Краевед Алексей Ерофеев рассказал, какой конфликт привел к появлению басни Крылова «Слон и моська»
Поводом для написания знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова «Слон и моська» послужил реальный конфликт, произошедший между жителями Петербурга и слонами в XVIII веке. Об этом на «Квартирнике» в пресс-центре «Росбалта» заявил краевед Сергей Ерофеев.
«Известно, что еще в XVIII столетии в Петербург поступали подарки из-за границы. В частности, и Петру I, и Анне Иоанновне дарили слонов. Первый слоновник располагался недалеко от современного Цирка Чинизелли, ближе к Михайловскому замку. Это было в первой половине XVIII века. К 1740-м годам стало ясно, что город растет, и слоновник перенесли к Лиговскому каналу, который проходил до нынешней улицы Некрасова. Он был расположен там, где сейчас проходит Суворовский проспект. Слонам тогда давали водку. Зачем не знаю, но несколько ведер им выделяли», — отметил краевед.
Также он добавил, что вода в Лиговке для них была слишком известковой, поэтому на водопой их водили на Фонтанку.
«Народ конечно был в шоке, когда видел посреди улицы идущих слонов. Некоторые вели себя неадекватно и кидали в них палки, камни, обзывались, ругали погонщиков. Те, в свою очередь, писали различные жалобы, в которых описывали то, насколько агрессивно и неадекватно себя ведут люди. И вот с этими документами и познакомился И. А. Крылов. Так родилась басня «Слон и Моська», — рассказал Ерофеев.
Также он напомнил слушателям о том, как Крылов начал писать басни. Так, по словам Ерофеева, поскольку Иван Андреевич работал в Императорской публичной библиотеке, ему были доступны различные материалы: и старые книги, и произведения баснописцев древних времен, которые он читал и переводил. Перерабатывая их, Крылов и создавал совершенно новые, самостоятельные басни.
Глобальные вызовы, с которыми столкнулась в последние десятилетия человеческая цивилизация, заставляют общество все больше прислушиваться к мнению ученых, мыслителей, философов, деятелей общественных наук. Проект «Квартирник» представляет петербургских интеллектуалов, которые ищут объяснения проблемам XXI века.
Басня «Слон и моська»: реальная предыстория
Поводом для написания знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова «Слон и моська» послужил реальный конфликт, произошедший между жителями Петербурга и слонами в XVIII веке. Об этом рассказал краевед Сергей Ерофеев.
«Известно, что еще в XVIII столетии в Петербург поступали подарки из-за границы. В частности, и Петру I, и Анне Иоанновне дарили слонов. Первый слоновник располагался недалеко от современного Цирка Чинизелли, ближе к Михайловскому замку. Это было в первой половине XVIII века. К 1740-м годам стало ясно, что город растет, и слоновник перенесли к Лиговскому каналу, который проходил до нынешней улицы Некрасова. Он был расположен там, где сейчас проходит Суворовский проспект. Слонам тогда давали водку. Зачем не знаю, но несколько ведер им выделяли», — отметил краевед.
Также он добавил, что вода в Лиговке для них была слишком известковой, поэтому на водопой их водили на Фонтанку.
«Народ конечно был в шоке, когда видел посреди улицы идущих слонов. Некоторые вели себя неадекватно и кидали в них палки, камни, обзывались, ругали погонщиков. Те, в свою очередь, писали различные жалобы, в которых описывали то, насколько агрессивно и неадекватно себя ведут люди. И вот с этими документами и познакомился И. А. Крылов. Так родилась басня «Слон и Моська», — рассказал Ерофеев.
Также он напомнил о том, как Крылов начал писать басни. Так, по словам Ерофеева, поскольку Иван Андреевич работал в Императорской публичной библиотеке, ему были доступны различные материалы: и старые книги, и произведения баснописцев древних времен, которые он читал и переводил. Перерабатывая их, Крылов и создавал совершенно новые, самостоятельные басни.
Басня Крылова Слон и Моська
Слон и Моська – басня Крылова, ставшая классикой жанра. Персонажи басни, вложенными в них остроумным Крыловым словами, отлично передают отношения людей, выставляемые напоказ.
