Как написать диссертацию самому и быстро: мотивация, тайм-менеджмент и 5 типичных ошибок
Главная » Аспиранту » Как написать диссертацию самому и быстро: мотивация, тайм-менеджмент и 5 типичных ошибок
Если вы намереваетесь развиваться в сфере науки и планируете получить ученую степень, важно знать, как написать диссертацию самому и быстро. Написание научной исследовательской работы является ключевой задачей аспиранта, ведь по окончанию учебы он должен представить свой труд к защите перед диссертационной комиссией.
По статистике 30-50% соискателей так и не доходят до этапа защиты, покинув учебное заведение, не закончив обучение. Это связано с рядом трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодым ученым в процессе работы.
Все же написать хорошую кандидатскую возможно своими силами, если грамотно и ответственно подойти к задаче. Из статьи вы узнаете, как написать диссертацию без лишних хлопот.
1. Кому и зачем нужна кандидатская диссертация?
Написание кандидатской диссертации – трудоемкий процесс, который требует от ученого умения применить свои знания и навыки в ходе выполнения исследовательской работы. Научным трудом соискатель подтверждает свою квалификацию в исследуемой области. Без его защиты невозможно перейти на новую ступень развития в области науки.
Часто к созданию рукописи прибегают не только молодые ученые, которые планируют связать свою жизнь с научной деятельностью, но и различные организации, кому решение важных научных задач необходимо для успешного ведения бизнеса.
Получение ученой степени кандидата наук полезно соискателям для удовлетворения различных потребностей:
Таким образом, как написать диссертацию самому и быстро, полезно знать всем, кто интересуется занятием научно-исследовательской деятельностью, хочет стать значимой фигурой в ученом сообществе, стремится к саморазвитию и самореализации как известному ученому.
2. Структура научной работы.
Диссертация пишется в строгом соответствии с требованиями ВАК и ГОСТ. Независимо от направления исследований, уровня научного труда, стандарты его написания идентичны. Рукопись состоит из введения, заключения, не менее трех основных глав, списка литературы, оформленного в соответствии с государственными требованиями.
К составлению введения нужно подойти крайне ответственно, в этом разделе необходимо кратко обосновать, в чем особенность, интерес и польза научной работы. Для этого следует:
Четко проработанная структура кандидатской поможет с легкостью ориентироваться в предстоящих исследованиях, планировать свое время, сдавать необходимые отчеты на кафедре, понимать, какие действия нужно выполнить, чтобы написать диссертацию самому и быстро.
Даже если в процессе написания труда вы будете вносить коррективы в первоначальный план, это не страшно. Лучше план с доработками, чем его полное отсутствие.
Подробно структура диссертации должна выглядеть так:
При написании основной части нет точных указаний, нужно руководствоваться направлением исследований. В целом рекомендации по написанию глав диссертации выглядят так:
Согласно стандарту, весь объем кандидатской диссертации составляет от 120 до 150 страниц.
3. Что необходимо для написания и защиты диссертации?
Прежде чем написать диссертацию самому и быстро, аспирант должен четко понимать, в каком направлении он хочет работать. Выбор темы – ответственный шаг, определяющий весь ход дальнейших действий соискателя. Тема должна быть интересной для молодого ученого, актуальной для науки в целом, посильной для проведения исследований. Не нужно ставить сверхзадач, которые трудно будет решить, выбирать такое направление, по которому работ или очень мало, или слишком много.
Выбор научного руководителя также имеет большое значение. Желательно, чтобы профессор был заинтересован в вашей защите, тогда он будет всячески помогать, способствовать достижению цели, используя свой авторитет и связи. В противном случае вы должны быть готовы проявить назойливость, задавать ему как можно больше вопросов, не стесняться напоминать о себе. Вам выпадает шанс поработать с опытным ученым, так почему бы им не воспользоваться максимально.
Название рукописи должно быть конкретным, без общих фраз, в нем должна отражаться вся суть исследовательской работы. При этом в названии не принято использовать такие слова, как «исследование» (любая диссертация уже сама по себе – исследование), «проблема» (о проблемах давно все знают, но вот как их решать), «совершенствование» (совершенствованием ученые занимаются уже много лет, нужно не совершенствовать, а создавать принципиально новое).
Правильная постановка цели и задач исследования значительно ускоряет процесс написания работы. Цель должна быть одна на всю рукопись, повторять название труда, объединять проблему и результаты ее решения. Касаемо формулировки задач диссертации нет строгих требований. По умолчанию число задач приравнивается к количеству глав кандидатской, при этом:
Чтобы написать диссертацию самому и быстро, многие известные ученые рекомендуют использовать метод снежинки. Он заключается в составлении содержания, в результате чего проясняется картина, как действовать в процессе работы. Вы можете неоднократно вносить коррективы в содержание, пока не получите четкий план решения определенной задачи.
Помимо написания диссертации, каждый соискатель должен знать, что для успешной защиты нужно выполнить еще ряд требований:
К опубликованным научным работам соискателей приравниваются не только статьи, но и патенты на изобретения, свидетельства на полезную модель, зарегистрированные программы для ЭВМ, базы данных и прочие рукописи.
4. Мотивация к написанию кандидатской.
Перед тем как написать диссертацию самому и быстро, необходимо понимать, для чего вам это нужно. Кандидатская – это такая же исследовательская работа, как и магистерская, но с более глубоким изучением материала и тщательным проведением экспериментов. Написание научного труда преследует одну цель – показать, что соискатель компетентен в вопросах исследуемой проблемы.
При этом ученая степень еще не гарантирует ваше успешное развитие в сфере науки, равно как и ее отсутствие не ставит крест на карьере. Есть много примеров из жизни, когда талантливым ученым удавалось внести весомый вклад в развитие науки, не имея ученой степени. Есть и такие, кто успешно защитил докторскую, но всю жизнь проработал преподавателем в ВУЗе, не сделав ничего значимого и полезного для общества.
Важно соблюдать баланс между вкладываемыми усилиями и получаемым результатом, иначе не избежать разочарования. Если соискатель поверхностно относится к своей работе, не испытывает удовлетворения от исследований, диссертацию будет писать скучно, тяжело и долго. С другой стороны, приложение сверхусилий при написании труда отрицательно скажется на способности адекватно воспринимать критику и осознании, что написанная рукопись нужна только вам.
Если вдохновение пропало, достаточно сосредоточиться на главных аспектах работы, тогда мотивация вернется. При написании труда помните, что весь текст прочитаете только вы, максимум еще – ваш научный руководитель и оппоненты. Пару десятков ученых просмотрят автореферат, сотня – его первые несколько страниц.
Основная масса исследователей прочитает следующие разделы:
Именно этим разделам нужно уделить пристальное внимание.
5. Как организовать свой рабочий день, чтобы все успеть – тайм-менеджмент при написании диссертации.
Чтобы написать диссертацию, соискателю дается 3 года обучения в аспирантуре, но часто исследователю приходится тратить гораздо больше времени на создание научно-исследовательской работы. Это связанно с неправильной организацией своего времени. Часто аспирантов на кафедре воспринимают как бесплатную рабочую силу, на которых пытаются взвалить множество обязанностей, не связанных с написанием рукописи. Старайтесь избегать таких поручений или находить компромисс, когда вы помогаете, и вам помогают в ответ.
Эффективное управление временем, или тайм-менеджмент, крайне важен для аспиранта, который хочет написать диссертацию сам и быстро. С его помощью легко планировать, управлять рабочим временем, организовывать и оценивать затраченные усилия. Решайте задачи в соответствии с утвержденным планом и заметите, как много вы успеваете при том, что остается свободное время.
