Поиск ответа
Вопрос № 308744 |
Ставится ли двоеточие в предложении: Официальный диагноз : двоеточие.
Ответ справочной службы русского языка
как правильно расставить знаки препинания в предложении «Символ аутизма – пазл, означает, что каждое проявление этого диагноз а уникально».
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Символ аутизма, пазл, означает, что каждое проявление этого диагноз а уникально и Символ аутизма — пазл — означает, что каждое проявление этого диагноз а уникально.
Скажите, как правильно «ставить диагноз » или «устанавливать диагноз «? А может быть «установление диагноз а»?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день, как можно обосновать запятые в предложении В психиатрии(,) при постановке диагноз а(,) всегда смотрят, есть ли самокритика у человека
Ответ справочной службы русского языка
Нет оснований ставить эти запятые.
Здравствуйте. Разрешите, пожалуйста, спор между участниками форума по пунктуации. Есть ли в нижеприведенном предложении ошибки пунктуации. Возможно, есть лишние запятые или отсутствие их. «В психиатрии, при постановке диагноз а, всегда смотрят есть ли самокритика у человека.» Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: В психиатрии при постановке диагноз а всегда смотрят, есть ли самокритика у человека.
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения языка (и логики) в пункт 41 входит заболевание и III, и IV степени.
Как правильно: диагноз «рак» или диагноз : рак?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Вопрос по слову «нозология». Часто в учебно-методической литературе по педагогике встречаются фразы «дети с различными нозологиями», «учебная программа составлена согласно нозологиям» и т. п. Под нозологиями в данном случае имеются в виду нарушения слуха, речи, зрения и т. д. Медики говорят, что в их профессиональном сленге используется слово «нозология» в значении » диагноз » или «несколько диагноз ов». Однако в словарях иного значения данного слова, кроме «Раздел медицины, изучающий виды заболеваний и их классификацию», я не нашла. Подскажите, пожалуйста, корректно ли употреблять данное слово в значении » диагноз / диагноз ы»? Или следует использовать, например, словосочетание «форма заболевания»? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Полагаем, что такое употребление ограничивается профессиональной сферой (не соответствует литературной норме).
Обратите внимание на вопрос №294554. Словосочетание «гидроцефалия головного мозга» не является плеоназмом, т.к. существует гидроцефалия спинного мозга. В данном случае определения «головного» и «спинного» являются очень важными, ведь они отвечают за верность поставленного диагноз а. Медики бы вас убили, ребята.
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос был, является ли сочетание плеоназмом. Да, оно является плеоназмом. Однако из этого не следует, что такое сочетание запрещено употреблять медикам (видимо, в таком понимании ответа причина возможной угрозы). Не каждый плеоназм является ошибкой. Есть плеоназмы, которые закрепились в качестве терминов. Приведенные Вами обороты тому пример.
В случае если адаптационные возможности организма улучшить не удается, оперировать пациентов с диагноз ом послеоперационная вентральная грыжа только по жизненным показаниям. Нужна ли запятая после слова «в случае»?
Ответ справочной службы русского языка
Постановка запятой не требуется.
Поставьте числительное в нужном падеже: Мы встретились с 1574 подобными случаями. В 478 случаях из 866 диагноз подтвердился. К 284 прибавить 11. Вес сердца кита достигает 1200 килограммов. В редакцию позвонило около 679 человек.
Ответ справочной службы русского языка
добрый день! подскажите, нужны ли кавычки в этом случае: поставили диагноз («)детский церебральный паралич(«) как оформляются врачебные диагноз ы на письме?
Ответ справочной службы русского языка
Название диагноз а пишется со строчной буквы и заключается в кавычки.
Поставлен диагноз сахарный диабет./Поставлен диагноз «сахарный диабет».
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Верное написание: Диагноз «ожирение первой степени» не проблема.
Здравствуйте. Вызывает вопрос написание диагноз а с прописной буквы и в кавычках в таком предложении: «Процент детей, получивших диагноз «Расстройство аутистического спектра», продолжает расти». Подскажите, пожалуйста, какое написание названия диагноз а в данном случае будет корректным. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Нет оснований писать диагноз с прописной.
Поиск ответа
Вопрос № 274962 |
Какие знаки препинания нужно ставить в случае предложения типа «Пациенту поставлен диагноз амнезия»?
