивать над кузнецом, при всех заявляя, что если Вакула принесёт черевички от самой царицы, то она, не раздумывая, станет его женой. Обиженный укорами любимой девушки, кузнец бросает на снег тяжёлые мешки, оставляя только один небольшой, прощается с хлопцами и направляется к реке. Любопытные юноши развязывают кули и весело хохочут, когда из них один за другим вылезают пан Голова, Чуб и Учитель.

Погружённый в горькие раздумья, Вакула приходит к реке. Он сбрасывает с плеч мешок, из которого выскакивает бес. Забравшись кузнецу на спину, сатана обещает парню, что любимая девушка будет его, если тот взамен отдаст свою душу. Однако Вакула перехитрил Беса, оседлал его и приказал лететь прямо в Санкт- Петербург во дворец к царице.

Сатана вместе с кузнецом приземлился во дворцовой приёмной. Бес спрятался, а Вакула разговорился с только что пришедшими запорожцами, которым соизволил оказать приём сам Светлейший.

Все проходят в тронный зал. Потёмкин извещает о новой славной победе русской армии, а затем благосклонно беседует с казаками. За разговором, между делом, Вакула просит у Светлейшего царские черевички для своей невесты. Получив подарок, счастливый кузнец вместе с Бесом устремляется домой, к своей ненаглядной невесте.

Праздничное рождественское утро. Убитая горем Солоха у кузни оплакивает своего сына, который, как говорят, наложил на себя руки. Рядом стоит страдающая по Вакуле Оксана. Звучит колокольный перезвон и народ выходит из церкви. Девчата и хлопцы зовут Оксану с собой погулять, но она заплаканная уходит прочь. Вдруг появляется Вакула, и, поднеся подарки Чубу, просит руки его дочери. Задобренный отец соглашается. Подошедшая Оксана не верит своим глазам, ей ничего не нужно, ведь она и так очень сильно любит кузнеца. Все собравшиеся радостно поздравляют невесту и жениха.

Продолжительность спектакля
I- II Акт III- IV акт
80 мин. 60 мин.

Интересные факты

Популярные номера

Песня кузнеца Вакулы «Слышит ли, девица, сердце твоё»

Ария Оксаны «Цвела яблонька в садочке»

Дует Солохи и Оксаны «Кто говорит…»

История создания «Черевичек»

1 февраля 1871 года российская музыкальная культура понесла тяжёлую утрату. Из жизни ушёл Александр Николаевич Серов – замечательный композитор, автор опер Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила». За год до его кончины правление Русского музыкального общества г. Петербурга поручило маэстро сочинить оперу на либретто, которое специально для этого проекта написал прославленный литератор Яков Полонский по мотивам повести Николая Гоголя «Ночь перед рождеством». Однако из-за внезапной смерти композитора данный замысел не был осуществлён. В 1873 году РМО объявило конкурс на написание этой оперы, в котором Пётр Ильич Чайковский решил принять участие.

Композитора к новой работе побуждали и другие причины. Пётр Ильич, часто бывавший в Украине, хорошо знал культуру и быт проживающего там народа: его привлекал мелодизм местного фольклора. Сочинять оперу Чайковский уехал в Каменку, к своей любимой сестре Александре Ильиничне Давыдовой. Работа над новым произведением, которое называлось «Кузнец Вакула» началась в июне, а закончилась уже в августе 1874 года. В конкурсную комиссию, возглавляемую светлейшим князем Константином Николаевичем, входили такие авторитетные музыканты, как Н.А. Римский-Корсаков , Э.Ф. Направник и А.Г. Рубинштейн. Претендентов на получение главной премии в размере 1500 рублей насчитывалось шесть человек, однако жюри в своём мнении было единодушно и вознаграждение присудило Петру Ильичу. В этом творческом состязании композитора прельщало то, что постановку оперы обещали поставить в Мариинском театре.

Премьерный спектакль готовили тщательно, но то, что Чайковский увидел на сцене во время первого представления в ноябре 1876 года, его совершенно не порадовало. Публика тоже недоумевала, так как ожидала услышать лёгкую музыку в жанре комической оперы, а увидела серьёзное произведение, где на первый план была выведена любовь Оксаны и Вакулы. Сценическая жизнь «Кузнеца Вакулы» была весьма непродолжительной: в течение нескольких сезонов было сыграно всего 18 спектаклей.

