МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ АРГУМЕНТАТИВНОГО И ДИСКУССИОННОГО ЭССЕ
Макишева В.А., учитель русского языка и литературы
Жакупова Р.Т., учитель казахского языка и литературы КГУ «Общеобразовательная школа №26» г. Павлодар
С переходом к преподаванию по обновленным программам меняется и формат итоговой аттестации. Итоговая аттестация выпускников по родному языку и литературе теперь проводится в форме письменного сочинения – эссе. Поэтому языковеды уделяют специальное время обучению школьников написанию эссе разных видов.
В методических рекомендациях Национального центра тестирования [1] содержится информация о видах эссе по содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, публицистические. Там же к обязательным компонентам эссе отнесены следующие:
В учебной программе имеются цели обучения, предполагающие написание эссе разных видов. В нескольких классификациях эссе запросто можно запутаться. Так, кроме классификации по содержанию, есть и другие виды.
По способу изложения:
По литературной форме:
-страница из дневника.
Поводом для написания данной статьи послужили затруднения, с которыми пришлось столкнуться в работе. Так, цели обучения следующие:
(РЯ1) 11.3.4 – писать разные виды эссе, в том числе аргументативное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения проблемы
(РЯ2) 9.4.4.1 писать творческие работы (в том числе на литературные темы), фрагмент/фрагменты текста, являющиеся контрастными по содержанию, с использованием в письме изобразительно-выразительных средств
11.4.5 писать дискуссионное эссе.
Возникает необходимость разграничить два данных вида эссе.
Рассмотрим особенности аргументативного и дискуссионного эссе и сравним их между собой. Изучение специальной литературы по вопросу привело к выводу о том, что тема освещена недостаточно, что существуют разночтения даже в терминах. Так, наряду с термином аргументативное эссе используется аргументационное эссе. Термин дискуссионное эссе нередко заменяется на сочинение-рассуждение на дискуссионную тему, дискуссионное сочинение, сочинение дискуссионного характера.
Предлагаем выполнить тестовое задание (составленное на основе определений, взятых из учебников 9, 11 классов РК).
Дискуссионное эссе – это…
По нашему мнению, дискуссионное эссе – это эссе, написанное по модели текста-рассуждения (тезис-аргументы-вывод), с четко структурированными аргументами, которые можно использовать в дискуссии, полемике, с ярко выраженной собственной точкой зрения. Определение эссе как «прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета» характеризует эссе в широком смысле. Выражение «сбалансированное сочинение, в котором аргументами поддерживается одна точка зрения» в равной степени может быть отнесено и к эссе на литературную, и на свободную тему, однако дискуссии не предполагает.
Автор аргументативного эссе пытается четко представить сильную позицию по конкретной теме. Его цель — убедить читателя в определенной точке зрения. Такое эссе может ориентироваться на аудиторию, которая более устойчива к противоположной точке зрения.
В дискуссионном эссе будут чередоваться абзацы «за» и «против». Дискуссионные эссе часто имеют переходные формулировки, ведущие к следующим абзацам. Писатель может выбрать либо выразить мнение в заключительном абзаце, либо оставить читателям возможность делать свои собственные выводы.
В представленных ниже таблицах 1 и 2 предлагаем сравнение композиционных структур двух типов эссе.
