Йога на санскрите как пишется
1 yoga
См. также в других словарях:
yoga — yoga … Dictionnaire des rimes
YOGA — La tradition indienne, tant hindoue que bouddhique, désigne sous le nom de yoga («action d’atteler, de maîtriser, de dompter») une technique de salut originale qui se propose de libérer l’âme de sa condition charnelle par l’exercice de… … Encyclopédie Universelle
yoga — YÓGA s.f. Şcoală filozofică indiană care urmăreşte adâncirea cunoaşterii eului în scopul eliberării lui de viaţa materială şi al contopirii cu spiritul universal; p. ext. ansamblu de exerciţii care duc la stăpânirea deplină a organismului uman… … Dicționar Român
yoga — m. Práctica de ejercicios corporales del hatha yoga que se realizan para equilibrar el cuerpo y la mente mediante el ejercicio, el control de la respiración y la concentración. Medical Dictionary. 2011. yoga С … Diccionario médico
Yoga — er et indisk system til indøvelse af åndedrætsteknik, kropsstillinger og i mindre omfang moralske forskrifter. Formålet med yoga er at opnå Samâdhi (den højeste tilstand) som er en form for salighed eller forløsning for yoga udøveren … Danske encyklopædi
yoga — 1820, from Hindi yoga, from Skt. yoga s, lit. union, yoking (with the Supreme Spirit), from PIE root *yeug to join (see JUGULAR (Cf. jugular)) … Etymology dictionary
yoga — (Del sánscr. yoga, unión, esfuerzo). 1. m. Conjunto de disciplinas físico mentales originales de la India, destinadas a conseguir la perfección espiritual y la unión con lo absoluto. 2. Conjunto de las prácticas modernas derivadas del yoga hindú… … Diccionario de la lengua española
yoga — ‘Disciplina físico mental originaria de la India, encaminada a lograr la perfección espiritual’. Es masculino: el yoga … Diccionario panhispánico de dudas
Yoga — Yoga: Der Name der indischen Lehre von der Selbsterlösung durch völlige Beherrschung des Körpers und Befreiung des Geistes ist aus aind. yōga ḥ entlehnt. Das aind. Wort bedeutet eigentlich »Verbindung, Vereinigung« und gehört zu aind. yugá m… … Das Herkunftswörterbuch
Каково значение слова Й ога?
В настоящее время слово йога хорошо известно всем, и каждый, понаслышке или посетивший занятия по йоге, а может столкнувшившийся с истинным индийским аскетом, имеет некое своё собственное представление о предмете статьи. Здесь кратко приведены многочисленные варианты перевода слова йога и рассмотрено его толкование в ныне авторитетных источниках.
Перевод
Слово йога (санскр. योग, англ. yoga) имеет великое множество переводов, часть из которых такова: [1]
Всевозможные варианты перевода можно грубо привести к двум основным понятиям:
Остальные, в большинстве случаев, являются лишь смысловыми оттенками и находятся в промежутке между этими пограничными понятиями.
Здесь неслучайно приведено одно и то же слово — связь, ибо эти понятия неразделимы — соприкосновение одновременно приводит к взаимной зависимости друг от друга, о чём чуть подробней сказано ниже.
Вольные версии
На мысль разобрать слово йога по слогам натолкнула попавшаяся информация о языковых корнях, составляющих слово и несущих в себе определённый мысленный образ.
Существует версия, что в русских словах слог ГА означает движение : нога, телега, дорога. [6] На санскрите GA (ग) имеет значение аналогичное русскому: движущийся, и в дополнение к нему прибавляются такие варианты: достигающий; соединённый с, связанный с; неизменный, твёрдый в.
К первому слогу YO (यो) можно найти следующие определения: Любой, Тот кто; прекращать; отправляться; приступать к; продвижение; путешествие.
Очевидно, что при таком свободном и субъективном подходе перевод не в коей мере нельзя назвать сколь-нибудь достоверным. Это, скорее, игра словами с целью поискать скрытые смыслы и посмотреть на слово с разных сторон. В результате таких перестановок можно уловить исходную суть и создать внутреннее смысловое содержание, при котором как таковое словесное его определение отпадёт. Иными словами, если глубинно понимается сущность стоящая за словом, то его трактовка может иметь произвольное словесное выражение.
Итак, комбинирование всевозможных фраз остаётся только делом фантазии, и в качестве вариантов получаем:
Тот, кто в движении;
Отправляться в путь;
Неизменный в продвижении.
