Лучший источник идей — реальная жизнь. За основу сюжета вполне можно взять настоящее нераскрытое преступление и представить «а что, если. ».
Автору хорошей криминальной истории не обойтись без знаний, подкрепленных грамотными исследованиями. Перед тем как написать детектив, ознакомьтесь со спецификой профессий, местностей, эпох — всего, что вы хотите упомянуть.
Следите, чтобы в ваш детектив не пробрались распространенные ошибки. Не забывайте:
Как написать детектив, который захочется прочесть до конца, — избегать штампов и клише.
Ходы, которые лучше исключить, чтобы никого не разочаровать:
Детектив – это едва ли не самый популярный жанр книг «для легкого чтения», детективы писали как гении, определяющие свое время, так и писатели, от чьих произведений поседел не один редактор. Без элемента детективной истории не строится сюжет ни одной популярной киноленты, детективные сериалы идут десятилетиями, побеждая в востребованности сериалы «о вечном», о любви.
Почему нам так нравится детективные сюжеты? Ответ прост, хоть и лежит в глубинных пластах человеческой психики. Дело в том, что наибольшее воздействие на нас имеют два чувства – любопытство и страх. Быть любознательным и осторожным – это то, что необходимо животному, чтобы выжить в дикой природе. Любознательность и осторожность присущи и нам.
Более того, именно по той причине, что в современном человеке эти качества «прикрыты» цивилизованностью, приспособленностью к существованию в среде, где не нужно постоянно опасаться за свою жизнь, бесконечно исследовать окружающую действительность, всплывая в сознании во время чтения, эти чувства вызывают в нас такое приятное волнение. Кстати говоря, по той же причине люди любят и книги и фильмы ужасов, разница только в акцентах. На первом месте в «ужастиках» — страх, а в детективе – любопытство.
Для начинающего писателя наиболее быстрый способ привлечь читателя и обрести уверенность, что произведение дочитают, а не бросят на середине – это использовать именно сюжет детектива.
Сюжет для детектива придумать непросто, именно в этом и проблема устоявшихся жанров. Иногда кажется, что ничего нового придумать уже нельзя, можно только сменить имена героев и место. Однако именитые авторы детективов иногда применяют настолько нестандартные ходы, что это порождает новый жанровый канон.
Структуру детектива проще понять, ознакомившись со статьей не самого популярного и интригующего, но, видимо, самого вдумчивого автора детективов – Рональда Нокса.
Чтобы разработать идею для детективной истории, при этом оставаясь в рамках жанра, достаточно «подогнать» свой сюжет под «Десять заповедей детективистики», которые были написаны не без иронии, но, тем ни менее, все еще остаются описанием того самого классического детектива, с которым у нас само слово «детектив» ассоциируется.
Чтобы не пересказывать статью, которую, несомненно, стоило бы прочитать каждому начинающему писателю, чтобы уяснить для себя тонкую грань между следованием жанровым канонам и банальностью, бесконечным повторением уже написанного, коротко рассмотрим суть тезисов.
Убийца должен быть на виду, но читатель не должен знать хода его мыслей (поэтому часто им оказывается условный «дворецкий»);
Повествование должно быть реалистичным, то есть виновником трагических событий или преступления не может быть какая-то потусторонняя сила (но позже мы разберем жанровые модификации и решим, что таки может, а пока вернемся к канонам детективного жанра от Нокса);
Потайная дверь или тайник – это хорошо и детективно, но лучшие детективные сюжеты обходятся только одним таким «роялем в кустах», чтобы, опять-таки, соблюсти принцип реализма;
Нельзя использовать китайца. Этот пункт мы не будем объяснять, чтобы, в духе рассматриваемого в этой статье жанра, заинтриговать;
Интуиция и удача запрещены (см. пункт 3);
Детектив не может быть преступником (см. пункт 3, но опять-таки, кто вам запретит?);
Улики – общие! В классическом детективе две расследующие стороны – это детектив-персонаж и читатель. Хороший главный герой обязательно опишет находку читающему, чтобы тот тоже смог подумать;
У детектива есть глуповатый друг, но не очевидно глупый, а только чуть глупее среднего читателя;
Никаких близнецов или двойников. Просто потому что этот банальный прием надоел всем еще во времена Рональда Нокса, а это почти век назад.
Выстроив структуру детектива согласно тезисам Рональда Нокса, вы получите классический, но лишенный банальностей и штампов сюжет для детективного романа. Примером детективной истории написанной по этим канонам может послужить серия историй самого Рональда Нокса про детектива Майлза Брэдона.
Теперь рассмотрим 11 видов детектива и примеры детективных историй, написанных в той или иной жанровой разновидности.
Таким образом, выбирая в какой же жанровой разновидности детектива лучше всего написать свое произведение, нужно ориентироваться на классические образцы (период ученичества в любом деле – это всегда период подражания классике). А опыт и творческое мышление покажут со временем, как же именно вам сместить акценты в повествовании, чтобы создать свой собственный вид детектива.
Вы хотите узнать, как написать детектив, но не знаете, с чего начать? Интересуетесь, как заинтриговать читателя, и чего не должно быть в качественном романе? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашей статье!
Детектив – один из самых популярных жанров, любимый многими. О похождениях знаменитого сыщика Шерлока Холмса и его не менее знаменитого помощника доктора Ватсона не слышали, разве что, маленькие дети, а в каждой семье на книжной полке наверняка найдется не одно детективное произведение. Неудивительно, что этот жанр до сих пор не изжил себя, и с каждым годом на прилавках появляются новые книги о раскрытии преступлений: хороший детектив способен надолго увлечь читателя, давая ему возможность раскрыть дело наравне с литературными профессионалами. Но как написать детектив, который добьется всеобщего признания и станет бестселлером?
Многие начинающие (и не только) авторы, видя популярность детективных романов, хотят попробовать себя именно в этом жанре, надеясь на быструю прибыль и популярность. Казалось бы, что сложного? Придумал сыщика, подробно расписал преступление, добавил пару ложных улик, чтобы сюжет получился увлекательным, и сиди, жди прибыли. Однако большинство произведений так никогда и не увидят своих читателей, разве что сам автор разместит свое произведение на каком-нибудь форуме писателей-любителей.
Так в чем же причина? Как написать детектив, который не стыдно будет представить широкой публике? Давайте разберемся!
Артур Конан Дойл знал, как написать детектив, который полюбят читатели
Рисунок начинается с эскиза, а книга – с плана
Помните, как вас заставляли составлять план произведения на уроках литературы? Вспоминаем школьные годы! Очень немногие авторы умеют импровизировать на ходу, подавляющее большинство делает наброски будущего сюжета, а также заранее прописывает характеры всех значимых героев. Отдельными пунктами очень кратко распишите последовательность поворотов сюжета.
На самом деле, здесь все индивидуально. Кому-то из читателей подавай запутанную историю с кучей сюжетных поворотов и неожиданных развязок в стиле лучших боевиков, а кого-то зацепит и простая, но до последнего интригующая история с убийцей-дворецким, написанная хорошим литературным языком.
Можно дать один дельный совет: не делайте сюжет слишком сложным, по крайней мере, в первых произведениях. Такое произведение запутает не только читателя, еще в книжном магазине отбив у него охоту продолжать чтение после просмотра первой страницы, но и вас самих.
Знаете, чем хороший детективный роман отличается от плохого? Он позволяет читателю почувствовать себя частью расследования и уйти от рутины, в то время как второй призван скоротать свободное время и быть забытым через несколько минут. Одно из главных правил детектива – читатель должен знать о деле ровно столько же, сколько и сыщик, чтобы делать свои выводы по ходу чтения. Никаких роялей в кустах! Но и излишнее разжевывание сюжета плохо: мало кому понравится, когда буквально в каждой строчке есть намеки на личность преступника.
Хотите, чтобы детектив был небанальным, но не решаетесь выйти за привычные рамки? Зря! Поверьте, книжный рынок переполнен историями, действие которых разворачивается «в обычном провинциальном городе», а их главный герой – «самый обычный частный детектив». Оригинальные идеи повысят шансы вашего романа стать популярным. Хотите, чтобы действие происходило в далеком будущем и на Луне? Почему бы и нет! А может, стоит перенести читателя в Средние века? Бессмысленно спрашивать, как написать детектив, если вы не готовы брать ответственность за лихие повороты сюжетной линии!
Как написать детектив? Не бойтесь здоровой оригинальности!
Забудьте о поимке преступника с помощью анализа пепла от сигареты, найденной на месте преступления, или по запаху одеколона: сотни, нет, тысячи авторов делали это до вас и столько же сделает после.
Старайтесь, чтобы ваш детектив как можно больше походил на настоящее расследование. Почитайте пособия по криминалистике и различные медицинские статьи, которых много в открытом доступе, чтобы все выглядело как настоящее расследование. Конечно, придется попотеть, но вы ведь хотите прослыть настоящим профессионалом? Оригинальность оригинальностью, но не должно быть противоречий с сюжетом.
Возможно, ваш персонаж использует в работе сложное оборудование, которого пока не существует, но действие происходит в наши дни? Постарайтесь объяснить, откуда оно у него появилось (возможно, это новое экспериментальное изобретение, которое только начало тестироваться?), либо используйте что-то более привычное. То же самое и со сверхспособностями: никаких внезапных магических навыков в обычном мире, если это не является изначальной задумкой (например, главный герой является вампиром).
С сюжетом более-менее разобрались, переходим к следующему важному пункту.
Повторимся снова: не бойтесь экспериментировать, но и не перебарщивайте!
Мало кому будет интересно читать про похождения самого обычного лейтенанта полиции, который живет самой скучной жизнью, разве что сюжет будет настолько крутым, что читателю будет неважно все остальное. Напротив, слишком многогранный герой, который за завтраком раскрывает преступление, в обеденный перерыв ловит преступника, а вечером завоевывает олимпийское золото (и все это в неполные 20 лет) еще больше оттолкнет аудиторию: читатель должен отождествлять себя с персонажем, а таких людей просто не бывает.
Помните, что сыщик (и остальные герои) – обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Смело добавляйте ему изюминку: поверьте, так будет только интереснее! Возможно, главный персонаж начинает вслух вспоминать алфавит, когда думает? Или пьет только воду с 5 ложками сахара?
Героиня хорошего детективного романа неподражаема, но реалистична
В погоне за созданием нового Шерлока Холмса не забывайте и о героях второго плана: в конце концов, именно с ними ассоциируют себя наибольшее число читателей! Что, если помощник детектива экстрасенс-недоучка и использует эту способность для раскрытия дел, но в итоге идет по ложному следу? А каким будет преступник?
Не раскрывайте все карты сразу, позвольте читателю постепенно узнавать о внешности и характере героев, ведь мы практически никогда не узнаем о человеке все в момент первого знакомства.
Сюжет есть, персонажи прописаны… самое время перейти к написанию!
Возвращаемся к нашему плану. Совсем скоро наши коротенькие пункты обретут объем и начнут превращаться в настоящую рукопись! Состоять она будет из двух частей: основы и украшений.
Все довольно просто: начинаем постепенно расширять наш набросок, грубо говоря, делаем краткое изложение. На этом этапе коротко прописываем все произведение, подробно раскрывая каждый пункт. И простое «преступник похитил девушку» превращается в что-то наподобие «Воскресным вечером, когда все вокруг праздновали день города, девушка прогуливалась по пустынному парку в спальном районе. На следующее утро она не пришла на работу. Начальник, привыкший к вечным прогулам, заявил в полицию только тогда, когда девушка не явилась третий раз подряд…».
Возможно, поначалу это покажется сложным, однако гораздо проще раскрывать уже имеющийся план, чем писать книгу с нуля, имея все наброски в голове. Процесс этот не быстрый и может занять до нескольких недель, все зависит от вашего опыта желания писать.
Когда «каркас» готов, начинаем оформление: придаем нашему произведению более литературный вид, добавляем различные описания, в общем, облагораживаем роман. И снова вспоминаем, что иногда лучше не дописать, чем переборщить. Излишне богатый сложными оборотами текст тяжело читать.
Создайте свой уникальный стиль, который есть у каждого писателя. Возможно, вам понравится писать от первого лица? Или вы считаете, что книга без вашего юмора – бумага на ветер? Ищите себя, ведь авторский стиль играет не последнюю роль в популярности будущей книги: гораздо интереснее читать автора с изюминкой.
Подумать только, еще недавно вы робко спрашивали Интернет, как написать детектив, а теперь гордо держите в руках свою первый роман книгу и уже готовы покорять знаменитые издательства и книжные магазины!
Не торопитесь: как бы вы ни старались, ваша книга может понравиться далеко не всем, включая издателей. Перед большим шагом в мир литературы дайте прочитать ваш шедевр хотя бы десятку знакомых, их мнение поможет взглянуть на произведение более объективно.
Если переживаете, что вам завысят оценки, чтобы не расстраивать и не обижать, устройте анонимный опрос, например, на бумажечках или через какой-нибудь интернет-сервис. Еще один способ – выкладывать маленькие отрывки из книги на форуме писателей. Конечно, речь идет не о ключевых моментах произведения, а лишь о его отдельных частях. Не бойтесь критики: она помогает трезво взглянуть на ваши способности, а порой намного улучшить произведение и показать его миру. И помните: все в ваших руках!
Вам понравились наши советы о том, как написать детектив, или мы что-то упустили из виду? Какие советы для тех, кто хочет написать новый детективный бестселлер, предложили бы вы? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях!
Как написать детектив?
ВАШ ПОМОЩНИК В ИЗДАНИИ КНИГ ТИПОГРАФИЯ АЗБУКА!
Нет ничего более приятного, чем хороший детектив. Захватывающие, удивительные, иногда невероятно сложные, но все же они позволяют вам насладиться этим восхитительным «а-ха!» – ты знал это с самого начала. Умный след подсказок увлекательно читать и еще интереснее писать, так почему бы не научиться писать собственную тайну?
Совет от профессионала: как только вы узнаете концовку, прочитайте всю книгу еще раз – на этот раз с липкими вкладками! Используйте зеленые вкладки, чтобы отмечать, где автор бросает подсказки, и красные вкладки каждый раз, когда они сбивают читателя с толку.
Вы, наверное, уже знаете, какую загадочную книгу хотите написать. Тем не менее, по-прежнему стоит много читать и хорошо разбираться в жанре, прежде чем начинать! Когда дело доходит до загадочных поджанров, вот обычные подозреваемые:
Дублинские убийства : детективы Роб Райан и Кэсси Мэддокс исследуют место преступления (изображение: Starz)
Большинство ассоциирует «нуар» с черно-белыми фильмами о циничных кедах и роковых женщинах – но знаете ли вы, что мрачные, суровые нуарские романы появились раньше? Их порочные персонажи и сложные сюжеты известны тем, что оставляют читателей в тени. ( Правильно ли поступил следователь? Был ли преступник действительно злым? ) Тайна может быть раскрыта до конца, но само преступление редко бывает таким открытым и закрытым. Пример: «Почтальон всегда звонит дважды » Джеймса М. Кейна.
Когда вы пишете детективы, вам нужно найти баланс между рабским следованием тропам и удивлением читателей своей изобретательностью. Принимая решение о том, следует ли подрывать или придерживаться тропа, убедитесь, что вы не нарушаете ни один из ключевых элементов тайны:
Например, если вы пишете уютный роман и влюбляетесь в красивого молодого мэра, что ставит под угрозу характеристику вашего сыщика, вы можете опровергнуть этот образ, упрекнув его поведение в эпоху #MeToo.
Центральный столп хорошей тайны – это толчок между вопросом и ответом. Ваша задача как автора – привлечь внимание читателя к нужным вещам в нужный момент.
Любая история должна начинаться с отличной первой строчки, но загадки – особенно благодатная почва для первоклассных зацепок. Многие авторы начинают с преступления, с легкостью придерживаясь свода правил. Например, вступительная строка « Темнее янтаря» краткая, неожиданная и сосредоточенная на действии:
«Мы собирались сдаться и закончить ночь, когда кто-то высадил девушку с моста».
По сути, не существует единственного «правильного» способа открыть детективный роман. Но чтобы убедиться, что это привлечет внимание читателей, вы можете спросить себя:
Вы успешно соблазнили читателей своим крючком! Теперь, чтобы они были заняты, вам нужно построить свой сюжет вокруг ключей к разгадке вашей загадки.
Необходимое в детективном романе! Вы должны организовать свой сюжет так, чтобы каждая новая подсказка усиливала напряжение, пока вы не достигнете кульминации.
Этот момент наступает, когда всплывает ключевой ключ или когда ваш сыщик осознает значение забытой зацепки. То, что происходит в этот момент, приводит к финалу вашего романа.
Уведя читателя по садовой дорожке от истины, вы можете подумать, что отвлекающие маневры вызовут разочарование. Но когда все сделано хорошо, они становятся частью удовольствия! Повышая напряжение и ускоряя темп, даже если дело заходит в тупик, отвлекающие маневры вызывают в воображении характерный маневр мистического жанра. (Не говоря уже о том, что они не дают читателям слишком быстро угадать ответы!)
Для классической загадочной наживки вы можете подумать:
Наконец, помните, что когда дело доходит до конца вашей тайны, важно играть честно. Не представляйте сестру-близнеца подозреваемого внезапно в качестве финального поворота, не настроив его раньше! На протяжении всей истории есть отвлекающие факторы, но вывод должен быть хорошо обоснованным, если вы хотите удовлетворить читателей.
По мере развития вашего набора персонажей может быть полезно начать с места преступления. Представьте себе эту сцену и спросите себя: кто виноват? Затем соберите повязку вокруг этого.
Например, ваша первая сцена происходит в общественном бассейне, где обнаруживают тело. Если спасатель виноват, кто может быть связан с этим бассейном и этим спасателем? Может быть, есть:
Определите эти человеческие истории и выстраивайте их по слоям, постоянно удерживая преступление в центре внимания.
Чтобы написать преступника-убийцу, вам сначала нужно правильно понять его мотив. Весь ваш сюжет зависит от этого персонажа и его причины совершения преступления, поэтому оно должно быть абсолютно правдоподобным!
Если вы не имеете дело с серийным убийцей (в этом случае их мотивы могут быть более туманными и беспорядочными), выяснение мотива вашего виновника всегда должно включать вопрос: что убийца получит или проиграет? Чаще всего ответ будет включать деньги, страсть или и то, и другое – или, возможно, часто украденное звание «лучший деревенский пекарь», если вы пишете уютную.
Даже если это загадка, ваш виновник не может быть единственно возможным преступником. Чтобы читатели продолжали охотиться за правдой, постарайтесь показать другим вашим подозреваемым, что у них есть любые два из следующих пунктов:
Если вы чувствуете, что ваше повествование слишком близко к правде, вы можете использовать отвлекающие факторы, чтобы сбить читателя с толку (возможно, у полковника Мастарда был роман с мисс Скарлет). Но убедитесь, что, когда фактический виновник раскрыт, другие подозреваемые могут быть реально оправданы.
Все подозреваемые в культовой классике Clue (изображение: Paramount)
Ваш сыщик, будь то любопытный сосед или главный инспектор, служит глазами и ушами вашего романа, поэтому важно, чтобы читатель вкладывал в них деньги с самого начала!
Чтобы повысить ставки по мере приближения вашей истории к кульминации, подумайте также о том, чтобы подвергнуть опасности своего сыщика или кого-то, кого они любят. Чем больше читателей волнует этот персонаж, тем больше острых ощущений они испытают по мере развития событий!
В самом деле, даже если в вашей тайне к убийству относятся довольно легкомысленно, размышление о последствиях смерти вашей жертвы а) сделает вашу историю более реалистичной и б) добавит еще один слой к тайне. Например, предположим, что жертва была неряшливым генеральным директором, и ликование его сотрудников заставляет их выглядеть подозрительно в глазах вашего сыщика – особого друга жертвы.
Помимо местоположения, обстановку вашей истории следует использовать для улучшения сюжета, а это требует тщательного исследования. Местные новостные сайты должны дать вам представление о том, что важно для их жителей, с какими проблемами они сталкиваются и что интересно в их сообществе. Рассмотрев эти вещи, вы поймете, что на самом деле может разворачиваться в подобной обстановке, добавляя глубины и достоверности вашей тайне.
Новые писатели склонны думать, что книги следует писать в хронологическом порядке. Но на самом деле вы должны писать в любом удобном для вас порядке! Вы можете прыгать вперед, кружить назад, делать хоккей и крутить все вокруг – иди туда, куда тебя ведут инстинкты.
С этой целью (без каламбура) вы можете:
Написав «наоборот», вы не только можете гарантировать, что все в заключении отвечает на поставленный вопрос, но также и то, что ни один вопрос не будет поднят и останется без ответа!
Читатели бета-версии – бесценные люди, которые читают ваш черновик и предоставляют честные сторонние отзывы. Они могут сказать вам, с какими персонажами они связаны, а с какими – нет, выявить дыры в сюжете и указать на любые другие проблемы, на которые вы не заметили во время своих изменений.
Возможно, вам будет полезно предоставить вашим читателям бета-версии список вопросов, о которых следует помнить. Как минимум, вы должны запросить обратную связь по следующим вопросам:
Совет профессионала: попросите читателей бета-версии записывать свои рабочие теории по мере чтения. Таким образом, вы сможете увидеть, поймут ли читатели подсказки в нужный момент и введут ли их в заблуждение ваши отвлекающие факторы.
На первых этапах редактирования они предоставят вам целостный и глубокий обзор вашей рукописи, помогая изучить характеристики и распространить ваши подсказки, чтобы прийти к потрясающему выводу. После создания второго черновика с помощью развивающего редактора вы должны быть довольны сюжетом, темпом и всеми ключевыми элементами вашей тайны.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать детектив фикбук, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать детектив фикбук", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.