Майн кампф
«Моя́ борьба́» (нем. Mein Kampf ) — книга Адольфа Гитлера, сочетающая элементы автобиографии с изложением идей национал-социализма. На большинстве языков мира, включая русский, её заглавие часто дают не в переводе, а в оригинале или транслитерации («Майн Кампф»).
Содержание
История написания книги
Первый том книги («Eine Abrechnung») был опубликован 18 июля 1925 г. Второй том, «Национал-социалистическое движение» («Die nationalsozialistische Bewegung») — в 1926 г. Первоначально книга называлась «4,5 года борьбы против лжи, глупости и коварства». Издатель Макс Аманн, сочтя название слишком длинным, сократил его до «Моя борьба».
Гитлер диктовал текст книги Эмилю Морису во время своего заключения в Ландсберге и, позже, в июле 1924 г., Рудольфу Гессу.
Основные идеи, изложенные в книге
Гитлер использовал основные тезисы популярной в то время идеологии «еврейской угрозы», говорящие о монопольном захвате мировой власти евреями.
Также из книги можно узнать подробности детства Гитлера и то, как сформировались его антисемитские и милитаристские взгляды.
В части политических теорий автор определяет как два основных мировых зла коммунизм и иудаизм.
«Моя борьба» чётко выражает расистское мировоззрение, разделяющее людей по происхождению. Гитлер утверждал, что арийская раса со светлыми волосами и голубыми глазами стоит на вершине человеческого развития. (Сам Гитлер имел тёмные волосы и голубые глаза.) Евреи, негры и цыгане относились к «низшим расам». Призывал к борьбе за чистоту арийской расы и дискриминации остальных.
Гитлер говорит о необходимости завоевания «жизненного пространства на Востоке»:
Мы, национал-социалисты, совершенно сознательно ставим крест на всей немецкой иностранной политике довоенного времени. Мы хотим вернуться к тому пункту, на котором прервалось наше старое развитие 600 лет назад. Мы хотим приостановить вечное германское стремление на юг и на запад Европы и определенно указываем пальцем в сторону территорий, расположенных на востоке. Мы окончательно рвем с колониальной и торговой политикой довоенного времени и сознательно переходим к политике завоевания новых земель в Европе. Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены. Сама судьба указует нам перстом. Выдав Россию в руки большевизма, судьба лишила русский народ той интеллигенции, на которой до сих пор держалось ее государственное существование и которая одна только служила залогом известной прочности государства. Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам — превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы. Именно так были созданы многие могущественные государства на земле. Не раз в истории мы видели, как народы более низкой культуры, во главе которых в качестве организаторов стояли германцы, превращались в могущественные государства и затем держались прочно на ногах, пока сохранялось расовое ядро германцев. В течение столетий Россия жила за счет именно германского ядра в ее высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи. Но как русские не могут своими собственными силами скинуть ярмо евреев, так и одни евреи не в силах надолго держать в своем подчинении это громадное государство. Сами евреи отнюдь не являются элементом организации, а скорее ферментом дезорганизации. Это гигантское восточное государство неизбежно обречено на гибель. К этому созрели уже все предпосылки. Конец еврейского господства в России будет также концом России как государства. Судьба предназначила нам быть свидетелем такой катастрофы, которая лучше, чем что бы то ни было, подтвердит безусловно правильность нашей расовой теории. [2]
Популярность до Второй мировой войны
С ростом популярности Гитлера и с усилением его диктатуры росла и популярность книги, которая стала на некоторое время в Германии по тиражам книгой номер два (после Библии). К концу Второй мировой войны было продано около 10 млн. экземпляров.
Нынешние издания
Ныне авторские права на все издания «Моей борьбы» принадлежат правительству Баварии. В общественное достояние книга перейдёт 1 января 2016 г. (если срок действия авторских прав не будет продлён). Правительство Баварии, в согласии с правительством Германии, запрещает любое копирование или воспроизведение книги в Германии и борется с распространением этой книги в других странах, правда, с меньшим успехом.
После Второй мировой войны в числе других трофеев американцам достались и авторские права на труд Гитлера. С тех пор и до 1979 года власти США получали отчисления от продажи книг лидеров нацистского государства на территории США. Затем они уступили авторские права американскому издателю Мифлину, который издал Mein Kampf еще в 1933 году. Все отчисления, составившие в общей сложности 139 тысяч долларов, передавались фонду возмещения ущерба жертвам войны. До сих пор в США ежегодно продается около 60 тысяч экземпляров Mein Kampf.