Закончив новую редакцию оперы, Пётр Ильич рассчитывал, что с её постановкой не будет никаких проблем, однако, несмотря на доброжелательное отношение директора императорских театров Всеволожского, премьерное исполнение спектакля по различным причинам оттягивалось. Чайковский так переживал за постановку, что сам встал за дирижёрский пульт, хотя делать этого очень не любил. И вот, в Большом театре 19 января 1887 года, сопровождаемая оглушительными овациями, состоялась долгожданная премьера. Однако из-за отсутствия сборов, выдержав всего семь спектаклей, «Черевички» были сняты с репертуара и при жизни Чайковского более не исполнялись.

Постановки

Несмотря на то, что первая постановка оперы «Черевички» триумфально прошла в Большом театре, её судьба на сцене поначалу складывалась не очень удачно. После премьерных спектаклей это произведение Петра Ильича вернулось на театральные подмостки только через год, и то по случаю гастролей в Москве именитых артистов из Мариинского театра Мидеи и Николая Фигнер.

Несколько представлений были успешно даны с 15 февраля по 6 марта 1888 года. Более «Черевички» при жизни великого маэстро не ставились ни в одном театре. Про оперу вспомнили лишь через четырнадцать лет, и в 1902 году поставили в «Московском товариществе артистов частной русской оперы». Премьера состоялась в конце января, оркестром дирижировал Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов. Успех спектакля привлек внимание дирекции Мариинского театра, и «Чародейка» в 1906 году под управлением Эдуарда Францевича Направника была поставлена в Санкт- Петербурге, однако в репертуарный список театра она всё же не вошла. Опера обрела счастливую жизнь лишь на сценах советских театров. Её успешно ставили в разных городах, но особенно удачным был спектакль Большого театра в 1941 году. Оркестром руководил выдающийся музыкальный деятель Александр Шамильевич Мелик-Пашаев. Сегодня «Чародейка» входит в репертуар многих театров. В последнее время особенно яркими были постановки Камерного музыкального театра под управлением режиссера Бориса Покровского в 2009 году, а также Нижегородского театра оперы и балета в 2013 году.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Петр Ильич Чайковский «Черевички»

Источник

Гоголь написал ночь перед рождеством а чайковский создал оперу на этот сюжет как она называлась

Комико-фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» написано Я. Полонским.
Первое представление оперы (под названием «Кузнец Вакула») состоялось 24 ноября 1876 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. После переработки исполнена под новым названием «Черевички» 19 января 1887 года в Москве на сцене Большого театра; дирижер П. И. Чайковский.

Действующие лица:

Действие происходит в Диканьке на Украине и в Петербурге в конце XVIII века.

Первое действие

Первая картина. Канун рождества. В ясный зимний вечер вышла на пустынную улицу Диканьки мать кузнеца Вакулы — Солоха. По дородной вдове уже давно вздыхают богатый казак Чуб, Школьный учитель, Голова. Но на этот раз у Солохи не совсем обычное свидание: за ней ухаживает не кто иной, как Бес из пекла. Дело быстро идет на лад, и друзья сговариваются вместе прогулять ночку. У Беса — свои счеты с Вакулой: кузнец намалевал его в церкви в самом неприглядном виде. Догадливый Бес поднимает вьюгу, чтобы помешать встрече Вакулы с дочкой Чуба, пригожей Оксаной. Следуя за летящей верхом на помеле Солохой, Бес крадет по дороге месяц. Во внезапной тьме, среди крутящихся снежных вихрей появляются Чуб с приятелем. Они безуспешно ищут дорогу и направляются, наконец, на огонек щинка.

Вторая картина. Оксана у себя в хате наряжается, ожидая подруг. Входит Вакула. Неласково встречает его капризная красавица. Ей весело испытывать свою власть над статным кузнецом, доводить его до отчаяния и вдруг утешить словно невзначай кинутым ласковым словом. Для Вакулы же Оксана — самое дорогое существо на свете, за нее ему и жизнь отдать не жаль. Оксана не хочет слушать признания кузнеца. Чтобы подразнить его, девушка убегает. Только скрылась она в другой комнате, как является сильно подвыпивший Чуб. Не узнав хозяина дома, кузнец выгоняет его, и растерявшийся Чуб уходит, решив, что спьяна попал не в свою хату. Возвращается Оксана. Еще никогда не шутила она с Вакулой так зло. Только приход колядующих девушек и парубков прерывает ее недобрую игру. Но стоило Вакуле уйти, как жалость и невольный страх потерять его берут верх в душе Оксаны. И девушка сама не понимает себя: «люблю его, а мучу. »

Второе действие

Первая картина. Длится все та же ночь перед рождеством. Один за другим являются к Солохе ее поклонники — Бес, Голова, Школьный учитель из бурсаков и, наконец, Чуб. Каждый раз объяснение в любви прерывается появлением нового гостя, и Солоха вынуждена прятать незадачливых поклонников в мешки. Входит Вакула. Горько пожаловавшись на свою участь, он перекидывает мешки через плечо и рассеянно выносит их из хаты.

Вторая картина. Девушки и парни колядуют на улице. Среди них и Оксана. Веселье, шутки, смех. Появляется Вакула с мешками. Шаловливая Оксана при всех обещает выйти за кузнеца замуж, если он подарит ей такие же черевички, какие носит сама царица. Потрясенный насмешкой, Вакула кладет наземь тяжелые мешки и убегает, чтобы никогда больше не возвращаться. Из мешков, к общему изумлению, вылезают один за другим поклонники Солохи, полные негодования на коварную вдову.

Третье действие

Первая картина. Берег занесенной снегом речки, куда пришел топиться в проруби кузнец. Из последнего мешка, захваченного им с собою, выскальзывает Бес, решивший, что теперь Вакула в его руках. Но сметливый кузнец одерживает верх над недалеким Бесом. Оседлав его, он приказывает везти себя в Петербург, за царицыными черевичками.

Оркестровый эпизод между первой и второй картинами рисует фантастическую воздушную скачку Вакулы верхом на Бесе.

Вторая картина. Приемная во дворце. При содействии Беса Вакуле удается войти в доверие к посланцам от запорожского войска, ожидающим приема у Светлейшего (князя Потемкина). Они берут Вакулу с собой.

Четвертое действие

Утро в Диканьке. Народ толпится у опустелой кузницы. Плачут-причитают Солоха и Оксана по сыне и милом дружке, безвестно сгинувшем в эту ночь. Оксана всей душой полюбила кузнеца. Неожиданное появление Вакулы делает ее счастливой. И без черевичек готова она выйти за него замуж.

Чуб принимает сватовство кузнеца и мирится с ним. Народ славит Вакулу с Оксаной и желает им счастья на долгие годы.

История создания

В 1870 году дирекция Петербургского русского музыкального общества заказала А. Н. Серову оперу на сюжет «Ночи перед рождеством» Гоголя. Ввиду внезапной смерти композитора (1871) был объявлен конкурс имени Серова на сочинение названной оперы на либретто известного поэта Я. П. Полонского (1819—1898). Чайковский принял в конкурсе участие. Опера под названием «Кузнец Вакула» писалась с увлечением и через три месяца была закончена. В 1874 году жюри в составе крупнейших композиторов и авторитетных музыкантов — Н. А. Римского-Корсакова, Э. Ф. Направника, А. Г. Рубинштейна единогласно решило присудить Чайковскому сразу две премии — первую и вторую. Поставленная на сцене петербургского Мариинского театра 24 ноября (6 декабря) 1876 года, опера была тепло принята публикой. Однако требовательный к себе композитор спустя десять лет переработал ее и переименовал в «Черевички». Вторая редакция была дополнена новыми сценами, более развитыми стали музыкальные характеристики героев. Премьера, состоявшаяся в московском Большом театре 19 (31) января 1887 года, упрочила успех произведения. Дирижировал «Черевичками» автор, впервые вставший за дирижерский пульт. Интерес к произведениям Гоголя Чайковский испытывал на протяжении всей своей жизни, однако «Черевички» остались единственной его «гоголевской» оперой. На основе повести, поэтично рисующей жизнь украинского народа («Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в свет в 1831—1832 годах), Полонский написал удачное, по словам композитора, либретто, в котором значительно усилил лирическую линию, связанную с Оксаной и Вакулой, развил сцены Солохи с Бесом, местами же сохранил подлинный гоголевский текст.

