Замечательная пословица и зародилась она похоже в трудную годину нашего отечества. Стоит напомнить, что за более чем тысячелетнюю историю, Русь подвергалась многочисленным варварским нашествиям, вооружённым нападениям с целью ограбления и захвата территории. Мне кажется уместным будет вспомнить о героическом ополчении гражданина Минина и князя Пожарского. И таких примеров истинного патриотизма в нашей стране великое множество.
В этой пословице говорится о том, для чего собственно дана жизнь каждому человеку. Не просто для того, чтобы он жил в свое удовольствие, не просто для того, чтобы он удовлетворял свои капризы и прихоти, но и для того, чтобы он приносил пользу.
Что такое служение Родине?
Это совсем не обязательно служение на полях войны, в армии. Это прежде всего труд на пользу свой страны, на пользу свою и всех своих близких, людей, которые в этой стране проживают.
Обратим внимание, что человек, который работая приносит пользу Родине, приносит ее и самому себе. А тот человек, который делает что-то только для себя оказывается лишним членом общества,его никто не любит и не уважает.
Суть пословицы проста. Каждый человек имеет дом в котором он родился, и дом в котором живет (со временем это может изменится) и всю свою жизнь, он делает все, что создать для себя комфортные условия.
Жилье находится на территории окруженной границей, что тоже можно считать зоной комфорта, поскольку если в государстве порядка нет, то и в доме начинаются проблемы.
Следуя вышеизложенному, наша задача максимум сил положить на обустройство Родины, для того, чтобы обеспечить качественные условия жизни нам, и потомкам. Не обязательно это касается войн, ведь любые боевые действия несут разрушения. Можно сосредоточится на созидании, и этим служить государству, которому кроме армии нужны и пекари, комбайнеры, шахтеры, врачи и т.д.
Осень хвастается своими запасами. Сколько всего собрано, убрано, припасено, заготовлено. И все в такой красочной форме, с представлением этих запасов на зиму. Кажется осень покорила своим представлением о собраном урожае. Но не следует забывать, что за осенью наступает зима. И не всегда она теплой бывает. Так что порой и не хватает того, что припасено. Вот тогда по справедливости и люди, и домашний скот доедают те остатки, которые и не доложила осень. Так оно и получается в жизни. Так что пословица верная.
Если же усложнять и запутывать, стараться получить выгоду и делать все сложным, то и останетесь одиноким, никто не будет рядом с вами. Тут нет места естественности и любви, а царствует гордыня и расчет.
Пословица-синоним «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Смысл в том, что если у Вас много знакомств и связей, Вам всегда, ну или почти всегда помогут чем смогут. Экстраверты поэтому зачастую довольно обеспеченные ребята)
Жить родине служить как правильно пишется
Концепция этой статьи «родилась» на заседании одной из секций Международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в русском языке», проходившей в МГОУ (Московском государственном областном университете) 21-24 ноября 2012 г. и посвященной 80-летию Заслуженного деятеля науки Российской Федерации доктора филологических наук профессора П. А. Леканта. Мой доклад касался проблемы разграничения подлежащего и сказуемого в случае, когда формальное выражение главных членов совпадает (имеются в виду бисубстантивные и биинфинитивные предложения) и/или когда формы главных членов различны, но при этом они могут в равной степени претендовать как на роль подлежащего, так и на роль сказуемого (имеются в виду инфинитивно-субстантивные предложения) [1].
Чтобы было понятно, о чем речь, коротко изложу суть доклада.
Рассмотрим несколько примеров.
Рассмотрим эти предложения подробнее.
Таким образом, в случаях, когда на основании формального подхода невозможно разграничить подлежащее и сказуемое, можно достаточно эффективно использовать психологический и логический методы с обязательным учетом контекстных и ситуативных условий.
Перед нами биинфинитивное предложение (БИП) с нулевой связкой, т. е. предложение, «основу которого составляют два инфинитива, находящиеся в предикативных отношениях [2]».
П. А. Лекант считает, что в подобных конструкциях «между двумя инфинитивами устанавливается частичное, временное тождество, а характеризующая роль сказуемого опирается на элемент сравнения, сопоставления одного действия с другим [5]».
Анализ биинфинитивных предложений со словом жить в составе грамматической основы позволяет выявить три типа конструкций.
