Мальчики избалованы. Сколько Н?
Мальчики избалова(Н/НН)ы. Сколько Н? Как мне видится, это один из тех случаев, где правописание факультативно. Формально это все же прилагательное (по аналогии с «воспитанный»), оно занесено в словари, в частности, как прилагательное. Но. одно Н тут сама так и просится, как ни крути. Да и на практике двойную Н встретишь редко, в Нацкорпусе соотношение Н/НН — 147/4. А что вы думаете по поводу правописания этого словосочетания? Заранее премного благодарен!
2 ответа 2
Избалованный может быть как страдательным причастием, так и произошедшим от него прилагательным. В полной форме пишется нн в обоих случаях.
В краткой же форме, написание различается:
Из «Правил русской орфографии и пунктуации» 1 :
§100. Краткие формы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н.
§101. Краткие формы (кроме формы мужского рода) прилагательных с качественным значением, совпадающих по форме со страдательными причастиями прошедшего времени глаголов совершенного вида, пишутся с нн.
Такие прилагательные имеют формы сравнительной степени.
Ср. попарно следующие примеры с краткими формами причастий и прилагательных: Она избалована хорошими условиями. — Она капризна и избалованна.
Поэтому написание в вашем примере зависит от того, причастие это или прилагательное, а это крайне сложно определить без контекста.
Правильное Ударение в Слове «Избалованный»
Правильное ударение в слове «избалованный»
Слово “избалованный” употребляется в значении “капризный”, “привыкший к исполнению всех желаний”.
Для определения правильной постановки ударения, разобьем это качественное прилагательное на фонетические слоги:
В слове имеется 5 слогов, 12 букв и 11 звуков.
В разговорной речи можно встретить два варианта употребления этого прилага
Как правильно – “избал О ванный” или “изб А лованный”?
Согласно орфоэпической норме русского языка, ударение в слове “избал о́ ванный” следует ставить на букву “о” третьего слога:
Понаблюдаем за падежными формами мужского рода:
Как мы видим, во всех падежах ударение остается неизменным.
Точно также, ударение является статичным и в форме женского рода и в форме среднего рода, а также во множественном числе.
Примеры для закрепления:
Правильное ударение в слове «избалованный»
Орфографический словарь
Большой толковый словарь
Управление в русском языке
искомое слово отсутствует
Русское словесное ударение
Словарь имён собственных
искомое слово отсутствует
Словарь синонимов
искомое слово отсутствует
Синонимы: краткий справочник
найдено словарных статей: 1
Словарь антонимов
искомое слово отсутствует
Словарь методических терминов
искомое слово отсутствует
Словарь русских имён
искомое слово отсутствует
Правильное ударение в слове «избалованный»
Ударение в слове: «изба́лованный» или «избало́ванный»
Материал подготовлен преподавателем первой категории Згодько Людмилой Анатольевной. Опыт работы учителем русского языка и литературы, более – 30 лет.
Данное слово является прилагательным мужского рода, которое стоит в именительном падеже. А употребляется в значении «капризный». С определением слова мы разобрались, а могут ли возникнуть сложности при произношении слова? На какую гласную стоит поставить ударение? Давайте мы с вами с этим разберёмся!
Итак, существует два варианта постановки ударения данного слова:
Так как же правильно: «изба́лованный» или «избало́ванный»?
Согласно правилам русского языка, ударение падает на букву «о» третьего слога:
Почему ударение падает на гласную «о» третьего слога?
Понаблюдаем за словом в разных падежных формах:
Стоит заметить, что во всех формах ударение падает на гласную «о» третьего слога и остаётся статичным во всех остальных формах.
Избало́ванный (м.р.)
Избало́ванная (ж.р.)
Избало́ванное (с.р.)
Избало́ванные (мн.ч.)
Для проверки правильности постановки ударения в этом слове, вы можете обратиться к орфоэпическому словарю русского языка. Следует запомнить, на какой слог падает ударение, а также стараться не допускать ошибок!
Примеры предложений с данным словом:
Правильное ударение в слове «избалованный»
Ударение в слове ИЗБАЛОВАННЫЙ
Как правильно ставить ударение в слове ИЗБАЛОВАННЫЙ?
Ударение в слове «избалованный» правильно ставить на третий слог – избалОванный
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Как правильно ставить в слове «избалОванный» ударение, подскажет орфоэпический словарь русского языка. Образовано данное слово от глагола избаловать, форма «избалОванный» относится к прилагательному или страдательному причастию. Согласно нормам литературной речи русского языка, ударным в слове является третий слог.
Выделение при произношении второго слога относится к просторечию и недопустимо в употреблении литературного русского языка.
Как запомнить, где ударение?
Для лёгкого запоминания, на какой слог ставить ударение, поможет следующая фраза:
Ты совсем необразованный,
Зато мамой избалОванный.
Примеры употребления
Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.
Правильное ударение в слове «избалованный»
В слове «избалованный» правильно следует поставить ударение на гласный «о» третьего слога — «избалОванный».
В разговорной речи часто можно услышать вариативное произношение слова «избалованный»: как с ударным гласным «а», так и ударным гласным «о»
Возникает сомнение, как правильно следует поставить ударение в этом слове с точки зрения орфоэпической нормы современного русского литературного языка?
Орфоэпия (греч. orthos «правильный» + epos «речь») — раздел фонетики, изучающий нормы литературного произношения слов.
На какой слог ударение в слове «избалованный»?
Чтобы понять, на какой слог следует ставить ударение в анализируемом слове, займемся исследованием его образования.
От глагола «избалова́ть» образуется прилагательное или страдательное причастие «избалованный». А далее словообразовательная цепочка приведет нас к исходному глаголу «баловать»:
баловать → из баловать → избалова нн ый (прилагательное).
Согласно орфоэпической норме русского литературного языка при произношении слова «баловать» ударным является гласный «а» третьего слога:
Судьба перестанет тебя балова́ть и придётся нести ответственность за все свои проступки (О. Н. Живайкина).
В производном приставочном глаголе «избаловать» голосом выделим тот же гласный «а», который звучит в четвертом фонетическом слоге:
Чтобы выяснить, как правильно поставить ударение в интересующем нас слове, прилагательное (причастие) «избалованный» разделим на фонетические слоги по количеству гласных, содержащихся в нем:
В соответствии с орфоэпической нормой русского литературного языка это слово правильно произносится с ударением на третьем слоге:
Упражнение
Чтобы запомнить, на какой слог ставить ударение в рассматриваемом слове, прочтем отрывки из произведений разных авторов.
И как не хочется избало́ванному уму, вечно ограничивавшемуся только пониманием чуждого, стать на свои собственные ноги и пойти свои путём, взять на себя труд самостоятельной мысли (К. С. Аксаков. Письма о современной литературе).
В другие же дни, напротив, ей приходилось немало терпеть и от своенравной избало́ванной барышни, и от вспышек нетерпения няни, срывавшей на ней свой гнев (А. Н. Анненская. Тяжелая жизнь).
Несколько дней спустя, избало́ванная благодарной аудиторией, дочь стала требовать «активного слушания» (Антонина Штраус. Мой друг девочка).
Часто встречающееся произношение слова с ударным гласным «а» во втором слоге «изба́лованный» является просторечным, то есть неуместным в литературной речи.
Избалованный ребёнок
Совсем избаловали ребёнка, управы на него не найти, подождите, он вам ещё покажет, пожалеете, что раньше не воспитывали, но поздно будет.
Какая мама хотя бы раз в жизни не слышала от окружающих этот набор стандартных фраз, направленных на неё и её ребёнка. Обычно они звучат, когда наш ребёнок ведёт себя не так, как хочется окружающим взрослым: капризничает, спорит, не соглашается с правилами, ведёт себя агрессивно, ругается на взрослых.
