Инструкция: готовим претензию на возврат денежных средств
Претензия на возврат денежных средств за товар — это письменное обращение в адрес делового партнера с требованием вернуть деньги. В статье расскажем, как написать претензию на возврат денег. Все образцы можно скачать бесплатно.
Если одна из сторон договора, контракта или соглашения нарушает его условия, то второй партнер вправе обратиться с требованием устранить все выявленные несоответствия. Такое обращение следует оформить в письменном виде. Решить возникший спор можно только двумя способами:
До обращения в суд направьте в адрес контрагента, нарушившего условия договора, письменную претензию. Например, если поставщик выполнил поставку некачественного товара, либо оказал услугу ненадлежащего качества, то организация вправе потребовать деньги назад. О том, как составить претензию на возврат денег, расскажем далее.
Зачем выставлять претензию на возврат денег
Если условия контракта нарушены, то организация обязана направить партнеру соответствующее уведомление. Для этого понадобится составить претензионное письмо о возврате денежных средств, образец которого вы сможете скачать ниже. Если стороны не смогут договориться, доказать в судебном порядке, что был соблюден претензионный порядок будет довольно сложно.
Отметим, что соблюдение претензионного порядка требуется, если компания требует с контрагента денежные средства. Например, возврат аванса или оплаты за товары, работы или услуги, истребование неустоек, пеней, штрафов, требование оплатить расходы на устранение недостатков и прочее.
Основное назначение документа — уведомить делового партнера о несогласии с текущим положением дел, потребовать устранить все выявленные недочеты и предложить разрешить возникший спор мирным путем, то есть в досудебном порядке.
Общие правила подготовки документа
Унифицированной формы шаблона, по которому составляется досудебная претензия о возврате денежных средств (образец, говоря по-простому) отсутствует. Однако, при подготовке претензионного письма нужно следовать общим правилам деловой переписки. Отметим ключевые моменты:
Документ можно направить по почте. В таком случае, отправку оформите заказным письмом. Обязательно оформите опись вложений. В суде она будет считаться подтверждением, что вы соблюли все правила претензионного порядка.
Как писать претензию на возврат денег
Пошаговая инструкция для подготовки документа весьма проста.
Шаг 1. Итак, начинаем с шапки досудебного требования о возврате денежных средств:
Заметим, что в контракте может быть указан специальный адрес, по которому следует направлять письменные обращения. Он может отличаться от юридического местоположения ответчика. В таком случае, письмо направляйте именно по адресу для корреспонденции. В противном случае это нарушение установленного порядка. Исключение: заявителю достоверно известно, что спецадрес — фиктивный.
Шаг 2. В текстовой части требования о возврате денежных средств (образец) укажите:
Что приложить в подтверждение
Зачастую сложившиеся обстоятельства придется подтвердить документально. Приложите следующие документы:
Ниже вы можете скачать образец досудебной претензии на возврат денежных средств. В аналогичном порядке составляется письменное обращение от физического лица в адрес организации или индивидуального предпринимателя.
Как написать претензию на возврат денежных средств в 2021 году — пошаговая инструкция + образец
В жизни случаются ситуации, когда в результате оказанной услуги или совершенной покупки вы остались недовольны качеством. Единственное желание — вернуть уплаченные деньги. Вовремя направленная в адрес контрагента претензия на возврат денежных средств поможет убедить его решить вопрос, не прибегая к суду.
Какие образцы и бланки претензий могут пригодиться
Я расскажу, как написать претензию на возврат денег и сформулировать требования. Узнаете, на какие нормы права ссылаться, какие предусмотрены сроки и как ее можно предъявить.
Подготовил актуальные бланки досудебных претензий, которые можно скачать и заполнить с учетом приведенных далее рекомендаций:
Обязательно ли подавать претензию
Досудебное требование о возврате денежных средств направляется при нарушении другой стороной имущественных/денежных обязательств. Претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора является обязательным, если он предусмотрен законом или договором — п. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, п. 3 ст. 4 КАС РФ.
Гражданско-правовые споры о взыскании денежных сумм по требованиям юрлиц/ИП, возникшим из договоров, вследствие неосновательного обогащения, вначале подлежат разрешению в добровольном порядке, путем направления контрагенту досудебного требования о возврате денежных средств.
