КОЛЕЯ
Смотреть что такое «КОЛЕЯ» в других словарях:
Колея — Расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана Источник: РД 10 117 95: Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов Смотри также родственные термины: 176 колея К … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
колея — и; ж. 1. Канавка, углубление от колёс на дороге. В глубоких колеях стоит вода. * И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи (Блок). 2. Железнодорожный путь, образуемый двумя параллельно лежащими рельсами. Широкая, узкая к. железной дороги.… … Энциклопедический словарь
колея — войти в свою колею, попасть в колею.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. колея след, путь, дорога; линия, стезя, углубление, русло, трасса, канавка Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
колея — колея, колеи, колеи, колей, колее, колеям, колею, колеи, колеёй, колеёю, колеями, колее, колеях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Колея — Колея: Колея углубление в грунтовой дороге от колёс; Колея (транспорт) поперечное расстояние между крайними кромками колёс транспортного средства. Железнодорожная колея, см. Ширина колеи. См. также Колейность … Википедия
Колея — Колея. Дмитриев в упрек литературному языку школы Смирдина и Полевого ставит особые формы фразообразования, которые возникали вследствие метафоризации повседневно бытовых, иногда простонародных и профессиональных слов. Например, колея привычки,… … История слов
колея — КОЛЕЯ1, и, мн колеи, колей, колеям, ж Дорога для одностороннего движения железнодорожного транспорта с двумя рельсами и линией подачи электроэнергии; Син.: одноколейка. По колее раз в день проползал паровозик. КОЛЕЯ2, и, мн колеи, колей, колеям,… … Толковый словарь русских существительных
КОЛЕЯ — безрельсового сухопутного транспортного средства расстояние между колесами каждой оси или между центральными линиями гусениц транспортного средства. Колея рельсовая две рельсовые нити, уложенные на определенном растоянии одна от другой и… … Большой Энциклопедический словарь
колея́ — колея, и; мн. колеи, колей, колеям … Русское словесное ударение
КОЛЕЯ — КОЛЕЯ, и, жен. 1. Канавка, углубление от колёс на дороге. По наезженной колее (также перен.; то же, что по проторённой дороге). 2. Железнодорожный путь из двух параллельных рельсов. Широкая, узкая к. 3. перен. Привычный ход дел, жизни. Войти в… … Толковый словарь Ожегова
Значение слова «колея»
1. Канавка, углубление от колес на дороге. В глубоких колеях стоит вода. Куприн, Ночная смена. Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи. Блок, Россия.
3. перен. Привычное, естественное течение жизни, обычный ход дел. На следующий день уроки возобновились, и жизнь побежала обычной колеей. Тургенев, Новь. Жизнь Лены после ее бурного объяснения с Воропаевым шла прежней колеей. Павленко, Счастье.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Колея — углубление в грунтовой дороге от колёс;
Колея (транспорт) — поперечное расстояние между крайними кромками колёс транспортного средства.
Железнодорожная колея, см. Ширина колеи.
КОЛЕЯ’, и́, ж. 1. След от колеса на дороге. Глубокая к. 2. Железнодорожный путь, образуемый парой параллельно проложенных рельсов (ж.-д.). 3. перен. Ход жизни, привычное ведение дела, занятий. Жизнь вошла в обычную колею. Выйти из колеи (из нормального уклада жизни). Привычная к. жизни.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
колея́
1. углублённый след от колеса на грунте ◆ Старая, чёрная и изрытая колеями дорога тянулась пред ним бесконечною нитью, усаженная своими ветлами; направо ― голое место, давным-давно сжатые нивы; налево ― кусты, а далее за ними лесок. Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1871—1872 г. ◆ Сначала сбитая катышками пыль превратилась в жидкую грязь, которую месили колёса, толчки стали меньше, и по глинистым колеям потекли мутные ручьи. Л. Н. Толстой, «Отрочество», 1854 г. ◆ Дышловые лошади жались от колей на дышло, но ловкий ямщик, боком сидевший на козлах, держал дышлом по колее, так что колёса бежали по гладкому. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1878 г.
