Презентация по литературному чтению на тему «О.Полонский. Муравьиное царство. Сравнение текстов.(3класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок по литературному чтению: Тема: О.Полонский «Муравьиное царство».Особенности научно – популярного текста. Сравнение художественного и познавательного текстов.
Речевая разминка. Муравьи. Муравьишки- муравьята, Торопливые ребята. Рано утром на дорожке, По зелёненькой тропинке- Муравьиные сапожки, Муравьиные ботинки. Муравьишки-муравейки, Посидите на скамейке! Но бегут быстрей девчонок, Торопливее мальчишек Муравьиха, Муравьёнок, Муравьишка… (П.Вегин)
Подобрать к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой колонке. Держать ухо востро * Держать язык за зубами Сидеть сложа руки * Воды в рот набрать От рук отбился * Ворон считать Во всю ивановскую * В руки взять (кричать) На чужой шее сидеть * Не покладая рук Лясы точить *Своим горбом жить
Составьте слова ауМьврнеои аБбчоак уарейМв старЦов
Муравьиное Бабочка Муравей Царство *Тема: «Муравьиное царство»
РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МУРАВЬИШКИ»
Виталий Валентинович Бианки
Писатель и учёный. Природа и стала главным героем произведений В.Бианки, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Герои В.Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.
Сравнительная таблица художественного и научно – познавательного рассказов.
* Что вы сегодня нового узнали на уроке? * Что вам захотелось сделать после этого урока? * За что бы вы похвалили сегодня себя? Рефлексия
Презентация «Полонский Муравьиное царство»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ литературное чтение Муравьиное царство.pdf
Познакомьтесь с биографией автора произведения
Об авторе, к сожалению, известно совсем мало.
Родился 20 августа 1938 года в ауле Джиликуль Таджикской ССР. В 1960 году окончил Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, получил специальность инженерастроителя путей сообщения.
В 1960–1996 годах работал мастером, прорабом, начальником, главным инженеров Мостоотрядов. Под руководством О.Я.
Полонского ввелось сооружение мостов на различных автодорогах. В 1999 году О.Я. Полонскому присвоено звание «Почётный транспортный строитель РФ».
Умер в 1999 году в городе Кургане.
Что автор имел в виду под названием «Муравьиное царство»?
Посмотрите видео-репортаж о муравьиных царствах. Узнайте, кто такой мирмикипер.
ЗАДАНИЕ
Включите аудиокнигу и прочитайте произведение вместе с диктором
Сравните «Приключения Муравьишки» и
«Муравьиное царство» по критериям:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация «Мы идем в библиотеку»
КИМ по литратурному чтение 1 полугодие 3 класс
Конспект урока по литературному чтению «Теплый хлеб»
Презентация по литературному чтению Тютчев биография
Урок 4. М. М. Пришвин «Еж»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
Тест по литературному чтению 1 класс
Презентация к празднику «Прощание с Азбукой»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5414356 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 18 октября 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к рассказу О. Полонского «Муравьиное царство» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 116.
1. Что вы узнали о муравьях из текста Полонского? Расскажите.
Я узнала, что муравьёв на Земле очень много, около 6000 видов. Они живут на всех континентах.
Живут муравьи около года, приносят пользу, уничтожая вредителей и рыхля почву.
2. Найдите в тексте опорные слова и выражения. С их помощью попробуйте составить краткий рассказ о муравьях.
Опорные слова по абзацам:
Самые распространённые, 6000 видов, Антарктида, Исландия, Гренландия.
На земле, под землёй, гнёзда, камер и лабиринтов, для строительства, веточки, палочки, иголки, до 1 метра.
Бродячие, кочуют, Южной Америке, уничтожают всё.
Жизнь недолгая, уничтожают вредителей, рыхлят, беречь.
Краткий рассказ о муравьях для 3 класса.
Муравьи считаются самыми распространёнными и многочисленными обитателями планеты. Учёные насчитывают свыше 6000 их видов, они встречаются везде, кроме Антарктиды, Гренландии и Исландии.
