Как слышим, так и пишем?
Достаточно ли прочитать всего один диалог, чтобы понять как учить русский язык?
Мы говорим словами, состоящими из соединённых друг с другом фонем. Чтобы понять слово, надо сначала услышать его фонемы. Чтобы слышать фонемы надо к ним хорошо прислушаться и привыкнуть их различать. Не потому ли новорождённые поначалу даже не повторяют звуки за матерью, а только внимательно слушают. Лишь к двум-трём месяцам они начинают мало-помалу гулить. (Гули – так называли на Руси голубей, а гулить – это издавать звуки, похожие на голубиное воркование). Первые фонемы детей не могут разобрать даже их матери, потому что дети только начинают учиться владеть своим голосом и воспроизводить нужный звук методом проб и ошибок.
Начинают разговаривать маленькие дети только в два года [2]. К моменту начала разговора в мозге ребёнка сложилась система различения фонем и выстраивания из них слов, которые он начинает повторять. Эта способность появилась в результате прослушивания материнской речи, или няни, которая находилась рядом с ним (как известно женщины в час произносят примерно 1000 слов) [3]. Зная сколько бодрствует ребёнок [4], можно оценить, что количество прослушанных за это время им слов примерно равно 5 миллионам. Разделив их на величину среднего словарного запаса мамы (10000 слов) [5], получим, что до момента начала разговора ребёнок слышал каждое слово в среднем 500 раз. Значит, именно столько раз необходимо прослушать слово для узнавания звуков в нём, прежде, чем начинать учиться его повторять.
При изучении иностранной речи у взрослых возникает большой соблазн быстро перейти от прослушивания слов к чтению. Иногда иностранных студентов подбадривают, сообщая, что в русском языке «как слышится, так и пишется». Это неправда. В русском языке насчитывают до 43 фонем [6], а букв в русском алфавите всего 33 [7]. Поэтому сначала надо научиться слышать слово, а только потом учиться распознавать как его записывают.
Как слышится, так и пишется? 10 полезных советов для того, чтобы запомнить, как пишутся иностранные слова
Сейчас все говорят о том, как важно говорить на иностранных языках, но мало кто при этом упоминает, насколько важно уметь правильно и красиво писать на изучаемом вами языке. Во-первых, для того, чтобы научиться говорить на языке хорошо, необходимо уметь на нём писать, ведь навыки письма и говорения тесно взаимосвязаны. Мы лучше запоминаем то, что мы пишем от руки, и данные лексические единицы намного быстрее переходят из пассивного словарного запаса в активный. Кроме этого, часто наша работа связана именно с написанием деловых писем, общением с клиентами и сотрудниками международных компаний по электронной почте. В этом случае правильно писать, не допуская орфографических и пунктуационных ошибок, чрезвычайно важно, потому что это влияет на репутацию вашей фирмы. Если речь идёт об учёбе в школе или в университете, здесь ситуация похожа на вышеописанную — необходимо не только соблюдать правила написания различных работ и эссе, но и владеть орфографическими правилами языка. Если вы хотите стать преподавателем и получить, например, диплом CELTA или DELTA, то вас это также коснётся.
Итак, сегодня речь пойдёт о том, как лучше запоминать написание сложных, с точки зрения орфографии, иноязычных слов.
1. Ошибочка вышла
Представим себе следующую ситуацию: преподаватель отдаёт вам ваши письменные работы, и вы замечаете в них одну и ту же орфографическую ошибку — возможно, вы неправильно ставите ударение в испанских словах, которые заканчиваются на «n» или «s», что является распространённой ошибкой; забываете поставить «крышечку», которая, на самом деле. называется циркумфлексом, в португальском или французском языке, или же вместо «pronunciation» постоянно пишете «pronounciation». Вы обязательно должны отмечать для себя и записывать повторяющиеся ошибки, обратить на них особое внимание. Часто бывает так, что мы допускаем ошибке не только в определённом слове, но и в определённом типе слов. Эту ситуацию необходимо проанализировать. Вероятно, необходимо завести блокнот или электронный документ, в котором вы сможете фиксировать данные ошибки и работать над их исправлением. Можно даже отмечать, сколько раз они повторялись, были ли в конце концов исправлены, не возобновились ли со временем.
2. Ещё много-много раз!
3. На помощь спешит контекст
Этот метод кажется нам гораздо более эффективным. Можно написать примеры употребления слова, вызывающего трудности, в разнообразных контекстах. При этом вы можете позаимствовать примеры из сети, но гораздо эффективнее придумать именно свои примеры.Если примеры будут абсурдными или будут составлены с чувством юмора, они запомнятся легче. Можно также нарисовать к ним иллюстрации, составить комиксы или мемы.
4. Художник, садись и рисуй!
Как мы уже говорили ранее, использование иллюстраций активизирует ассоциативную память, и мы лучше запоминаем трудную лексику. Помимо этого, можно, например, попробовать нарисовать само слово, разобрав его на буквы и представив их различными персонажами. Например, у меня всегда вызывало трудности французское слово «malheureusement» («к сожалению»), что приводило меня в отчаяние, потому что оно мне требовалось для деловой корреспонденции и для сдачи экзамена DELF B2. Я забывала писать вторую «u» в этом длинном слове. Я представила себе и затем нарисовала эту букву, держащуюся за руку с соседними. Это помогло!
5. Форма и содержание
Иногда бывает так, что к слову, которое вызывает у нас трудности, можно подобрать много других однокоренных слов, которые часто у нас трудностей не вызывают. Возможно, мы просто не осознаём, что они связаны между собой. Если мы попробуем установить эту связь, проблема решится. Вернёмся к моему предыдущему примеру, а именно — французскому слову «malheureusement». Я сразу же нашла к нему главное однокоренное слово — «heureux» («счастливый»), чем упростила свою жизнь. Часто помогает и знание других языков. Например, английское слово «pronunciation» по-испански пишется «pronunciación», по-португальски — «pronúncia» и т.д. Значит, буквы «o» после первой «n» не будет! Что касается английского языка, то тут, безусловно, помогает тактика поиска похожих по произношению слов — например, «bought» и «taught». Тем не менее, этот метод обманчив и не всегда эффективен, и лучше фиксировать как слова, которые пишутся одинаково и произносятся одинаково, так и слова, которые, имея одинаковую форму, произносятся по-разному.
6. Сила воображения
Старайтесь часто вспоминать форму слов, которые вызывают у вас трудности, и представлять, как они пишутся. Если перед вами есть компьютер или листок бумаги и свободная минутка, вы можете сначала представить слово, а потом быстро записать и проверить, были ли вы правы. Лучше устраивать такие проверки в неожиданные для вас самих моменты, без подготовки.
7. Мы читали, мы писали…
Чтение напрямую связано с письмом. Когда мы читаем, мы подсознательно запоминаем форму прочитанных слов. Читая, вы можете отмечать для себя слова, в которых бы вы на письме сделали ошибки, и выписывать их. Необходимо также обращать внимание на правила пунктуации в изучаемом вами языке, читая различные тексты, и выписывать те случаи, в которых пунктуация отличается от принятой в русском языке. Например, во французском языке обстоятельство (особенно обстоятельство времени), стоящее в начале предложения, обособляется, чего в русском языке не происходит: «En ce moment, je n’ai pas envie de faire mes devoirs» («В данный момент мне не хочется делать домашнее задание»).
8. Не было печали!
В некоторых языках правила постановки ударений достаточно трудны — например, в португальском, французском и испанском. В данном случае требуется дополнительное изучение данных правил и длительная тренировка (то, что называется дриллом) их постановки в разных словах. В сети можно найти подробные правила постановки ударений в разных языках, а также многочисленные примеры. Тем не менее, лучше привести ряд своих собственных примеров, чтобы лучше запомнить правила. На самом деле, правила постановки ударений довольно логичны, поэтому, при осмыслении и анализе, не вызывают затруднений.
9. В любой непонятной ситуации — пишем!
Чем больше вы пишете, тем лучше вы запоминаете правила написания разных слов. Вы можете найти себе друга по переписке и писать мейлы, можете участвовать в дискуссиях в социальных сетях и активно писать комментарии, можете пользоваться мессенджерами. Всё это обязательно пойдёт вам на пользу!
10. Через тернии к звёздам!
Если у вас нет понимания того, зачем вы так упорно штудируете орфографию и пунктуацию, то, к сожалению, дело может закончиться крахом. Вы должны понимать, для чего это нужно конкретно вам. Например, если вы хотите учиться в университете, вам нужен экзамен для подтверждения квалификации, вы хотите вести деловую переписку на изучаемом языке или работать переводчиком, то вам, без всякого сомнения, необходимо уметь грамотно писать. Кроме того, изучение иностранного языка без освоения навыков письма, не может считаться полноценным.
Тест на грамотность по русскому языку: «как слышится, так и пишется»
В XX веке русский язык вошёл в число мировых языков. Мы, носители этого языка, зачастую не замечаем его трудностей, ставящих порой в тупик иностранцев, только овладевающих азами «великого и могучего». Но как хорошо мы сами владеем своим языком, можем ли писать без ошибок и грамотно выражать свои мысли? Проверь свой уровень знаний, ответив всего на 10 несложных вопросов.
Какой вариант написания слова правильный?
Какой из вариантов верный?
В этом случае аналогично: одевают кого-то, надевают что-то. Шпаргалка: одеть Надежду, надеть одежду.
Выбери верный вариант написания слова
Какой из вариантов написания верный?
Проверка простая: День (чего?) рождения
Какой из вариантов правильный?
Выбери правильное окончание слова
Мы подписали договора
Мы подписали договоры
Как правильно пишется название кофе?
Выбери правильное написание слова
Что мы ставим в документах?
Какой из вариантов написания слова верный?
Пословицы и поговорки – это форма народного творчества. Пословицы не только выражают собственные эмоции и украшают речь, но и дают оценку: могут похвалить, а могут и осудить. Этот замысловатый вывод, который несет в себе пословица, является некой поучительной оценкой. Русский язык неимоверно богат ими. Поэтому нам, носителям великого и могучего, надо их обязательно знать.
В этом тесте мы предложим вам определить правильное написание слов, которые многие пишут неверно (как подтвердили грамматические расследования), потому что опираются на произношение. Узнать верный вариант нам поможет этимология, ведь за каждым словом скрывается целая история, углубляясь в которую начинаешь понимать, насколько интересен и богат русский язык.
Правописание «н» и «нн» одна из сложных тем для любого школьника. И пой сей день некоторые слова вызывают у нас много вопросов. Хорошо ли Вы выполняли контрольные работы по данной теме? Как много ошибок у Вас было? Давайте проверим, как изменился Ваш уровень со школьной скамьи.
Ударения в великом и могучем – одна из сложнейших тем. Мало, кто из нас проверяет постоянно произношение каждого слова в словарях. Почему каждого? А потому что зачастую даже наши обыденные слова имеют такое ударение, о котором мы с Вами не догадывались. Поэтому давайте пройдем тест, чтобы проверить Ваш уровень грамотности.
Фразеологизмы нас постоянно преследуют в обыденной жизни. Благодаря им, речь становится более колоритной, эмоциональной и остроумной. В данном тесте собраны 10 вопросов по фразеологизмам и крылатым выражениям, которые мы не так часто слышим в нашей жизни. Проверьте свои знания.
Ты спокойно можешь произносить эти слова неправильно. Никто тебе даже слова не скажет и не упрекнет в этом, но лишь потому, что люди сами ошибаются в ударениях. Мы не из таких и сейчас постараемся тебе помочь!
Правописание слов данного теста знает лишь грамотный и начитанный человек. Даже люди с филологическим образованием способны допустить ошибку. А ты сможешь выбрать верный вариант написания слова? Проверь свой уровень грамотности и знание русского языка. Поехали!
Всем, кто окончил школу до 2009 года, повезло сдавать экзамены в традиционной форме. Остальным же пришлось готовиться к новой и непонятной системе. Если ты в числе первых, то мы даем тебе дать шанс оказаться в шкуре выпускника и попробовать сдать ЕГЭ 2020.
В цивилизованном обществе очень важно быть грамотным и образованным человеком, так как это высоко ценится в социуме. А наш тест может определить Ваш уровень грамотности. Насколько правильно Вы пишете слова? Как часто Вы делаете ошибки? Давайте пройдем тест и проверим это.
У образованного человека письменная и устная речь должна быть грамотной. Для этого нужно знать орфоэпию и фонетику. Предлагаем проверить тебя на знание одной из этих наук. Поехали!
Как много Вы знаете о собственной коже? Часто ли Вы читаете медицинскую литературу? В этом тесте собраны важные научные факты о коже человека. Кожа покрывает буквально все наше тело. Она выполняют функцию защиты, обеспечивает терморегуляцию и многое другое. Давайте узнаем побольше информации о нашей с Вами коже.
Словарные слова мы учили еще со 2 класса. Но мало кто из нас заглядывает в словари снова и снова, чтобы в иной раз посмотреть правописание слова. Поэтому мы довольно часто ошибаемся, ведь проверить их самим никак нельзя, только по словарю. Пройдите наш тест, где собраны 10 словарных слов, чтобы закрепить словарные слова.
Грамотно говорить следует уметь каждому! Вам ведь тоже режет слух, когда люди ставят ударение куда попало? Попробуй правильно расставить ударения в этих словах!
Этимология – это наука о происхождении слов и выражений. Для того, чтобы грамотно писать и правильно ставить ударения, нужно знать о происхождении слов и выражений. Этимология напрямую влияет на грамотность, образованность и языковую эрудицию. Поэтому мы собрали для Вас самые обычные слова, но с необычным и удивительным происхождением.
Ещё не встречался человек, который разучился бы писать или читать. Но никто не будет спорить с тем, что некоторые знания всё-таки забываются спустя года. Сейчас мы попробуем подловить тебя на них. Поехали!
Фразеологизмы являются неотделимой частью жизни каждого русскоязычного человека. С помощью них можно наиболее ярко и колоритно выразить свои эмоции. Они также очень обогащают речь и делают ее наиболее красноречивой. В этом тесте мы собрали 10 сложных фразеологизмов, значение которых знают далеко немногие. Проверьте, насколько глубоко Вы знакомы с колоритностью русского языка.
Искусство красноречия ценится еще с давних времен. На протяжении многих веков люди, умеющие увлекательно, красиво и грамотно говорить, вызывали у современников уважение и интерес. Красноречие всегда заставляет собеседника прислушиваться к Вам и даже зачастую принимать Вашу точку зрения. Давайте проверим, насколько Вы – красноречивый человек.
Белорусам на заметку
Учимся на чужих ошибках
Давненько читал пост про «шаурмяшный» бизнес. У парня было то ли кафе, то ли он просто занимался общепитом, работая на «дядю», не могу вспомнить, а искать лень. Так вот! Он открыл шаурмяшню в ларьке, нанял «чебурека» на зарплату и его доход/прибыль ни чем отличалась от предыдущей деятельности, а геморрой по организационным вопросам сводился к нулю.
Это правда. Мой корефан содержал маленькую кафешку на 20 посадочных мест и зарабатывал 100-120 тысяч рублей. Потом продал свой «рестик», взял в аренду небольшой ларёк и открыл шавермяшную. Доход меньше, а прибыль составляет те же 100-120 тысяч рублей. Думает открывать вторую точку.
После драки кулаками.
Сейчас же хочу поделиться с вами несколькими советами, дабы Вам не повторять моих ошибок и кое чем, что я сделал правильно.
Первое: если вдруг у вас случился похожий случай САМОЕ главное это свидетели. Поверьте, их много не бывает. Хоть пьяный, хоть без определенного места жительства, хоть материализовавшийся Будда. Казалась бы прописная истина, но подвох в том, что в 90% случаев Вам самим придется хватать людей за рукав и просить. Даже мои полицейские были очень удивленны, что нашлись люди, которые сами подошли и дали согласие на дачу показаний в моей ситуации. Не надо стесняться, ведь то, что еще 2 минуты назад казалось Вам правым делом, на выходе может стоить вам крайне дорого.
Четвертое: обязательно совершите не совсем стандартное, или заведомо контрастирующие действие, после исчезновения Вашего оппонента. Достаньте красный платок и протрите лоб, посидите на корточках «прибывая в шоковом состоянии» и т.д. Ваши свидетели вряд ли будут указывать такое при описании произошедшего, следствие никто об этом не прочтет, но вот в суде вы сможете наводящими вопросами убрать лжесвидетелей.
Почему не пишется так, как слышится?
Задумалась: а почему вообще в русском языке часто пишется одно, а произносится другое? Конечно, в этом плане в тех же английском и французском все еще печальнее, но дело не в этом. Как вообще так получилось, что, например, пишется «крокодил», а говорится фактически «крАкАдил»? Почему письменная речь не подогнана под устную или наоборот?
Извините, если вопрос глупый.
5 ответов 5
Прежде всего, хотелось бы поблагодарить автора за вопрос, который дает возможность поделиться с вами мыслями о нашей орфографии, которая совершенно удивительна и уникальна.
Действительно, почему мы пишем не так, как говорим, и читаем не так, как написано? Дело в том, что для этого есть важные причины, и связаны они не с погрешностью устной речи, а напротив, с ее орфоэпическими законами.
Попробуем рассмотреть наш вопрос на примере слова ПОВОЗКА. Оно состоит из 4-х морфем: ПО + ВОЗ + К + А. Это буквенная запись каждой морфемы, полностью соответствующая звуковому (фонемному) составу. (Фонемы – это как бы смысловые кирпичики, из которых складываются морфемы).
Итак, п (Λ) в о (с) к (ъ) – из семи смысловых звуков-фонем у нас осталось четыре фонемы, опорные для передачи смысла слова, но, оказывается, их вполне достаточно для понимания значения сказанного. В то же время отражать фонетическое чередование НА ПИСЬМЕ нет оснований, так как оно связано с законами УСТНОЙ РЕЧИ.
Таким образом, на письме мы обозначаем буквами СМЫСЛОВЫЕ звуки-фонемы, а в устной речи ЧАСТЬ ИХ заменяем звуками с неполной различительной способностью, чтобы обеспечить УДОБСТВО ПРОИЗНОШЕНИЯ. Уникальность же русской орфографии состоит в том, что, зная законы фонетического чередования, мы можем по устной речи ВОССТАНОВИТЬ фонемный (смысловой) состав слов и обозначить его буквами. Часть текста мы записываем по слуху, в то время как слабые позиции звуков, где происходит чередование, требуют проверки.
И по поводу «крокодила», в котором две гласные О являются непроверяемыми. В этом случае естественно считать, что фонемный состав слова совпадает с буквенным, при этом непроверяемые гласные контролируются по орфографическому словарю, а выбор написания делается в соответствии с традиционно-историческим принципом. Если мы обратимся к этимологии, то увидим, что это др.-рус. заимствование из греческого языка, сложение kroke (галька) + drilos (дождевой червь).