Аргументативное эссе | Дискуссионное эссе | |
Введение (Абзац 1) | Напишите мнение. | Напишите тему. |
Основная часть (Абзац 2) | Аргумент 1 и причина | Одна точка зрения (например, политическая или отражающая местный контекст) |
(Абзац 3) | Аргумент 2 и причина | Другая точка зрения (например, экономическая или отражающая региональный контекст) |
(Абзац 4) | Аргумент 3 и причина | Другая точка зрения (например, отражающая глобальный контекст) |
Заключение (последний абзац) | Напишите мнение другими словами. | Ваше собственное мнение, основанное на перечисленных выше точках зрения |
I.1.Вступление ( обратить внимание читателя на проблему) |
2.Тезис или основная мысль ( заключается основная мысль текста) |
ІІ. Основная часть |
А Ключевая фраза абзаца ( в ней заключается основная идея абзаца) |
Поддерживающие предложения |
Поддерживающие предложения Раскрывают основную идею абзаца |
Поддерживающие предложения |
Вывод |
В Ключевая фраза абзаца ( в ней заключается основная идея абзаца) |
Поддерживающие предложения |
Поддерживающие предложения Раскрывают основную идею абзаца |
Поддерживающие предложения Вывод |
С. Ключевая фраза абзаца ( в ней заключается основная идея абзаца) |
Поддерживающие предложения |
Поддерживающие предложения Раскрывают основную идею абзаца |
Поддерживающие предложения |
Вывод |
III.Заключение. Перефразировать тезис, используя описательный оборот. |
В дискуссионном эссе дается тема, к которой нужно привести аргументы «за» и «против», высказать собственное мнение. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль. Эссе должно содержать убедительную аргументацию, т.к. предполагается их использование в дебатах, полемике по заявленной проблеме.
Таким образом, на основании содержания таблиц можно сравнить композиции аргументативного и дискуссионного эссе.
Композиция дискуссионного эссе.
Вывод (перефразируй тезис другими словами, используя описательный оборот).
Композиция аргументативного эссе: тезис, аргумент1, аргумент 2, аргумент3, вывод.
Одним из основных признаков текста является связность. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически. Текстовые средства связи аналогичны логическим связям между частями сложного предложения (перечисление фактов, последовательность действий, событий; причина, пояснение, дополнение смысла; противопоставление; время или условие; вывод, следствие, сравнение; резкая смена событий).
Эффективность обучения написанию эссе является важной составляющей образовательного процесса в школе, подготавливающей выпускника к обучению в вузе, где ему предстоит писать эссе академическое.
Академическое (или университетское) эссе — это текст, научный, объективный и структурированный согласно принятым в науке правилам [6].
Обобщая ряд точек зрения учителей-коллег, можно выделить следующие:
1) ученик, систематически порождающий связные тексты в изучаемой предметной области, приучается к умственной дисциплине и вдумчивому восприятию проблемного контекста; упорядочивает свои мысли при их письменном изложении, что способствует закреплению материала;
2) развиваются исследовательские и коммуникативные компетенции, формируется индивидуальный стиль понимания и изложения текста;
3) ученик учится уважать другое мнение и совмещать субъективное знание с источниками объективного знания.
Список литературы
Е.В. Бузальская // Мир русского слова. — 2015. — № 2. — С. 36-40.
Сочинение рассуждение на дискуссионную тему Сочинение рассуждение на дискуссионную тему – это сочинение – рассуждение, тема которого предполагает существование различных точек зрения на затронутую в тексте проблему. Автор предлагаемого сочинения-рассуждения на дискуссионную тему демонстрирует самостоятельность мышления, собственный взгляд на решение проблем района. В то же время сочинение рассуждение на дискуссионную тему представляет собой яркий образец текста публицистического стиля, предполагающего диалог.
Конечно, у меня в то время были детские мечты. Я хотела отменить учебу в школе и сидеть целыми днями дома. Чтобы по всем каналам шли только одни мультики.
Ну вот, я выросла, и мир мне показался совсем другим.
Не таким, каким бы я хотела его представить. Для того чтобы сделать его лучше, я очень много чего предприняла бы. Помогла бы школам, старым людям и всем, кто нуждается в моей помощи.
Сейчас я учусь в школе, в одиннадцатом классе.
И мне очень хотелось бы, чтобы наша школа стала краше; будь моя власть, я наказала
Я уделила бы первоочередное внимание возрождению сел, их благоустройству.
