Как написать музыкальный диктант (2021 год)?
Как написать музыкальный диктант? Практически каждый человек, связавший хотя бы часть своего жизненного пути с музыкой, сталкивался с необходимостью писать диктанты.
Дело это непростое. И если у вас нет от природы особенных слуховых способностей, диктант может стать проблемой. Опыт показывает, что не всякий педагог сольфеджио может помочь вам решить эту проблему. Тем не менее, существует множество разнообразных методик, которые могут заметно облегчить процесс написания диктанта.
Как правило, на уроке сольфеджио даётся 8 проигрываний. Между каждым разом есть 2-3 минутный интервал. Если у вас нет хорошей стратегии для написания диктанта, очень вероятно, что вы не справитесь с заданием за отведённое количество времени. Всегда будет казаться, что проигрываний недостаточно. Для того чтобы грамотно использовать отведённое для диктанта время необходимо иметь внутренний план. Приводим здесь возможный вариант работы над диктантом.
Стратегия написания музыкального диктанта
Первое проигрывание при написании музыкального диктанта
Даётся для общего ознакомления. Вы можете ничего не записывать в тетрадь – просто позвольте мелодии проникнуть в вас. Определите размер.
Второе проигрывание
Здесь начинается письменная работа. Мы уже знакомы с мелодией и определили размер. Зная размер, мы можем определить количество тактов и проставить тактовые черты. Здесь же определяем ступень, с которой начинается и заканчивается мелодия. Не забудьте поставить ключевые знаки. Если вы запомнили самое начало или самый конец мелодии – запишите.
Третье проигрывание
Некоторым удобно записать над нотным станом весь ритм, без звуковысотности. Вы можете попробовать такой вариант.
Однако более распространённый совет на этом этапе – начинайте работу с мелодией. Определите самую верхнюю и самую низкую ноту. Отличайте поступенное движение и скачковое. Вы можете делать карандашом буквальные отметки «вверх», «вниз». Может быть, вы услышите движение по звукам какого-то знакомого вам аккорда – сделайте буквенную отметку. Важно при этом не теряться, твёрдо чувствовать, в каком такте вы находитесь. Здесь может помочь дирижирование свободной рукой или простукивание долей ногой.
Четвертое-седьмое проигрывание
Ритм здесь должен обрести свой окончательный вид. Постепенно заполняйте все пустые такты. Активно работайте в паузах между проигрываниями. Энергию, затраченную на суету, направляйте на конкретные задачи. Например: «Сейчас я буду слушать что в начале четвертого такта, ещё неясен ритм в седьмом, последняя доля пятого такта-проверить».
Последнее проигрывание. Проверка
В идеальном случае, к последнему проигрыванию большая часть диктанта должна быть готова. Во время проверки вы сопоставляете услышанное с тем, что вам удалось записать. Довольно часто закрадываются досадные описки.
Если вы не на экзамене, не стоит переживать, если диктант написан не полностью. Хорошо писать диктанты – значит просто владеть техникой. Регулярно занимаясь, вы «набьёте руку».
За каждым проигрыванием закреплена своя задача, мы должно понимать каждый раз, что мы сейчас хотим расслышать и на что обратить внимание. Ваш план, конечно, будет несколько отличаться от вышеприведенного, темп и стиль написания диктанта у всех немножко разный. Наша задача лишь обозначить этапы, на которые может опираться ваше внимание.
Есть две основных стратегии написания диктанта:
Первый способ не всегда срабатывает. Не всякий диктант удобно записывать сходу, не всякий раз преподаватель будет играть в комфортном темпе. Гораздо вернее опираться на музыкальную память. И здесь наиболее активная работа должна совершаться в интервалах между проигрываниями. Мы стараемся удерживать мелодию в памяти и записываем в тетрадь то, что запомнили.
Скорей всего, наиболее правильный подход здесь – комбинировать эти два способа. Во время проигрывания мы записываем всё, что успели распознать. А в промежутке заполняем белые пятна по памяти. Такой подход позволит нам эффективно распоряжаться отведённым на работу временем.
Диктант – это комплексное упражнение, которое сочетает в себе сразу несколько важных музыкальных навыков. Все эти навыки можно и нужно тренировать отдельно. Пойте несложные номера с листа, играйте и слушайте интервалы, простукивайте ритм мелодий.