Многие не рекомендуют заниматься написанием труда в ночное время, за исключением случаев, когда результаты должны быть представлены уже утром. Поработав пару ночей без сна, на третью вы потеряете контроль над текстом, что плохо скажется на качестве всей диссертации.
6. Пять типичных ошибок и проблем при написании диссертации.
Написание кандидатской требует немалых расходов интеллектуальных и физических ресурсов. Старайтесь не тратить время и силы на узконаправленные темы, которые никому не интересны и утратят свою актуальность раньше, чем закончите работу над текстом.
Заключение
Перед тем как написать диссертацию самому и быстро, нужно четко определить для себя, зачем вам это нужно, какие цели преследуете. Работа не вызовет сложностей, если уделять ей время каждый день, действовать последовательно, в соответствии с составленным планом.
Не нужно ставить сверхзадач, прикладывать чрезмерных усилий, иначе можно быстро выдохнуться, потерять интерес к проведению исследований. Соблюдайте все требования ВАК и ГОСТ, чаще появляйтесь в кругах научных сообществ, чтобы завести полезные знакомства, найти единомышленников, перенять опыт и знания от авторитетных ученых. Тогда не только написание, но и защита диссертации пройдет легко и безболезненно.
Даже если, получив ученую степень кандидата, вы решите не связывать свою жизнь с наукой, полученный опыт будет полезен и в других сферах жизни. Умение ставить цели, формулировать задачи и находить пути решения проблем помогут добиться успеха в любом направлении.
Как написать диссертацию: все об этапах работы, как начать и полезные советы
Что самое сложное в работе над диссертацией? Правильно, начать. Если вы открываете вордовский документ и более 5 минут смотрите на чистую страницу, эта статья то, что вам нужно.
Рассказываю о самом главном: как начать и быстро выполнить диссертацию.
Преодолении страха перед «чистым листом»
Вы не первый и не последний человек, который сталкивается с подобной проблемой. Чаще такие сложности возникают у писателей. Исследователь, работающий над магистерской или кандидатской диссертацией — тоже писатель. Поэтому для него это актуально.
Рэнди Ингремансон — человек, который разработал самый действенный на сегодня метод работы над диссертаций. В свое время он столкнулся со сложностями в процессе разработки сюжетов. Найденный им метод получил название «снежинка». Он помог Рэнди с сюжетами его книг и стал хорошим инструментом работы для многих исследователей.
Идея — найти и выделить главную тему, мысль и проблему исследования. Затем — сформировать «лучи» (каркас будущей работы). Последний этап — формирование дополнительных, более мелких «лучиков» (смысловых связок).
Центр снежинки — тема, основные лучи — введение и вторая глава, дополнительные лучи — то, что вы хотите сказать в рамках основных структурных элементов.
Как написать кандидатскую диссертацию
Как выбрать тему
Диссертация начинается с выбора темы. Есть два варианта: либо тему вам предложит научный руководитель, либо вы сами определитесь с темой и потом ее согласуете. Будет плюсом, если тема будет близка научным интересам руководителя.
Тема должна быть вам по силам и с вполне видимым конечным результатом. Не ставьте глобальных и труднодостижимых задач.
Известный писатель, автор книги «Как написать дипломную работу» Умберто Эко советовал выбирать хорошо знакомую тему. Она может казаться узкой. Не бойтесь: в процессе работы вы ее расширите.
Структура диссертации
Что касается структуры, то здесь все строго и регламентировано ГОСТом. Она стандартна для работ по всем дисциплинам и включает:
Без четкой и продуманной структуры ваша работа «разойдется по швам». С записанной структурой вы гарантированно получите зачет по научно-исследовательской работе.
Чем раньше вы начнете прорабатывать структуру, тем лучше. Она может вам понадобиться, если у вас затребуют план-проспект (во 2-ом семестре) или в процессе утверждения темы исследования.
Вот как может выглядеть структура:
Методология исследования
Методология — набор методов, использованных в процессе работы. Они бывают общенаучными (теоретическими и экспериментальными) и специальными. Какие из них использовать — решаете вы сами исходя из целей и задач.
К примеру, в области филологии часто используют сравнительно-исторический метод, а будущие специалисты в области права — метод юридического моделирования.
Чтобы не ошибиться с выбором методов, внимательно изучите все работы, относящиеся к вашей научной отрасли. Выбирайте те, которые доказали свою эффективность на практике.
Не забывайте о примерах: они будут вам нужны на защите.
Цели и задачи
Прежде чем что-то писать, разберитесь с целью и задачами диссертационного исследования. Они должны быть четкими и понятными.
Цель — конечный результат, которого вы хотите достичь. Задачи — те инструменты, которые в этом помогут.
Обычно цель в работе одна, и по содержанию (смыслу) она почти идентична теме диссертации. Цель формулируется с помощью активных глаголов: обосновать, представить, найти и др.
Задач может быть столько, сколько необходимо для достижения цели. Оптимальный вариант — по количеству глав. Делайте черновые наброски, а потом редактируйте, оставляя самое важное. Первая задача соотносится проблематикой работы и анализом источников. Вторая — с обзором решений проблемы. Третья и последующие — вариантам решения проблемы.
Цель и тема должны быть связующим звеном между проблемой и результатами ее решения.
Объект и предмет
Формулировка объекта и предмета исследования помогает понять, зачем вообще вы все это делаете. Объект заметно шире предмета. В первом случае мы говорим о проблемном поле, а во втором — про элемент из этого проблемного поля, на примере которого можно показать проблему и предложить вариант ее решения.
Объект — проращивание огурцов. Предмет — варианты проращивания огурцов в умеренном климате.
Объект — иммунные дисфункции. Предмет — иммунные дисфункции у биатлонистов при высоких нагрузках.
Редко, но бывает, что объект и предмет не указывают. Тогда их функцию берут на себя положения, выносимые на защиту (в них указывают проблемное поле и материал для исследования).
Какие положения выносятся на защиту
Финальный этап подготовки и успешной защиты диссертации — формулирование положений, которые выносятся на защиту. По ним диссертационный совет оценивает качество исследования, ведь в них содержатся основные тезисы: полученные результаты.
Под тезисами я имею в виду еще и:
Положения готовят на основе самой работы: они должны полностью соответствовать ее содержанию.
Стандартное количество выносимых на защиту тезисов — 5-6.
Стилистика
Научные работы пишутся в определенной стилистике. Что нужно знать о стиле изложения:
Чем чаще вы используете специальные термины, тем более показываете глубину знания темы и отрасли.
Как написать и оформить магистерскую диссертацию — все об общих правилах, содержании, структуре, введении, библиографии и др. — я уже подробно писал.
Где найти мотивацию
Иностранные языки не учатся, результаты в спорте не приходят, научно-исследовательская деятельность не задается по одной простой причине: вы недостаточно мотивированы. Но не стоит себя винить: лучше успокоиться и постараться найти причину, по которой мотивация отсутствует.
Во-первых, вы можете не относится к исследованию как к серьезной научно-квалификационной работе, каковой она и является. Важно настроить себя на «научную» волну.
Во-вторых, вы можете слишком серьезно относится к диссертации. Это другая крайность. Не стоит ждать, что диссертация станет определяющей вашего будущего пути. Многие талантливые ученые внесли ощутимый вклад в науку, но так и не защитили кандидатские и докторские.
В-третьих, возможно, вы не сосредоточены на главном. Держите в уме суть работы, живите ею. Не заметите, как мотивация появится (или вернется).
Чтобы вам как-то легче работалось, держите в уме факт, что в структуре работы не над всеми элементами нужно сидеть днем и ночью. Некоторые стандартны и не требуют никакого креатива. А вот введению, новизне, вынесенным на защиту положениям и списку научных публикаций стоит уделить чуть больше внимания.
Методы письма
Методы письма — то, как вы строите логику повествования, как оформляете текст. Сделать этом можно с помощью 2 методов: синтетического и аналитического.
Если вы придерживаетесь синтетического метода, то излагаете информацию фрагментарно. Сначала вы пишете то, что приходит на ум. После анализируете свои записи и располагаете их в логической последовательности.
Аналитический метод основан на построении схем. Центральный элемент схемы — тема диссертации. Стрелки от него — ключевые элементы (похоже на снежинку, которую я описывал выше). С помощью этих элементов можно представить концепцию исследовательского проекта. Нумеруйте их, а потом расставляйте в нужном вам порядке.
Тайм-менеджмент
Здесь важно понять, кто вы: спринтер или марафонец. Если вам комфортно выполнять задания ближе к концу — располагайте их соответственно по нарастающей. Хотите окунуться в исследование с самого начала — распределите работу равномерно.
Если вы хотите понять, как быстро написать диссертацию, вам стоит сначала разобраться с тайм-менеджментом.
Обзор и работа с литературой
Грамотная диссертация невозможна без тщательного выбора источников информации. Выбрав оптимальный и корректный метод работы с литературой, вам будет проще и быстрее в ней разобраться.
Если источник позволяет, делайте в нем пометки карандашом, оставляйте закладки.
Как изучать и обрабатывать источники:
Как быстро и грамотно написать диссертацию самому
Надеюсь, мои советы и рекомендации будут для вас полезны, и вы сможете без особых проблем справиться с любой диссертацией.
20 практических советов при написании кандидатской диссертации
Главная » Аспиранту » 20 практических советов при написании кандидатской диссертации
Диссертация представляет собой научно-исследовательскую работу, направленную на решение определенной проблемы в выбранной области знаний. Это не работа, в которой собраны отдельные фрагменты уже готовых публикаций, а совершенно новый авторский материал, отличающийся научной новизной и практической ценностью.
Написание и защита диссертации необходимо тем, кто желает заниматься научной деятельностью и вносить свой вклад в развитие общества. Несмотря на ряд трудностей, с которыми часто сталкиваются соискатели при создании труда, все же написать и защитить работу вполне реально.
В статье приведены полезные практические рекомендации, которые помогут пройти нелегкий путь с минимальными затратами времени и усилий.
1. Поиск кафедры и научного руководителя
Именно от выбора научного руководителя во многом зависит, удастся ли вам написать диссертацию и защитить ее. Выбирайте профессора, который будет заинтересован в успехе вашей работы, будет помогать или хотя бы направлять. Кафедра также должна быть заинтересована в выбранной теме исследования. Можно довериться своему наставнику, у которого учились до аспирантуры, или же выбрать профессора, у кого будете защищаться. Большой плюс будет, если руководитель сможет подключать свои связи и авторитет, чтобы способствовать продвижению аспиранта.
Не рекомендуется брать в наставники ученого, который всегда занят, регулярно в разъездах, не имеет свободного времени. Несмотря на опыт и знания, у него просто не будет возможности уделять вам внимание, что отразится на качестве работы. В любом случае с научным руководителем отношения должны быть как минимум нейтральными, а лучше – уважительными и доверительными.
2. Выбор диссертационного совета
Диссовет, в котором будете защищаться, можно выбрать как на начальном этапе, при подготовке к написанию рукописи, так и на завершающем, когда текст уже готов. Но лучше сделать это сразу. Выбор экспертной комиссии делается на основании базовой специальности и профиля исследуемой работы. Удобно защищаться в «родном» диссовете, но такая возможность выпадает далеко не всем.
Чтобы узнать, возможна ли защита в определенном совете, поинтересуйтесь, какие специальности и направления актуальны к рассмотрению у них. Ведь каждая комиссия принимает к защите диссертации лишь на ограниченный перечень дисциплин.
4. Стандарты диссертации
Научно-исследовательская работа пишется по четко установленным правилам и нормам, ее структура и требования к написанию регулируются ВАК и ГОСТами. В связи с этим нет смысла бояться, что задача вам не по силам. Существует определенный стандарт, которого нужно придерживаться на протяжении написания труда, какого-то особого таланта или сверхспособностей от вас никто не требует.
Достаточно проявлять настойчивость, усердие, смекалку, выделять определенное время на исследования.
5. Проведение независимых исследований
Заранее подготовьтесь к предстоящей работе. Чем больше времени уделите подготовке, тем меньше его понадобится при написании диссертации. Проведите ряд независимых исследований, которые в дальнейшем могут стать разделами рукописи. Для этого нужно четко понимать, о чем ваш научный труд и как будет выглядеть его структура.
6. С чего начать написание диссертации
Если не знаете, как приступить к написанию работы, воспользуйтесь синтетическим и аналитическим методами. В первом случае речь идет об изложении мыслей отдельными фрагментами, которые аспирант выкладывает перед собой, находит схожие идеи, располагает их рядом друг с другом. Останется только добавить части текста, которые будут связывать фрагменты.
Второй метод основан на составлении схем. В центре размещается тема исследований, от нее идут стрелки с ключевыми моментами их проведения. Опорные словосочетания помогут сформировать основную идею, а нумерация элементов – составить приблизительный план работы.
7. Объект и предмет исследования
В диссертации объект и предмет исследования представлены как целое и частное. Если объект – это часть исследуемой области науки, где есть не до конца изученные процессы и явления, то предмет – это определенная часть объекта, которую исследует соискатель. Бывают работы, где объект и предмет вовсе не указывают. В таком случае эти моменты должны быть освещены в положениях, выносимых на защиту.
8. Актуальность проблемы
После выбора объекта и предмета исследований важно определить актуальность темы. Актуальность подтверждает значимость проводимых испытаний в настоящее время, их пользу для современного общества и необходимость решения проблемы. Неактуальная проблема не вызовет интереса у экспертной комиссии и научного сообщества, читать такую диссертацию никто не станет.
9. Тема работы
Тема диссертации определяется выбранным предметом исследования и формулируется с учетом объекта. Часто с ее выбором аспиранту помогает научный руководитель. От правильно выбранной тематики во многом зависит успех выполнения всей работы. Помимо актуальности направление исследований должно иметь научную новизну и практическую значимость. То есть идея рукописи должна быть оригинальной и применимой в науке, обществе, реальной жизни.
Не стоит ставить сверхзадач, замахиваться на решение глобальных проблем. Лучше ограничьтесь решением одной конкретной задачи, но с глубоким проникновением в ее суть. И главное – направление исследований должно совпадать с интересами соискателя, его желаниями.
10. Формирование гипотезы
В процессе работы автор выдвигает рабочую гипотезу, которая помогает сделать прогноз ожидаемого результата от проведенных исследований. В дальнейшем гипотеза выходит в положения, выносимые на защиту, и подтверждается или опровергается ученым.
11. Постановка цели и задач
Формулировка цели и задач научного труда необходима для того, чтобы найти способ решения обозначенной проблемы. Цель обычно созвучна с темой диссертации, за тем исключением, что здесь добавляются характерные слова в начале или конце предложения: «разработать», «найти», «что обеспечивает…» и так далее.
Задачи формулируются с учетом этапов исследования. На каждом этапе решается определенная задача, поэтому их число часто совпадает с количеством глав рукописи. Помимо этого, структура диссертации также выстраивается на основании задач.
12. Анализ источников литературы
Прежде чем приступить к написанию научной работы, соискатель проводит глубокий анализ существующих публикаций по тематике его исследований. Это могут быть статьи в журналах, патенты, монографии и другие труды отечественных и зарубежных ученых, которые внесли свой вклад в развитие области науки, соответствующей теме диссертации.
В результате анализа литературных источников автор находит вопросы, которые еще не до конца исследованы и нуждаются в более глубоком рассмотрении.
Будьте готовы, что читать и искать придется много, иначе не сможете найти неразрешенную проблему и предложить пути ее решения. Без хорошего обзора литературы невозможно написать квалифицированную научную работу.
13. Разработка концепции
Концепция разрабатывается на основании ключевых характеристик работы. Это актуальность, научная новизна, практическая значимость, объект и предмет, цель и задачи исследования, положения, выносимые на защиту. Дополнительно сюда включают краткое описание каждой главы рукописи. Благодаря концепции становится понятна суть проблемы, глубина и целесообразность написания диссертации.
14. Согласование концепции с научным руководителем
После того как соискатель разработал концепцию, ее нужно согласовать с научным руководителем. Аспирант представляет профессору свое видение будущих исследований, а тот, в свою очередь, вместе с членами кафедры составляет рекомендации, с помощью которых удастся правильно выстроить ход работы и заблаговременно исключить неверные шаги.
15. Стиль письма
Работу следует писать простым и понятным языком в научно-публицистическом стиле, лучше избегать избытка терминологии, заумных фраз в тексте. Чем в более сложной манере подается материал, тем дольше он пишется. К тому же, читателей вряд ли заинтересует публикация, которую им придется расшифровывать. Научный труд должен быть понятен даже неспециалистам в сфере науки.
16. Структура диссертации
Как и любая другая научная работа, кандидатская диссертация пишется в соответствии с установленными стандартами и требованиями. Независимо от темы и специальности, рукопись содержит обязательные разделы: введение, основные главы, заключение, список литературы. В каждом диссертационном совете могут быть свои незначительные отличия от стандарта. С правилами комиссии, где вы планируете защищаться, лучше ознакомиться заранее.
17. Распорядок дня
Умение правильно организовать свой рабочий день поможет сократить время и сберечь силы при написании диссертации. Составьте подробный план с указанием временных интервалов, за которые следует выполнить определенную часть работы. Придерживайтесь установленного графика и не отвлекайтесь на посторонние дела.
Старайтесь минимизировать объем работы в ночное время. Даже если это поможет повысить производительность труда, негативно скажется на качестве материала.
18. Пишите каждый день
Сколько бы много дел у вас не было в течение дня, уделяйте хоть какую-то его часть написанию диссертации. Отбросьте все заботы в сторону и сосредоточьтесь на главном. Выполняйте один шаг за другим последовательно, без спешки. Сформулируйте в голове вопрос, соберите нужную информацию по нему, выполните анализ полученных данных и запишите результат.
Можно разделить весь объем диссертации на небольшие фрагменты и каждый день писать по одному из них. Вы даже не заметите, как быстро будет готов весь текст, если четко следовать графику и не откладывать написание на потом.
19. Поиск единомышленников
Чтобы заводить полезные знакомства, регулярно посещайте общественные научные мероприятия – конференции, семинары. Там вы сможете найти ученых, которые занимаются исследованиями в схожем направлении. Или же это могут быть специалисты в других областях, полезных при написании публикаций – корректировка текста, дизайн.
Взгляд со стороны и адекватная критика принесут только пользу соискателю. Общаясь с единомышленниками, вы не будете терять вдохновение, мотивацию. Напротив, сможете усовершенствовать свою диссертацию и наполнить ее свежими идеями.
20. Запись всех идей и вопросов
Любые замечания, которые вы получаете от научного руководителя или других ученых, записывайте и сохраняйте. Если в диссертацию вносятся правки, не избавляйтесь от старого варианта текста. Все эти записи будут полезны при написании работы и подготовке к защите. Записанные вопросы с ответами станут хорошим источником идей, которые вы сможете использовать при проведении исследований.