Ведь так хочется, чтобы люди могли пойти на работу в красивых сапожках и чувствовали себя в своем селе комфортно! Я бы позаботилась о сельских школах, которые стали единственной отдушиной на селе. Именно сюда люди приходят посмотреть концерты, в стенах школы проходят многочисленные мероприятия для всех сельчан.
У села много проблем, хотя именно в селах люди сохранили свою природную, естественную доброту, щедрость, отзывчивость и взаимопонимание.
Почему же их дети не всегда могут иметь благоустроенный спортзал, свой музыкальный класс, детский садик? Я преклоняюсь перед теми руководителями, которые содействовали сохранению и реставрации памятников культуры, музеев, строительству церквей. Это – нелегко, но я бы поступила так же.
Конечно, это только мечты, но я очень хочу, чтобы они сбылись.
Related posts:
Эссе на тему «Дискуссия как способ достижения консенсуса»
Все мы знаем, что отличает дискуссию от других видов спора — это аргументированность или по-другому доказательная база. В нашей работе мы намерены доказать, что данный способ коммуникаций помогает конфликтующим сторонам прийти к единой точке зрения, точнее убедиться в отсутствии прямых возражений и допущении нейтральной позиции по отношению к точкам зрения друг друга.
Дискуссия служит предметом, с помощью которого разрешаются проблемы столкнувшихся носители противоположных интересов. Именно обсуждение какого-либо вопроса или группы вопросов с целью установления взаимоприемлемых решений, является неотъемлемой частью процесса общего стремления к достижению консенсуса.
Дискуссия в наше время является большой составляющей общественной жизни. Под данным термином понимается обсуждение какой-либо спорной проблемы или вопроса. От обычного спора ее отличает два признака: наличие аудитории (публичность) и аргументированность каждого из оппонентов. Именно аргументы помогают конфликтующим сторонам прийти к общей точке зрения или к допущению нейтральной позиции по отношению к точкам зрения друг друга. Однако, в довольно редких случаях дискуссия приводит к тому, что конфликтующие стороны достигают консенсуса.
Понятие «консенсус» давно укрепилось не только в разговорной лексике, но и в научной терминологии. Однако единого определения нет как такового нигде. В настоящее время есть три подхода к определению данного термина — политический, социальный и юридический.
Первый подход является одним из важных принципов политических организаций как олицетворение демократии. В политическую сферу данный термин первым ввел О. Конт. Он использовал понятие » консенсус» как структурную согласованность различных феноменов и институтов социального целого, а в более поздней его работе «Система позитивной политики» как проявление субъективного и солидарности на уровне межличностных и межгрупповых отношений. Однако саму теорию политического консенсуса начал разрабатывать А. Токвиль. Суть данной теории в том, что общество может существовать и развиваться только тогда, когда большинство людей имеют схожее мнение на разные ситуации и проблемы.
В таком случае в обществе возможно равновесие или, говоря другими словами, наличие общего политического консенсуса. Путь от дискуссии к политическому консенсусу состоит нескольких частей: обмен мнениями и требованиями конфликтующих сторон; предложение компромисса и рассмотрение встречных предложений; обнаружение общих взглядов.
Социальным консенсусом является та или иная степень согласия двух людей в любых формах социального общения. Для его достижения используются исключительно ненасильственные методы. Как и в первом случае, «социальный консенсус» и «демократия» понятия тождественно равные.
Нужна помощь в написании эссе?
Дискуссия предполагает два вида консенсуса. Первый вид — это отсутствие возражений хотя бы у одного участника спора, а второй — активное согласие большинства участников дискуссии. Из этого можно сделать вывод, что консенсус не всегда соглашение всех сторон дискуссии, но большинства. Однако достижение компромисса в дискуссии удается далеко не всегда. Рассмотрим это на примерах.
Введение прогрессивной шкалы налогов в России является популярной темой для дискуссий среди экономистов в настоящее время. Плоская шкала налогообложения действует в Российской Федерации с 2001 года со ставкой 13%. Повышенная 35% ставка применяется исключительно для нерезидентов.
Однако план о введении прогрессивной шкалы все равно существует. Считается, что установление прогрессивной шкалы подоходного налога принесет исключительно плюсы: покрытие дефицита в государственном бюджете, снижение неравенства доходов и повышение социальной справедливости, стабилизация регионального бюджета, но с данной точкой зрения согласны не все. Существует и иная позиция: введение прогрессивной шкалы НДФЛ приведет к уклонению от уплаты налогов, появлению теневого бизнеса и увеличению безработицы. Законопроект был только предложен депутатами Государственной Думы, однако споры не утихают уже сейчас. В данном примере мы можем увидеть, что с помощью дискуссий будет достигнут консенсус второго вида — согласие большинства с определенной точкой зрения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что без дискуссии достижение консенсуса или частичного соглашения невозможно. Именно она помогает конфликтующим сторонам прийти к общей точке зрения или хотя бы к допущению нейтральной позиции по отношению к точкам зрения друг друга. Как и считал Аристотель, который придавал большое значение конструктивному диалогу, только так возможно достижение истины. Именно это мы и продемонстрировали вам на примерах. Без дискуссий и обсуждения проблем компромисс невозможен.
1. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ 2. СОЧИНЕНИЕ «РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ»
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Копейского городского округа
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ:
Подготовка к сочинению
Сочинение «рассуждение на дискуссионную тему»
Тема: Подготовка и написание сочинения «Рассуждение
на дискуссионную тему»
Учебная дисциплина: Русский язык
Класс: 8, средний уровень развития учащихся, 1 уч. – с ЗПР
учебного занятия: урочная
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения
знаний, закрепления умений
1) Повторение пунктуации при вводных конструкциях и в сложном предложении.
2) Закрепить умение анализировать текст.
3) Выработать умение писать сочинение-рассуждение
на дискуссионную тему.
4) Развивать связную монологическую речь, навыки пересказа текста, построения рассуждения, лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции.
5) Развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.
6) Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Предупреждение всевозможных (речевых, стилистических, орфографических, пунктуационных) ошибок при написании сочинения.
Материально- Доска, учебники по русскому языку и литературе,
техническое словари орфографический, толковый, антонимов,
обеспечение урока: синонимов, ПК, экран, аудиотека.
Методы обучения: Словесные и наглядные методы, письменная работа
связи: Литература, история
Стандарт Учащийся должен уметь написать сочинение-
образования : рассуждение на дискуссионную тему в рамках
Технология: групповая работа
Тема: Написание сочинения «Рассуждение на
Учебная дисциплина: Русский язык
Класс: 8, средний уровень развития учащихся, 1 уч. – с ЗПР
учебного занятия: урочная
Тип урока: Урок обучения и закрепления умений и навыков
1) Выработать умение писать сочинение-рассуждение
на дискуссионную тему.
Выработать умение писать сочинение-рассуждение
на дискуссионную тему.
Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Материально- Доска, учебники по русскому языку и литературе,
техническое словари орфографический, толковый, антонимов,
обеспечение урока: синонимов
Методы обучения: Самостоятельная письменная работа учащихся
связи: Литература, история
Стандарт Учащийся должен уметь написать сочинение-
образования : рассуждение на дискуссионную тему в рамках
Технология: групповая работа
Технологическая карта урока № 1
I . Урок подготовки к сочинению
Приветствие. Организация и мобилизация внимания учащихся, психологический настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности
Приветствует, успокаивает и организует класс, проверяет готовность детей к уроку.
Настраивает на активную работу.
Слушают. Встают, приветствуют учителя, садятся.
Организовывают рабочее место.
Мотивировать учащихся к выполнению домашнего задания
Мотивация к деятельности. Организация целеполагания.
Осознание цели деятельности, которая предполагается. Представление об ожидаемых результатах.
Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся. Закрепить умения учащихся по теме урока
Работа с карточками.
Письменная работа с применением раздаточного материала.
Устный опрос (4 мин)
Устный опрос с предложением использовать дид. карточки (20 мин)
Раздать тексты, предложив выполнить задние в тетради (13 мин).
Учитель организовывает смену видов деятельности.
Выполнение задний. Устные ответы. Ответы с использованием дидактических карточек.
Записи в тетради с использованием раздаточного материала
Подведение итогов занятия,
Анализ деятельности на уроке. Формулировка впечатлений.
Организация работы для выявления и исправления ошибок. Организация послеоперационного контроля за ходом выполненных заданий.
Самоконтроль и самооценка полученных результатов.
Технологическая карта урока № 2
Приветствие. Организация и мобилизация внимания учащихся, психологический настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности
Приветствует, успокаивает и организует класс, проверяет готовность детей к уроку.
Настраивает на активную работу.
Слушают. Встают, приветствуют учителя, садятся.
Организовывают рабочее место.
Закрепить умения учащихся по написанию сочинения-рассуждения
Самостоятельная работа учащихся
Наблюдение. Организация контроля за деятельностью учащихся.
Подведение итогов занятия,
Мнение учителя о ходе самостоятельной работы
Итоги самоконтроля и самооценки
Среди разных видов сочинений сочинение-рассуждение проблемного характера (на дискуссионную тему) имеет специфическую форму в силу характера деятельности учащихся и учителя. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему ― это комплексный вид работы, включающий в себя разнообразие стилей и типов речи, способных подчеркнуть жанровые особенности создаваемого текста. Эта работа позволяет учащимся реализовать знания, умения и навыки, полученные в области русского языка, литературы, а в зависимости от выбранной темы ― в области истории, географии, физической культуры мили других дисциплин. Но независимо от выбора темя она несет в себе воспитательную, морально-нравственную функцию в формировании личности. Дискуссионный характер работы над сочинениями этого жанра развивает у учащихся самостоятельное логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано ее обосновать, дает им возможность продемонстрировать богатство лексического запаса и владение разнообразными синтаксическими конструкциями, то есть показать навыки, необходимые каждому грамотному человеку.
И хотя эта работа наиболее важна в выпускном 9-м классе и в старших классах, так как сочинения-рассуждения проблемного характера входят и в блок тем для итоговой аттестации по литературе, и в структуру государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) по русскому языку, но необходима она и в 8-м классе, когда активно формируется личность учащегося.
Представляется, такое построение материала позволяет проследить методику работы учителей и преемственность знаний, умений и навыков учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы, обучающихся по традиционной программе.
I . Организационное начало урока (организационный момент).
[«Здравствуйте! Я всегда с радостью вхожу в ваш класс, чтобы помочь вам найти ответы на вопросы, которые волнуют многих, и выслушать вас. Не станем терять время попусту и будем внимательно, не отвлекаясь, слушать друг друга»]
«Сегодня мы повторим пройденный материал, сделаем несколько самостоятельных упражнений, чтобы, а дома вам необходимо подготовиться к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему: «Кто такой друг?». И следующее занятие мы посвятим написанию сочинения ― рассуждения, в котором каждый из вас может поделиться своим мнением о том, кто для него друг, рассказать, если у тебя друг и какой он и даже о том, какой ты сам друг.
Учитель: Мои хорошие! Сегодня мы будем работать над рассуждением дискуссионного характера. Эта работа трудна, но она и важна для нас, ведь такие сочинения есть и в блоке тем по литературе, и в структуре итоговой государственной аттестации по русскому языку. Поэтому сегодняшний урок станет для вас этапом в подготовке к будущим школьным экзаменам и не только. Этот урок может стать этапом экзаменам жизни, поскольку сегодня наш разговор о дружбе и о друзьях.
Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.
― Ребята, как вы понимаете значение слов рассуждение, дискуссия, дискутировать?
Что значит: «на дискуссионную тему»?
Ответы: Это значит на спорную тему (дискуссия = спор).
1) умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме;
2) высказывание, обсуждение (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Дискуссия ― спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.
Дискутировать ― обсуждать что-нибудь, участвуя в дискуссии.
Учитель: Да, всё верно. Рассуждение ― это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия). Рассуждение ― важный тип речи, содержащий доказательство, логическое мышление, убеждение, выводы. Хорошо научится использовать рассуждение, чтобы вступать в спор, дискуссию, полемику; уметь опровергнуть точку зрения оппонента, с которой не согласен, вести дискуссию, спокойный диалог.
Для четкости в процессе приведения аргументов желательно использовать вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, а также: по-моему, наконец, итак, следовательно, таким образом. Можно использовать союзы: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как .
А теперь перейдём ближе к проблеме, на которую я предлагаю вам рассуждать в сочинении.
В нашем языке много разных слов, называющих тех, с кем ежедневно сталкивает каждого из нас жизнь:
Попробуем разобраться, какой смысл мы вкладываем в эти слова, всегда ли понимаем, что значат эти слова, и всегда ли одно и то же слово имеет одинаковое значение для разных людей.
2) Можем ли мы считать их синонимами? Почему?
3) Расположите эти слова в порядке усиления близости отношений.
4) Почему слово друг последнее в этом ряду?
Понятие друг вмещает в себя не только оттенки лексического значения всех предыдущих слов, но и является самым ёмким как по эмоциональной окраске, так и по нравственным критериям.
2. Кто такой друг? Кого мы можем назвать другом?
«Друга не нужно просить не о чём,
С ним не страшна беда.
Друг – это третье моё плечо,
Будет со мной всегда. »
Может быть, эти строчки и есть та мера, тот критерий, по которому мы можем определить, друг ли рядом с тобой?
Давайте вдумаемся в эти слова:
«Друга не нужно просить не о чём. ». Почему?
«Друг это третье мое плечо. » ― что это означает?
Плечо – это опора, поддержка, помощь. И когда нам трудно, он всегда готов подставить своё плечо, т. е. помочь делом, словом, советом, взять на себя часть твоей ноши, твоих проблем.
У Омара Хайяма, восточного поэта, философа, мыслителя, жившего в средние века, есть удивительные строки:
« Хороший друг бежит, не дожидаясь зова,
А друг плохой бежит, когда готова
3. А как Вы думаете, дружба между людьми возникает сама по себе, неожиданно, или мы долго идем к дружбе, выбираем друзей?
Хочу предложить Вам следующий текст.
Как и с кем мы ищем дружбы?[К сожалению, чаще всего с теми], (кто духовно равен нам или в чём-то ниже нас). На этом удобном принц и пе – пощадить, с одной стороны, своё самолюбие, а с другой – самоутвердиться без особых перемен в себе – строятся многие наши отношения.
Согласны ли Вы с мнением автора этих строк?
Объясните орфографию и пунктуацию этого предложения.
4. Звучит фонограмма: «Песня о друге», В. Высоцкий
Наверно, вы, конечно узнали «Песню о друге» актёра Владимира Высоцкого в его авторском исполнении? Согласны ли вы с его мнением, что дружбу нужно проверять экстремальными ситуациями?
5. Можно ли научиться дружить, быть хорошим другом, или это дар свыше?
6. Определим, какие жанры можно использовать для написания сочинения-рассуждения.
Если выбираем этот жанр, то какой стиль речи будем использовать? ( Разговорный )
Каковы его стилистические особенности? ( Простые предложения, обращения, глаголы первого и второго лица, допустимы просторечные выражения )
2) «Статья в газету» или «Пост в блоге, в аккаунте»
Стиль – публицистический. Сложные предложения, в составе которых – односоставные: неопределенные личные, безличные. Эти предложения будут осложнены обособленными оборотами. Вводными конструкциями. Обязательно использование вопросительных, восклицательных предложений, возможно риторические вопросы. Лексика публицистическая.
4) Дискуссия с вымышленным собеседником.
Предполагает использование прямой речи.
7. Каких ошибок необходимо избегать при написании сочинения-рассуждения?
― не должна быть нарушена структура рассуждения: тезис ( кратко сформулированная основная мысль, мнение) – аргумент (доказательство, подтверждающее правильность этого мнения) – вывод. Если заявлено два тезиса, то оба необходимо раскрыть, аргументировать и сделать вывод.
― факты должны быть убедительны и подтверждать именно выдвинутый тезис, а не что-то другое.
― между тезисом и аргументом должна быть логическая и грамматическая связь
― стиль: если употребляем «во-первых» (либо «с одной стороны») то должно быть и «во-вторых» (либо «с другой стороны»).
Кроме того, в сочинении–рассуждении не обойтись без использования специальных таких «словесных формул», как:
― я согласен с тем, что …
― многие думают (многие уверены)…
8. Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что в начале урока занятия я не назвала его тему, а лишь сказала в общем виде, что поговорим о дружбе и друзьях. Это потому что тема эта личностная, глубокая и ёмкая. Но вы в силах рассуждать о вопросах, которые сегодня на уроке находятся в центре нашего внимания.
Ещё раз напомню о домашнем задании:
― выбрать форму сочинения-рассуждения, которое будет писать на следующем занятии.
― выбрать один или несколько из прозвучавших сегодня тезисов, которые будет доказывать в своем сочинении-рассуждении,
― сформулировать тему своего будущего сочинения-рассуждения.
I . Организационное начало урока (организационный момент).
[«Здравствуйте! Я, как всегда, рада встрече с вами, ребята. И сегодня вам необходимо найти ответ на вопросы, которые волнуют многих: о том, что такое дружба, кто такой друг». Я знаю, что вы подготовились к сочинению. Не будем терять время и начинаем работу. Вы можете воспользоваться словарями и другими книгами, которые лежат на специально отведенном для этого столе». На доске написаны примерные темы сочинения.]
Примерные темы сочинения-рассуждения:
« Роль дружбы в жизни человека »
«Друг. Товарищ. Приятель»
«Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг» / Шота Руставели /
«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много» /Сотер Ликтор/
Учащиеся пишут сочинение-рассуждение.
Учитель контролирует их деятельность и отвечает на вопросы.
III . Подведение итогов урока
Заканчиваем работу и сдаем тетради с сочинением.
Вы хорошо сегодня поработали. Довольны результатом своей работы?
На следующем занятии вы узнаете свои оценки, и мы проведем работу над ошибками, а также поделитесь впечатлениями о том, как помогло вам это исследование.
Библиографический список
Внукова, Е.А. Обучение написанию сочинений различных жанров / Е.А. Внукова, Е.И. Колчина, Л.И. Потапова // Первое сентября. 2006. 27 января.
Еремеева А.Е. Рассуждение на дискуссионную тему [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/09/18/rassuzhdenie-na-diskussionnuyu-temu (дата обращения: 28.04.2019).
Оформление методических разработок открытых уроков: Методические рекомендации / Сост.: Нагабедьян Е.Н. – пос. Рассвет: Изд-во АДЕККК, 2016. – 40 с.
Русский язык. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Быстровой. ФГОС / автор-составитель М.В. Бабкина. – М.: Русское слово, 2015. – 152 с.
Русский язык. 8 класс. Учебник. В 2-х ч. Ч. 1. ФГОС / сост. Е.А. Быстрова. – М.: Русское слово, 2019. – 272 с.
Русский язык. 8 класс. Учебник. В 2-х ч. Ч. 2. ФГОС / сост. Е.А. Быстрова. – М.: Русское слово, 2019. – 184 с.
Русский язык. 8 класс: учебник / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: ДРОФА, 2011. – 237 с.
Русский язык. 8 класс: учебник / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.. – М.: ДРОФА, 2014. – 272 с.
Русский язык. 8 класс. Учебное пособие / авторы-составители С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2018. – 272 с.