Слово «Амнезия» выделяется кавычками и пишется с большой буквы или перед ним ставится тире, или двоеточие? Как правильно?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Если название диагноз а не согласуется с родовым словом, обычно используются кавычки. Но для написания с прописной нет оснований. Корректно: поставлен диагноз «эпилепсия».
здравствуйте!
скажите, пожалуйста, и, если можно, объясните, как написать правильно «название» врачей в следующем предложении:
«Широкое применение общего рентгенологического исследования клиническими врачами мануальными терапевтами обусловлено в большей мере необходимостью формирования нозопатологического диагноз а. »
т. е. интересует, будет ли здесь ставиться тире по аналогии с дефисом в одиночном присоединении «врач-терапевт»?
заранее благодарю. очень поможете)
Ответ справочной службы русского языка
Да, здесь уместна постановка тире.
Ответ справочной службы русского языка
Вы указываете на одно из самых трудных и противоречивых мест в русском правописании. Сперва о кавычках. Принципиальной разницы между сочетаниями профессия «сварщик» и специальность «математика» нет, такие сочетания желательно писать единообразно. (Впрочем, все же есть одно различие: можно составить грамматически корректное согласованное сочетание профессия сварщика и нельзя составить согласованное сочетание специальность математики; это уже трудность в области грамматики, а не в области орформления текста, хотя последнее проистекает из первого).
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание постановление диагноз а неправильное, постановка диагноз а – корректное.
Здравствуйте.
Как правильно пишется диагноз «сахарный диабет» или диагноз сахарный диабет или же диагноз «Сахарный диабет»?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: диагноз «сахарный диабет».
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, нужно ли заключать диагноз в кавычки?Спасибо заранее.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильно ли составлено предложение? «С диагноз ом правосторонний уретерогидронефроз, нефункционирующая правая почка, мочевая киста правой подвздошной области мальчик взят в операционную.»
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Название диагноз а нужно заключить в кавычки.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Разъясните, пожалуйста, как будет более по-русски: «поставить диагноз » или «определить диагноз «?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день. Подскажите, правильно ли слово «бесплодие» взято в кавычки в предложении: «Сколько женщин в районе имеют диагноз «бесплодие»?
Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Корректно написание в кавычках: диагноз «туберкулез».
Врач поставил диагноз «грипп». Нужно ли в этом предложении брать в кавычки слово «грипп»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Да, употребление кавычек корректно.
Ответ справочной службы русского языка
1. Без кавычек. 2. С кавычками и со строчной. 3. Без кавычек.
Поиск ответа
Вопрос № 308744 |
Ставится ли двоеточие в предложении: Официальный диагноз : двоеточие.
Ответ справочной службы русского языка
как правильно расставить знаки препинания в предложении «Символ аутизма – пазл, означает, что каждое проявление этого диагноз а уникально».
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Символ аутизма, пазл, означает, что каждое проявление этого диагноз а уникально и Символ аутизма — пазл — означает, что каждое проявление этого диагноз а уникально.
Скажите, как правильно «ставить диагноз » или «устанавливать диагноз «? А может быть «установление диагноз а»?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день, как можно обосновать запятые в предложении В психиатрии(,) при постановке диагноз а(,) всегда смотрят, есть ли самокритика у человека
Ответ справочной службы русского языка
Нет оснований ставить эти запятые.
Здравствуйте. Разрешите, пожалуйста, спор между участниками форума по пунктуации. Есть ли в нижеприведенном предложении ошибки пунктуации. Возможно, есть лишние запятые или отсутствие их. «В психиатрии, при постановке диагноз а, всегда смотрят есть ли самокритика у человека.» Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: В психиатрии при постановке диагноз а всегда смотрят, есть ли самокритика у человека.
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения языка (и логики) в пункт 41 входит заболевание и III, и IV степени.