2. техн. расстояние между колёсами каждой оси или между центральными линиями гусениц транспортного средства ◆ Прицеп: двухосный, с длинной базой, низким центром масс, широкой колеёй, малой парусностью и длинным дышлом.
3. ж.-д. железнодорожный путь, образуемый парой параллельно проложенных рельсов; в более узком значении — расстояние между внутренними гранями рельсов ◆ Точно так же в настоящее время уже действует комиссия, которая производит пробу движения наших вагонов, наших локомотивов по финляндской колее, и по первым опытам комиссии надо думать, что габарит наших вагонов подойдет к финляндской колее и сквозное движение окажется возможным и будет осуществлено. П. А. Столыпин, «Речь о Финляндии, произнесенная в вечернем заседании Государственной думы 5 мая 1908 года», 1908 г.
4. перен. привычный ход жизни, привычное ведение дел ◆ Отношения Россия — НАТО возвращаются в свою колею, заявил лорд Робертсон.
КОЛЕЯ
Смотреть что такое КОЛЕЯ в других словарях:
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
колея ж. 1) Углубление, след от колес или полозьев на дороге. 2) Железнодорожный путь, образуемый двумя параллельно проложенными рельсами. 3) перен. Привычное течение чего-л.
КОЛЕЯ
колея ж.1. rut 2. ж.-д. track; gauge широкая, узкая колея — broad, narrow gauge ♢ войти в колею — settle down, return to normal, get* back into a ro. смотреть
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
Колея Расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана Источник: РД 10-117-95: Требования к устройству и безопасной эксп. смотреть
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
расстояние между серединами колёс каждой оси или между центральными линиями гусениц транспортного средства(Болгарский язык; Български) — междурелсие; к. смотреть
КОЛЕЯ
ж1) (от колес, полозьев) Fahrrinne f; Spur f (след) 2) ж.-д. Gleis n (путь); Spur f (ширина пути) узкая колея — Schmalspur fнормальная колея — Vollspur. смотреть
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
Иди своей колеёй! Пск. Ответ на назойливое, бесцеремонное обращение. ПОС 14, 370.Выбивать/ выбить из колеи кого. Разг. Заставлять кого-л. нарушать прив. смотреть
КОЛЕЯ
track* * *колея́ ж. 1. (ширина железнодорожного пути) gauge (line) 2. (расстояние между осями безрельсового транспортного средства) wheel track, whee. смотреть
КОЛЕЯ
ж.1) ornière f 2) ж.-д. voie f широкая колея — ornière largeузкая колея — ornière étroite••войти в колею — reprendre la vie normaleвыбить из колеи — dé. смотреть
КОЛЕЯ
ж.1) carril m, rodada f2) ж.-д. vía f; trocha f (Лат. Ам.)широкая, узкая колея — vía ancha, estrecha••войти в колею — asentarseвыбить из колеи — pertur. смотреть
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
ж1) tekerlek izi 2) ж.-д. hatширина́ колеи́ — hat genişliği••войти́ в (свою́) колею — çığırına / rayına girmek; normale dönmekвы́биться из колеи — çığı. смотреть
КОЛЕЯ
ж. 1) ornière f 2) ж.-д. voie f широкая колея — ornière large узкая колея — ornière étroite •• войти в колею — reprendre la vie normale выбить из коле. смотреть
КОЛЕЯ
1) Орфографическая запись слова: колея2) Ударение в слове: коле`я3) Деление слова на слоги (перенос слова): колея4) Фонетическая транскрипция слова кол. смотреть
КОЛЕЯ
Rzeczownik колея f koleina f rowek m kolej f Przenośny droga f
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
ж.Spur f, Spurweite f, Fahrspur f; Radspur f, Fahrrinne f, Laufspur f, Wagengeleise n- колея для колёс- колея задних колёс- колея передних колёс- узкая. смотреть
КОЛЕЯ
колея ж 1. (от колёс, полозьев) Fahrrinne f c; Spur f c (след) 2. ж.-д. Gleis n 1a (путь); Spur f (ширина пути) узкая колея Schmalspur f нормальная колея Vollspur f а войти в колею ins Geleise kommen* vi (s) выбиться из колеи aus dem Geleise kommen* vi (s) ( geraten* vi (s)]
Синонимы:
КОЛЕЯ
сущ. жен. родаколіяот слова: колеть глагол несоверш. вида что делать?Деепричастная форма: колев, колеяклякнутиДієприслівникова форма: клякнувши, клякн. смотреть
КОЛЕЯ
жcarril m, trilha f; ж-д bitola f••- войти в колею- выбиться из колеи- выбитый из колеиСинонимы: дорога, заколесица, канавка, линия, путь, русло, след. смотреть
КОЛЕЯ
(1 ж), Пр. о колее/; мн. колеи/, Р. коле/йСинонимы: дорога, заколесица, канавка, линия, путь, русло, след, стезя, трасса, углубление
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
1. (след от колеса) сорап, із (арба доңғалағының ізі);2. ж.-д. рельс, жол;- широкая колея кең табанды темір жол;- узкая колея тар табанды темір жол;3. перен. дағдылы сорап, қалып;- жизнь вошла в обычную колео тұрмыс өзінің дағдылы қалпына түсті;- привычная колея жизни өмірдің үйреншікті сорабы;- выйти из колеи қалыптасқан жолдан ауытқу (теріс жолға түсу). смотреть
КОЛЕЯ
• cesta• dráha• jízdní stopa• kolej• kolej (dvě kolejnice)• kolej (stopa kola)• koleje• rozchod• rozchod kol• stopa• stopa kola• trať
КОЛЕЯ
ж. 1) carreggiata, rotaia 2) ж.-д. binario m узкая колея — binario a scartamento ridotto •• выбить из колеи — far uscire dal solco выйти из колеи — uscire di carreggiata войти в колею — entrare in carreggiata Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: дорога, заколесица, канавка, линия, путь, русло, след, стезя, трасса, углубление. смотреть
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
Войти в [новую] колею (перен.).Увійти в [нову] колію; стати на [нову] колію (путь, тропу).Выбить кого из колеи (перен.).Вибити (збити) з колії кого.Выб. смотреть
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ колеи, ж. 1. След от колеса на дороге. Глубокая колея. 2. Железнодорожный путь, образуемый парой параллельно проложенных рельсов (ж.-д.). 3. перен. Ход жизни, привычное ведение дела, занятий. Жизнь вошла в обычную колею. Выйти из колеи (из нормального уклада жизни). Привычная колея жизни.
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
1. rada2. rattaroobas3. rattaroopad4. raudteerööbas5. raudteerööpad6. rööpapaar
КОЛЕЯ
Общеслав. Суф. производное (ср. верея) от коло «колесо». Колея буквально — «след от колес». См. колесо.Синонимы: дорога, заколесица, канавка, линия, п. смотреть
КОЛЕЯ
ж. 1. (след от колеса) дөңгөлөктүн изи; 2. ж.-д. колея (эки рельсалуу темир жол); узкая колея тар колея; войти в колею өз калыбына келүү; выбить кого-л. из колеи бирөөнү көнгөн, адаттагы жолунан чыгаруу; көнгөн жолдон чыгарып кетүү, көнгөн иштен алагды кылуу. смотреть
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
1) gauge2) <tech.> track– нормальная колеяСинонимы: дорога, заколесица, канавка, линия, путь, русло, след, стезя, трасса, углубление
КОЛЕЯ
колея колея́укр. ко́лiя, польск. kolej, также kоlеjа, чеш. koleje ж., kоlеj ж., м., в.-луж. kolija, н.-луж. kоlеj «след от повозки». Из *kolěja к kolo. смотреть
КОЛЕЯ
1) расстояние между колёсами каждой оси или между центральными линиями гусениц трансп. средства. 2) Следы, образов. в мягком грунте или снегу при движе. смотреть
КОЛЕЯ
от колесkerékvágásСинонимы: дорога, заколесица, канавка, линия, путь, русло, след, стезя, трасса, углубление
КОЛЕЯ
укр. колiя, польск. kolej, также kоlеjа, чеш. koleje ж., kоlеj ж., м., в.-луж. kolija, н.-луж. kоlеj «след от повозки». Из *koleja к kolo (ср. колесо; см. Мi. ЕW 124; Бернекер 1, 545; Лескин, Bildg. 333). смотреть
КОЛЕЯ
Ударение в слове: коле`яУдарение падает на букву: яБезударные гласные в слове: коле`я
КОЛЕЯ
Ж 1. təkər izi; 2. dəmir yolu; 3. məc. cığır, yol; выйти из колеи cığırından çıxmaq; войти в колею qaydasına düşmək, yoluna düşmək; выбить из колеи yolundan çıxarmaq; выбиться из колеи yolundan çıxmaq. смотреть
КОЛЕЯ
коле||яж 1. ἡ ροδιά1 2. ж.-д. ἡ σιδηροτροχιά: двойная
ὁ σιδηρόδρομος μέ διπλή σιδηροτροχιά· ◊ войти в
ю συνειθίζω, στρώνω (άμετ.)· выйти из
й разг ξεστρατίζω, χάνω τόν προσανατολισμό μου. смотреть
КОЛЕЯ
– накатанный и углубленный след от прошедших ранее авто. EdwART.Словарь автомобильного жаргона,2009 Синонимы: дорога, заколесица, канавка, линия, путь, русло, след, стезя, трасса, углубление. смотреть
КОЛЕЯ
ж.wheelspan; (wheel) track; (wheel) tread; rut- колея задних колёс- колея передних колёс
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
vognsporСинонимы: дорога, заколесица, канавка, линия, путь, русло, след, стезя, трасса, углубление
КОЛЕЯ
Колея́. Общеслав. Суф. производное (ср. верея) от коло «колесо». Колея буквально — «след от колес». См. колесо.
КОЛЕЯ
מעניתשבילתלםСинонимы: дорога, заколесица, канавка, линия, путь, русло, след, стезя, трасса, углубление
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
carril, corredera, distancia (transversal) entre (las) ruedas, línea, rodada, rodadura, rodadura de neumático, surco, vía колея, узкая
КОЛЕЯ
ж 1.тәгәрмәч эзе 2.т-юл.колея △ выйти (выбиться) из колеи чыгырдан чыгу; жизнь вошла в обычную колею тормыш гадәттәге эзенә төште
КОЛЕЯ
каляіна, жен. ж.-д. каляя, жен.войти в колею — увайсці ў каляінувыбить из колеи — выбіць з каляіны
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
Колея́maburuzo мн., mburuzo (mi-), mkokoto (mi-)
КОЛЕЯ
колея’, колеи’, колеи’, коле’й, колее’, колея’м, коле’ю, колеи’, колеёй, колеёю, колея’ми, колее’, колея’х
КОЛЕЯ
رد (چرخ) ، خط ؛ خط آهن
КОЛЕЯ
Колея- orbita; vestigium cursus; vestigium rotae; sulcus; gemina viae ferreae fila;
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
колея след, путь, дорога, линия, стезя, углубление, русло, трасса, канавка
КОЛЕЯ
Fahrrinne, Fahrspur, Laufspur, Radspur, Spur, Verkehrsspur
КОЛЕЯ
Каляіна, каляя, войти в колею — увайсці ў каляіну выбить из колеи — выбіць з каляіны
КОЛЕЯ
Fahrspur авто, Radspur, Spur ж.-д.
КОЛЕЯ
Общеславянское слово той же основы, что и коло (см. <>).
КОЛЕЯ
КОЛЕЯ
колея || войти в свою колею, попасть в колею
Колея — описание, рекомендации
Не менее важным фактором комфортной езды является дорожное полотно, а его качество зависит от укладки асфальта, геометрии рельефа, погодных условий и т. д.
Со временем без обязательного «ухода» за дорожным полотном (асфальтом или другими покрытиями) появляется колея.
Колея относится к геометрическим параметрам, имеющим непосредственное влияние на динамику и управляемость автомобиля.
Влияние колеи и других параметров на поведение автомобиля
Определяют оптимальное значение вышеописанных параметров и их необходимое соотношение инженеры-разработчики, участвующие в создании автомобилей. По итогам их расчетов автомобиль способен с минимальными затратами мощности и износом шин легко маневрировать, при этом показывая отличную устойчивость, что является залогом безопасного движения.
Колея, дорожный просвет и колесная база автомобиля относятся основным параметрам. Именно от них зависят устойчивость, управляемость, плавность хода, проходимость и эффективность торможения. Для передней и задней осей ширина колеи может быть различной, поэтому для их обозначения в характеристиках автомобиля предусмотрены отдельные строки.
Определения основных параметров автомобиля
Дорожный просвет, это расстояние от дорожного полотна до края наиболее низко расположенного элемента конструкции транспортного средства. От этого показателя зависит проходимость автомобиля.
Колесная база, это расстояние, измеряемое между центрами передних и задних колес.
Колея, это расстояние между средними линиями следов оставляемых от правого и левого колеса, расположенных на одной из осей автомобиля. Когда ось оснащена сдвоенными колесами (грузовики, автобусы), то под колеей подразумевают расстояние между серединами следов от левой и правой пары сдвоенных колес.
Размеры колеи напрямую влияют на поведение транспортного средства при прохождении поворотов и поперечный крен кузова.
Движение автомобиля при различных значениях передней и задней колеи на бездорожье будет затруднено тем фактом, что колеса заднего моста должны прокладывать для себя новую колею.
Жесткие ограничения по ключевым параметрам
Если сравнивать колею с колесной базой, то колея не может быть больше определенного значения. Так, отношение величины колеи к колесной базе (база/колея) находится в границах 1, 7 — 1,8 и не может быть меньше чем 1.6 практически для всех автомобилей.
Чем выше соотношение база/колея, тем автомобиль более устойчиво ведет себя на больших скоростях и, стало быть, он более комфортабелен.
При наличии на автомобиле различной колеи передних и задних колес, ему приходится, как уже сказано выше, прокладывать дополнительную колею для колес заднего моста при движении по песку, рыхлой почве или снегу. Это в свою очередь требует более мощного двигателя и как следствие дополнительные затраты энергии. К тому же в этом случае снижается проходимость, возрастает расход топлива из-за повышения сопротивления движению автомобиля.
Колея автомобиля задана конструкцией, разработанной изготовителем, и под этот размер рассчитаны основные узлы и детали подвески. Когда же производят самостоятельный тюнинг автомобиля, то зачастую стараются вынести колеса немного за пределы колесной арки, увеличивая тем самых колею колес.
Это в свою очередь увеличивает нагрузку на подвеску автомобиля, изменяя его характеристики. Так повышается нагрузка при торможении и штатная тормозная система уже не сможет эффективно выполнять торможение автомобиля. По этой причине помимо увеличения колеи необходимо установить и более мощную тормозную систему. Помимо всего прочего увеличение колеи отразится и на сроке службы подшипников ступиц, существенно сократив их ресурс.
В автоспорте при подготовке серийного автомобиля обычно увеличиваю колею колес не установкой проставок или дисков, а демонтируют балку, разрезают ее и вставляют новую часть и обваривают. Обязательным условием в таких случаях, является применение для вставки того же материала, что и материал самой балки.
Автомобиль, имеющий большую базу более устойчив на трассе даже при неблагоприятных дорожных условиях (ярко выраженная колейность или скользкое покрытие). Длинно базовый автомобиль равнодушен к мелким неровностям дороги, но при прохождении крупных колдобин растет риск задеть их днищем или оторвать глушитель, а также застрять в снегу или грязи.
Чем шире колея, тем безопаснее и устойчивее автомобиль в крутых поворотах и при маневрировании. Однако если автомобиль широкий, но короткий, то при попадании на заледенелый участок или глиняную или заснеженную обочину, она может просто слететь с дороги. Например, автомобиль «Нива» при отключенном полном приводе. Поэтому очень важен выбор соотношения параметров базы и колеи, которые определяют характеристики автомобиля. Это, конечно же, не единственные факторы, влияющие на поведение автомобиля и его управляемость – важна и компоновка авто (расположение двигателя), его привод, распределение веса по осям и т.д.
Теория выбора соотношения база/колея
При первом рассмотрении соотношение между базой и колеей задается классом автомобиля (уровнем комфорта в салоне), скажем лимузины длинные, а их ширина задается стандартами полосы дороги. Но это не совсем так.
Увеличение поверхности опор колес связано с достаточно жесткими допусками соотношения колеи и базы. Например, компактный автомобиль Ford Kа имеет такое же соотношение как и Audi A6 (кстати больше чем у Audi A4). Понятно, что некоторые предпочтения диктует класс авто: при передвижении по дороге для комфорта важнее его устойчивость на прямой, никто ведь не закладывает крутые виражи на лимузинах.
Из сказанного можно сделать некоторые заключения. Чем больше соотношение база/колея, тем автомобиль комфортнее. Наибольшие цифры имеют такие марки как BMW или Mercedes, а недорогие малолитражки имеют соотношение меньше как минимум на 0.1.
Стоит отметить, что большую разницу в ширине передней и задней колеи тоже нельзя делать на обычных машинах, что связано с различной нагрузкой, напрямую влияющую на управляемость. Так в купе спорт обычно находится два человека и может дорожная сумка в багажнике, что практически никак не скажется на развесовке. Когда же рассматривается семейный универсал, то учесть изменение положение центра тяжести достаточно трудно.
Что нужно знать о колее в процессе эксплуатации автомобиля
Самостоятельный выбор шин, отличающихся от заводских норм для данного авто может иметь негативные последствия. В данном случае будет нарушено соотношение база/колея и авто будет склонно к заносу и увеличится износ деталей подвески.
Не совсем понятно широкое применение производителями авто «российских пакетов», для наших дорог, которые увеличивают клиренс против базового. Известно, что любое изменение ведет к сбою настроек, включая изменение в соотношении база/колея
При выборе авто одним из аргументов может служить отношение база/колея, если оно меньше, то авто для города, а не для трассы. Когда же предполагаются частые поездки по трассе, то выбирается относительно узкая колея — большее отношение база/колея.
Таким образом выбирая себе автомобиль или уже выбрав его, для сохранения его жизни, своей и окружающих стоит выбирать маршрут передвижения оптимальный в соотношении с характеристиками Вашего автомобиля.
Колея, колея, колеюшечка…
Откуда берутся колеи на асфальте? И виновны ли в этом шипованные шины? Власти предержащие то обвиняют шипы в разрушительном действии на дороги, то вспоминают про наш непростой климат и ищут других виновных, то спорят друг с другом. Глеб Макаров изучил, чем и почему изнашивают дороги.
К сожалению, в России серьезные исследования преждевременного износа и нарушения структуры дорожного покрытия не проводятся. Поэтому воспользуемся опытом специалистов американского штата Вашингтон (не путать с одноименной столицей). Это самый северо-восточный штат США, зима снежная, хотя и не очень морозная. Шипованные шины там тоже используют, хотя и реже (американцы предпочитают всесезонку). Несмотря на это, состояние дорог идеальным не назовешь.
Для исследования происхождения колеи американцы, в свою очередь, обратились к северным соседям. В Национальном институте оптики Квебека разработали лазерную систему измерения колеи LRMS (Laser Rut Measurement System). Приборы, закрепленные на выносных кронштейнах в задней части автомобиля, считывали текстуру дорожного покрытия через каждые 3 миллиметра. Одновременно за полотном следили видеокамеры. Компьютерные системы анализировали ширину, глубину и форму колеи.
Подобному контролю подвергли все основные магистрали штата. Основной сложностью было отличить те повреждения, которые вызвали шипы, от износа грузовым транспортом и обычными (нешипованными) легковыми колесами. Как оказалось, колея, вызванная каждым из этих факторов, имеет свои особенности. От шипов, например, возникают две тонкие борозды, причем вне их пределов дорога абсолютно ровная. А от остальных шин, в том числе грузовых, колеи словно продавлены, по бокам обоих углублений имеются характерные возвышения. Асфальт не стирается, а деформируется и расползается в зоны пониженной нагрузки.
Таким образом удалось выделить износ именно от шипованных шин. Например, на трассе I-5 глубина колеи от них составила 7 миллиметров. Важное уточнение: покрытие было уложено 40 (!) лет назад, по этой дороге ежедневно проходит 194 тысячи машин. Для таких обстоятельств износ просто ничтожный!
В России средний срок службы дороги 8 лет. Для строительства дорог в США до сих пор применяют бетон – смесь песка, гравия и цемента. У нас его не используют еще со времен СССР – в нефтедобывающей стране битум дешевле. Бетонное покрытие имеет характерную особенность: в среднем через каждые 10 метров дорогу пересекают поперечные швы, заполненные битумом. Это позволяет компенсировать податливость материала и снизить влияние перепадов температуры.
На смену бетону пришел асфальтобетон – однородный черный материал, имеющий в своем составе, помимо песка, щебень, минералы и вяжущий битум, благодаря которому дорога превращается в единое полотно. Кроме того, асфальтобетон обладает лучшими сцепными свойствами. В Америке, где отдают предпочтение просто бетону, для повышения безопасности в мокрую погоду на еще не застывший верхний слой наносят неглубокие риски, отводящие воду.
Каждое строительство требует строгого соблюдения технологии. С этой стороны асфальтобетон более уязвим. Точности требуется много: два слоя асфальтобетона толщиной 60–80 миллиметров укладывают на подстилающий слой из песка и щебня и выдерживают минимум по трое суток каждый. Один слой асфальтобетона годится только для самых тихих улиц, где за сутки проезжает менее 3000 машин. В российской столице таких попросту нет!
На практике получается по-другому. Водители ругают дорожников за сужения, администрация города – за сроки. Но мало кто понимает, чем спешка оборачивается в будущем. Довольные водители жмут на газ по едва остывшей дороге.
Положенными 72 часами просто пренебрегают. Равно как и двухслойной технологией. Зачем тратить вдвое больше времени и материалов? Особенно когда за перерасход и несоблюдение сроков можно серьезно схлопотать.
Даже срезание и замена верхнего поврежденного слоя не дает длительного эффекта. Потому что колеи – это деформация покрытия в целом, а не только удаляемых нескольких сантиметров. Пройдет год, и новая поверхность, как копирка, проявит дефекты старой. Поэтому в Европе такая схема не применяется. Если дорога нуждается в ремонте, ее закрывают целиком. Обходится дороже, но в результате выгоднее…
Получается, что шипованные шины – отнюдь не главный источник возникновения колейности. Да, их вклад виден после тщательной компьютерной обработки, но он минимален на фоне воздействия холода, жары, ветра, тяжелых грузовиков и других транспортных средств. Гораздо большее значение имеет качественная работа инженеров и строителей. Если все сделано грамотно, то ровная и гладкая поверхность дороги будет радовать водителей десятилетиями.
Можно ли переделать наши плохие дороги в хорошие? Успех этой затеи сомнителен. Планировка улиц российских городов, а также отсутствие реальной альтернативы у большинства междугородных маршрутов приведут к тому, что при настоящем капитальном ремонте целые районы охватит транспортный паралич. Из двух зол – отсутствие дорог и плохие дороги – выбирают меньшее. Но шипы тут определенно ни при чем…
Колея на асфальте – это, как правило, результат несоблюдения технологии его укладки.
Почти на всей территории Германии использование шипованных шин запрещено с 1975 года. Но главная причина запрета – увеличение тормозного пути на чистом асфальте! Немецкие зимы мягкие: снег если и выпадает, то ненадолго. Шипы разрешены только в 15-километровой зоне у границы с Австрией, в гористой Тюрингии и еще в нескольких местах, где зимой снег или лед на дорогах – норма. Знакомые нам колеи встречаются даже на автобанах, но, конечно, не в таком масштабе. Однако службы по контролю за дорогами ищут недостатки в своей работе. В отчете Немецкого дорожного союза (Deutscher Asphaltverband) указаны основные причины образования колеи:
— ошибки при проектировании дороги; неправильный подбор состава асфальтобетонной смеси (не соответствует температуре и влажности окружающей среды);
— недостаточная связь между слоями асфальта;
— недочеты окончательного контроля.
А вот что думают по этому поводу участники дорожного движения:
Отчего в асфальте появляются колеи?
9% — всему виной климат;
10% — от избытка машин;
81% — из-за нерадивости дорожников.