Подача документов в налоговую в электронном виде
Когда возможна, а когда обязательна отправка документов в налоговую в электронном виде
Документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками огромен. Это не только сдача регулярной налоговой отчетности, но и разного рода ответы на запросы, уведомления, представление документов, требований и др. Постепенно уходят в прошлое те времена, когда налогоплательщику нужно было с каждой бумажкой бежать к инспектору или привозить ему на грузовике коробки с подтверждающими документами.
Хотя и запрета на бумажный документооборот законодательство не содержит. Большинство бумаг контролеры и сейчас примут в бумажном виде. Обязательная отправка документов в налоговую в электронном виде предусмотрена только в определенных случаях. К примеру, подача деклараций по НДС и связанных с этим налогом документов (книг покупок и продаж, журнала учета счетов-фактур), а также отправка налоговикам пояснений по НДС-отчетности возможна только в электронной форме (за редким исключением).
Узнайте об этом подробнее на нашем сайте:
Каков порядок представления документов, истребуемых налоговым органом? Ответ на этот вопрос узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Другие виды налоговой отчетности налоговики принимают и в электронной форме, и в бумажной. Все зависит от того, какая численность работников у налогоплательщика, который отправляет отчет (п. 3 ст. 80 НК РФ). При этом простые граждане могут общаться с контролерами и подавать им какие-либо документы самыми разнообразными способами:
Важно помнить об основном правиле: если вы сдали декларацию электронным способом, то и в дальнейшем взаимодействие с контролерами по этому налоговому отчету должно происходить электронно. Это правило следует из приказа ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. На этом документе остановимся подробнее.
Как представить в ИФНС истребованные электронные документы, составленные не по установленным форматам, подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в Путеводитель по налогам.
Приказ ФНС № ММВ-7-2/149@: как взаимодействовать с инспекторами электронно (что и как отправить им в ответ на их электронные запросы)
В приказе вы не найдете описания того, как отправить документы в налоговую в электронном виде. Но он устанавливает порядок электронного взаимодействия контролеров и налогоплательщиков. С помощью рисунков представим основные положения приказа.
Участники информационного обмена
На рисунке ниже представлены все участники информационного обмена при направлении документов по ТКС:
Порядок электронного документооборота
Электронные документы из ИФНС передаются налогоплательщику через оператора ЭДО с соблюдением следующего порядка:
Все процедуры уложены в строгие календарные рамки:
Нарушение срока грозит блокировкой расчетного счета (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Требования к оформлению и хранению электронных документов
Недостаточно просто обмениваться электронными документами с налоговыми органами. Документы нужно не только правильно оформлять, передавать или принимать, но и обязательно подписывать их КЭП и хранить. А также с установленной законом периодичностью проверять их поступление:
Какие документы могут участвовать в электронном налоговом документообороте
В приказе перечислено 48 видов налоговых документов, которые могут направляться налогоплательщикам в электронном виде по ТКС. Перечислим основные:
Минфин и ФНС по отдельным электронным документам выпускает специальные разъяснения. Например, их совместным приказом от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@ утвержден порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога (сбора, страховых взносов) в электронной форме по ТКС.
Что важно помнить о сроках при передаче электронных документов
Обычно передача документов в налоговую в электронном виде производится налогоплательщиками по окончании каждого отчетного или налогового периода. По ТКС значительная их часть передает в инспекцию налоговую и бухгалтерскую отчетность.
Но есть и иные причины, по которым нужно подать документы в налоговую в электронном виде: налоговики могут запросить документы в ходе проверки (камеральной, выездной, встречной) или предложить пояснить данные декларации или внести в них исправления. Что же нужно учесть при подаче документов в электронном виде в инспекцию?
В первую очередь помнить о сроках:
Отсчет сроков нужно производить от даты получения требования из инспекции. Нарушение сроков чревато: за каждый непредставленный документ предусмотрен штраф 200 руб. (ст. 126 НК РФ).
Есть и другие сроки, о которых необходимо помнить. Например, для подачи по ТКС возражений на акт налоговой проверки у налогоплательщика есть 1 месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Если вы не отправили квитанцию о приеме электронного требования ИФНС о представлении документов, воспользуйтесь советами экспертов КонсультантПлюс и узнайте, можно ли избежать ответственности. Получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.
Как подать электронные документы
Другой важный вопрос, который должен решаться при подаче электронных документов в налоговую, — это способ их представления. Документы в электронной форме могут направляться в инспекцию по ТКС через оператора ЭДО или через личные кабинеты налогоплательщиков (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Можно ли представить в электронной форме бумажные первичные документы? Да, это позволяет п. 2 ст. 93 НК РФ — в виде электронных образов, созданных путем сканирования с сохранением их реквизитов по установленным форматам. Этой же статьей кодекса предусматривается, что если истребуемые электронные документы передаются по ТКС, то их нужно заверить усиленной КЭП проверяемого лица или его представителя.
Приказом от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@ ФНС утвердила формат описи документов, которая сопровождает электронный документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками (он вступил в силу с 15.01.2018, п. 1.1 приказа ФНС от 27.12.2017 № MMB-7-6/1096@).
Не связанные с предпринимательской деятельностью физлица тоже могут подать документы в электронной форме. К примеру, гражданин может приложить к электронной декларации 3-НДФЛ скан-образы подтверждающих документов при заявлении имущественного или социального вычета. Подписанные электронной подписью сканы вместе с декларацией уйдут в инспекцию в электронном виде.
