Где и когда состоялось Трафальгарское сражение?
Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв. Под его управлением находился испанский адмирал Федерико Гравина, руководивший испанскими силами. Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке. После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: Австрии и России».
Поищем в истории морские сражения около города Кадиса в другое время.
29 апреля 1587 года сэр Фрэнсис Дрейк, имевший от 30 до 40 английских кораблей, вошел в бухту Кадиса и потопил свыше 100 испанских кораблей. Как говорил Дрейк, в этот день он «подпалил бородку испанского короля».
Имя Френсиса Дрейка тесно связано с разгромом «непобедимой армады».
«Непобедимая армада — крупный военный флот (около 130 кораблей), собранный Испанией в 1586;1588 годах для вторжения в Англию во время англо-испанской войны (1587;1604). Поход Армады состоялся в мае-сентябре 1588 года под командованием Алонсо Переса де Гусмана, герцога Медина-Сидония. Непобедимая армада была потрёпана англо-голландским флотом из лёгких и манёвренных кораблей, которым командовал Чарльз Ховард, в серии боёв, завершившихся Гравелинским сражением. В них отличились «пираты Елизаветы», самый известный из которых — Фрэнсис Дрейк. Сражения длились 2 недели. Армада не сумела перегруппироваться и ушла к северу, отказавшись от вторжения, причём английский флот следовал за ней на некотором отдалении, идя вдоль восточного побережья Англии. Возвращение в Испанию было трудным: Армада пошла через северную Атлантику, вдоль западного побережья Ирландии. В результате сильных штормов многие суда были выброшены на северное и западное побережье этого острова. В ходе экспедиции было потеряно более 60 кораблей.
Гравелинское сражение — морское сражение состоявшееся 27 июля (8 августа) 1588 года между британским и испанским флотами к северу от Гравелина. Закончилось поражением испанской Великой Армады, состоявшей из 130 кораблей (в основном класса галеон). В этом сражении отличились британские адмиралы Дрейк, Хокинс, Фробишер. Командующие: герцог Медина Сидония (Испания), Чарльз Ховард, лорд Эффингэм (Англия)».
Какие последствия имела эта битва?
«Испания понесла тяжёлые потери. Однако это не привело к немедленному крушению испанского морского могущества: в целом 90-е годы XVI века прошли под знаком успешной защиты Испанией, казалось бы, пошатнувшихся позиций. Попытка англичан организовать «симметричный ответ», отправив к берегам Испании собственную «Армаду», завершилась сокрушительным поражением (1589), а через два года испанский флот нанёс английскому несколько поражений в Атлантическом океане, правда, не компенсировавших гибели Непобедимой армады. Испанцы извлекли урок из неудачи Армады, отказавшись от тяжёлых, неповоротливых кораблей в пользу более лёгких судов, оснащённых дальнобойными орудиями. Тем не менее, неудача Армады похоронила надежды на реставрацию католицизма в Англии и вовлечение последней в той или иной форме в орбиту внешней политики Испанской империи, что означало также ухудшение позиций испанцев в Нидерландах. Для Англии поражение Армады стало первым шагом на пути к будущему статусу «владычицы морей». В глазах протестантов это событие, положившее предел экспансии католической империи Габсбургов, было проявлением воли Божьей (Фрэнсису Бэкону принадлежат слова «Господь — англичанин»). По мнению многих в протестантской Европе, только Божественное вмешательство помогло справиться с флотом, который, по словам современника, «было тяжело нести ветру и под тяжестью его стонал океан»».
Кратчайшее расстояние между Англией и Францией в проливе Па-де-Кале составляет 32 км. Оно исчисляется от Южной косы, мыса, часто называемого также «Игольным ушком Англии» и находящегося в 4,8 км к северо-востоку от английского Лувра, до мыса Грине вблизи французского города Кале.
Говоря о битве севернее французского побережья, можно предположить, что оно произошло у английских берегов, что подтверждается «попыткой англичан организовать «симметричный ответ».
Поищем, какие сражения происходили у берегов Англии.
«Во время 1-й англо-голландской войны 1652-54 северо-западнее Ньюпорта произошли неудачные для голландского флота морские сражения 8 октября 1652 года и 12-13 июня 1653 года, в результате которых английский флот блокировал голландское побережье».
Приведу выдержку из военной энциклопедии 1911-1913 года, облегчив чтение, убрав «ъ» на конце и сменив частично гласные: «4 июня голл. флот вышел в море; адм. Тромп поставил себе задачей отыскать и разбить глав. силы англичан; после недельн. крейсерства въ Немецком море голл-цы 11 июня подошли к устью р. Темзы и стали на якорь к ю. от банки Галопер. Между тем, англ-не, стремившиеся к генеральн. сражению и получившие известие о появлении прот-ка, въ тот же день перешли из Ярмута на ю. На разсвете 12 июня оба флота усмотрели друг друга; у Тромпа было въ это время 98 к-блей и 6 брандеров, у англ-нъ (адм. Монк и Дин) 100 к-блей и 5 брандеров: противники для предстоящаго боя собрали все свои силы. Большим преимуществом англ-н были лучшая конструкция, снабжение и вооружение их судов. У гол-цев въ 1-й раз руки не б. связаны необходимостью охранять караваны своих купцов. Усмотрев друг друга, прот-ки немедленно стали сближаться; Тромп лег в бейдевинд лев. галса, а англ-не стали спускаться на фордевинд. В 11 ч. у. Рюйтер (ав-рд голл. флота), выиграв ветер, обрушился на англ. ав-рд адм. Лаусона; эту атаку энергично поддержал и Тромп; но на помощь къ своимъ атакованнымъ к-блям успели подойти главн. силы англ. флота (адм. Дин в этой схватке б. уб.); в это время наступило маловетрие, и сражение приняло характер безпорядоч. свалки; на голл. к-блях начались пожары; ок. 3 ч. д. один изъ голл. к-блей стал тонуть, а через 2 ч. взлетел на воздух к-бль одного изъ младш. флагманов. Успех явно склонялся на сторону англ-н. Темнота разъединила сражающихся. Ночью къ англ-м присоединился адм. Блэк с 18 к-блями, а на голл. судах обнаружился недостаток снарядов. Все это заставило Тромпа начать отст-ние. С рассветом англ-не возобновили атаку, но установившееся маловетрие превратило сражение в рядъ нерешит. стычек и позволило главн. силам голл. флота отступить в свои порта. Сражение закончилось полн. поражением голл. флота, гл. обр. по причине небрежного снабжения и вооружения его к-блей. Англ-не захватили 11 призов, 6 голл. к-блей затонуло, 2 к-бля взорвались; 1.350 ч. попало в плен (число уб. и ран. неизвестно). Англ-не потеряли 126 уб. и 236 ран. Результатом этой победы были тесная блокада голл. портов и полный застой их торговли».
В рамках традиционной истории, непонятно, почему англичане такое внимание уделяют Трафальгарской битве, произошедшей где-то у берегов Испании, на расстоянии более 1500 километров от берегов Англии, когда у них под носом произошли события, непосредственно связанные с независимостью Англии, с тем, что она вскоре стала «владычицей морей».
В рамках моей версии объяснение логичное и простое.
Эти битвы являются отражением одного и того же сражения, произошедшего у берегов Англии в 1814 году, когда русская эскадра, перевозила имперский десант для захвата Англии.
Ей противостояла сводная европейская эскадра, которая была более маневренной, так как ее корабли были легче и быстроходней, а мелководье и штиль доделали дело в разгроме русской эскадры.
1814 – 1805 = 9
1814 – 1653 = 134 +17
1814 – 1587 = 201 + 26
Могу привести аналогию из медицины, если раковую опухоль не вырезать полностью, а оставить метастазы, то организм вскоре погибнет, лидеры бургундско-швабского союза укрылись в Англии, а их мощный флот не позволил русским имперским войскам захватить мятежников. А в связи с тем, что единственным видом транспорта, связывающим Новый свет со Старым, был морской, проиграв битву на морях, русская метрополия стала терять ресурсы, а с ними силы, в результате императорская династия была уничтожена.
8 августа 1588 г. британский флот разгромил испанскую «Непобедимую армаду»
Поводом к войне стало вмешательство англичан в конфликт Нидерландов с Испанией и нападения английских морских разбойников на испанские владения и корабли, в результате этого англо-испанские отношения обострились до предела. Кроме того, испанский владыка Филипп II, ещё будучи наследником престола, в 1554 г. женился на британской королеве Марии Кровавой, когда Мария умерла, он пожелал жениться на её преемнице Елизавете, однако последняя искусно отклонила это притязание.
Испания – сверхдержава того времени
Испания в тот период была настоящей сверхдержавой, она обладала огромной колониальной империей, большим флотом и мощной, хорошо обученной армией. Испанская пехота в то время считалась лучшей в христианском мире. Испанский флот был более многочисленным и лучше оснащенным, чем военно-морские силы других европейских стран. Помимо власти над Испанией король Филипп обладал коронами Неаполя и Сицилии; он также был герцогом Милана, Франш-Конте (Бургундии) и Нидерландов. В Африке Испании принадлежали Тунис, часть Алжира и Канарские острова. В Азии испанцам принадлежали я Филиппинские и некоторые другие острова. Испанская корона обладала самыми богатыми землями Нового Света. Территории Перу, Мексики, Новой Испании и Чили с их огромными запасами природных ресурсов (в том числе драгоценных металлов), Центральная Америка, Куба и множество других островов в Карибском бассейне были владениями испанского владыки.
Однако тот ущерб, который испанская держава потерпела, утратив Нидерланды, был с лихвой компенсирован приобретением Португалии, которая была подчинена в 1581 году. При этом испанская корона получила не только это старинное королевство, но и её огромные колониальные владения, все плоды походов португальских мореплавателей. Испания получила контроль за всеми португальскими колониями в Америке, Африке, Индии и Ост-Индии. Испания Филиппа II стала настоящей мировой империей. Блестящая победа при Лепанто (7 октября 1571 года), где испанский флот в союзе с другими членами Священной лиги разгромил турецкий флот, принесла испанским морякам заслуженную славу и уважение во всем христианском мире. Мощь Испанской империи казалась непоколебимой.
В результате Филипп решает «вытащить занозу» и сокрушить Англию. Был еще один фактор, который заставил испанского короля выступить против Англии. Он был по-настоящему религиозным человеком и яростным сторонником искоренения ереси (различных направлений протестантизма) и восстановления во всей Европе господства католичества и власти римского папы. Фактически это была схватка старого «центрального командного пункта» Западной Европы – Рима и нарождающегося нового центра будущего мирового порядка.
Филипп II считал, что его миссия – это окончательное искоренение протестантизма. Контрреформация набирала силу. С протестантизмом было полностью покончено в Италии и Испании. Бельгия была снова приведена к покорности и в вопросах религии, став одним из оплотов католицизма в Европе. Удалось восстановить власть папского престола и в половине германских территорий. Удержалось католичество в Польше. Казалось, что Католическая лига одерживает вверх и во Франции. Рим создал мощный и эффективный инструмент для борьбы с протестантизмом – организацию иезуитов и других религиозных орденов. Рим поддерживал идею похода. Папа Сикст V издал буллу, которая должна была храниться в тайне до дня высадки десанта, в ней он снова предавал анафеме английскую королеву Елизавету, как это уже делали прежде папы Пий V и Григорий XIII, и призывал к ее свержению.
Подготовка к походу
Еще в 1585 г. Испания стала готовить большой флот, который назвали «Непобедимой Армадой» для похода на Англию. «Армада» должна была высадить на Британских островах экспедиционный корпус из состава армии нидерландского наместника Александра Фарнезе. Войска Фарнезе, для того, чтобы подготовить базу на голландском побережье, 5 августа 1587 года осадили и захватили порт Слейс. Но в этом же 1587 году английская эскадра под началом адмирала Френсиса Дрейка совершила рейд на Кадис и уничтожила много судов и складов с военными материалами. Это нападение отсрочило начало похода испанского флота к берегам Англии.
Во Фландрии шла работа по строительству небольших плоскодонных судов, на которых планировали перебросить десантные войска под прикрытием кораблей «Армады» к устью Темзы. Были подготовлены орудийные лафеты, фашины, различное осадное снаряжение, а также материалы, необходимые для наведения переправ, строительства лагерей для десантной армии и возведения деревянных укреплений. Прорыли канал из Сас-ван-Гент в Брюгге и углубили фарватер Иперле от Брюгге до Ньюпорта, чтобы подходящие к побережью корабли не попали под огонь голландского флота или орудий крепости Флиссинген. Из Испании, Италии, Германии, Австрии и Бургундии перебрасывались военные силы и приходили добровольцы, которые желали принять участие в карательной экспедиции. Финансирование операции взяли на себя Испания и Рим. Летом 1587 г. было заключено соглашение, по которому римский папа должен был внести на военные расходы один миллион эскудо. Эти деньги Рим должен был внести после того, как испанцы овладеют первым же английским портом.
Фарнезе знал, что имевшиеся в распоряжении испанских властей гавани Дюнкерка, Ньюпорта и Слейса слишком мелководны, чтобы в них могли войти большие корабли и предложил перед отправкой экспедиции захватить более удобный для базирования флота Флиссинген. Но испанский король торопился и не принял это разумное предложение.
28 мая 1588 года. Еще несколько минут — и корабли Армады под колокольный звон покинут лиссабонский порт.
У англичан было около 200 меньших по размеру, но более маневренных боевых и торговых судов с 15 тыс. человек экипажа. Флотом командовали адмиралы Дрейк, Хокинс, Фробишер. Британское командование полагалось на превосходство своей дальнобойной артиллерии и хотело вести бой на дальней дистанции, расстреливая корабли противника. Испанцы, имея превосходство в количестве малых пушек, пехоте и мощи кораблей, которые напоминали маленькие крепости, хотели вступить в ближний бой.
Испанцам решительно не везло. Первоначально выход в море пришлось отложить на год из-за внезапной атаки английских кораблей на Кадис и другие испанские порты. Когда испанский флот оправился от первого удара и в мае 1588 года вышел к нидерландским берегам, на корабли обрушился жестокий шторм, и они были вынуждены зайти в Ла Корунью на ремонт. Герцог Медина-Сидония, обеспокоенный недостатком продовольствия и болезнями среди матросов и солдат, высказал сомнения по поводу продолжения похода, но король настоял на дальнейшем движении флота. Выйти в море флот смог только 26 июля.
Штабные офицеры предложили герцогу Мединскому как можно скорее пробиваться к портам противника, чтобы уничтожить английские корабли на рейде. Однако испанский адмирал отверг это предложение. Испанцы для лучшей защиты расположили свои корабли полумесяцем, поставив на флангах самые мощные корабли с дальнобойной артиллерией, а в центре транспорты. Эта тактика первоначально принесла успех. Кроме того, английские корабли испытывали недостаток боеприпасов. 30 июля – 1 августа испанцы потеряли два корабля: «Розарио» столкнулся с «Санта Каталиной» и потерял мачту, корабль пришлось оставить. Затем на «Сан Сальвадоре», где находилась казна «Армады», по неизвестной причине произошёл пожар. Выживших членов экипажа и казну сняли, корабль оставили.
5 августа флот подошел к Кале и пополнил запасы воды и продовольствия. Но дальше, в сторону Дюнкерка, чтобы соединиться с силами герцога Пармского, испанские корабли двигаться не смогли: голландцы убрали все навигационные знаки и бакены к востоку от Кале, как раз там, где начинались мели и банки. Кроме того, англо-голландский флот курсировал в районе Дюнкерка, чтобы при необходимости перехватить десантные суда Фарнезе. В результате «Армада» не смогла соединиться с десантной армией герцога Пармского.
Разрез английского боевого корабля времен Елизаветы I — водоизмещение около 500 тонн при 28 орудиях на борту. Реконструкция 1929 года.
8 августа, британский флот получил подкрепления и боеприпасы и пошёл в атаку. Сражение произошло между Гравелинской отмелью и Остенде. Английские корабли вышли на близкую дистанцию и начали обстреливать испанцев, по-прежнему уклоняясь от абордажного боя. Несколько испанских кораблей было уничтожено и повреждено. Бой остановился, когда у англичан закончились боеприпасы. У испанцев также заканчивались боеприпасы. Великой победой этой бой назвать нельзя. Испанский флот сохранил свою боеспособность, его главной проблемой было снабжение. Да и сами англичане не чувствовали себя победителями. Они ждали продолжения сражения.
Испанские командиры поняли, что в сложившейся ситуации они не могут установить контроль над проливом и двигаться к устью Темзы. Поэтому было принято решение отступать. Медина Сидония 9 августа направил флот на север, собираясь обогнуть Шотландию и спуститься на юг вдоль западного берега Ирландии (окончательное решение использовать этот путь было утверждено 13 августа). Возвращаться назад через Дуврский пролив испанское командование не решилось, опасаясь новых атак британского флота. Англичане в это время ждали возвращения вражеского флота, или появления сил герцога Пармского.
Разгром Непобедимой Армады 8 Августа 1588 года. Картина англо-французского художника Филиппа-Жака (Филиппа-Джеймса) де Лутербурга (1796).
21 августа испанские корабли вышли в Атлантический океан. В конце сентября – начале октября уцелевшие корабли достигли берегов Испании. Вернулось около 60 кораблей и 10 тыс. человек. Остальные корабли погубили штормы и крушения.
Это было серьезное поражение. Однако оно не привело к немедленному крушению испанского могущества. Попытка англичан направить к берегам Испании свою «Армаду» под началом Дрейка и сэра Джона Норриса также закончилась сокрушительным поражением, затем британцы проиграли ещё несколько сражений. Испанцы быстро перестроили свой флот на новые стандарты: стали делать более легкие корабли, вооруженные дальнобойными орудиями. Однако неудача испанского флота похоронила надежды на реставрацию католицизма в Англии и победу римского престола в Европе. Ухудшились позиции испанцев в Нидерландах. Англия сделала шаг на пути к будущему положении «владычицы морей» и мировой сверхдержавы. Необходимо отметить, что главной причиной будущего упадка Испании стали не военные поражения, а внутренние причины, в частности финансово-экономическая политика преемников Филиппа II.
Трафальгарское сражение
ТВД | Атлантический океан |
Место | мыс Трафальгар, Испания |
Период | Наполеоновские войны |
Характер сражения | битва главных сил |
Дата | 21 октября 1805 года |
Итог | победа британского флота |
Великобритания | Франция |
Катберт Коллингвуд
5 фрегатов,
2 шлюпа
4480 погибших,
2500 раненых,
7000 пленено
Содержание
Общие данные
В 1805 году, в условиях длившейся с перерывами уже 15 лет войны, Французская империя во главе с Наполеоном Бонапартом доминировала на сухопутных фронтах европейского континента, но на всех морских акваториях Атлантического океана доминировал флот Великобритании. Это позволило англичанам установить так называемую «континентальную блокаду» побережья и портов Франции и ее сателлитов, нанося таким образом значительный ущерб ее торговле и связям с колониями. Кроме того это разорвало морские коммуникации между базами французского флота, не позволяло французам свободно маневрировать силами и создавать нужные соединения. Не смотря на несколько успешных прорывов блокады, в целом у французов не получалось успешно с ней бороться. А вот англичане регулярно атаковали и французское побережье, и заморские территории Франции.
В октябре 1804 года у Кадиса 4 британских корабля атаковали и захватили часть испанского «серебряного» каравана под командованием Хосе де Бустаманте, везшего ценности из Америки в метрополию. Они рассчитывали лишить испанское правительство средств на возможную войну, но добились по сути прямо противоположного: Испания вступила в войну на стороне Наполеона, испанский и французский флоты объединились. План кампании на море, разработанный французами заключался в следующем. Объединенная франко-испанская эскадра выходила из Средиземного моря в Атлантический океан и уходила в Карибское море. Там нападениями на британские колонии она должна была выманить в западную часть Атлантики британский флот, оторваться от него и вернуться в Европу. В Бресте надлежало соединиться с французским Атлантическим флотом и, имея гарантированное преимущество в силах, обеспечить переправу французских войск в Англию.
Этот план по большому счету не удался. Хотя в целом он был исполнен, оторваться от британского флота не удалось, соединиться с французскими кораблями в Бресте тоже. Более того, встреча с британской эскадрой у мыса Финистерре в июле 1805 г, несмотря на превосходство в силах, привела к потере в бою двух испанских кораблей, так как французы сражаться не стали. Французские судовые команды плохо перенесли длительный поход, было много больных. В августе 1805 года соединенный франко-испанский флот стоял в Кадисе, испытывая трудности в снабжении и проигнорировав несколько приказов Наполеона о выходе в Брест. Из-за этого Булоньский лагерь был свернут, вторжение в Англию отменено, французские войска ушли в Центральную Европу. Новые приказы флоту посылали его в Италию и, узнав о назначении на его место нового командующего, адмирал де Вильнёв вывел свои корабли в море.
Характеристики участвующих сторон
Британская эскадра под командованием вице-адмирала Нельсона после подхода подкреплений из Ла-Манша насчитывала 7 трехдечных и 20 двухдечных линейных кораблей, а так же 4 фрегата и 2 шлюпа, всего на кораблях было 2312 орудий.
Ход сражения
Утром 19 октября 1805 года союзный флот вышел из Кадиса и двинулся на юг, к Гибралтарскому проливу. Пройдя его, адмирал де Вильнёв должен был объединиться в Картахене с испанскими кораблями контр-адмирала Сальседо, а затем перейти в Неаполь и высадить там войска, находившиеся при его эскадре. Союзная эскадра по приказу командующего шла в одной кильватерной [2] колонне. Но уже ранним утром 21 числа на западе была обнаружен английский флот, шедший наперерез. Дул слабый западный ветер, но погода склонялась к шторму, была заметная качка. Около двух часов де Вильнев колебался и думал, как поступить, и все же примерно в 8 утра скомандовал: «Поворот все вдруг, курс на север, возвращаться в Кадис». Такой маневр большой массы кораблей перед началом боя оказался плохим решением: строй смешался, дистанции между мателотами нарушились, некоторые корабли чтобы избежать столкновений были вынуждены увалиться под ветер и выпасть из строя. Кроме того можно сказать, что этот приказ в принципе разрушил целостность союзной эскадры. Арьергард из 9 кораблей под командованием контр-адмирала Дюмануара, ставший после разворота авангардом, поставил все паруса и, не обращая внимания ни на новые сигналы, ни на начинающийся у них за спиной бой, ушел на север, бросив основные силы.
Свой план англичане исполнили безукоризненно. Его слабым местом было то, что некоторое время их корабли должны были носом идти на бортовой огонь союзных линейных кораблей, практически не имея возможности на него отвечать. Около 11 часов дня французские и испанские корабли открыли огонь. По уже сложившейся традиции канониры французов вели огонь преимущественно по рангоуту и такелажу противника, снижая его скорость и манёвренность, но в малой степени влияя на огневую мощь и численность экипажей. Англичане же вели огонь по корпусам и пушечным портам кораблей противника, снижая у них количество пушек и бойцов. Адмирал де Вильнев поднял сигналы с приказом всем кораблям атаковать, но исполнили этот приказ не все. А вот расчёт Нельсона на то, что качка помешает точной стрельбе на большие дистанции плохо подготовленных канониров союзников и надежда на быстроходность своих кораблей оправдались, англичане смогли пройти этот отрезок пути с минимальными повреждениями.
Около 12.30 флагман правого дивизиона британцев HMS Royal Sovereign прорезал колонну союзников между линейными кораблями Santa Ana и Fougueux, ведя огонь с обоих бортов. Его мателоты отстали и четверть часа адмирал Коллингвуд вел бой один. В 13.15 линия союзной эскадры была разорвана и адмиралом Нельсоном на HMS Victory. Командующий английской эскадры стоял рядом с капитаном Харди на квартердеке своего корабля в парадном мундире с орденами и отказывался спуститься в каюту. Перед боем он поднял на мачтах своего корабля флажные сигналы, составляющие фразу «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг». И англичане старались: считается, что на каждый выстрел французов и испанцев в этом бою британские канониры отвечали двумя-тремя. Хотя из-за слабости ветра английские корабли вступали в бой по очереди с заметными разрывами по времени, французам это не помогло.
Тем временем, уходящий на север командующий французским авангардом решил все же среагировать на преследование кораблями противника и скомандовал поворот на юго-запад. Но этот курс все равно вел его отряд мимо места сражения в открытое море. Тогда капитан линейного корабля Intrépide Луи-Антуан Инферне самовольно изменил курс и повернул к месту боя, за ним последовало еще несколько союзных кораблей. Они решительно атаковали потрепанные британские корабли дивизиона Нельсона, но общая ситуация уже была бесповоротно против них, слишком много других франко-испанских кораблей уже закончили свои бои сдачей или бегством. Intrépide пришлось сражаться сразу с несколькими британскими кораблями, он получил тяжелые повреждения и потерял половину экипажа. В безвыходной ситуации его капитан вынужден был спустить флаг. Сражение продолжалось до 17.30, затем начался шторм.
Шторм бушевал и весь день 22 октября. Многие корабли союзников погубил именно он, так как англичане в первую очередь думали о спасении своих кораблей, и слабо боролись за живучесть захваченных, на которых к тому же был поврежден такелаж и сильно не хватало матросов. Да и некоторые отступившие корабли союзников были так сильно повреждены, что не смогли дойти до гаваней и штормом были выброшены на берег.
Тем временем адмирал Гравина в Кадисе спешно ремонтировал свои корабли. Он решил попытаться отбить у англичан захваченные ими корабли союзников, использовав возможности близких баз для приведения своих сил в боеспособное состояние. Из-за тяжелых ранений он не мог находиться на квартердеке и передал командование эскадрой капитану линейного корабля Le Neptune Космао-Керулену. 23 октября отряд из 3 французских и 3 испанских линейных кораблей, а так же нескольких фрегатов и корветов вышел в море и атаковал группу британских кораблей, буксировавших трофеи. Увидев приближающиеся корабли союзников, капитан пленённого линейного корабля Santa Ana Игнасио де Алава сбросил британский флаг и, нейтрализовав призовую команду, вступил в бой с британцами. Так же поступил и капитан испанского линейного корабля Neptunо. Оба корабля были сильно повреждены, и после того, как они соединились с эскадрой союзников, они были на буксире отправлены в порт.
Чтобы не допустить повторения этих событий, вице-адмирал Коллингвуд приказал затопить 4 трофейных линейных корабля союзников. Тем временем снова начался шторм и эскадры противников разошлись. Не выдержав буйства стихии еще 9 поврежденных линейных кораблей союзников пошли на дно. Возобновлять сражение больше никто не пожелал.
Потери и итоги
Стратегическое значение битвы было огромно. Испания вступала в период затяжного политического и экономического кризиса, она уже не смогла восстановить мощный флот и выпала из числа перворазрядных морских держав. Наполеоновская Франция потеряла шанс установить господство на море, а с ним и возможность вторжения на Британские острова. Британский флот более чем на столетие закрепил за собой первое место в мире.