Орфографический онлайн-словарь
Словарь помогает верно образовать грамматические формы слов, определить, куда ставить ударение. Помимо этого, дает характеристики букв и звуков, что добавляет ценность ресурсу и делает полезным при фонетическом разборе слов.
Этот орфографический онлайн-словарь предназначается как для носителей русского языка, так и для иностранных граждан. Он окажется полезным школьникам, студентам и преподавателям. Словарь выступает руководством к правильному произношению и грамотному написанию слов литературного русского языка.
Состав словаря
Современный русский язык характеризуется обширным лексическим составом: ни одному словарю не включить в себя полный запас слов. Авторы этого онлайн-источника и не ставили перед собой такой задачи. При отборе слов предпочтение отдавалось тем, в которых чаще допускаются ошибки. Составители учитывали и современное состояние языка: выбор пал на те слова, которые часто употребляются в речи людей. Не включается узкопрофессиональные термины, диалектные слова из местных говоров и устаревшая лексика.
Рекомендации, которые содержит этот словарь, учитывают действующие правила орфографии и орфоэпии: современные нормы написания и произношения.
Словарные слова по темам
Словарные слова по алфавиту
Функции сервиса
В электронном словаре создан понятный сервис по поиску нужных слов. При введении начала слова в поисковую строку появляются варианты, которые входят в словник. Тут же предоставляется возможность полюбопытствовать, какие запросы сегодня вводили другие пользователи. Если навести курсор на слово из списка и нажать клавишу мыши, произойдет переход в словарную статью.
Структура словарной статьи
Строение словаря и структуры статей выполнены по единому образцу. В первой строке крупным шрифтом дается заглавная единица, искомое слово, в основной форме.
Ниже приводится норма написания и звуко-буквенная характеристика. Буквы описываются по принадлежности к гласным и согласным. Сначала перечисляется, какие гласные ударные, а какие безударные, но без учета произношения последних. Таким образом, характеризуются буквы, а не звуки.
Кроме перечисления согласных букв, описываются звуки, фонемы, которые они обозначают. Фонемы разделяются на группы по признаку глухости-звонкости. При описании звучности согласных авторами сознательно не учитываются оглушение и озвончение парных звуков.
После этого указывается суммарно, сколько букв и слогов в слове, количество гласных и согласных.
В конце словарной статьи приводятся нормативные формы описываемого слова. Для существительных – окончание в родительном падеже. Иногда указываются окончания в других падежах, потому что отличаются от общепринятых правил, тогда падеж помечается. Для прилагательных называются краткие формы, которые вызывают затруднение, единично даются указания на словообразование. Для глаголов выделяются окончания в форме 1 и 3 лица единственного числа.
Ударение
Словарь показывает акцентологические нормы русского языка: на какой слог ставится ударение. Ударные буквы в заглавном слове выделяются графически: красным цветом и надстрочным знаком. Ниже дается словесное описание ударных и безударных гласных букв, что исключает недопонимание или другое толкование. Русское ударение подвижно, иногда при изменении формы переходит на другие слоги. Это учитывается составителями и указывается при необходимости в последней строке словарной статьи.
В словаре приводятся варианты ударений в тех случаях, когда допускается разное произношение: например, в слове «творог». В составных словах, которые пишутся через дефис, отмечаются два ударения, одно из них основное, второе – побочное: например, в местоимении «кое-как».
Сценарий «По страницам словарей»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Камышловского городского округа
Сценарий литературного мероприятия
«По страницам словарей»
учитель начальных классов
Цель: развитие умения работать со словарями, познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью В. И. Даля.
• способствовать развитию коммуникативных способностей, познавательного интереса, навыков выразительного чтения, внимания, памяти, творческого мышления;
• способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к слову, русскому языку.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, выставка словарей, различные издания «Толкового словаря».
Участники: обучающиеся 4 классов.
· освоение общекультурного наследия России;
· совершенствование имеющихся знаний и умений, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.
· формирование познавательного интереса к истории своей страны, своего народа;
· приобщение к традициям и богатейшей культуре русского народа.
Метапредметные
Регулятивные УУД
· определение степени успешности своей работы и работы других
· планирование в сотрудничестве с учителем и одноклассниками работы, решения действовать по плану
· осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
· осознанно строить речевое высказывание в устной форме
· умение грамотно формулировать высказывания, умение слушать
· интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Вначале раздать части фразеологизмов.
Дорогие друзья, мы пригласили вас сегодня на праздник поэтической культуры русского народа. Все кому дорого русское слово, с особым благоговением произносят имя Владимира Ивановича Даля, чей юбилей отмечаем мы в 2021 года. (220 лет со дня рождения).
Вы знаете, кто такой Владимир Иванович Даль?
Даль всю свою жизнь посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре.
Сам В.И. Даль знал шесть языков: русский, немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, сербский. Понимал тюркские языки. Девиз его жизни: «Сколько раз ты узнаешь языков – столько раз ты человек».
Владимир Даль – лингвист, учёный –
Всем делом жизни стал «Словарь»
Труд в двести тысяч слов огромный
Потомкам он оставил в дар.
В его фамилии вся ширь
Полей, степных просторов,
А в имени – весь собран мир,
Казак Луганский всем нам дорог.
Он жил, работал и творил,
Срастаясь с русскою землёю
Людей и их язык любил
Всем сердцем, всей душою.
Владимир Даль работал над толковым словарем, но существует свыше десятка типов словарей. Некоторые из них общеизвестны и часто нами используются, другие представляют собой настоящий раритет. Все словари подразделяются на одноязычные и переводные.
Какие вы знаете словари?
-Давайте проверим ваши знания с помощью небольшого опроса.
«Умею ли я работать со словарями?»
1. Если не знаешь, как пишется слово, нужно заглянуть в Орфографический словарь
2. В каких словарях слова записаны парами? Словарь синонимов. Словарь антонимов.
3. В каком словаре можно узнать лексическое значение слова? Толковый словарь
4. В каком словаре записана группа однокоренных слов? Словарь однокоренных слов.
6. В каком словаре можно узнать значение выражения «пятое колесо у телеги»? Словарь фразеологизмов.
— Одним из словарей вы назвали фразеологический словарь. Что же это за словарь?
У каждого из вас есть часть фразеологизма, у кого – то его начало, у кого-то окончание.
— Как определить где начало, а где окончание?
Те, у кого начало будут говорить, а вы внимательно слушайте и ищете свою половину.
Находим пары и запоминаем их.
Параллельно каждая пара объясняет значение своего фразеологизма.
Водить за нос. – обманывать, вводить в заблуждение
Дело в шляпе. – все будет в порядке, дело почти сделано
Лезть на рожон. «вести себя необдуманно, безрассудно, рискованно»
— Сегодня мы все вместе отправимся в путь по страницам словарей.
— Но как же работать со словарями?
Памятка работы со словарём.
2. Определи, на какую букву оно начинается.
3. Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
4. ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
Хлев – Даль: сарай, закута, ухиченный и крытый загончик для скота
Ожигов: 1. Помещение для скота(коров, телят, овец), а также для крупной домашней птицы. Утепленный х.Гусиный х. 2. перен. О грязном помещении, грязи в доме (разг. неодобр.).Развести х. в квартире.
Застава – заграда на дорогах и вьездах, для временной задержки, опроса, осмотра проезжих, для взимания пошлины и пр.
Затворить – Даля: закрывать отверстие, проход притвором, затвором, воротами, дверьми или щитом на петлях или навесках
Ожигова; Закрыть (дверь, окно),сдвинуть створки чего-н
Заблагорассудить – Даль: признать нужным, должным, полезным.
Забиячить – Д затевать ссору, драку, задориться, самовольничать, буянить, буйствовать с товарищами.
Атласное – Даль: вернее атласистые, лощеные, гладкие.
Азартный –Даль: озорник, задора, вспыльчивый, горячий и буйный; | О случае, деле: случайный, роковой, неверный, от счастья, удачи зависящий, отважный. Азартные картежные игры, случайные, роковые, противополагаются коммерческим, потешным, расчетливым, зависящим более от уменья.
Ожигов: Страстный и увлеченный, делающий что-н.с азартом.
Амарантовый (цвет) –Даль: ранжевый, жаркой.
Милостливый – Даль: а в народе и милосливый или милостливый, добрый, сострадательный, милосердый, мягкосердый; снисходительный, благосклонный, ласковый, доброжелательный. Милостивый государь, самое общее вежливое обращенье к кому-либо, устно и на бумаге.
Ожигов: Проявляющий, выражающий милость
Искони – Даль: испокон, исперва, сначала века, извека; исстари, издавна, с давнишних лет, со стародавних времен.
Исполу – Даль: в половину, на половину, наполы, полу
Ожигов: Отдавая половину урожая собственнику обрабатываемойземли. Работать и. 2. На половинных началах, пополам с другим
Испокон – Даль: спокон, споконвеку, искони, извеку, отвека, издавна, сыздавна
Исподволь – Ожигов: Постепенно, понемногу.
Тест «Умею ли я работать со словарями?»
2. Орфографический словарь
3. Орфоэпический словарь
6. Словарь фразеологизмов.
7. Словарь однокоренных слов.
В ответах пиши только номер словаря.
1. Если не знаешь, как пишется слово, нужно заглянуть в________________________
2. Чтобы правильно поставить в слове ударение, загляни ____________________
3. В каком словаре часть слова может быть записана транскрипцией?________
4. В каких словарях слова записаны парами?____________________________
5. В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?____________________
6. В каком словаре можно узнать значение выражения «пятое колесо у телеги»?_____
7. В каком словаре записана группа однокоренных слов?________________________
Тест «Умею ли я работать со словарями?»
2. Орфографический словарь
3. Орфоэпический словарь
6. Словарь фразеологизмов.
7. Словарь однокоренных слов.
В ответах пиши только номер словаря.
1. Если не знаешь, как пишется слово, нужно заглянуть в________________________
2. Чтобы правильно поставить в слове ударение, загляни ____________________
3. В каком словаре часть слова может быть записана транскрипцией?________
4. В каких словарях слова записаны парами?____________________________
5. В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?____________________
6. В каком словаре можно узнать значение выражения «пятое колесо у телеги»?_____
7. В каком словаре записана группа однокоренных слов?________________________
Тест «Умею ли я работать со словарями?»
2. Орфографический словарь
3. Орфоэпический словарь
6. Словарь фразеологизмов.
7. Словарь однокоренных слов.
В ответах пиши только номер словаря.
1. Если не знаешь, как пишется слово, нужно заглянуть в________________________
2. Чтобы правильно поставить в слове ударение, загляни ____________________
3. В каком словаре часть слова может быть записана транскрипцией?________
4. В каких словарях слова записаны парами?____________________________
5. В каком словаре можно узнать лексическое значение слова?____________________
6. В каком словаре можно узнать значение выражения «пятое колесо у телеги»?_____
7. В каком словаре записана группа однокоренных слов?________________________
Отложить в долгий ящик.
Типун тебе на язык.
У черта на куличках.
Ударить в грязь лицом.
Когда рак на горе свиснет.
Задания пары №1. Толковый словарь В.И. Даля
1. Дaть тoлкoвaниe кaждoгo cлoвa:
2. Соедини слово с его значением.
Авсень ясная погода
Длань встреча весны
Желя печаль, грусть
Выбери 2 слова. Составь с ними предложения.
Задания пары №2. Толковый словарь В.И. Даля
1. Дaть тoлкoвaниe кaждoгo cлoвa:
2. Соедини слово с его значением.
Авсень ясная погода
Длань встреча весны
Желя печаль, грусть
Выбери 2 слова. Составь с ними предложения.
Задания пары №3. Толковый словарь В.И. Даля
1. Дaть тoлкoвaниe кaждoгo cлoвa:
2. Соедини слово с его значением.
Авсень ясная погода
Длань встреча весны
Желя печаль, грусть
Выбери 2 слова. Составь с ними предложения.
Задания пары №4. Толковый словарь В.И. Даля
1. Дaть тoлкoвaниe кaждoгo cлoвa:
2. Соедини слово с его значением.
Авсень ясная погода
Длань встреча весны
Желя печаль, грусть
Выбери 2 слова. Составь с ними предложения.
Задания пары №5. Толковый словарь С.И. Ожегова
1. Дaть тoлкoвaниe кaждoгo cлoвa:
2. Найдите в словаре многозначные слова. Составьте с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.
Задания пары №6. Толковый словарь С.И. Ожегова
1. Дaть тoлкoвaниe кaждoгo cлoвa:
2. Найдите в словаре многозначные слова. Составьте с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.
Задания пары №7. Толковый словарь С.И. Ожегова
1. Дaть тoлкoвaниe кaждoгo cлoвa:
2. Найдите в словаре многозначные слова. Составьте с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.
Задания пары №8. Толковый словарь С.И. Ожегова
1. Дaть тoлкoвaниe кaждoгo cлoвa:
2. Найдите в словаре многозначные слова. Составьте с ними словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком лексическом значении употреблено слово.
Задания пары №9. Фразеологический словарь В.П. Жукова
1. Напиши значение фразеологизмов
2. Найдите в словаре синонимические фразеологизмы.
Выбери любой фразеологизмы. Напиши ситуацию, в которой можно применить выбранный фразеологический оборот.
Задания пары №10. Фразеологический словарь русского литературного языка
1. Напиши значение фразеологизмов
2. Найдите в словаре фразеологизмы со словом:
Выбери любой фразеологизмы. Напиши ситуацию, в которой можно применить выбранный фразеологический оборот.
Поиск ответа
Вопрос № 308421 |
Добрый день. Подскажите, пожалуйста как пишется «незнакомые» в следующем предложении: Точек соприкосновения у нас не было. Да, и откуда им было бы взяться между двумя абсолютно не знаком ыми друг с другом людьми?
Ответ справочной службы русского языка
Вы написали верно (раздельно), поскольку в данном случае абсолютно близко по значению слову вовсе и подчеркивает отрицание.
Ответ справочной службы русского языка
Никто ни с кем не знаком лично. Правильно ли написано предложение? В каких случаях пишется НЕ, а в каких НИ. В интернете мелькает весьма противоречивая информация. Мне думается, что об этом будет интересно узнать многим. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правила написания безударных частиц не и ни можно найти в большинстве справочников русского языка (Д. Э. Розенталя, под ред. В. В. Лопатина и прочих).
Добрый день, уважаемые коллеги! В редакции нашего СМИ возникла дискуссия относительно того, всегда ли слово «заведующий» должно быть только в мужском роде? Прозвучало мнение, что в «филологических кругах единогласно признан единственно возможным только мужской род». Так ли это? Я как филолог не могу согласиться с этим мнением. Расскажите, что там, в филологических кругах, по этому поводу говорят?
Ответ справочной службы русского языка
С таким мнением мы не знаком ы. Вариант заведующая употребителен.
Ответ справочной службы русского языка
Такое употребление ошибочно. Можно сказать: если вы не знаком ы с понятием факторинга; если вы не знаком ы с продуктом «факторинг». Но лучше: если вы не знаком ы с факторингом.
Добрый день! Русские так говорят? ВЕТЕР ИДЕТ Какое предложение правильное? Мне незнакомо безличное предложение. Мне не знаком о безличное предложение. Благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Судя по описанию, Вы слово мацури используете как название регулярно повторяющегося мероприятия – фестиваля. В этом случае его не нужно выделять никаким образом. Оснований для постановки кавычек, написания с прописной буквы или курсивом нет.
как правильно писать: мы не знаком ы или мы незнакомы?
Ответ справочной службы русского языка
Возможно слитное и (при подчеркивании отрицания) раздельное написание.
Скажите, пожалуйста, сочетание «слепые зоны» или «мертвые зоны» (применительно к автомобилю) надо кавычить?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Кавычки уместны (особенно в тексте, адресатом которого может быть читатель, не знаком ый со значением данных выражений).
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: незнакомые мне люди. Незнакомые – имя прилагательное, наличие слова мне не является основанием для раздельного написания.
Здравствуйте! Хотелось бы знать, как относятся специалисты в области русского языка к употребляемым повсеместно в последнее время оборотам:
Я знаю ТО ЧТО это плохо, он сказал ТО ЧТО не знаком с этим человеком и т.д.
Ужасно режет слух. Почему не сказать: я знаю, ЧТО.
Ответ справочной службы русского языка
Если ЧТО выступает в значении союза, то соотносительное слово к нему не требуется. Правильно: Я знаю, что. Он сказал, что.
Здравствуйте!
Третий раз пытаюсь получить ответ. Ответьте сегодня, пожалуйста!
Произносится ли «ю» в слове СЛЕДУЮЩИЙ? Есть идея, что в разных словах (частях речи) по-разному:
— НЕТ: В следующем году поедем на Красное море.
-ДА: Лицо человека, следуЮщего за мной, показалось м не знаком ым.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как отличить указательные местоимения (например, это, вот) от указательных частиц. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Наконец, в случае сомнений нужно заглянуть в словарь. Там обычно есть подсказки:
Как пишется слово не знаком люсь, слитно или раздельно?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Вы пишете:
«Литературная норма современного русского языка: _матЕ_. Ударение на последний слог. Пока только такой вариант является правильным». Хотелось бы узнать откуда взялась эта «норма». Как можно называть нормой произношение слова, которое большинству русских, даже, и не знаком о. Те же, кто знаком с мате, как правило интересуются культурой Латинской Америки, владеют испанским языком, а потому и произносят. Все испанско-русские словари приводят русский перевод «мАте». Так, откуда же взялась эта «норма», на которую Вы ссылаетесь?
Ответ справочной службы русского языка
Максимилиан, посетители нашего «Форума» уже достаточно убедительно ответили Вам. Вы с завидным упорством пытаетесь доказать неправоту лингвистов – составителей словарей, аргументируя ошибочность варианта мат е незнанием ими испанского языка и культуры Латинской Америки. Но то, что нормативно в одном языке, далеко не всегда становится нормой в другом. Ударение в слове в языке-источнике и заимствующем языке часто не совпадает, причин может быть несколько: это и традиции заимствующего языка, и влияние других языков, через которые в заимствующий язык добиралось то или иное слово. Ударение мат е в русском языке, по-видимому, обусловлено французским написанием « maté » или произношением: не исключено, что это слово пришло к нам из испанского не напрямую, а через французское посредство (как известно, во французском языке ударение всегда на последнем слоге).
Поиск ответа
Вопрос № 308128 |
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Тире необязательно, в остальном знаки расставлены верно.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
То же самое пишется в три слова. Местоимение и частицу то же не следует путать с союзом тоже (который имеет значение «в равной мере, также»).
В предложении «Есть идеи, но не знаешь (?) как их реализовать?» нужно ставить запятую перед «Как»?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Возможна постановка тире в предложении: «Когда не знаешь правил (-) трудно их объяснить»? Или всё-таки нужна запятая?
Ответ справочной службы русского языка
Правилами пунктуации допускается постановка тире в сложноподчиненном предложении для интонационного отделения главной части от придаточной. Поэтому тире вместо запятой в приведенном Вами предложении не ошибка.
Ответ справочной службы русского языка
Выбор знака препинания зависит от контекста и смысла предложения.
– Кто это вошел в комнату?
Скажите, пожалуйста, как расставить знаки препинания: » Не знаешь (,) куда ехать» Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно: » не знаешь знаки препинания» или » не знаешь знаков препинания»?
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно: не знаешь знаков препинания. Подробные рекомендации см. в «Письмовнике».