В любом случае налоговики оставляют за собой право ознакомиться с подлинниками документов.
Какие есть бесплатные электронные сервисы взаимодействия с налоговиками
Среди сервисов по отправке электронных документов в налоговую можно назвать:
Налоговики предоставляют налогоплательщикам множество других бесплатных сервисов. Они не позволяют взаимодействовать с налоговиками по вопросам обмена электронными документами, но помогают решать иные важные практические задачи (к примеру, «Проверь себя и контрагента», «Онлайн-запись на прием в инспекцию», «Узнать о жалобе» и другие).
Итоги
Электронная подача документов в налоговую производится налогоплательщиками регулярно в виде налоговой и бухгалтерской отчетности. При отправке электронных документов в инспекцию необходимо заверять их электронной подписью и соблюдать законодательно установленные сроки (при представлении документов по запросам контролеров). Специальный бесплатный налоговый сервис позволяет дистанционно подавать документы для регистрации компаний и ИП.
Как написать письмо в ИФНС от физического лица или ИП через Личный кабинет
Обратиться в налоговый орган через Личный кабинет налогоплательщика может возникнуть в любой момент. Например, появляется необходимость уточнить информацию по налогам физического лица или ИП, задать какой-то вопрос по конкретной ситуации или запросить уведомление о применяемой системе налогообложения ИП (как правило, это необходимо для ИП, применяющих УСН).
Для обращений не нужно бежать в налоговый орган, достаточно зайти в Личный кабинет физлица или ИП и оттуда отправить обращение.
Пишем обращение через Личный кабинет физлица
Заходим в Личный кабинет по ИНН и паролю, если вдруг его еще не получали, то войти можно через подтвержденную запись на Госуслугах.
Выбираем вкладку Жизненные ситуации
Далее заходим на вкладку Прочие ситуации и выбираем Нет подходящей жизненной ситуации
Выбираем налоговый орган, в который обращаемся и пишем заявление в свободной форме.
Пишем обращением через Личный кабинет ИП
Из Личного кабинет физлица можно перейти в Личный кабинет ИП, нажав на три черточки в правом верхнем углу и выбрав портфельчик
В Личном кабинете ИП также ищем вкладку Все жизненные ситуации, а затем вкладку Обратная связь.
Затем на вкладке Обратиться в налоговый орган составляем наше обращение.
Если предпринимателю нужно получить уведомление о применяемой системе налогообложения УСН, то сделать это можно, как указано выше, через Личный кабинет ИП.
В ответ на свой запрос предприниматель в течение 30 дней должен получить ответ из налоговой инспекции. Ответ нужен будет по форме 26.2-7. Такая форма информационного письма утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@. В сообщении будет указана информация о применяемой системе налогообложения УСН доходы или УСН доходы минус расходы, а также дата, с которой налогоплательщик применяет выбранную систему налогообложения.
Направить ответ могут в письменном виде, предоставив сканированную копию письма по форме 26.2-7, либо сообщение с предложением явиться в ИФНС для получения оригинала письма по форме 26.2-7.
Сообщение по форме 26.2-7 может понадобиться для получения субсидии, например, или для предоставления контрагенту в качестве подтверждения того, что ИП не является налогоплательщиком НДС.
Напоминаем, что письмо можно отправить без квалифицированной электронной подписи (КЭП), а вот если Вам необходимо запросить справку о состоянии расчетов, оформить заявление на получение патента, сменить объект налогообложения и в других ситуациях, то обязательно нужно создать электронную подпись. Заказать квалифицированную электронную подпись можно у нашего партнера.
Бухгалтерское обслуживание силами нашей компании обходится дешевле содержания бухгалтера в штате, защищает от штрафов и пени, а также высвобождает ресурсы, которые могут быть направлены на основную деятельность.
Оставьте заявку на сайте, или узнайте стоимость по тел.: (495) 661-35-70!
Как написать и подать жалобу в налоговую через интернет?
Правовое регулирование
Возможность написать жалобу на налоговую инспекцию онлайн появилась у налогоплательщиков после принятия закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ, которым были внесены изменения в п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК), регулирующий форму документа об обжаловании. В соответствии с указанной нормой (вступила в силу 02.06.2016), помимо обычного письменного документа предусмотрено две новые формы налоговой жалобы:
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 139.2 НК федеральной налоговой службе необходимо установить порядок направления документов об оспаривании их действий и решений в электронной форме, а также установить форматы таких документов. Однако до настоящего времени отсутствует какой-либо правовой документ, регламентирующий данные вопросы.
Поэтому сегодня желающие подать жалобу в налоговую через интернет в режиме обратной связи личного кабинета налогоплательщика, должны руководствоваться правилами пользования и работы сайта nalog.ru. На сегодняшний день это оптимальный способ, поскольку система полностью автоматизирована, так что выполнить действия, противоречащие требованиям налоговой службы, вряд ли удастся. Направление же жалобы в налоговую инспекцию через интернет иными способами, хотя с помощью современных средств коммуникации (включая возможности электронной почты), представляется затруднительным в связи с отсутствием конкретной регламентации.
На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, возникший у вас в ходе взаимодействия с налоговыми органами. Например, в этой ветке можно уточнить, как пояснить убыток для налоговых органов и обязательно ли это делать.
Формирование онлайн-жалобы
Для создания электронного документа, с помощью которого можно обжаловать действия либо ненормативные акты налоговиков, необходимо в разделе личного кабинета «Обратная связь» выбрать пункт по направлению соответствующей жалобы, после чего в браузере откроется страница, на которой необходимо заполнить всю требуемую информацию, в том числе:
Приложение (прикрепление) жалобы в виде самостоятельного документа не требуется и не предусмотрено. Исходя из ст. 137 НК, подать жалобу в налоговую онлайн может любое лицо, чьи права были нарушены и которое имеет регистрацию на сайте налоговой службы.
Как обжаловать решение или действия налогового органа, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Как подать жалобу на налоговую инспекцию онлайн: основные правила
Правила подачи электронной жалобы в управление ФНС на уровне правовых актов не устанавливаются, потому они следуют лишь из порядка, установленного электронным ресурсом nalog.ru. Существуют некоторые особенности направления обжалования в такой форме для физических и юридических лиц, но основные правила заполнения формы являются общими. Среди важных правил пользования сервисом направления жалобы в налоговую инспекцию онлайн можно выделить следующие:
Итоги
Таким образом, подать жалобу на налоговую инспекцию в режиме онлайн можно при помощи специального сервиса обратной связи в личном кабинете налогоплательщика. При этом в связи с отсутствием регламентации на уровне правовых актов формирование такой жалобы осуществляется по правилам сайта налоговой службы.
Также про обжалование читайте:
Как написать заявление в свободной форме в налоговую через личный кабинет
Заявление в налоговую – это официальное обращение ФЛ или ЮЛ к госоргану. Основание для его составления – потребность в реализации своих прав. Заявление не оформляется, если есть факт нарушения прав заявителя. В этом случае составляется жалоба, которая отличается от заявления и по форме, и по функциям.
Основная информация
Заявление – это документ, позволяющий лицу воспользоваться конституционными правами и свободами. Его рассмотрение регулируется ФЗ №59 «О порядке рассмотрения граждан» от 2 мая 2006 года.
Налоговая – это госорган, а потому обращение в структуру отличается повышенным формализмом. Для заявления требуется бланк. Сведения вносятся в него на основании инструкции.
Требования
Заявление должно соответствовать этим нормам:
Заявление состоит из частей: «шапка», название документа, «тело», подпись и дата.
Особенности составления разных видов заявлений
В налоговую могут направляться разные виды заявлений. На виды они разделяются в зависимости от цели направления и содержания.
О получении ИНН
Любой плательщик налогов ставится на учет в ФНС. Постановка на учет выполняется в течение 5 дней после направления заявления. Последнее составляется по форме №2-2-Учет, установленной приказом ФНС №ЯК-7-6/488@ от 11 августа 2011 года.
О вычете
Вычет представляет собой сумму, сокращающую расчетную базу при определении налога. Различают эти виды вычетов:
Возврат налога выполняется на основании заявления. Форма его установлена приказом ФНС №ММВ-7-8/182@ от 14 февраля 2017 года.
О выдаче справки о том, что у плательщика нет долгов
Плательщик может запросить информацию о наличии/отсутствии задолженности по налогам. Для этого нужно запросить справку. Она может понадобиться, к примеру, при получении ипотеки.
Форма заявления не утверждена. То есть, документ может составляться в свободной форме. Однако рекомендуется придерживаться именно стандартной структуры: «шапка», название, текст с сформулированным запросом, подпись и дата.
На возврат или зачет налога, который был излишне уплачен
Заявление нужно подавать в течение 3 лет с момента переплаты. Средства должны быть возвращены на протяжении месяца с момента получения бумаги налоговой. Заявление можно подать в электронном формате. Для этого нужно зайти в личный кабинет ФНС.
Об отсрочке уплаты
Иногда ФЛ или ЮЛ не могут уплатить налог своевременно. В этом случае они могут запросить рассрочку. Суммы, на которые оформляется рассрочка, не могут быть больше стоимости собственности должника, на которую уплачивается налог. Для получения льготы требуется составить заявление по форме, указанной в приложении №1, утвержденном приказом ФНС №ММВ-7-8/469@ от 28 сентября 2010 года.
ВНИМАНИЕ! Если оформляется рассрочка, происходит начисление процентов.
О выдаче льготы
Ряд плательщиков может уменьшить сумму налогов на землю, транспорт и имущество, или же вовсе отменить платеж. В частности, льгота полагается военнослужащим, инвалидам первых и вторых групп, пенсионерам и лицам, заслужившим статус героя РФ. Для получения льгот также понадобится подать заявление.
Предусмотрено несколько способов подачи налоговой отчетности для физических лиц — лично или через представителя в бумажном виде, почтой или в электронном виде.
Последний способ отправки формы 3-НДФЛ предусматривает подготовку налоговой декларации с помощью личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС — ниже дана пошаговая инструкция, как заполнить и подать отчет электронно, также приведен пример оформления при продаже машины физическим лицом.
Как подать форму 3-НДФЛ через личный кабинет налогоплательщика в 2021 году?
В последнее время популярность набирает именно электронный способ подачи декларации через личный кабинет на сайте ФНС. Это удобно, быстро, просто и не требует обязательного посещения отделения ФНС.
Подавая 3-НДФЛ электронно, налогоплательщик минимизирует возможные ошибки при заполнения налоговой декларации — процесс заполнения очень простой, а также избавляет себя от необходимости поиска актуальной формы отчетности.
У налогоплательщика, желающего подать отчетность через личный кабинет на сайте ФНС, есть возможность пойти двумя путями:
Сроки подачи в 2020 году зависят от причины отправки отчетности физическим лицом:
Как заполнить налоговую декларацию в электронном виде — пошаговая инструкция
В личный кабинет можно войти несколькими способами:
В данном примере воспользуемся способом входа в личный кабинет через госуслуги.
Нужно нажать на свои ФИО вверху страницы, чтобы перейти в Профиль для изменения настроек.
В открывшемся профиле нужно найти вкладку «Получить ЭП» путем нажатия на стрелку вправо.
Далее выбрать первый пункт «Ключи ЭП хранится в защищенной системе ФНС», это самый простой способ, который и рекомендован ФНС. После выбора данного пункта нужно опуститься чуть ниже и указать пароль, который и будет электронной подписью. Пароль нужно запомнить.
Создание сертификата займет некоторое время, о чем придет сообщение в личный кабинет налогоплательщика. Факт создания электронной подписи можно посмотреть в разделе «Получить ЭП». Чтобы увидеть реквизиты электронной подписи, нужно нажать на ссылку «Просмотреть сертификат» и ввести придуманный пароль. Если пароль будет забыт, можно нажать на ссылку «отозвать сертификат» и сформировать его заново, задав новый пароль.
Для этого нужно выбрать на главной странице личного кабинета раздел «Жизненные ситуации» и выбрать пункт «Подать 3-НДФЛ».
Можно подготовить декларацию непосредственно в личном кабинете, можно загрузить уже готовый заполненный бланк в программе «Декларация 2020», сохраненный в формате xml.
Для заполнения 3-НДФЛ в личном кабинете, нужно нажать «Заполнить онлайн».
Если выбрано онлайн заполнение в личном кабинете, то нажимаем «Заполнить онлайн» и выполняем шесть шагов в зависимости от причины заполнения 3-НДФЛ.
Ниже рассмотрим, как заполнить декларацию в личном кабинете онлайн при продаже автомобиля в 2020 году.
Пример заполнения при продаже автомобиля в 2020 году
Если в 2020 году продан автомобиль, и он был в собственности менее 3 лет, то продавец должен заполнить и подать декларацию 3-НДФЛ независимо от того, нужно платить налог с полученного дохода или нет.
Налог платить не нужно, если доходы от продажи машины равны или меньше налогового имущественного вычета (расходы по приобретению данного авто или фиксированная сумма 250 000).
3-НДФЛ нужно сдать в ФНС по месту жительства до 30 апреля 2021, нарушение этого срока приведет к необходимости платить штраф 1000 руб. При этом отчетность все равно подать придется.
Если налог платить нужно, то сделать это можно в срок до 15 июля 2021.
Если автомобиль был в собственности 3 и более лет, то сдавать декларацию не нужно, платить НДФЛ также не требуется.
Исходные данные для примера:
Рассмотрим пример заполнения 3-НДФЛ, если автомобиль был куплен в октябре 2018 за 350 000, а продан в ноябре 2020 года за 360 000.
В этом случае заполнить налоговую декларацию нужно, так как автомобиль был в собственности менее трех лет.
Для подачи 3-НДФЛ находим в «Жизненных ситуациях» раздел «Подать 3-НДФЛ» и выбираем «Заполнить онлайн».
Далее пошагово выполняем следующие действия:
Если автомобиль продан в 2020 году, а декларация подается в 2021, то указывается год «2020».
Если 3-НДФЛ заполняется впервые в отношении данной машины, то отмечается пункт «ДА». Если налоговая вернула ранее поданную декларацию и налогоплательщик ее изменяет и уточняет, то выбирается «НЕТ» и указывается порядковый номер корректировки.
В последнем пункте налоговые резиденты выбирают «ДА».
После заполнения указанных данных нужно нажать кнопку «Далее».
В этом разделе нужно показать доход от продажи автомобиля, для этого нажать на кнопку по центру «Добавить источник дохода».
В качестве источника дохода выступает покупатель автомобиля. После добавления дохода нужно заполнить данные о том лице, которому продана машина. Обычно это физическое лицо, но может быть и организация или ИП. В зависимости от выбранного типа покупателя заполняются соответствующие реквизиты.
В нашем примере авто продан гражданину Лосеву Дмитрию Александровичу за 360 000 руб., поэтому выбирается «физическое лицо», вписывается его ФИО, согласно договору купли-продажи.
Ставку нужно оставить 13%, которая стоит по умолчанию.
Вид дохода — в строке набираем «транспортное средство» или код дохода «1521» и выбираем «Доходы от продажи ТС».
Сумма дохода — указывается цена, по которой продан автомобиль. В нашем примере это 360000.
Предоставить налоговый вычет — выбираем либо вычет в размере расходов на покупку авто (код 903), либо в размере 250 000 (код 906). Второй вариант проще выбрать, если стоимость машины 250 000 или менее рублей, в этом случае сумма вычета подставляется автоматически. Если цена продажи выше, а также сохранился договор о покупке данного транспортного средства, то выбирается код 903 и вносится сумма данных расходов, документально подтвержденных.
В нашем примере выбираем код 903 и вписываем сумму вычета — 350000.
В подразделе «сумма дохода и налога» автоматически проводится расчет налогооблагаемой суммы (цена продажи минус вычет) и НДФЛ, который нужно заплатить. Если доходы равны или ниже вычета, то налог равен нулю.
В нашем примере автомобиль был куплен за 350 000, а продан за 360 000, значит налогооблагаемый доход = 10 000, а сумма налога к уплате 1 300.
После заполнения данного раздела нажимаем кнопку «Далее».
После нажатия на кнопку «далее» в разделе доходов, в разделах «Выбор вычетов», «Вычеты» и «Распорядиться переплатой» нужно нажать «Далее». Данные разделы заполняются в том случае, если налогоплательщик хочет вернуть НДФЛ в связи с правом на различные льготы (например, для получения стандартного вычета, имущественного при покупке квартиры или по ипотеке, социального за лечение и обучение).
Если нужно показать в 3-НДФЛ только продажу автомобиля, то все указанные вкладки можно пропустить.
Во вкладке «Просмотр» необходимо проверить, что правильно указан налог к уплате или его отсутствие. Далее можно посмотреть заполненный бланк декларации 3-НДФЛ, нажав на ссылку «pdf». Открытый файл лучше сохранить на свой компьютер, возможно, в будущем она пригодится.
Доход подтверждает договор купли-продажи, где налогоплательщик выступает в роли продавца.
Расходы нужно подтверждать, если выбран вычет 903 — необходимо приложить договор купли-продажи, где налогоплательщик выступает в роли покупателя.
Далее в разделе «Сообщения» в личном кабинете налогоплательщика можно отслеживать процесс взаимодействия налоговиков с декларацией 3-НДФЛ. В течение нескольких дней произойдет регистрация поданной формы, после чего придет сообщение на почту о том, что отчет принят.
Для уплаты налога (если есть такая обязанность) можно зайти на главную страницу личного кабинете, где можно увидеть ссылку на оплату.
На начальном этапе после отправки декларации 3-НДФЛ в личном кабинете налогоплательщика будет статуст «Принято».
Что такое налоговый вычет и особенности его предоставления
Налоговым кодексом предусмотрено получение нескольких видов налогового возврата. В частности:
Статья 78 Налогового кодекса России фиксирует порядок рассмотрения заявлений, а также сроки, на протяжении которых деньги должны быть перечислены человеку. Согласно общему правилу, на принятие решения у ФНС есть только один календарный месяц.
В целом, процедура предоставления помощи происходит в несколько шагов. Первый – подача декларации и других необходимых документов. После получения первого пакета документации у служащих ФНС есть только три месяца для рассмотрения заявления и принятия решения о возможности оформления выплат.
Узнать, сколько можно вернуть налога с покупки квартиры в 2021 году, вы можете, воспользовавшись нашим онлайн калькулятором.
Порядок действий при нарушении сроков возврата налогового вычета
Если человек уверен, что может претендовать на получение налогового возврата, а также в случае, когда был собран полный пакет документов, но налоговая служба своевременно не предоставила официальный ответ, следует выполнить ряд действий, направленных на получение вычета. А именно:
Срок подачи жалобы зависит от того, в какую инстанцию обращается заявитель с целью защиты своих нарушенных интересов.
В частности, законом предусмотрены следующие сроки:
Оформление письменного обращения в Федеральную налоговую службу
Федеральный Закон № 59 от 2 мая 2006 года предусматривает список требований к письменным обращениям. Так, жалоба в ФНС оформляется в произвольной форме, но с обязательным указанием следующих разделов информации:
Дополнительно жалоба подкрепляется подтверждающими документами.
Дополнительно законом предусмотрены обстоятельства, при которых гражданину могут отказать в принятии заявления. А именно:
Способы направления жалобы
Чтобы документ был рассмотрен своевременно, достаточно использовать один из следующих способов направления обращения:
Если гражданин готовит обращение и хочет передать его лично, то необходимо взять два оригинала обращения. На одном экземпляре работник ФНС ставит отметку о получении заявления на рассмотрение. Вместе с отметкой ставится дата принятия обращения, а также фамилия работника, принявшего обращение.
Работа с официальным сайтом налоговой службы предусматривает исполнение следующих шагов:
Далее заполняется электронная форма заявления, которая подгружается на сайт. А человек получает подтверждение принятия жалобы. С этого момента будет считаться срок, который отводится для подготовки ответа на официальное обращение человека.
Довольно часто налоговая инспекция задерживает выплаты по налоговым вычетам.
Срок для возврата налоговых вычетов, как социальных, так и имущественных, четко аргументирован в Налоговом Кодексе РФ, статьи я привела в самом образце жалобы ниже.
Вот именно таких «тягомотников» мы и будет немножечко подгонять, ведь это в наших интересах получить свои деньги быстро
На сайте налоговой инспекции nalog.ru есть сервис под названием «Обратиться в ФНС».
Этот сервис удобен тем, что не нужно толпиться в очередях налоговой инспекции и ругаться с кем-либо, а можно спокойненько, сидя дома за компьютером заполнить форму и ждать звонка налогового инспектора.
Фамилия: вписываете Вашу фамилию
Контактный телефон: Ваш мобильный номер
В какие органы государственной власти Вы обращались по данному вопросу и когда: в ИФНС № 1000 по МО
Содержание обращение: копируете сочиненное письмо, см. образец ниже
Вложить файл: если необходимо что-то приложить, это может быть заверенная декларация, опись вложения со штампом почтового оператора и т.д.
Все, ждете звонка налогового инспектора. Желаем Вам удачи в получении своих денег.
