Как пишется слово “зимнюю”, а может “зимнею”?
Кто не любит зиму за ее морозную с солнышком погоду, за метели и снегопады. С зимой связано много слов и выражений, которые относятся к погоде, одежде, аксессуарам, разным видам спорта и развлечений. Мы от всей души можем любоваться, но и знать, как пишется зимушка-зима, называть ее волшебницей, матушкой, но обязаны знать слово зимнюю, как правильно писать, чтобы не допускать ошибок. Как пишется слово зима, описать ее, как время года, ее особенности мы обязаны грамотно. От этого имени существительного образованы разные слова, которые относятся к разным частям речи, отличаются они своим правописанием, например, как правильно пишется зимние каникулы или как пишется зимнюю куртку купить.
Правильно пишется
Какое правило регулирует написание
Разбор слова по составу
Морфологические и синтаксические свойства
Имена прилагательные в предложениях выступают определениями, иногда им отводится роль именной части составного сказуемого.
Наречия в предложении выступают обстоятельствами при глаголе и его поясняют. Одинаковые по звучанию выражения следует внимательно определять в конкретном тексте, чтобы не ошибиться в их синтаксических свойствах.
Значение понятий
Рассматриваемые понятия объясняют отношение ко времени года зима, но по контексту могут иметь разные значения, например: холод, рыбалку, занесенную снегом дорогу, теплую одежду.
Синонимы
Ассоциации с рассматриваемыми выражениями могут возникать разные: холодную погоду зимой, называем стужей, холодом; одежду имеем в виду теплую, защищающую от холода; рыбалку называем подледную; дорогу представляем засыпанную снегом или скользкую, покрытую льдом. Понятия могут употреблятся как в прямом, так и переносном значении.
Примеры предложений
Неправильно пишется
Допустить ошибку в этих именах прилагательных возможно только в том случае, если перепутать падежные формы в сочетании с существительными. Но ошибочным может быть раздельное или слитное написание приставки по с наречием, образованного по аналогии словосочетания предлога с прилагательным “по зимнему”.
Вывод
Рассматривая написание прилагательных, образованных от существительного зима, мы столкнулись со случаем омофонов, выражений, которые звучат одинаково, но пишутся по разному, относятся к разным частям речи и имеют не одинаковое значение. Такие случаи в русской грамматике нередки, поэтому надо быть очень внимательным, определяя их значение в контексте. Часто слова употребляются в прямом и переносном значении, что вызывает затруднения в написании.
«Зимнею» Или «Зимнюю»: Как Правильно Написать?
«Зимнею» или «зимнюю»: как правильно написать?
Перейти к контенту
Несложно запомнить как правильно писать зимнею или зимнюю, стоит лишь вспомнить несложное правило, давайте разберемся вместе.
Правильно пишется
Слова «зимнею и зимнюю» пишутся двояко – зимнею и зимнюю.
Какое правило
«Зимняя» – это имя прилагательное женского рода в именительном падеже. Форма «зимнею» пишется в творительном падеже. Например: гордиться (чем?) зимнею вишней. А «зимнюю» пишется в винительном падеже. Например: в студеную зимнюю пору. Падеж прилагательных определяется по имени существительному, от которого оно зависит.
Примеры предложений:
Неправильно пишется
«Зимнею» или «зимнюю»: как правильно написать?
Зимнюю или зимнею как правильно?
Правильно
Зимнюю — прилагательное женского рода в винительном падеже единственного числа пишется именно так.
Николай купил зимнюю шапку
Иван купил зимнюю резину
Мне нужно купить зимнюю куртку
Зимнею, зимней — прилагательное в творительном падеже единственного числа, имеет два варианта написания.
Я похвастался зимнею курточкой
Неправильно
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам:
«Зимнею» или «зимнюю»: как правильно написать?
«Зимнею» или «зимнюю»: как правильно написать?
Сомневаетесь в написании гласной буквы в окончании имени прилагательного? Например, какой вариант верный: «зимнею» или «зимнюю? На этот вопрос имеется доступный ответ.
Как правильно пишется?
Орфографической норме соответствует только лексема «зимнюю».
Какое правило применяется?
В составе слова «зимнюю» выделяется 3 морфемы: ударный корень «зим», суффикс «н», окончание «юю». Написание флексии зависит от рода, к которому относится лексема, и от того, в каком падеже она употреблена.
«Зимнюю» — имя прилагательное единственного числа, винительного падежа, женского рода. В данной форме могут употребляться только окончания «ую» или «юю». «Ую» пишется после твёрдых согласных букв, «юю» — после мягких: удачную, вечную, дикую, летнюю, раннюю, зимнюю.
Примеры предложений
Как неправильно писать
«Зимнею» или «зимнюю»: как правильно написать?
Написание окончаний у имен прилагательных часто вызывает сомнения. Давайте разберемся, как правильно – «зимнюю» или «зимнею».
Как пишется правильно: «зимнюю» или «зимнею»?
В русском языке встречаются оба варианта написания слова, которое вызвало у нас интерес:
Какое правило используется
Определим часть речи у лексемы, вызвавшей у нас затруднение, задав для этого вопрос: «какую?». Перед нами имя прилагательное. Его можно писать в двух вариациях:
Падеж у прилагательных совпадает с падежом существительных, от которых они зависят.
Примеры предложений
Как ни странно, но я предпочитаю зимнюю пору с вьюгой и морозом.
Я люблю зимнею порой дышать морозным воздухом в лесу.
Как писать неправильно
Ошибочно писать вариант «зимнюю», который оканчивается на «юю», в творительном падеже, «зимнею», который оканчивается на «ею», в винительном падеже.
«Зимнею» или «зимнюю»: как правильно написать?
Кто не любит зиму за ее морозную с солнышком погоду, за метели и снегопады. С зимой связано много слов и выражений, которые относятся к погоде, одежде, аксессуарам, разным видам спорта и развлечений. Мы от всей души можем любоваться, но и знать, как пишется зимушка-зима, называть ее волшебницей, матушкой, но обязаны знать слово зимнюю, как правильно писать, чтобы не допускать ошибок. Как пишется слово зима, описать ее, как время года, ее особенности мы обязаны грамотно. От этого имени существительного образованы разные слова, которые относятся к разным частям речи, отличаются они своим правописанием, например, как правильно пишется зимние каникулы или как пишется зимнюю куртку купить.
Правильно пишется
В первом случае правильно писать в два слова, а во втором случае через черточку.
Какое правило регулирует написание
Разбор слова по составу
Морфологические и синтаксические свойства
Имена прилагательные в предложениях выступают определениями, иногда им отводится роль именной части составного сказуемого.
Наречия в предложении выступают обстоятельствами при глаголе и его поясняют. Одинаковые по звучанию выражения следует внимательно определять в конкретном тексте, чтобы не ошибиться в их синтаксических свойствах.
Значение понятий
Рассматриваемые понятия объясняют отношение ко времени года зима, но по контексту могут иметь разные значения, например: холод, рыбалку, занесенную снегом дорогу, теплую одежду.
Синонимы
Ассоциации с рассматриваемыми выражениями могут возникать разные: холодную погоду зимой, называем стужей, холодом; одежду имеем в виду теплую, защищающую от холода; рыбалку называем подледную; дорогу представляем засыпанную снегом или скользкую, покрытую льдом. Понятия могут употреблятся как в прямом, так и переносном значении.
Примеры предложений
Неправильно пишется
Допуститьв этих именах прилагательных возможно только в том случае, если перепутать падежные формы в сочетании с существительными. Но ошибочным может быть раздельное или слитное написание приставки по с наречием, образованного по аналогии словосочетания предлога с прилагательным “по зимнему”.
Вывод
Рассматривая написание прилагательных, образованных от существительного зима, мы столкнулись со случаем омофонов, выражений, которые звучат одинаково, но пишутся по разному, относятся к разным частям речи и имеют не одинаковое значение. Такие случаи в русской грамматике нередки, поэтому надо быть очень внимательным, определяя их значение в контексте. Часто слова употребляются в прямом и переносном значении, что вызывает затруднения в написании.
«Зимнею» или «зимнюю»: как правильно написать?
Слова “зимнюю” и “зимнею” в предложениях и в словосочетаниях – это различные формы одного и того же прилагательного. И та, и другая формы относят к женскому роду от слова “зимний” (это начальная форма). С данными формами можно увидеть примеры в литературе или самим придумать множество сочетаний. Предложения, в которых эти сочетания могут употребляться, наверняка будут иметь самую разную структуру. Но правильное написание будет для нас заключаться не в анализе высказывания или особенностей словоупотребления и сочетаемости, а в выборе верной падежной формы.
“Зимнюю” – это винительный падеж. Задавая вопрос “какую?”, мы напишем окончание “-юю”. Например: зимнюю одежду, зимнюю погоду, в пору зимнюю.
“Зимнею” – это одна из форм творительного падежа, наряду с “зимней”. Сразу скажем, что форма малоупотребительна она поэтична стилистически, но вполне допустима. Отвечает на вопрос “какой?”. Например: зимнею порою, зимнею стужею, ночью зимнею или зимнею пургою.
Когда зимнюю дорогу окончательно занесло густым снегом, извозчик решил назад вернуться в деревню, пожалев лошадей.
Зимнею стужею покрылись прибрежные луга и как будто застыли в мёртвой холодной тишине.
«Зимнею» или «зимнюю»: как правильно написать?
Как пишется: «зимнюю» или «зимнею»?
как правильно писать слово: зимнюю или зимнею?
как правильно пишется слово: зимнюю или зимнею?
Оба варианта верные, но употреблять их следует тоже правильно. Дело в том, что “зимнюю” и “зимнею” – две разные падежные формы прилагательного “зимняя”. “Зимнюю” – форма винительного падежа, а “зимнею” – творительного.
Смотря в каком предложении, а стало быть и в каком смысле и форме вы хотите употребить эти слова.
В принципе, оба этих слова правильны сами по себе, и могут быть одинаково неправильны при их ненадлежащем использовании.
Почему перед вами стал такой выбор и где вы хотите употребить эти слова – сказать не могу, без примера. Но можете по смыслу приравнять свое предложения к представленным ниже и выбрать правильное слово.
Вот примеры их правильного употребления в произвольных предложения с учетом контекста –
“И только вьюга, долгою зимнею ночью, хозяйничает на дворе”
“И только вьюга хозяйничает на дворе всю долгую зимнюю ночь”
Есть в русском языке слово “зимняя”. Данное слово является прилагательным в множественном числе, так как отвечает на вопрос: “Какая?”.
Слово “зимняя” можно просклонять по падежам:
Вы можете увидеть, что допускается в русском языке оба варианта: “зимнею” и “зимнюю”.
Правильность написания данного слова, будет определять контекст предложения.
Давайте рассмотрим конкретные примеры:
1) Я купил в магазине зимнюю резину. (слово “зимнюю” находится в винительном падеже и отвечает на вопрос: “Какую?”);
2) Как-то зимнею порой шел медведь к себе домой. (слово “зимнею” находится в творительном падеже и отвечает на вопрос: “Какой?”
“Не требуется” – это даже и не слово, а два слова. Первое – частица, а второе – глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово (“требуется”) отвечает на вопрос “что делает?” (или “что делается?”, если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово (“не”) не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово “требуется”, но не может быть слова “нетребуется”. Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с “НЕ”.
Итак, глагол “требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с “НЕ”. Писать “нетребуется” нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того – возможность принудительного разделения “НЕ” и глагола вставленным словом. Например: “не очень требуется”, “не слишком требуется”, “не каждый год требуется” и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение
“Чёрно-белый” – это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией “блеклый во всех отношениях” и с модальностью “отрицание цвета”.
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова “чёрно-белый” совершенно семантически равноправны.
Писать “чёрно белый” (раздельно) или “чёрнобелый” (слитно) нельзя.
Например (предложения).
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот – не преступный, здесь скорееобщественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона “неприступный” (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает наи предлагает найти слово “неприступный”.
Сочетание “со мной” (ударение на “О“, которая после “Н“) – это ни что другое, как предлог “С” с местоимением “Я“. Но мы эмпирически понимаем, что говорить “Пойдём с я” нельзя.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: “с тобой (с тобою)”, “с ней (с нею”)”, “с ним”.
Писать “сомной” нельзя. Нужен пробел.
Предложения
Слово “повеселее” находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц (“получше”, “понастойчивее”, “похуже” и так далее).
Элемент “по-“, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного “весёлый” и от наречия “весело”. И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём – системный. Пишется приставка слитно. Писать “по веселее” (или “по веселей”) нельзя.
Например
Какие шины предпочесть: зимние или всесезонные
Перед тем, как начать разговор по поводу зимних и всесезонных шин, необходимо упомянуть летний вариант «обуви» для автомобиля, который можно эксплуатировать только при температуре выше нуля. Летние шины категорически запрещено использовать в холодное время года – это крайне опасно, ведь о каком-либо сцеплении с мерзлой дорогой будет минимальным.
Если говорить о всесезонных шинах, то здесь сразу хочется отметить одно очень важное преимущество – появляется возможность сэкономить деньги на дополнительном комплекте резины. Кроме этого, всесезонная резина зачастую обходится дешевле, чем зимняя. На этом преимущества закончились – они ограничиваются исключительно экономией средств.
А что же говорит эксплуатационная составляющая? Да ничего хорошего. Всесезонные шины никак не оправдывают возложенных на нее ожиданий. Достаточно машине попасть на замерзшую или снежную поверхность, как управляемость заметно ухудшается. Трогаться с места на скользкой дороге в такой «обуви» просто нереально. По характеристикам в этом отношении всесезонная резина не сильно отличается от летней. Известные бренды постепенно отказываются от производства подобной продукции. Хотя, в Европе с ее умеренным климатом применение подобных шин является вполне допустимым. У нас же природа «любит» крайности, поэтому предпочтение лучше отдавать специализированной летней и зимней резине.
Чем же вызвана популярность всесезонных шин в России? Здесь можно выделить не только возможность сэкономить. Многие отечественные авто, которые продаются на территории страны, приходят с завода на всесезонной резине. Владельцы отечественных авто действуют по инерции, приобретая в дальнейшем аналогичную продукцию. Кроме этого, в России особую популярность заслужили легковые внедорожники, которые зачастую «обуваются» именно во всесезонную резину. Она одинаково хорошо себя ведет как на бездорожье, так и на обычных дорогах. При этом сезонность для покупателя в этом случае не имеет никакого значения.
В чем суть «всесезонок»? В данных изделиях производители постарались объединить качества как летней, так и зимней резины, что, естественно, отразилось на протекторе. На таких шинах имеют место скругленные боковые части, есть и продольные канавки для эффективного отвода воды. Предусмотрены элементы, которые характерны исключительно для зимнего рисунка – блоки, рассеченные ламелями, и более широкие канавки.
Есть интересный факт: на зимних шинах ездить летом гораздо безопаснее, чем на летних зимой. Конечно, управляемость на мокрой дорогой и в жаркую погоду существенно ухудшается, как и тормозные качества машины. В зимней резине нет водоотводящих канавок, что увеличивает вероятность появления эффекта аквапланирования при проезде через большую лужу.
Учтите, что менять зимнюю резину на летнюю необходимо при температуре воздуха выше 10 градусов Цельсия. Не стоит торопиться, ведь весной еще могут иметь место сильные заморозки. В этом случае велика вероятность образования гололедицы и, соответственно, сцепление с дорогой в летней резине будет минимальным. Практика показывает, что весенняя гололедица гораздо страшнее зимней, ведь водители после теплой дневной погоды расслабляются и могут оказаться не готовыми к ухудшению управляемости.
Конечно, решать вам – покупать всесезонные шины или отдать предпочтение двум комплектам зимней и летней «обуви». Главное, вы теперь знаете, чем может быть чревата подобная экономия.
Относится ли всесезонная шина к зимней?
И возможно ли сочетать характеристики летней и зимней шины в одной?
Дважды в год большинство казахстанских водителей сталкивается с необходимостью переобувки автомобиля с летних колёс на зимние и наоборот. И даже если не брать в расчёт все прелести шиномонтажа, с которыми порой приходится иметь дело, одна только стоимость резины уже заставляет задуматься: зачем платить за два комплекта, когда можно купить один набор всесезонных шин?
Какие покрышки называют всесезонными
Под всесезонной резиной подразумевается продукция, имеющая маркировки All Season, All Weather, М+S и т. д. Однако, несмотря на громкие обозначения, таковой она является только в очень специфических климатических условиях. В частности, речь идёт о регионах, где зимняя температура редко опускается ниже 0 °C, а летняя не превышает 25 °C.
Для справки: первые всесезонные шины появились ещё в 1977 году. Это была Goodyear Tiempo. Однако особого успеха она не снискала, как, впрочем, и следующая разработка компании под названием Arriva, презентованная в рамках Зимней олимпиады в Нью-Йорке в
Почему всесезонка вовсе не всесезонка и даже не летняя
Дело в том, что покрышки, которые предлагаются использовать круглый год, представляют собой среднее между зимними и летними шинами. Их состав и конструкция — целая череда компромиссов.
В идеале резиновая смесь должна быть достаточно жёсткой и стойкой, чтобы пережить эксплуатацию на летнем горячем асфальте, и в то же время мягкой и эластичной для сохранения свойств при низких температурах. На деле всесезонка дубеет даже при небольшом минусе и быстро стирается в жару.
Несколько вариантов всесезонных шин, представленных на рынке
Уступки делаются и при проектировании протектора. Зачастую от летней обувки заимствуются скруглённые боковины, что хорошо для асфальта летом, но негативно сказывается на способностях шины в снегу и на льду. От зимнего типа резины всесезонке достались ламели, широкие канавки и отдельные шашки. Они, безусловно, помогают со сцеплением на скользких поверхностях, но снижают жёсткость, нужную летом.
В итоге мы имеем резину, которая пытается усидеть на двух стульях.
Интересный протектор всесезонной шины Continental AllSeasonContact
Что о всесезонке говорит закон
Как все мы знаем, в Казахстане уже далеко не первый год действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств». Согласно пункту 5.5 приложения № 8 этого документа, в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий М1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3.
Пункт 5.6.3 же гласит, что зимними шинами в глазах закона считаются не только покрышки со знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри неё, но и маркированные литерами М+S, M&S и M S. Обратите внимание, что обозначений All Season и All Weather в списке нет.