Музыка

«Черевички» носят подзаголовок — «комико-фантастическая опера». На фоне красочных образов украинской природы и народного быта в ней развертывается трогательная история Оксаны и Вакулы. Эта история рассказана композитором с задушевным лиризмом и тонким юмором. «Черевички» — одна из немногих опер Чайковского, главные герои которой простые люди из народа и где большое место отведено бытовым сценам.

В увертюре даны музыкальные характеристики представителей реального и фантастического мира.

Первая картина первого акта открывается песней Солохи «Ой, как светит месяц», в которой лирическое созерцание сменяется оживленной, бойкой пляской. Искрящаяся юмором сцена сговора Солохи с Бесом пронизана острыми танцевальными ритмами; ее вершиной является дуэт Солохи и Беса «Оседлаю помело», выдержанный в движении неистового галопа. Ария Беса «Гей вы, ветры буйные» напоминает таинственные древние заклинания. Картина завершается симфоническим эпизодом бури.

Задумчивое ариозо Оксаны в начале второй картины «Цвела яблонька в садочке» (подлинная народная украинская мелодия) передает изменчивые настроения девушки: задушевное обращение к портрету покойной матери сменяется лукавым кокетством. Признание Вакулы «О, что мне мать, что мне отец», полное любви и нежности, говорит о его решительности. Дуэт — ссора Оксаны и Вакулы — развертывается на фоне хора колядующих.

В первой картине второго акта в сцене Солохи с поклонниками каждый получает рельефную музыкальную характеристику (гопак у Беса, важные и степенные мелодии у Головы, церковные напевы у Школьного учителя, любовные мелодии у Солохи и Чуба). Нарочитая серьезность квинтета перепуганных гостей усиливает комизм положения. Контрастно звучит горестно тоскливое ариозо Вакулы «Ах, мне опостыл и дом родимый».

Сочной народной сценой начинается вторая картина. В основе хора — народная обрядовая песня-колядка; в средней части хора — лирическая песня, протяжная и задумчивая, контрастирующая с веселой пляской. Оркестр имитирует наигрыши народных инструментов. Песня Оксаны «Черевички невелички» проникнута задором и юношеским огнем. Картина завершается острой комедийной сценой (появление Головы, Школьного учителя и Чуба из мешков).

Оркестровое вступление к первой картине третьего акта рисует поэтичный зимний пейзаж. Ария-песня Вакулы «Слышит ли, девица, сердце твое» — трогательная, полная глубокого чувства дума. Музыка полета Вакулы и Беса использует мотив дуэта Беса и Солохи «Оседлаю помело» из первого акта.

В центре второй картины — хор запорожцев.

В третьей картине блестящий полонез и изящный менуэт в духе музыки XVIII века воссоздает обстановку придворного бала. Венчают картину русский танец и пляска запорожцев, напоминающая украинский казачок.

Четвертый акт начинается горестным плачем Солохи и Оксаны, близким к народным причитаниям. Жизнерадостный заключительный хор написан в характере светлой народной песни.

Еще до постановки «Опричника» композитор начинает думать о следующей опере — «Кузнец Вакула» по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (либретто Я. П. Полонского) (Как известно, либретто предназначалось первоначально для А. Н. Серова. В начале 1874 года РМО объявило конкурс на написание оперы на этот текст. Первая и единственная премия была присуждена Чайковскому.), увлекшей его поэтичностью изображения народного быта, мягким незлобивым юмором в обрисовке простых людей из народа, сочетанием яркого жанрового колорита с наивной простодушной фантастикой, наконец, тем полным светлого воодушевления «лирическим разгулом», который находил в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Белинский. Написанная с необычайной быстротой, «на одном дыхании» (июнь — август 1874 года), опера оставалась всегда одним из любимейших автором произведений.

Для Чайковского, часто бывавшего на Украине, хорошо знавшего и любившего ее природу, быт, народные песни и игры, привлекательной была возможность широкого использования в опере элементов украинского фольклора. Музыка «Кузнеца Вакулы» насыщена песенными интонациями и ритмами народных плясок, нередко вызывая прямые непосредственные ассоциации с теми или иными образцами народного украинского творчества. Таковы и большие красочные народные картины (среди которых особенно выделяются сцена колядования и веселых игр молодежи во второй картине второго действия, а также хор кобзарей, славящих жениха и невесту, в финале оперы), и многие моменты в партиях отдельных действующих лиц. Вместе с тем Чайковский редко прибегает к «цитатному» использованию фольклорных образцов. Украинский исследователь отмечает только два таких примера: песня Солохи «Ой, как светит месяц ясный», основанная на лирической женской песне «Ой, колись були ярii пшениченьм, а тепер облоги» в городском варианте и заключительный славильный хор, в основу которого положена мелодия свадебной песни «Та не бiйся матiнко». Однако композитор не придерживается строго народного образца и свободно обращается с заимствованными мелодиями, внося в них мелодические и ритмические коррективы, порой довольно существенно изменяющие характер оригинала. Так, задушевно-лирическая мелодия свадебной песни в финальном хоре приобретает благодаря подобной «ретуши» торжественное эпическое звучание.

Чайковскому было чуждо всякое стилизаторство: слышанное и усвоенное становилось его личным творческим достоянием. Характерные народные обороты настолько органично входят в интонационный строй оперы, что выделить их из общего комплекса элементов, формирующих индивидуально своеобразную манеру высказывания композитора, бывает затруднительно. С этой точки зрения «Кузнец Вакула» значительно зрелее и стилистически выдержаннее «Воеводы» и «Опричника», в которых порой ощущается известная языковая разнородность.

Автора «Вакулы» упрекали в том, что он излишне «осерьезил» музыку оперы и придал веселому комическому сюжету элегически «ноющий» (За исключением Солохи и Беса все ноют: и Оксана, и Вакула, и Чуб, и Голова, и Дьяк.) характер. Ларош, высоко оценивший богатство оркестровых красок, мелодическую красоту и изящество вокальных партий в «Кузнеце Вакуле», вместе с тем находил, что композитор «слишком принял к сердцу судьбы и чувства действующих лиц», что его безудержный «лирический энтузиазм» «мешает зрителю смеяться над забавными фигурами, изображенными на сцене».

Упреки в отсутствии комизма и веселости в музыке «Кузнеца Вакулы» вряд ли можно считать справедливыми. Опера содержит ряд метко и удачно обрисованных комических эпизодов: например, сцены Солохи и ее неудачливых поклонников в первой картине второго действия (Римский-Корсаков в письме к Чайковскому отмечал эту сцену как одну из наиболее удачных в опере.). Каждый из них получает образную музыкальную характеристику: важный, степенный Голова обрисован с помощью медлительно развертывающейся иронически-торжественной темы в октавном движении кларнетов и фаготов, в теме Дьяка (по требованию цензуры переименованного в Школьного учителя) остроумно пародируется гнусавое клиросное чтение. Комедийный элемент ярко выражен и в партиях Солохи и Беса с их бойкими плясовыми мелодиями народного склада.

Но особенно любовно и тщательно выписаны Чайковским образы двух молодых героев Оксаны и Вакулы, судьба которых искренно волновала композитора и принималась им близко к сердцу. Партии этих главных действующих лиц, насыщенные широким лирическим мелодизмом, содержат ряд выразительных эпизодов песенно-ариозного типа, в которых слышатся обороты, близкие украинской народной песенности. Оксана наиболее полно охарактеризована в большой арии из второй картины первого действия. Контраст двух разделов арии — задумчивого Andante sostenuto («Цвела яблонька в садочке. ») с его мягкой ладовой переливчатостью, тонкими сменами мажорной и минорной окраски, и светлого радостного Allegro giusto («Нет, нет, нет, люди правду говорят. ») — передает быструю и легкую смену настроения у юной своевольной красавицы. Дальнейшее развитие образа дано в диалогических сценах с Вакулой и в картине предрождественского гулянья, где Оксана запевает веселую задорную песню о черевичках, подхватываемую хором. Мелодика лирического песенного характера преобладает и в партии Вакулы.