В 1995 году книга была издана в Израиле. Издание осуществлено «Центром изучения германской истории имени Кевнера» при Еврейском Университете в Иерусалиме. Инициатором издания стал профессор Моше Циммерман. Издана была не вся книга, а лишь избранные главы. Из первой части приведены главы 7-12, из второй — 1, 2, 6, 7, 9-11, 14. Некоторые главы опубликованы в сокращении (например, глава «Подлинные причины германской катастрофы» начинается с середины).
Российские издания
В 2006 году Общественная Палата РФ выступила с инициативой создания списка запрещенных книг, во всех версиях которого присутствует сочинение Гитлера. [5]
Первое издание книги в России было выпущено издательством «Т-Око» в 1992 году. За последнее время книга была издана несколько раз:
В соответствии с российским законом о противодействии экстремистской деятельности на территории Российской Федерации запрещено распространение экстремистских материалов (в их число включены также труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, — а значит и книга Адольфа Гитлера «Моя борьба»), а также их производство или хранение в целях распространения. [6] [7]
Рецензия на книгу «Майн Кампф» Адольфа Гитлера.
Рецензия написана в 1940 году Джорджем Оруэллом (автор романа-антиутопии о Старшем Брате «1984»)
Символичной для нынешнего бурного развития событий стала осуществленная год назад публикация издательством Hurst and Blackett полного текста «Майн кампф» в явно прогитлеровском духе. Предисловие переводчика и примечания написаны с очевидной целью приглушить яростный тон книги и представить Гитлера в наиболее благоприятном свете. Ибо в то время Гитлер еще считался порядочным человеком. Он разгромил немецкое рабочее движение, и за это имущие классы были готовы простить ему почти все. Как левые, так и правые свыклись с весьма убогой мыслью, будто национал-социализм – лишь разновидность консерватизма.
Потом вдруг выяснилось, что Гитлер вовсе и не порядочный человек. В результате «Херст энд Блэкетт» переиздало книгу в новой обложке, объяснив это тем, что доходы пойдут в пользу Красного Креста. Однако, зная содержание книги «Майн кампф», трудно поверить, что взгляды и цели Гитлера серьезно изменились. Когда сравниваешь его высказывания, сделанные год назад и пятнадцатью годами раньше, поражает косность интеллекта, статика взгляда на мир. Это – застывшая мысль маньяка, которая почти не реагирует на те или иные изменения в расстановке политических сил. Возможно, в сознании Гитлера советско-германский пакт не более чем отсрочка. По плану, изложенному в «Майн кампф», сначала должна быть разгромлена Россия, а потом уже, видимо, Англия. Теперь, как выясняется, Англия будет первой, ибо из двух стран Россия оказалась сговорчивей. Но когда с Англией будет покончено, придет черед России – так, без сомнения, представляется Гитлеру. Произойдет ли это на самом деле – уже, конечно, другой вопрос.
Он также постиг лживость гедонистического отношения к жизни. Со времен последней войны почти все западные интеллектуалы и, конечно, все «прогрессивные» основывались на молчаливом признании того, что люди только об одном и мечтают – жить спокойно, безопасно и не знать боли. При таком взгляде на жизнь нет места, например, для патриотизма и военных доблестей. Социалист огорчается, застав своих детей за игрой в солдатики, но он никогда не сможет придумать, чем же заменить оловянных солдатиков; оловянные пацифисты явно не подойдут. Гитлер, лучше других постигший это своим мрачным умом, знает, что людям нужны не только комфорт, безопасность, короткий рабочий день, гигиена, контроль рождаемости и вообще здравый смысл; они также хотят, иногда по крайней мере, борьбы и самопожертвования, не говоря уже о барабанах, флагах и парадных изъявлениях преданности. Фашизм и нацизм, какими бы они ни были в экономическом плане, психологически гораздо более действенны, чем любая гедонистическая концепция жизни. То же самое, видимо, относится и к сталинскому казарменному варианту социализма. Все три великих диктатора упрочили свою власть, возложив непомерные тяготы на свои народы. В то время как социализм и даже капитализм, хотя и не так щедро, сулят людям: «У вас будет хорошая жизнь», Гитлер сказал им: «Я предлагаю вам борьбу, опасность и смерть»; и в результате вся нация бросилась к его ногам. Возможно, потом они устанут от всего этого и их настроение изменится, как случилось в конце прошлой войны. После нескольких лет бойни и голода «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей» – подходящий лозунг, но сейчас популярнее «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Коль скоро мы вступили в борьбу с человеком, провозгласившим подобное, нам нельзя недооценивать эмоциональную силу такого призыва.
