Писатель отнес законченное произведение в издательство для того, чтобы его напечатали.
Это законченное предложение, в конце которого нужно ставить точку.
Ученик принес полностью законченное сочинение и получил за нее «отлично».
Правописание причастий – один из сложных вопросов орфографии. Многие нормы относятся только к ним и требуют применения специального правила, которое следует запомнить и верно применить. Чтобы выяснить, например, у слова закончена как пишется суффикс, нужно определить его состав и некоторые грамматические признаки.
Рассматриваемая лексема включает 4 закрытых слога. В ней 4 гласных и 5 согласных звуков. Ударным является второй.
При словообразовании приставка за может быть заменена синонимичной о-. Смысл останется тот же: «завершение, финал какого-либо действия».
Исследуемая языковая единица относится к причастиям. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, а другие рассматривают как особую форму глагола. Данное слово относится к группе страдательных причастий прошедшего времени, которые могут быть полными и краткими. Здесь – краткая форма. Значит, у неё можно определить число (единственное) и род (женский). В предложении означенная единица будет только сказуемым.
Правописание слова определяется его грамматическими признаками. Чтобы объяснить, как пишется слово закончена, следует обратить внимание на правило о «Н и НН в суффиксах причастий». Согласно данной норме у причастий может быть две буквы Н, если это полная форма,
образованная от глагола совершенного вида;
употребляющаяся в причастном обороте;
Если слово стоит в краткой форме, писать суффикс надо с одной Н.
Таким образом, в суффиксе слова закончена надо писать одну букву Н. Иное оформление противоречит правилу.
Поместим исследуемое слово в контекст.
На часах 17-ть, а работа не закончена.
Девочка долго шила юбку и облегчённо вздохнула, когда она была закончена.
Работа не закончена, а оставлена на завтра.
Правописание глагольных форм на -мый является одним из самых трудных вопросов орфографии. Ключом для безошибочного написания частицы не в таких случаях является правильное отнесение данного слова к соответствующей части речи – причастию или прилагательному, поскольку каждая из этих частей речи подчиняется своим правилам орфографии. Неумение различать отглагольные прилагательные на -мый и причастия приводит к устойчивым ошибкам в работах школьников.
К сожалению, в школе изучение правописания глагольных образований на -мый в рамках традиционной программы не предусматривается, однако опыт работы подсказывает, что знакомство с правописанием таких слов надо начинать уже с 7-го класса.
Необходимость этого объясняется наличием в учебнике упражнений, требующих выбора слитного/раздельного написания частицы не с этими глагольными формами.
Так, в упражнении № 101 (Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык. 7-й класс. М.: Просвещение, 1993) даются формы (не)видимый, (не)сокрушимой. Как писать не с этими словами? Как определить, к какой части речи они относятся? Учебник не дает ответов на эти вопросы. Видимо, предполагается, что ученик сможет разрешить проблему самостоятельно. Думаю, сказанного уже достаточно, чтобы убедить коллег в необходимости изучения правописания глагольных форм на -мый именно на этом этапе обучения.
На одном из уроков закрепления темы «Не с причастиями» ученикам предлагается такое задание:
Раскрыть скобки, объяснив слитное и раздельное написание не:
1) (не)законченный эксперимент; (не)законченный лабораторией эксперимент; эксперимент (не)закончен; эксперимент до сих пор (не)закончен;
2) (не)просохшая после дождя земля; (не)просохшая земля; (не)утихающий, а усиливающийся ветер;
3) (не)замеченная ошибка; (не)обнаруженные при осмотре дефекты; (не)поладки (не)устранены;
4) (не)прекращающийся всю ночь снегопад; (не)прекращающиеся метели; движение транспорта (не)прекращено;
5) (не)принятое комиссией предложение; (не)приятный для всех разговор; решение (не)принято;
6) совсем (не)исследованные районы; совсем (не)исследованные геологами районы;
7) (не)установленные до конца причины; совершенно (не)выясненные обстоятельства;
8) (не)заменимый на данной работе сотрудник; никем (не)заменимый сотрудник; (не)любимая ребенком игрушка.
Последнее, восьмое задание позволяет создать на уроке проблемную ситуацию: ученики не могут правильно объяснить слитное/раздельное написание не в этих примерах.
Поставим вопрос: (не)заменимый, (не)любимый – это причастия или прилагательные?
Нужно обратить внимание учеников на суффиксы обоих слов (в данном случае – -им-) и подвести их к мысли, что по форме они похожи на страдательные причастия настоящего времени. Здесь полезно обратиться к таблице «Образование страдательных причастий настоящего времени» (см. учебник, с. 39). Ребята должны вспомнить, что интересующая нас разновидность причастий не образуется ни от глаголов совершенного вида, ни от непереходных глаголов несовершенного вида. Стоит поговорить и о том, в каких контекстах употребляются страдательные причастия настоящего времени:
(обратим внимание на то, что подлежащее исходного предложения в конструкциях со страдательным причастием превращается в дополнение в форме тв. п.).
Вернемся к поставленному вопросу. От каких глаголов образованы интересующие нас слова?
На отглагольные прилагательные с -ем-/-им- распространяются правила правописания имен прилагательных, а не причастий: частица не может писаться слитно с полными прилагательными такого типа и при наличии зависимых, поясняющих слов, а также с прилагательными такого типа в краткой форме: методы работы неприменимы в данных условиях, запасы солнечной энергии неистощимы, независимое от ударения написание и т.д.
Раздельно с не пишутся отглагольные прилагательные на -мый в двух случаях:
1) если от них зависят отрицательные местоимения или наречия с частицей ни (ср.: почти неизлечимая болезнь – не излечимая никакими средствами болезнь);
2) если при них есть частицы далеко не, отнюдь не и др. (ср. у него независимый характер – это отнюдь не зависимый показатель).
Необычно ведут себя отглагольные образования на -мый, восходящие к переходным глаголам несовершенного вида: будучи формально «законными» причастиями, в сочетании с не они ведут себя то как причастия, то как прилагательные. Они считаются причастиями и пишутся раздельно с не, когда:
1) от них зависят отрицательные местоимения и наречия с частицей ни (никем не любимый человек, нисколько не почитаемый праздник);
2) от них зависит дополнение в форме тв. п. (не любимая ребенком игрушка, не определяемое нами понятие – но: неопределяемое в рамках этой теории понятие).
В этом и заключается особенность страдательных причастий настоящего времени: все остальные пишутся раздельно с не при наличии любых зависимых слов (слова со значением высшей степени качества не в счет). Ср.: нелюбимая с детства игра – не полюбившаяся с детства игра, неопределяемое в данной теории понятие – не определенное в данной теории понятие).
Эта особенность отглагольных образований на -мый делает правило еще более запутанным. Чтобы справиться с ним, удобно воспользоваться приведенным ниже алгоритмом.
Следует, однако, иметь в виду, что отглагольные прилагательные на -мый очень часто без не не употребляются и поэтому пишутся слитно с этой частицей (полный их список приводится ниже).
Теперь необходимо вернуться к записанным словам и выяснить, как же пишется с ними частица не.
(Не)заменимый на данной работе сотрудник: (не)заменимый – слово образовано от глагола заменить совершенного вида; это отглагольное прилагательное. При слове нет отрицательного местоимения, нет части типа отнюдь не. Вывод: пишу незаменимый на данной работе. Никем (не)заменимый сотрудник: к отглагольному прилагательному относится отрицательное местоимение.
Вывод: пишу никем не заменимый сотрудник.
(Не)любимая ребенком игрушка: (не)любимая – слово образовано от глагола любить несовершенного вида, переходного. Это причастие на -мый. Оно пишется с не раздельно, если у него есть зависимое слово в тв. п.: (не)любимый (кем? чем?) ребенком – значит, пишу не любимая ребенком игрушка.
На этом этапе урока очень важно строго соблюдать шаги алгоритма, чтобы избежать ошибочных написаний.
После того как основное правило разграничения отглагольных образований на -мый осмыслено учащимися, полезно записать в словари исключения, то есть слова, которые пишутся с не всегда слитно. Эти 45 слов входят в активный словарный запас школьников и часто употребляются ими в различных письменных работах. Не стоит требовать от учеников заучивания этих слов. Постоянная работа со словарем, включение этих слов в разного рода диктанты сформируют необходимый навык правописания. Таблица с этими словами может постоянно находиться на стенде в кабинете русского языка в качестве зрительной опоры.
На заключительном этапе урока предложим ученикам следующее упражнение:
Объясните написание не с прилагательными на -мый в данных примерах.
Никем несокрушимая сила, неразличимые невооруженным глазом детали, неуловимое для глаз движение, никем не уловимое движение, ничем не объяснимый случай, ни с чем не сравнимая радость, непереводимое на другой язык выражение, не нарушаемая нами тишина; не спрягаемая, а склоняемая часть речи.
В конце урока учащиеся получают домашнее задание: выучить алгоритм, внимательно перечитать слова-исключения и выполнить синтаксический разбор предложений, расставив в них знаки препинания, раскрыв скобки и объяснив орфограммы.
1. Многое в них было (не)понятно закрыто (н_)кем (не)ощутимой (н_)кому (не)видимой завесой.
2. Ему самому захотелось что есть духу бежать туда где на снегу лежал этот маленький (н_)кем (не)любимый человек оказавшийся вдруг таким стойким.
На следующем уроке материал закрепляется уже на более сложных примерах. Хочу порекомендовать коллегам упражнение из книги: Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М.: Просвещение, 1990. С. 140, № 302.
Богатый материал содержится и в пособии Хлебниковой А.В., Плотниковой А.В. Сборник текстов для закрепления навыков орфографии и пунктуации. М.: Просвещение, 1967. С. 136–138.
Думаю, что каждый учитель отберет необходимый материал с учетом возможностей своего класса. Предложенная система, проверенная в работе автора в течение нескольких лет, дает хорошие результаты и позволяет добиться устойчивого орфографического навыка.
Надеюсь, что описанный в статье опыт работы заинтересует коллег-словесников и окажет им практическую помощь в изучении трудных вопросов правописания.
Вопрос № 281508 |
Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно сказать «я окончил вуз» или «кончил вуз»?
Спасибо.
С уважением,Юлия
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: окончить школу, окончить вуз.
И ещё один вопрос, уважаемые лингвисты.
Если перед словом «политех» не указывается его территориальная принадлежность, со строчной или с прописной буквы он пишется?
Например, окончил политех.
Заранее большое спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В этом случае уместно написание со строчной.
как будет правильно- окончил школу или закончил,?
И в чем разница между этих слов?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, с прописной или строчной буквы пишется фонд в данном случае: Бывшая глава Фонда госимущества Украины п окончил а с собой или
Бывшая глава фонда госимущества Украины п окончил а с собой.
Отметил зампред Комитета по образованию Госдумы России. Отметил зампред Комитета. Нужно ли писать комитет с прописной буквы?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Четких правил, как писать названия специальностей, нет. Мы рекомендуем писать названия специальностей в кавычках с маленькой буквы: Он окончил институт по специальности «техника оформления спектаклей». Он работает по специальности «инженер».
Здравствуйте) скажите пож. что означает фразеологизм «вернемся к нашим баранам»Спасибо))
Ответ справочной службы русского языка
Вернёмся к нашим баранам – призыв к говорящему не отвлекаться от основной темы; констатация говорящим того, что его отступление от темы разговора окончил ось и он возвращается к сути. Калька с фр. revenons a nos moutons. Из фарса «Адвокат Пьер Патлен» (около 1470). Этими словами судья прерывает речь богатого суконщика. Возбудив дело против пастуха, стянувшего у него овец, суконщик, забывая о своей тяжбе, осыпает упрёками защитника пастуха, адвоката Патлена, который не уплатил ему за шесть локтей сукна.
Здравствуйте. Как пишется правильно: «Прохожу обучение в Высшей национальной школе телевидения и радио (вещания)» и » Окончил Вологодский аграрно-экономический колледж». спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Все верно, только радиовещание пишется слитно.
как писать в кавычках название специальности: со строчной или прописной?
Например: он закончил институт по специальности «Инженер» или «инженер»
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: он окончил институт по специальности «инженер».
Как правильно: окончил или закончил институт?
Ответ справочной службы русского языка
Употребительнее: окончил институт.
Скажите, пожалуйста, нужны ли кавычки при названии профессии или специальности? Например, получил специальность программист или
окончил институт по специальности автоматизация средств программирования.
Ответ справочной службы русского языка
Если название специальности не согласовано грамматически с предшествующими словами, то используются кавычки: получил специальность «программист», получил специальность программиста.
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно писать
закончил школу (училище, университет, институт)
или
окончил школу (училище, университет, институт)?
Каковы правила по употреблению этих слов?
Ответ справочной службы русского языка
Нужна ли точка в конце предложения типа:
«Он окончил школу в 1985 г..»?
Ответ справочной службы русского языка
Достаточно одной точки. Две точки рядом не ставятся.
Подскажите, какой вариант пунктуационной растоновки знаков правильнее, если третье лицо окончил о повествовательный монолог и автор завершает предложение об этом третьем лице? Вот пример:
[. ] продолжает существовать вопреки моей воле.»,- сказал он.
[. ] продолжает существовать вопреки моей воле.»- сказал он
Ответ справочной службы русского языка
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Законченные стены как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Законченные стены как пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.