Давайте разберёмся, что же такое избалованность, к чему она ведёт и как появляется.
Как понять, что ребёнок избалован?
Избалованный ребёнок не видит своих ошибок, не признаёт свои неудачи, не готов проигрывать, легко провоцируется, отказывается видеть свои несовершенства, его «заклинивает» на получении того, что недоступно, он не признаёт границ.
В этой статье мы будем говорить о детях, но хотелось бы отметить, что избалованные взрослые — это не такая уж большая редкость, и наверняка среди ваших знакомых вы легко вспомните 2-3 человек, которых можно назвать избалованными.
Основной признак избалованности — человек как бы застревает в собственном совершенстве и отказывается признавать, что мир не вращается вокруг него и не всё происходит так, как хочется.
А хочется обычно всё время выигрывать, быть лучшим во всём, быть всегда желанным, самым-самым: самым умным, самым красивым, самым значимым, делать только то, что хочется, получать только положительный опыт, требовать чуда, быть идеальным и иметь идеальную жизнь.
Если мы задумаемся над признаками избалованности, то увидим, что, в сущности, любой маленький ребёнок – это избалованный ребёнок. Любой маленький ребёнок ожидает, что мир будет вращаться вокруг него, что он будет испытывать только положительные эмоции и всегда получать то, что хочется. В этом нет ничего плохого, так задумала природа, что все мы появляемся на свет «избалованными», ожидающими от жизни исполнения любых своих прихотей.
Когда такое же отношение к жизни демонстрирует взрослый человек, это уже не кажется ни милым, ни разумным. Неспособность смиряться с несовершенством этого мира тормозит психологическое развитие, заставляет останавливаться перед малейшим препятствием, лишает возможности реализовывать свой личностный потенциал.
Как возникает избалованность?
Избалованность возникает не от того, что ребёнок пресыщается от изобилия игрушек, не испытывает недостатка во внимании, всеми любим и обласкан. Невозможно слишком сильно любить ребёнка, слишком много уделять ему внимания, слишком пестовать его. Избалованность не имеет никакого отношения к материальному достатку или социальному положению.
Избалованность возникает, когда взрослые не дают ребёнку расстраиваться, не дают почувствовать естественный ход вещей, испытать естественную грусть от того, что что-то пошло не так, как хотелось, что-то не получается. Многие взрослые не переносят детские слёзы и готовы на всё, лишь бы эти слёзы прекратить: отвлекают, стыдят, запугивают, лишь бы ребёнок не плакал, не грустил, не страдал! Взрослые всеми силами пытаются сделать мир ребёнка идеальным. И до поры до времени это может работать, но наступает момент, когда ребёнок выходит из дома в социум, идёт в школу, или родители записывают его на спортивную секцию, и вдруг оказывается, что он не самый умный, не самый ловкий, не самый красивый! И эту информацию невозможно пережить, небо падает на землю, и мир ребёнка разлетается на кусочки.
Потому что опыта переживания неудач – не было, опыта не иметь возможности получить желаемое – не было, опыта увидеть свет на другом конце тоннеля – не было. Психологически ребёнок становится очень хрупким и уже не способен смириться с минимальным несовершенством окружающей действительности.
Если в детстве ребёнок не испытал столкновения с тщетностью, то он остаётся слишком хрупким и вскоре жизнь разрушает его.
Как помочь ребёнку стать более психологически устойчивым?
Помогая ребёнку переживать и выплакивать маленькие горести, мы готовим его к столкновению с большими. Задача родителей – быть терпеливыми, поддерживая ребёнка в его страданиях. Потерялась любимая игрушка или лучший друг не позвал на день рождения, младший брат разорвал рисунок, а может, папа выиграл в шашки или вовсе случилось страшное — мама забрала планшет? Не смейтесь над горем ребёнка, не стыдите его, не отвлекайте и не торгуйтесь, обещая ещё лучше, ещё красивее… Сядьте рядом, обнимите, посочувствуйте, дайте излиться слезам, будьте для ребёнка человеком, на руках у которого комфортно и поплакать, и утешиться. И когда слёзы высохнут, а взгляд прояснится, ваш ребёнок вдруг увидит, что горе, казавшееся ещё недавно непереносимым, на самом деле, успешно пережито и жизнь продолжается.