«Майн кампф»
(«Mein Kampf» — «Моя борьба»), книга Гитлера, в которой он обстоятельно изложил свою политическую программу. В гитлеровской Германии «Майн кампф» считали библией национал-социализма, она получила известность еще до выхода в свет, и многие немцы верили, что нацистский лидер способен воплотить в жизнь все, что наметил на страницах своей книги. Первую часть «Майн кампф» Гитлер написал в тюрьме Ландсберга, где отбывал срок за попытку государственного переворота (см. «Пивной путч» 1923). Многие его соратники, в том числе Геббельс, Готфрид Федер и Альфред Розенберг, уже опубликовали брошюры или книги, и Гитлеру страстно хотелось доказать, что, несмотря на недостаточное образование, он также способен внести свою лепту в политическую философию. Поскольку пребывание почти 40 нацистов в тюрьме было необременительным и комфортным, Гитлер многие часы проводил диктуя первую часть книги Эмилю Морису и Рудольфу Гессу. Вторая часть была написана им в 1925-27, уже после воссоздания нацистской партии.
Первоначально Гитлер озаглавил свою книгу «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости». Однако издатель Макс Аман, не удовлетворясь столь длинным названием, сократил его до «Моя борьба». Крикливый, сырой, напыщенный по стилю первый вариант книги был перенасыщен длиннотами, многословием, неудобоваримыми оборотами, постоянными повторами, что с головой выдавало в Гитлере полуобразованного человека. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер отметил в первоначальном издании тысячи грамматических ошибок. Хотя в последующих изданиях были сделаны многие стилистические исправления, общая картина осталась прежней. Тем не менее книга имела громадный успех и оказалась весьма прибыльной. К 1932 было продано 5,2 млн. экземпляров; она была переведена на 11 языков. Всем молодоженам Германии при регистрации брака навязывали покупку одного экземпляра «Майн кампф». Огромные тиражи сделали Гитлера миллионером.
Основной темой книги была расовая доктрина Гитлера. Немцы, писал он, должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту. Их долг — увеличить численность нации, с тем чтобы исполнить свое предназначение — достичь мирового господства. Несмотря на поражение в 1-й мировой войне, необходимо вновь набрать силы. Только таким образом германская нация сможет в будущем занять свое место предводителя человечества.
Гитлер охарактеризовал Веймарскую республику как «величайшую ошибку XX века», «уродство жизненного устройства». Он изложил три основных представления о государственном устройстве. В первую очередь, это те, кто понимает под государством просто в той или иной степени добровольное сообщество людей с правительством во главе. Подобное представление исходит от самой большой группы — «свихнувшихся», которые олицетворяют «государственную власть» (StaatsautoritIt) и принуждают народ служить им, вместо того, чтобы самим служить народу. Примером является Баварская народная партия. Вторая, не столь многочисленная группа признает государственную власть при соблюдении определенных условий, таких как «свобода», «независимость» и прочие права человека. Эти люди рассчитывают, что подобное государство сможет функционировать таким образом, что бумажник каждого будет набит до отказа. Эта группа пополняется в основном из числа немецкой буржуазии, из либеральных демократов. Третья, наиболее слабая группа возлагает надежды на единство всех людей, говорящих на одном языке. Они надеются достичь единения нации благодаря языку. Позиции этой группы, контролируемой Националистической партией, наиболее шатки ввиду очевидной лживой подтасовки. Некоторые народы Австрии, к примеру, никогда не удастся германизировать. Негр или китаец ни за что не сможет стать немцем лишь потому, что он свободно говорит по-немецки. «Германизация может произойти только на земле, а не в языке». Национальность и раса, продолжал Гитлер, заключена в крови, а не в языке. Смешение крови в Германском государстве можно остановить, лишь удалив из него все неполноценное. Ничего хорошего не произошло в восточных районах Германии, где польские элементы в результате смешения осквернили германскую кровь. Германия оказалась в глупом положении, когда в Америке широко распространилось мнение, будто иммигранты из Германии сплошь являются немцами. На самом же деле это была «еврейская подделка немцев». Титул первоначальной редакции книги Гитлера, представленной в издательство Эхера под названием «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости» Титул первоначальной редакции книги Гитлера, представленной в издательство Эхера под названием «Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости»
Все эти три взгляда на государственное устройство в основе своей фальшивы, писал Гитлер. Они не признают ключевого фактора, который заключается в том, что искусственно создаваемая государственная власть базируется в конечном счете на расовых основах. Первейшая обязанность государства сохранять и поддерживать свои расовые основы. «Коренным понятием является то, что Государство не имеет границ, но подразумевает их. Именно в этом заключается предпосылка развития высшей Kultur, но никак не причина этого.
Причина лежит исключительно в существовании расы, способной совершенствовать собственную Kultur». Гитлер сформулировал семь пунктов «обязанностей государства»: 1. Понятие «раса» необходимо поставить в центре внимания. 2. Необходимо сохранять расовую чистоту. 3. В качестве первоочередной задачи ввести практику современного контроля за рождаемостью. Больным или слабым должно быть запрещено иметь детей. Германская нация должна быть подготовлена к будущему лидерству. 4. Необходимо поощрять занятия спортом среди молодежи до беспрецедентного уровня подготовленности. 5. Необходимо сделать армейскую службу окончательной и высшей школой. 6. Особое значение следует уделять изучению расового вопроса в школах. 7. Необходимо пробуждать среди граждан патриотизм и национальную гордость.
Гитлер не уставал проповедовать свою идеологию расового национализма. Вторя Хьюстону Чемберлену, он писал, что арийская или индоевропейская раса и, прежде всего, германская, или тевтонская, является именно тем «избранным народом», о котором говорили евреи, и от которого зависит само существование человека на планете. «Все, чем мы восхищаемся на этой земле, будь то достижения в области науки или техники, — творение рук немногих наций и, вероятно, скорее всего, одной единственной расы. Все достижения нашей Kultur есть заслуга этой нации». По его мнению, этой единственной расой является арийская. «История с предельной ясностью показывает, что любое смешение арийской крови с кровью низших рас приводит к деградации носителя Kultur. Северная Америка, чье громадное население составлено из германских элементов, и которая лишь в малой степени смешалась с низшими, цветными расами, представляет образец цивилизации и Kultur, в отличие от Центральной или Южной Америки, где романские иммигранты в значительной степени ассимилировались с местным населением». Германизированной Северной Америке, наоборот, удалось остаться «расово чистой и несмешанной». Какой-нибудь деревенский парень, которому не дано понять расовых законов, может навлечь на себя беду. Гитлер призывал немцев присоединиться к параду победы (Siegeszug) «избранных рас». Достаточно уничтожить арийскую расу на земле, и человечество погрузится в зияющую темноту, сравнимую со Средневековьем.
Гитлер поделил все человечество на три категории: создатели цивилизации (Kulturbegr?nder), носители цивилизации (KulturtrIger) и разрушители цивилизации (Kulturzerstirer). К первой группе он отнес арийскую расу, то есть германскую и североамериканскую цивилизации, как имеющие первостепенное значение. Постепенное мировое распространение арийской цивилизации вплоть до японцев и других «морально зависимых рас» привело к созданию второй категории — носителей цивилизации. К этой группе Гитлер причислил в основном народы Востока. Только по внешнему виду японцы и иные носители цивилизации остаются азиатами; по внутренней сути они являются арийцами. К третьей категории разрушителей цивилизации — Гитлер отнес евреев.
Гитлер вновь повторил, что как только на свете появятся гении, человечество тут же причислит к ним «расу гениев» — арийцев. Гениальность врожденное качество, поскольку «она зарождается в мозгу ребенка». Вступая в контакт с низшими расами, ариец подчиняет их своей воле. Однако вместо того чтобы сохранять свою кровь в чистоте, он стал смешиваться с туземцами, до тех пор пока не начал перенимать духовные и физические качества низшей расы. Продолжение этого кровного смешения означало бы уничтожение старой цивилизации и потерю воли к сопротивлению (Widerstandskraft), являющейся принадлежностью исключительно носителей чистой крови. Арийская раса занимала свое высокое место в цивилизации потому, что осознавала свое предназначение; ариец всегда готов был пожертвовать своей жизнью ради остальных людей. Этот факт показывает, кто является венцом будущего человечества и в чем заключается «сущность жертвенности».
Многие страницы книги посвящены презрительному отношению Гитлера к евреям. «Резкой противоположностью арийцу является еврей. Едва ли какая-нибудь нация на земле обладала инстинктом самосохранения в той степени, в какой его развил т. н. «избранный народ». Евреи никогда не имели своей собственной Kultur, они всегда заимствовали ее у других и развивали свой интеллект, вступая в контакт с другими народами. В отличие от арийцев, стремление евреев к самосохранению не выходит за рамки личного». Еврейское чувство «сопричастности» (Zusammengehirigkeitsgef?hl) базируется на «весьма примитивном стадном инстинкте». Еврейская раса была «откровенно эгоистичной» и обладала только мнимой Kultur. Не нужно быть идеалистом, чтобы убедиться в этом. Евреи не были даже расой кочевников, потому что кочевники хотя бы имели представление о слове «труд».
По мнению Гитлера, евреи были паразитами на теле других народов, создавая государство в государстве и не желая уходить. Для Гитлера иудаизм даже не являлся религией: «Он создал народ с определенными расовыми свойствами. Талмуд не является религиозной книгой, призванной подготовить к вечности, это всего лишь практическое руководство по удобной жизни в нынешнем мире. Религиозные доктрины иудаизма посвящены сохранению в чистоте еврейской крови, а не религии как таковой». Еврейский дух, писал Гитлер, работал на разрушение Германии. «Черноволосый еврейский юноша часами поджидает с сатанинской радостью в глазах ничего не подозревающих [арийских] девушек, которых он опозорит своей кровью и таким образом обкрадет нацию… Любыми средствами, находящимися в его распоряжении, он стремится уничтожить расовые особенности немцев… Евреи даже привели негров на берега Рейна с определенной четкой целью в голове уничтожить ненавистные белые расы путем «гибридизации», столкнув их с культурных и политических высот, чтобы самим вскарабкаться на освободившееся место».
Помимо ненависти к евреям, Гитлер не обошел стороной и марксизм. Он возложил на марксистов вину за происходящее разложение национальной крови и утрату национальных идеалов в Германии. Марксизм будет подавлять германский национализм до тех пор, пока он, Гитлер, не возьмет на себя роль спасителя.
Дьявольское влияние марксизма Гитлер приписал евреям, которые хотели бы вырвать с корнем «носителей национального интеллекта и сделать рабами в их же собственной стране». Самым жутким примером подобных усилий является Россия, где, как писал Гитлер, «тридцати миллионам позволили умереть от голода в страшных мучениях, в то время как образованные евреи и жулики с фондовой биржи добивались господства над великим народом».
Чистый в расовом отношении народ, писал Гитлер, никогда не сможет быть порабощен евреями. Все на земле можно исправить, любое поражение можно в будущем превратить в победу. Возрождение немецкого духа наступит, если сохранить в чистоте кровь немецкого народа. Поражение Германии в 1918 Гитлер объяснял расовыми причинами: 1914 год был последней попыткой заинтересованных в национальном сохранении сил противостоять надвигавшемуся пацифистскомарксистскому уродованию национального государства. Что было необходимо Германии, так это — «тевтонское государство германской нации».
Изложенные в «Майн кампф» экономические теории Гитлера полностью повторяют доктрины Готфрида Федера. Национальное самообеспечение и экономическая независимость должны прийти на смену международной торговле. Принцип автаркии основывался на допущении, что экономические интересы и деятельность руководителей экономики должны быть всецело подчинены расовым и национальным соображениям. Все страны мира постоянно поднимали тарифные барьеры, чтобы сократить импорт до минимума. Гитлер рекомендовал гораздо более радикальные меры. Германия должна отрезать себя от остальной Европы и достичь полного самообеспечения. Достаточное для существования рейха количество продовольствия можно производить и внутри собственных границ или на территории сельскохозяйственных стран восточной Европы. Произошли бы ужасные экономические потрясения, если бы Германия и так не находилась уже в состоянии крайнего напряжения и не привыкла к нему. Борьба против международного финансового капитала и кредитов стала основным моментом программы достижения независимости и свободы Германии. Твердая линия национал-социалистов избавляла от необходимости подневольного труда (Zinsknechtschaft). Крестьяне, рабочие, буржуазия, крупные промышленники — весь народ находился в зависимости от иностранного капитала. Необходимо освободить государство и народ от этой зависимости и создать национальный государственный капитализм. Рейхсбанк должен быть поставлен под правительственный контроль. Деньги на все государственные программы, такие как развитие гидроэнергетики и дорожное строительство должны быть получены через выпуск государственных беспроцентных облигаций (Staatskassengutscheine). Необходимо создать строительные компании и промышленные банки, которые будут предоставлять беспроцентные займы. Любые состояния, накопленные во время 1-й мировой войны, следует считать приобретенными преступным путем. Полученные за счет военных заказов прибыли подлежат конфискации. Торговые кредиты должны находиться под контролем правительства. Вся система промышленных предприятий должна быть перестроена таким образом, чтобы обеспечить участие рабочих и служащих в прибылях.
Необходимо ввести пенсионное обеспечение по старости. Такие крупные универмаги как «Тиц», «Карштадт» и «Вертхайм» следует преобразовать в кооперативные и сдавать в аренду мелким торговцам.
В целом представленные в «Майн кампф» аргументы носили негативный характер и предназначались для всех недовольных элементов в Германии. Взгляды Гитлера носили ярко националистическую окраску, были откровенно социалистическими и антидемократическими. Кроме того, он проповедовал ярый антисемитизм, подвергал нападкам парламентаризм, католицизм и марксизм.
Читайте также
Из политической программы А. Гитлера «Майн кампф»:
Из политической программы А. Гитлера «Майн кампф»: Наше государство прежде всего будет стремиться установить здоровую, естественную, жизненную пропорцию между количеством нашего населения и темпом его роста, с одной стороны, и количеством и качеством наших территорий,
Часть 3 «Таяние Германии» и геополитическая корректность Майн Кампф. От Капповского до пивного путча; 1920-1923 годы
Часть 3 «Таяние Германии» и геополитическая корректность Майн Кампф. От Капповского до пивного путча; 1920-1923 годы С незапамятных времён варвары становились таковыми в ещё большей степени под влиянием прилежных занятий наукой и даже усиления религиозности Очень трудно
Глава 1 О «Майн кампф»
Глава 1 О «Майн кампф» Как известно, произведение Адольфа Гитлера «Моя борьба» в нашем богоспасаемом отечестве категорически запрещено к изданию и реализации через розничную сеть. Ибо, как однажды сказал небезызвестный телеразоблачитель, борец с коррупцией и почетный
«Майн кампф» Отто Штрассера
«Майн кампф» Отто Штрассера «Приходи к нам завтра обедать, познакомишься с генералом Людендорфом и Адольфом Гитлером… Мне очень нужно, чтобы ты был; это крайне важно».Так в октябре 1920 года говорил по телефону Грегор Штрассер своему брату Отто. Оба они принадлежали к
Томас Майн Рид: между правдой и вымыслом
Томас Майн Рид: между правдой и вымыслом Молодой ирландец Томас Майн Рид, как многие его современники, отправился в странствия по миру, движимый желанием не только увидеть новые страны, но и набраться опыта, найти дело по душе, выбиться в люди. В середине XIX в. самым
Глава 3. «Майн кампф»
Глава 3. «Майн кампф» Вера Гесса в Гитлера, в котором он видел фюрера (вождя), как будто еще более окрепла после суда, состоявшегося над несколькими главарями путча в начале февраля 1924 года. Гитлер не преминул обернуть процесс в свою пользу. Слушание дела превратилось в
«Майн кампф» – сражение с «торой»
«Майн кампф» – сражение с «торой» Профессионалы вывели формулу: «Тот больший классик, кого чаще цитируют». Не знаю ни одного еврея всех времен и народов, которого бы сегодня цитировали больше, чем Адольфа Гитлера.У соседа во дворе собачка. По ночам она лает