Интересно и то, что первый символ (य) в написании слова йога используется для обозначения сердечной чакры (анахаты). Понятие сердце хранит в себе такие значения, как середина (средина) и сердцевина (сердечник — наиболее глубокая и скрытая часть чего-то). В этом случае второй слог GA получает указание о направлении — куда собственно двигаться, чего достигать и с чем соединяться. Итог такого перевода удивительно сходен с трактовкой слова йога приведенной в Бхагавадгите.
Движение к равновесию (как середине), и вместе с тем
к истинной сути (как центру).
Сходства в других языках
Старославянское — иго (*jьgo): [5]
Латинское — jugo, jungo:
Трактовки
Наиболее ранние упоминания слова йога в текстах встречаются в древнеиндийских трактатах — Упанишадах.
Так в Тайттирья-упанишаде читаем (II,4): [4]
Здесь йога приводится как часть четвёртой из пяти оболочек тела человека (Виджняна-майя коши) и означает обладание различающей способностью для принятия верного решения, без которой ясного знания нет и не может быть. [2]
Катха-упанишада даёт описание йоги в более развёрнутом виде: [2]
Когда пять чувств познания успокоятся, вместе с умом,
и разум не активен — это состояние называют наивысшим.
Это крепкое удержание чувств известно как Йога.
Человек должен стать бдительным, ибо йога достигается и утрачивается.
Последнее предложение указывает на то, что при невнимательности практикующий может потерять всё прежде наработанное посредством самоконтроля.
В официально признанном и основополагающем источнике Йога-Сутры Патанджали приводится следующее определение (I,2) (в трёх переводах): [3][4]
Несколько иную трактовку видим в Бхагавадгите (II,48): [4]
В йоге устойчивый, действуй, оставив привязанность, Партха!
В неуспехе, удаче будь равным; равновесьем именуется йога.
В подтверждение сказанному в шлоке VI,2 йога раскрывается как: [4]
То, что отрешённостью называют, знай это как йогу,
Ибо не бывает никакой йоги без отрешённости от желаний.
В других источниках термин йога подразумевает союз противоположностей. Так в Хатха-Йога-Прадипике Сатьянанда Сарасвати приводит следующее определение:
Йога — состояние единения между двумя противоположными полюсами, а именно, шивой и шакти, телом и умом, индивидуальным и космическим сознаниями. Процесс единения противоположных сил в теле и уме с целью реализации духовной сути человека и его существования.
Расхождение трактовок
Действительно, во многом какова трактовка термина йога заложенная в тексте, то и отражается в его предписаниях — как должен вести себя практикующий.
Описание жизни вставшего на путь йоги по Йога-Сутрам, а также по Хатха-Йога-Прадипике, Гхеранда-Самхите уже само по себе указывает на необходимость самостоятельной практики в уединении. Тогда как Бхагавадгита, также упоминая об отдалении и достижении отрешённости, учит, как практика йоги должна осуществляться в социальной среде, отражая бескорыстный — о плодах действий не заботясь — аспект деятельности.
В одном случае, это обособленность от общества и путь внешне бездеятельного аскета, который внутренним самообузданием преодолевает чувственные желания. В другом, это искусство в действиях, осуществляемое среди людей — искушённость в делах, совершаемых без привязанности к должному делу и равно относящемуся к плохим или хорошим результатам своего труда.
И, тем не менее, противоречий здесь нет. На вопрос о различии трактовок, пожалуй, стоит ответить словами из Бхагавадгиты (IV,18): [4]
Кто в бездействии действие, а в действии бездействие видит,
Тот мудрец средь людей
Тем и удивительна йога, что своей разносторонностью позволяет достичь конечной цели вне зависимости от применяемого подхода.
От того, по какому из путей двигаться: уединённая практика или среди людей, это, скорее, вопрос личных предпочтений. Однако для достижения единения противоположных сил следует развивать ту сторону себя, которая испытывает недостаток. Так будучи экстравертом необходимо акцентироваться на уединении и самоуглублении, интроверту же надо учиться лёгкости взаимодействия с внешним, оставаясь при этом безучастным.
Связать и соединить
Важно осознать, что сопряжение двух составляющих всегда создаёт отношения зависимости между ними. Подобное соединение, в случае достижения взаимного уравновешивания и согласованности, приводит к совокупному усилению, что позволяет уже совместно достичь новых результатов и открывает новые возможности.
Ещё раз, ключевая мысль в том, что каждое существо или предмет несет в себе свои уникальные свойства, которые в соединении друг с другом и при сбалансированном их использовании, позволяют достичь цели. Это проявляется во всём в жизни — только научившись правильно обращаться с объектом, так сказать, обуздав его и обретя некоторую сноровку, можно с его помощью решать поставленные задачи.
В качестве примера как йога сначала должна связать, укротить одно, чтобы затем соединиться с другим, подойдёт хорошо известный из Упанишад образ тела человека, уподоблённый колеснице, где [2][4]
Возничий (как разум человека) должен укротить строптивых лошадей (пять чувств) и подчинить их своей воле, иначе норовистые кони будут рвать вожжи (ум) каждый в свою сторону, и неуправляемая колесница в конце концов со всего разгону налетит на что-нибудь и поломается.
Из этого примера очень хорошо видно, что ни в коем случае не надо полностью подавлять чувства — это равносильно полной остановке колесницы посредине пути. Важно подчинить воле разума свои чувства, научиться управлять желаниями, и только тогда у Возничего есть шанс услышать голос Души (Атмана сидящего в колеснице). Только Душа знает дорогу к конечной точке путешествия, к высшей цели — обители абсолютной Истины, Богу.
Резюме
А стоит ли искать точный перевод слова йога или гораздо важнее постараться понять суть вложенную автором конкретного текста в термин?
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что не только каждый человек, но и разные философские школы передают в этом слове свой особый смысловой оттенок, и едва ли удастся обнаружить смысл в его первозданной форме, тем более, что со временем понятие термина только расширялось.
Ныне ёмкость слова йога такова, что включает не только приведённые здесь значения, но и множество иных. Подобно словам омонимам, тождественным по произношению, но значения коих отлично, слово йога в каждой конкретной ситуации может нести разную смысловую нагрузку и часто применяется в связке с другим словом. Именно вследствие этого слово йога не переводится, давая возможность человеку самостоятельно понять значение и усмотреть его смысловой образ в контексте высказываемого.
Йога на санскрите как пишется
Санскрит (написание на санскрите): संस्कृतम्
Гласные (vowels) | अ | आ | इ | ई | उ | ऊ |
a | aa | i | ii | u | uu | |
ए | ऐ | ओ | औ | |||
e | ai | o | au | |||
ऋ | ॠ | ऌ | ॡ | |||
RRi | RRI | LLi | LLI | |||
Первая группа (sparsha) | ||||||
Согласные (consonants) | Глухие | Звонкие | Носовые | |||
क | ख | ग | घ | ङ | Заднеязычные (Guttural) | |
ka | kha | ga | gha | |||
च | छ | ज | झ | ञ | Палатальные (Palatal) | |
ca | cha | ja | jha | |||
ट | ठ | ड | ढ | ण | Церебральные (Cerebral) | |
Ta | Tha | Da | Dha | Na | ||
त | थ | द | ध | न | Зубные (Dental) | |
ta | tha | da | dha | na | ||
प | फ | ब | भ | म | Губные (Labial) | |
pa | pha | ba | bha | ma | ||
Вторая группа согласных неносовые сонанты (antaHstha) | ||||||
य | र | ल | व | |||
ya | ra | la | va | |||
Третья группа согласных шумные фрикативные (uShman) | ||||||
श | ष | स | ह | |||
sha | Sha | sa | ha |
В санскрите имеются особые обозначения для так называемых ослабленных согласных:
Алфавит Деванагари
Дополнительные буквы и знаки
Деванагари | Латинские | Русские | Internal |
़ | nukta | нукта | x` |
ा | a_ | аа | a` |
ि | i | и | i |
ी | i_ | ии | i` |
ु | u | у | u |
ू | u_ | уу | u` |
ृ | r | р | r` |
ॄ | rr | рр | R` |
े | e | э | e |
ै | ai | ай | y` |
ो | o | о | o |
ौ | au | ау | w` |
् | halant | вирама | a |
Примеры
जन jana – человек.
जनन janana – создание, творение.
जनक janaka – создатель, творец.
गण gan.a – множество.
गणन gan.ana – счет.
गणक gan.aka – математик.
राजीव rājiva синий лотос.
राजन् rājan раджа, царь
महा mahā (в сочетании с другими словами) большой, сильный, благородный.
महाराज mahā-rāja махараджа, великий царь. Более значительный или более почтительный титул, чем просто राजन् rājan.
िपतर् pitar отец.
मातर् mātar мать.
सुत suta сын.
सुता sutā дочь.
В санскрите приставка सु su- придает слову высшую степень качества.
Поэтому:
सुजन хороший человек.
सुसुत хороший сын.
Согласные, которые не вызывают затруднений:
Й М П Б К Т Д Н Л Р В Г Ч ДЖ С Ш Ш Х
य म प ब क त द न ल र व ग च ज स श ष ह
Далее следуют придыхательные:
ПХ БХ КХ ГХ ЧХ ДЖХ ТХ ДХ
फ भ ख घ छ झ भ ध
Согласные (только в хинди), которые служат для транскрипции заимствованных слов: З Ф (ничем не отличаются по написание от ДЖ и ПХ) кроме точки внизу:
ट ठ ड ढ ड़ ढ़
Церебральные не имеют аналогов в русском языке, поэтому их можно просто причислить к одному из вариантов написания уже рассмотренных выше букв.
Еще одно «неудобство» алфавитов санскрита и хинди состоит в том, что в них существуют несколько фонетических вариантов звука Н:
ङ ञ ण
Итак, окончательный вариант соответствий русско-деванагарийского алфавита:
Произношение:
Йога. Что нужно знать о йоге. Йога и медитация.
Йога в переводе с санскрита означает «связь», «единение», «единство».
Йога стала привычным элементом современной жизни, хотя в обиходе значение слова «йога» как правило сводится к комплексу оздоровительных упражнений для тела и дыхания, которые можно освоить в любом фитнес клубе. Эта статья призвана помочь вам разобраться, чем же на самом деле является йога, каков ее истинный диапазон и почему мы можем считать ее величайшим достоянием человечества.
Йога – как философия.
Йога в широком смысле слова традиционно понимается как восточное духовно-философское учение, целью которого является достижение человеком единства со своим истинным «Я», которое, в отличие от «я» обыденного, относительного и смертного, есть «чистое сознание» – вечная, ничем не обусловленная реальность, лежащая в основе всего бесконечного многообразия феноменального (материального) мира.
В узком смысле Йога — это одна из шести систем древнеиндийской философии, основоположником которой считается Патанджали, автор «Йога-Сутр», предположительно живший во II веке до н.э.
В действительности йога гораздо старше. Маха Риши Патанджали систематизировал Знание столь же древнее, как вся Веда, которая, по словам Махариши Махеш Йоги, вечна – в том смысле, что представляет собой окончательное описание Реальности, обретенное через ее непосредственное восприятие древними видящими – Риши.
Обретение этого Знания через непосредственный опыт навсегда освобождает человека от пут невежества, страданий и проблем. Поэтому достижение единства со своим «Я» также описывается в древних текстах как Освобождение («мокша»).
«Цель Йоги — получить знание путем непосредственного восприятия. Йога — это практическая наука жизни, которая открывает непосредственному опыту не только поле абсолютного Бытия, но также все различные уровни относительного творения». ***
Йога – как состояние сознания.
Йогой также называется состояние сознания человека, в котором человек познает Бытие как свое собственное «Я». В состоянии йоги жизнь человека в действиях и в мыслях совершенно гармонична, поскольку содержит в себе сам источник, или корень его существа – абсолютное Бытие.
Состояние йоги иначе называется «Самадхи». Практическим способом достижения Самадхи является медитация.
Во время медитации ум при помощи специальной умственной техники выходит за пределы своей активности и достигает абсолютно спокойного, но полностью сознательного состояния. Это полностью спокойное состояние, когда ум не направлен ни на что внешнее, а воспринимает только сам себя, и есть прямой опыт того, что значит «просто быть» – опыт Бытия, опыт «Я». Его называют также «чистым сознанием».
Состояние Бытия – чистого сознания, – полностью вне поля активности. Нет триединства субъекта, объекта и процесса восприятия. Это состояние Единства познающего, познаваемого и процесса познания – йога, Самоосознание. Говорят, что в этом состоянии трансцендентального сознания, человек «взошел к йоге».
А вот как описывают это состояние современные источники:
«Самадхи — озарение, состояние сознавания, или постижения Истины. Это состояние не поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мышлением. Таким образом, просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку… Необходимо «опустошить сознание» до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания — такого сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев Н. В., 1989). В самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен веществ, понижать и повышать температуру, давление.» (Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000).
Если человек настойчив в практике йоги, то его Самоосознание становится непрерывным и утверждается в природе ума до такой степени, что даже когда ум находится в поле внешнего опыта, он никогда не теряет осознания истинной природы своего «Я». Это состояние космического сознания – состояние человека, «утвердившегося в йоге» («нитья-самадхи», или «дживан-мукти»), также называемое Просветлением.
Утвердившись в йоге, человек утверждается в конечной Реальности жизни, являющейся источником бесконечной энергии и созидательности.
Практическое значение Просветления для жизни человека огромно – это единственный и окончательный способ разрешения всех человеческих проблем.
Поэтому йога – это не отвлеченная философия, Йога имеет самый что ни на есть практический смысл для достижения каждым человеком здоровой и счастливой жизни.
Йога дает наиболее целостный и структурированный практический путь реализации истинного человеческого потенциала.
«Йога – это основа целостной жизни, средство привести в гармонию внутреннюю созидательную тишину и внешнюю активность жизни, а также способ действовать с точностью и успехом»***.
Йога – как практика.
Йога – это практический аспект всех шести систем индийской философии. Йога, и в этом важнейшее значение йоги, представляет собой практическую систему тренировки тела и ума для достижения человеком здоровой и счастливой жизни. Причем эффект от занятий йогой становится заметен буквально с первых дней и недель занятий и усиливается по мере практики с течением времени.
«Йога-сутры» Патанджали описывают так называемые «ступени» йоги – которые следует понимать скорее как сферы (направления) самосовершенствования в йоге. Так называемая аштанга-йога («восьмеричная йога») включает в себя следующие сферы:
«Бхагавад-гита» (составная часть Веды и Ведической литературы) описывает три наиболее важные вида йоги:
Большинство других «Йог» с терминологической точки зрения появились значительно позднее и характеризуют разнообразные школы йоги, различающиеся с точки зрения используемых методов медитации и различного сочетания восьми сфер самосовершенствования в йоге.
Основным заблуждением многих интерпретаторов йоги на протяжении тысячелетий было то, что они относились к этим сферам, как к последовательным ступеням самосовершенствования, тогда как в действительности они описывают принципы самосовершенствования, относящиеся к разным областям деятельности, которые человек может практиковать одновременно.
Вот как описывает значение медитации и опыта самадхи Махариши Махеш Йоги в своих знаменитых «Комментариях к «Бхагават-Гите»:
«На протяжении сотен лет эти различные части Йоги ошибочно рассматривались как различные ступени в развитии состояния Йоги, тогда как на самом деле каждая часть предназначена создавать состояние Йоги в сфере жизни, с которой она соотносится. С непрерывной практикой всех этих частей, или средств, одновременно, состояние Йоги растет одновременно во всех восьми сферах жизни, чтобы в конце концов стать постоянным…
Необходимо указать здесь, что даже самадхи, уже являясь состоянием Йоги в смысле трансцендентального сознания, служит средством достижения конечного состояния Йоги, космического сознания. В состоянии космического сознания трансцендентальное сознание обретает постоянную основу в природе ума, или, в индийских терминах, кшаника (преходящая) самадхи становится нитья (вечной) самадхи. Именно в этом смысле Махариши Патанджали поставил самадхи рядом с другими семью частями, или средствами, Йоги.
Чтобы связать принцип дхьяны с практикой, можно заметить, что самой ценной практикой в сфере дхьяны является простая система Трансцендентальной Медитации. Трансцендентальная Медитация принадлежит к сфере дхьяны и в то же время выходит за пределы этой сферы и дает начало состоянию трансцендентального сознания, самадхи. После того как это состояние было достигнуто, внимание возвращается в сферу дхьяны, которая является областью активности. Это регулярное переключение внимания с одной сферы на другую позволяет поддерживать трансцендентальное сознание даже во время деятельности, сначала на очень тонком уровне, и позднее — в грубой деятельности повседневной жизни, так что в конце концов оно становится постоянным. Таким образом простая система, известная как Трансцендентальная Медитация, которая является особым видом практики, образует наиболее действенный рабочий инструмент этих двух сфер жизни, дхьяны и самадхи.»***
Йога – не религия.
Существует глубокое духовное единство йоги с религиозными и духовными учениями Запада и Востока, но при этом йога сама по себе не является религией.
Йога не имеет никакого отношения к индуизму, христианству, исламу, равно как и ко всем остальным религиям. Но все, кто познали истину, будь то Будда, Иисус, Мохаммед или Заратустра, постигали ее с помощью йоги. Только одним путем жизнь может достичь состояния внутренней целостности, и этот путь — йога во всех своих проявлениях.
Йога, в отличие от религий, — это не система верований. Она представляет собой системный метод научного исследования, нацеленного на поиск истины жизни.
Конечно, это исследование отличается от методов современной науки, потому что йога не использует традиционные объективные методы исследования. Область исследования и методы исследования в йоге полностью субъективны. Но это исследование содержит все признаки науки, а не веры. Йога не призывает что-либо принимать на веру. Атеист может заниматься этим с тем же успехом, что и верующий в Бога.
Наука не зависит от верований. Наука не предполагает наличия каких-либо сформировавшихся убеждений или догматов. Наука говорит: «Делай и смотри!».
Наука начинается не с допущений, она начинается с исследования. То же можно сказать и о йоге: йога начинается не с теорий, а с поиска, изучения, исследования внутри собственного сознания, в котором сокрыто все Знание мира, когда бы то ни было доступное объективному познанию.
Йога и медитация
Эта статья для множества людей, которые занимаются йогой, для тех, кто вновь открыл для себя этот древний, но до сих пор актуальный поход к физическим упражнениям. Десятки миллионов людей начали заниматься йогой, потому что она оказывает мягкое и сбалансированное воздействие на тело, а также дает заряд бодрости, что в результате обеспечивает хорошую физическую форму в целом.
Йога также высоко ценится людьми за тот умиротворяющий эффект, который она оказывает на ум. Неспешный стиль практики йоги, фокусирование внимания на конкретных моментах растяжения и дыхания помогают людям оставить в стороне заботы повседневной жизни и насладиться настоящим моментом.
Хотя нахождение в позах йоги («йога асанах«) может быть чрезвычайно приятным, практикующие йогу полагают, что смогли бы поднять свою практику на более высокий уровень, научившись в большей степени интегрировать тело, ум и духовное начало через опыт глубокой медитации. И это дает нам повод отметить, что медитация может сделать йогу, которая уже хороша сама по себе, еще лучше. Более того, почти каждая система или школа йоги рекомендует медитацию (по крайней мере теоретически).
Но люди, обучающиеся йоге, часто откладывают занятия медитацией, боясь, возможно, что они утратят свою твердую дисциплину и умение полностью на чем-то фокусироваться, что, как считается, является неотъемлемой частью достижения успеха.
Одной из причин, по которой многие считают медитацию чем-то сложным, является распространенное неверное понимание 8 частей в йоге («Аштанги-йоги«), изложенных в почитаемых Йога-Сутрах Патанджали.
В тексте Йога-сутр восемь частей йоги перечисляются в следующем порядке:
1) пять «ям», или личных добродетелей, таких как, «ахимса», отказ от насилия, или «сатья», праведность;
2) пять «ниям», или правил жизни, включая «шаучу», очищение, и «свадхьяю», обучение;
5, 6, 7) три стадии умственной практики: «пратьяхара», «дхарана» и «дхьяна» (медитация);
8) «самадхи», единение занятого мыслительным процессом ума с его глубочайшим, наиболее безмолвным уровнем, единым полем сознания, Самостью. Мысль индивидуума успокаивается и переживается безграничный океан сознания.
Однако, не смотря на то, что «Аштанга» переводится как восемь частей, а не восемь шагов или ступеней, многие полагают, что Патанджали имел в виду, что его восьмеричную систему следует практиковать шаг за шагом в последовательном порядке, начиная с личных добродетелей и завершая медитацией, чтобы войти в состояние самадхи.
Махариши Махеш Йоги вызвал смятение в мире йоги где-то 40 лет назад, когда путешествовал по миру, обучая людей программе Трансцендентальной Медитации, простой и легкой для изучения технике, позволяющей дать прямой опыт самадхи. Махариши обучал всех желающих, даже если они до этого были совершенно далеки от йоги. В Германии целая делегация йогов пришла распросить его об этой технике.
Комментируя опыт единения с космическим «Я», получаемый посредством медитации, Махариши говорит: «Степень этого счастья невозможно описать никакими превосходными степенями. Блаженство этого состояния устраняет любое горе, большое или малое. В ярком свете солнца нет места темноте, ни печаль не может проникнуть в сознание-блаженство, ни сознание-блаженство не может познать еще большее счастье, чем оно само. Это состояние самодостаточности оставляет человека установленным в самом себе, в состоянии вечной удовлетворенности» (*** Здесь и далее цитаты Махариши Махеш Йоги из Книги «Махариши Махеш Йоги о Бхагават-Гите» (перевод и комментарии)).