Если же обязательное направление претензии не предусмотрено, я все равно рекомендую излагать свою позицию по спорному вопросу в письменном виде с последующим направлением ее другой стороне.
Это важно, поскольку:
Когда следует направлять претензию
Досудебное требование о возврате денег направляется контрагенту в случае, если вы:
Кем составляется досудебная претензия о возврате денежных средств
За помощью в составлении претензии лучше обратиться к профессионалу, который ответит на все вопросы и даст эффективные рекомендации
Претензионное письмо предъявляется той стороной договора, чьи права и интересы нарушены. Это может быть как юридическое лицо/ИП, так и физическое лицо.
Оформить документ может:
В какие сроки следует предъявить претензионное письмо
Срок предъявления претензии определяется следующим образом:
Какие требования предъявляются к составлению документа
Требования к содержанию, форме и порядку составления претензии на законодательном уровне не закреплены. Текст документа можно написать от руки, заполнить шаблон или набрать на компьютере.
Правильно составить претензию на возврат денежных средств помогут следующие рекомендации:
В каких случаях предъявляется претензия и как правильно сформулировать требования
Требования в документе формулируются в зависимости от ситуации, в которой вы оказались. Далее рассмотрю наиболее распространенные случаи.
Что указывать в претензии при взыскании денег по договору займа/расписке
Направить письмо-претензию можно уже с первого дня возникновения просрочки. Если договором/распиской предусмотрен поэтапный возврат денежных средств, допускается направление письменного требования по каждому просроченному платежу.
Как правило, срок возврата займа фиксируется в документе. Если точная дата сторонами не указана или определена моментом востребования, сумма должна быть возвращена заемщиком в 30-ти дневный срок со дня предъявления такого требования — п. 1 ст. 810 ГК РФ.
Кроме возврата суммы займа вы можете потребовать:
Как правильно сформулировать требования при защите прав потребителей
Гражданин вправе потребовать возврата денежных средств, уплаченных за некачественный/качественный товар при условии соблюдения им порядка и сроков, установленных для его возврата. Дополнительно можно заявить требование о выплате:
Когда направляется претензия в страховую компанию
В страховую компанию физическое лицо вправе направить претензию при:
В этом случае вы вправе потребовать от страховой компании:
Если виновный в ДТП водитель не имел страхового полиса/денежных средств по ОСАГО не хватило для покрытия ущерба, требования о возмещении вреда/процентов по ст. 395 ГК РФ/расходов по оплате экспертной независимой оценки предъявляются непосредственно к нему.
Какие требования включить в претензию по договору оказания услэуг
Основанием для направления претензионного письма в процессе исполнения заключенного договора возмездного оказания услуг может быть:
Формулировка требований будет зависеть от того, какие условия договора были нарушены.
Если вы исполнитель, могут быть заявлены требования об оплате услуг. Заказчик вправе потребовать:
Также при нарушении условий договора стороны могут требовать выплаты законной неустойки, независимо от того прописана данная норма в соглашении или нет — ст. 332 ГК РФ.
Что указать в претензии о возврате излишне/ошибочно перечисленных денег
Случается, в результате счетной ошибки или неверно указанных реквизитов компания/гражданин может лишиться денежных средств. В этом случае для их возврата составляется заявление лицу, их получившему, с требованием их вернуть.
Действующее законодательство не содержит норм о конкретных сроках направления такого обращения. В соответствии с общими сроками исковой давности предъявить требования о возврате необоснованно полученных денежных сумм возможно в течение 3 лет с момента, когда стало известно о данной ошибке.
Однако добросовестным поведением считается уведомление контрагента о данной ситуации в разумные сроки (не превышающие 7-10 дней) после выявления счетной ошибки.
В каких случаях подается претензия госорганам
Грамотно составленная претензия к контрагенту поможет убедить его осуществить возврат денежных средств в кратчайшие сроки
В жизни бывают ситуации, когда госорганы, например — ИФНС (налоговая инспекция)/ФССП (служба судебных приставов) становятся получателями излишне перечисленных денежных средств по причине их переплаты/принудительного незаконного списания целевых денежных средств с банковских счетов и пр.
Так, в ИФНС обычно обращаются за возвратом сумм, излишне уплаченных налога/сбора/страховых взносов/пеней/штрафа путем подачи налогоплательщиком письменного заявления либо в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью через интернет — ст. 78 НК РФ.
Срок рассмотрения такого обращения — 1 месяц со дня его получения налоговым органом.
Если судебный пристав обратил взыскание на денежные средства, не подлежащие списанию (ст. 101 № 229-ФЗ) либо вы перечислили сумму долга в большем размере, чем требовалось, вы также вправе их вернуть.
Как составить претензию — пошаговая инструкция
Структура документа должна включать в себя следующие разделы:
Далее привел пошаговую инструкцию с рекомендациями по составлению и содержанию претензионного письма.
ШАГ 1
При наличии заключенного договора в письменной форме, внимательно изучите его на предмет содержания в нем пункта о форме и содержании претензии. Если он присутствует в документе — придерживайтесь изложенных в нем указаний.
Если же договор был заключен в устной форме — убедитесь, что у вас имеются в наличии документы, подтверждающие договорные отношения: оплаченные счета, акты выполненных работ/приемки, подписанные обеими сторонами, кассовый/товарный чек и т.д.
ШАГ 2
Заполните «шапку» документа:
Шаг 3
В основной части претензионного письма укажите:
Шаг 4
В заключительной части сформулируйте ваши требования, а также озвучьте намерение обратиться в Роспотребнадзор (для физических лиц) и/или в суд при невыполнении указанных требований. Обязательно обозначьте срок для исполнения ваших требований.
Что указывать, если вы физлицо
В документе физлицам можно указать следующие требования:
Что можно требовать юрлицу
В претензии можно потребовать:
Вышеперечисленные требования не являются исчерпывающими и могут быть дополнены иными, в зависимости от конкретной ситуации.
Кроме этого укажите:
Важно! Все указываемые вами в претензионном письме суммы прописывайте цифрами и словами.
Шаг 5
В конце претензии перечислите в виде списка документы, на которых вы основываете свою позицию и которые подтверждают фактические основания ее предъявления, а также ваши полномочия на ее подписание.
Проставьте дату составления и подпись. Претензия подписывается лично заявителем. Если это юрлицо — документ подписывается руководителем организации либо уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности.
Чего можно добиться с помощью претензионного письма
Итогом рассмотрения вашей претензии могут стать следующие последствия:
Если срок на ответ не был установлен договором и в претензионном письме его тоже не указали, вы можете обратиться в суд по истечении 30-дневного срока со дня направления требования — ч. 5 ст. 4 АПК РФ.
Требования граждан-потребителей о возврате денежных средств, а также иных материальных требований (перерасчет стоимости товара/возмещение расходов на произведенный ремонт или убытков и пр.) подлежат удовлетворению продавцом/изготовителем в 10-ти дневный срок со дня их предъявления — ст. 22 № 2300-1 Закона РФ.
Каким способом можно предъявить досудебную претензию
Определитесь со способом отправки документа в адрес контрагента
Если между сторонами заключен договор и в нем указан способ направления претензии — его и надо придерживаться. При отсутствии в соглашении такого пункта/отсутствии письменного договора рекомендуются следующие способы подачи документа:
Независимо от выбранного вами способа направления документа после подачи у вас должны остаться доказательства вручения досудебной претензии по возврату денег. Обязательно сохраняйте их, поскольку они могут понадобиться вам, если дело дойдет до подачи жалобы в Роспотребнадзор/иска в суд.
Обратите внимание, если документ был направлен почтой, письмо считается доставленным при поступлении его адресату, но не получении по зависящим от него причинам — ст. 165.1 ГК РФ. Датой доставки в этом случае может считаться день его возврата с отметкой «истек срок хранения» —такую информацию вы можете посмотреть на сайте Почта России.
Что делать, если получен отказ
При отказе получателя претензии вернуть полученные денежные средства вы вправе отстаивать свои права в компетентных органах:
Запомнить
Приходилось ли вам составлять претензию на возврат денежных средств? Удалось убедить контрагента решить вопрос в досудебном порядке?
Образец претензии о возврате долга по расписке
Адрес регистрации: АДРЕС1
рег. № 63/2099 в реестре адвокатов Самарской области
Адрес для корреспонденции: 443080, г. Самара, проспект Карла Маркса,
д.192, оф.619, тел. 8-987-928-31-80
о возврате долга по расписке
02.04.2019 г. ФИО2 заключил договор займа с Вами, ФИО1.