1. Конструкции со значением отождествления (обычно встречаются в словарных статьях при толковании значения слова), например: Жить находиться в процессе жизни, существовать; Жить обитать где-нибудь; Жить (с кем-то) находиться с кем-то в любовной связи и т. д.
3. Конструкции со значением оценки, в которых жить выступает в роли оценочного предиката со значением «крайне (жизненно) важно». Для этих конструкций характерна препозиция сказуемого по отношению к подлежащему, например: Жить чувствовать; Жить Бога любить; Жить мыслить; Жить жить для других; Жить любить.
Рецензенты:
Пузырев Александр Владимирович, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой лингвострановедения и коммуникации Института международных отношений ФГБОУ ВПО Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.
Урунова Раиса Джавхаровна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВПО Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.
«Жить – родине служить»: смысл пословицы
Понятие служения, в частности служения людям и государству, что у наших предков, что в современном мире не теряет своей актуальности. Так или иначе, наши дела, наша работа приносят пользу или вред обществу, и от этого мы никуда деться не можем. Польза нашей жизни, необходимость вкладывать себя в то или иное дело для того, чтобы быть нужными и полезными, заложена в нашем менталитете и ярко проявляется в русском языке, который является отражением нашего мировоззрения, нашей культуры и истории. Об этом свидетельствуют различные прочно вошедшие в корпус языка фразеологизмы о необходимости приносить пользу, в частности, выражение «Жить – родине служить».
«Жить – родине служить»
Понятие родины в нашем языке многогранно и многозначно. Родина – это и страна, в которой мы родились, государство в котором мы выросли, и непосредственное место нашего рождения и проживания, и общество, в котором мы обрели жизненный опыт и получили становление, как личность. И благодаря многозначности этой пословицы многозначность обретает и само выражение.
Заключение
Жизнь человека предполагает следование правилам общества и служение обществу, которое принимает его и дает ему необходимые для жизни условия и социальные контакты. Именно этому и учит нас данная пословица. Необязательно идти служить в армию, чтобы доказать свою преданность государству, но необходимо быть частью общества и существовать во благо его процветанию и развитию, не нарушая его законы и порядок, чтобы найти свое место и быть полноправным членом окружающего нас социума.
Сочинение 0205. (B). Что значит служить отечеству?
«Жить — родине служить» сочинение
Героизм, мужество, патриотизм, самопожертвование — эти понятия возникают в истории страны, когда обрушивается на нее война, какие — то общие народные бедствия. Но и в мирное время без проявления этих человеческих качеств невозможно статьнастоящим мужчиной. Мне очень нравятся такие поэтические строчки Михаила Лобова: Чтоб стать мужчиной, мало им родиться. Чтоб стать железом, мало быть рудой. Ты должен переплавиться. Разбиться. И, как руда, пожертвовать собой. По-моему, настоящего мужчину из юноши делает служба в армии,
когда военнаядисциплина подтягивает, физические упражнения и тренировки закаливают, постоянное плечо друга учит отзывчивости, понимания. Правда в последние десятилетия авторитет армии упал, это потому, что нравственные ценности в обществе пошатнулись. Человеческаяпорядочность, верность данному слову, самопожертвование рада других стали не в моде, а на смену им пришли другие ценности — практицизм, жажда наживы, себялюбие, рвачество. Так и хочется крикнуть; » Эй, люди. Подумаем очень серьезно, каик жить на земле» Если каждый юноша будет «увиливать» от армии, кто же защитит страну от тех же террористов? Представьте, если бы наши деды и прадеды все в годы Великой Отечественной войныдезертировали, что бы было со страной, со всеми нами? Дал бы фашизм шанс на жизнь нашей России, последующим поколениям? Конечно, нет! Когда я писал это сочинение, то обратился за помощью к своему отцу, участнику афганской войны. Вот что он мне рассказал. Что такое армия? По-моему мнению, армия — это то, где из вчерашних пацановвырастают настоящие мужчины и становятся мужественными, сильными, способнымипостоять за себя и защитить родственников и семью. Каждый отец должен сына готовить кэтому нелегкому, но мужественному этапу в жизни молодого человека. Если не идти в армию, то