Однако есть производители, которые откровенно хитрят, выпуская модели всесезонной с маркировкой М+S. Да, по закону на них можно ездить зимой, но, как показывает практика, со снегом и льдом они справляются очень плохо, если сравнивать их с полноценной «зимкой».
Зимой с шипами или без? Зависит от вашего региона
Универсальных зимних шин не существует, а на популярный вопрос «Шипы или липучка?» нет и не может быть однозначного ответа. В этом посте мы расскажем про работу зимних шин в разном климате и на разных поверхностях, а заодно поможем с выбором комплекта для грядущей зимы.
Как появились зимние шины
Далеко не каждый автомобилист может перечислить все отличия зимних шин от летних. Вариант «они мягче» допустим, но это лишь одно из множества качеств, без которых немыслимы современные зимние шины.
Но так было не всегда. Когда-то не было деления на летние и зимние шины — первые автомобилисты ХХ века в плохих погодных условиях выкручивались, как могли — если экипаж буксовал на снегу при подъеме в гору, оставалось только просить прохожих или пассажиров подтолкнуть автомобиль.
В 1933 году «Мишлен» первой в мире выпустила в продажу шины MICHELIN N для езды по снегу, то есть фактически зимние шины.
А уже в следующем 1934 году компания выпустила шины с ламелями, без которых не обходятся современные зимние модели. Тогда шины с ламелями предназначались для мокрой дороги, однако на снегу они также показывали себя значительно лучше, чем все предыдущие версии.
В 1970-е зимние нешипованные версии начали изготавливать из специальной мягкой резины с повышенным содержанием силики — прежде и для летних, и для зимних шин применялась одна и та же смесь с одинаковой мягкостью. Следующие полвека производители экспериментировали с составом резины, формой и числом шипов, рисунком протектора, количеством и глубиной ламелей. Но принципиальных изменений, задававших новый стандарт для зимних шин, с тех пор не случалось.
Как работает зимняя фрикционная шина
Сразу заметим, что термин «липучка», придуманный отечественными автовладельцами в отношении фрикционных шин, не означает, что зимние нешипованные шины каким-то образом прилипают к поверхности дороги. При обсуждении зимних шин в интернете в комментариях проскакивают удивительные фантазии о микрополостях на поверхности протектора, в которых при наезде на асфальт образуется вакуум, за счёт которого шина и впрямь прилипает к любому покрытию, вплоть до талого льда и рыхлого снега. Правдивости в этих рассказах не больше, чем в легенде о философском камне, превращающем любой металл в золото.
Нешипованные зимние шины потому и называются фрикционными, что они обеспечивают сцепление с дорогой за счёт фрикции — трения между резиной и дорогой. Никакого волшебного прилипания к снегу или вакуумных присосок в них нет.
Фрикционные шины в свою очередь делятся на так называемые европейские и нордические (или скандинавские). Как ясно из названия, первые предназначаются для теплой, малоснежной зимы, а вторые — для суровых морозов с обилием снега и льда, для снежных и обледенелых дорог. В большинстве европейских стран использование зимних шин либо обязательно в течение всего сезона, либо при соответствующих погодных условиях.
Для щадящих условий теплой европейской зимы были разработаны зимние шины с «европейским» протектором, ориентированным на отвод из пятна контакта воды и талого снега. Такой протектор отличается заметными продольными водоотводящими канавками. Также резина для европейских зимних шин лишь немногим мягче, чем у летних шин.
У нордических зимних шин сложный рисунок протектора с высокими блоками, расположенными елочкой или в шахматном порядке. Такой протектор обеспечивает хорошее сцепление на заснеженной дороге. Резина у нордических шин более мягкая, чем у европейских, потому что они предназначены для эксплуатации в сильные морозы, которые бывают в Финляндии, Норвегии, Канаде и России.
Теперь немного подробностей. Сперва поговорим о самой резине. Многие автомобилисты не понаслышке знают, что летние шины при отрицательных температурах как бы «дубеют» — резина становится слишком жесткой, отчего колеса при качении начинают громче шуметь, ухудшается сцепление с дорогой. Но изменения в составе резины, используемой в зимних шинах, позволяют сохранить ее мягкость неизменной при температурах до –20 °C и даже ниже.
Как же мягкая «зимняя» резина улучшает сцепление шины с дорогой? Всё дело в том, что для повышения коэффициента трения между шиной и дорогой поверхность протектора должна повторять рельеф дорожного покрытия. Под массой автомобиля резина на шине проминается на мельчайшую глубину, принимая форму поверхности, например, асфальта — выпуклости вдавливаются в протектор, а микроямки частично заполняются вжатой в неё резиной.
«Летняя» резиновая смесь на морозе становится менее пластичной и уже не может эффективно деформироваться для соответствия рельефу поверхности, поэтому ее фрикционные свойства ухудшаются. Чтобы улучшить сцепление, протектор шины нужно сделать пластичным. Это достигается за счет использования инновационного состава резиновой смеси.
Для хорошего сцепления с зимним дорожным покрытием также используются ламели — это тонкие длинные прорези в блоках протектора. Маленькие сегменты протекторного блока, образованные ламелями, получают возможность двигаться при продольном смещении, то есть во время разгона или торможения автомобиля. При смещении сегменты немного подворачиваются, касаясь дорожного полотна не своей плоской поверхностью, а острой кромкой, что, опять же, улучшает сцепление фрикционных шин с дорогой. Особенно с той поверхностью, в которую можно «вгрызться» этими кромками, например, в снег.
У современных моделей шин, например, у MICHELIN X-Ice Snow, присутствуют ламели двух типов: прорези переменной толщины предназначены для отвода влаги и снега, они служат для улучшения сцепления. П-образные ламели при маневрировании фиксируют отдельные сегменты блока протектора, придавая им жесткость, чтобы при перестроениях и поворотах машина не «плавала». О ламелях мы ещё раз вспомним чуть ниже, а теперь перейдем к другому дорожному покрытию.
Асфальт и лед — твердые покрытия с разным коэффициентом трения скольжения (не в пользу льда, естественно). А вот со снегом ситуация несколько иная. Какой бы мягкой ни была резина, она не сможет принять форму поверхности рыхлого снега — он будет приминаться под массой машины. Вот тут-то в дело и вступает протектор: вгрызаясь в снег, он создает прочное рельефное покрытие, отталкиваясь от которого колесо может ехать. Логично, что для создания более замысловатого рисунка на снегу и повышения сцепления протектор должен состоять из множества отдельных блоков с почти поперечными относительно шины канавками. Продольные водоотводящие канавки, которые характерны для летних или зимних европейских шин, снежной зимой просто малоэффективны.
Наконец, переходим к самому сложному виду дорожного покрытия — влажный асфальт и подтаявший на солнце лед. Хотя температура воздуха может быть ниже нуля, из-за греющего асфальт солнца или реагентов снег или верхний слой льда будет таять, образуя водяную плёнку толщиной до нескольких миллиметров. Это настоящее испытание для фрикционных шин, которое им помогают пройти описанные выше ламели. Протектору необходимо пробить водяной слой, чтобы добраться до поверхности, и в отводе влаги ему помогают не только влагоснегоотводящие каналы, но и ламели. Они никогда не бывают изолированными с обоих концов — как минимум одна сторона прорези заканчивается во влагоотводящем канале. Через каждую ламель выводится незначительный объем жидкости, но этого вполне хватает, чтобы добиться контакта шины с твердой поверхностью.
Ещё в MICHELIN X-Ice Snow поверхность протектора получает дополнительные микронеровности. Они абсорбируют в себя водяную пленку на льду, а на снегу повышают фрикционные свойства шины.
Лед или плотно укатанный снег сами по себе очень сложные для шины покрытия, поэтому когда на них образуется водяная пленка, фрикционная шина держится на дороге, что называется, на грани своих возможностей. С непродуманными и некачественными шинами на подтаявшей загородной дороге автомобиль может запросто сорваться в занос из-за колеи или легкого маневра при перестроении. Сочетание лед+вода — это территория превосходства шипованных зимних шин.
Как работает зимняя шипованная шина
Почти всё сказанное о фрикционных шины справедливо и для шипованных моделей. Они также сделаны из «мягкой» резины, имеют особый рисунок протектора, а его блоки прорезаны ламелями. Разница заключается в наличии шипов противоскольжения. Максимально подробно о шипованных шинах мы расскажем в одном из будущих постов, а сейчас отметим, что шипы — не универсальный способ улучшить сцепление с дорогой, а лишь помощь на самом сложном для фрикционных шин покрытии: на льду.
Лед бывает разный. На замерзшем озере он один, на загородной трассе другой, на выезде из гаражного кооператива третий. Но во всех случаях коэффициент трения скольжения фрикционной шины со льдом будет опасно низким — около 0,15–0,25. Для сравнения: этот же коэффициент на сухом асфальте составляет 0,50–0,75, а на мокром — 0,35–0,45. Чтобы хоть как-то приблизить коэффициент трения на льду к приемлемым для уверенной езды значениям, применяются металлические шипы, которые продавливают лед.
Вернемся к описанной ситуации с влажным льдом. Тонкий слой воды может появиться как от нагрева дороги скупым зимним солнцем, так и просто от давления шины на лед. В таких условиях «шиповка» будет иметь однозначное преимущество перед любой фрикционной шиной. Слой воды шипам не помеха, они запросто доберутся до льда, тогда как нешипованным моделям придется отводить лишнюю влагу через водоотводящие канавки и ламели, чтобы блоки протектора могли соприкоснуться с твердой поверхностью.
При движении по гололеду шипованные шины обеспечивают заметно лучшее сцепление и лучшее управление в сравнении с фрикционными моделями. Но является ли это утверждение справедливым для любого льда? Как ни странно, нет. Бывают ситуации, когда автомобиль с фрикционным комплектом показывает на льду куда меньший тормозной путь, чем «шиповка».
Дело в том, что со снижением температуры твердость льда возрастает. Согласно различным исследованиям, при температуре –30 °C лед почти вдвое тверже, чем при –5 °C. Чем сильнее мороз, тем труднее шипу пробить лед. В условиях сибирских морозов гололед для шипов будет не сильно отличаться от асфальта.
Независимый тест журнала «За рулем» показал, что начиная с –15 °C лед становится настолько твердым, что шип уже не может «вгрызаться» в него с прежней эффективностью, и тормозной путь растёт. Для фрикционных же шин низкие температуры льда играют на руку — с повышением твердости неровной поверхности льда растет и коэффициент трения скольжения.
По итогам получается совершенно удивительная ситуация: при отрицательных температурах от нуля до примерно –15 °C шипованные шины показывают себя на льду бесспорно лучше, чем фрикционные модели, но затем ситуация меняется на противоположную — при серьезных морозах в –20 °C и ниже с гололедом лучше справляются уже фрикционные шины.
Чаша весов никогда не должна склоняться в определенную сторону только потому, что кто-то в интернете указал на безоговорочное превосходство шипованных или фрикционных шин. Каждый раз при покупке зимнего комплекта нужно оценивать личный опыт, личную манеру езды, а также предполагаемые маршруты передвижения. Даже жители одного города могут очень по-разному эксплуатировать автомобиль зимой. Один водитель будет несколько раз в неделю выезжать из дома на работу и в магазин, другой проведет половину зимы на даче, добираясь до офиса через нерасчищенный снег и обледеневшие за ночь трассы.
Москва и область
Московский регион со своим умеренно континентальным климатом последние несколько зим удивляет автолюбителей. Сезон 2019/2020 так и вовсе прошел практически без снега и с аномально высокой температурой, свойственной скорее странам Центральной Европы, нежели России. Однако это не повод расслабляться и отправлять шипованные шины на покой — в целом неблагоприятная климатическая обстановка в мире показывает, что в ближайшие годы нас ждут погодные экстремумы то со слишком низкой, то со слишком высокой температурой.
Благодаря теплым ветрам с Атлантики средний минимум зимой в Москве составляет –9 °C. Как вы помните, при этой температуре в торможении на льду бесспорно лидируют шипованные шины. В то же время москвичи справедливо замечают, что коммунальные службы работают зимой достаточно быстро, а от гололеда не остается и следа благодаря реагентам. А раз в городе большую часть зимы асфальт чистый и сухой, то и ездить нужно на фрикционных шинах, причем даже европейского типа.
Действительно, на сухом и мокром асфальте фрикционные шины бесспорно выигрывают у шипованных и по тормозному пути, и по управляемости. Если вам очень важен акустический комфорт, острота управления, а за город вы выезжаете только в ближайший торговый центр, то вашим выбором действительно могут стать хорошие фрикционные шины. Причем мы советуем не европейские, а нордические модели, потому что и в Москве бывают снежные зимы, а снегоуборочная техника не всегда может быстро расчистить весь город, особенно ночью.
Драйвовчанин Iitywiswybmad за три минуты езды встретил три аварии на одном въезде на эстакаду в Москве. Причина одна — гололед после ночных заморозков, который еще не успели растопить реагентами. Так что и в Москве шипованные шины не теряют актуальность.
Но шипованные шины подобны подушке безопасности, ремню или огнетушителю — возможно их качества на льду пригодятся вам всего один раз за сезон, зато в этот раз шины уберегут вас от ДТП. Тем более что в Москве нередка ситуация, когда дневное солнце подтапливает выпавший снег, а ночное похолодание превращает его в ледяную корку. Особенно часто водители сталкиваются с этим явлением на продуваемых эстакадах ТТК и МКАД.
Тем, кто живет в области, но работает в Москве, мы также рекомендуем шипованные шины: из-за утренних и вечерних пробок водители едут в холодное время (раннее утро и поздний вечер), когда растопленный колесами машин снег превращается в лед. А усталость и плотный трафик, из-за которого трудно соблюдать разумную дистанцию, при отсутствии шипов на шинах могут привести к мелкой аварии на обледеневшем участке дороги.
Урал и Сибирь
Может показаться, что для Сибирского федерального округа выбор шин очевиден — Сибирь и шипованные колеса созданы друг для друга. Однако не всё так однозначно. Действительно, уже на Урале погодные условия зимой приближаются к экстремальным, а в Красноярске средняя январская температура уходит к –30 °C. Притом что в том же Красноярске в 2001 году было зафиксировано –43 °C — при такой погоде некачественные шины из недостаточно мягкой резины вообще не справились бы с дорогой, будь то сухой асфальт или укатанный снег.
Опыт сибирских автовладельцев показал, что и шипованные, и фрикционные нордические шины имеют здесь право на жизнь. Вот только подбор надо осуществлять после очень внимательного анализа маршрутов передвижения. Водителям с небольшим опытом, а также тем, кто часто выезжает за город на непредсказуемые неочищенные трассы показаны шипованные шины. На плотно укатанном снегу, который лежит там, куда не доезжают снегоуборочные машины, автомобиль с «шиповкой» при экстренном торможении покажет себя лучше. Да и ночная встреча с ледяной коркой после дневного потепления пройдет гораздо спокойней, будь ваш автомобиль на шипованных шинах.
Отдавать предпочтение фрикционным шинам в Сибири безопасно лишь в том случае, если вы практически не выезжаете за пределы крупного города с расчищенными дорогами. Естественно, шины должны быть нордического типа, потому что европейский протектор не сработает должным образом при внезапном снегопаде в сильный мороз. И тут мы снова можем порекомендовать нордические MICHELIN X-Ice Snow, которые отлично показывают себя на рыхлом снеге.
Дальний Восток
Дальний Восток — регион контрастов. И речь не только о климате, но и о предпочтениях автовладельцев. По данным опросов, около 70% автомобилистов на зиму выбирают фрикционные шины. С одной стороны, здесь редко бывают затяжные снегопады, а экстремальные морозы обходят побережье стороной. С другой, зимой температура нередко проходит через ноль. В таких условиях неубранный снег подтаивает, а сильные ветры с моря превращают холмистую местность в американские горки. Ледяная равнина и ледяные сопки — это две большие разницы.
Если вы часто и много используете автомобиль на Дальнем Востоке, мы рекомендуем задуматься о приобретении шипованных шин. Шанс попасть на ледяную дорогу или подтаявший лед здесь особенно велик, а торможение по такой поверхности на склоне рискует превратиться в аттракцион с неприятным исходом.
Юг России
Выбор шин для юга России, например, Краснодарского края, очевиден — зимы в этих краях слишком теплые, чтобы терпеть постоянный гул шипованных шин. Впрочем, климат всё равно вносит свои коррективы в управление автомобилем на фрикционных шинах. При положительных температурах, нередких для южной зимы, износ мягких зимних шин ускоряется. Зима на нашем юге в целом аналогична зиме в центральной Европе, поэтому разумно выбирать шины европейского, а не нордического типа.
Если вы активный водитель, не стоит пытаться проездить всю южную зиму на летних шинах, ведь в Краснодарском крае бывают не только похолодания ниже –15 °C, но и выпадение снега и гололед. В 2014 году в Краснодаре прошел ледяной дождь, превративший городские дороги в каток. Такие аномалии редки, поэтому мы не призываем заводить запасной шипованный комплект. Однако рекомендуем не игнорировать требования ПДД и «переобувать» свой автомобиль во фрикционные шины европейского типа. А в случае неожиданного гололеда либо не выезжать на дороги вовсе, либо быть предельно осторожными, внимательными и, конечно, пристегиваться.
Этот пост в большей части был посвящен свойствам фрикционных шин и их применению в разных частях нашей необъятной страны. В следующем рассказе мы уделим всё внимание шипованным шинам, их истории, строению, особенностям и поведению на разных покрытиях.
Прежде, чем в комментариях развернутся ожесточенные дискуссии о шипованных и фрикционных шинах, напомним всем, что качественная, правильно подобранная шина — это лишь половина успеха. В не меньшей степени на безопасность зимней езды влияют навыки водителя и его манера вождения, привод автомобиля и состояние ходовой. Там, где опытный осторожный автомобилист на старой машине и изношенных шинах проедет без проблем, начинающий уличный гонщик на дорогом спорткаре со всеми системами безопасности отправит авто в неконтролируемый занос.
Если вы встречаете не первую зиму за рулем, полагайтесь на свой собственный опыт и ощущения. И не забывайте, что даже самые лучшие шины не дадут зимой той же уверенности, которую вы испытываете при езде летом по сухому асфальту.