Во исполнение своих обязательств непосредственно при заключении договора, 02.04.2019 г. ФИО2 передал Вам денежные средства в сумме 64 600 рублей. Согласно условиям договора, Вы (должник) обязались вернуть 32 300 рублей в срок до 15.04.2019, остальные 32 300 рублей — в срок до 10.05.2019. За пользование денежными средствами Вы обязались уплатить 10 000 рублей, в случае невозврата долга выплатить штраф в размере 5 000 рублей за каждый день просрочки.
Заключение договора займа и передача денежных средств подтверждается распиской от 02.04.2019. Заключение договора и составление расписки происходило в присутствии свидетелей: ФИО3 (паспорт серия СЕРИЯ1, №НОМЕР1 выдан ТП УФМС России по Самарской области в Большечерниговском районе, проживает по адресу: АДРЕС3) и ФИО4 (паспорт серия СЕРИЯ2, №НОМЕР2 выдан отделом УФМС России по Самарской области в Советском районе гор. Самары, проживает по адресу: АДРЕС4).
В указанный срок денежные средства возвращены не были.
Согласно п. 1 ст. 810 Гражданского кодекса Российской Федерации заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
В силу п.п.1,2 ст. 809 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов за пользование займом в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов за пользование займом их размер определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Размер процентов за пользование займом может быть установлен в договоре с применением ставки в процентах годовых в виде фиксированной величины, с применением ставки в процентах годовых, величина которой может изменяться в зависимости от предусмотренных договором условий, в том числе в зависимости от изменения переменной величины, либо иным путем, позволяющим определить надлежащий размер процентов на момент их уплаты.
Сумма процентов по договору займа фиксированная и составляет 10 000 рублей.
В силу ч.1 ст.330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Сумма неустойки по договору составляет 5 000 рублей за каждый день просрочки.
В настоящий момент (10.10.2019) просрочка исполнения обязательства по договору займа составила 178 дней. Следовательно, сумма неустойки составляет
5 000 * 178 = 890 000 рублей.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст.330,809,810 Гражданского кодекса Российской Федерации, прошу Вас в течение 7 (семи) дней с даты получения настоящей претензии погасить задолженность по договору займа перед ФИО2 в размере 64 600 (шестьдесят четыре тысячи шестьсот) рублей, уплатить проценты по договору займа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, неустойку по договору займа в размере 890 000 (восемьсот девяносто тысяч) рублей путем перечисления указанных денежных средств по следующим реквизитам:
Номер счета: НОМЕР3
Банк получателя: Поволжский банк ПАО Сбербанк
Дополнительно сообщаю, что в случае неурегулирования данного спора в досудебном порядке ФИО2 будет вынужден обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, что повлечет дополнительные расходы (в том числе по уплате государственной пошлины и юридической помощи адвоката).
Как бизнесу решить спор без суда
Что такое досудебное урегулирование спора и когда оно нужно
Когда предприниматель или компания не могут договориться с поставщиком или собственником помещения, кажется, что следующее логичное действие — идти в суд.
Но иногда подавать иск может быть бесполезно. Сначала нужно попытаться решить проблему другими способами.
Гендиректор Андрей скачал из интернета образец иска, заполнил его, приложил копии договора и платежки, поехал в суд. Там все документы приняли, и Андрей стал ждать, когда назначат заседание. Но вместо этого из суда пришел документ — иск оставлен без движения, то есть судья откладывает дело. Причина — несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Все потому, что компания должна была попытаться решить спор самостоятельно перед тем, как идти в суд.
Расскажу, что нужно было сделать, почему звонка бухгалтера недостаточно, и когда еще нужно соблюдать досудебный порядок.
В чем суть обязательного досудебного порядка
Обычно если ИП или компания недовольны работой контрагента, это сразу дают понять — сотрудник звонит контрагенту или отправляет ему письмо, объясняет сложившуюся ситуацию. Стороны обсуждают проблему, договариваются, как ее решить. Чаще всего все заканчивается спокойно и до суда дело не доходит.
Если проблема не решается, стороны могут пригласить посредника — медиатора — и провести переговоры в его присутствии. Если есть письменная договоренность, можно также обратиться в третейский суд — негосударственный коммерческий суд, который разрешает экономические споры между организациями или между организациями и гражданами. Официально третейские суды не входят в судебную систему России, но их решения имеют юридическую силу — как решения арбитражных судов.