Отдельное внимание стоит уделить аккуратности в оформлении диктанта.
Имейте всегда заточенный, надёжный карандаш – об диктанты сломано немало копий – а также качественный ластик. Эти рекомендации могут показаться лишними, но практика показывает, что это чуть ли не полдела. Наши инструменты не должны нам мешать.
Как научиться писать диктанты по сольфеджио
Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила.
Правило первое. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант.
Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно.
Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.
Как писать музыкальные диктанты?
Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант учитель обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.
Первое проигрывание музыкального диктанта.
Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них.
В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть:
По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).
Диктант по сольфеджио – проигрывание второе
Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны.
После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать.
Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, учитель, сколь тактов-то и какой размер?». Если учитель и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.
Пишем диктант по сольфеджио – третье и последующие проигрывания
Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля).
Еще немножко полезных советов
Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте.
Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!
КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ДИКТАНТЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО
Музыкальные диктанты – одно из самых интересных и полезных упражнений для развития слуха, жаль, что многие не любят этой формы работы на уроке. На вопрос «почему?», обычно отвечают: «не умеем». Ну что ж, значит, пора научиться. Будем постигать сию премудрость. Вот вам сразу два правила. Правило первое.
Показать полностью.. Банально, конечно, но для того чтобы научиться писать диктанты по сольфеджио, надо просто их писать! Часто и много. Отсюда вытекает правило первое и самое главное: не пропускать уроки сольфеджио, так как на каждом из них пишется музыкальный диктант. Правило второе. Действуй самостоятельно и смело! После каждого проигрывания нужно стремиться записать в свою тетрадь как можно больше – не одну ноту в первом такте, а много всего в разных местах (в конце, в середине, в предпоследнем такте, в пятом такте, в третьем и т.д.). Не нужно бояться записать что-то неверно! Ошибку всегда можно исправить, а вот застревать где-нибудь в начале и надолго оставлять нотный листочек пустым это очень неприятно. Ну а теперь перейдём к конкретным рекомендациям по вопросу, как научиться писать диктанты по сольфеджио.
КАК ПИСАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ? Первым делом, до начала проигрывания, определяемся с тональностью, сразу ставим ключевые знаки и представляем себе эту тональность (ну гамму там, тоническое трезвучие, вводные ступени и т.д.). Перед тем, как начать диктант училка обычно настраивает класс на тональность диктанта. Будьте уверены, если вы половину урока пели ступени в ля мажоре, то с вероятностью в 90% диктант будет в той же тональности. Отсюда новое правило: если тебе сказали, что тональность с пятью бемолями, так не тяни кота за хвост, и сразу поставь эти бемоли куда следует – лучше прямо на две строчки.
ПЕРВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИКТАНТА. Обычно после первого проигрывания диктант обсуждается примерно в следующем ключе: сколько тактов? какой размер? есть ли повторы? с какой ноты начинается и какой заканчивается? есть ли необычные ритмические рисунки (пунктирный ритм, синкопа, шестнадцатые, триоли, паузы и т.д.)? Все эти вопросы вы должны задавать себе, они должны служить вам установкой перед прослушиванием, и после проигрывания вы, естественно, должны отвечать на них. В идеале, после первого проигрывания в тетради у вас должны быть: ключевые знаки, размер, размечены все такты, написана первая и последняя нота. По поводу числа тактов. Тактов обычно бывает восемь. Как их нужно размечать? Либо все восемь тактов на одной строчке, либо четыре такта на одной строчке и четыре на другой – только так, и больше никак! Если ты делаешь по-другому (5+3 или 6+2, в особо тяжёлых случаях 7+1), то, пардон, ты лошара! Иногда тактов бывает 16, в этом случае размечаем или по 4 на строчке, или по 8. Очень редко тактов бывает 9 (3+3+3) или 12 (6+6), ещё реже, но иногда встречаются диктанты из 10 тактов (4+6).
ДИКТАНТ ПО СОЛЬФЕДЖИО — ПРОИГРЫВАНИЕ ВТОРОЕ Второе проигрывание слушаем со следующими установками: с каких мотивов начинается мелодия и как она дальше развивается: есть ли в ней повторы, какие и в каких местах. Например, повтор в предложениях – часто в музыке повторяются начала предложений – 1-2 такт и 5-6; в мелодии также могут быть секвенции – это когда один и тот же мотив повторяется от разных ступеней, обычно все повторы хорошо слышны. После второго проигрывания нужно также запомнить и записать то, что в первом такте и в предпоследнем, ну и в четвертом, если запомнили. Если второе предложение начинается с повтора первого, то это повторение тоже лучше сразу выписать. Очень важно! Если после второго проигрывания у тебя в тетрадке еще не написан размер, первая и последняя нота, не размечены такты, то надо «активизироваться». На этом нельзя застревать, нужно в наглую спросить: «Слышь, училка, сколь тактов-то и какой размер?». Если училка и не ответит, то наверняка среагирует кто-нибудь из класса, а если нет, то громко спрашиваем у соседа. В общем, действуем, как хотим, устраиваем произвол, но всё, что нужно, узнаём.
ПИШЕМ ДИКТАНТ ПО СОЛЬФЕДЖИО — ТРЕТЬЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПРОИГРЫВАНИЯ Третье и последующие проигрывания. Во-первых, нужно обязательно дирижировать, запоминать и записывать ритм. Во-вторых, если не получается сразу услышать ноты, то нужно активно анализировать мелодию, например по таким параметрам: направленность движения (вверх или вниз), плавность (подряд по ступеням или скачками – на какие интервалы), движение по звукам аккордов и т.д. В-третьих, нужно слушать подсказки, которые говорит другим ребятам учитель при «обходе» во время диктанта по сольфеджио, и корректировать то, что написано у себя в тетради. Последние два проигрывания предназначены для проверки уже готового музыкального диктанта. Проверять нужно не только высоту нот, но верность написания штилей, лиг, расстановку знаков альтерации (например, после бекара восстановление диеза или бемоля)
ЕЩЕ НЕМНОЖКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ Сегодня мы говорили о том, как научиться писать диктанты по сольфеджио. Как видите, писать музыкальные диктанты совсем не сложно, если подходить к этому с умом. В заключение получите-ка ещё парочку рекомендаций для развития навыков, помогающих в музыкальном диктанте. Слушайте дома произведения, которые проходятся по музыкальной литературе, следя по нотам (музыку берёте в контакте, ноты – тоже находите в интернете). Пойте нотами те пьесы, которые играете по специальности. Например тогда, когда занимаетесь дома.
Иногда переписывайте ноты вручную. Можно те же пьесы, которые проходите по специальности, особенно полезно будет переписать полифоническое произведение. Этот метод помогает также и наизусть быстро учить. Это проверенные способы развития навыка записи диктантов по сольфеджио, так что займитесь на досуге – сами удивитесь тому, какой выйдет результат: писать музыкальные диктанты будете на ура!
Радуга-талантов.РФ
Международные и всероссийские конкурсы для детей и педагогов
Методика работы над диктантом в музыкальной школе.
Автор: Иванова Татьяна Константиновна
преподаватель МБУ ДО Детская музыкальная школа № 7, город Иркутск
Методика работы над диктантом в музыкальной школе.
Иванова Татьяна Константиновна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №7» города Иркутска
Методика работы над диктантом в музыкальной школе.
Развитие музыкального слуха – основная задача курса сольфеджио в музыкальной школе. Кроме того, этот предмет развивает музыкальный кругозор ученика, формирует его музыкальный вкус. Преподаватель сольфеджио развивает на уроках у учащихся их творческие задатки, помогает выявить и раскрыть их, а также знакомит учащихся с теоретическими понятиями музыкального искусства. Сольфеджио – дисциплина, формирующая у учащихся ряд практических навыков, дающая комплекс навыков, знаний и умений по развитию музыкального слуха.
Все эти знания и навыки, полученные на уроках сольфеджио, помогают ученику при обучении игры на инструменте, на занятиях по хору, музыкальной литературе и другим предметам в музыкальной школе. Программа обучения предусматривает несколько форм работы, которые должны находиться в тесной взаимосвязи между собой. Лишь при этом возможно добиться на уроках сольфеджио достаточно высокого уровня развития у учащихся музыкальной памяти, слуха, мышления. На мой взгляд, определяющими формами работы в классе сольфеджио, основными и наиболее сложными являются: сольфеджирование, слуховой анализ и запись диктантов, а вспомогательными, дополняющими — ритмические, интонационные и творческие упражнения.
Написание диктанта требует много усилий и времени как у преподавателя, так и у ученика. Диктант способствует воспитанию и развитию четких музыкальных представлений, волевого внимания, музыкальной памяти, чувства лада и ритма, формы и стиля, тренирует развитие внутреннего слуха, и, наконец, учит грамотности нотного письма. Необходим навык при записи незнакомой мелодии. Да, музыкальный диктант — это запись слышимого, но и итог знаний и навыков, которые в свою очередь определяют уровень музыкально-слухового развития ученика. Диктант учит осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи. При его записи все знания и навыки синтезируются.
При написании диктанта от ученика требуется аналитическая память, то есть запоминание и, одновременно, понимание всех элементов диктанта. Поэтому нередко учащиеся с хорошим слухом не могут написать диктант, так как не могут охватить структуру горизонтали и вертикали. От учащихся при написании диктанта требуется мысленно представить себе музыку без восприятия, то есть необходимо иметь хороший внутренний слух. Различные подготовительные упражнения помогут ученику управлять своим внутренним слухом.
Учитывая важность музыкального диктанта, необходимо работу над ним проводить систематически, давать диктанты каждый урок, чередуя короткие с диктантами длинными, мелодические с гармоническими, письменные с устными и т.д.
Но прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен быть уверен, что учащиеся подготовлены к этой работе. Поэтому целесообразнее начинать работу над записью музыки во втором классе, а в первом классе провести большую подготовительную работу. Рекомендуется давать диктант в начале урока – учащиеся еще не утомлены и диктант помогает активно включиться в работу всей группе одновременно.
Какова конечная цель устремлений педагога в этой области? Прежде всего мы должны добиться того, чтобы учащиеся не испытывали страха перед словом «диктант», чтобы у них не только не возникал психологический барьер, а, напротив, появлялся здоровый интерес и желание поскорее услышать мелодию диктанта и записать ее. Диктант в представлении детей не должен быть чем-то из ряда вон выходящим. Надо стремиться наполнить радостью уроки сольфеджио.
Существует много различных форм, разных приёмов работы, применяя которые, преподаватель должен помнить, что главная задача – научить писать диктант. Все формы работы по диктанту можно разделить на 4 группы:
Все формы диктанта используются в каждом классе, но с разной степенью активности. Так, в первом классе наибольшее значение приобретают подготовительные формы диктанта, для того чтобы сформировать необходимые навыки работы. Это позволит избежать потери непроизводительного количества времени, не создаст ощущения большой трудности, а тем самым и страха перед данной формой работы, что самым отрицательным образом повлияет на освоение этого навыка в дальнейшем. Выбор формы работы над диктантом зависит и от момента работы над определенной трудностью. В начале изучения каждой темы лучше всего провести несколько подготовительных и рабочих форм диктантов, а уже затем предоставить каждому ученику возможность выполнить запись самостоятельно. Рассмотрим подготовительные формы работы над диктантом.
Устный диктант должен проводиться по строго выработанной последовательности анализа текста. Анализ слышимого материала начинается с охвата целостного звучания (анализ формы-процесса, формы-структуры), а далее уточняются детали (мелодическое движение, ритмическая сторона и т.д.). В устном диктанте принимает участие вся группа. Как правило, пример выучивается наизусть. Устный диктант способствует тренировке и совершенствованию музыкальной памяти. Ценность устного диктанта (и в какой-то мере преимущество его перед письменным) заключается в том, что он требует сравнительно мало времени и вовлекает всех учащихся класса в живую активную работу. Формы проверки устного диктанта очень многообразны. Это — игра на фортепиано (или на инструменте, на котором занимается учащийся); выкладывание карточками интонационного или ритмического лото; проверка показом по таблице, по лицу, ручными знаками, слоговыми названиями. Преподаватель может предложить записать мелодию устного диктанта дома, спеть в определенной тональности (или в нескольких тональностях). Можно записать диктант на доске, учащиеся могут проверить диктант друг у друга или спеть педагогу «на ушко». Здесь преподавателю предоставляется возможность проявить свою фантазию и изобретательность и превратить устный диктант в увлекательное занятие.
В старших классах также целесообразно давать устные диктанты. В этих диктантах необходимо использовать уже хорошо освоенные ритмические рисунки и мелодические обороты. Если учащиеся затрудняются сразу пропеть и записать весь диктант, то следует вначале записать первое предложение, затем второе. Устный диктант я даю следующим образом: вначале учащиеся оформляют диктант – определяют тональность, размер, количество тактов, звук с которого начинается диктант и каким заканчивается. Затем мелодия диктанта или 1 предложение проигрывается три раза, после чего учащиеся поют его с названием нот с дирижированием, записывают и проверяют ( еще раз поют все с названием нот), исправляют ошибки и окончательно записывают. Устные диктанты помогают развитию музыкальной памяти, осознанному восприятию учащимися отдельных трудностей мелодии, поэтому нужно широко применять форму устного диктанта. Материалом для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии. Сперва очень короткие (2.4 такта) с небольшим количеством звуков, затем более сложные. Первое время примеры должны представлять собой одну фразу, как-бы тему. Когда учащиеся овладеют своим вниманием, следует переходить к запоминанию небольших предложений и, далее, периодов.
Особый тип диктанта – «фортепианное эхо». Учащиеся от известной ноты на фортепиано повторяют прослушанную несколько раз фразу. Для устных диктантов, следует использовать уже хорошо освоенные ритмические и мелодические обороты. Учащиеся затрудняются сразу пропеть и записать весь устный диктант. Поэтому можно вначале записать первое предложение, затем второе.
Ритмический диктант – может быть исполнен вне высоты и вне лада, например, на барабане. Такого рода ритмодиктант полезен для развития памяти, чувства метроритма, для освоения новых ритмов. Однако чаще учащимся предлагается прослушать мелодию, а затем записать лишь ее ритм ( вне нотных строк). Работая над диктантом, вспоминая ритм, ученик мысленно представляет себе и мелодию, следовательно, ритмический диктант также способствует активизации внутреннего слуха, Кроме того, ритмический диктант дает возможность закрепления группировки нот.
Работа над транспонированием на подготовительном этапе проходит двумя путями – неосознанно (учащиеся не знают, что они делают, перенося мелодию на другую высоту и изменяя звуки по слуху) и осознанно (это возможно, когда учащиеся знают тональности). Транспонирование можно проводить устно (пение), письменно и играя на инструменте. В последнем случае в качестве формы работы можно предложить также подбор по слуху. Транспонирование способствует не только усвоению тональностей, но и более прочному усвоению изучаемого материала.
Изредка можно использовать запись диктанта по фразам. Прослушав диктант, учащиеся вместе с педагогом записывают первую фразу на доске. Это помогает более скорому написанию второй фразы уже самостоятельно. Иногда можно попросить учащихся после прослушивания записать сразу вторую фразу или отдельные, запомнившиеся мотивы.
Нередко встает вопрос о стенографировании диктантов. Важно научить детей ( и с абсолютным, и с относительным слухом) внимательно слушать два первых проигрывания, анализировать, запоминать, слышать знакомые обороты, для того, чтобы дети не писали диктант последовательно нота за нотой, ожидая нового прослушивания. Необходимо научить их максимально выкладываться в перерывах между проигрываниями. Внутренний слух должен подсказать им уже слышанное, но не звучащее в данный момент. Поэтому-то постепенно увеличивается время между диктантами.
Интересен опыт записи диктанта с голоса по методике А.Л. Островского, в котором подчеркивается «преимущественное значение вокальной музыки в деле воспитания слуха». На хоровых отделениях музыкальных школ этот вид диктанта весьма целесообразен. При записи вокального примера со словами ( исполняется преподавателем) учащимся поможет выписанный на доске текст.
Практика показывает, что для серьезного овладения диктантом занятий им в классе недостаточно. Поэтому следует рекомендовать учащимся систематически записывать дома знакомые мелодии, а также впервые услышанные песни. Особенно тем учащимся, которые решили поступать в музыкальные училища. В качестве «самодиктанта» может служить отрывок из выученной наизусть фортепианной пьесы. Домашними диктантами – записью мелодии по памяти необходимо заниматься серьезно, полностью доверяя своему слуху. Только после окончательной записи мелодии ее можно пропеть вслух и сыграть на музыкальном инструменте. Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением. К «самодиктантам» преподавателю музыкальной школы следует относиться с осмотрением. Многие учащиеся дома могут их не записывать, а подбирать на инструменте, тем самым смысл и цели «самодиктанта» исчезают.
Совсем недавно появились диктанты, которые я бы назвала «фрагментарные». Это диктанты, в которых даны, уже записаны некоторые фрагменты диктанта, а некоторые надо услышать и записать. Это прежде всего сборники «Занимательных диктантов» Г. Калининой. Учащиеся с интересом пишут такие диктанты и они не вызывают больших трудностей при написании.
Можно перечислить еще несколько занимательных диктантов:
Это увлекательная форма работы над диктантом, при которой учащиеся определяют название песни по различным «подсказкам» — от полностью выписанного на доске нотного текста до представленных на выбор нескольких ритмических рисунков, из которых надо угадать знакомый. Песенка может быть показана по таблице, лесенке, по лицу, ручными знаками. Можно предложить собрать мелодию из нескольких разделенных по карточкам тактов («мелодическое лото»). Мелодия, которую надо угадать может быть хорошо знакомой и не знакомой, выученной или только что прослушанной.
После того как учащиеся просольфеджировали устно мелодию, преподаватель записывает её на доске, умышленно допуская «ошибки» — мелодические или ритмические, которые учащиеся должны найти и исправить. Важно не прибегать при этом к помощи инструмента. Эта форма работы приучает к самоконтролю и очень помогает при проверке своей записи.
На доске выписывается диктант, в котором оставлены пустые отдельные такты, учащиеся должны вписать в них пропущенные части мелодии.
На доске полностью выписывается несложная мелодия, которая сольфеджируется всем классом. Затем преподаватель играет мелодию, изменяя ритм или отдельные интонации. Учащиеся должны записать предложенный вариант самостоятельно.
Подобная форма диктанта учит вычленять отдельные элементы из целостного восприятия. Задания могут быть самыми различными – записать заключительный каданс или половинный каданс; записать определенный интервал или аккорд в конкретном такте; записать точное повторение, секвентное повторение или вариантное повторение; записать определенный ритмический рисунок в конкретном такте; записать только такт с кульминацией; записать самую высокую ноту в диктанте и т.д.
Все перечисленные выше типы диктантов, их многообразие особенно полезны на первых порах, так как они способствуют созданию разносторонних навыков записи, активизации внутреннего слуха. Они являются серьезной подготовкой к длинным трудным письменным диктантам в старших классах, к дальнейшему развитию внутреннего слуха. Но и в старших классах необходимо включать разнообразные формы «слуховых», «зрительных» диктантов.
Время для записи диктанта устанавливается преподавателем в зависимости от его объема и трудности. В младших классах, где записываются небольшие и несложные мелодии, это 5-10 минут; в старших, где трудность и объем увеличивается – 20-25 минут.
Диктант следует исполнять все время только целиком, не дробя его на предложения или фразы, иначе учащиеся не смогут охватить построение целиком, разобраться в форме и ее особенностях, ритме и т.д.
Перед началом записи необходима ладовая настройка, которая дается несколькими способами — пение устойчивых и неустойчивых ступеней, трезвучий, T – S – D и т.д. Настройка должна быть достаточно длительной, особенно на первоначальном этапе, для того чтобы в слуховом восприятии учащихся прочно закрепилась тональность диктанта. В дальнейшем настройка может сокращаться и учащиеся должны уметь настроиться сами по данному звуку или аккорду. Полезно развивать в детях чувство тональной краски и пытаться привлекать учащихся к определению тональности. Диктант можно давать в производной тональности – настройка дается без названия нот, учащиеся сами выбирают тональность, в которой, как им кажется, звучит диктант. Такая форма диктантов полезна для работы над «самодиктантом» или записью знакомых мелодий по памяти.
Для развития ладо — функционального слуха полезно первоначально проигрывать мелодию диктанта с гармоническим сопровождением. Проигрывание диктанта может осуществляться не только на фортепиано, но и на других музыкальных инструментах.
В связи с появлением возможности использовать в практике преподавания различных технических средств (магнитофон, CD – проигрыватель), преподаватель может давать на уроке записи диктантов в разных тембровых звучаниях (для одноголосных и, особенно, для двухголосных и многоголосных диктантов). Это необычайно обогащает слух учащихся, их общемузыкальное развитие и способствует развитию тембрового слуха.
Необходимо научить учащихся записывать диктант в разных регистрах, как в скрипичном, так и в басовом ключах.
Диктант для записи должен быть выбран особенно тщательно. В нем не должно быть ни одной интонации, ни одного ритмического рисунка, которые не были предварительно хорошо усвоены. Неудачи при записи диктанта сильней, чем неудачи в других формах работы. Они травмируют ученика, и, если он не справился с диктантом несколько раз подряд, то он в дальнейшем не будет даже пытаться записывать его. Мелодия, данная в диктанте, должна быть легче мелодии, предложенной для пения с листа, так как диктант воспринимается только через слух, без зрительного восприятия, что требует большой сосредоточенности. Диктант является самой лучше формой развития памяти и накопления слуховых впечатлений. Не рекомендуется разрешать ученикам записывать его стенографически. Особенно это касается детей с абсолютным слухом, которые точно записывая ноты, не получают никакого предоставления о данной мелодии. Некоторые ученики пытаются во время проигрывания диктанта осмысливать ступени или отдельные звуки, что тоже мешает запоминанию. В таких случаях рекомендуется давать в качестве диктанта песню с текстом. Стихотворный текст помогает быстрей запомнить мелодию и не дает возможности выхватывать отдельные элементы. Интервалы, ступени, ритм должны осмысливаться процессе записи. Хорошо запоминаются мелодии образные, яркие, с ясной формой.
Эта форма диктанта наглядно показывает учащимся процесс записи. Диктант записывает на доске сам преподаватель или кто-либо из учащихся, параллельно объясняется весь путь осознания слышимого. Такая форма диктанта удобна и полезна при освоении новых трудностей.
Диктант эскизный, по частям.
При эскизной форме работы диктант записывается не с начала, а по частям. Например, преподаватель предлагает записать только заключительный каданс, или второе предложение, или серединный каданс, мотив секвенции и т.д. Как никакая другая эта форма уводит от практикующегося часто учениками способа записи «нота за нотой». Ведь для записи по частям необходимо четко представить форму-структуру и форму-процесс диктанта и разместить в заготовке в виде пустых тактов.
Творческие формы диктанта представляют собой творческие задания, являющиеся своеобразной формой работы на уроке. Учащимся предлагаются различные формы сочинения:
Все эти формы сочинения – дописать музыкальный ответ, сочинение мелодии в определенном жанре, сочинение вариаций на тему, сочинение песни на заданный текс и др. – подразумевают использование изучаемого интервала, аккорда или ритмической группы. Правильная запись свидетельствует об усвоении изучаемой темы. Контрольный диктант – это проверка успеваемости учащихся, итог формирования
Контрольный диктант – это проверка успеваемости учащихся, итог формирования навыков и умений, уровень подготовки слуха и памяти. Многие преподаватели в шутку называют его «спасайся, кто как может». Однако, если на уроках систематически отрабатывается определенная последовательность записи диктанта, то для учащихся работа по нему не должна представлять сложности.
Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные – педагог проверяет тетради, учащиеся проверяют тетради друг у друга, один из учащихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с название звуков и т. Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать. Очень полезно пропевать на память только что записанный диктант и затем делать его повторную запись по памяти; проигрывать диктант на инструменте н память; петь его с транспонированием, называя при этом звуки новой; на память.
Эти и подобные им упражнения должны служить не только для постоянной тренировки в технике записи диктантов, но и для подготовки к усвоению новых трудностей.
Таким образом, работа над диктантом является активным творческим процессом, требующим от учащихся большого внимания и постоянной тренировки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: