Информирование или агитация — как писать в СМИ о выборах
Какие материалы о выборах и на каком этапе избирательной кампании можно публиковать в средствах массовой информации?
Журналистам важно различать два периода избирательной кампании:
Информирование и предвыборная агитация — это разные виды деятельности, осуществляемые в период избирательной кампании, поэтому требования к их содержанию имеют отличия.
Период информирования начинается с момента принятия решения о проведении выборов, т.е. с 17 июня 2021 г.
В период информирования в СМИ можно публиковать только информационные материалы о выборах, о кандидатах, о политических партиях. Агитация запрещена.
Основные признаки и критерии информационного материала
Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть:
Эти признаки и критерии перечислены в статье 58 Закона № 20-ФЗ
При условии, что они выполнены, то в период информирования могут публиковаться:
Информирование в дни голосования
В дни голосования нельзя публиковать данные об итогах голосования и результатах выборов. Запрет действует до закрытия участков в конкретном избирательном округе.
Публиковать результаты опросов общественного мнения, прогнозы результатов выборов и других исследований, связанных с проводимыми выборами также нельзя. Этот запрет действует в течение пяти дней до дня голосования.
Основные признаки и критерии агитационного материала
Агитационный период в СМИ начинается 21 августа 2021 г. и заканчивается в 23.59 ч 16 сентября 2021.
Только в этот период разрешена агитация
Агитационные материалы политических партий могут появиться в СМИ не ранее чем за 28 дней до дня голосования, то есть не ранее 21 августа 2021.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона N 67-ФЗ);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Как отграничить информационные материалы от агитационных?
При отграничении информационных материалов от агитационных будет рассматриваться вопрос, подпадают ли материалы СМИ под признаки предвыборной агитации, а также соблюдены ли в них принципы информирования избирателей.
Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не нарушать равенство кандидатов, политических партий. Именно соблюдение этих принципов позволяет считать какой-либо материал, размещенный в СМИ, информационным.
Нарушение же указанных принципов с агитационной целью может повлечь за собой признание материала агитационным.
К примеру, если информация о кандидате, политической партии является объективной, достоверной, но подается систематически с целью побудить избирателей голосовать за или против какого-либо одного кандидата, список кандидатов, в то время как сведения о других кандидатах, политических партиях замалчиваются, то распространение такой информации можно расценивать как предвыборную агитацию.
Ответственность за агитацию под видом информирования
Как видно, четких границ между агитацией и информированием не существует. Поэтому, пишите аккуратнее.
Ответственность серьезная и предусмотрена статья 5.10 КоАП РФ «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где её проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах» — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
А повторное нарушение избирательного законодательства согласно статье 16.1 Закона «О СМИ» влечёт приостановление выпуска СМИ до момента окончания голосования на выборах.
Предвыборная агитация: суть, формы, условия
После того как кандидаты любого уровня прошли процедуру выдвижения и регистрации, как правило, берет свой старт избирательная кампания. И какие бы выборы ни проходили в стране, их на сегодняшний день невозможно представить без предвыборной агитации. Этот процесс закреплен в законодательных актах и строго регламентируется рамками государственного права.
Немного истории
Органы власти в обществе существуют с давних времен. И на протяжении уже не одного века все занимаемые в них посты являются избирательными. Выборы относятся к социальным явлениям, распространенным практически на всех исторических этапах становления государства. Однако лишь в 19-20 вв. произошло их конституционно-правовое признание и утвердились демократические принципы, которые служат основой избирательного права.
На сегодняшний день выборы, предшествующие формированию органов, представляющих государственную власть и местное самоуправление, являются неотъемлемым атрибутом любого правового демократического государства. Они служат особо значимым элементом общечеловеческих ценностей, взаимодействуя со свободой слова, массовой информации и печати.
Независимые выборы в целом демонстрируют наличие конституционного правопорядка и ограничивают произвол публичной власти. При этом они характеризуют тот уровень демократии, политической и экономической свободы, который достигнут обществом в отношении всех жителей страны и каждого человека в отдельности.
Понятие предвыборной агитации
Предвыборная агитация обладает своей правовой регламентацией, закрепленной в федеральных законах и нормативных документах субъектов РФ. Детализирование этой процедуры происходит в форме инструкций, предоставляемых избирательными комиссиями.
С понятием «предвыборная агитация» можно ознакомиться в ст. 48 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав…». Исходя из положений данной статьи, под таким процессом понимаются:
Финансирование
Проведение предвыборной агитации, ставящей своей целью склонение избирателей на сторону того или иного кандидата, проводится за счет средств, собранных избирательными фондами. Причем каждый из претендентов на пост в органы власти должен иметь свой источник финансирования. Согласно условиям предвыборной агитации, закрепленным в законодательных актах, запрещается оплачивать развернутую кампанию за счет средств, взятых из фондов других кандидатов.
Сроки проведения
Предвыборная агитация избирателей – это одна из стадий избирательного процесса, которая ограничена определенным периодом. Эти сроки, а также формы и методы осуществления данной кампании регулируются ФЗ №51 (при избрании депутатов в Государственную думу и Федеральное собрание РФ), а также ФЗ №138 (при проведении выборов в органы местного самоуправления).
К созданию положительного или отрицательного имиджа кандидата или целого избирательного объединения можно приступать с того дня, когда происходит выдвижение претендента (или списка) на пост. При этом предвыборная агитация начинается при условии создания необходимого фонда. Когда заканчивается этот период? Сроки предвыборной агитации можно уточнить в соответствующих ФЗ РФ. Окончание данной кампании должно произойти в ноль часов ноль минут за сутки до дня голосования (по местному времени). Подобное временное ограничение призвано обеспечить свободу избирательного права.
Какие могут быть применены методы и формы предвыборной агитации? Рассмотрим их подробнее.
Публичные выступления
Это один из наиболее распространенных методов, применяемый во время предвыборной агитации кандидатов. Публичное выступление использовалось очень давно. Еще в древности одним из основных ресурсов политика являлось его умение образно и хорошо говорить, увлекая за собой слушателя. Это же становилось и неотъемлемой составляющей имиджа кандидата. Ведь личное общение, сопровождающееся умением держать речь, убедить и выслушать собеседника, является истоком карьеры любого политика. Подобные действия позволяют ему сформировать команду единомышленников, которая в дальнейшем приведет кандидата к желаемой победе.
При проведении предвыборной агитации происходят публичные дебаты между несколькими оппонентами. В это время каждому из кандидатов важно определить своего главного соперника и постараться создать у избирателей представление о нем как о человеке, который нарушает такие общепринятые этические правила, как скромность и честность, предупредительность и доброжелательность.
Листовочная кампания
Без этого недорогого, оперативного и достаточно эффективного средства не обходится ни одна предвыборная агитация кандидатов. Ведь листовки обладают значительным потенциалом. Исходя из имеющегося опыта, профессионально подготовленная и грамотно организованная подобная кампания в ряде случаев аналогична или даже превосходит ту, которая ведется в электронной форме или в СМИ.
Использование Интернета, радио, телевидения и печати
СМИ являются основным каналом, позволяющим оказать влияние на избирателей. Хорошо организованная реклама в печатных изданиях или на телевидении способна в самые кратчайшие сроки привлечь внимание избирателей к определенному кандидату. После этого люди, как правило, готовы оказать такому человеку кредит доверия.
Проведение эффективной работы со СМИ предполагает предварительное планирование подобной деятельности, координируя ее с прочими агитационными технологиями. Следует помнить о том, что реклама порой остается незамеченной или вызывает негативные эмоции, если она подана в соответствующем оформлении или окружении. Для получения желаемого эффекта необходимо определить масштабы аудитории СМИ в данном регионе и его популярность среди населения. После этого штабу конкретного кандидата предстоит найти грамотные подходы к подаче информации, первоначально делая акцент на личности и имени претендента на выборный пост, а затем создать и укрепить его имидж. Вся подаваемая в СМИ информация должна иметь статус сенсации или новостей.
Уличная и наружная реклама
Данный способ является одним из самых распространенных из тех, которые позволяют довести обращения кандидата до широкой аудитории.
В этом случае под наружной понимается не только реклама, размещаемая на улице. Она может находиться в различных общественных местах, например в метро, на стадионах и т. д.
Адресная агитация
От чего зависит успех подачи информации о кандидате? Во многом он находится в зависимости от того, насколько тесно подаваемые избирателям агитационные материалы связаны с их насущными нуждами и насколько глубокое воздействие они произвели на эмоции и чувства людей.
Для достижения успеха рекламное сообщение должно быть обращено к более сплоченной и узкой группе людей. Только в таком случае появится больше уверенности в том, что поданная информация достигнет чувств и сознания избирателя.
Например, американские организаторы агитационной кампании сравнивают ее адресную форму с винтовкой, которая противопоставляется дробовику. Прямая агитация позволяет подаваемой информации попасть непосредственно к тем людям, которым она и была предназначена. Подобной деятельности должно предшествовать создание баз данных избирателей и их постоянное обновление. Только в таком случае становится возможным составление личного обращения.
Передача информации от человека к человеку
Сущность данного метода выражена в его названии. При его применении предвыборная агитация проводится в любом месте, где находятся избиратели. Это может быть магазин и поликлиника, улица, организация и т. д. Основной смысл подобной кампании заключен в том, чтобы незнакомого человека сделать знакомым, превратив его не только в сторонника, но и в агитатора.
Лучше всего для такой кампании подходят социальные и медицинские работники, учителя и продавцы, дворники и почтальоны, то есть все те, чья ежедневная деятельность связана с людьми и кто вызывает у них определенный уровень доверия. Подобный метод агитации во многом схож с технологией слухов. Однако в последнее время разрабатываются новейшие способы подачи информации о кандидате, основанные на использовании принципов многоуровневого маркетинга. Подобный метод позволяет реализовать потенциальные возможности каждого человека.
Привлечение известных людей
Такой способ ведения предвыборной агитации относят к классическим. Стоит отметить, что участие в подобных кампаниях известных людей, а также их положительные отзывы о кандидате не всегда приносят желаемые голоса избирателей. Тем не менее они способствуют повышению интереса к претенденту, влияют на создание его имиджа и т. д. Технологии появления кандидатов на фоне знаменитых личностей являются необходимым элементом практически каждого крупного избирательного процесса.
Агитация на улице
Вряд ли возможна такая ситуация, когда большое количество людей приходит на встречу с кандидатом. Необходимо, чтобы он сам шел к своим избирателям, организовывая специальные встречи.
Самой эффективной явится агитационная кампания, которая будет проведена непосредственно на улице. Варианты организации подобных встреч могут быть следующие:
«От двери к двери»
Подобная организация проведения агитационной кампании присутствует на выборах любого уровня. Помощники кандидата совершают обходы по квартирам, чем обеспечивают личный контакт с избирателями.
Однако, согласно проведенному анализу, подобная кампания является эффективной только в случае ее грамотной организации. А это предполагает тщательный подбор агитаторов, их обучение, проведение работы с базой, в которую включены списки избирателей, и т. д.
В тех случаях, когда вся деятельность производится по принципу «только бы отчитаться», никаких положительных результатов ждать не стоит. Наиболее результативным данный метод оказывается на местном и региональном уровне. При этом он часто заменяет собой другие способы агитации.
Отдельные ограничения
Существуют и некоторые запреты в предвыборной агитации. Так, в период проведения данной кампании не допускаются действия по злоупотреблению свободой информации, ущемляющие права других лиц. Запрещены также деяния, признаваемые административными проступками и преступлениями.
Ограничения, существующие при проведении предвыборной агитации, установлены на уровне федерального законодательства. Этими правовыми актами предусматриваются и определенные требования к кандидатам.
Федеральное законодательство считает недопустимым нарушения предвыборной агитации, которые могут иметь место при неверном использовании ее сроков, выпуске и распространении печатных материалов, не имеющих необходимых выходных данных или без внесенной оплаты, и т. д.
Отнесение подаваемой информации в ходе избирательных кампаний к той, которая запрещена законом, возможно при определении некоторых критериев. Например, несет ли она в себе негативную эмоциональную оценку в отношении к определенной социальной, религиозной и этнической группы, подстрекающую на ограничение их прав и свобод? Кроме этого, необходимо установить, нет ли в подаваемой информации высказываний, носящих дискриминационный характер. А может, в ней находит выражение только личное отношение кандидата к проблеме, без призывов против своих соперников?
Недопустимой, согласно законодательству РФ, считается информация, нарушающая нормы интеллектуальной собственности. Они охраняются нормативными правовыми актами государства в виде смежных и авторских прав, патентов, средств индивидуализации, коммерческих и служебных тайн, селекционных достижений, топологии микросхем интегрального типа, рационализаторских изобретений.
Для того чтобы обеспечить свободное волеизъявление пришедших на избирательные участки людей, сравнительно недавно законодательством была утверждена норма, запрещающая проведение в день голосования лотерей и прочих игр, основанных на риске.
Недопустимым считается и подкуп тех, кто вправе отдать свой голос за кандидата.
Агитация в социальных сетях и блогах. Требования закона
В начале 2021 года блогеры и СМИ хайпили о полном запрете политической агитации в социальных сетях — были приняты изменения в законодательство о выборах.
Истина ищется, как обычно, где-то посередине хайпа. Поэтому рассуждаю о нюансах распространения агитационных материалов в соцсетях, блогах и на сайтах, не зарегистрированных в качестве СМИ. Спойлер — не все так однозначно.
Может ли обычный человек на своей странице писать о кандидатах, о выборах? А паблики? И что с репостами?
Право участвовать в предвыборной агитации относится к избирательным правам граждан.
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума —
это предусмотрено статьей 48 Закона № 67-ФЗ
Если их резюмировать, то ЦИК относится к социальным сетям как к площадкам распространения аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Это некая иная форма агитации. Иная — в сравнении с традиционными теле, радио, печатными СМИ и сетевыми изданиями.
Считаю такой подход обоснованным, потому что Закон № 20-ФЗ и Закон № 67-ФЗ не содержат специальных требований к агитации именно в социальных сетях.
Из этого следует, что некоторые требования законодательства о выборах, предъявляемые к СМИ, не относятся к агитации в социальных сетях. Но это не означает, что в блогерстве можно проявить всю свою активность и креативность. Возможно все, но только в рамках разрешенного.
Размещение агитационного материала на Интернет-сайте, не являющемся сетевым СМИ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 54 Федерального закона, в правовом режиме «иных агитационных материалов» в смысле подпункта «в» пункта 3 статьи 48, пунктов 1 и 3 статьи 54 Федерального закона, а если агитационный материал является аудиовизуальным, то в правовом режиме аудиовизуального агитационного материала.
По смыслу статьи 54 Закона № 67-ФЗ материалы, которые технически могут быть размещены в интернете, относятся к аудиовизуальным. Они предназначены для зрительного и слухового восприятия либо только для зрительного, либо только для слухового.
В свою очередь все аудиовизуальные агитматериалы:
Проверять, представил ли кандидат свои материалы в избирком или нет, человек не обязан и не несет за это ответственность. А вот выходные данные нужны всегда, следуя требованиям закона.
Мой пост — агитационный или нет?
Я уже писал о признаках агитации для СМИ, прочитайте. По этим же критериям можно оценить и ваш пост.
Кратко. Если он преследует цель побудить своих подписчиков голосовать за этого кандидата или против того кандидата, и в нем присутствуют другие признаки агитации, то он агитационный. Более четких критериев, к сожалению или к счастью, нет.
Я сам написал агитационный пост в поддержку своего любимого кандидата. Какие выходные данные.
Общие требования части 4 статьи 68 Закона № 20-ФЗ и пункта 2 статьи 54 закона № 67-ФЗ говорят о том, что каждый агитматериал должен содержать информацию:
Означает ли это, что если я планирую разместить агитационный материал, например, стихотворение, в поддержку определенного кандидата на своей странице в социальной сети, то должен и всю эту информацию написать? С кандидатом я никак не связан и просто хочу его поддержать. Агитационный материал создаю самостоятельно и бесплатно.
На этот вопрос даже на горячей линии Центризбиркома мне не смогли ответить, но предложили направить запрос, который будет рассмотрен. Что я и сделал, о результатах сообщу.
Пока же вижу такой выход. На первый взгляд странный, но соответствующий требованиям законодательства о выборах, если ЦИК что-то другое не предложит.
Итак, под агитационными постом, автором которого является некий Петров П. П., я напишу:
Данный материал изготовил Петров Петр Палыч, Свердловская область, г. Екатеринбург по своему заказу. Тираж – 1 экземпляр. Дата изготовления 18.08.2021 г. Из средств избирательного фонда кандидата Иванова И. И. материал не оплачивался.
А что делать с репостами? Можно или нет?
Репост — это распространение информации. Если при репосте агитматериала выходные данные сохраняются, то все ОК.
Агитация в соцсетях и блогах//Иллюстрация pixaby.com
И, кажется, единственным безопасным решением в ситуации правовой неопределенности является отказ от публикации агитации. Но ведь так сложно удержаться и промолчать… Маскировать мудреными словесными оборотами свои высказывания — тоже не новая идея.
Разумность, содержание и форма
Например, паблик может администрировать редакция СМИ, но отдельно в качестве сетевого издания его не регистрировать.
Кто не может агитировать в социальных сетях
Часть 7 статьи 48 Закона № 67-ФЗ содержит перечень лиц и организаций, которым запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы, в том числе и в социальных сетях:
Так или иначе эти ограничения связаны с осуществлением профессиональной деятельности.
Например, журналист не может агитировать в процессе выполнения редакционного задания. Но нет запрета на публикации постов с агитационными признаками на его личной странице. С другой стороны, если личная страница журналиста в большинстве своем состоит из своих профессиональных работ, то могут возникнут вопросы.
Когда нельзя размещать агитационные материалы в соцсетях
На размещение агитационных материалов на интернет-ресурсах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации, распространяются требования об агитационном периоде — со дня выдвижения кандидатов, списков кандидатов и до 23:59 ч 16 сентября 2021 местного времени.
Так как в 2021 году голосование длится три дня — 17, 18 и 19 сентября, то проведение предвыборной агитации в эти дни запрещается.
Традиционного “дня тишины” в этом году нет. Это общее требование, поэтому оно распространяется и на соцсети.
Что нельзя писать в соцсетях о выборах
Действуют следующие ограничения:
Есть еще ряд ограничений, которые предусмотрены для любых агитационных материалов законом. Подробнее о них я писал в статье о требованиях к агитационным материалам в СМИ. А если кратко, то:
Ответственность за незаконную агитацию в социальных сетях
Если говорить исключительно о нарушении требований к агитации в интернете, то ответственность предусмотрена частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ:
Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Блокировка личного аккаунта или сайта возможна?
Да, возможна. Процедура блокировки за нарушение законодательства о выборах предусмотрена статьей 15.3 Закона № 149-ФЗ “Об информации…”. Норма новая и будет апробирована только на выборах в 2021 году.
Будем смотреть на практику применения и анализировать ее.
Что делать-то?
Информация всегда субъективно воспринимается, учитывайте это. Если готовите серьезный пост, то заранее подумайте, почему вы напишете его, почему именно так. Иначе говоря, обоснуйте для себя его необходимость, содержание и форму до того, как опубликуете, а не после.