из тебя не вырастет защитник Отечества, не будет никакой дисциплины в жизни и того жизненного опыта, полученного в армии. Но в наше время в армию рвутся не многие молодые люди, так как теперь в армии присутствует «дедовщина», когда старшие по званию начинают издеваться, бить и пытаются сделать их своими марионетками. Из-за этого из армии порой приходят не мужчины, а инвалиды, для которых жизнь становится тяжким испытанием и заканчивают они ее самоубийством, но наше правительство пытается бороться с этой бедой в рядах Российской армии. Я внимательно выслушал своего отца. Вспомнил, как он мне еще раньше рассказывал о себе. Мой отец тоже служил в начале по призыву в 18 лет, а потом, отслужив срочную службу, пошел по контракту на службу в Афганистан. Афганистан — южный сосед бывшего Советского Союза, независимое государство наюго-западе Азии. В тысяча девятьсот семьдесят девятом году в ДРА произошла война на основе сменывласти. Некоторые были против этого, а некоторые были за и между «за» и «против»произошел конфликт, который повлек за собой множество жертв. Многие бежали из страны в соседние государства: Пакистан, в Иран, в СССР, С территории Пакистана, обратно вАфганистан перебрасывали наемников и добровольцев из числа беженцев, именно они веливоенные действия против жителей оставшихся на территории ДРА. По многочисленнымпросьбам афганского народа была оказана помощь со стороны СССР, и в декабре тысячадевятьсот семьдесят девятого года наши войска были введены на территорию Афганистана, для оказания помощи дружественному государству. Мой отец служил с тысяча девятьсотвосемьдесят шестого по тысяча девятьсот восемьдесят седьмой год, был награжден медалью «За отвагу» и медаль «Воину — интернационалисту от благодарного афганского народа». Об этой войне написано иного стихов: Мы ранены Афганистаном, Отравлены его туманом, У нас в домах распылены Простые ужасы войны. Войны диковинной и страшной. Невнятной, как дута душмана. Безмерной горя и войны Работы «Черного тюльпана».
Что зарубцует эти раны — Какая быль, какие сны? Множество наших парней отдали свою жизнь за жизнь мирных жителей. ВикторВерстаков, участник боев на афганской земле, очень честно и точно сказал: Вспомнится холод брани на рассвете. Жаркие схватки в ущельях сырых Вспомнятся дети, афганские дети, Дети — во-первых. Бои — во-вторых, Ради детей на бандитские пули Ты поднимался, себя не берег, Ради детей, подлечившись в Кабуле, В полк сэкономленный вез сухпоек. Много парней ушло на эту войну не только со всего СССР, но я из нашей Курганскойобласти. Кто-то вернулся живыми и здоровыми, а некоторых привезли в цинковых гробах, груз-200. Война продолжалась 10 лет. В тысяча девятьсот восемьдесят девятом году последний советский солдат покинул Демократическую Республику Афганистан. Седые мраморные плиты. На русских кладбищах лежат. И фотографии в них влиты Совсем молоденьких ребят. Они на мир гладят открыто Лучами утренней зари. И лишь печаль по дому скрыта В глазах солдатских до поры Все же, по моему именно армия для молодого человека это школа, которая подготавливает его к смелости и отваге, чести и достоинству, чтобы он мог постоять за себя и ближнего, чтобы мог защитить свою Родину, когда это понадобится. Противоестественна природа войны» заставляющая людей увивать друг друга, но покаживем в нестабильном мире, сильная армия нужна пашней стране.
Сочинение
У каждого из нас есть родители, люди, давшие нам жизнь. Мы их не выбираем по своему вкусу, а воспринимаем как данность. Иногда мы совсем забываем, что с рождением нам уготовлен судьбой ещё один дар. Дар, который мы получаем в наследство, это Родина – самоё большое наше богатство.
У каждого своя малая Родина
– у кого-то маленькая улочка в провинциальном городке, у кого-то тихий закат на берегу деревенской речушки или весенний яблоневый сад, покрытый белой вуалью цветов. Милые детали жизни, врезавшиеся надолго в память. Но у всех нас есть одна общая, единая, объединяющая нас в великий народ составляющая — наша Родина, наше Отечество, наша
Россия
!
Я счастлив, быть рождённым в России и благодарю свою Родину за честь называться её сыном! Я хочу сделать для своей страны, для своей Родины всё, что в моих силах, всё, что от меня требуется и зависит – честно служить
ей в мирное время и в тяжкие дни войны, беречь и ценить её, достойно, без ропота и недовольства принимать все тягости и лишения служения Отечеству.
