«Добрый день». Обособляется или нет?
В зависимости от контекста предложения выражение «добрый день» может быть сочетанием прилагательного с существительным или выступать в роли междометия. Постановка знаков препинания зависит от его лексического значения и места в предложении.
Междометие
Устойчивое сочетание «добрый день» относится к особому разряду междометий — этикетным выражениям. Оно является одной из распространенных форм приветствия. При этом оно может указывать на конкретное время суток или использоваться нейтрально.
Мнения лингвистов насчет этикетных слов расходятся. Согласно другим источникам этикетные слова и выражения обозначаются как частицы или вовсе не относятся к части речи.
Междометие не является членом предложения. В зависимости от интонации оно обособляется запятой, точкой, восклицательным или вопросительным знаком.
Запятые ставятся
Этикетная формула «добрый день» часто используется в начале фразы, за ним обычно следует обращение. После него всегда ставится запятая, так как обращение тоже обособляется.
Если этикетное междометие находится в середине предложения, то выделяется запятыми с двух сторон.
Если этикетное междометие находится в конце предложения, то запятая ставится перед ним.
Запятые не ставятся
Этот тип междометия способен образовать отдельное предложение, по типу односоставных. В зависимости от интонации в конце его ставится точка или восклицательный знак.
В таком предложении может присутствовать второстепенный член.
Иногда можно встретить вариант, в котором междометие тесно связано с обращением, поэтому не обособляется запятыми.
Этикетное междометие может также использоваться в просторечном или сленговом фонетическом варианте.
Прилагательное с существительным
Сочетание прилагательного «добрый» и существительного «день» выступает в роли члена предложения. Оно связано с другими членами предложения, от которых к этим двум словам можно задавать вопросы. Самостоятельные члены предложения не обособляются запятыми.
Быстрый ответ
В данном случае слово входит в состав обращения, поэтому нам не нужно его отделять запятой. Перед нами единое обращение.
Это правило распространяется и на такие слова как: «любимый + имя и отчество (ИО)», «милый + ИО», «дорогой + ИО», «уважаемый + ИО».
«Уважаемая(,). »: почему нам не нужно ставить запятую?
Мы помним, что обращение в предложении всегда выделяется запятыми.
Правило в этом случае простое: слово «уважаемая» входит в состав обращения и образует с ним единое сочетание, которое не разделяется запятой.
Например:
Уважаемая Елена Николаевна!
Здравствуйте, Елена Николаевна!
Здравствуй, уважаемый зритель!
«Уважаемая»: как правильно поставить запятые?
Например:
Мы пришли вовремя, но, уважаемая Нина Петровна, решила не приходить к назначенному времени.
Поздравляем Вас, уважаемая коллега, с новым назначением!
Например:
Уважаемый, а вам не кажется, что вы немного обнаглели?
Уважаемая, который сейчас час?
Уважаемые, почему вы все такие вредные?
Уважаемый, пройдите в кабинет Евгения Николаевича, он вас давно ждёт.
Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:
Поиск ответа
Вопрос № 308549 |
Добрый день. Скажите, пожалуйста, при поздравлении предприятия и обращении » Уважаемый Иван Иванович, поздравляю Вас и весь коллектив» в дальнейшем в тексте подразумевается только Иван Иванович (т.е. желаю Вам) или уже весь коллектив (т.е. желаю вам)?
Ответ справочной службы русского языка
Если напишете Вам, то получится пожелание Ивану Ивановичу, а если вам, то всему коллективу.
Какое обращение корректно использовать » Уважаемый заявитель!» или «Уважаемая заявитель!», если адресатом является женщина?
Ответ справочной службы русского языка
Доброго времени суток. Правильно ли в письме трижды говорить об уважении. Например Уважаемый Иван Иванович! Выражаем Вам свое уважение и сообщаем. Далее текст и в конце С уважением, Директор _______ А.А. Кузьмин А так же как правильно поставить инициалы. Перед фамилией или после. Огромное спасибо за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения стилистики следует избегать таких повторов и перестроить текст.
В деловом письме при обращении: уважаемый Иван Иванович! Нужен ли пробел перед восклицательным знаком?
Ответ справочной службы русского языка
Перед восклицательным знаком пробел не нужен.
Знаю, что в русском языке есть лишь соединительные гласные «о» и «е». В таком случае прошу уважаемый портал пояснить, какая соединительная гласная в двукоренном слове «коронавирус». Спасибо заранее.
Ответ справочной службы русского языка
Слово коронавирус образовалось не в русском языке, оно было заимствовано. Гласная а на конце первой части этого слова была унаследована от языка-источника. Такова судьба некоторых других заимствованных слов, например: вибрафон, гексаген, дельтаплан, ротавирус.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Подскажите верный вариант расстановки знаков препинания в предложении: » Уважаемый Сергей Михайлович, руководство ООО «Звезда» выражает вам своё почтение и благодарит за отзыв!» Нужна ли здесь запятая перед «и»?
Ответ справочной службы русского языка
Пунктуационное оформление корректно, дополнительная запятая не ставится.
Уважаемый портал «Грамота»! В ваших словарях используются стилистические пометы, например разг.-сниж., нар.-разг. и т.д. На основе какого бумажного словаря выбраны эти пометы? Какой системе вы следуете: насколько я понимаю, это словарь Кузнецова? Спасибо. Нила Фридберг
Ответ справочной службы русского языка
Выходные данные словарей, представленных на портале в электронном виде, Вы найдете на этой странице.
Добрый день. Пожалуйста, подскажите, с какой буквы правильно писать местоимение во 2 и 3 предложениях? Уважаемый Иван Иванович! Сообщаем Вам о необходимости рассмотреть ситуацию, возникшую на Вашем/вашем предприятии. Ситуация, связанная с Вашим/вашим работником Ивановым.
Ответ справочной службы русского языка
Написание местоимения с прописной буквы во всех указанных случаях будет корректным.
Здравствуйте. Скажите, будет ли корректным следующее письменное обращение к Клиенту интернет-магазина: Уважаемый Иван Иванович, добрый день! Вас приветствует интернет-магазин товаров для дома. В данном случае приветствие двойное, чем его заменить не знаю или можно оставить так как есть? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Скажите, пожалуйста, в официальном письме Главному раввину России Берлу Лазару нужно ли слово «раввин» в обращении Уважаемый раввин Берл Лазар!
Ответ справочной службы русского языка
Мы обратились за консультацией в приемную главного раввина России Берла Лазара и получили следующий ответ.
Раввин в иудаизме — ученое звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда.
Учитывая вышесказанное, в обращении можно применить такое же правило, как и к другой научной степени, например доктор, профессор и т. д.
Таким образом, в официальном письме при обращении рекомендуем использовать звание раввин.
Подскажите, пожалуйста, можно ли ставить после обращения в личном письме запятую, а следующую строку начинать с заглавной буквы? То есть можно ли начинать письмо так: Уважаемый имярек, Пишу вам.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая показывает, что предложение не закончено. Поэтому следующее слово нельзя писать с большой буквы (если это не имя собственное).
Ответ справочной службы русского языка
Если Вы пишете вице-президенту, то будет уместно обратиться к нему по имени и отчеству.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно обратиться к женщине в электронном письме: » Уважаемый директор (компании. )!» или «Уважаемая директор (компании. )!»
Ответ справочной службы русского языка
Уважаемый коллеги, подскажите, пожалуйста, как написать «не» в следующем контексте: «Не взятые/невзятые в кавычки последние предложения. » Заранее благодарен!
Ответ справочной службы русского языка
После «Уважаемый Иван Иванович» ставится запятая или нет? Подборка образцов
Вежливость имеет первостепенное значение в организации успешной коммуникации. Под ней понимают уважительное, доброжелательное отношение. Данное отношение выражается разными языковыми средствами. Одним из них является лексема «уважаемый». При употреблении слова в контексте вежливого обращения у многих может возникнуть следующий вопрос: нужна ли запятая после «уважаемый»?
Часть речи слова «уважаемый»
Чтобы верно расставлять знаки препинания при написании лексемы «уважаемый», необходимо определить, какой частью речи она является.
В конструкциях с обращениями используется прилагательное «уважаемый», образованное от глагола «уважать»:
Также от глагола возникло причастие «уважаемый». Рядом с ним имеются зависимые слова, позволяющие не спутать его с аналогичным прилагательным:
Слово может выступать и в роли существительного. В данном случае речь идет о частичной субстантивации, когда лексема одновременно употребляется и как прилагательное, и как существительное:
Уважаемый, пройдите в центр автобуса, чтобы не мешать другим пассажирам при выходе (обращение «уважаемый» выражено субстантивированным существительным, отвечающим на вопрос «кто?»).
Слово «уважаемый» выделяется запятыми
Ставится запятая или нет в препозиции или постпозиции по отношению к слову «уважаемый» — достаточно каверзный вопрос. Ответ на него зависит от множества факторов.
Знаки препинания расставляются в зависимости от позиции, которую лексема занимает в основной синтаксической единице.
Перед словом
Слово «уважаемый» входит в состав распространенного обращения. Запятая перед ним нужна, если в этой роли он находится в любой позиции, кроме абсолютного начала предложения:
Причастие «уважаемый» в совокупности с зависимыми словами обособляется, если находится после определяемого существительного:
Перед субстантивированным существительным запятая ставится, когда оно расположено в конце предложения:
Перед прилагательным или причастием «уважаемый», которому предшествует другое однородное определение, находится «точка с хвостиком»:
После слова
«Точка с хвостиком» перед распространенным обращением ставится, если лексема находится в конце основной синтаксической единицы:
Запятая после слова «уважаемый» нужна в том случае, если оно в роли существительного начинает предложение:
Уважаемый, вы просто обязаны попробовать наш щербет!
С двух сторон
«Уважаемый» выделяется знаками препинания с обеих сторон, когда, являясь субстантом, находится в центральной части предложения:
Слово «уважаемый» не выделяется запятыми?
Рассматриваемая лексема в роли обращения «точкой с хвостиком» самостоятельно никогда не выделяется. В этом функции оная является частью делового письма. Отправителю такой «весточки» необходимо помнить, что обращение в такого рода письмах не просто этикетная формула. Оно выполняет несколько целей: привлекает внимание адресата к письму и устанавливает с ним контакт.
Поэтому вежливая форма обращения должна отражать служебное положение адресата, его личные заслуги и сферу деятельности.
Например, обращение по должности будет носить строго официальный характер: «Уважаемый господин губернатор!», «Уважаемый господин депутат!». Данные формулы обращения используются только в письмах, адресованных высшим должностным лицам органов власти и управления, поэтому при обращении указывается не фамилия, имя, отчество, а должность в сочетании со словом «господин». Обращение к руководителям обществ и организаций строится по этой же схеме: «Уважаемый господин управляющий!», «Уважаемый господин директор!». Знаков препинания в составе распространенного обращения нет. Восклицательный знак завершает оборот, приравнивая его самостоятельному предложению.
Официальной является и форма с использованием только фамилии, без имени и отчества: «Уважаемый господин Кузнецов!». Обращение по имени и отчеству или только по имени будет носить менее официальный характер («Уважаемый Иван Иванович!») и используются оно, как правило, только в письмах, содержащих благодарность, или в письмах-приглашениях, письмах-поздравлениях, письмах-извещениях. Такие обращения могут быть использованы взамен слов приветствия и прощания, когда автор письма и адресат знакомы и имеют давние деловые контакты, а также когда организации, ведущие переписку, входят в одну систему или подчиняются одна другой. Только по имени допускаются обращения в электронной переписке между работниками, находящимися в постоянных деловых связях: «Уважаемый Сергей!».
В роли причастия «уважаемый» не обособляется, если определяемое слово располагается после него:
«Добрый день коллеги/(имя)» ставится запятая или нет?
На первый взгляд исследуемое изречение воспринимается как знак приветствия, за которым следует обращение. Но так ли это, может ли это словосочетание иметь иной контекст и нужна ли запятая после добрый день? Рассмотрим все эти и многие другие вопросы вместе.
Часть речи и роль в предложении сочетания «добрый день»
В зависимости от контекста исследуемая конструкция может быть междометием, довольно часто употребляемым в устной деловой и повседневной речи. Также встречаются случаи, когда данное выражение состоит из категорий слов: прилагательного, существительного в форме единственного и множественного числа; представленные три слова не обязательно связаны общим смыслом.
Постановка запятых зависит от того, какую роль играет это словосочетание в предложении, рассмотрим несколько случаев.
Междометие
Мы называем междометиями особый лексико-грамматический класс неизменяемых слов, которые помогают выразить эмоции, чувства, но не называют их. Помимо эмоциональных междометий «ах», «ух», «ого», существуют этикетные междометия, они выражают благодарность, приветствие, прощание. Приветствия могут указывать на определенное время суток или быть нейтральными. Существует мнение, что этикетные выражения произошли от:
Эмоциональные междометия делают речь более выразительной, интересной, этикетные неизменяемые слова – это формулы вежливости, которые направлены на гармоничное, бесконфликтное общение.
Конструкционное трио: «прилагательное с существительными»
Понять смысл данного определения легче при помощи следующего примера:
Перед нами сложное предложение, состоящее из двух частей. Словосочетание «добрый день», то есть прилагательное с существительным входят в первую часть предложения, а «коллеги» – во вторую.
Очевидно, что в этом предложении «добрый день» выступает не в качестве приветствия, а в роли существительного «день» (подлежащего) и прилагательного. «Коллеги» — это обращение, обособляемое запятыми согласно общепринятым пунктуационным нормам.
Далее, рассмотрим правила обособления запятыми междометий.
Нужны ли запятые в выражении «добрый день (вечер, утро), коллеги»?
При постановке пунктуации руководствуются следующими правилами:
Приведем несколько примеров:
Не выделяется знаками препинания междометие, если оно представляет собой отдельное предложение:
Восклицательный знак на конце придает приветствию интонационно-экспрессивную окраску.
Знаки препинания в других словосочетаниях с «добрый день»
Рассмотрим несколько наиболее употребляемых сочетаний.
«Еще раз добрый день»
Фраза обычно употребляется в устной речи тогда, когда собеседники возобновили общение после некого перерыва, через какое-то непродолжительное время. Выражение служит для привлечения внимания, для установления контакта, произносится оно без остановок и не обособляется на письме запятыми.
«Всем добрый день»
Междометие не обособляется знаками препинания, если оно тесно связано со стоящими рядом местоимением, как, например, в представленном выражении:
«Доброго дня вам»
Исследуемое междометие употребляется не только в официальном общении, но встречается в просторечии. В таком случае оно видоизменяется и принимает следующие формы: «доброго дня вам», «день добрый».
Замечаем, что в первом выражении тоже присутствует тесная связь между междометием и местоимением, поэтому запятая не ставится.
Изучайте правила русского языка и пишите корректно!