Особый колорит опере Чайковского придает именно тесное переплетение серьезного и смешного, комического и трогательного, реального бытового и фантастического. Порой грань между этими элементами почти исчезает. Солоха — ведьма, общающаяся с нечистой силой, и в то же время простая деревенская баба, бойкая, разбитная, но не лишенная доброго материнского чувства. В начале последней картины она вместе с Оксаной причитает по исчезнувшему Вакуле, которого считает погибшим. Такая же обыденная фигура и Бес, в котором нет ничего сатанинского или демонического: «скорее, — замечает Асафьев, — он веселая маска из народной импровизированной комедии, „влюбленный скоморох“, которому не везет в его похождениях». Поэтому в его партии вполне уместны и буффонная скороговорка, и народные плясовые ритмы в духе гопака. Римского-Корсакова не удовлетворила сцена полета Беса с Солохой, музыка которой основана на теме подобного рода. Но в данном случае Чайковский остается верен Гоголю, который в веселом шутливом тоне описывает, как Бес хватает месяц и прячет его в карман, продолжая нашептывать своей спутнице «то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».

Действие оперы развертывается на фоне ярких картин зимней природы. С замечательным оркестрово-колористическим мастерством написана симфоническая картина метели, основанная на широкой эпической теме заклинания Беса («Гей вы, ветры буйные»). Ларош отмечал «поэтическое искусство», с которым композитор передает ощущение стужи в сцене на берегу Днепра, куда приходит Вакула, отчаявшись завоевать сердце гордой дивчины. Уныло однообразные причитальные интонации хора русалок, сопровождаемые холодным звучанием деревянных духовых, вызывают ощущение жуткой мертвенной застылости (Этой картиной либреттист Я. П. Полонский заменил комическую сцену встречи Вакулы с Пацюком.).

Вопреки ожиданиям композитора постановка «Кузнеца Вакулы» в Мариинском театре в 1875 году успеха не имела. Размышляя о причинах холодного приема оперы публикой, Чайковский писал Танееву: «. в неуспехе оперы виноват я. Она слишком загружена подробностями, слишком густо инструментована, слишком бедна голосовыми эффектами». В письме к другому адресату он замечает, что недостаточно учитывал «условия сценичности и декоративности, свойственной оперному стилю»: «Опера вся сплошь страдает нагромождением, избытком деталей, утомительной хроматичностью гармоний, недостатком округленности и законченности отдельных номеров».

В 1885 году Чайковский вернулся к «Кузнецу Вакуле», подвергнув всю партитуру тщательному пересмотру. Внесенные композитором изменения сводились главным образом к облегчению оркестровой фактуры, особенно в речитативных эпизодах, и обогащению вокальных партий несколькими новыми номерами. Среди последних — песня-ариозо Вакулы в первой картине третьего действия «Слышит ли, девица, сердце твое», основанная на народной украинской мелодии, и комическая песенка Школьного учителя, в которой напускное удальство и залихватство соединяются с типично дьячковским унылым однообразием интонаций. В этом обновленном виде опера Чайковского, получившая новое название «Черевички», сохраняется в репертуаре музыкальных театров до наших дней.

Дискография:

Грампластинка — Мелодия. Дир. Мелик-Пашаев, Вакула (Нэлепп), Солоха (Антонова), Чуб (М. Михайлов), Оксана (Кругликова), Голова (Красовский), Бес (Ал. Иванов), Школьный учитель (Перегудов), Светлейший (Ан. Иванов).

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Гоголь написал ночь перед рождеством а чайковский создал оперу на этот сюжет как она называлась, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Гоголь написал ночь перед рождеством а чайковский создал оперу на этот сюжет как она называлась", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Гоголь написал ночь перед рождеством а чайковский создал оперу на этот сюжет как она называлась:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *