Причастие образуется от глагола суффиксальным способом. Чтобы определить, как появилась буква «Н», проведем морфологический разбор: корень «чит», приставка «про», и два суффикса «а» и «н».
Со словом можно придумать несколько предложений:
«Книга не прочитана, потому что я так и не нашла времени для чтения».
«Непрочитанные книги сдай в библиотеку».
«Это стихотворение не прочитано полностью, мы потратили много времени на обсуждение биографии автора».
«Эта газета непрочитанная, но будет прочитана в ближайшую неделю».
Многие задаются вопросом, как же правильно: «прочла» или «прочитала», и в каком контексте употреблять слова.
И «прочла», и «прочитала» можно соотнести с книгой, журналом или другим источником, который можно читать:
«прочла» значит завершена полностью какая-то работа над текстовым документом или файлом;
«прочитала» относится только к какому-то временному промежутку, и может указывать как на завершение чтения, так и на прочтение только какой-то части.
Разницу можно увидеть на примере:
«Я почти все дни отпуска прочитала, так как дождь и холод мешали занятиям на улице».
Человек все дни напролёт читал, занимался чтением.
Сказать «Я почти все дни отпуска прочел» неуместно в данном случае.
«На прошлой неделе Марина прочитала интересную заметку в журнале».
«Книга такая интересная, что я прочитала за один вечер, бросив все другие занятия».
«Прочла в бегущей строке о том, что Россия взяла золотую медаль в ЧМ по водным видам спорта. Ура!».
Поэтому ситуации, в которых они употребляются верно, схожи:
«Прочтя в газете объявление о наборе детей в группу по игре в флорбол, сразу же начала звонить».
«Моя мама, прочитав новый рецепт пирога на сайте, сразу же загорелась его испечь».
Кажется, что разницы нет. На самом деле, есть большая разница в написании:
Ошибки допускаются и в ударении. Важно понимать, что в слове «прочитан» ударение приходится на второй слог.
Можно ли по-русски говорить: «прочитал», «прочитала»? Или надо «прочёл», «прочла»?
Есть ответ на сайте gramota.ru
Вопрос
Прочесть: прочту, прочтёшь, прочтёт, прочтём, прочтёте, прочтут, прочёл, прочла, прочло, прочли, прочтённый, прочтя.
Прочитать: прочитаю, прочитаешь, прочитает, прочитаем, прочитаете, прочитают, прочитанный, прочитав.
Правильно
прочесть и прочитать книгу, но только прочитать всю ночь.
Думаю, что глаголы «прочесть» и «прочитать» в некоторых случаях отличаются оттенками значений. Например: прочитать книгу, но прочесть лекцию или прочесть наставление, также: хороший чтец, но хороший читатель. Можно условно сказать, что форма «прочесть» передает внутренний, активный, «авторский» характер действия, в то время как форма «прочитать» в большей степени пассивная и «завязанная» на внешний объект. Такую же картину можно наблюдать во многих парных вариантах с суффиксом А и без него, например: рыбы мечут икру – спортсмен метает копье, брызжет фонтан – не брызгай водой, каплет (капает) дождь – не капай на пол.
О втором значении «прочитать», которого нет у «прочесть», вам уже сказали.
Важно понимать то, что слова эти могут употребляться по смыслу.
Например: «Я прочитал книгу Л.Н. Толстого «Война и мир»» (то есть я это сделал), НО «Я прочёл в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», как Наташа Ростова танцевала на балу». То есть мы видим, что слово «прочитать» в данном смысле означает как обозначение факта совершения определённого действия, а слово «прочесть» подразумевает под собой непосредственно содержание действия, углубление в детали происходящего.
Также можно сказать, что я прочитал научно-познавательную газету, но я прочёл в ней об одном открытии, которые учёные сделали в микробиологии/астрономии/географии и так далее.
Ещё один пример: «Прочитай учебник по истории», «Прочти, что написано в параграфе 21». Вот примерно таким образом и можно эти слова употреблять.
Глаголы «прочитать», «прочесть» произошли от того же общеславянского корня *čьt-tь, что и «чтить», «честь», «читать», «почитать». Отсюда, к примеру, соответствующие значения у глагола «почитать»: провести некоторое время за чтением и проявлять почтение к кому-либо.
И всё-таки, прочитать или прочесть книгу? Посмотрим, что пишет «Словарь трудностей русского языка» об этих словах:
Глаголы совпадают во всех значениях, кроме значения глагола «прочитать» — «провести какое-либо время за чтением» (ср.: нормальное «прочитать всю ночь», но неверное «прочесть всю ночь»).
Прочесть: прочту, прочтёшь, прочтёт, прочтём, прочтёте, прочтут, прочёл, прочла, прочло, прочли, прочтённый, прочтя.
Прочитать: прочитаю, прочитаешь, прочитает, прочитаем, прочитаете, прочитают, прочитанный, прочитав.
Слово прочесть относится к непродуктивным классам (группам) глаголов, прочитать — к 1 продуктивному классу, чем и объясняется его бо́льшая употребительность.
Толковые словари тоже различий не делают. Оба глагола совпадают по смыслу, и только «Провести какое-либо время за чтением» — это дополнительное значение слова «прочитать» (признак длительности), которое отсутствует у «прочесть».
Высказывание «Я прочёл всю ночь» будет некорректно, ведь в таком случае мы утверждаем, что объект нашего чтения — это ночь, а не книга.
Таким образом, стилистически эти глаголы ничем не отличаются. Однако есть субъективное ощущение, что «прочесть» — более книжное слово, есть в нём некий оттенок архаичности.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неверный выбор падежной формы имени существительного с предлогом
1) Прочитав аннотацию к книге, мне захотелось купить её и прочитать от корки до корки.
2) По возвращению с работы мать позвала сына ужинать, но он отказался, сказав, что готовится к докладу.
3) Маша, одетая в розовое платьице, выходит из подъезда и пошла вдоль по тротуару к детской площадке.
4) Со своего недоступного острова, оберегаемого войском кораблей, приученных повелевать морем, она властвует великими областями во всех частях света.
5) Вглядываясь в эти ровные строчки, Андрей повернулся к двери, положил ладонь на ручку замка и вдруг заметил в самом низу листа постскриптум, короткую приписку мелким почерком, не замеченной им раньше.
6) Он подплыл поближе, вглядываясь в тумане в чёрную глыбу на воде, и на миг замер в нерешительности, будто засомневался, стоит ли двигаться дальше.
7) Воодушевлённой возможностью посидеть с Никитой наедине и помочь ему с документами, Оле хотелось болтать без умолку.
8) Бóльшая часть участников конференции, организованной накануне чемпионата, интересовалась составом спортивных сборных.
9) «Кто из вас сегодня опоздали на первое занятие?» — строго спросил преподаватель.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым — 9) «Кто из вас сегодня опоздали на первое занятие?» — строго спросил преподаватель. КОРРЕКТНО: 9) «Кто из вас сегодня опоздал на первое занятие?» — строго спросил преподаватель.
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом — 1) Прочитав аннотацию к книге, мне захотелось купить её и прочитать от корки до корки. КОРРЕКТНО: 1) Прочитав аннотацию к книге, я захотел купить её и прочитать от корки до корки.
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм — 3) Маша, одетая в розовое платьице, выходит из подъезда и пошла вдоль по тротуару к детской площадке. КОРРЕКТНО: 3) Маша, одетая в розовое платьице, выходит из подъезда и идёт вдоль по тротуару к детской площадке.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом — 5) Вглядываясь в эти ровные строчки, Андрей повернулся к двери, положил ладонь на ручку замка и вдруг заметил в самом низу листа постскриптум, короткую приписку мелким почерком, не замеченной им раньше. КОРРЕКТНО: 5) Вглядываясь в эти ровные строчки, Андрей повернулся к двери, положил ладонь на ручку замка и вдруг заметил в самом низу листа постскриптум, короткую приписку мелким почерком, не замеченную им раньше.
Д) неверный выбор падежной формы имени существительного с предлогом — 2) По возвращению с работы мать позвала сына ужинать, но он отказался, сказав, что готовится к докладу. КОРРЕКТНО: 2) По возвращении с работы мать позвала сына ужинать, но он отказался, сказав, что готовится к докладу.
В предложениях под номерами 4, 6, 7, 8 грамматических ошибок нет.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написали так и прочитал, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написали так и прочитал", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |