Логические и риторические определения. Риторика (7 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Логические и риторические определения
Риторика
7 класс
Описание слайда:
Описание слайда:
Ответы учащихся
Беседа
Ваши высказывания одинаковы?
Чем это можно объяснить?
Какую мыслительную работу вы совершали?
Описание слайда:
Описание слайда:
“Что такое осень?“
Толковый словарь Ожегова
ОСЕНЬ, и, ж. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Поздняя, дождливая о. Золотая о. (время, когда желтеют и золотятся листья). По осени (осенью; устар. и прост.). О. жизни (перен.: о старости). | прил. осенний, яя, ее. По-осеннему (нареч.) дождит.
Можно ли сказать, что определение передаёт чьи-то чувства, эмоции?
Нет, не передаёт чувств, эмоций, даёт главные, существенные признаки предметов.
Описание слайда:
А теперь послушайте поэтический текст – отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, так любившего это время года.
«Осень» А.С.Пушкин, читает И.Смоктуновский
«унылая пора очей очарованье»; «пышное природы увяданье»; «свежее дыханье»; «редкий солнца луч»
Что передают представленные здесь определения?
Отношение автора, чувства, настроение, эмоции, своё видение.
Описание слайда:
Определения
логическое
То определение, которое даёт Толковый словарь
ОСЕНЬ, и, ж. Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.
риторическое
Художник передаёт свои чувства, эмоции, своё видение мира
«унылая пора очей очарованье»; «пышное природы увяданье»; «свежее дыханье»; «редкий солнца луч»
Описание слайда:
Работа с учебником
Откройте учебник, прочитайте правило.
Итак риторические определения каждый человек создаёт индивидуально. Но тем они интереснее, чем больше в них находок и открытий.
Описание слайда:
Выборочное выписывание определений
Послушайте ещё раз песню ”Что такое осень?” и выпишите в тетради хотя бы по одному определению, которые автор текста дал, отвечая на вопрос: что такое осень?
Описание слайда:
Создавая риторические определения, важно помнить золотое правило риторики: нельзя создавать нетворческую, безликую речь. Соблюдая эти требования, изобретите через 5 мин риторическое определение дару осени – яблоку. При оценивании будет учитываться оригинальность. Итак, в тетради запишите начало предложения:
Для меня яблоко – это …
Описание слайда:
Подобрать и записать логическое и риторическое определения к существительному “клён”.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
«Система формирования трудовых навыков у детей»
Статья. Развитие познавательной активности у учащихся старших классов»
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
Презентация к внеклассному мероприятию «Правильное питание»
«Мы выбираем жизнь без наркотиков»
Конспект НОД по лепке в младшей группе «Грибочки на пенёчке»
Формирование функциональной грамотности педагога начального общего образования как основа развития функциональной грамотности ребенка
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ПО ФГОС
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5439581 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Риторическое определение слова человек
1) Все люди разные,и это не только отличия вроде «Бедный,старый,глупый).Каждый человек имеет свою точку зрения,нормы поведения и предпочтения в разных вещах-ВОТ ОНО,ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ!
3) Чтобы не показаться столь настойчивым и безсовестным,нужно сначала выслушать человека,его позицию или мнение.И только потом уже подумать как и что нучше сделать.
ОСТАЛЬНО НЕ ЗНАЮ. СОРРИ
Известно, что лед на водоемах представляет большую опасность. Ежегодно на водоемах республики происходят несчастные случаи. В этой связи, необходимо помнить следующие правила:
Ø Прежде чем начать передвижение по льду, надо наметить безопасный маршрут и проверить прочность льда палкой или другим предметом. Опасно проверять прочность льда ударами ноги.
Ø Безопаснее всего переходить по прозрачному с зеленоватым или синеватым оттенком льду при его толщине не менее 7 см. Серый, желтоватый и матово-белый свидетельствуют о непрочности.
Ø При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию 3-5 метров.
Ø При движении автомобиля по льду, ремни безопасности должны быть отстегнуты, в особо опасных местах необходимо высадить пассажиров, опустить стекла и приоткрыть дверцу.
Ø Если вы почувствовали, что лед под вами слабый, возвращайтесь по своим следам, делая первые шаги без отрыва от поверхности льда.
Ø При провале под лед, первое, что должен сделать пострадавший – попытаться освободиться от верхней одежды и обуви, а затем самостоятельно попробовать выбраться из провала на твердый лед.
Ø Не следует беспорядочно барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда, которая будет все больше и больше обламываться. Следует спокойно опереться локтями об лед, перевести тело в горизонтальное положение так, чтобы ноги были у поверхности воды, затем ближнюю к кромке ногу надо осторожно вынести на лед и после этого, поворачиваясь на спину, выбраться из пролома, стараясь следовать тем же маршрутом, по которому вы пришли.
Ø При оказании помощи провалившемуся человеку, надо лечь на лед, раскинув руки и ноги в стороны, подползти к полынье на безопасное расстояние и подать пострадавшему веревку, шарф или другой предмет, помочь выбраться на крепкий лед.
Риторическое определение
ОСОБЕННОСТИ ЭССЕ
Парадоксальность эссе
Парадокс –
Роль парадокса состоит в его способности разрушать привычные стереотипы восприятия (Дмитровский).
Вырабатывая свое отношение кдействительности, эссеист подвергает сомнению опыт предшественников,общественные стереотипы, все привычные, а тем более навязываемыеточки зрения — чтобы посмотреть на мир другими глазами (Ратькина).
В эссе возможен, допустим и приветствуется любой нестандартный ход мысли, так как природа и функции этого жанра и заключаются в самой возможности экспериментировать (Кайда).
2.Широкая информированность, глубокое знание темы. «Правило эссе — развертывать тему максимально широко, с присутствием всех точек зрения» (Ратькина).
«Эссе может быть философским, беллетристическим, критическим, историческим, автобиографическим. но суть в том, что оно, как правило, бывает всем сразу. Указанные свойства могут по-разному соотноситься в нем, что-то преобладать, что-то отступать в сторону, но в принципе все существующие области сознания способны превращаться в составляющие эссеистического произведения» (Эпштейн).
Эссеист использует «разнообразные способы постижения мира» (Эпштейна).
К способам постижения мираученые относят моральную проповедь, философский трактат, интимное признание, вымышленную сценку, умозрительное построение, бытовую зарисовку, образ, понятие, факт, вымысел, гипотезу, практический совет, мнение, пример, физиологическое наблюдение, нравоучение, вспоминание, комментарий к сочинениям других авторов, афористическое обобщение и мн. др.
Эпштейн: «Вот несколько фраз, взятых с одной страницы монтеневского заключительного эссе «Об опыте», — они принадлежат как бы разным типам словесности:
Философское умозрение: «Мы слишком много требуем от природы, надоедая ей так долго, что она вынуждена лишать нас своей поддержки. устав от наших домогательств, природа препоручает нас искусству».
Заметка из дневника: «Я не очень большой любитель овощей и фруктов, за исключением дынь. Мой отец терпеть не мог соусов, я же люблю соусы всякого рода».
Художественный образ: «Мне особенно противно недостойное соединение богини столь бодрой и веселой с этим божком плохого пищеварения и отрыжки, раздувшимся от винных паров».
Практический совет: «Я полагаю, что правильнее есть зараз меньше, но вкуснее, и чаще принимать пищу».
Физиологическое наблюдение: «Я согласен с теми, кто считает, что рыба переваривается легче мяса».
Воспоминания: «С юных лет я порою нарочно лишал себя какой-либо трапезы. »
Комментарий к сочинениям других авторов: «Я согласен с тем же Эпикуром, что важно не столько то, какую пищу ты вкушаешь, сколько то, с кем ты ее вкушаешь».
Афористическое обобщение: «Приятное общество для меня — самое вкусное блюдо и самый аппетитный соус».
Проведенный анализ позволяет М.Н. Эпштейну сделать вывод:
«Перед нами целостный опыт отношения данного субъекта к данному объекту, в данном случае — Монтеня к еде; он пользуется всеми возможными способами выражения, — теми, что присущи и высокой философии, и кулинарной книге, и аллегорической поэзии, и записной книжке. Тут есть и практические рекомендации, и теоретические умозаключения; общее и единичное; абстрактное и конкретное; воспоминание о прошлом и наставление на будущее».
К этой мысли автор возвращается неоднократно:«Моральная проповедь» и «философский трактат», интимное признание и вымышленная сценка, умозрительное построение и бытовая зарисовка — все это входит в возможности эссеистического жанра, единственная «обязанность» которого состоит в том, чтобы одновременно и попеременно пользоваться всеми этими возможностями, не абсолютизируя ни одну из них — потому что тогда эссе превратится в статью или дневник, рассказ или проповедь. Многожанровость и даже междисциплинарность — не только право, но и долг эссеистического творчества».
Разные способы выражения содержания:
Понятие
Факт
Афористическое обобщение
Ссылка на мнение (цитирование)
Комментарий
Оценка
Наблюдение
Отвлеченное рассуждение
Нравоучение
Вспоминание
Вымысел
Гипотеза
Образ
Пример
Практический совет
Бытовая зарисовка
Моральная проповедь
Интимное признание
Комментарий к сочинению другого автора.
Эссе ученика 11 классана тему «Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?» Определите, какие способы отражения действительности использовал автор эссе.
Роль литературы в человеческой жизни, безусловно, огромная. Именно с прочтения первых книг, сказок, начинает формироваться личность, моральные понятия и нравственные ценности.
Если человек не читает художественную литературу, значит, он не мыслит и в некоторой степени перестает быть личностью. Благодаря первым в нашей жизни книгам, на мой взгляд, зарождается основа истинного осознания, что есть «хорошо» и что есть «плохо». Взрослея, с их помощью мы выстраиваем нашу жизненную позицию.
Тысячи произведений настоящего и прошлого меняют наше сознание, характер и поступки. Люди находят что-то общее между собой и персонажами произведений, учатся у них, учитывая ошибки, совершенствуя свои действия. Создают свою личность.
Анализ начального фрагмента эссе М.Н. Эпштейна «О ритуалах»:
2. Интеллектуальный характер эссе.
Эссе относится к «литературе анализа», «литературе идей» (Лямзина).
А. Определение понятия.
Логическое определение
Риторическое определение
Вдохновение есть расположение души к живому восприятию впечатлений…» (Пушкин).
Вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой (Чайковский).
Вдохновение – состояние душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы (Паустовский).
Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок (Паустовский).
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке (Анатоль Франс).
Широта ума, сила воображения и активность души — вот что такое гений (Дени Дидро)
Риторические определения, созданные учащимися:
Мечта – это лодка, которая может унести далеко-далеко.
Мечта – это крылья, они поднимут вверх и помогут достичь невероятных высот.
Одиночество – мир, где я и только я.
Дом – гнездо, в котором тепло всем: и взрослым птицам, и птенцам.
Совесть – свет, который направляет к Богу.
Дружба – это равноправие, в ней нет старших и младших.
Ссора – тайм-аут в отношениях.
Сила – возможности, которыми можно пользоваться, руководствуясь заповедью: не навреди.
Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.
Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо,
в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.
Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.
В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.
(По материалам интернет-издания)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте?
3. С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества?
4. Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры
в преодолении этих барьеров.
5. Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора.
6. Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА
Смотреть что такое «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА» в других словарях:
Человеческая природа — – термин, не имеющий приемлемого определения. Обозначает все известные ныне факторы становления и качества человека (биологические, социальные, индивидуальные, духовные). Часто термин используется в значении извинения за бесчеловечное поведение… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА — Абсолютно неопределимый термин. Его употребление неизменно подразумевает врожденность, но то, какие конкретно характеристики считаются наследственными данными, полностью зависит от предубеждений автора. Наиболее распространенное употребление… … Толковый словарь по психологии
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА — (human nature) характеристики, которыми обладает человек как особь естественного вида или разновидность. Социологи в целом согласны в том, что, по сравнению с другими животными, отличительное качество человеческой природы это пластичность (см.… … Большой толковый социологический словарь
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА — выражение главенствующих свойств, качеств, модусов человека. Под природой человека подразумеваются стойкие неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа. Они присущи человеку во все времена независимо… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Человеческая природа — ♦ (ENG human nature) то, что составляет человеческую личность и служит объяснению определенных ее поступков или поведения. В христианской теологии люди видятся грешными и отпавшими от наполненных любовью отношений с Богом, к рые Бог… … Вестминстерский словарь теологических терминов
ПРИРОДА — 1) в широком смысле всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле объект науки, а точнее совокупный объект естествознания… … Философская энциклопедия
ПРИРОДА — ПРИРОДА (греч. φύσις, лат. natura), одно из центральных понятий античной философской мысли, обладающее широким спектром значений. Греч, существительное φύσις происходит от глагола φύω («выращивать», «рождать», «производить на свет», med.… … Античная философия
природа — ПРИРОДА (греч. (риочс;, лат. natura) одно из центральных понятий философской и научной мысли, обладающее широким спектром значений. В наиболее общем смысле П. определяют как «совокупность всего сущего» и одновременно как реальность,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Человеческая натура — Человеческая натура ♦ Nature Humaine В 1960 е годы считалось хорошим тоном придерживаться мнения, что никакой особенной человеческой натуры не существует: человек, дескать, это культура и свобода. Однако, будь все это так просто, разве стали … Философский словарь Спонвиля
ПРИРОДА — физический универсум. Лаланд совершенно справедливо отметил многозначность этого слова, которое может означать: 1) совокупность отличительных черт живого существа или вещи («животная, человеческая природа» ); 2) материальный мир, понимаемый, если … Философский словарь