Муравьи живут на земле и под землёй. Они строят огромные гнёзда, состоящие из тысяч камер и лабиринтов. Для строительства используют листья, иголки, веточки, палочки. Иногда муравьи строят гнёзда над землей. Такие муравьиные кучи могут быть до метра высотой.
Не все муравьи живут в гнёздах. Некоторые постоянно кочуют. Их называют бродячими. В Южной Америке бродячие муравьи наводят ужас, уничтожая всё вокруг.
Жизнь муравьёв недолгая, около года. Они полезные, уничтожают вредителей, неплохо рыхлят почву. Поэтому муравьёв нужно беречь.
3. Сравните тексты произведений Бианки и Полонского. Какой из них можно отнести к научно познавательному тексту и поместить в энциклопедию? Почему?
Эти произведения рассказывают о муравьях.
Но в тексте Полонского это сделано в общем плане. Переданы факты, рассказано об особенностях жизни муравьёв. В нём нет героев.
Конспект по литературному чтению по теме О.Полонский «Муравьиное царство» Особенности научно –популярного текста
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема: О.Полонский «Муравьиное царство» Особенности научно –популярного текста
Цель: Стимулировать желание читать произведения о насекомых.
Актуализировать умения: работать с текстом по алгоритму; составлять подробный план текста.
Научить: определять тип, жанр текста и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов;
пересказывать текст от лица главного героя; оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице;
выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности.
ЛичностныеУУД: проявлять желание читать произведения о насекомых.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные УУД: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД: определять тип текста и обосновывать своё мнение; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов.
Планируемые результаты: описывать героя произведения; составлять подробный план текста; оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице.
Когда он родился, то был ростом не больше вашего пальца, поэтому его и назвали (Мальчик-с-пальчик Шарль Перро).
Закройте глаза. Представьте, что мы стали маленькие, маленькие, как Мальчик-с пальчик. Сегодня мы отправимся в путешествие в муравьиное царство. Но, чтобы туда попасть, нам надо выполнить задание.
Учитель приветствует, настраивает детей на урок
Проверка готовности рабочего места.
Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя.
Подбери к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке, значение в правой. (работа в парах)
1.Держать ухо востро Перестать подчиняться кому-либо, слушаться кого-либо.
2.Сидеть сложа руки болтать, балагурить, пустословить
3.От рук отбиться быть крайне осмотрительным с кем-либо, не доверять кому-либо.
4.Во всю ивановскую быть на содержании, иждивении
5.На чужой шее сидеть издавать какие-то громкие звуки
6.Лясы точить ничего не делая, бездельничая.
Проверка домашнего задания.
Мы познакомились с произведением В.Бианки «Приключения муравьишки». Мы маленькие помощники муравьишки. Дома надо было нарисовать, используя строки из рассказа:
Учитель организует работу в парах
Проверка домашнего задания
Показывают рисунки, зачитывают описание
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи)
Попробуйте определить тему и цели урока.
Мотивирует учащихся на учебную деятельность
Определяют цели урока
Первичное усвоение новых знаний.
Хочешь пойти со мной в гости в один большой и красивый дом, где живет огромная дружная семья. Ты, наверное, не раз видел этот дом, когда летом гулял по лесу.
Под ветками деревьев стоит высокий холмик из веточек и сосновых иголок, а из него во все стороны деловито выбегают маленькие юркие обитатели, а другие возвращаются, неся на себе тяжелую добычу… Угадал, что это за дом? Ну, конечно же, это МУРАВЕЙНИК!
О.Полонский написал текст, который называется «Муравьиное царство»
Первичное чтение учителем.
1.Что вы узнали о муравьях из текста?
Читает текст, выслушивает сообщения детей.
Ребенок показывает рисунок – муравья.
Сообщение о муравьях, пересказывают дети.
Первичная проверка понимания
Сравните тексты произведений В.Бианки и О. Полонского. Какой из них можно отнести к научно-познавательному тексту и поместить в энциклопедию? Почему?
Читают по цепочке, отвечают на вопросы
Заполним таблицу (работа в парах) Приложение
Организует работу по тексту, с таблицей
Работают с таблицей, текстом
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Объясняет домашнее задание
Записывают в дневник
-Что вы узнали сегодня на уроке?
За что бы вы похвалили бы себя?
Что вам захотелось сделать после этого урока?
Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
Подбери к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке, значение в правой. (работа в парах)
1.Держать ухо востро Перестать подчиняться кому-либо
2.Сидеть сложа руки болтать, балагурить, пустословить
3.От рук отбиться быть крайне осмотрительным с кем-либо
4.Во всю ивановскую быть на содержании, иждивении
5.На чужой шее сидеть издавать какие-то громкие звуки
6.Лясы точить ничего не делая, бездельничая.
1.Продолжи фразу: Муравьи – это_______________________________________________
2.Муравьи расселились по всему земному шару, за исключением__________________________________________________________________
3.Сколько живет муравей?_______________________________________________________
Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
Заполним таблицу (работа в парах)
В.Бианки «Приключения Муравьишки»
О.Полонский «Муравьиное царство»
1.Сколько видов муравьев насчитывается в мире?_______________________________
2.Из чего состоят гнезда муравьев?_____________________________________________
3.Какая польза от муравьев?___________________________________________________
Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: О.Полонский «Муравьиное царство» Особенности научно –популярного текста
Цель: познакомить с творчеством О. Полонского;учить сравнивать художественный и научно –популярный текст, находить общее и различие, находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позваляющие увидеть созданный автором образ, работать с текстом, составлять собственные высказывании, работать в группе.
1.Организационный момент
Когда он родился, то был ростом не больше вашего пальца, поэтому его и назвали (Мальчик-с-пальчик Шарль Перро).
Закройте глаза. Представьте, что мы стали маленькие, маленькие, как Мальчик-с пальчик. Сегодня мы отправимся в путешествие в муравьиное царство. Но, чтобы туда попасть, нам надо выполнить задание.
2.Речевая разминка
Подбери к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке, значение в правой. (работа в парах)
1.Держать ухо востро Перестать подчиняться кому-либо, слушаться кого-либо.
2.Сидеть сложа руки болтать, балагурить, пустословить
3.От рук отбиться быть крайне осмотрительным с кем-либо, не доверять кому-либо.
4.Во всю ивановскую быть на содержании, иждивении
5.На чужой шее сидеть издавать какие-то громкие звуки
6.Лясы точить ничего не делая, бездельничая.
3.Проверка домашнего задания.
Мы познакомились с произведением В.Бианки «Приключения муравьишки». Мы маленькие помощники муравьишки. Дома надо было нарисовать, используя строки из рассказа:
2.Паук –Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается. коленки у Сенокосца торчат выше спины.
3.Жужелица. Ноги у неё ровные, как у коня. Бежит шестиногий конь, бежит не трясёт, будто по воздуху летит.
5.Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья
6.Майский Хрущ разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. К крылья у Жука точно два перевёрнутые корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних.
4.Сообщение темы и постановка целей урока
Ребенок читает загадку про муравья.
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи)
Попробуйте определить тему и цели урока.
Ребенок показывает рисунок – муравья.
Сообщение о муравьях, пересказывают дети.
Хочешь пойти со мной в гости в один большой и красивый дом, где живет огромная дружная семья. Ты, наверное, не раз видел этот дом, когда летом гулял по лесу.
Под ветками деревьев стоит высокий холмик из веточек и сосновых иголок, а из него во все стороны деловито выбегают маленькие юркие обитатели, а другие возвращаются, неся на себе тяжелую добычу… Угадал, что это за дом? Ну, конечно же, это МУРАВЕЙНИК!
О.Полонский написал текст, который называется «Муравьиное царство»
Технологическая карта к уроку по литературному чтению.»О.Полонский. Муравьиное царство.Сравнение текстов» (3 класс)
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. учителя: Михеева Елена Васильевна
Предмет: литературное чтение
Тема урока: : О.Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно – популярного текста. Сравнение художественного и познавательного текстов.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
образовательная: познакомить с творчеством О.Полонского; учить сравнивать художественный и научно- популярный текст;
развивающие: развивать умения находить общее и различия; находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ; работать с текстом (определять тему, основную мысль, структуру произведения); составлять собственное высказывание;
воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Познавательные: определять тип текста и обосновывать своё мнение; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов.
Регулятивные: выполять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные: проявлять желание читать произведения о насекомых; проявлять бережное отношение ко всему живому.
Характеристика этапов урока
настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.
Приветствует обучающих, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
2. Речевая разминка
Активизировать мыслительную деятельность учащихся; настроить на положительный эмоциональный фон.
а) (СД 1) Стихотворение «Муравьи» дети читают по заданию: шёпотом, вполголоса, выделяя голосом только сущ- ые, только глаголы
(.Раскодирование ключевого слова)
б) ( СД 2) Подобрать к каждому устойчивому сочетанию правой колонки противоположное по значению левой колонки.
-Читаем шёпотом (по 1 строчке),
-Читаем вполголоса(жужжащее чтение),
-Мальчики читают, выделяя голосом только существительные,
— Девочки читают, выделяя голосом только глаголы.
б) Предлагает выполнить задание в группе.
а)Работают по заданию учителя
б) В группе таблица с фразеологическими оборотами. Дети выполняют задание. Сопоставляют с эталоном. (СД 3)
3. Сообщение темы и постановка целей урока.
На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.
Составить слова, сверить с эталоном.
Постановка проблемного вопроса.
* старЦов (Царство) ( СД 4)
Ставит проблемный вопрос:
— Попробуйте по этим словам определить тему урока.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Выдвигает проблему. Подводит к теме урока.
Выполняют задание, составляют слова, сравнивают с эталоном. (СД 5)
Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему урока:
«Муравьиное царство» (СД 6,7)
4. Проверка домашнего
Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.
Составление рассказа на тему «Встреча Муравьишки с Бабочкой» ( в рабочей тетради)
Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.
В группе слушают рассказы, выбирают лучший. Класс слушает лучший рассказ от группы.
5. Работа по теме урока.
Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.
Работа с учебником с 115-116, с иллюстрацией.
— Прочитайте название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о чём будет это произведение?
— Сегодня познакомимся ещё с одним произведением о муравьях.
Ответы детей на вопросы учителя.
Текст читают хорошо читающие дети.
(Поиск и выделение нужной информации и занесение её в кроссворд.)
Научить выполнять комплекс двигательных упражнений и дыхательной гимнастики
Изучение и выполнение упр-ий:
1 упр-е «Ленивые восьмёрки»
2 упр-е «Шапка для размышлений»
Обучает комплексу на личном примере.
7. Продолжение работы по теме урока.
Проверить уровень приобретённых знаний.
Учить оформлять результаты исследования в таблице.
Адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
а) Беседа по тексту
б) Составление сравнительной таблицы.
— Понравился ли вам текст?
— Что из него узнали о муравьях?
— Основная мысль текста?
— Найдите в тексте опорные слова и выражения.
— С их помощью составьте краткий рассказ о муравьях.
— Можно ли произведение «Муравьиное царство» назвать сказкой? Обоснуйте своё мнение.
— Проведите исследование произведений В.Бианки «Приключения Муравьишки» и О. Полонского «Муравьиное царство» и результаты оформите в таблице. (СД 19)
Научно- познавательный рассказ
Создаёт ситуацию успеха. Организует самостоятельную работу в парах, в группе.
Дети отвечают на вопросы.
Ищут опорные слова и выражения.(в паре)
Составляют краткий рассказ (в паре).
Презентация таблицы группами.
8. Рефлексия учебной деятельности
Проверка способности самооценки, как личностный результат
— За что бы вы похвалили себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
Оценивают свою работу на уроке
9. Домашнее задание
Стимулировать желание читать произведения о насекомых.
— Найти интересную информацию в научно- познавательной литературе о других насекомых.
Самостоятельная работа с научно- познавательной литературой.
Краткий самоанализ урока.