Слон и Моська слушать
Басня Слон и Моська читать
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться»,
Ей шавка говорит: «тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
Вперёд
И лаю твоего совсем не примечает».—
«Эх, эх!» ей Моська отвечает:
«Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
Мораль басни Слон и Моська
Выясняя мораль басни Слон и Моська, мнения делятся на два лагеря. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”. Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум. Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.
В басне Слон и Моська – два главных персонажа. Основное действующее лицо – собака Моська, на это указывает то, что она единственная имеет имя. Слон же имени не имеет, оставаясь на втором плане. Образ Слона создан, чтобы передать важность и величие человека, которого он характеризует. Слону действительно безразлично, кто на него лает, кто заискивает перед ним, виляя хвостом.
Слон и Моська (По улицам Слона водили…)
По улицам Слона водили,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
И лаю твоего совсем не примечает».
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Басня Крылова Слон и Моська
Мораль басни Слон и Моська
Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!
Анализ басни Слон и Моська
Анализируя басню Крылова «Слон и Моська», можно сделать вывод, что у нее несколько смыслов. Первый базируется на том, что сила заключается не в мышцах, а в способности выразить свое мнение словами. Вторая мораль не понравится Моськам, привыкшим наговаривать на себя лишнего и убеждать окружающих в своей уникальности. Людям, которые осознанно создают вокруг себя ареол славы, храбрости и смелости, намного важнее слыть таковыми, а не быть ими на самом деле.
Главный герой басни «Слон и Моська» именно Моська. Мелкая собачонка с такой же мелкой душой всеми силами старается привлечь к себе внимание. Но не слона, как может показаться на первый взгляд, а окружающих. Она не бесстрашна и совсем не храбра. Она лишь демонстрирует другим собакам, что ей под силу облаять даже громадного слона. Слону же, по большому счету, все равно, кто там мелькает у него под ногами. Моська прекрасно это понимает, потому и заливается в лае, хвастая подружкам своей наигранной смелостью.
Мораль басни «Слон и Моська» Крылова (анализ, суть, смысл)
![]() |
| «Слон и моська». Рисунок М. М. Гужавина |
Басня «Слон и Моська» Крылова была впервые опубликована в «Драматическом вестнике» за 1808 г. (вышел из печати не ранее конца марта 1809 г.). Время создания произведения неизвестно.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Слон и Моська» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Мораль басни «Слон и Моська» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Слон и Моська» заключается в том, что нередко пустые, никчемные люди хотят казаться более значимыми в глазах окружающих. Для этого они нападают на хороших людей, спокойно идущих своей дорогой. При этом никчемные люди (Моськи) часто осознают свою ничтожность и пустоту, но пытаются заявить о себе хотя бы так. Умные люди (Слоны) стараются не обращаться внимания на нападки глупцов (Мосек), понимая их цель. Однако порой такие эпизоды все же омрачают жизнь достойных людей.
![]() |
| «Слон и Моська». Иллюстрация К. И. Рудакова |
По мнению авторов книги «50 басен И. А. Крылова», мораль басни «Слон и Моська» заключается в следующем:
А вот лает подчас негодный человек, только чтобы себя показать. Таких задорных «брехунов» Крылов изобразил в виде Моськи в басне «Слон и Моська».»
(книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., Санкт-Петербург, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
«Не имея в себе никаких достоинств, сами сознавая свое полное ничтожество, иные шумят, кричат, нагло нападают на действительную силу, будучи поощряемы тем, что могут делать это вполне безнаказанно, благодаря своему ничтожеству, и все лишь для того, чтобы другие сказали: «ай, Моська! знать, она сильна, что лает на слона!». « (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
![]() |
| «Слон и Моська». Иллюстрация К. И. Рудакова |
Педагог В. И. Водовозов дает преподавателям следующие советы о том, как объяснять басню детям:
«. «Слон и Моська». Она отличается довольно драматическим содержанием. Здесь мы находим очень полезную для детей насмешку над глупой запальчивостью, хвастовством и бесстыдным самохвальством. Заметим, что Моську представить довольно легко, но значение басни очень изменится, смотря по тому, кого вы будете разуметь под слоном. Если тут представлять одну грубую, материальную силу, то немного наставительного извлечете из басни.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Такова мораль басни «Слон и Моська» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.