Я считаю, что одним из основных знаков патриотизма является честность, верность и любовь к своей Родине. Качества, принадлежащие ей по праву рождения.
Быть честным, верным своему слову и делу, честно служить
не за страх, а за совесть, быть справедливым и достойным звания офицера, всё эти понятия объединены одним словом – Честь.
Честь – что это и почему так важно и жизненно необходимо быть честным и честно служить своей Родине
, своему народу, своей Отчизне?
Многие уверены, что чувство Чести – это уже давно устаревшее, вышедшее из моды, мало востребованное в современных реалиях чувство, на место которого пришла принципиальность. И всё чаще вместо человека чести можно встретить человека принципов.
Я так не считаю. Не может устареть то, что вложено в человека с самого рождения! То, что даётся единожды вместе с жизнью и именем, то, что нельзя купить или получить в подарок. Честь нельзя исправить и восполнить, её можно только беречь! Наши предки, будучи уверенными, что Честь является неотъемлемой частью личности человека, говорили: «Береги честь смолоду» и были, несомненно, правы.
Для меня понятия Чести, Честности и Честного служения неразрывно связаны. Нельзя под гнётом обстоятельств, различных соблазнов, мнения окружающих размениваться на поступки, противоречащие внутреннему кодексу чести, присяге, данному слову и обещанию.
Я, как будущий офицер, обязан Честно служить своей Родине
, оправдывая делами и поступками высокое звание – Защитника Отечества.
Недопустимо уличая других в преступлениях и противоправных деяниях, самому совершать, пусть даже малые отступления от закона и права.
Этим мы ставим себя на одну планку с преступниками, для которых честь, достоинство, благородство, самопожертвование – пустой звук.
Необходимо до конца, ежедневно, даже в мелочах быть честным. Честным по отношению к себе, своим друзьям, сослуживцам, окружающим нас людям. И конечно, быть честным, исполняя свой долг, служа Родине
Нести ответственность за судьбу своего Отечества, служить
ради своего народа, защищая его интересы можно только Честно!
Любые отступления и сделки с совестью, какими бы ничтожными и незаметными они не казались, иначе как предательством назвать нельзя.
Обманывая, поступаясь принципами, нормами морали, мы предаём не только людей, доверившихся нам, учителей, наставников и соратников, которые верили в нас, но и себя! С каждым бесчестным поступком мы мельчаем и перестаём быть достойными называться сынами своей Родины
, как и с матерью, мы духовно и физически неразрывно связаны на протяжении всей своей жизни. Она для нас такая же единственная, необходимая и любимая как мама, это наша судьба.
Разве кто то, называя себя Человеком
, осознано будет совершать поступки, приносящие боль своей матери? Обманывать её, обворовывать, унижать своим недостойным поведением? Конечно, нет! Кощунственна сама мысль о бесчестном отношении к своей матери!
И я, как сын своей Отчизны, исполнять свой сыновний долг буду только Честно!
«,»author»:»ÐвÑоÑ: Unknown»,»date_published»:NULL,»lead_image_url»:NULL,»dek»:NULL,»next_page_url»:NULL,»url»:»https://www.lang-lit.ru/2016/03/chestno-rodine-sluzhit.html»,»domain»:»www.lang-lit.ru»,»excerpt»:»Ð§ÐµÑÑно Ñодине ÑлÑжиÑÑ Ð£ каждого из Ð½Ð°Ñ ÐµÑÑÑ ÑодиÑели, лÑди, давÑие нам жизнÑ. ÐÑ Ð¸Ñ Ð½Ðµ вÑбиÑаем по ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð²ÐºÑÑÑ, а воÑпÑинимаем как данн…»,»word_count»:596,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1>
«Тихая моя родина. »
С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.
Колпино – небольшой населённый пункт, находящийся недалеко от Санкт-Петербурга, тихий пригород шумного мегаполиса. Он расположен в сорока минутах езды от Северной столицы. Я и моя семья живём там.
На первый взгляд, наш город ничем не отличается от ему подобных. Это промышленный населённый пункт, возникший вокруг Ижорского завода. У нас нет прекрасных величественных дворцов и великолепных живописных парков, как в других пригородах Петербурга – Пушкине, Петродворце, Павловске. К нам не приезжают влиятельные политики и известные деятели культуры. У нас не устраиваются масштабные общественные мероприятия, о которых рассказывают по телевидению и радио.
