Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:
ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.
Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:
выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.
Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:
Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:
приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.
Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.
Закончим с примерами из начала статьи:
Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах
Ряд слов, образованных от Похожих глаголов нужно отметить особо.
Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов:
Практика ЕГЭ по русскому языку:
Окончание глагола сложно определить, когда оно является безударным. Для этого необходимо воспользоваться определенным алгоритмом, который мы сегодня и рассмотрим.
Для начала вспомним, что глагол обозначает действие предмета и в начальной форме отвечает на следующие вопросы: что делать? что сделать?
Основную сложность вызывает написание безударных личных окончаний глаголов настоящего или будущего времени.
Например:
Итак, для определения безударного личного окончания глагола обратимся к алгоритму:
1. Определить начальную форму глагола.
3. Определить спряжение инфинитива, руководствуясь правилом.
4. Определение личного окончания глагола.
Посмотрим, как работает данная схема на примере глагола 2-го спряжения “лечишь”.
Лечишь – это глагол в форме 2-го лица настоящего времени
1. Начальная форма – леч ить
3. Вспомним правило, которое поможет определить спряжение глагола:
Исключения:
4. Чтобы определить личное окончание глагола, обратимся к следующему правилу:
Приведем еще один пример с глаголом “болеет”.
1. Начальная форма – болеть
4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол “болеет” будет оканчиваться на “-ет” (смотреть правило выше).
В русском языке существуют глаголы, инфинитив которых имеет нулевое окончание (например: смочь, беречь и др).
Как определить спряжение глаголов, если инфинитив имеет нулевое окончание?
Если инфинитив не имеет окончания, то спряжение глагола определяется по личному окончанию, даже если оно безударное. В данном случае нужно подобрать такую личную форму глагола, в которой окончание будет звучать отчетливо.
Например:
смочь – смогут (в форме третьего лица множественного числа отчетливо слышно окончание слова и становится ясно, что глагол относится к первому спряжению).
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Написание безударных окончаний глаголов зависит от того, к какому спряжению (первому или второму) принадлежит слово.
Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку. Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.
1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж _ т испытания года… (Л. Толстой)
2. Так гений радостно трепещ _ т,
Свое величье познаёт,
Когда пред ним гремит и блещ _ т
Иного гения полёт. (Н. Языков)
3. Страшно стан _ т, а тут, – точно как будто заслыш _ шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч _ т… (Ф. Достоевский)
4. Вникн _ м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин)
5. Одича _ шь, зна _ те, буд _ шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь)
6. Они скоро знакомятся, и не успе _ шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь)
7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим _ те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)
8. Ты вид _ шь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. (Л. Толстой)
9. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обид _ т. (Л. Толстой)
10. Пусть безумствует море и хлещ _ т,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещ _ т,
Ни один не свернет паруса. (Н. Гумилев)
11. Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стел _ т? Спать не жестко?
Как там Цезарь… (И. Бродский)
12. И пышный пир как будто дремл _ т,
Безмолвны гости, хор молчит. (А. Пушкин)
13. Трата и труд, вечные приспешники доблести,
Бор _ тся за скрытый в опасностях подвиг.
За кем успех – тот и мудр в мнении людском. (Пиндар)
14. Он чувствовал, что его занятия происход _ т независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. (Л. Толстой)
15. – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассе _ шься, – прибавила она, обращаясь к Наташе. (Л. Толстой)
16. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящ _ шь следы древнего, утраченного тобой величества. (Л. Толстой)
18. И все они борются и страда _ т, и мучают, и порт _ т свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. (Л. Толстой)
19. У нас растворили окошко; солнышко свет _ т, птички чирикают, воздух дыш _ т весенними ароматами, и вся природа оживля _ тся – ну, и остальное там все было тоже соответственное… (Ф. Достоевский)
20. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не зна _ те Бога, и что вы ненавид _ те свою жизнь. (Л. Толстой)
Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).
В этой теме мы разберем личные окончания глаголов первого и второго спряжения и вы научитесь их определять.
Для начала вспомним, что глагол обозначает действие предмета и в начальной форме отвечает на следующие вопросы: что делать? что сделать?
Основную сложность вызывает написание безударных личных окончаний глаголов настоящего или будущего времени.
Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.
В русском языке различают два спряжения: первое спряжение и второе спряжение.
Если определение спряжения глаголов с ударным личным окончанием не составляет труда, то безударные окончания вызывают сложности.
Если у глагола безударное личное окончание, то спряжение следует определять по инфинитиву (неопределенной форме).
Вспомним правило:
После определения спряжения по инфинитиву определить личное окончание глагола не составит труда. Воспользуемся следующим правилом:
Примечание: глагол “едем” в таблице употреблен в значении “ехать, передвигаться”.
На примере глагола “болеет” определим спряжение.
1. Начальная форма – болеть
4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол “болеет” будет оканчиваться на “-ет” (смотреть правило выше).
Для определения спряжения у глагола с безударным личным окончанием следует поставить глагол в неопределенную форму.
Далее воспользуемся правилом:
Исключения:
После определения спряжения инфинитива будет просто определить личное окончание по правилу:
На примере глагола “лечишь” определим спряжение.
Лечишь – это глагол в форме 2-го лица настоящего времени
1. Начальная форма – леч ить
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать безударное личное окончание глагола, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать безударное личное окончание глагола", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.