Правописание местоимений с предлогами
В русском языке местоимения с предлогами пишутся всегда раздельно.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их. Местоимения замещают существительные, прилагательные и числительные. Местоимения-существительные образуют формы косвенных падежей с предлогами:
Некоторые падежные формы местоимений различных семантических разрядов имеют особенности в написании с предлогами.
Правописание личных местоимений с предлогами
В косвенных падежах личного местоимения «я», начинающихся с сочетаний согласных, у предлогов «над», «перед», «с», «к», «об», пишется беглая гласная «о»:
У местоимений 3 лица единственного и множественного числа после относящихся к ним предлогам пишется начальная буква «н»:
Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»
Формы родительного падежа личных местоимений «его», «её», «их» могут употребляться в роли притяжательных местоимений:
У притяжательных местоимений «его», «её», «их» в отличие от падежных форм с предлогами соответствующих личных местоимений предлог относится не к местоимению, а к последующему существительному. В этом случае начальная буква «н» у слов этого разряда не пишется.
Сравним:
Правило
После производных предлогов «вне», «вопреки», «согласно», «подобно», «благодаря», «наперекор», «навстречу» буква «н» у личных местоимений также не появляется.
Понаблюдаем:
Начальное «н» не пишется у местоимений этого разряда после сравнительной степени прилагательного или наречия:
Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями
В косвенных падежах отрицательных и неопределенных местоимений предлоги, оказавшиеся после частиц «не», «ни», «кое», пишутся раздельно:
Местоимения
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие местоимения
Местоимения отличаются от других частей речи тем, что они у них нет своего лексического, реального, вещественного значения, то есть они не называют и не обозначают предметы и их признаки.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает в себя слова, которые указывают на предметы, их признаки и количество, при этом не называют их конкретно.
Постоянные грамматические признаки местоимений:
Непостоянные грамматические признаки местоимений:
Начнем разбираться в теме местоимений с понятия разряда.
Разряды местоимений
Семантический разряд — постоянный морфологический признак местоимения. По значению и грамматическим признакам выделяют 9 разрядов местоимений.
Какие бывают местоимения в русском языке:
Разряд
Описание
Примеры
Синтаксическая функция
Указывают на предмет, лицо, явление.
я, ты, мы, вы, он, она, оно, они
Я подошла к окну.
У меня зазвонил телефон.
Указывают на обращенность действия на себя.
Посмотри на себя в зеркало.
Кошки способны жить сами по себе.
Указывают на принадлежность,
мой, твой, наш, ваш, свой
Твое мнение мне известно.
Его лицо стало грустным.
кто? что? какой? каков?
который? чей? сколько?
Кто стучится в дверь?
У чьего окна сидят голуби?
Сколько яблок на столе?
Используются для связи частей сложноподчиненного предложения.
кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
Не могу понять, что могло их так задержать.
Вот дом, в стенах которого прошло мое детство.
Указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака.
никто, ничто, некого,
Никто не ответил мне.
Некого теперь спросить об этом.
Никакой ошибки тут нет.
Указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, количество.
некто, нечто, некоторый,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел песню.
Чей-то голос послышался во дворе.
Пометь чем-нибудь саженец.
Указывают на обобщенный признак.
любой, всякий, целый,
Другой путь предстоит нам.
Завтра все покажется иным.
Указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов.
таков, тот-то, такой-то,
За тем домом кафе.
Столько радости было в ее глазах!
Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Как изменяются местоимения
В русском языке местоимения склоняются по родам, числам и падежам.
Все местоимения изменяются по падежам, кроме нескольких несклоняемых слов:
Указательное местоимение «таков» и вопросительное (относительное) «каков» изменяются только по родам и числам:
Как склоняются личные местоимения, у которых меняется корень:
Местоимения
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие местоимения
Местоимения отличаются от других частей речи тем, что они у них нет своего лексического, реального, вещественного значения, то есть они не называют и не обозначают предметы и их признаки.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая включает в себя слова, которые указывают на предметы, их признаки и количество, при этом не называют их конкретно.
Постоянные грамматические признаки местоимений:
Непостоянные грамматические признаки местоимений:
Начнем разбираться в теме местоимений с понятия разряда.
Разряды местоимений
Семантический разряд — постоянный морфологический признак местоимения. По значению и грамматическим признакам выделяют 9 разрядов местоимений.
Какие бывают местоимения в русском языке:
Разряд
Описание
Примеры
Синтаксическая функция
Указывают на предмет, лицо, явление.
я, ты, мы, вы, он, она, оно, они
Я подошла к окну.
У меня зазвонил телефон.
Указывают на обращенность действия на себя.
Посмотри на себя в зеркало.
Кошки способны жить сами по себе.
Указывают на принадлежность,
мой, твой, наш, ваш, свой
Твое мнение мне известно.
Его лицо стало грустным.
кто? что? какой? каков?
который? чей? сколько?
Кто стучится в дверь?
У чьего окна сидят голуби?
Сколько яблок на столе?
Используются для связи частей сложноподчиненного предложения.
кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
Не могу понять, что могло их так задержать.
Вот дом, в стенах которого прошло мое детство.
Указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака.
никто, ничто, некого,
Никто не ответил мне.
Некого теперь спросить об этом.
Никакой ошибки тут нет.
Указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, количество.
некто, нечто, некоторый,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел песню.
Чей-то голос послышался во дворе.
Пометь чем-нибудь саженец.
Указывают на обобщенный признак.
любой, всякий, целый,
Другой путь предстоит нам.
Завтра все покажется иным.
Указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов.
таков, тот-то, такой-то,
За тем домом кафе.
Столько радости было в ее глазах!
Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Как изменяются местоимения
В русском языке местоимения склоняются по родам, числам и падежам.
Все местоимения изменяются по падежам, кроме нескольких несклоняемых слов:
Указательное местоимение «таков» и вопросительное (относительное) «каков» изменяются только по родам и числам:
Как склоняются личные местоимения, у которых меняется корень:
Местоимение в русском языке: таблица
Содержание:
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а указывает на него. В предложении может быть любой часть речи.
Понятие «местоимение» говорит о том, что в русском языке эта часть речи обозначает «вместо имени», т.е. вместо именных частей речи (существительного, прилагательного, числительного).
К местоимению можно задать вопросы существительного (кто? что?), прилагательного (какой?), числительного (сколько? который?), наречия (как? зачем, откуда? и т.д.).
Признаки местоимения
Разряды по соотнесению с частями речи
Признаки
Местоимения
Примеры
я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.
Весной зацветали сады. Они постепенно одевались в зелень.
мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.
Какой-то мальчик ворвался в наш сад.
Этот котенок очень сильно болеет.
сколько, столько, несколько
Несколько человек скучали в парке.
Сколько потопаешь, столько полопаешь.
так, там, потому, где, куда и др.
Там, за лесом, давно уже идет дождь.
Куда пошлют работать, туда и поеду.
Разряды местоимений по значению
Разряд
Грамматические признаки (как изменяются)
Местоимения
Примеры
Лицо, число, падеж, род
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
себя
свой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
каждый, другой, любой, иной, весь, сам, самый, всякий
этот, тот, такой, этакий, сей, столько
кто? что? какой? чей? сколько? каков? который? и др.
кто, что, какой, чей, сколько, каков, который и др.
нечто, некто, кое-кто, несколько, кто-либо, какой-нибудь и др.
ничей, нечего, некого, никто, ничто и др.
Склонение местоимений
Склонение местоимений (изменение по падежам) зависит от разряда по значению.
Склонение личных местоимений
В косвенных падежах меняется основа слова.
Если местоимение 3 лица употребляется с предлогами, к основе добавляется Н в начале слова.
Местоимения ихний, ихнего и т.д. не существует.
Склонение возвратного местоимения
У местоимения себя нет именительного падежа.
Склонение притяжательных местоимений
Окончание будет зависеть от рода и числа местоимений.
Р.п. вашего, нашего, твоего
Д.п. вашему, нашему, твоему
В.п. вашего/ваше, нашего/наше, твоего/твое
Т.п. вашим, нашим, твоим
П.п. о вашем, о нашем, о твоем
Склонение определительных местоимений
Р.п. каждого, другого
Д.п. каждому, другому
В.п. каждого/каждый, другого/другой
П.п о каждом, о другом
Склонение указательных местоимений
В.п. того/тот, этого/этот
Склонение вопросительных и относительных местоимений
В.п. кого, какого/какой
Склонение неопределенных местоимений
Им.п. кое-что, кто-нибудь
Р.п. кое-чего, кого-нибудь
Д.п. кое-чему, кому-нибудь
В.п. кое-что, кого-нибудь
Т.п. кое-чем, кем-нибудь
П.п. кое о чем, о ком-нибудь
Склонение отрицательных местоимений
П.п. ни о ком, ни о чем
Синтаксическая роль местоимений
Местоимение в предложении может играть роль любого члена предложения.
Местоимение в роли подлежащего
Местоимение в роли сказуемого
Становится частью составного именного сказуемого.
Местоимение в роли дополнения
К местоимению задаются вопросы косвенных падежей.
Местоимение в роли обстоятельства
Местоимение в роли определения
Определения бывают согласованные и несогласованные.
Правописание местоимений
НЕ и НИ с отрицательными и неопределенными местоимениями пишутся слитно
НЕ и НИ в местоимениях
Приставка НЕ- пишется в неопределенных местоимениях.
Правописание устойчивых словосочетаний с местоимениями
Я считаю, что это не что иное, как ложь.
Не чем иным, как только правдой можно добиться справедливости.
Ничто иное, кроме правды, не может быть интересным образованному человеку.
Морфологический разбор местоимения
Начальная форма местоимений – Им.падеж.
Начальная форма возвратного местоимения – себя
Образцы морфологического разбора местоимений
Он чувствовал сквозь сон, что кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки.
Он – местоимение
Кто-то – местоимение
Его – местоимение
Они рассказывали о своей скучной жизни.
Своей – местоимение
Конспект урока в 5 кл. на тему: «Местоимение. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПРЕДМЕТ: русский язык
ТЕМА: Местоимение. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.
Цель урока : сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
1 . Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Познакомимся с изменением местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по падежам. Познакомимся с правописанием местоимений с предлогами.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами. Развиваем орфографическую зоркость.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей. Воспитываем в себе положительные качества человека
Метод : слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.
Оборудование: мультимедиа, экран, индивидуальные карточки, жетоны двух цветов (красный и синий), распечатки поэтического текста, жетоны для оценивания.
1. Организационный момент урока.
Эмоциональный настрой учащихся.
(Учитель читает наизусть стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.)
Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.
Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не как-то и не как-нибудь.
Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно
Будешь ты
Лю-би-мым,
Ну, а для кого-то
Самым дорогим.
— Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение, которое я прочитала, называется “Улыбайся”. А вы знаете автора стихотворения? (Это Л. Бойков, наш с вами земляк, живет он в городе Барабинске).
Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок.
2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.
— А сейчас внимание на экран. Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
— Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
— Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.
За каждое верно выполненное задание вы будете получать один жетон. Чем больше жетонов, тем выше будет ваша оценка. Желаю успехов!
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
— Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его, перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом.
(Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:
— Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по паджам? (склонением )
— Что особенного вы отметили в склонении данного
— Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
( Самым активным в этом виде работы дать жетоны).
4. Новый материал. Формирование навыков и умений.
— Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений
На экране вы видите таблицу.
— Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:
Иногда в корне происходит чередование например:
тебя – тобой, меня – мне.
Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам : она (ж.р.), оно (ср. р.)
— Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. ( к нему, у нее ).
— Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.
4. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)
а). Просклоняйте местоимение: мы.
б). Просклоняйте местоимение: он.
2. Остальные ребята работают со мной.
Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).
Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.
(Кто лучше смог себя проявить, тот получает жетон).
— А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается ….Начинаем.
1-й учащийся склонял местоимение Мы :
( За это задание ученик получает жетон).
2-й учащийся склонял местоимение Он :
( За это задание ученик получает жетон).
Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово).
— Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?
— Для того чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина:
1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
. Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)
2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)
Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)
— А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь.
( Развитие речи. творческое задание ).
Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:
Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов.
Даётся время для написания работы. Затем 5-7 работ заслушать.
( Учащиеся, чьи работы показалась наиболее лучшими, получают жетоны)
5. Домашнее задание:
— Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется с красной строки)
Задание по вариантам
6. Подведение итогов. Рефлексия.
— Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?
— Как пишутся личные местоимения с предлогами?
— Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество жетонов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы можете поставить себе в дневник. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.
— Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.