Однако я очень люблю мой город. Я, моя семья, мои друзья живём здесь всю нашу жизнь. Мне очень нравится гулять по центральному парку, выходить на набережную речки Ижоры, кормить уток, наблюдать за движением транспорта по большому мосту. Тихие улицы Колпина полны своеобразного очарования. Невольно вспоминаешь, как мама рассказывала тебе о том или ином здании, а папа первый раз взял тебя с собой на работу.
Вот сквер, где мы с друзьями обычно гуляем после уроков. Он не слишком красив и ухожен, но мы забываем об этом, когда нам весело и интересно. Вот кинотеатр, куда мы часто ходим смотреть новые фильмы. Это излюбленное место встречи горожан, где можно с удовольствием провести время.
Скромные здания нашего города несут на себе отпечаток истории России. Может быть, эти дома и не являются шедеврами архитектуры, но они передают спокойную атмосферу пригорода большого мегаполиса. Жалко смотреть, когда на их месте возводят новые безликие строения.
Разумеется, ритм современной жизни проникает в наши тихие районы: увеличивается количество машин и протяжённость дорожных пробок, люди всё меньше просто гуляют, а чаще куда-то спешат. Но, несмотря на ежедневную суету, я стараюсь находить время немного побродить по улицам и набережным Колпина и полюбоваться его неброской красотой. Мне всё здесь знакомо, памятно и дорого.
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Картина «Богатыри» – грандиозное полотно Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), над которым художник трудился около двадцати лет. Оно стало своеобразным символом творчества живописца, подводящим итог его размышлениям над историей и культурой родной земли.
Название картины – лаконичное и ёмкое: оно сразу указывает на главных её персонажей – трёх русских былинных богатырей. Их фигуры расположены на переднем плане и занимают почти всё пространство полотна. В центре изображён Илья Муромец, самый старший и могучий богатырь. Его лицо спокойно и мужественно. Одна рука прикрывает от солнца глаза героя, всматривающегося в бесконечную даль родных полей. Илья одет в богатырские доспехи и вооружён, он стоит на страже русских границ – охраняет родные просторы.
Справа от Ильи Муромца, на белом коне, – другой богатырь, Добрыня Никитич. Он тоже силён и смел. Его лицо одухотворено и спокойно. Добрыня – умный и благородный. Он зорко всматривается вдаль, опасаясь, как бы враги не напали на его Отечество. Богатырь ни на миг не забывает об опасности – его рука сжимает рукоятку меча.
Слева от Ильи Муромца изображён младший из тройки богатырей – Алёша Попович. Он самый молодой и беззаботный. Алёша умён и хитёр, он может поступиться благородством для достижения своей цели. Но он храбр и отважен и никогда не допустит, чтобы его Родине угрожала опасность.
Богатыри, такие разные, объединены общей целью – защитой родной земли от врагов. Её безопасность – смысл их жизни. Не случайно в русской былине сказитель восхищается силой богатырей:
Глубоки омуты Днепровские, Высоки горы Сорочинские, Темны леса Брянские, Черны грязи Смоленские, Быстры-светлы реки русские. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси.
Открытое внеклассное мероприятие «Жить-Родине служить».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МАЖАЕВА Т.Н. МБОУ «СОШ № 2» Г. УСИНСК
Открытое внеклассное мероприятие
«Жить – Родине служить»
Цель урока: расширение и углубление представлений учащихся о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека, истинном патриотизме, показать главное жизненное назначение человека – служение Родине.
Раскрыть значение понятия «смысл и цели жизни», чем смысл жизни отличается от целей жизни; почему для осуществления смысла жизни требуется подвиг, а для земных целей нет;
Дать понятие подвига в повседневной жизни;
Раскрыть значение понятия «патриотизм», «патриот», «герой»;
Развивать стремление быть патриотом своей страны;
Воспитывать чувство гордости за свою страну, её народ и историю.
освоить общее понятие гражданско-правового сознания: Родина, патриот, подвиг, герой.
формирование основ российской, гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и истории России.
получение знаний о Родине, знакомство с творчеством сверстников ( стихи о Родине, заметки), овладение первоначальными оформительскими навыками.
Обучение поиску и сбору информации.
Обучение планированию деятельности, обучение оценки свой деятельности и деятельности сверстников.
Плакат «Жить-Родине служить!»;
карточки с разбитыми пословицами.
карточки со словами:
Сыктывкар, Москва, Гагарин, изба, гимн, дом.
Родник, родня, род, родственники, родной, родниться .
СЕМЬЯ, БУКВАРЬ, ШКОЛА, РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ, ТРОПА ЗДОРОВЬЯ, НАРОДНЫЕ ПЕСНИ.
ЛЮДИ ТРУДА, ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ, ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, СОВЕСТЬ, ТРУД.
ТВОРЧЕСТВО, ЛЮБОВЬ, УЧИТЕЛЬ, СОСЕДИ, ДРУЗЬЯ, ВЕРНОСТЬ.
ДОБРО, ДОЛГ, ЧЕСТЬ, РУССКИЙ НАРОД, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, СЛУЖЕНИЕ.
«Словарь русского языка»,
песня «Дорога добра»
-Доброе утро и добрый час! Мы очень рады видеть вас!
-И мне бы хотелось каждому из вас подарить журавлика, как символ мира и семейного благополучия. И пожелать вам чистого неба над вашими головами и благополучия в ваших семьях.
Дети стоят в кругу и произносят хоровую разминку.
Хоровая речевая разминка.
-Что для жизни нужно? Солнце!
-Что для дружбы нужно? Сердце!
-Что для счастья нужно? Мир!
3. Определение темы урока.
Раздаю карточки с разбитыми пословицами.
-Что общего в этих пословицах? ( Тема Родины)
— Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Наш урок я назвала «Жить — Родине служить».
— Ребята, какой вопрос возникает?
Что значит служить Родине?
Какими должны быть люди, чтобы их работу можно было назвать «служением»?
-На эти главные вопросы мы попытаемся с вами ответить на нашем уроке. Эпиграфом (главной ключевой фразой) сегодняшнего урока, я взяла слова Льва Николаевича Толстого:
«Единственное истинное счастье в жизни – это жить для других».
4. Вступительная беседа.
— А вы, друзья, не задумывались, что для вас является счастьем?(Ответы детей)
-А для меня, ребята, счастье – это любить, свою семью, любить вас, своих учеников, любить свою работу, любить Жизнь и ощущать от этого сердечную радость.
-Каждый вдумчивый человек обязательно задавался в своей жизни вопросом:
ЗАЧЕМ Я ПОЯВИЛСЯ В ЭТОМ МИРЕ? ЧТО Я ДОЛЖЕН СОВЕРШИТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ? Без ясного осознания СМЫСЛА ЖИЗНИ и следования ей, человек не может быть счастливым.
Лев Николаевич Толстой считает: « НАЗНАЧЕНИЕ ЖИЗНИ человека есть совершенствование и СЛУЖЕНИЕ тому делу, которое совершается всею жизнью мира».
Высоко понятие СЛУЖЕНИЯ. На Руси существовало понятие государственной службы. Даже говорилось: «пошел на службу», не на работу, как сейчас, а именно на службу. Люди служили государству и гордились этим.
Поэтому видите, ребята, какой глубокий смысл в народной мудрости «ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ».
-Давайте послушаем стихотворения о Родине.
5. Ученики читают стихи под музыку СЛАЙД№2
В ней жить и умирать.
И снова воскресать.
2 чтец: Есть все у тебя:
— Как вы думаете, о каком государстве написаны эти стихотворения? (Ответы детей)
— Правильно, мы живём в государстве Россия.
— Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово Россия?
Дети записывают на доске и называют слова: Родина, Отечество, герб, гимн, флаг, народ, Москва, Отчизна, Президент, изба, свобода, орёл.
— Среди них есть одно особенно дорогое. И вы его назвали. А какое это слово вы узнаете разгадав кроссворд.
1.Столица Коми республики. ( Сыктывкар )
2. Столица нашей Родины. ( Москва )
3.Место, где вас любят и ждут – родительский ( дом ).
4. Русское национальное жилище. ( Изба )
5. Государственный символ России. ( Гимн)
6. Первый космонавт. ( Гагарин )
— Правильно – это слово Родина.
— Давайте узнаем точное лексическое значение слова Родина, мы воспользуемся «Словарём русского языка».
— Прочитайте определения из словаря
— Родина — это место, где родился человек и является гражданином этого государства.
-Подберите родственные слова к слову Родина. (Родник, родня, род, родственники, родной, родниться)
7. Работа в группах.
— У каждого из вас на столах лежит большой список слов и словосочетаний.
-Из списка слов вашей группе нужно выбрать слова и словосочетания, имеющие отношение к понятию «РОДИНА», и пояснить свой выбор.
СЕМЬЯ, БУКВАРЬ, ШКОЛА, РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ, ТРОПА ЗДОРОВЬЯ, НАРОДНЫЕ ПЕСНИ.
ЛЮДИ ТРУДА, ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ, ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, СОВЕСТЬ, ТРУД.
ТВОРЧЕСТВО, ЛЮБОВЬ, УЧИТЕЛЬ, СОСЕДИ, ДРУЗЬЯ, ВЕРНОСТЬ.
ДОБРО, ДОЛГ, ЧЕСТЬ, РУССКИЙ НАРОД, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, СЛУЖЕНИЕ.
Вывод: все слова и сочетания имеют отношение к понятию «РОДИНА».
— Подберите синонимы к слову Родина. ( Отечество, Отчизна)
-А сейчас послушайте внимательно в исполнении Оли П. рассказ Ушинского «Наше Отечество» и найдите ответ на вопрос « Почему матушку- Россию мы зовем Отечеством? Родиной? Матерью?»
8. Прослушивание под музыку текста. СЛАЙД №8
Ушинский Наше отечество
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
-Почему мы зовём Россию Отечеством? Родиной? Матерью?
— «Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды, матери и бабушки», «Родиной зовём потому, что здесь мы родились, говорим на родном языке, и всё здесь для нас родное».
9.Песня «Дорога Добра»
-Вернемся к главной цитате нашего занятия «Жить – Родине служить». Могу я заменить слово «Родине» словом «людям» служить, «земле» служить, «Добру»? Жить – Добру служить.
-Давайте споем с вами песню «Дорога Добра».
10. Работа над понятиями «патриот», «патриотизм», «герой», «героизм».
-Как называют человека, который любит свою Родину? ( ПАТРИОТ )
В известном кинофильме «Офицеры» один из персонажей очень хорошо обозначил суть своей военной профессии: «Родину защищать» .
— Ребята, как вы думаете, кто должен защищать Родину?
Причем Родину защищать должны не только люди военные, но и все мы – люди мирные, граждане государства . И наш главный гражданский долг «Родине служить», быть ее сыном или дочерью, с детства учиться быть патриотом.
-Ребята, назовите имена героев, людей, которые отдали свои жизни за то, что мы сегодня имеем.
11. Рассказы детей о героях.
12. Письмо от ветерана. Видеоролик.
-Ребята, о чем нас просит бывший солдат, ветеран войны?(Надо Родину беречь)
13. Работа над понятием «подвиг».
-Что совершали солдаты на войне ради любви к Родине?(подвиг)
(на доску вывешивается карточка со словом ПОДВИГ )
-Ч то такое подвиг? (ответы детей)
Люди труда совершают трудовые подвиги СЛАЙД.(Алла Босова, Георгий Чернов, Лео Бакерия, Леонид Рашаль)
Военные люди – военные подвиги. СЛАЙД
Есть подвиг духовный – это высшая степень подвига, он связан со служением Общему Благу, всему человечеству. (Будда, Христос, Галилей, Сергий Радонежский, Ломоносов, Пифагор, Серафим Саровский).
И еще одно нужно знать: подвиг не бывает легким и не создается в благополучии теплицы. Подвиг рождается в суровых буднях, во многих жизненных испытаниях.
14. Обобщение
-Патриот, патриотизм, герой, героизм? А можно ли сказать, что это слова синонимы? ДА!
15. Физкультминутка «Каким должен быть герой? » дети становятся в круг и, передавая звезду по кругу, называют качества, которыми должен обладать герой. Смелый, бесстрашный, отважный, дисциплинированный, трудолюбивый, ответственный, мужественный, волевой, умеющий сострадать, т.к. сострадание – основа подвига, правдивый, честный, совестливый, справедливый, искренний, решительный, бдительный, зоркий, наблюдательный, простой и скромный.
— Давайте вспомним, на какие вопросы мы хотели ответить на сегодняшнем занятии?
-Что значит служить Родине?(ответы детей)
— Какие душевные качества должны иметь люди, чтобы их работу можно было назвать «служением»? Давайте вместе назовем эти качества.
(журавлики прикрепляются к карте России ).
-Закончить наш урок хочу словами великого Пушкина:
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы».