Куда жаловаться на газовую службу, порядок действий
Содержание статьи
При нарушении газовой службой норм, регулирующих взаимоотношения поставщика газа и потребителя, пишется соответствующие заявление в Горгаз, образец которого можно взять в ближайшем отделении. Куда жаловаться на газовую службу, если разрешить проблему с руководством организации не получается? Перед обращением в суд есть возможность обратиться с жалобой в ряд надзорных органов.
Куда жаловаться на газовую службу, порядок действий
Поставками газа потребителю занимаются региональные компании по реализации газа или “регионгазы” — дочерние общества ООО “Газпром межрегионгаз”.
“Горгазы” и “облгазы” занимаются транспортировкой ресурса по распределительным газопроводам — от магистрального до потребителя, обслуживанием сетей низкого давления, внутридомового газового оборудования, проектированием схем регионального газоснабжения.
Поставка газа носит монополистский характер — сменить поставщика нельзя. Взаимоотношения поставщика и потребителя урегулированы Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 “О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан” вместе с “Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан”.
При нарушении работниками газовой службы положений документа, в зависимости от характера нарушения, вопрос может быть разрешен в претензионном или судебном порядке. Строгой регламентации нет. За защитой своих прав можно обратиться в любой орган по желанию. В суд обращаются, когда прочие способы не дали желаемого результата.
В случае столкновения с актами мошенничества и коррупции со стороны сотрудников Горгаза, удобнее всего позвонить по всероссийскому номеру горячей линии “Газпрома”: 8-800-700-65-00. Такой звонок заменяет подачу письменной жалобы и является основанием для обязательной проверки полученной информации с гарантированной конфиденциальностью.
Куда можно жаловаться на Горгаз
Сперва на действия или бездействие сотрудника Горгаза можно пожаловаться начальнику нарушителя — менеджеру или директору организации.
Жалоба должна быть составлена в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя. Чтобы удостовериться, что должностное лицо получило один из них, необходимо передать его одним из следующих способов:
Последний способ считается самым надежным. После того, как уведомление вернется, появляется доказательство попытки досудебного урегулирования, которое впоследствии может пригодиться в суде.
Следующая ступень — направление обращения в отдел по приему жалоб от населения Министерства энергетики РФ. Принятие и рассмотрение претензий подчиняется требованиям ФЗ № 59 “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ” и Регламента Минэнерго:
Важно! Для обращений, направленных через интернет, действуют те же правила, за исключением того, что ответ может быть отправлен также по электронной почте.
Также можно пожаловаться в Роспотребнадзор или прокуратуру РФ. Порядок рассмотрения и направления ответа в этих случаях также регламентирован.
Особенности оформления и структура жалобы на Горгаз
Претензия в газовую службу не имеет четко регламентированной структуры. Она составляется в письменной форме. Следует указать:
Можно добавить информацию о том, что аналогичный документ будет направлен, например, в Минэнерго или Роспотребнадзор.
Важно! Направляя жалобу в каждую последующую инстанцию, рекомендуется прикладывать копии ответов, полученных на предыдущих этапах. Если вопрос так и не будет решен в административном порядке, все документы можно будет приложить к исковому заявлению.
Образец претензии в газовую службу
Директору АО “Мосгаз” Иванову В.В.
адрес проживания: г. Москва, ул. Пограничная д. 12 кв.1.
Претензия
18.02.2019 от АО “Мосгаз” мною было получено предписание в течении 30 календарных дней произвести государственную поверку установленного счетчика (номер), либо произвести его замену на счетчик (разновидность).
В ходе процедуры было принято решение о замене. В тот же день был куплен новый газовый счетчик, и я подал заявку о замене в Вашу организацию с указанием основания. Согласно подпункту “ж” пункта 22 Правил поставки газа, заявка абонента должна быть выполнена в пятидневный срок с момента поступления.
22.02.2019 приехал слесарь, который снял старый счетчик, затем отказался ставить новый и уехал без объяснения причины.
Защита прав потребителей от необоснованных начислений по оплате потребленного газа
В соответствии с пунктом 3 ст. 8 ФЗ №59-ФЗ от 02.05.2006г. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации Управлением Роспотребнадзора по Республики Ингушетия в течение II-IIIквартала 2016 года, были рассмотрены заявления от индивидуальных предпринимателей о необоснованном начислении сумм оплат за потребленный газ ООО Газпром межрегионгаз Пятигорск.
Предприниматели обратились с заявлением о признании незаконными действия ООО Газпром межрегионгаз Пятигорск по начислению стоимости объемов газа по проектной мощности газопотребляющих установок на суммы 33.000, 45.000, 20.000, 38.000, 14.000 52.000, 18.000, 8.000, 9.000 …, исходя из 24 часов работы в сутки, о признании счет-фактур №… не подлежащими оплате и обязательствах ООО Газпром межрегионгаз Пятигорск произвести расчеты за потребленный газ на основании данных узлов учета газа.
Между ООО Газпром межрегионгаз Пятигорск и предпримателями заключены договора поставки газа №…, по условиям которых поставщик обязался поставлять газ горючий природный, а покупатель обязался получать и оплачивать газ.
В соответствии с пунктом 4.1 договора количество поставляемого газа (объема) определяется по узлу учета газа у покупателя. При их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, при несанкционированном газопотреблении покупателя, при непредоставлении покупателем данных о расходах газа, а также при недопуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа, определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходя из 24 часов работы их в сутки за весь период неисправности.
Пунктом 4.2.договора, предусмотрено, что определение количества газа (объема) производится по контрольно-измерительным приборам в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5 2005, ПР 50.2.019-2006 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-3-96, с учетом ГОСТ 31369-2008 и ГОСТ 31370-2008.
По результатам рассмотрения жалоб установлено, что узлы учета газа, установленные на объектах предпринимательства, соответствуют проекту газификации.
Таким образом, заявления о признании действий ООО Газпром межрегионгаз Пятигорск по начислению стоимости объемов газа по проектной мощности газопотребляющих установок незаконными, признании счет-фактур не подлежащими оплате и обязании ООО Газпром межрегионгаз Пятигорск произвести расчеты за потребленный газ на основании данных узлов учета газа являются обоснованными.
Должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Ингушетия в отношении ООО Газпром межрегионгаз Пятигорск вынесены постановления об административном наказании. Был произведен перерасчет начислений на лицевой счет потребителей.
Уважаемые потребители! В случае, если у вас возникли какие-то вопросы по данной теме или необходима помощь, консультация или вы считаете, что где-то нарушены ваши права, как потребителя обращайтесь в Управление Роспотребнадзора по Республике Ингушетия и Консультационный центр ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Ингушетия.
Мы всегда Вам поможем, дадим разъяснения, проконсультируем.
НОМЕР ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 8-800-100-60-66
В ст.Орджоникидзевская ул.Комсомольская, №126, тел. 72-25-42
В г.Малгобек ул.Восход, №14, тел. 62-30-07
Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ ЦГиЭ в РИ:
г.Назрань, ул.Московская, №39, тел. 22-89-22, 22-71-59
Куда подать жалобу на газовую службу: как успешно бороться с произволом?
Любой гражданин РФ вправе получить качественные коммунальные услуги. Сфера жилищно-коммунального хозяйства имеет большое количество отраслей и различных ведомств. В список таких организаций входит газовое хозяйство, его задачи — поставка топлива населению, контроль, обслуживание оборудования. Горгаз является монополистом, а поскольку альтернативы нет, его сотрудники не всегда относятся к своей работе ответственно. Жильцам нередко приходится сталкиваться с низким качеством «голубого топлива», завышенными тарифами, некомпетентностью или хамством работников, нередки и другие нарушения. В этом случае единственный разумный выход — написание претензии. Однако далеко не все знают, куда подать жалобу на газовую службу. В этом вопросе нам только предстоит разобраться.
Что такое жалоба?
Этот официальный документ — обращение одного или группы граждан с требованием о защите либо восстановлении нарушенных прав потребителей. Оно может быть как личным, так и коллективным. Претензию подают в один из административных органов. Жалоба может быть не только письменной, но и устной. Однако первый вариант предпочтительнее по понятным причинам. Своевременное реагирование на письменную жалобу-документ обязательно для любой официальной организации, в то время как простое «сотрясание воздуха», как правило, бесполезно.
Какие могут быть поводы?
Как уже было отмечено, газовая служба — монополист, она не является ни собственностью государства, ни подотчетной организацией. Так как Горгаз не имеет конкурентов, единственный поставщик может изменить условия предоставления услуг на менее выгодные для потребителей. По этой простой причине урегулирование конфликта возможно, но смена обслуживающей организации нереальна. Конечно, если хозяева частного дома не решат перейти на другой вид топлива.
Сейчас Горгаз выполняет несколько задач. В его ведомстве находится:
Множество функций, выполняемых газовой службой, затрудняет написание претензии. Чтобы не было промедления, необходима конкретизация. Поэтому при написании жалобы заявителям надо:
В этом случае вопрос можно решить максимально быстро. Если говорить о том, какие проблемы чаще всего возникают у заявителей, то в списке находятся:
Все эти вопросы можно решить подачей жалобы на газовую службу. Это самое лучшее решение, которое, с большой долей вероятности, поможет отстоять свои права и интересы.
Возможные претензии к газовой службе
Есть претензии обоснованные и необоснованные. Например, временное отключение газа для ремонта оборудования или по причине аварийной ситуации оспорить невозможно. Организация-поставщик обязана устранять неполадки. Если у плательщика есть задолженность, то Горгаз имеет право прекратить подачу топлива без разрешения суда. Но жалобу жильцы подать могут, так как нарушения со стороны поставщика не исключены.
Аварийные ситуации, ремонт
Если причиной для отключения газа стал монтаж газового счетчика у соседей, то в этом случае подавать жалобу смысла не имеет. Данная мера обеспечивает безопасность жильцов. Подачу топлива могут прекратить из-за технических неисправностей, чтобы не допустить его утечки. Отключить газ могут из-за:
Когда случается авария, газ имеют право отключить без предупреждения, даже в зимний период. После устранения неисправности подачу топлива служба обязана восстановить в срок, не превышающий 2 суток.
Если эти условия выполнены не были, то потребитель вправе написать и подать жалобу. Если в ближайшем будущем планируется ремонт газопровода, то о нем служба должна предупредить жильцов заранее — за 20 дней. Норма для ремонтных работ — 4 часа в месяц. В этом случае счет за эту коммунальную услугу не изменится.
Когда происходит внезапное отключение газа, сначала рекомендуют звонить в аварийную газовую службу (04). Если там не осведомлены о ремонтных работах, то следующим может стать звонок в Управляющую компанию. Последняя инстанция — поставщик газа. Его телефон указан на квитанции. Частые отключения газа — достаточный повод для направления жалобы в Роспотребнадзор.
Задолженность и отключение газа
Согласно Постановлению Правительства №549/45 поставщик может прекратить подачу топлива в том случае, если собственник жилья не оплачивает услугу ЖКХ 2 или более месяцев. Однако в другом документе, в Правилах предоставления коммунальных услуг (статья №117) говорится, что полное отключение не предусмотрено, возможно только ограничение поставки. Газовая служба должна предупредить о планируемой операции 2 раза: за 40 и 20 дней до намеченной пломбировки.
Полное отключение газа из-за задолженности за 1-2 месяца неправомерно, поэтому жильцы имеют полное право направить жалобу в Горгаз. В этом случае претензия формулируется в свободной форме, но в ней обязательно указывается, что были нарушены два положения Постановлений Правительства — №354, №549.
До написания претензии рекомендуют еще раз перечитать договор о предоставлении услуг газовой службой. В документе должны быть четко прописаны условия для возможного отключения подачи топлива, а также правила оповещения неплательщиков. Если жилье после отключения газа превратится в непригодное для жизни, то подачу не имеют право прекращать. При нарушении данных условий договора это условие надо отразить в жалобе.
При отключении, как и при восстановлении подачи газа, составляются специальные акты, обязательно в 2 экземплярах. Один из них остается у потребителя. Когда подают жалобу, этот документ обязательно прилагают к заявлению, а его реквизиты указывают в претензии.
После отключения жильцы вызывают полицию. Ее сотрудники составляют протокол, в котором указывают факт пломбировки, а также описывают быт владельцев квартиры, отключенной от подачи топлива. Наличие протокола тоже отмечается в жалобе, а документ прилагается к остальным бумагам.
У хозяев квартиры есть право попросить помощи полиции. Если спустя некоторое время от сотрудников правоохранительных органов придет письменный ответ, его также прилагают к заявлению.
Куда подать жалобу на газовую службу?
Отправлять претензию можно в различные инстанции. В этом случае многое зависит от нарушений, которые были допущены работниками газовой службы. По этой причине вопрос о том, куда подать жалобу на газовую службу, полностью зависит от конкретной ситуации.
Руководство Горгаза
Если хозяева дома или квартиры столкнулись с некорректным поведением сотрудников, но нельзя говорить о существенных, серьезных нарушениях, то лучше постараться разобраться на местном уровне. Сначала рекомендуют обращаться к руководителю конкретного отделения, либо к директору компании. Все контакты есть на сайте организации (ПАО «Газпром»).
Обращение к директору оправдано в том случае, когда владелец жилья столкнулся с неадекватным поведением конкретного работника, а не с некачественным обслуживанием. Отписка или игнорирование поданной жалобы руководителем уже считается грубым нарушением закона об обращениях граждан (№59). А оно может стать основанием для подачи заявления в прокуратуру. Поэтому директора обычно оперативно реагируют, рассматривая жалобы и наказывая виновных сотрудников.
Если же реакции руководителя не последовало, то обращение в вышестоящие инстанции останется единственным логичным решением. Юристы советуют не ограничиваться лишь одной из организаций. Они рекомендуют направлять жалобы в министерство, прокуратуру, в суд и т. д. Такой «многосторонний» подход гарантирует быстрое решение вопроса.
Министерство энергетики
Это следующий ответ на вопрос, куда подать жалобу на газовую службу. В Министерстве энергетики РФ есть специальный отдел, занимающийся принятием и рассмотрением жалоб от населения. Претензию в ведомство можно подать несколькими способами.
Если принято решение о подаче жалобы онлайн, то на сайте Министерства сначала необходимо авторизоваться через ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации). Без авторизации заявителя проверка претензии производиться не будет.
Другие организации
Есть и другие инстанции, куда подать жалобу на газовую службу в случае нарушений или бездействия сотрудников Горгаза вполне реально. Они не относятся к профильным организациям, но помогают в защите граждан. Такие учреждения имеют полное право не только инициировать самостоятельные проверки газовой службы, но и привлечь нарушителей к административной ответственности.
В список таких организаций входит:
В большинстве случаев при нарушениях со стороны сотрудников Горгаза рекомендуют обращаться в прокуратуру. Организация призвана следить за работой должностных лиц, за соблюдением ими законности. Другая альтернатива — Роспотребнадзор.
Прокуратура
Если работники газовой службы превышают свои полномочия или другими действиями нарушают законные права человека, то вмешательство этого исполнительного органа поможет защитить интересы граждан. Правовые и экономические нарушения также входят в сферу его деятельности.
Правила подачи жалоб в прокуратуру изложены в правовом акте №45. Это «Инструкция о порядке рассмотрения обращений и прием граждан в органах прокуратуры РФ». Перед составлением обращения изучение этого документа обязательно. Проще всего подать жалобу, используя официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. Региональное ведомство можно найти в разделе «Интернет приемная».
Роспотребнадзор
Это официальная организация, главной задачей которой является защита прав потребителей. Она решает вопросы, возникающие при сотрудничестве с коммерческими и государственными структурами. При нарушении договора Горгазом Роспотребнадзор должен стать первой инстанцией.
Перед составлением и подачей претензии заявитель должен не только прочитать, но и тщательно изучить все пункты договора с обслуживающей организацией. А затем все найденные несоответствия и нарушения внести в официальный документ — в жалобу.
Это последняя инстанция, туда обращаются в том случае, если другие организации помочь не смогли. Суд помогает решить споры, касающиеся финансовых или материальных потерь. Однако перед обращением в организацию заявителю потребуется нанять адвоката.
Грамотный юрист поможет при составлении документов, корректно изложит все факты. С его помощью многие добиваются возмещения не только материального, но и морального ущерба. Срок первого рассмотрения жалобы не превышает 5 дней.
Как подают жалобу на газовую службу?
Претензию к работе Горгаза подают на русском языке. Точный образец жалобы не предусмотрен, так как различны причины конфликта, условия, в которых возникла спорная ситуация, требования заявителей. Документ может быть написан в свободной форме.
Жалоба
Претензию составляют по правилам деловой переписки. Она не предусматривает нецензурную лексику, просторечные слова или обороты, чересчур эмоциональные высказывания. В жалобе недопустимы исправления и ошибки. В таком документе должны быть:
Жалобу можно написать от руки либо напечатать с помощью любого текстового редактора. Все сведения обязаны быть корректными. В противном случае административное наказание угрожает самому подателю. Свидетельства (приложенные документы или их копии), если есть возможность, предоставлять рекомендуется.
Документы оформляют в 2 экземплярах, один из них остается у заявителя. На нем либо ставят отметку о том, что претензия принята на рассмотрения, либо дают официальную расписку, свидетельствующую о получении документов. В ней указывают дату подачи жалобы, а также имя ответственного лица, принявшего ее.
В документе рекомендуют указывать, куда лучше отправить ответ на претензию: на электронный или почтовый адрес. Он придет в течение 10-30 суток. Ускорить процесс сможет подача коллективной жалобы. Такие документы для рассмотрения приоритетны.
Дополнительные документы
Вопрос о том, куда подать жалобу на газовую службу, не является единственным, так как заявителю предстоит собрать еще ряд документов. Какие из бумаг будут необходимы? В обязательный перечень входит:
В некоторых случаях в пакет должны входить дополнительные документы:
Примеры последних документов — чеки, сохраненные после покупки электрических приборов (плиты, печи), или квитанции, свидетельствующие о замене лопнувших газовых труб в частном доме.
Организаций, куда подать жалобу на газовую службу, существует довольно много. Однако выбор ведомства зависит только от характера претензии. Простой обыватель, незнакомый с составлением претензий, нередко сталкивается со сложностями: правильно изложить позицию ему бывает трудно. В этих случаях лучше обратиться к квалифицированному юристу, который поможет отстоять права пострадавшей стороны.
В заключение — видео на злободневную тему:
Кто должен вернуть деньги?
В вашей ситуации нужно обратиться в суд с требованием признать незаконным удержание денег из пенсии, а также потребовать вернуть эти денежные средства.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязательства по внесению оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги наступают с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Таким образом, обязательство по оплате счетов за газ возникло у новых собственников с момента регистрации права на дом. Ваши обязательства по заключенному договору с поставщиком газа перестали существовать независимо от любых других обстоятельств.
Для того чтобы суд принял к рассмотрению ваше исковое заявление, нужно соблюсти ряд правил.
Во-первых, вы должны правильно определить суд, в который подавать заявление. Ответчиком будет выступать Горгаз, а значит, исковое заявление по правилам ст. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ следует подать по месту нахождения организации. Не забудьте оплатить государственную пошлину перед тем, как идти в суд.
В самом исковом заявлении вы должны указать:
наименование суда, в который подаете иск;
ваше ФИО, адрес проживания;
наименование ответчика и его место нахождения;
в чем заключается нарушение ваших прав (описать саму ситуацию);
доказательства, подтверждающие удержание денег из пенсии;
доказательства, подтверждающие факт того, что права на дом давно принадлежат другим лицам;
цену иска и расчет цены иска;
квитанцию об уплате государственной пошлины;
перечень прилагаемых документов, а также копии этих документов для ответчика вместе с копией самого искового заявления.
После регистрации поданного вами искового заявления у суда будет два месяца, чтобы принять решение о назначении судебного разбирательства.
Решение по жалобе АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» на решение Нижегородского УФАС России
г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена «26» июля 2017
Полный текст решения изготовлен «27» июля 2017
рассмотрев на заседании Коллегии жалобу АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27.03.2017 по делу № 1701-ФАС52-03/16, в присутствии посредством видео-конференц-связи:
от Нижегородского УФАС России — начальника отдела контроля ествественных монополий ; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий ;
Поводом для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1701-ФАС52-03/16 в отношении АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» послужило обращение товарищества собственников недвижимости «Берег» (далее — ТСН «Берег»), направленное в адрес Нижегородского УФАС России, согласно которого АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» необоснованно прекращена подача газа на крышную котельную жилого дома № 2, расположенную по адресу: Нижегородская обл., г. Кстово, ул. Парковая, д. 13.
Между ТСН «Берег» и АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» заключен договор на поставку газа от 20.12.2015 № 33-3-7553-13/2016.
Согласно пункта 2.3.1 поставка газа производится на котельную, расположенную по адресу: ТСН «Берег», крышная котельная ж/д № 2 г. Кстово, ул. Парковая, д. 13. Газ используется в качестве топлива для выработки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ТСН «Берег», крышная котельная ж/д г. Кстово, ул. Парковая, д. 13.
В период с ноября 2015 по май 2016 ТСН «Берег» не исполняло обязательств по оплате за поставленный газ, в связи с чем у товарищества возникла задолженность на сумму 1 495 829 руб. 78 коп.
Письмами от 17.05.2016 № 157 и 09.06.2016 № 196 поставщик газа в адрес ТСН «Берег» направлял требования о погашении задолженности.
Поскольку задолженнность ТСН «Берег» не была оплачена, письмом от 10.06.2016 АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» уведомило товарищество о том, что 14.06.2016 в 10 часов 00 минут подача газа на газоиспользующее оборудование, расположенное по адресу: Нижегородская обл., г. Кстово, ул. Парковая, д. 13, будет прекращена. Кроме этого, письмом от 10.06.2016 № 7961 поставщик газа сообщил ТСН «Берег», что 15.06.2016 в 10 часов 00 минут подача газа на вышеуказанные объекты газопотребления будет полностью прекращена с помощью газораспределительной организации.
Так, 14.06.2016 представителями АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» предпринята попытка приостановления поставки газа на газопотребляющее оборудование ТСН «Берег», расположенное по адресу: Нижегородская обл., г. Кстово, ул. Парковая, д. 13. В результате отказа товарищества самостоятельно приостановить отбор газа составлен акт о недопуске.
В соответствии с актом от 15.06.2016 представителями АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новогород» с участием сотрудника ПАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новогород» принудительно прекращена подача газа на газоиспользующее оборудование ТСН «Берег».
24.06.2016 (исх. № 24/06/1) письмом ТСН «Берег» обратилось в АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новогород» с требованием о возобновлении поставки газа на газоиспользующее оборудование крышной котельной жилого дома № 2, расположенного по адресу: г. Кстово, ул. Парковая, д. 13, а также гарантией оплаты задолженности.
01.07.2016 АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новогород» возобновило поставку газа на вышеуказанные объекты газопотребления, о чем составлен акт о снятии пломб с вводной задвижки.
При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа, утвержденных поставновлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.
Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданным им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (далее — Порядок № 1) (действующего в период выявленного нарушения), в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по-поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями.
Действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным кодексом, другими федеральными законами.
Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 31, 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), потребитель имеет право на получение услуг в необходимых объемах и надлежащего качества, исполнитель услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и не допускать нарушения технологических процессов и снижения качества услуг.
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором не допускается (пункт 121 Правил).
Так, в результате прекращения поставки газа на крышную котельную жителям многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, не имеющим задолженности перед ТСН «Берег», прекращена подача горячего водоснабжения в период с 15.06.2016 по 01.07.2016.
Кроме того, согласно решения Нижегородского УФАС России, в указанном многоквартирном доме находятся помещения, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности, в частности, располагаются: ООО «ПП Этап», ООО «Этап», ООО «Волга-Регион», ООО «КСК», ЧУДО «Академия Звёздочек», ООО «Астромедия клиника микрохирургии глаза».
АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород», согласно Аналитическому отчету от 17.02.2017, занимает положение на рынке оптовой реализации газа горючего природного на территории Нижегородской области с долей более 50 процентов.
По мнению Заявителя решение Нижегородского УФАС России является незаконным и подлежащим отмене, как нарушающее единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
Коллегия рассмотрела жалобу на предмет соблюдения единообразия в применении норм антимонопольного законодательства и приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Комиссия Нижегородского УФАС России, рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства, установила факт нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» в связи с тем, что такие действия привели (могли) привести к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению, а также лиц в сфере предпринимательской деятельности. Последствия в виде негативного влияния на конкуренцию решением Комиссии Нижегородского УФАС России по делу № № 1701-ФАС52-03/16 не установлены.
Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее — Закон № 275-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 10 Закона о защите конкуренции внесен ряд изменений. В частности, конкретизированы положения относительно злоупотребления доминирующим положением в форме ущемления интересов других лиц.
Рассматриваемая форма злоупотребления доминирующим положением ограничена и разделена на два самостоятельных состава:
а) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности;
б) ущемление интересов неопределенного круга потребителей.
Применительно к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
Определение понятия «потребитель» в Законе о защите конкуренции существенным образом отличается от определения аналогичного понятия в Законе Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которое в рамках антимонопольного законодательства неприменимо.
Антимонопольное законодательство рассматривает в качестве потребителя любое лицо, вступающее (потенциально могущее вступить) в правоотношения, опосредующие переход к данном лицу прав на такие объекты гражданских прав, как товары, результаты работ, оказание услуг независимо от целей приобретения. Так, например, потребителями являются: физическое лицо, приобретающее товар для личного потребления (конечный потребитель); завод-изготовитель, приобретающий сырье или полуфабрикаты в производственных целях; дилер, приобретающий товар с целью последующей перепродажи.
Понятие неопределенного круга лиц наиболее активно используется в правоприменительной и судебной практике в рамках Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624; разъяснения ФАС России от 14.06.2012 «О порядке применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе»; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2004 года).
Анализ данной практики показывает, что основным квалифицирующим признаком неопределенного круга лиц является невозможность индивидуализировать (определить) лиц, чьи права и интересы затронуты или могут быть затронуты рассматриваемыми действиями в определенный момент.
При этом невозможность индивидуализации лиц характеризуется отсутствием общих для данных лиц критериев, позволяющих ограничить (определить) закрытость круга лиц, и вероятностью изменения состава данных лиц во времени и пространстве.
Таким образом, злоупотребление доминирующим положением выражается в ущемлении интересов неопределенного круга потребителей в случае нарушения прав и интересов круга таких юридических или физических лиц, которых невозможно индивидуализировать (ограничить), в том числе по причине вероятности изменения во времени и пространстве состава круга лиц, затронутых действиями доминирующего субъекта.
Данная позиция указана в разъяснениях Президиума ФАС России от 07.06.2017 года № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 года № 11.
В рассматриваемом случае дело № 1701-ФАС52-03/16 было возбуждено Нижегородским УФАС России по обращению ТСН «Берег». Согласно заявления ТСН «Берег» исх. № 15/3 от 15.06.2016, направленного в адрес Нижегородского УФАС России (рег. № Нижегородского УФАС России № 4670 от 16.06.2016) ТСН «Берег» является организацией, относящейся к сфере жилищно-коммунального хозяйства, в связи с чем приобретаемый им газ необходим товариществу в целях выработки и производства коммунальных ресурсов (теплоснабжение, горячее водоснабжение), которые товарищество поставляет жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Парковая, д. 13.
Из указанных выше нормативно-правовых актов следует, что потребители коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в многоквартирном жилом доме находятся в договорных отношениях с организацией, предоставляющей коммунальные услуги и коммунальные ресурсы и круг таких потребителей является определенным.
Обстоятельств, которые могут свидетельствовать о возможности ущемления интересов иных лиц (в том числе неопределенного круга потребителей), кроме собственников помещений в многоквартирном доме, а также лиц, пользующихся на ином законном основании помещениями в многоквартирном доме, решение комиссии Нижегородского УФАС России не содержит.
Относительно ущемления интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности Коллегия приходит к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции ущемляемые интересы должны непосредственно затрагивать именно предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Антимонопольным органом должно быть установлено в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при доказывании такого последствия как нарушение прав хозяйствующего субъекта и отражено в решении по делу, что интересы хозяйствующего субъекта, которые ущемлены/могут быть ущемлены в результате злоупотребления доминирующим положением, относятся к сфере предпринимательской деятельности. При этом об отношении интереса к предпринимательской деятельности будет свидетельствовать его непосредственная взаимосвязь с производством и реализацией хозяйствующим субъектом товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Указанные выводы также содержатся в разъяснениях Президиума ФАС России от 07.06.2017 года № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 года № 11.
Из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства следует, что отношения между ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» и ТСН «Берег» основаны на договоре поставки газа № 33-3-7553-13/2016 от 20.12.2015 года.
Согласно пункту 2.3.5 договора на поставку газа № 33-3-7553-13/2016 от 20.12.2015 между ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» и товариществом собственников жилья «Берег» объем газа, потребляемого котельной для выработки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения нежилых помещений многоквартирного дома реализуется Покупателю по отдельному договору по ценам и тарифам, установленным для прочих (не относящихся к категории «население») потребителей.
Положения договора свидетельствуют о необходимости заключения отдельного договора для потребителей, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения жалобы и подтверждено на заседании Апелляционной коллегии, в материалах дела отсутствуют договоры на поставку газа с хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, расположенными по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Парковая, д. 13 (ООО «ПП Этап», ООО «Этап», ООО «Волга-Регион», ООО «КСК», ЧУДО «Академия Звёздочек», ООО «Астромедия клиника микрохирургии глаза») или для целей предоставления им коммунальных услуг.
Более того, в соответствии с пунктом 2.3.6 вышеуказанного договора по справке Покупателя общая отапливаемая площадь многоквартирного дома составляет 10 084, 6 кв.м., в т.ч.:
отапливаемая площадь жилых помещений 10 084, 6 кв.м;
отапливаемая площадь нежилых помещений 0 кв.м.
Какие-либо договоры между хозяйствующими субъектами, а именно: ООО «ПП Этап», ООО «Этап», ООО «Волга-Регион», ООО «КСК», ЧУДО «Академия Звёздочек», ООО «Астромедия клиника микрохирургии глаза» и АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» в материалы дела не представлены. Пояснения указанных хозяйствующих субъектов, представленные в материалы дела, не свидетельствуют о наличии у них самостоятельных договорных отношений по получению коммунальных услуг в рассматриваемом многоквартирном жилом доме.
Вопрос об осуществлении предпринимательской деятельности непосредственно ТСН «Берег» в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не исследовался.
Таким образом, из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства не следует, что действия АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новогород» привели или могли привести к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах действия АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» не могли быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей или хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.
Практика применения антимонопольного законодательства свидетельствует о наличии единообразия относительно недопустимости квалификации в качестве нарушений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (с учетом изменений, вступивших в силу с 05.01.2016 года) действий доминирующих хозяйствующих субъектов, которые не связаны с ограничением, устранением, недопущением конкуренции и (или) ущемлением интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей. Данный вывод подтверждается в решении Президиума ФАС России № 16-13-2/2 от 07.10.2016.
Таким образом, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27.03.2017 по делу № 1701-ФАС52-03/16 не соответствует практике применения Закона о защите конкуренции и нарушает единообразие применения антимонопольного законодательства антимонопольными органами.
Согласно части 11 статьи 23 Закона о защите конкуренции основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия ФАС России,
Решение Нижегородского УФАС России от 27.03.2017 по делу № 1701-ФАС52-03/16 отменить.