Переговоры, переписка, медиация — все это внесудебные способы решить спор, проводить их или нет, каждая компания или ИП решают сами.
Но есть случаи, когда организации, ИП и даже граждане до подачи иска обязаны попытаться решить разногласия мирным путем — если действует обязательный досудебный порядок урегулирования споров.
Обязательный досудебный порядок устанавливается законом, а для некоторых споров — и договором, игнорировать его нельзя. Если у суда не будет письменных доказательств того, что истец пытался найти компромисс с ответчиком, иск не будут рассматривать и вернут.
В отношении бизнеса это выглядит так. Сторона, которая считает, что контрагент не исполнил или плохо исполнил свои обязательства, обязана сообщить ему об этом, чтобы тот исправился. Для этого она направляет документ, в котором говорит примерно следующее: «Мы недовольны, потому что вы допустили такие-то недочеты. Требуем их устранить в эти сроки либо расторгнуть договор и возместить убытки, иначе будем обращаться в суд».
Чаще всего такой документ называется претензией. Его можно назвать требованием или предложением, но смысл от этого не меняется — в этом документе одна сторона предъявляет другой обоснованные претензии. Кстати, именно поэтому обязательный досудебный порядок часто называют претензионным порядком.
Если контрагент не отреагирует в установленный срок на претензию, то отправитель может обращаться в суд.
Как победить выгорание
Для кого установлен обязательный досудебный порядок
Досудебное урегулирование используют для самых распространенных видов споров, которые бывают между ИП, организациями, с участием граждан и госорганов.
Споры, где одна из сторон — обычный человек. Досудебный порядок в этой сфере обязателен, только если о нем указано в законе. Даже если в договоре прописано, что перед обращением в суд нужно направлять претензию, но по закону такого требования нет, то одна из сторон может сразу идти в суд — без предварительной отправки претензии.
Обязательный досудебный порядок для гражданских споров действует, например, в туризме. Турист, который хочет судиться с туроператором за испорченный отдых или с авиакомпанией за потерянный багаж, должен сначала направить претензию.
На претензии адресаты должны отреагировать в сроки, которые установлены для них в законе. Например, туроператоры обязаны ответить в течение 10 календарных дней, а авиаперевозчики — в течение 30 календарных дней.
Споры между организациями и/или индивидуальными предпринимателями. Обязательный досудебный порядок для бизнеса может быть установлен как законом, так и договором. То есть стороны могут договориться, что в случае разногласий они сначала попытаются решить их сами на уровне «претензия — ответ на нее» или обратятся к медиатору и только потом пойдут в суд.
По закону досудебную претензию нужно направлять, например:
Споры, где ответчик — госорган. Досудебный порядок для таких споров обязателен в двух случаях:
Акты налоговой инспекции нужно сначала обжаловать в вышестоящей инстанции — в Управлении налоговой службы по конкретному региону, и если управление не отменило решение ИФНС, обращаться в суд.
Как написать о досудебном порядке в договоре
В предпринимательской сфере досудебный претензионный порядок часто прописывают в договоре по своей инициативе. Это возможность решить потенциальные разногласия без похода в суд, сэкономив тем самым время, силы и деньги.
Если предприниматели взяли на себя обязательство соблюдать досудебный порядок, то они должны его исполнять. Судья не станет рассматривать спор, если истец не выполнил досудебный порядок, хотя по договору должен был.
Как составить досудебную претензию
Претензию составляют в письменном виде. Утвержденной формы нет, как правило, в досудебной претензии нужно описать суть проблемы и что-то потребовать от адресата.
Вот что стоит включить в претензию.
Шапка документа. В правом верхнем углу укажите, кому адресована претензия:
Адресовать претензию нужно тому, кто указан в договоре как ваш контрагент, и кто потом будет указан в качестве ответчика в иске. Если направить претензию не тому лицу, обязательный досудебный порядок не будет соблюден.
Описание претензии. Она начинается сразу после названия документа, то есть после слова «претензия». В ней нужно указать:
Требование. После того как описали суть своего недовольства, укажите, что хотите получить от контрагента. То есть какие действия и в какой последовательности, если она есть, контрагент должен совершить. Можно заявить на выбор:
Указывайте именно те требования, с которыми вы потом пойдете в суд, если контрагент не отреагирует на претензию.
Расчет неустойки. Если вам не возвращают деньги, то после перечисления требований укажите сумму долга, ее расчет, а также сумму неустойки или процентов, если будете их взыскивать.
Заключительная часть. В конце претензии укажите срок для выполнения ваших требований, — конкретную дату или период.
Претензию от организации должен подписать ее руководитель либо лицо, уполномоченное доверенностью.
Образец досудебной претензииPDF, 66,2 КБ
Как правильно направить претензию контрагенту
Претензию нужно направить так, чтобы у отправителя на руках остались документы, которые подтвердят факты отправки и доставки претензии. Например, почтовая квитанция и опись вложения, уведомление о вручении, распечатка уведомления о доставке электронного письма, копия претензии с подписью получателя.
Эти документы потом нужно будет приложить к иску, чтобы доказать соблюдение обязательного досудебного порядка. Если к иску приложить лишь копию претензии без доказательств, что она была получена ответчиком, то суд не станет браться за рассмотрение иска, а потом и вовсе вернет его обратно.
Претензию надо отправить на один из адресов, указанный в договоре. Если в договоре указан исключительный адрес для отправки юридически значимых сообщений, то претензию нужно отправлять туда.
Если в договоре есть только юридический адрес контрагента, тот, что значится в ЕГРЮЛ, претензию можно направить и на него. По закону она считается полученной, даже если фактически контрагент по этому адресу не находится и уведомление о вручении письма вернулось к вам с пометкой «адресат не найден». Главное, что вы свою обязанность выполнили, и у вас есть тому подтверждение.
Отправить претензию на электронную почту контрагента можно, только если в договоре прямо сказано, что такой способ отправки претензии допустим. Если же в договоре будет упоминаться просто электронная переписка, без конкретики, что по имейлу можно направлять и претензию, тогда ее нужно отправить на бумаге.
В какой срок нужно направлять досудебную претензию. По общему правилу в срок, установленный в конкретном законе или договоре.
Например, по закону претензию туроператору нужно направлять в течение 20 календарных дней со дня возвращения из поездки.
Претензии к железнодорожному перевозчику, например, за утрату багажа или груза, предъявляют в течение шести месяцев. Если нарушить этот срок, перевозчик будет рассматривать претензию, только если сочтет, что причина пропуска уважительная.
Претензию о несоответствиях и недостатках, выявленных при приемке товара, получатель должен направить поставщику в тот же день или на следующий день после обнаружения недостатков.
Если в законе или договоре срока для предъявления претензии нет, значит, ее можно предъявить в течение трех лет.
Сколько нужно ждать ответа на претензию
Срок для ответа на претензию обычно установлен в законе. Самый распространенный — 30 календарных дней. Столько надо выждать после отправки претензии, например:
Если в законе срока для ответа на претензию нет, то срок прописывают в договоре либо указывают в самой претензии. Срок можно установить любой, обычно пишут от 10 до 30 календарных дней.
Пока вы не получите ответ на претензию или не истечет срок, установленный для ответа, обращаться в суд бесполезно, иск рассматривать не будут.
Если ни в законе, ни в договоре, ни в самой претензии не указан срок для ответа, то выжидать нужно так называемый разумный срок. Что это за разумный срок, нигде не прописано. Суд будет определять разумность срока в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств дела. То есть разумным может оказаться срок как в несколько дней, так и в несколько недель. Поэтому я рекомендую все же прописывать сроки в претензии.
Получатель претензии должен ответить на нее, только если это указано в законе. Например, такая обязанность есть у грузоперевозчиков или туроператоров. Если такой обязанности по закону нет, получатель может не отвечать. Например, контрагент, который по договору должен денег фирме, не обязан отвечать или выполнять требования из претензии. Но компания обязана направить ему документ перед тем, как идти в суд.
Как пояснил Верховный суд, если ответ на претензию не поступил в течение 30 календарных дней либо срока, прописанного в договоре, можно считать, что контрагент отказался выполнять требования.
Считается, что отказ от контрагента поступил на 30-й день либо в последний день договорного срока.
К слову, если контрагент не ответит на вашу претензию в срок, потом, при разбирательстве, суд возложит на него все судебные расходы независимо от исхода дела. Речь о госпошлине и других издержках, например об оплате услуг юриста, нанятого для ведения дела.
Если истец должен был направить претензию, но не сделал этого, суд по закону: