Новый гост для оформления документов
С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нем описано, как оформлять деловые и служебные документы: официальные письма, приказы на работе, справки для людей и запросы в ведомства. Россия составила список рекомендаций для всех и предлагает их использовать, чтобы было красиво и понятно.
Этот гост добровольный — его можно не использовать или применять частично. Но если у вас нет корпоративных стандартов, дизайнера или верстальщика, а хочется составить понятный документ, его стоит иметь в виду. Все-таки это гост, он утвержден и действует. Там есть здравые требования, но есть кое-что странное и даже опасное.
Мы прочитали его весь — вот главное.
Как составлять документы по госту
Вот несколько советов из стандарта:
Зачем гост для документов
У каждой компании и в каждом ведомстве могут быть свои правила оформления документов. Но когда в стране есть об этом гост, компании и ведомства могут основывать свои правила на нем, а не изобретать каждый раз с нуля.
Этот гост — такая опорная точка: вы можете его не придерживаться, но если нужен ответ на вопрос «Как правильно с точки зрения России?» — вот он, этот ответ.
Применять или не применять гост — решайте сами. Штрафов за это нет. Но если вы где-то публично заявите: у нас, мол, документы по госту, — тогда уже должны применять обязательно.
Когда документ на нескольких страницах
Если документ из нескольких страниц, начиная со второй, их нужно нумеровать. Номер ставят посередине верхнего поля. Отступ сверху — минимум 10 мм. Можно печатать с двух сторон листа, но тогда поля боковые должны совпадать.
У некоторых документов может быть титульный лист. Например, у устава компании, отчета или пакета документов для торгов. Если хотите оформить титульный лист по правилам, в госте есть схема.
Шрифты — бесплатные
Шрифты рекомендуют такие:
Или похожие по начертанию и размеру.
В таблицах шрифт может быть мельче. Важные реквизиты можно выделять полужирным: например, адресата заявления или заголовок документа.
Отступы и интервалы
Абзацный отступ — 1,25 см.
Заголовки разделов — с таким же абзацным отступом слева или по центру.
Вот требования к интервалам:
Минимальные поля для всех документов:
Если документ хранится больше 10 лет — левое поле должно быть минимум 30 мм. Но все это логично использовать для бумажных документов, потому что их скрепляют, прошивают, а края бумаги за годы могут истрепаться. Для электронных документов это не так важно, но гост почему-то этого не учитывает, хотя для электронных документов он тоже работает.
Выравнивание — по ширине
Документы по госту нужно выравнивать по ширине листа.
Если реквизиты пишут в углу, то самая длинная строчка должна быть не больше 7,5 см. Это примерно треть формата А4.
Если реквизиты документа не в углу, а по центру, их тоже нельзя растягивать на всю ширину. Максимум на 12 см — это половина ширины листа.
От редакции: выравнивая документ по ширине листа, включите переносы, иначе между словами будут огромные дыры. Либо люди, которые составляли гост, не знают об этом эффекте, либо у них нет глаз или вкуса
Реквизиты документа
Товарный знак или логотип — вверху посередине или слева. Можно указать название компании, магазина или бизнеса — которое неофициальное, но к нему привыкли.
В верхней части документа нужно написать, какая компания его составила, ее адрес, телефон и электронную почту, ИНН, ОГРН и другие реквизиты с учетом назначения документа.
По госту нужно написать и название документа. Это не касается только деловых и служебных писем. Если это приказ — нужно так и указать.
Дату ставят вверху. Причем не ту, когда составили документ, а когда подписали. Форматы даты такие:
Должен ли договор оказания юридических услуг иметь номер или это не обязательно?
Должен ли договор оказания юридических услуг иметь номер или это не обязательно?
Ответы на вопрос:
Договор оказания юридических услуг может не иметь номер, это не обязательно и не влияет на юридическую силу договора. Всего доброго.
Договор на оказание юридических услуг можно быть без номера. В любым другим договорам требований об обязательной нумерации также нет в законе.
Нет, договор на оказания юридического услуг не обязательно должен иметь номер. Какой-либо специальной регистрации для учета договоров не требуется.
ГК РФ Статья 779. Договор возмездного оказания услуг
Позиции высших судов по ст. 779 ГК РФ >>>
Путеводитель по судебной практике (высшие суды и арбитражные суды округов) по ст. 779 ГК РФ
1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
2. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
В договоре оказания юридических услуг номер не обязателен. Отсутвие номера не делает договор недействительным.
Номер договора не является обязательным условием. Может иметь номер, может не иметь. Это важно для организации, с которой Вы заключаете договор. Если Вы заключаете договор с физическим лицом, то договор может не иметь номера.
Номер указывать не обязательно, главное, чтобы была указана его дата и в договоре содержались существенные условия договора возмездного оказания услуг.
Конечно номер лучше написать, он как-то стимулирует. Но не является обязательным. Удачи и всего доброго. Обращайтесь на сайт для консультаций.
Похожие вопросы
Имеет ли право частное лицо (юрист) оказывать юридические услуги, заключать договор на оказание юридических услуг, брать деньги за данные услуги? Как должен быть оформлен такой договор? Должен ли быть порядковый номер на договоре, акте приема денежных средств? Какие еще реквизиты должны быть в таком договоре?
Меня интересует обязательно ли должен стоять порядковый номер договора и печать, если это договор на оказание юридических услуг, представление интересов в суде?
Хочу заключить с юристом договор на оказание услуг по взысканию моей зарплаты. Данный договор должен называться договором по оказанию юридической услуги? Или просто договор по оказанию услуг?
Был подан иск о возмещении расходов по договору о возмездном оказании юридических услуг. Договор между физическими лицами на оказание услуг истца. Из документов представлен: договор, акт сдачи-приемки, расписка. Однако договор без номера, нигде не зарегистрирован и составлен на услуги для ответчика. Расписка тоже, нигде не зарегистрирована. Юрист проживает в другом городе. Не представлено, ни копии паспорта, ни диплома, ни справки с места работы.
Возможно ли доказать фиктивность договора оказания юридических услуг?
Мной был заключен договор с ООО «Империалъ» об оказании юридических услуг и выдан Сертификат на право годовой бесплатной юридической консультации.
Предметом договора являются три проекта исковых заявлений по одному делу.
Однако, судебные расходы в части возмещения услуг за оказание юридической помощи удовлетворены не были ни по одному заявлению, т.к. сотрудники ООО «Империалъ» некорректно или даже неправильно издали договор. Предметом договора являются три проекта исковых заявлений. И в п.3 Договора указана вся сумма по мере внесения. Для удовлетворения требований по возмещению расходов, понесенных на оплату юридических услуг, необходимо было делать три договора (к каждому исковому заявлению с указанием стоимость каждой услуги) отдельно. Или в одном договоре указать стоимость услуги каждого искового заявления.
— п. 5.1. Исполнитель несет ответственность за качество и своевременность оказания юридических услуг, указанных в 1.2 настоящего Договора.
— п.5.2.За исполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по заключенному Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
Ссылки на пункты в договоре
Сегодня разберем на примере, насколько ссылки на пункты усложняют или упрощают понимание договора.
Сразу оговорюсь, что не затрагиваю ссылки на нормы законодательства. У меня еще нет какого-то однозначного мнения по этому вопросу.
Итак, рассмотрим пример. Что можно понять из этого фрагмента?
Пожалуй, только то, что за какое-то действие предусмотрена ответственность в размере 15 000 рублей и штраф будет выплачен, если соблюдены определенные формальности.
С чем мы можем столкнуться в ходе этого увлекательного путешествия?
Итак, на мой взгляд ссылки:
Если договор становится бессмысленным, он не просто непонятный — он перестает выполнять свою функцию, т. е. не защищает интересы сторон.
Что же делать? Давайте посмотрим, о чем речь в пп. 4.3 и 7.1.
Как видите, в п. 4.3 речь идет о неразглашении информации, а об этом можно написать, и не указывая номер пункта.
В п. 7.1 указан общий порядок выплаты штрафа. Значит, в п. 7.4 информация дублируется, включая ссылку на раздел 12.
Теперь немного магии и вуаля:
Мне кажется, стало лучше.
В следующий раз поговорим про слова-паразиты в тексте договора.
Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.
А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)
Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь:
Структура понятного договора (часть 2)
Продолжаем обсуждать структуру договора.
В прошлый раз мы выяснили несколько особенностей нашего мозга, которые влияют на восприятие информации:
1. Мы любим порядок.
2. Мы пишем и читаем по-разному.
3. Мы лучше воспринимаем информацию, которая расположена в определенной последовательности.
Поэтому информацию в тексте нужно делить на блоки и внутри них выстраивать связный рассказ.
Из раздела «Права и обязанности» мы выделили информацию о вывесках.
Но возникла проблема: новый блок оказался слишком большим для «Прав и обязанностей», но слишком маленьким для самостоятельного раздела.
Существует ли оптимальный размер раздела договора? Чтобы определить его, нужно узнать еще один факт о нашем мозге.
Факт 4. У нас слабая оперативная память.
Человеку сложно в один присест внимательно и вдумчиво прочитать большой текст. В примере ниже только обязанности субарендатора занимают 17 пунктов — его права, скорее всего, займут еще столько же. Эту информацию будет сложно воспринимать, если не ограничить число пунктов в разделе.
В среднем мы можем удерживать в памяти от 5 до 9 идей. Поэтому в раздел оптимально включать от 5 до 9 пунктов.
Если в разделе меньше 5 пунктов или он выглядит неполно (я такие называю “сиротинушка”), желательно объединить его с другим близким по смыслу разделом.
Вернемся к вывескам. В новоявленном разделе всего 4 пункта, и выглядит он сиротливо. Но в этом договоре есть информация не только про вывески, но и про оформление витрин — можно собрать раздел под названием «Оформление помещения».
Объединять стоит только близкие по смыслу разделы. Не стоит объединять разделы про форс-мажор и порядок оплаты, но можно — про стоимость и порядок расчетов.
Если в разделе больше 9 пунктов или пунктов нужное количество, но его все равно сложно читать:
· разбейте на несколько разделов.
Подсказки можно использовать, чтобы сделать договор понятнее для читателя и показать, где заканчивается один блок информации и о чем будет следующий. Для читателя такое разделение удобно, при этом какого-то юридического значения подсказки не несут.
В примере я преобразовал раздел «Права и обязанности» в раздел «Порядок исполнения договора». Получился достаточно большой раздел из 10 пунктов, но пункты сгруппированы исключительно по смыслу, а подсказки позволяют делать перерыв при чтении — мы заранее знаем, где можем остановиться.
Чтобы подсказки были полезными, не рекомендую:
· нумеровать подсказки — это излишне;
· выделять подсказки жирным шрифтом — это запутывает и отвлекает;
· давать только одну подсказку посреди раздела — их должно быть хотя бы две- три.
Этот прием также дает читателю отдохнуть.
Например, в договоре был один раздел «Стоимость услуг и порядок расчетов». В него входило 10 пунктов, что почти соответствует нашему критерию. Но пункт 3.5 оказался слишком тяжеловесным, а заказчик настаивал на том, чтобы его сохранить. Поэтому было принято решение выделить два раздела: «Стоимость услуг» и «Порядок расчетов». Второй раздел получился небольшим, но в целом информацию проще усвоить, и у читателя появилась возможность перевести дух.
Итак, что мы узнали о структуре договора?
· Разбиваем договор на блоки (с помощью разделов, подразделов, подсказок).
· Связываем условия внутри блоков:
-по схожей тематике;
-хронологически, от общего к частному, от важного к неважному или в сравнительном порядке.
· Включаем в блок от 5 до 9 пунктов.
Как располагать разделы?
Можно ли применить принципы объединения пунктов внутри разделов к структуре договора? Например, располагать разделы в порядке от важного к неважному? Скорее всего, нет. Трудно определить, что для читателя важнее всего. Для предпринимателя важен вопрос прибыли, для менеджера — исполнения договора, а для бухгалтера — оплаты и НДС.
Универсального рецепта порядка разделов я не нашел. Единственный критерий — информация должна быть организована так, чтобы получился внятный рассказ.
При этом есть гипотеза, которая Вам может помочь. При создании договора можно придерживаться следующей структуры:
1. Общие разделы: термины и определения, предмет договора, общие положения;
2. Конкретика: порядок исполнения, оплата, сдача-приемка;
3. Все остальное: ответственность, форс-мажор, сроки договора, порядок досрочного расторжения, т. д.
Сначала вводим читателя в курс дела, потом снабжаем его ключевой информации о взаимодействии сторон, затем уже рассказываем какие-то отдельные аспекты.
Надеюсь, такая последовательность поможет вам создать из договора рассказ.
На сегодня все. В следующий раз поговорим о том, как избежать слишком объемных пунктов в договоре. До новых встреч.
Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.
А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)
Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь:
То есть что ставится вначале: дата или номер договора?
Какая формулировка в тексте договора является правильной?
1) на основании договора аренды от 01 ноября 2018 г. N 6
2) на основании договора аренды N 6 от 01 ноября 2018 г.
То есть что ставится вначале: дата или номер договора?
Руководствуйтесь, регламентом ГОСТа Р 7.0.97-2016
ГОСТ Р 7.0.97-2016
5.10 Дата документа соответствует дате подписания (утверждения) документа или дате события, зафиксированного в документе. Документы, изданные двумя или более организациями, должны иметь одну (единую) дату.
Дата документа записывается в последовательности — день месяца, месяц, год — одним из двух способов:
арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.06.2016;
словесно-цифровым способом, например: 5 июня 2016 г.
5.11 Регистрационный номер документа — цифровой или буквенно-цифровой идентификатор документа, состоящий из порядкового номера документа, который, по усмотрению организации, может дополняться цифровыми или буквенными кодами (индексами) в соответствии с используемыми классификаторами (индексом дела по номенклатуре дел, кодом корреспондента, кодом должностного лица и др.).
На документе, составленном совместно двумя и более организациями, проставляются регистрационные номера документа, присвоенные каждой из организаций. Регистрационные номера отделяются друг от друга косой чертой и проставляются в порядке указания авторов в заголовочной части или преамбуле документа.
.5.12 Ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа включает регистрационный номер и дату входящего инициативного документа, на который дается ответ.
— При утверждении документа коллегиальным органом, решения которого фиксируются в протоколе, в грифе утверждения указываются наименование органа, решением которого утвержден документ, дата и номер протокола (в скобках).
— наименование вида документа, наименование организации — автора документа, дата документа, регистрационный номер документа, заголовок к тексту;
4 Реквизиты документа
При подготовке и оформлении документов используют реквизиты, определения которых приведены в
10 — дата документа;
11 — регистрационный номер документа;
На основании вышеперечисленной нормы, и Вашего вопроса, ответ,
«на основании договора аренды от 01 ноября 2018 г. N 6 „