Как правильно: диагноз «рак» или диагноз : рак?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Вопрос по слову «нозология». Часто в учебно-методической литературе по педагогике встречаются фразы «дети с различными нозологиями», «учебная программа составлена согласно нозологиям» и т. п. Под нозологиями в данном случае имеются в виду нарушения слуха, речи, зрения и т. д. Медики говорят, что в их профессиональном сленге используется слово «нозология» в значении » диагноз » или «несколько диагноз ов». Однако в словарях иного значения данного слова, кроме «Раздел медицины, изучающий виды заболеваний и их классификацию», я не нашла. Подскажите, пожалуйста, корректно ли употреблять данное слово в значении » диагноз / диагноз ы»? Или следует использовать, например, словосочетание «форма заболевания»? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Полагаем, что такое употребление ограничивается профессиональной сферой (не соответствует литературной норме).
Обратите внимание на вопрос №294554. Словосочетание «гидроцефалия головного мозга» не является плеоназмом, т.к. существует гидроцефалия спинного мозга. В данном случае определения «головного» и «спинного» являются очень важными, ведь они отвечают за верность поставленного диагноз а. Медики бы вас убили, ребята.
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос был, является ли сочетание плеоназмом. Да, оно является плеоназмом. Однако из этого не следует, что такое сочетание запрещено употреблять медикам (видимо, в таком понимании ответа причина возможной угрозы). Не каждый плеоназм является ошибкой. Есть плеоназмы, которые закрепились в качестве терминов. Приведенные Вами обороты тому пример.
В случае если адаптационные возможности организма улучшить не удается, оперировать пациентов с диагноз ом послеоперационная вентральная грыжа только по жизненным показаниям. Нужна ли запятая после слова «в случае»?
Ответ справочной службы русского языка
Постановка запятой не требуется.
Поставьте числительное в нужном падеже: Мы встретились с 1574 подобными случаями. В 478 случаях из 866 диагноз подтвердился. К 284 прибавить 11. Вес сердца кита достигает 1200 килограммов. В редакцию позвонило около 679 человек.
Ответ справочной службы русского языка
добрый день! подскажите, нужны ли кавычки в этом случае: поставили диагноз («)детский церебральный паралич(«) как оформляются врачебные диагноз ы на письме?
Ответ справочной службы русского языка
Название диагноз а пишется со строчной буквы и заключается в кавычки.
Поставлен диагноз сахарный диабет./Поставлен диагноз «сахарный диабет».
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Верное написание: Диагноз «ожирение первой степени» не проблема.
Здравствуйте. Вызывает вопрос написание диагноз а с прописной буквы и в кавычках в таком предложении: «Процент детей, получивших диагноз «Расстройство аутистического спектра», продолжает расти». Подскажите, пожалуйста, какое написание названия диагноз а в данном случае будет корректным. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Нет оснований писать диагноз с прописной.
Методология постановки диагноза
Диагностические ошибки – самый частый вид врачебных ошибок. В большинстве случаев их возникновение зависит не от дефицита знаний, а от неумения ими пользоваться. Беспорядочный диагностический поиск даже с использованием самых современных специальных методов малопродуктивен. В практике хирурга очень важна правильная методика обследования больного. Весь диагностический процесс условно можно разделить на несколько этапов:
Этап I. Оценка симптомов
Выявляемые при обследовании пациента симптомы имеют различную диагностическую ценность. Поэтому, оценивая результаты опроса и данные физикального обследования, врач, прежде всего, должен выбрать из множества признаков болезни наиболее объективные и специфичные. Такие жалобы как ухудшение самочувствия, недомогание, снижение трудоспособности встречаются при большинстве заболеваний, встречаются даже при простом переутомлении и не помогают в постановке диагноза. Напротив, потеря веса, рвота цвета «кофейной гущи», схваткообразная боль в животе, усиленная перистальтика, «шум плеска», симптомы раздражения брюшины, «перемежающая хромота» – более специфичные симптомы, они свойственны ограниченному числу болезней, что облегчает диагностику.
Выделение одного главного симптома может подтолкнуть врача к принятию скоропалительных решений. Чтобы избежать этой ловушки, врач должен рассмотреть, как можно больше симптомов перед тем, как начать составлять их патогенетические комбинации. Большинство врачей – сознательно или нет – пытаются свести имеющиеся данные под один из клинических синдромов. Синдром – это группа симптомов, объединенных анатомически, физиологически или биохимически. Он охватывает признаки поражения органа или системы органов. Клинический синдром не указывает на точную причину заболевания, но позволяет значительно сузить круг предполагаемой патологии. Например, слабость, головокружение, бледность кожных покровов, тахикардия и снижение АД характерны для синдрома острой кровопотери и обусловлены общим патофизиологическим механизмом – снижением ОЦК и кислородной емкости крови.
Представив себе механизм развития болезни, можно перейти к следующему этапу поиска – по органам, с которыми связаны симптомы и синдромы. Диагностический поиск также облегчается определением локализации патологического процесса по местным специфическим симптомам. Это позволяет определить пораженный орган или систему, что значительно ограничивает число рассматриваемых вариантов заболеваний. Например, рвота «цвета кофейной гущи» или черный кал прямо указывают на кровотечение из верхних отделов ЖКТ.
При невозможности выделения клинического синдрома следует сгруппировать признаки в определенный симптомокомплекс, характерный для поражения определенного органа или системы. Для определения синдрома или выделения диагностического симптомокомплекса не нужно анализировать все имеющиеся у пациента симптомы, а бывает достаточно минимального их числа, необходимого для обоснования диагностической гипотезы.
Иногда характерных проявлений заболевания обнаружить вообще не удается. Тогда, в силу обстоятельств, для постановки предварительного диагноза и проведения дифференциальной диагностики приходится брать за основу неспецифические симптомы. В таких случаях полезно взвесить, какие из них могут служить основой для постановки предварительного диагноза и дифференциальной диагностики. Если главная жалоба – слабость, полезно сфокусировать внимание на сопутствующей бледности кожного покрова и потемнении кала. Если главная жалоба – тошнота, то для суждения о характере болезни следует взять сопутствующее вздутие живота и задержку стула. При этом уместно напомнить известный постулат: «выявленные симптомы нужно не складывать, а взвешивать».
Последовательность процесса диагностики в классическом варианте можно рассмотреть на следующем клиническом примере.
К Вам обратилась пациентка, 52 лет, по поводу приступов боли «в правом боку», беспокоящих ее в течение последних двух месяцев. Обычно приступ возникает после погрешностей в диете, особенно после приема жирной пищи, и сопровождается тошнотой и вздутием живота. Вне обострения сохраняется тяжесть в правом подреберье и чувство горечи во рту. В последнее время ухудшилось самочувствие и снизилась работоспособность. Результаты физикального исследования в пределах нормы.
У данной пациентки основная жалоба – боль в эпигастральной области и правом подреберье. Она обратилась за помощью потому, что боли повторяются и стали более интенсивными. Таким образом, выделение приступов боли в качестве ведущего симптома позволяет врачу сконцентрироваться на важном проявлении болезни, более всего тревожащем больную и заставившем ее обратиться за медицинской помощью.
У данной больной имеется вполне определенная клиническая картина. В подобных случаях врачи действуют на редкость похоже (ход рассуждений врача и его дальнейшие диагностические усилия будут представлены ниже).
Этап II. Постановка предварительного диагноза
Предварительное суждение о характере заболевания – следующий этап диагностического процесса. Подозрение на ту или иную болезнь возникает естественным образом при сопоставлении ее хрестоматийных описаний с имеющимися симптомами. В процессе такого сравнительного анализа у врача возникают догадки, зависящие от степени соответствия симптомов тому описанию болезни, которое он помнит. Часто подобное сопоставление позволяет быстро сформулировать предварительный диагноз.
Обычно врачи, руководствуясь скорее интуицией, чем логикой, мгновенно сопоставляют выявленные жалобы и симптомы с клиническими проявлениями определенных заболеваний, запечатленными в их памяти, и предполагают наличие той или иной болезни. Уже в ходе сбора данных, переключая внимание с одного симптома на другой или выделяя клинический синдром, врач не просто собирает информацию – он уже формулирует свои первые предположения об имеющейся патологии. Процесс постановки предварительного диагноза дает возможность превратить вопрос «что могло вызвать эти жалобы?» в другой вопрос, на который ответить легче: «нет ли здесь болезни N?». Такая стратегия значительно рациональнее, чем попытки поставить диагноз путем обобщения всех мыслимых сведений.
В случае с нашей пациенткой локализация боли и связь ее с приемом жирной пищи заставят большинство врачей сразу заподозрить желчнокаменную болезнь (ЖКБ). При этом заболевании боль обычно локализована в правом подреберье и возникает после приема жирной пищи. Таким образом, симптоматика у нашей больной вполне соответствует хрестоматийной картине ЖКБ. Теперь перед врачом встает другой вопрос: действительно ли у больной это заболевание?
Диагноз, установленный на основании анамнеза и физикального исследования, редко бывает бесспорным. Поэтому лучше говорить о вероятности того или иного предварительного диагноза. Как правило, врачи при этом используют выражения типа «скорее всего» или «может быть». Диагностическая гипотеза, как бы полно она ни объясняла развитие жалоб больного, остается предположительным построением, пока не выявлены диагностические, обычно лабораторно-инструментальные признаки болезни.
Этап III. Дифференциальная диагностика
В ходе дифференциальной диагностики перед нами встает иная, чем при постановке предварительного диагноза, задача. Формулируя предварительный диагноз, мы стремились определить одну возможную болезнь. Проводя дифференциальную диагностику, напротив, необходимо рассмотреть все сколько-нибудь вероятные в данной ситуации болезни и выбрать из них наиболее схожие для активной проверки. Сформулировав предварительный диагноз, врач нередко сознает, что перед ним – целый набор альтернативных версий. При использовании компьютерных систем диагностики можно поразиться огромному количеству вариантов, которые возникают на экране дисплея. Число диагностических версий возрастает еще более, если просмотреть список болезней, ответственных за тот или иной симптом. Нужна недюжинная рассудительность, чтобы из обширного списка возможных болезней выбрать те состояния, которые могут относиться к конкретному случаю.
Столкнувшись с длинным списком возможных диагнозов, мы должны, прежде всего, ограничить их число наиболее вероятными. Врачи, как и большинство других людей, обычно способны активно рассматривать не более пяти версий одновременно. Если клиническая картина соответствует определенному синдрому, дифференциальная диагностика значительно упрощается, поскольку остается рассмотреть лишь несколько заболеваний, включающих данный синдром. В тех случаях, когда определить синдром или пораженный орган не удается, диагностика усложняется из-за большого числа возможных заболеваний. Ограничение числа наиболее вероятных версий помогает врачу решить, какие дополнительные тесты выбрать для подтверждения или исключения подозреваемой патологии. Такой алгоритм действий хирурга позволяет с наименьшей потерей времени и наибольшей безопасностью для пациента поставить точный диагноз и приступить к лечению больного.
Альтернативные версии проверяют одну за другой, сравнивая каждую с предварительным диагнозом и, отбрасывая менее вероятную из каждой пары болезней, пока не будет выбрана та, которая в наибольшей степени соответствует собранным данным. Из конкурирующих гипотез наиболее вероятной считается та, которая наиболее полно позволяет объяснить наличие комплекса проявлений заболевания. С другой стороны, у врача могут возникнуть две гипотезы, симптоматология каждой из которых может объяснить присутствие всего набора выявленных симптомов у больного, но при этом в отношении одной из них врачу известен достаточно обширный перечень почти обязательных специфических симптомов, не обнаруженных у данного пациента. В такой ситуации целесообразно считать менее вероятной именно эту диагностическую гипотезу.
Исследуя альтернативные версии одну за другой, врач опирается на так называемый прием проверки гипотез. Этот эвристический прием основан на том, что результаты проверки служат для подтверждения диагноза, если они положительные, или для его исключения, если они отрицательные. В идеальном случае положительные результаты позволяют окончательно установить болезнь, а отрицательные – безоговорочно исключить ее.
Выбор заболеваний, подлежащих дифференциальной диагностике, должен учитывать следующие основные моменты:
Исходную вероятность болезни, легче всего учесть, если сразу же задать себе вопрос, подходящий ли у больного образ жизни или тип личности? Недостаточно знать, что острый панкреатит относится к распространенным болезням; важно учитывать, что он особенно часто бывает у лиц злоупотребляющих спиртными напитками. Имея дело с такими пациентами, надо всегда проявлять настороженность в отношении этого заболевания, даже если симптомы не вполне им соответствуют. Определенную помощь в установлении круга заболеваний, требующих проведения дифференциальной диагностики, может оказать возраст пациента. У пожилых больных гораздо выше вероятность сосудистых и онкологических заболеваний, в то время как острый аппендицит чаще встречается у молодых и лиц среднего возраста.
Исключение маловероятных, но серьезных болезней из первоначального рассмотрения, скорее всего, необходимо, но одновременно и опасно. Врачу не следует о них забывать. К этим версиям приходится возвращаться, когда при рассмотрении распространенных заболеваний уверенности в диагнозе нет. В подобной ситуации нужно задуматься о возможности редкой болезни.
Решая, в отношении, каких болезней проводить дифференциальную диагностику, врач должен учитывать также «остроту» болезни и тяжесть состояния больного. Кроме того, обдумывая план обследования больного, надо задавать себе вопрос, какая из подозреваемых болезней представляет наибольшую угрозу жизни пациента.
Обычно после постановки предварительного диагноза и составления перечня диагностических версий, требующих проверки, врач назначает дополнительное обследование. При этом часто возникает искушение прибегнуть к расширенному использованию инструментальных методов. Между тем, назначая тот или иной диагностический тест, врач должен отдавать себе отчет: «почему выбран именно этот тест и зачем он нужен?». Лабораторное или инструментальное исследование бывает необходимо, прежде всего, для подтверждения или исключения конкретной болезни.
Если для диагностики конкретного заболевания могут быть использованы несколько различных методов, следует выбрать наиболее информативный, доступный и безопасный из возможных. При использовании нескольких диагностических тестов, естественно, полагать, что точность диагноза выше. В таком случае мы полагаемся на сумму доказательств. Это имеет смысл лишь только в том случае, если назначаемые тесты дают независимые доказательства. Чтобы этого добиться, нужно исследовать различные по своей природе феномены. Например, и гастроскопия, и рентгенологическое исследование верхних отделов ЖКТ тракта, направлены на поиск изменений в желудке. Суммарный результат обоих тестов не намного значимее, чем результат одного из них. Аналогичным образом, использование УЗИ и РКТ органов брюшной полости для выявления опухоли поджелудочной железы мало, что добавит к данным одной лишь РКТ. С другой стороны, гастроскопия, отражающая состояние желудка, и УЗИ, позволяющее судить о наличии изменений в других органах брюшной полости, дают независимую информацию, суммируя которую мы повышаем обоснованность диагностических выводов. При таком подходе врач проводит или назначает диагностические тесты не для того, чтобы охватить все возможные болезни, а лишь для того, чтобы дифференцировать одну болезнь от другой.
Этап IV. Постановка клинического диагноза
После постановки предварительного диагноза и проверки альтернативных версий врач выбирает одну болезнь. Если результаты инструментальных исследований подтверждают выбранный вариант заболевания, это свидетельствует о его правильности с высокой степенью вероятности. Если при этом результаты тестов, назначаемых для исключения альтернативных диагнозов, их действительно отвергают, то на этот результат можно положиться полностью.
Последовательность приемов при традиционном подходе к диагностике может быть представлена в виде следующей схемы:
Проявления заболевания → Основные симптомы → Клинический синдром → Пораженный орган → Причина синдрома → Дифференциальный анализ отдельных заболеваний → Клинический диагноз.
По мере накопления знаний и опыта врач приобретает способность быстро преодолевать все указанные этапы диагностического процесса. Он не собирает сначала всех данных, чтобы затем остановиться и обдумать их. Напротив, он активно добывает информацию и одновременно обрабатывает ее. После короткого вступительного периода, за который больной успевает изложить свои жалобы, опытный врач формулирует предварительный диагноз, продолжает собирать анамнез и методично исследовать больного, исходя из сложившегося у него впечатления.
Перед постановкой клинического диагноза он может заново пройти все этапы, собирая дополнительные данные, проверяя достоверность полученных сведений, прикидывая, как все это согласуется между собой. Диагностический процесс в сознании (и подсознании) врача идет безостановочно, между тем попытка вычленить главное на каждом этапе может оказаться полезной не только студентам, но и опытным клиницистам. Понимание закономерностей диагностического процесса позволяет врачу всегда действовать по системе, логически переходя от одного этапа к другому.
Предложенный подход к постановке клинического диагноза, по сути, представляет собой набор эвристических правил, заведомо упрощающий действительность, но который предоставляет логическую схему диагностического процесса. Конечно, он не свободен от недостатков, и для достижения успеха в сложных клинических ситуациях необходим еще целый ряд приемов.
Оформление медицинской документации
Многие врачи стремятся описывать в медицинской документации заболевание так, как его излагает больной, полагая, что именно такой стиль в наибольшей степени соответствует действительности, а значит, и наиболее адекватно отражает характер болезни. Однако, описание больным заболевания – всего лишь его субъективная точка зрения и потому, как правило, очень редко оказывается сопоставимой с современными медицинскими воззрениями. Верное, соответствующее научным взглядам представление о заболевании может быть сформировано лишь врачом на основании сопоставления сведений, полученных в беседе с больным и при обследовании, с одной стороны, а с другой – медицинских знаний о проявлении болезней. Именно врачебная точка зрения на заболевание должна быть представлена в медицинских документах.
Прежде чем приступить к написанию «Истории болезни», необходимо определить основную болезнь, ее осложнения и сопутствующие болезни, поскольку вербальная апостериорная модель строится врачом как бы с конца, с формулирования диагностической концепции, и только постоянно имея ее в виду, можно грамотно, высокопрофессионально оформить медицинскую документацию. Отсутствие объединяющей конечной цели изложения «истории болезни», т. е. обоснования сформулированного окончательного или предполагаемого диагноза, приводит к сумбурному, несистематизированному описанию фактов, полученных в результате опроса больного. Отсюда также очевидно, что хорошо продуманную историю болезни невозможно написать непосредственно со слов больного «у постели». Такое описание будет отражать, главным образом, ход беседы врача с больным, а не врачебное представление о сути патологического процесса.
Врач может придти к одному и тому же диагнозу различными путями, однако эффективнее и быстрее работает тот, кто тщательно выбирает отправные точки в диагностике. Путь к точному клиническому диагнозу должен быть максимально коротким, с преимущественным использованием неинвазивных и малозатратных методов диагностики. При этом вовсе не обязательно использовать все доступные методы исследования. Объем методов исследования должен быть минимально достаточным для постановки точного диагноза и выяснения особенностей течения всех сопутствующих заболеваний, способных повлиять на выбор метода и тактику лечения. Это требует четких, логичных и последовательных действий с целенаправленным использованием, имеющихся в распоряжении инструментальных и лабораторных методов диагностики.
В сложных клинических случаях диагностический процесс базируется не только на общих логических принципах, использующих современные технологические достижения, но и на интуитивных элементах хирургического мышления и часто остается исключительно сферой интеллекта и рук хирурга. Хорошее знание клинической медицины и большой практической опыт позволяют врачу успешно использовать в этих ситуациях «шестое чувство».
Обязательные вопросы пациентам, которые врач должен
задать при сборе анамнеза. Таблица 2. 1.
Страдает ли пациент:
¨ ишемической болезнью сердца и переносил ли инфаркт миокарда
¨ нарушением мозгового кровообращения и переносил ли острое
нарушение мозгового кровообращения
¨ гипертонической болезнью
¨ бронхиальной астмой
¨ сахарным диабетом
¨ заболеваниями печени и почек
¨ инфекционными заболеваниями (ВИЧ, гепатит, сифилис,
¨ аллергическими реакциями на лекарственные препараты
Характеристики диагностических методов Таблица 2. 2.
Вопрос, на который отвечает данный показатель
Формула для вычисления
Вероятность положительно-го результата при наличии заболевания.
Насколько хорош тест для выявления людей, имеющих данное заболевание?
Вероятность отрицательного результата в отсутствие заболевания
Насколько хорош тест для исключения людей, не имеющих данного заболевания?
Прогностическая ценность положительного результата
Вероятность того, что при положительной пробе заболевание действительно есть.
Какова вероятность наличия данного заболевания?
Прогностическая ценность отрицательного результата
Вероятность того, что при отрицательной пробе заболевания действительно нет.
Какова вероятность отсутствия данного заболевания?
Вероятность правильного диагноза
Какова диагностическая точность метода?
где: А – истинно-положительные результаты метода,
В – ложно-положительные результаты метода,
С – ложно-отрицательные результаты метода,
Д – истинно-отрицательные результаты метода.
Статью добавил(а):
Баринов Виктор Евгеньевич
Статья добавлена 9 июня 2016 г.