Ольга Писарик
На фото кадр из кинофильма “Про красную шапочку”, 1977 г.
Похожие сообщения
Однажды я проснусь…
Посвящается мужчине, который умеет плакать
Ребенок и взрослый контент: от случайности к зависимости
11 thoughts on “Избалованный ребёнок”
Мой ребенок (уже 6-летка) в моменты проигрышей вопит,рыдает и злится,не позволяет прикоснуться и злится еще больше, если я пытаюсь сесть рядом, комментировать, сочувствовать, вербализировать его чувства. Что делать?
Ольга, в очередной раз благодарю Вас от всей души за Ваш труд! Нашла ответ-напоминание на неразрешимую, казалось бы, дилемму)
Будьте счастлива!
Спасибо за статью и простое объяснение!
Очень интересная статья. Спасибо!
Я часто слышу «избаловала ребёнка», «приучила у рукам», хотя дочери лишь 10 месяцев и с месяцев трёх она отказывается ездить в коляске. И с тех же трёх месяцев меня волнует вот какой вопрос: до какого возраста нужно «потакать» желанию залезть на ручки (это не проблема для меня лично, это проблема моего окружения и я нервничаю из-за этого)? Ведь дочке сейчас бесполезно объяснять про то, что «так бывает, надо сидеть в коляске». Мне сложно даются ее слезы, хочется сразу на ручки взять и обнимать.
Зухра, я вас очень хорошо понимаю. У меня четверо детей, и в свое время я прошла через все эти сомнения. Здесь надо посмотреть в историю вопроса и понять, почему есть такая точка зрения об избалованности. Сейчас есть много книг и исследований на эту тему. Например, в странах, где женщины не работают, детей непременно носят на себе в слинге даже до трех лет. И это никак их не балует, например, во многих африканских отдаленных племенах даже нет такого понятия, как “кризис переходного возраста” – благодаря благоприятно складывающимся взаимоотношениям в семье. И здесь важно понять, для чего женщины в 20 веке старались не приучать к рукам – чтобы поскорее стать независимой и выйти на работу. Понятно, что это исторически может быть оправдано, ведь не было декретного отпуска до трех лет, даже выплат пособий и прочего. Поэтому наши родители, бабушки и другие люди постарше уверены, что приучить ребенка к рукам – значит наделать беды. Но сегодня, когда в общем люди стали жить благополучнее, нет нужды в том, чтобы не приучать ребенка к рукам. Мама, чаще всего, может быть с малышом в декретном отпуске, получать пособие и удовлетворять все базовые потребности ребенка.
Сегодня, когда ученые уделили пристальное внимание изучению ребенка, они выяснили, что базовой потребностью ребенка – самой важной, важнее еды и тепла – является привязанность к значимому взрослому. Врожденной эмоцией любого человека, рожденного в мире, является стремление к близости, к установлению теплых отношений. И очень важно, что первые годы жизни эта связь между взрослым и ребенком устанавливается именно при помощи тактильных контактов. Ребенок выходит из утробы матери и нуждается в том, чтобы еще долгое время быть в теплой утробе – объятиях взрослого. Выяснилось, что вообще, основой, базой для благополучного развития ребенка явялются не карточки Домана с нуля, а именно тактильное развитие, когда ребенка обнимают, носят как в коконе, гладят, глядят на него с нежностью. Таким образом формируется база для сенсорной интеграции, когда все чувства ребенка, его мельчайшие умения могут объединяться, и ребенок учится ходить, говорить, размышлять и многому другому.
Более того, была открыта исключительная важность эмоционального развития ребенка, которое становится возможным при постоянном контакте матери и ребенка, и он с первых дней чувствует заботу, нежность, надежность, защищенность.
Что касается моего личного опыта, меня тоже убеждали не приучать ребенка к рукам. С теми детьми, которыми я инстинктивно поступала – носила при себе, глядела на них, улыбалась, заботилась – не было и нет проблем. Они быстро развивались, быстро засыпали от укачиваний в слинге, они сформировали крепкую привязанность. Тот ребенок, на котором я вдруг стала применять советы о том, чтобы не баловать, получился очень сложный. У него был явный недостаток сенсорной интеграции, непонимание своих чувств, потребностей, агрессия и многое другое – я просто не брала его на руки. В конечном итоге, помогло только пройти тактильный этап развития, который мы должны были проходить первые три года – после трех лет. Помогли только ручки, сочувствие, жаление, понимание (я не говорю сейчас о потакании капризам, а о нормальных ситуациях, когда ребенку это нужно, а это ему нужно почти всегда). В итоге, у дитятка сформировалась привязанность, он стал плакать, а не впадать в агрессию, стал доверять, а отголоски того, что вовремя его не брали на руки – все еще иногда замечаю.
То, что ваша дочка не захотела ездить в коляске в три месяца, это нормально. Детям очень не хватает контакта, близости, тепла, и это не каприз, а естественная потребность. Мне очень жаль, что в истории был такой продолжительный период, когда такая естественная вещь очень сильно недооценивалась и не принималась людьми. Настолько, что ученым пришлось это все исследовать, тогда как нашим предкам было достаточно интуиции, чуткости, доброго сочувственного сердца, чтобы это понять, увидеть, принять, предоставить соответствующую заботу.
Чтобы не казаться голословной, в заключение приведу только пару книг, в которых об этом говорится.
Сью Герхардт “Как любовь формирует мозг ребенка”, Джин Айрес “Ребенок и сенсорная интеграция”, книги Гордона Ньюфелда, Деборы Макнамары, книги издательства “Ресурс”, Жан Лендлофф “Принцип преемственности”, и многие другие.
Очень хочется, чтобы ваши сомнения развеялись, и у вас с доченькой все было хорошо!
Галина, спасибо Вам за такой развёрнутый ответ! Подзарядилась, продолжу заряжать детеныша
Галина, очень интересен Ваш опыт, спасибо за него! Прошу поделиться из него ещё тем, как Вы проходили этот тактильный этап с уже подросшим ребёнком.
С дочкой несколько упустила этот этап вовремя – из-за незнания его важности (иначе бы сделала всё, чтобы в первый месяц научиться мотать слинг, научилась только к 4 месяцам и тут дочка “оторвалась” – стала так спать все дневные сны до 1г3м), плохого самочувствия и отсутствия помощи. Теперь подход к ребёнку найти стало сложно. Ей исполнилось 2 года, ребёнок достаточно тревожный и цепляющийся (много страхов, не отпускает никуда из дома – мы везде вместе, просыпается стоит ночью от неё отойти на 5 минут), но довольно своенравный и чем ей заниматься в какой-то момент, выбирает сама, и днем ей часто не до тактильного контакта со мной, сидеть/лежать со мной в обнимку ей скучно кроме как после сна, а носить её по улице например – уже не могу, больная спина. Поэтому опыт укрепления доверия с уже “большим” ребёнком будет очень полезен.
Заранее большое спасибо.
Дети остроумны и избалованы как пишется
В первый год жизни практически невозможно избаловать ребенка, но заложить фундамент для развития этого качества характера вполне реально. Уже в этом возрасте родители стараются красиво одеть ребенка и вкусно его накормить, хотят, чтобы у него было все самое лучшее. Но при этом они не задумываются о том, а надо ли ребенку столько игрушек, одежды и вкусной, но не полезной пищи. Для ребенка намного важнее, чтобы родители с ним играли, общались и любили. Ему все равно, сколько стоит игрушка или футболка. Даже самый дорогой ноутбук не заменит общения с родителями, он не даст ему столько пользы, сколько приносят совместные прогулки и занятия с ребенком.
Отказать ребенку 3-х лет что-то, когда до этого возраста ему разрешали все, очень сложно. Ему трудно понять, почему раньше ему покупали все, что он просил, а теперь этого не делают. Поэтому уже в годовалом возрасте ребенок должен видеть, как родители сами бережно обращаются с игрушками и вещами, не тратят деньги без особой необходимости и уважительно относятся к окружающим. Уже в этом возрасте ребенка надо научить самостоятельности и ответственности, например, собирать игрушки и вещи за собой, застегивать пуговицы, есть самостоятельно, складывать свою одежду в шкаф и так далее.
Ребенок должен знать, что в доме существуют определенные правила и порядок, которые должны соблюдать все члены семьи, в том числе и он. Не надо ругать и наказывать ребенка за каждое непослушание, просто своим примером и правильным поведением дайте ему понять, что вы любите его, но у вас тоже есть свои желания и потребности, которые он должен уважать.
Чтобы понять, правильно ли вы воспитываете своего малыша, надо четко знать, как ведет себя избалованный ребенок. Вот какие выходки характерны избалованным детям:
1. Частые истерики. Если ваш ребенок независимо от того, где вы находитесь, в магазине, посреди улицы, гостях или дома закатывает истерики, то это серьезный повод засомневаться в ваших педагогических способностях.
2. Не слушает родителей. Когда 2-х летний ребенок специально разбрасывает свои игрушки, затем упрямо не хочет их собирать и ждет, когда родители сами соберут их, то это уже не только баловство, а признак его избалованности. Избалованному ребенку трудно получить удовольствие от игры, ему быстро все надоедает. Он не может сосредоточиться на чем-то, например, собирать кубики и пирамиду, строить конструктор. Зато он быстро ломает игрушки и хорошо выражает свое недовольство.
3. Перебивает во время разговора взрослых. Избалованный ребенок не делает различий между взрослыми и детьми. Он совершенно не умеет себя вести в компании взрослых, постоянно перебивает их, когда они разговаривают, кричит и прыгает, чтобы привлечь внимание родителей и заставить их слушать его.
4. Жадничает. Обычно маленькие дети охотно угощают родителей конфетами и сами предлагают им играть его игрушками. Но если ваш ребенок упрямо не хочет с вами ничем делиться и прячет от вас свои игрушки, то это тревожный сигнал. Родители должны быть для ребенка авторитетом, они не должны умолять и просить его о чем-то. Малыш сам должен предлагать им попробовать то, что ему кажется вкусным или интересным.
5. Часто игнорирует родителей. Если ваш малыш каждый раз пропускает мимо ушей слово «нельзя», когда вы к нему обращаетесь, то пора задуматься о том, почему он думает, что может игнорировать вас. Возможно, вы до этого все ему позволяли, и он не знает, что за нарушение правил поведения он несет ответственность. Очень многие родители не умеют устанавливать правила поведения или делают это непоследовательно. Например, говорят ребенку: «Этого делать нельзя», а сами закрывают глаза на то, что ребенок игнорирует их просьбу. Такое поведение родителей лишает их авторитета в глазах ребенка. Ребенок должен четко знать, что за невыполнение правил поведения его ждет наказание, но не телесное, а в виде лишения привилегий или любимой игрушки.
Чтобы предотвратить избалованности, старайтесь выполнять только разумные требования ребенка и не потакайте его необоснованным капризам. Чаще интересуйтесь жизнью ребенка, играйте вместе с ним, общайтесь, учите его самостоятельности и ответственности. Будьте постоянны в своих требованиях, отказав в чем-то сегодня, не выполняйте эти же капризы ребенка на следующий день.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»