ГДЗ учебник по русскому языку 4 класс Канакина. Род и число имен прилагательных. Упражнение №9
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Кругом белые снега, косые сугробы. Построил я избушку−кормушку, насыпал крошек да семени. Любуюсь, как жалуют ко мне в гости живые цветы. Вот стайкой опустились синицы. Грудки у них ясные, жёлтые. Кажется, будто солнечные зайчики по веткам запрыгали. За синицами прилетели пёстрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири, то словно красные маки распустятся. Поглядишь — и будто теплее станет.
Э. Шим
− Определите тему и главную мысль текста.
− Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены?
− Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имён прилагательных.
Решение
Заголовок: Живые цветы
Тема: на кормушке зимой можно увидеть разных птиц.
Главная мысль: зимующие птицы очень красивы. Сделай для них кормушку зимой и сможешь любоваться ими в любое время.
Белые снега, косые сугробы, живые цветы, ясные грудки, жёлтые грудки, солнечные зайчики, пёстрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели, красные маки.
грудки [ грýтки ] – 2 слога
г [ г ] – согл., звонк. парн., твёрд. парн.
р [ р ] – согл., звонк. парн., твёрд. парн.
у [ у ] – гласн., ударн.
д [ т ] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
к [ к ’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
и [ и ] – гласн., безуд.
6 б., 6 зв.
Проверочное слово к слову «кормушка»
В слове «кормушка» пишется буква «о», что укажет проверочное слово «корм», «откорм». Букву «ш» в суффиксе -ушк- проверят слова «кормушечка», (много) «кормушек».
Чтобы подобрать проверочное слово к слову «кормушка», вначале установим его морфемный состав и определим, что ударным является гласный суффикса:
к о рм у́шк а — корень/суффикс/окончание.
Проверим букву «о» в слове «кормушка»
Безударный гласный в корне этого существительного проверим ударением, так как в русском языке в безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает под ударением в том же слоге слова, если изменить его грамматическую форму или подобрать однокоренную лексему.
Аналогично убедимся в написании буквы «о» в слове «кормушка» несколькими способами:
во-первых, подобрав однокоренные слова — «корм», «отко́рм»;
во-вторых, образовав личные формы однокоренного глагола глагола «кормить» и особые формы родственных глаголов — причастия:
Буква «ш» или «ж» в слове «кормушка»?
В этом существительном пишется именно суффикс -ушк-, как и в словах:
Это написание можно доказать, изменив форму существительного или подобрав родственное слово, чтобы после сомнительного согласного появилась гласная :
В этих словах корневой согласный «ж» звучит как [ш]. Проверим его написание точно так же, изменив форму существительного или подбором родственных слов с уменьшительно-ласкательным значением:
Контрольный диктант с грамматическим заданием по русскому языку 3 класс 2 четверть (1 полугодие)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Контрольный диктант по русскому языку 3 класс 2 четверть (1 полугодие)
Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили ее на березу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей. ( 60 слов )
1. Подчеркни в тексте предложение с однородными членами, которое соответствует схеме:
2. Запиши слова в 3 столбика:
1) слова с орфограммой в приставке;
2) слова с орфограммой в корне;
3) слова с орфограммой в суффиксе.
Полеты, поляна, звездный, ключик, жучок, шелк, подъем, отставил, сказка, зайчонок.
1. Подчеркни в тексте предложение с однородными членами, которое соответствует схеме:
2. Запиши слова в 3 столбика:
1) слова с орфограммой в приставке;
2) слова с орфограммой в корне;
3) слова с орфограммой в суффиксе.
Помыл, зимой, вкусный, замочек, мышонок, шорты, подъехал, отклеил, пробка, бычок.
3. Диктант (итоговый)
1. Ученики должны подчеркнуть в тексте предложение: «Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили ее на березу».
1. Ученики должны подчеркнуть в тексте предложение: «К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-866811
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.