Руководителю УФНС России по Московской области
на бездействие налогового органа
Московская область 24 мая 2013 г.
07 декабря 2012 года в Налоговую Инспекцию ФНС России № 1000 по Московской области мною были отправлены по почте с уведомлением: налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2011 г. и документы, подтверждающие право на получение имущественного налогового вычета на покупку квартиры.
На момент написания жалобы, причитающаяся к возврату из бюджета сумма на указанный счет в банке не поступила.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Все сроки установленные Налоговым кодексом РФ на проведение камеральной проверки и на перечисление денежных средств истекли.
Таким образом, излишне уплаченная сумма НДФЛ должна быть возвращена налоговым органом не позднее 07.04.2013 г.
В связи с этим прошу обязать Налоговую Инспекцию ФНС России № 1000 по Московской области:
— уплатить пени за каждый календарный день нарушения срока возврата налога (в соответствии с п. 10 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
В противном случае буду вынуждена обратиться в судебные органы для защиты своих интересов.
Какие формы нарушений могут быть обжалованы
Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:
Подать документ можно в любые сроки. Это касается как времени после проведения инспекции, так и до ее формального начала. Также можно его подать вообще в отсутствие инспекций по своей инициативе. Например, когда задерживаются денежные средства, положенные к выплате по закону.
Что должно быть в документе
Жалоба может быть составлена и в свободной форме, но при этом должны быть учтены все требования и нюансы, перечисленные в Федеральном законе №59-ФЗ от 2 мая 2006 года. Их довольно много. Если документ составляется самостоятельно, то есть вероятность пропустить одно или несколько обязательных нюансов.
Таким образом, для того чтобы никакие данные не были упущены и жалоба была принята, лучше воспользоваться уже готовым бланком заявления. Так поступает львиная доля обратившихся по этому вопросу.
На чье имя составлять
Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России. Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.
Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.
В какой форме подается
Если бумага распечатана, заполнена в бумажном виде и передана лично в руки получателю, то принимающая сторона обязана дать вам письменное подтверждение того, что этот документ к ним поступил, с печатью и подписью Федеральной налоговой службы.
Также существует электронная форма подачи этого документа. Для этого нужно пройти регистрацию на сайте ФНС, внеся свои данные, и заполнить соответствующие поля в выпадающей форме. Тогда чиновник обязан оперативно рассмотреть жалобу и предоставить ответ по поводу происшедшего инцидента.
Составные части жалобы
В правом верхнем углу указывается два основных момента:
После контактов, в середине листа, располагается название самого документа «Жалоба на». Текст, следующий за этим, должен кратко и четко объяснять положение дел.
Рекомендации по заполнению описательной части
Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:
Самое главное требование – избегать субъективности и голословности.
В бланке предусмотрены две части документа. Одна описывает сложившуюся ситуацию, вторая – предлагает способ выхода из нее. Причем информация поставляется в виде просьбы. Она может формулироваться как:
Завершают бумагу перечень приложений (их копии должны сопровождать жалобу), подпись с расшифровкой и дата подачи.
Время рассмотрения
В противном случае сотрудник налоговой службы вправе уведомить о продлении срока. Но такая отсрочка не должна превышать одного месяца и дается один раз.
Если ФНС действует по-другому, то это – основание для обращения в судебные инстанции.
Возможные ошибки
При описании ситуации в свободной форме нужно максимально исключить эмоциональный фактор. Излагать в жалобе на налоговую инспекцию нужно только факты, документально подтвержденные и юридически обоснованные. Только в этом случае есть возможность добиться правомерного урегулирования ситуации.
Необоснованное начисление налоговых выплат, неправомерное назначение финансовых санкций и задержки с возвратом ошибочно установленных налогов — наиболее часто фиксируемые нарушения со стороны налоговой инспекции. С противоречащими правовым нормам действиями сталкивают и частные лица, и предприниматели.
В этой статье мы рассмотрим, кому и как подавать жалобу на налоговую инспекцию, какие подводные камни и сроки имеет процедура.
Кто обязан принять жалобу на налоговую структуру?
Согласно пункту 1 статьи 139 НК РФ, жалоба на ИФНС оформляется на имя вышестоящего налогового органа, но направляется в инспекцию, которая совершила неправомерное действие (бездействие) или вынесла необоснованное решение. После подачи заявления отвечающая сторона перенаправляет документ в вышестоящую инстанцию.
Иными словами, при фиксировании нарушений, допущенных региональными отделениями, заявление подается первоначально в местный орган, а затем жалоба поступает в Управлении ФНС по городу (в Федеральную налоговую службу).
Важно! Стоит обращаться в прокуратуру или суд, если апелляция в вышестоящий орган ИФНС не дала желаемого результата. При подаче заявления налогоплательщик должен быть уверен в своей правоте и иметь на руках неопровержимые доказательства правонарушения. Рассмотрение дела в судебном порядке будет длиться не менее 90 суток по законодательным нормам. В сложных ситуациях решение будут принимать не менее 6 месяцев.
Существуют ли особые требования к составлению жалобы?
Да, существуют. В документ должны быть внесены следующие данные:
Обращение должно обязательно содержать контактную информацию лица, подающего апелляцию. К нему прилагаются доказательства правонарушения и копии врученных документов. Например, если налогоплательщик обвиняет налоговиков в бездействии, он должен описать их в письме (отведена описательная часть документа) и приложить доказательства.
Важно! Жалобу может оформлять и подавать уполномоченное лицо (юрист). В этом случае к ней прилагается акт, удостоверяющий права представителя.
Заявление в Федеральную налоговую службу (ФНС) является видом официального обращения граждан. В отличие от жалобы, в заявлении не говорится о нарушениях, а содержится запрос на реализацию прав.
Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других.
Статья 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Документация фискальных органов отличается формализмом, поэтому большинство заявлений в ФНС подаются на специальных бланках и заполняются по инструкции.
Общие требования к заявлениям в налоговую
Рассмотрим особенности написания наиболее популярных заявлений.
Какие прикладываются бумаги?
Перечень обязательных документов, прилагаемых к запросу:
На нашем сайте вы найдете другую важную информацию по данной теме, а именно: как составить письмо-запрос на проверку больничного листа, о предоставлении документов, информации (в банк), а также узнаете как написать этот документ на английском языке.
Изложенная информация детально раскрыла содержание запросов о задолженности по налогам, о предоставлении информации, о добросовестности контрагента и о состоянии расчетов. Следуя описанным инструкциям, не возникнет сложностей составить запрос и сэкономить собственное время.
Заявление о получении ИНН
Любой гражданин, будущий или действующий налогоплательщик, должен состоять на учёте в Федеральной налоговой службе. Постановка на учёт осуществляется в течение пяти дней после подачи заявления.
На сайте ФНС существует удобный сервис, позволяющий встать на учёт в налоговом органе не выходя из дома.
Но если вам по каким-то причинам удобнее работать с бумажными документами, для получения ИНН (в том числе повторного) необходимо заполнить форму № 2-2-Учёт, утверждённую приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected]
Возможные негативные последствия.
После рассмотрения жалобы и сбора доказательной базы вины компании-работодателя она привлекается к ответственности и несет дополнительные расходы. Вместе с тем, внутри организации принимаются меры по устранению выявленных нарушений. А последующие выплаты сотрудникам будут производиться в полном объеме с соблюдением налогового законодательства.
В свою очередь, итоговый результат будет отрицателен для фирмы в целом и может вылиться в ряд недостатков для самого сотрудника. Среди таких негативных моментов могут быть:
Прежде чем подавать жалобу стоит хорошо взвесить все плюсы и минусы последующего развития событий. Возможно, не всегда жалоба в налоговую инспекцию будет оптимальным решением и выходом из ситуации.
Заявление о налоговом вычете
Налоговый вычет — это сумма, уменьшающая расчётную базу при исчислении налога на доходы физических лиц. Существуют стандартные, социальные, имущественные, профессиональные и инвестиционные вычеты.
О налоговых вычетах и процедуре возврата 13% на Лайфхакере есть отдельная статья. Также пошаговые инструкции по оформлению всех видов вычетов есть на сайте ФНС.
К стандартным налоговым вычетам относится так называемый вычет на ребёнка. Если вы официально трудоустроены и являетесь родителем или опекуном несовершеннолетнего, то можете уменьшить свою налоговую нагрузку. Заявление на «детский» налоговый вычет подаётся работодателю. Но если последний по каким-то причинам не уменьшил сумму налогообложения или доход получен не по трудовой линии, можно сделать это через ФНС.
К социальным вычетам относятся такие виды затрат, как плата за обучение (своё или детей) или лечение, а также благотворительность. Имущественный налоговый вычет предоставляется при покупке недвижимости или земли.
С 31 марта 2021 года возврат излишне уплаченного НДФЛ, а также возврат переплат по имущественным налогам осуществляется по заявлению, утверждённому приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] (приложение № 8).
Заявление о возврате или зачёте суммы излишне уплаченного налога
К переплате налогов могут привести различные обстоятельства. Чаще всего — банальные ошибки в документах. Но бывают и такие ситуации, когда, к примеру, дедушка из года в год платит транспортный налог в полном объёме и не знает, что ему как пенсионеру положена льгота.
Если вы столкнулись с путаницей и переплатили, напишите заявление на возврат или зачёт суммы излишне взысканного налога. При зачёте деньги перекинут на другой вид налога или на другой объект налогообложения.
Эти заявления могут быть поданы в течение трёх лет со дня переплаты налога. Деньги возвращаются в течение месяца после получения налоговым органом заявки.
Для оплаты налогов и их возврата необязательно посещать налоговую. Эти операции можно легко и быстро произвести через личный кабинет на сайте ФНС.
Особенности подачи заявления.
Жалоба в налоговую инспекцию может быть подана физическими и юридическими лицами в зависимости от обстоятельств и вида обращения. Стоит отметить, что для привлечения работодателя к ответственности одной только жалобы от сотрудника недостаточно. Она служит основанием для проведения расследования налоговыми органами, в ходе которого будет произведен допрос заявителя и, как правило, других работников организации.
Вместе с тем, проводится сбор доказательной базы. В ряде случаев назначается внеплановая проверка компании на предмет уклонения от уплаты налогов и выявления иных нарушений законодательства. В результате проведенных мероприятий устанавливается факт виновности или невиновности организации. При выявленных нарушениях на организацию накладывается административное наказание в виде штрафов.
Более того, компания-работодатель попадает в пристальное внимание налоговых органов и в последующем будет подвергаться частым проверкам. Подобная практика существует для пресечения рецидивов финансовых правонарушений.
Заявление об отсрочке или рассрочке уплаты налогов
Каждую осень налогоплательщики получают письма с напоминанием о том, что пора оплатить земельный, имущественный и транспортный налоги. Однако, если человек стал жертвой стихии или по иным причинам оказался в бедственном материальном положении, ФНС может отсрочить или рассрочить уплату налогов.
Отсрочка или рассрочка предоставляется на сумму, не превышающую стоимости имущества должника. Кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание (например, единственное жильё).
Чтобы воспользоваться отсрочкой или рассрочкой нужно написать заявление по форме, рекомендованной в приложении № 1 к порядку изменения срока уплаты налогов (приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/[email protected]).
В нём указывается форма изменения срока уплаты и продолжительность, название налога, сумма, основания для предоставления отсрочки или рассрочки.
За пользование отсрочкой начисляются проценты.
По факсу или по почте
Налоговая инспекция принимает заявления в письменной форме по факсу или по почте. В документе необходимо четко изложить суть проблемы и по возможности упомянуть законы, которые были нарушены другим физическим или юридическим лицом. Составить жалобу можно по образцу, приложив документы, подтверждающие приведенные факты (это необязательное условие для подачи заявления, но это ускорит процесс рассмотрения).
Заявление о предоставлении льготы
Согласно налоговому законодательству, некоторые налогоплательщики имеют право на снижение или полную отмену земельного, транспортного и имущественного налога. К льготникам относятся военнослужащие, инвалиды I и II группы, пенсионеры, герои России. В отношении местных налогов регионы могут вводить дополнительные льготные категории, предоставляя налоговые послабления, например, многодетным семьям.
Узнайте в своей налоговой инспекции, подпадаете ли вы под «фискальную амнистию». Если да, подайте заявление о предоставлении льготы по имущественным налогам.
Попросить о налоговом послаблении можно тоже через «Личный кабинет»: «Объекты налогообложения» → «Заявление о предоставлении льготы по имущественным налогам».
Также на сайте ФНС вы можете записаться на приём, на котором инспектор должен предоставить бланк любого нужного вам документа и проконсультировать по его заполнению.
Готовим почву
Подавать жалобы, заявления на оспаривание действий налоговых инспекций или их должностных лиц через интернет становится все более популярным. Такой способ удобен и оперативен, не требует дополнительных затрат и уплаты госпошлины. Как подать жалобу на налоговую инспекцию через Госуслуги? Прежде всего нужно понимать какими правовыми нормативами регулируется данная процедура. Возможность отправки жалоб онлайн возникла в 2016 г., после внесения изменений в Налоговый кодекс. С этого момента помимо подачи в государственный фискальный орган обычного бумажного документа стали применяться письма в электронной форме или специальные онлайн-шаблоны.
Чем чаще всего недовольны граждане
Жалоба на налоговую службу в досудебном обжаловании через Госуслуги в основном подаётся при таких нарушениях порядка оказания услуг:
Как написать жалобу на налоговую при помощи сайта Госуслуги
ВАЖНО! Написать письмо через Госуслуги имеет право любой гражданин. Для этого необходим ключ электронной подписи, полученный у сертифицированной организации, который действителен на момент подписания и отправки электронного документа.
Пошаговая инструкция того, как подать жалобу в ИФНС через сайт Госуслуги:
Альтернативный способ отправки:
Как анонимно подать заявление на организацию, нарушившую закон
Анонимная подача претензии в налоговую инспекцию возможна в случае, когда работодатель занимается сокрытием доходов. В этом случае заявитель должен изложить следующую информацию:
Образец подобного заявления можно найти на сайте налогового ведомства.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Анонимные письма через сайт «Государственные услуги» подаваться не могут по причине внедрённой на нем системы идентификации.
Кто принимает жалобы
Существует способ того, как написать письмо в налоговую инспекцию через Госуслуги посредством других сайтов. Помимо портала «Госуслуги» писать можно на адрес электронного правительства и отдельный под сайт do.gosuslugi.ru. При этом принимать жалобы и обрабатывать их будут госорганы и внебюджетные фонды ФСС, которые оказывали через портал какие-либо услуги гражданам. В единую систему обработки попадают также обращения, поданные через сайты ведомств и многофункциональные центры предоставления муниципальных услуг.
Порядок рассмотрения обращений
Сроки рассмотрения
Как узнать о результатах
Ответ на жалобу приходит на электронный ящик или на почтовый адрес заявителя, в зависимости от того какой вид отправки результата был указан при заполнении обращения. Если результат не устроит заявителя он имеет право обжаловать его в суде. И в ситуации если решение суда будет в его пользу, то налоговую инспекцию обяжет исполнять предписания суда судебный пристав.
Когда в рассмотрении жалобы могут отказать
Налогоплательщики зачастую совершают ошибки при уплате общеобязательных платежей после чего требуют мгновенного возврата излишне уплаченных сумм. В этом случае прежде чем подать заявление в налоговую через Госуслуги нужно учитывать, что у ИФНС предусмотрено 30 дней на возврат таких платежей. До истечения этого срока жалобы являются безосновательными. Также в рассмотрении жалобы может быть отказано в таких ситуациях:
Подача жалобы на государственные органы через единый интернет-портал государственных услуг является самым оптимальным методом на сегодняшний день. Система полностью автоматизирована, за сроками рассмотрения обращения и принятия мер по устранению нарушений или бездействия должностных лиц осуществляется жёсткий контроль. Такое обращение гарантировано будет рассмотрено, а заявитель получит возможность отслеживать ход рассмотрения в режиме обратной связи.