Как надо ставить ударение в слове «иконопись»
«Иконопись» – ударение по правилам русского языка
Варианты произношения слова «иконопись» могут очень разниться: некоторые люди ставят ударение на «и» в первом слове, кто-то делает акцентным второй, как и в слове «икона» – «икОнопись», и оба этих ударения достаточно распространены. Более редкий случай – ударение «иконопИсь», по аналогии с названием профессии «иконопИсец».
Однако словари русского языка однозначны: единственно верный вариант постановки ударения в этом слове – на «И» в первом слоге. Именно произношение «Иконопись» считается правильным и соответствующим литературной норме. Что до ударения «икОнопись», то целый ряд авторов авторитетных орфоэпических словарей (например, Зарва или Резниченко) специально указывает на то, что такое произношение является ошибкой.
Ударение на первом слоге сохранится во всех падежных формах слова. Например:
история русской Иконописи,
его любимый вид живописи – Иконопись;
вся его жизнь связана с Иконописью.
Почему ударение в слове «иконопись» вызывает проблемы
«Иконопись» с ударением на первом слоге для многих звучит странно, неестественно, «режет слух». Это вполне объяснимо:
Однако недаром русская орфоэпия считается крайне сложной – в ней нет «железных» правил, есть лишь выраженные тенденции. И произношение каждого отдельного слова больше зависит от сложившейся в языке традиции.
Слово «иконопись» можно отнести к религиозной лексике, для которой характерна большая традиционность, чем для общеупотребительной обиходной лексики. Да и слышать такие слова приходится сравнительно редко – они чаще встречаются в книгах или статьях, а не в речи.
Поэтому надо просто запомнить, что в слове «иконопись» ударение падает на первый слог – и стараться использовать в речи именно нормативный, правильный вариант, несмотря на непривычность его звучания.
Ударение в слове «ИКОНОПИСЬ»
Ударение в слове «иконопись» ставится на гласный «и» первого фонетического слога.
Интересующее нас слово является сложным по составу. Это существительное образовано способом сложения двух слов с помощью соединительной гласной «о» и нулевого суффикса:
икона + писать = иконопись
В разговорной речи наблюдаем разное произношение этого слова:
«икОнопись» и «Иконопись».
Как правильно ставить ударение согласно норме русского литературного языка?
На какой слог ударение в слове «иконопись»?
Одним из производящих слов является существительное «икона» с ударным вторым слогом:
У врат ограды издавна помещалась большая ико́на богоматери, вделанная за решеткой в стену (Ф. М. Достоевский. Бесы).
Если принимать во внимание ударение в однокоренных словах «ико́на», «ико́нка», «ико́нный», то вполне понятно сомнение, на какой слог ставить ударение в производном существительном.
Чтобы выяснить это, вначале разделим эту сложную лексему на фонетические слоги.
В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. В фонетическом облике рассматриваемого существительного имеется четыре слогообразующих гласных звука. Следовательно, разделим его на четыре фонетических слога:
Хотя в производящем слове «ико́на» ударным является второй слог (и-ко-на), в анализируемом существительном ударение переместилось на первый слог, что еще раз подтверждает разноместность ударения в русской фонетике.
Правильно скажем, выделив голосом гласный первого фонетического слога:
Ударение в слове «иконопись» ставится на гласный «и» первого фонетического слога.
Это произношение является акцентологической нормой современного русского литературного языка.
Изменим существительное женского рода третьего склонения по падежам и понаблюдаем за постановкой ударения:
Ударение в сложных словах с корнем икон-
Возьмем себе на заметку, что это единственное слово с ударным первым слогом. В однокоренных сложных словах ударными являются другие слоги:
Упражняемся в постановке ударения
Прочтем отрывки из текстов, чтобы запомнить, на какой слог ставится ударение в слове «иконопись».
И́конопись, вдохновляемая одной из греко-восточных школ, очень многочисленных в XII веке (К. Ф. Валишевский. Иван Грозный).
Неподалеку от домашней церкви находилась отдельная молельня с образами в стиле древнерусской и́конописи (Г. М. Зуев. Течер река Мойка. Продолжение путешествия…).
В ней не чувствовалось руки мастера и́конописи, но тот свет, который исходил от изображения, был светом любви, надежды, обретения (Ирина Дронова).
Прежние традиции и́конописи постепенно уходили в прошлое, появлялись совершенно новые сюжеты и художественные приёмы (В. Н. Куликова. Мироточащие иконы).
Современные иконопи́сцы южнославянских земель всячески стремились возродить традиции средневековой сербской и́конописи (Н. В. Регинская. Св. Геогрий Победоносец — небесный покровитель России в изобразительном искусстве стран Европы и России).
Ударение в слове «ИКОНОПИСЬ»
Ударение в слове «иконопись» ставится на гласный «и» первого фонетического слога.
Интересующее нас слово является сложным по составу. Это существительное образовано способом сложения двух слов с помощью соединительной гласной «о» и нулевого суффикса:
икон а + писа ть = икон о пись
В разговорной речи наблюдаем разное произношение этого слова:
Как правильно ставить ударение согласно норме русского литературного языка?
На какой слог ударение в слове «иконопись»?
Одним из производящих слов является существительное «икона» с ударным вторым слогом:
У врат ограды издавна помещалась большая ико́на богоматери, вделанная за решеткой в стену (Ф. М. Достоевский. Бесы).
Если принимать во внимание ударение в однокоренных словах «ико́на», «ико́нка», «ико́нный», то вполне понятно сомнение, на какой слог ставить ударение в производном существительном.
Чтобы выяснить это, вначале разделим эту сложную лексему на фонетические слоги.
В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. В фонетическом облике рассматриваемого существительного имеется четыре слогообразующих гласных звука. Следовательно, разделим его на четыре фонетических слога:
Хотя в производящем слове «ико́на» ударным является второй слог (и-ко-на), в анализируемом существительном ударение переместилось на первый слог, что еще раз подтверждает разноместность ударения в русской фонетике.
Правильно скажем, выделив голосом гласный первого фонетического слога:
Это произношение является акцентологической нормой современного русского литературного языка.
Изменим существительное женского рода третьего склонения по падежам и понаблюдаем за постановкой ударения:
Ударение в сложных словах с корнем икон-
Возьмем себе на заметку, что это единственное слово с ударным первым слогом. В однокоренных сложных словах ударными являются другие слоги:
Упражняемся в постановке ударения
Прочтем вслух отрывки из текстов, чтобы запомнить, на какой слог правильно ставится ударение в слове «иконопись».
И́конопись, вдохновляемая одной из греко-восточных школ, очень многочисленных в XII веке (К. Ф. Валишевский. Иван Грозный).
Неподалеку от домашней церкви находилась отдельная молельня с образами в стиле древнерусской и́конописи (Г. М. Зуев. Течер река Мойка. Продолжение путешествия…).
В ней не чувствовалось руки мастера и́конописи, но тот свет, который исходил от изображения, был светом любви, надежды, обретения (Ирина Дронова).
Прежние традиции и́конописи постепенно уходили в прошлое, появлялись совершенно новые сюжеты и художественные приёмы (В. Н. Куликова. Мироточащие иконы).
Современные иконопи́сцы южнославянских земель всячески стремились возродить традиции средневековой сербской и́конописи (Н. В. Регинская. Св. Геогрий Победоносец — небесный покровитель России в изобразительном искусстве стран Европы и России).
«Иконопись» – как правильно ставить ударение в слове?
Некоторые слова, которые не относятся к общеупотребительным, трудно произносить, не зная, какой слог выделять голосом. Например, в лексеме иконопись ударение ставят на первый открытый гласный. Правильно ли это? Почему так происходит?
Правильное произношение
Данным словом называют специальный вид живописи, связанный с изображением святых и причисленных к ним образов. Слово создано путём сложения двух компонентов, взятых от икона и писать. От него образовались иконопИсец, иконописАние.
В исходной лексеме ударение падает на второй гласный. Из этого следует, что в рассматриваемой нами языковой единице сильным может быть он. Но это не так. Говорить «икОнопись» означает нарушать нормы произношения.
Интересующая нас лексема состоит из 3-х слогов, несмотря на то, что гласных в ней 3. Первый находится в начале слова в открытой позиции. Именно он выделяется голосом. Такое произношение сформировалось историческим путём. Сама языковая единица имеет греческие корни и означает «образ». При изменении слова по числам и падежам ударение не перемещается.
Примеры предложений
Иконопись – это искусство, которое завораживает.
Иконопись активно развивалась во времена Андрея Рублёва.
Иконопись помогает художникам создавать образы святых и показывать их людям.
Ударение в слове ИКОНОПИСЬ
Как правильно ставить ударение в слове ИКОНОПИСЬ?
Несмотря на то, что многие носители языка упорно произносят это слово с ударением на втором слоге, правильно ставить ударение в существительном “иконопись” на первом – Иконопись.
Это звучит немного непривычно, но не потому, что норма какая-то новая, а просто из-за того, что церковная лексика старательно изгонялась из нашего обихода, так что теперь многие слова вызывают сомнение в том, на какой слог падает ударение. Примером может служить слово «знАмение», которое тоже многие произносят неправильно.
Ударение на первом слоге можно объяснить исключительно традицией; ни в одном из однокоренных слов больше на первый слог ударение не падает. Иконопись – одно из тех слов, которые лучше посмотреть в словаре, чтобы уточнить, как правильно поставить ударение.
Как запомнить, где ударение
Можно попытаться воспользоваться аналогией: жИвопись – Иконопись. В обоих словах под ударением “и”.
А еще для того, чтобы запомнить, где в слове “Иконопись” ударение, можно воспользоваться стишками:
Две недели он молчал:
Иконопись изучал.
Примеры
Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.
А вы знаете..
Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 63% ответили правильно)