История создания «Капитанской дочки»
«Капитанская дочка» – исторический роман, над которым А.С. Пушкин работал в течение трех лет (1833-1836). Написанию произведения предшествовала долгая и кропотливая текстологическая и историческая работа.
Изначально Пушкин, интересовавшийся историей Пугачевского восстания, намеревался создать документальное произведение. Поэт получил разрешение Николая I на доступ к неопубликованным материалам и документам о восстании, а также семейным архивам. В 1833 году Пушкин отправился в Приуралье и Поволжье, где происходили основные действия восстания. Там он расспрашивал современников Пугачева, участников и свидетелей восстания. Именно эти уникальные материалы легли в основу исторического труда Пушкина «История Пугачевского бунта».
Однако этим работа над материалами о восстании была не закончена: тогда же рождается замысел художественного произведения о Пугачевском бунте. Яркая и, безусловно, заслуживающая внимания фигура Пугачева интересовала Пушкина не только как историка, но и как поэта. Кроме того, острый политический и социальный конфликт восстания наталкивал на идею о создании романа. Однако именно это могло и вызвать сложности для публикации из-за цензуры, ужесточившейся при Николае I. Из-за этого Пушкин переписывал роман множество раз – сохранились черновики с несколькими планами произведения. Первый вариант был написан еще в 1833 году, однако переработка романа длилась вплоть до октября 1836 года. Дошедшие до нас редакции доказывают сложность работы над произведением.
Для создания главного персонажа Пушкин изучал исторические данные о сообщниках Емельяна Пугачева. Прототипами Швабрина и Гринева считаются два человека: подпоручик Шванвич, перешедший в ходе восстания на сторону Пугачева, и пленник Пугачева Башарин, который сумел сбежать и присоединиться к армии, пытавшейся подавить восстание. Фамилия Гринева (в первых редакциях – Буланина) тоже выбрана не случайно. Некто Гринев числился в списках людей, которых подозревали в причастности к организации бунта, но потом оправдали как невиновных. Запланированная изначально противоречивая фигура главного героя-дворянина в последних редакциях была заменена двумя совершенно разными персонажами: в романе мы видим благородного, честного Гринева и безнравственного изменника Швабрина. Такой прием противопоставления антагониста главному герою устранил сложности при прохождении цензуры.
Известно, что толчком к созданию Пушкиным исторического романа послужили появившиеся в 30-х гг. XIX в. в России переводы романов Вальтера Скотта. Правильно уловив жанровую суть художественного произведения, опирающегося на реальные исторические данные, Пушкин правдоподобно воссоздал в своем романе эпоху и раскрыл личность важной исторической фигуры с помощью неповторимого стиля и мастерства художника.
История создания романа «Капитанская дочка»: прототипы героев, интересные факты (история написания)
История создания романа «Капитанская дочка»: прототипы героев и интересные факты (история написания)
Роман «Капитанская дочка» был задуман Пушкиным в январе 1833 г. Замысел романа восстании возник у Пушкина еще в период работы над «Дубровским».
Роман «Капитанская дочка» писался Пушкиным во время работы над историческим очерком «История Пугачева». В это время поэт детально изучал архивные материалы о пугачевском бунте. Также для изучения «пугачевщины» Пушкин совершил путешествие на Урал в места, где происходило пугачевское восстание.
На Урале поэт общался с живыми пугачевцами и слушал их рассказы. Благодаря этому «погружению» в историю Пушкину удалось собрать уникальный материал, который и лег в основу романа.
До нас дошло целых пять планов романа, что свидетельствует о длительной кропотливой работе автора. Опасаясь, что цензура не пропустит роман, Пушкин долгое время искал наиболее удачный вариант плана.
Первоначальная редакция «Капитанской дочки» была создана Пушкиным в августе 1833 г.. Однако эта редакция до нас не дошла. Поэт продолжал работать над «Капитанской дочкой» в 1834 г. В 1836 г. он провел окончательную переработку романа. Заключительные строки «Капитанской дочки» датируются 19 октября 1836 г.
Прототипы героев
Изначально Пушкин задумывал своего героя дворянином, который переходит на сторону Пyгачева. Прототипом главного героя стали сразу несколько реальных людей: Шванвич и Вашарин. Шванвич в свое время добровольно перешел на сторону Пугачева. Вашарин же, напротив, был взят в плен Пyгачевым, но затем бежал и поступил на службу к генералу Михельсону, противнику пугачевщины.
В результате Пушкин «разделил» своего главного героя на двух персонажей: доброго Гринева и злодея Швабрина. Образ Швабрина как дворянина-изменника уравновешивал собою образ Гринева. Это разделение на два персонажа сделало роман менее острым политически. В результате роман преодолел цензурные преграды, которые часто отравляли жизнь Пушкину.
Прототипом генерала Андрея Карловича Р. стал Оренбургский губернатор Иван Андреевич Рейнсдорп. Пушкин перенес некоторые черты Рейнсдорпа на персонаж своего романа.
Эта глава была впервые опубликована спустя много лет после смерти Пушкина, в журнале «Русский архив» в 1880 г.
Публикация романа
Роман был впервые опубликован в пушкинском журнале «Современник» в 1836 г. в IV книге (это был последний выпуск журнала, вышедший при жизни поэта).
Роман вышел в печать с некоторыми цензурными пропусками и без подписи автора. «Пропущенная глава» напечатана в первый раз в «Русском архиве» в 1880 году в №3.
История создания романа Пушкина Капитанская дочка история написания
А.С. Пушкин работал над романом «Капитанская дочка» в течении трех лет (с 1833 по 1836 год). В 1834-м году выходит предшествующая ему работа на тему Пугачевского восстания – историческая хроника «История Пугачевского восстания».
Собирая материалы для будущей работы, автор посетил множество мест, связанных с историческим событием. Отправившись в путешествие по Поволжью и Приуралью, он собирал сведения очевидцев страшных событий 1770-го года. Так же, Александр Сергеевич получил от Николая I доступ к неопубликованным архивным записям о восстании. Именно во время сбора сведений о Пугачевском восстании, у писателя зарождается замысел написания романа.
Роман «Капитанская дочка» навеян переводными произведениями Вальтера Скотта, а сама идея написания исторического романа уже давно вызревала в разуме Пушкина. Идеальным историческим персонажем для создания произведения стала фигура Емельяна Пугачева, но именно выбор темы усложнил написание романа, во многом из-за цензуры, ужесточившейся во время правления Николая I-го. Роман множество раз переписывался, менялся план событий, главные герои, от лица которых могло пойти повествование. Все три года Пушкин переделывал структуру произведения, сохранилось около шести вариантов. О сложности данной работы можно судить по дошедшим до нас редакциям.
Во время создания главного персонажа Пушкин основывался на описаниях приближенных к Пугачеву людей, а в последствии, использовал их образы для создания героев. Герой-повествователь П.А. Гринев основан на пленнике Пугачева – Барашине. Барашин бежит из пугачевского плена, а затем вступает в сопротивление восстанию, возглавленное генералом Михельсоном. Пушкин множество раз менял фамилию, но остановился на варианте, действительно присутствовавшем в военной хронике. Менялся и образ персонажа, первоначальный замысел рисовал противоречивого героя-дворянина, позже разбитого на двух противоположных персонажей. Положительного, честного и справедливого Гринева и его полную противоположность – подлеца и изменница Швабрина. Именно этот приём помог обойти некоторые ограничения цензуры.
Для образа Швабрина использовался некий армейский офицер Шванич, что был сослан за свое буйство в другой гарнизон, а после сделался сообщником Пугачева, но не из личных побуждений, а из страха быть повешенным. Фигура Шванича заинтересовала Пушкина, а на её основе был создан образ человека, готового пожертвовать своими принципами и честью, дабы сберечь самого себя или же получить выгоду. Швабрин становится важным связующим звеном для создания сюжетной линии между Гриневым и Машей Мироновой.
Благодаря тщательному анализу исторической хроники, погружению в те события, а так же навеянному Вальтером Скоттом вдохновению, ныне мы можем погрузиться в атмосферу той эпохи, так умело воссозданную А.С. Пушкиным. Работа над произведением была окончена 19 октября 1886 года, первая публикация совершена в журнале «Современник», основателем которого являлся сам Александр Сергеевич. Мотивы Вальтера Скотта и глубокий историзм получили признание среди общества того времени, но и остаются любимыми по сей день.
Вариант 2
Пушкин одновременно делал две работы, писал роман и занимался составлением исторического очерка, который именовал «История Пугачева». Для того, чтоб получить максимально четкую и правдивую информацию, поэт выезжает на Урал и Поволжье. Благодаря людям, которые были свидетелями происходящего, Пушкин смог правдиво отобразить множество событий. Историки и специалисты могут собрать около 5 вариантов «Капитанской дочки». Это благодаря огромной работе проделанной Пушкиным, но и еще из-за того, что нужно было цензурно правильно подать роман для издания.
Первая версия замечательной работы Пушкина вышла в конце лета в 1833 году, но вышло так, что роман не сохранился до наших дней. Позднее, в 1834 году, поэт продолжил работать и в октябре 1836 года, конечный вариант романа был написан. «Капитанская дочь» была издана в книге журнала «Современник». Эта работа была написана с использованием реальных исторических фактов и событий. С 30-го года, автор был сфокусирован на событиях эпохи Петра 1 и Екатерины 2, во времена которой был бунт. Все события вошли в работу «История Пугачевского бунта», которая была закончена в 1834 году.
Данная историческая работа, наполнила роман историческими фактами, но в общем роман «Капитанская дочь» дался поэту не легко. В период с 32 по 33 год Пушкин смог только в набросках произвести большую часть романа. Изначально он задумывал, что главным героем будет поручик Шванвич, который был на стороне Пугачева. Изначальный замысел Пушкина конечно был отредактирован благодаря изучению деталей бунта в Оренбурге и Казани. Главный вывод, который сделал поэт, это то, что только дворянство не предало государство и не пошло в сторону бунта. Поэтому жизнь Шванвича, как отшельника была схожа на судьбу Дубровского.
Прототипы. Первоначально Пушкин решил, что основной персонаж должен быть дворянином. Но, у него должны были поменяться взгляды, и он должен был поддержать бунт. Соответственно прототипы это Шванвич и Вашарин. В итоге, автор пришел к тому, что создал два образа, Гринев и Швабрин. Первый добрый, второй строг и коварен. Такой прием поспособствовал усилению политической темы, ведь герои были из одного слоя общества, но имели разные политические взгляды. Это также повлекло за собой упрощение в цензурном плане.
Интересно. Многие не знают, что последняя версия «Капитанской дочки» вышла без одной главы, автор исключил ее. Она была посвящена бунту в селе Гринева. Для чего Пушкин убрал её? Этой главой, роман не проходил цензурные рамки. Только поле смерти Пушкина, глава была напечатана в 1880 году в журнале «Русский архив». Глава вышла отдельным изданием с отдельной обложкой, чтоб специалисты и ценители смогли познать смысл, заложенный в ней автором.
В первый раз данное произведение Пушкина вышло в знаменитом журнале «Современник» в 1936 году. Автору приходилось идти на поводу у цензуры и издаваться с некоторыми коррективами, пропусками и к тому же без подписи. Но отсутствие подписи для великого поэта не было преградой, со временем люди узнали, кто автор такого правдивого и настоящего романа.
История создания 3
«Капитанская дочка» творение великого поэта Александра Пушкина, в нем он раскрыл трагедию восстания крестьян против Пугачева. В тридцатые года эта тема была, широко известна, поэтому поэт для написания повести вписывал события реальной жизни, реальной крестьянской войны того времени. Он даже отправился в те места, где происходили события, внимательно изучив поле сражения, записывал истории стариков, которые видели происходящее воочию. Собирал историю и придания о Емельяне Пугачеве, и времени его правления.
Савельич был типичным представителем слуг, полностью преданному одному хозяину, он полностью убежден, что рабочие крестьяне существуют, для того чтобы работать исключительно на своих хозяев. Этот образ созданный Пушкиным, был по-настоящему искренним, благородным человеком. Старик Савельич, был трагическим героем того произведения. Более преданного слуги не было ни у одного хозяина.
Образ Пугачева был описан весьма суровым и жестковатым человеком. Вождь народного восстания, был беспощаден, особенно это было заметно по отношению к его врагам, к тем, кто не желает мериться с его властью. Несмотря на жестокость присущую его характеру, он был очень справедлив. Он всегда встает на защиту слабых. Пушкин очень ярко выразил образ Пугачева, и это не было поэтическим замыслом, так на самом деле представлялся ему вождь. Александр Сергеевич, показал его как человека с открытой чистой душой, он был образцом смелости и решительности, именно таким представлял себе писатель простого русского человека.
Во время работы над своим писанием «Капитанская дочка» Пушкин очень много раздумывал над проблемами восстания крепостных крестьян. О которых, он так же упоминал в «Истории о Пугачеве». Пушкин не верил, что в восстании крестьян есть какой-то смысл. Благодаря этому в образе Емельяна Пугачева были воплощены множество положительных черт русского народа.
Прототипы героев и интересные факты
Также читают:
Картинка к сочинению История создания романа Капитанская дочка
Популярные сегодня темы
Нижний Новгород – мой родной город. При одном его упоминании у меня возникают сотни теплых эмоций и воспоминаний. Это моя Родина, патриотом которой я являюсь. Это город со своей историей, со своими неповторимыми
Жила одна женщина, у нее не было детей, а она так мечтала о ребенке. Однажды пошла она к одной колдунье и рассказала ей о своей мечте. Колдунья дала ячменное зёрнышко, которое нужно было посадить в горшок для цветов и ждать.
Лиза — молодая девушка, слуга своей хозяйки Софьи. Она очень привлекательна и довольно красива, свидетельством тому является ухаживание со стороны самого Фамусова, хозяина дома и Молчалина
Данное произведение рассказывает о дружбе и взаимопомощи. В нем описывается множество личностей, характеров и нравов. Роман о путешествии, пиратах и сокровищах. Но сокровище это не то что блестит
История создания “Капитанская дочка”
История создания «Капитанской дочки» важна для понимания основной идеи произведения Александра Сергеевича Пушкина. В ходе трехлетней работы над повестью, которая предвосхищалась работой над историческим материалом, менялся авторский замысел. Данный материал поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.
Замысел
А. С. Пушкин, которого интересовала история пугачевского восстания, первоначально думал написать документальное произведение. Чтобы осуществить свой замысел, писатель в 1832 году получил от Николая I доступ к материалам восстания: документам и семейным архивам. А. С. Пушкин даже побывал в Приуралье и Поволжье, чтобы узнать информацию от участников и свидетелей пугачевского восстания. Многие рассказы реальных людей в художественной форме были отображены в повести «Капитанская дочка».
Работа над произведением
А. С. Пушкин начал работать над произведением в 1833 году. Постепенно роман Пушкина с документальной основой перерастал в художественную повесть, где основные действия происходили на фоне пугачевского бунта. Когда писатель проработал весь исторический материал, он стал осмыслять все события через художественную форму.
Из-за цензуры А. С. Пушкину пришлось множество раз переписывать свой роман. Первоначально автор хотел, чтобы в центре повествования находилась противоречивая личность – дворянин, который по собственному желанию перешел на сторону пугачевцев; однако позже А. С. Пушкин приходит к созданию двух образов-антиподов, подчеркивая при этом положительные качества Гринева и отрицательные черты Швабрина. На протяжении работы над историческим романом менялись имена главных героев, у которых были реальные прототипы.
Для автора произведения был важен образ Емельяна Пугачева. А. С. Пушкин показывает его не столько как лицо историческое, сколько личность со всеми ее особенностями характера. Если говорить кратко, самое главное для автора: показать Пугачева не только как предводителя восстания, но и как обычного человека.
Лишь в октябре 1836 года А. С. Пушкин закончил работать над последней редакцией повести. «Капитанская дочка» была напечатана в журнале «Современник» в декабре того же года.
Влияние зарубежной литературы
Творческая история романа «Капитанская дочка» связана также с тем, что на А. С. Пушкина повлияла жанровая специфика зарубежной литературы. В то время на русский язык переводились исторические романы Скотта и Вальтера. Русский писатель стремился, как и зарубежные романисты, с помощью исторической справки передать настроение целой эпохи, показать неординарную личность – Емельяна Пугачева. Именно поэтому сам А. С. Пушкин называл свое произведение историческим романом, а не повестью.
Капитанская дочка
Главная русская идиллия: история любви и спасения на фоне беспощадного бунта. Обратившись к истории Пугачёвского восстания, Пушкин пишет классически ясную книгу о самом необходимом для жизни в России — о том, что любовь и милость важнее справедливого возмездия, а добрый нрав и чистое сердце спасают даже в самые жестокие времена.
комментарии: Юрий Сапрыкин
Молодой дворянин Пётр Гринёв отправляется на службу в отдалённую уральскую крепость, попадает в буран и спасает от холода случайного встречного. Впоследствии тот окажется предводителем крестьянского восстания и отплатит за добро: оценив честность и прямоту Гринёва, Емельян Пугачёв спасёт его от расправы, а потом освободит из плена его невесту. Последняя прозаическая работа Пушкина — романтическая история на фоне русского бунта и вместе с тем инструкция по выживанию, книга о том, как сохранить себя в России в смутные времена.
Когда она написана?
В августе 1832 года Пушкин делает первые наброски новой книги — истории дворянина, перешедшего на сторону Пугачёва. Получив через несколько месяцев доступ в военные архивы, Пушкин начинает работать над «Историей Пугачёва», параллельно меняется и замысел будущего романа: главный герой отдаляется от Пугачёва, для роли изменника вводится отдельный персонаж, возникает романтическая линия, в последней редакции появляется Маша, дочь коменданта крепости. Под рукописью, которую Пушкин передаёт в цензуру, стоит дата «19 октября 1836 года» — его последнее большое произведение закончено в годовщину основания Царскосельского лицея.
Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов
Предельно прозрачно и экономно. «Повести Пушкина голы как-то», — с неодобрением замечал Лев Толстой; можно сформулировать эту мысль иначе: в них отсечено лишнее, всё служит развитию действия или характеров, каждая деталь о чём-то говорит, все висящие на стене ружья стреляют.
Российская государственная библиотека
Что на неё повлияло?
Исторические романы Вальтера Скотта, русская проза екатерининских времён, собственные впечатления Пушкина от работы в архивах и поездок в Казань и Оренбург, по местам Пугачёвского восстания.
Как она была опубликована?
В четвёртом номере журнала «Современник», за месяц до гибели Пушкина. Текст опубликован без указания имени автора, но незадолго до этого Пушкин читает «Капитанскую дочку» у Вяземского, и ни для кого в петербургском обществе имя автора не является секретом.
На то и призвание поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном и лучшем виде
Через месяц после публикации Гоголь пишет из Парижа, что книга «произвела всеобщий эффект». В восторге даже Белинский, тремя годами раньше писавший в статье «Литературные мечтания»: «Оборвался период Пушкинский, так как кончился и сам Пушкин» (впрочем, главного героя «Капитанской дочки» он объявит впоследствии ничтожным и бесцветным). Для современников это роман о потерянном рае: их завораживает, по выражению Александра Тургенева, «эта эпоха, эти характеры старорусские и эта девичья русская прелесть». Спустя десять лет Гоголь напишет: «Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазнёй. …Всё не только самая правда, но ещё как бы лучше её. …На то и призвание поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном и лучшем виде».
Российская государственная библиотека
Перечислять отражения «Капитанской дочки» в последующих эпохах можно бесконечно: картины тихой и простой семейной жизни отзовутся у Аксакова и Толстого, образ «доброго служивого» капитана Миронова продолжится в Максим Максимыче у Лермонтова и толстовском капитане Тушине. К «Капитанской дочке» восходит всякая русская идиллия, вплоть до романа Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», а вопрос о том, как сохранить честь и человечность на фоне трагических событий истории, оказался принципиально важным для литературы XX века. Как писал Дмитрий Святополк-Мирский, в романе «содержится квинтэссенция того, чем стал русский реализм».
Спектакли и экранизации
«Капитанская дочка». Режиссёр Юрий Тарич. 1928 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Юрий Тарич. 1928 год
«Капитанская дочка» («La figlia del capitano»). Режиссёр Марио Камерини. 1947 год
«Капитанская дочка» («La figlia del capitano»). Режиссёр Марио Камерини. 1947 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Владимир Каплуновский. 1958 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Владимир Каплуновский. 1958 год
«Капитанская дочка» (телевизионный спектакль). Режиссёр Павел Резников. 1976 год
«Капитанская дочка» (телевизионный спектакль). Режиссёр Павел Резников. 1976 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Юрий Тарич. 1928 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Юрий Тарич. 1928 год
«Капитанская дочка» («La figlia del capitano»). Режиссёр Марио Камерини. 1947 год
«Капитанская дочка» («La figlia del capitano»). Режиссёр Марио Камерини. 1947 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Владимир Каплуновский. 1958 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Владимир Каплуновский. 1958 год
«Капитанская дочка» (телевизионный спектакль). Режиссёр Павел Резников. 1976 год
«Капитанская дочка» (телевизионный спектакль). Режиссёр Павел Резников. 1976 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Юрий Тарич. 1928 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Юрий Тарич. 1928 год
«Капитанская дочка» («La figlia del capitano»). Режиссёр Марио Камерини. 1947 год
«Капитанская дочка» («La figlia del capitano»). Режиссёр Марио Камерини. 1947 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Владимир Каплуновский. 1958 год
«Капитанская дочка». Режиссёр Владимир Каплуновский. 1958 год
«Капитанская дочка» (телевизионный спектакль). Режиссёр Павел Резников. 1976 год
«Капитанская дочка» (телевизионный спектакль). Режиссёр Павел Резников. 1976 год
Почему Пушкин заинтересовался историей Пугачёва?
В 1831 году Пушкин принят на службу в Коллегию иностранных дел в качестве «историографа»: это высочайший ответ на письмо Бенкендорфу, где поэт сообщает о желании написать историю Петра и просит разрешить ему доступ в архивы. В России неспокойно: подавленное императорскими войсками Польское восстание сменяют Холерные бунты и волнения военных поселенцев; возможно, под впечатлением от происходящего вокруг Пушкин начинает интересоваться народным восстанием недавно ушедшей эпохи. Николай дарит ему Полное собрание законов Российской империи, где Пушкин изучает приговор главарям пугачёвского бунта и делает выписки с упоминанием Михаила Шванвича — дворянина, перешедшего на службу к Пугачёву. Для постдекабристской эпохи эта тема почти запретная. «…Все без исключения архивные данные о ней, — писал литературовед Юлиан Оксман, — официально считались секретными… самое обращение к материалам о крестьянской революции не могло не компрометировать Пушкина, которому разрешены были царём в 1831 году лишь разыскания в области биографии Петра Великого». В феврале 1833-го Пушкин просит у военного министра графа Чернышёва разрешить ему доступ к секретным архивам для изучения истории графа Суворова и его участия в подавлении Пугачёвского восстания, но, получив разрешение, начинает заниматься материалами о восстании в целом и всего за пять недель пишет «Историю Пугачёва». Николай I лично вычитывает текст, вносит 23 правки, меняет название на «Историю Пугачёвского бунта» и берёт издательские расходы на свой счёт.
Library of Congress
Были ли у героев романа реальные прототипы?
В первых набросках главным героем был Михаил Шванвич — офицер, попавший в плен к пугачёвцам и перешедший на сторону самозванца. Пушкин несколько раз менял имя героя и его историю. В итоге черты Шванвича перешли к Швабрину, а главный герой получил фамилию подполковника Алексея Гринёва — тот участвовал в подавлении восстания, по ложному оговору был обвинён в сотрудничестве с Пугачёвым, но оправдан судом; этот сюжет присутствует в «Истории Екатерины II» Жана Кастера, которая присутствовала в библиотеке Пушкина. Известно, что баснописец Иван Крылов рассказывал Пушкину о своём отце, капитане Андрее Крылове, защищавшем от восставших Яицкий городок, — на него чем-то похож комендант Миронов. Что касается Пугачёва, на страницах «Истории бунта» и в документах следствия он выглядит куда более жестоким; возможно, на образ Пугачёва в романе повлияли впечатления Пушкина от поездок на Урал, где старые крестьяне по-прежнему называли предводителя восстания «батюшкой Петром Федоровичем» и говорили, что ничего от него не видели, кроме хорошего.