Как получить грант на развитие бизнеса
У вас есть проект, который принесет большую пользу обществу, но нет средств претворить его в жизнь? Обоснуйте свои идеи, и государство может профинансировать ваш успех! В статье разберем, какие бывают гранты и условия их получения.
Что такое грант
Адам Смит, выдающийся экономист XVIII века, считал, что «невидимая рука рынка» может навести порядок в экономике государства без какого-либо вмешательства со стороны чиновников. Однако инновационные для своего времени идеи были справедливыми лишь отчасти. Мелкое предпринимательство далеко не всегда может завоевать место под солнцем в честной борьбе с крупным бизнесом.
Для преодоления конкуренции и запуска своего дела необходим стартовый капитал. Если говорить о коммерческих стартапах, обещающих серьезную финансовую прибыль в недалеком будущем, то они всегда могут рассчитывать на инвестиции со стороны венчурных фондов и просто богатых прозорливых инвесторов.
Но что делать, если главным достижением вашего проекта предполагается не преумножение финансов на банковских счетах, а некий социально-значимый эффект в масштабах города, региона или целой страны? Например, улучшение экологии или помощь гражданам, которые решили взять в свою семью ребенка из детдома.
В этом случае без вмешательства государства уже не обойтись. Согласно экономической стратегии России, поддержка предпринимательства – одно из приоритетных направлений работы нашего правительства.
Одной из форм государственного инвестирования в социальные проекты являются гранты – денежные дотации на открытие или развитие бизнеса. Их могут предоставлять как на региональном, так и на федеральном уровне. Некоторые частные фонды также выделяют денежные средства на интересующие их проекты.
В разных сферах общественной и экономической жизни страны своя политика стимулирования. Например, Министерство сельского хозяйства РФ выдает гранты для развития крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), Министерство РФ по развитию Дальнего Востока – для освоения диких территорий Восточной Сибири.
Получение грантов – один из основных способов привлечения средств для функционирования некоммерческих организаций (НКО).
Важно: одно из главных условий получения государственного гранта – значимый социальный эффект от реализации проекта.
Коммерческая идея – например, создание сети пекарен – будет иметь низкий приоритет по сравнению с организацией сети детских садов.
Важно: в отличие от финансовых кредитов, деньги, полученные в рамках грантовой поддержки, возвращать не придется. Государство или коммерческие фонды выдают их на безвозмездной основе.
Однако нужно быть готовым к тому, что грант не покроет все ваши расходы на открытие или развитие бизнеса. Часть затрат вам придется взять на себя. Если у вас нет свободных средств, чтобы выполнить план реализации проекта оформите кредит для бизнеса в Совкомбанке на выгодных условиях.
Взять кредит на 10 лет еще никогда не было так просто. Специальный калькулятор поможет рассчитать платежи. А Совкомбанк позаботится не только о выгодных условиях, но и вернет проценты.
При наличии обоснованной и проработанной идеи вы можете получить:
В 2017 году по инициативе президента нашей страны был создан соответствующий Фонд. За это время было выдано более 40 млрд рублей для реализации около 20 тысяч проектов. Средняя сумма президентского гранта – 2 млн рублей.
Каждый регион стремится стимулировать развитие бизнесов или проектов, которые могут привлечь дополнительные инвестиции или повысить их привлекательность. Обычно сумма варьируется в диапазоне от 300 тысяч до 1 млн рублей.
Кроме того, в ряде регионов вы можете получить субсидию на организацию собственного дела в размере около 60 тысяч рублей. Эта услуга доступна для граждан, состоящих на учете в центре занятости населения (на бирже труда).
Сумма, конечно, не слишком значительная, однако этого хватит на решение юридических вопросов (регистрацию ИП и т.п.), первоначальный взнос за аренду небольшого помещения или закупку недорого оборудования (например, б/у).
Также поощряется создание рабочих мест – аналогичную сумму вы сможете получить от Минтруда за прием на работу каждого нового сотрудника.
Большие шансы на успех имеют проекты, связанные с популяризацией этнокультурных традиций (как славянских, так и национальных меньшинств), а также патриотического воспитания молодежи.
Как получить грант
Для безвозмездного получения крупной суммы от государства нужно пройти отбор. В конкурсе принимает участие большое количество претендентов, каждый из которых по-своему амбициозен и считает свой проект достойным победы. Однако в 2021 году лишь пятая часть участников стала обладателями президентского гранта.
Зарегистрируйте ИП или ООО
Эта непродолжительная процедура оформляется в ФНС. Чтобы открыть НКО, обратитесь в территориальное подразделение Минюста в вашем регионе.
Важно: следует учитывать, что большинство государственных и коммерческих фондов не выдают гранты недавно созданным организациям.
Например, заявку на получение президентского гранта рассмотрят только в том случае, если НКО зарегистрировано не менее чем за полгода до даты окончания приема заявок на участие в конкурсе.
Если возраст организации составляет от 6 месяцев до 1 года, то она сможет рассчитывать на получение гранта в размере не более 500 тысяч рублей.
Обратитесь в Фонд поддержки предпринимательства
В каждом субъекте федерации есть организация, которая помогает подготовить проект к защите. Сотрудники фонда поддержки предпринимательства предварительно оценят ваш бизнес или проект, на основе своего опыта посоветуют, какие изменения следует внести.
Кроме того, они могут организовать встречи с заинтересованными инвесторами или представителями исполнительной власти. Обязательно воспользуйтесь этой возможностью. Так вы сможете заранее познакомиться с людьми, которые будут принимать решение о выдаче гранта, и расширить горизонты своих представлений о бизнесе.
Уясните сроки реализации проекта
Если для получения ожидаемого эффекта вам требуется больше времени, то фонд откажет в выдаче гранта. Обычно разделяют среднесрочные проекты (до 18 месяцев) и долгосрочные (до трех лет).
Пройдите обучение
Вам предложат это сделать сотрудники Фонда, прежде чем принять заявку. Они должны быть уверены в том, что вы понимаете, как организовать бизнес или запустить проект. Это обязательное требование. Исключение могут сделать только для выпускников экономических факультетов вузов или бизнес-школ.
Бизнес-обучение может проходить как очно, так и онлайн. Продолжительность зависит от того, сколько времени в сутки вы можете этому посвятить, – если полный учебный день, то, как правило, не более одной недели.
На тренингах вас обучат, как анализировать и прогнозировать успешность бизнеса, составлять бизнес-модель, дадут основы финансовой деятельности организации.
Разработайте бизнес-план или бизнес-модель
Это основополагающий документ, в котором вы должны подробно описать и обосновать вашу идею. Целесообразно оформить его в виде презентации и наполнить инфографикой – так незнакомая информация легче усваивается.
Бизнес-план состоит из нескольких разделов:
Краткое описание – раскройте главную идею проекта и ключевые виды деятельности вашего бизнеса. Опираясь на факты и цифры, обоснуйте, в чем заключается социальная значимость и ценность. Объясните, почему вы полагаете, что ваш продукт (услуга, предложение) будет пользоваться спросом (это более актуально для бизнеса или коммерческого проекта), и в чем его конкурентное преимущество по сравнению с аналогами.
Обязательно приложите графики и расчеты. Если вы сможете убедительно показать выгоду для государства (региональной власти, муниципалитета) от реализации проекта, это сильно повысит ваши шансы на победу в конкурсе.
Маркетинговый план – опишите, каким образом вы намереваетесь продвигать свой проект и информировать заинтересованных лиц. Особый упор сделайте на каналы связи и продвижения продукта (услуги). Возможно, это будет прямая или имиджевая реклама. А может, вы захотите продавать товар через маркетплейс.
Производственный план – определите, что потребуется для реализации проекта, сколько единиц продукта вы сможете произвести и в какой срок, а также какие производственные мощности вы намереваетесь организовать на средства гранта. Если вы предоставляете услугу, стоит сделать упор на приобретении оборудования и способах аренды помещения.
Финансовый план – укажите, какой объем затрат вы намереваетесь покрыть с помощью гранта, а какой – за счет других источников финансирования. Оцените прогнозируемую прибыль и расходы на ближнесрочную (1 год) и среднесрочную (3 года) перспективу. Очевидно, что для коммерческого проекта прибыль должна значительно превышать затраты, иначе проект не согласуют.
Что касается социального проекта – все зависит от важности и значимости социального эффекта, финансовая прибыль в данном случае второстепенна.
План развития бизнеса (проекта) – предложите направления роста, порядок расширения бизнеса на другие рынки или дальнейшее развитие проекта.
Подготовка документов для получения гранта
Итак, обучение пройдено, бизнес-план разработан. Осталось подготовить пакет документов и направить их на рассмотрение комиссии.
Возможно, в случае регионального гранта вам придется защищать свой проект лично перед пулом экспертов. Но даже если оценка будет происходить заочно, вам следует внимательно отнестись к оформлению документов, поскольку даже незначительная ошибка может служить основанием для отказа.
Как правило, перечень необходимых документов можно найти на сайте фонда. Кроме того, вы всегда можете проконсультироваться с сотрудниками грантовой организации по вопросам подготовки и оформления бумаг.
План действий:
Поставьте себе цель подготовить их минимум за две недели до указанного срока. Примите во внимание различного рода проволочки – бюрократические нюансы (подготовка, согласование и подписание справок и выписок требует времени), неудовлетворительную работу почты (если комиссия не принимает документы в электронном формате), форс-мажоры и личные проблемы.
К примеру, если вы претендуете на президентский грант, то речь пойдет об объемном документе, который станет сокращенной версией вашего бизнес-плана.
Укажите основные мероприятия с подробным описанием каждого и сроками исполнения. Для наглядности можно исполнить его в форме дорожной карты.
Это будет подробный финансовый план, в котором отразятся затраты на проведение всех мероприятий, а также оплата работы сотрудников.
Для облегчения операционной деятельности вашего бизнеса вы также можете подключить расчетно-кассовое обслуживание.
Обязательства конкурсанта после получения гранта
Вы победили в конкурсе и стали обладателем значительной суммы денег? Поздравляем!
Но будьте очень внимательны к расходованию средств, потому что организация, выдавшая грант, будет пристально за этим следить. Полученные деньги вы можете потратить исключительно в рамках проекта и только на приобретение товаров и услуг, без которых его реализация невозможна.
Не стоит покупать на грантовые средства личный автомобиль. Вряд ли вы сможете оправдать затраты, даже если он окажется полезен при проведении некоторых мероприятий проекта.
Расходование средств должно соответствовать календарному плану и бюджету проекта. Конечно, допускаются некоторые отклонения.
Например, если вы не уложились в сроки проведения ремонта помещения по объективным причинам (задержка в поставке материалов или неудовлетворительная работа ремонтной бригады), опоздав на несколько дней, то комиссия пойдет вам навстречу и немного подкорректирует план.
Старайтесь придерживаться установленных сроков выполнения мероприятий. Чем чаще вы будете допускать просрочку, тем с меньшим доверием к вам будут относиться члены комиссии.
Будьте готовы к тому, что фонд потребует отчет по расходам. Бережно относитесь к любым кассовым чекам, квитанциям, приходно-расходным ордерам.
Удачи в конкурсе. Пусть победа послужит мощным толчком для развития вашего бизнеса!
Как написать бизнес план для гранта образец
В этой статье мы рассмотрим пример бизнес-плана для получения гранта. В одной из предыдущих статей: «Бизнес-план для гранта: образец», в качестве примера был взят бизнес-план организации производства. Ниже представлен пример бизнес-плана по организации КФХ.
Типовая структура бизнес-плана для получения гранта
Лучше всего разобрать пример бизнес-плана на основании его структуры. Типовая структура бизнес-плана для получения гранта включает следующие разделы:
Ниже дан пример заполнения части каждого раздела бизнес-плана: «Проект по организации кфх по производству молока». В конце статьи данный пример бизнес-плана доступен для скачивания.
Раздел бизнес-плана: Резюме проекта
Одной из основных частей раздела «Резюме проекта» является часть, раскрывающая цель проекта и результаты, которые будут достигнуты в ходе реализации проекта.
Пример раскрытия цели и результатов реализации проекта:
«В результате реализации проекта будет создано фермерское хозяйство, которое позволит снабжать население Пойково свежими и натуральными молочными продуктами местного производства.
Популярность молока во всем мире обусловила технологизацию его производства, что привело к промышленной разработке немалого количества так называемых модифицированных молочных продуктов. Лишь немногие люди осознают, что непастеризованное натуральное молоко, получаемое от коров, пасущихся на пастбищах, реально служило лекарством в начале прошлого века. И это совершенно справедливо. Парное молоко «прямо из-под коровы», которое может считаться сродни «стволовым клеткам» применительно к пище, использовалось как лекарство, и часто оно служило для лечения некоторых тяжелых хронических заболеваний.
В результате реализации проекта будет достигнут объем производства до 2400 литров молока в месяц. Жители Пойково и Нефтеюганского района получат возможность потреблять в пищу свежий и полезный продукт местного производства.»
Раздел бизнес-плана: Анализ положения дел в отрасли
В данном разделе необходимо сфокусироваться на анализе рынка, потребителей и конкурентов в целом. Одним из ключевых моментов анализа рынка является сегментация ключевых потребительских групп.
Пример выделения основных потребительских групп:
«Можно выделить следующие основные группы клиентов фермерского хозяйства:
Таким образом, можно выделить как минимум три основные группы потребителей молока и молочных продуктов фермерского хозяйства.»
Раздел бизнес-плана: Описание продукции
Данный раздел бизнес-плана посвящен описанию получаемого в результате реализации проекта продукта (услуг). К сложным моментам данного раздела можно отнести сравнительный анализ будущего продукта с продуктами конкурентов.
Пример сравнительного анализа основных характеристик аналогичных и конкурирующих (замещающих) видов продукции:
«С давних пор молоко считали не только продуктом питания, но и ценнейшим целебным напитком. Сегодня все врачи-диетологи рекомендуют пить молоко для снятия нервозности и раздражительности.
Все эти полезные свойства характерны молоку натуральному или парному, которое выдоили только что из коровы. Это молоко, бесспорно, самое полезное, а вот молоко которое мы покупаем в магазине теряет все полезные свойства в процессе стерилизации. Пищевая ценность магазинного молока сохраняется, но она уже переваривается намного хуже и кальций из этого молока усваивается плохо. Ультрапастеризованное молоко очищается от всех бактерий и спор, поэтому она не может стать простоквашей при комнатной температуре и просто гниет. Это молоко нельзя употреблять в пищу как простоквашу, лучше ее выбросить…»
Раздел бизнес-плана: Маркетинг и сбыт продукции
Раздел бизнес-плана «Маркетинг и сбыт продукции» — наиболее важная его часть. В данном разделе необходимо привести конкретную информацию об объемах продаж, основных клиентах, конкурентах, а также характеристику ценообразования.
Пример характеристики ценообразования, примененного для расчета в бизнес-плане:
«В соответствии с проведенным анализом цен на продукцию конкурентов цена на молоко в магазине составляет от 30 до 40 рублей – сегмент низкого качества, от 40 до 50 рублей – сегмент среднего качества, выше 50 рублей – сегмент высокого качества. Продукция фермерского хозяйства относится к сегменту высокого качества. Однако с целью создания покупательского спроса на продукцию в первый год предполагается установить цену не более 40 рублей за литр.»
Раздел бизнес-плана: Логистика производства
Логистика производства – один из тех разделов бизнес-плана, который может присутствовать не в каждом бизнес-плане. В основном данный раздел необходим для описания проектов, направленных на организацию производства. В описание этого раздела могут входить: анализ и описание производственного процесса, процесса доставки сырья до производственной площадки, процесса хранения сырья.
Пример описания необходимых складских мощностей для обработки и хранения сырья, готовой продукции:
«На текущий момент в распоряжении имеется сарай для содержания 4 коров. Для расширения поголовья необходима постройка двух помещений: нового стойла на 8-10 коров, сарая для хранения сена и комбикормов.»
Раздел бизнес-плана: Организационный план
Организационный план необходим для раскрытия последовательности шагов по реализации целей бизнес-плана. Здесь описывается что и когда необходимо сделать.
«Фермерское хозяйство предполагается перевести на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Для организации проекта будут реализованы следующие мероприятия:
Раздел бизнес-плана: Финансовый план
Финансовый план включает прогноз: доходов и расходов, денежного потока, инвестиционных затрат, расчет экономической эффективности проекта.
Для бизнес-плана, направленного на получение грантовой поддержки крайне необходимо раскрыть информацию о том:
Пример описания общей суммы инвестиционных затрат и долей финансирования отдельными инвесторами:
«На первоначальном этапе необходимы разовые вложения в размере 400 000 рублей. Данные инвестиции планируется финансировать на 25% за счет собственных средств предпринимателя, и на 75% за счет грантовой поддержки.»
Раздел бизнес-плана: Оценка эффективности проекта и рисков его реализации
Описание возможных рисков проекта – стандартный раздел бизнес-плана для получения гранта. В разделе помимо описания возможных рисков необходимо представить и пути решения, в случае наступления рисковой ситуации.
«Можно предположить следующие основные риски, связанные с осуществлением данного бизнес-проекта:
Заключение
В данной представлены примеры (выдержки отдельных частей) описания всех основных разделов бизнес-плана. Полный текст приводимого в качестве примера бизнес-плана для получения гранта Вы можете скачать по этой ссылке: «Бизнес-план по организации кфх для производства молока».
В действительности нюансов при подготовке бизнес-плана возникает намного больше, чем в представлено в данной статье. Для того, чтобы достичь успеха, и учиться на чужих ошибках, а не на своих, лучше обратиться к профессионалам.
Как составить бизнес-план
Инструкция и образец документа
Я эксперт по бизнес-планированию.
Вот о чем расскажу в статье:
Что такое бизнес-план
Это документ, в котором раскрывается перспектива развития предприятия или проекта с отражением основных этапов и всех существенных рисков.
В бизнес-плане содержатся:
Зачем нужен бизнес-план
На мой взгляд, это ошибка. Если действовать без плана, предварительной проработки ниши и проекта, то возрастает риск потерять деньги и даже прогореть.
Основные виды бизнес-планов
Есть 5 основных видов бизнес-планов: внутренние, или для себя, для инвесторов, для получения банковского кредита или господдержки и антикризисные.
Составление бизнес-плана для себя. Такие планы предназначены исключительно для внутреннего применения, поэтому обычно их оформляют в произвольной форме. Основная цель работы — понять и оценить перспективы и риски реализации проекта.
Составление бизнес-плана для инвесторов. Цель составления — привлечь внешнее финансирование на реализацию проекта.
Иностранные инвесторы, как правило, требуют, чтобы бизнес-план был оформлен по международным стандартам UNIDO — про них еще расскажу. Отечественные инвесторы редко просят использовать какие-то конкретные стандарты. Главное для них — понять и оценить:
Бизнес-планы для кредитования в банках. Форму документа и требования к бизнес-плану лучше уточнить у кредитного консультанта: в разных банках методические рекомендации отличаются.
Если готовите бизнес-план, чтобы обратиться сразу к нескольким кредиторам, то ориентируйтесь на международные стандарты UNIDO. Большинство банковских требований основаны именно на этих стандартах, так что получится более или менее универсальный документ. А при необходимости вы относительно легко адаптируете его к требованиям конкретного кредитора.
Советую заранее настроиться на длительную работу: скорее всего, бизнес-план придется корректировать — и не один раз. Рассмотрение кредитных сделок часто затягивается, а условия меняются на ходу. Приходится корректировать сроки реализации проекта, стоимость оборудования и сырья, отпускные цены, параметры кредита и другие показатели.
Бизнес-планы для получения господдержки. Есть множество государственных программ поддержки малого бизнеса. Например, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, начинающих предпринимателей и безработных граждан, которые хотят открыть свое дело.
Антикризисные бизнес-планы разрабатываются для предприятий в тяжелом финансовом состоянии — предбанкротном или банкротном. Основная цель — объяснить кредиторам, как компания собирается выходить из кризиса, предложить варианты решения споров в судебном и досудебном порядке.
Самые известные стандарты бизнес-планирования
Подразделение ООН по промышленному развитию UNIDO разработало свои стандарты бизнес-планирования — они наиболее популярны в России. Но есть и другие стандарты, например от Европейского банка реконструкции и развития, международной аудиторской компании KPMG. Я подробно расскажу о стандартах UNIDO и кратко — про остальные.
Бизнес-план по стандартам UNIDO включает следующие разделы:
Резюме нужно, чтобы кратко донести самую важную информацию о проекте. Например, вы приносите бизнес-план очень занятому инвестору. Он открывает документ в самом начале, за несколько минут прочитывает резюме и уже примерно понимает суть и перспективы бизнеса, источники финансирования, необходимый размер инвестиций и сроки запуска. Последующие разделы просто более подробно раскрывают информацию из резюме.
Далее необходимо подробно описать компанию, которая организует проект. В это описание входит информация об отрасли, активах компании, системе управления и количестве сотрудников.
В следующем разделе надо рассказать о продукции и услугах, которые предлагает или будет предлагать компания. Если предприятие выпускает разные товары, то опишите каждый вид. Здесь же для наглядности стоит показать фотографии продукции.
Затем следует раздел про продажи и маркетинг, который содержит:
В разделе с планом производства нужно сделать анализ производственного процесса с описанием:
Дополнительно план производства может содержать полный расчет себестоимости продукции с указанием постоянных и переменных издержек, а также информацию о потребности в работниках и их квалификации.
В разделе с организационным планом прописываются сроки реализации проекта, структура управления, состав и квалификация руководства.
Следующий раздел — финансовый план. Он содержит финансовые расчеты, прогноз выручки и себестоимости реализации продукции. Здесь необходимо привести:
Далее нужно оценить эффективность проекта. Вот что следует указать в этом разделе:
Важный раздел — гарантии и риски компании. Здесь указывается информация, как и чем компания гарантирует возврат привлеченного финансирования. Также стоит подробно описать риски и форс-мажорные ситуации, которые способны повлиять на реализацию проекта.
И последний раздел — приложения, где размещают информацию, которая не вошла в другие разделы. Например, это могут быть громоздкие графики, таблицы, схемы, эскизы, диаграммы, рисунки и фотографии.
Бизнес-план по стандарту BFM Group. Стандарт разработала компания BFM Group, которая занимается бизнес-планированием и инвестиционным консалтингом. Фактически это просто расширенная версия требований UNIDO с акцентом на текущем анализе рыночного и финансового положения компании и внедряемого продукта.
Требования BFM Group к бизнес-планам делают упор на:
Бизнес-план по стандарту KPMG. KPMG входит в четверку крупнейших аудиторских компаний в мире. Помимо аудита компания занимается консалтингом, в том числе и бизнес-планированием.
В KPMG разработали стандарты планирования, которые популярны в мире, но не в России. Отличительная черта — акцент на подробном описании различных маркетинговых показателей с раскрытием финансовой информации о реализации проекта. А вот производственные и технические моменты раскрываются не так глубоко, как в других стандартах.
Как научиться составлять свою схему бизнес-плана
Разработку бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана.
На этом этапе нужно изучить рынок, на котором собираетесь работать. Начинать проект без детальной аналитики — прямой путь к провалу. Вы вложите деньги, а потом может выясниться, что продукт никому не интересен. Например, у конкурентов он лучше или дешевле или под него нет покупателей — емкость рынка очень маленькая.
Изучение ситуации на рынке. Если вы планируете заходить на крупные рынки, то можете приобрести готовое маркетинговое исследование.
Если же вы собираетесь работать на локальном рынке или в какой-то узкой сфере, то найти готовое исследование вряд ли получится. Тогда стоит самостоятельно проанализировать рынок:
Недостающую информацию советую брать из экспертных оценок в СМИ, данных Росстата и других госорганов.
Если нет желания заниматься этим самостоятельно, закажите анализ в специализированной компании. Маркетинговое исследование, как правило, содержит следующую информацию:
Использование SWOT-анализа в бизнес-планировании
SWOT-анализ помогает понять, какие факторы внешней и внутренней среды влияют на компанию и что с этим делать.
SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается так:
Суть анализа в том, что все факторы, которые могут воздействовать на компанию, оцениваются и разбиваются по четырем группам: S, W, O и T. SWOT-анализ универсален, гибок и прост. Но есть и недостатки — субъективность оценок и отсутствие числовых показателей.
Определение сильных и слабых сторон своего проекта. Допустим, мы открываем фитнес-центр в небольшом городе с населением в 100 тысяч человек.
Вот мы провели исследования и выяснили, что наши сильные стороны:
Слабые стороны будут такими:
Определение возможностей и угроз. Допустим, к основным возможностям проекта мы отнесли:
Прежде чем садиться писать бизнес-план, нужно:
Это минимальный и неполный перечень информации, которая нужна для планирования. У каждого проекта свои нюансы и особенности, поэтому могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если вы собираетесь заниматься импортом или экспортом, то стоит изучить таможенные ставки и условия работы с партнерами из разных стран.
Всегда есть соблазн действовать быстро и решительно, дескать, начнем, а там по ходу дела разберемся. Такой подход ведет к провалу — лучше не спешить. Запросите коммерческие предложения от поставщиков, пообщайтесь с инженерами, технологами, бухгалтерами, юристами и другими специалистами. На одном лишь выборе системы налогообложения можно сэкономить миллионы либо понести огромные убытки.
Для расчетов подойдет и обычный «Эксель», но это долго, муторно и легко ошибиться. Поэтому я пользуюсь специальными программами и сервисами, которые помогают детально просчитать весь проект.
Плюсы: просто и удобно пользоваться, есть даже бесплатные сервисы.
Минусы: вы берете кота в мешке — сложно предугадать, насколько точно будет считать купленная таблица. Например, мы нашли в ней несколько ошибок, написали разработчику, но он исправил только часть из них.
«Альт-Инвест Сумм» — программа, которая безошибочно считает финансовую модель. Она позволяет разрабатывать бизнес-планы по стандартам UNIDO, ведущих российских банков, институтов развития, например ФРП, ТОСЭР, ОЭЗ.
Минусы: цена и ориентированность разработчика на крупных корпоративных клиентов.
Если нужен бизнес-план под один конкретный проект, то приобретать такую программу невыгодно.
Project Expert создает практически любые отчеты с графиками и диаграммами и идеально подходит для построения финансовой модели проектов в сфере производства, торговли и услуг. А вот для сложных цикличных ниш вроде сельского хозяйства его функций не хватает. Тогда приходится дополнительно использовать «Эксель».
Общие требования к документу. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов. Визуальные элементы привлекут внимание человека, который будет это читать, и помогут ему быстро вникнуть в суть проекта. Все остальные требования зависят от стандартов оформления документа.
Готовый пример бизнес-плана. Для примера я разработал бизнес-план условного фитнес-центра в небольшом городе. Все расчеты делал в Project Expert, а сам документ оформлял по стандартам UNIDO.
Этот образец можно использовать
как шаблон бизнес-плана
PDF, 689 КБ
Типичные ошибки при составлении бизнес-плана
Неправильное оформление. Если вы пишете план не для себя, а для банка, внешнего инвестора или государственных органов, то уточните требования к оформлению документа, составу и содержанию разделов. Иначе вам вернут его и попросят переделать.
Бизнес-план слишком громоздкий. Нормальный документ — это 25—40 страниц. Старайтесь писать лаконично и без воды, особенно когда план предназначен для внешнего инвестора. Иначе читатель устанет, пока доберется до сути.
Непроверенные или очень приблизительные данные в плане. Не стоит брать цифры с потолка, писать примерно и на глаз. Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят. Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование. Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее.
Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий.
Длинное описание всем известных и понятных услуг или продукции. Такие описания делают план водянистым, похожим на студенческий реферат, портят общее впечатление от него. Если оказываете стандартные услуги, сосредоточьтесь на раскрытии преимуществ, за счет которых планируете обойти конкурентов.
План не уделяет внимание конкурентам. Не стоит самонадеянно писать, что у проекта не будет конкурентов. Со стороны такой план покажется недостаточно проработанным или оторванным от реальности. Исключения из этого правила бывают редко — только если вы предлагаете рынку кардинально новый продукт или услугу.
Где взять готовый бизнес-план и стоит ли это делать
Вряд ли получится скачать чужой план из интернета и построить по нему бизнес: любой проект уникален — в каждом случае своя финансовая модель и нюансы, которые не учтены в готовых вариантах.
Но не скажу, что готовые планы совсем бесполезны. Их можно использовать:
Вот где можно скачать готовые бизнес-планы.
Агрегатор бизнес-планов. На этом сайте в открытом доступе представлены около 1000 готовых бизнес-планов. Проекты собраны с разных ресурсов и структурированы по рубрикам. Скачивать бизнес-планы можно бесплатно.
Использовать их для запуска реального бизнеса не стоит, но можно взять за основу и переработать под свой проект.
Я видел несколько бизнес-планов от РБК — они были детально проработаны, содержали развернутое маркетинговое исследование и финансовую модель в «Экселе».
Составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов
На рынке бизнес-планирования много исполнителей разной квалификации. Поэтому стоимость работ сильно варьируется: студент-фрилансер напишет план за три тысячи, а ведущая аудиторская компания может запросить даже несколько миллионов рублей. Выбирайте исполнителя в зависимости от ваших задач и бюджета. Для некоторых задач лучший исполнитель — это собственник или руководитель организации.
Когда стоит составлять бизнес-план самостоятельно. Если вы разрабатываете документ для себя или внешнего инвестора, то основу этой работы необходимо делать самостоятельно.
Бывает, что заказчик надеется только на внешних экспертов и ставит им задачу «нарисовать» план под привлечение финансирования. И практически всегда это снижает шансы на успех проекта — я лично сталкивался с подобными ситуациями, когда работал инвестиционным консультантом.
Инвесторам важно, чтобы их деньгами распоряжался тот, кто полностью погружен в свой проект. Если же бизнес-план приносит человек, который не просчитал каждую цифру, не оценил риски, не спрогнозировал денежные потоки, не изучил рынок, это чувствуется. Никакой эксперт не сможет так глубоко понять специфику проекта и все нюансы, как тот, кто его реализует.
Привлекать консалтинговые компании стоит только на финальном этапе, когда вы уже собрали всю информацию и осталось ее правильно упаковать и красиво подать.
Если же бизнес-план предназначен для внутренних целей, то тем более важно разработать его своими силами — хотя бы ради того, чтобы разобраться в собственном бизнесе.
Когда лучше заказать бизнес-план. Если план нужен для банков и институтов развития, советую обратиться в консалтинговую компанию, которая уже решала подобные задачи.
Требования к документу устанавливаются инструкциями банков и институтов развития. Разобраться в этих требованиях и регламентах сложно, а если сделать что-то не так, то бизнес-план отклонят по формальным причинам. Поэтому доверяйте эту работу только опытным разработчикам — иначе рискуете впустую потратить время.
Учитывайте, что специалист по бизнес-планированию не владеет всеми аспектами вашего бизнеса и вряд ли разберется сам. Поэтому наилучший результат дает совместная работа внешних консультантов и представителей заказчика.
Но в любом случае данные по инвестиционным вложениям и расходованиям государственного финансирования всегда предоставляет заказчик. Причем сведения должны быть реальными, ведь по расходам предстоит отчитываться.
При заказе обязательно обсудите с исполнителем вопрос доработок и сопровождения бизнес-плана до момента принятия. Допустим, вы покажете документ чиновникам, а они найдут там ошибки. Важно, чтобы исполнитель оставался с вами в постоянном контакте и оперативно вносил правки в документ.