Как написать Премьер-министру Михаилу Мишустину
Напишите письмо новому Председателю правительства (Премьер министру) Мишустину Михаилу Владимировичу. Когда проблема не решается на местном уровне, а чиновники ограничиваются стандартными «отписками» лучшим способом добиться желаемого считается обращение к Правительству РФ. В частности, к премьер-министру. С Он был назначен на эту должность 16 января 2020 Владимиром Путиным.
Как связаться с Премьером
Существует несколько способов связи с Михаилом Мишустиным:
Почтовый адрес
Написать Премьер-министру можно по адресу: 103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, дом 2, строение 2.
Письмо можно доставить нарочно или курьерской службой. По этому же адресу работает пункт приема корреспонденции, расположенный в здании ПН-100.
Юристы рекомендуют отправлять письма с уведомлением и описью вложения. В этом случае можно отслеживать путь корреспонденции и контролировать сроки рассмотрения жалобы после доставки адресату. В будущем корешок уведомления может послужить доказательством переписки с чиновниками, если дело дойдет до подачи иска в суд.
Анонимные письма не рассматриваются, поэтому на конверте обязательно указывается ФИО отправителя и обратные адрес.
Как правильно написать письмо
Согласно ст. 12 ФЗ № 59 от 21.04.2006г. обращение в адрес премьер-министра не будет рассматриваться, если:
Официальный сайт Премьер-министра Михаила Мишустина
На официальном сайте Правительства РФ есть возможность написать премьер-министру электронное письмо. Для этого необходимо:
После внесения данных в анкету пользователь переходит к тексту жалобы. Рекомендуется излагать самую суть вопроса, поскольку в поле можно внести только 2000 символов. Текст обязательно должен содержать адрес описанного факта, или совершившегося события.
К письму можно прикрепить подтверждающие документы в виде вложений форматов txt, doc, docx, pptx, xlsx, rtf, xls, pps, ppt, pdf, jpg, bmp, png, tif, pcx, mp3, wma, avi, mp4, mkv, wmv, mov, flv, odt, gif и pub.
Все электронные письма в адрес премьер-министра РФ регистрируются и обрабатываются сотрудниками отдела по работе с обращениями граждан. После обработки корреспонденции ответ направляется на e-mail, указанный в анкете.
Согласно данным портала government.ru в декабре 2019 года 90 заявителей получили положительное решение поставленных вопросов, а 392 гражданам были даны необходимые разъяснения и консультации о том, как действовать дальше.
Справочная служба
Разумеется, невозможно позвонить премьеру лично. Но для приема обращений и консультирования граждан работает справочная служба Правительства РФ:
График работы: ежедневно с 9 до 18 часов (в пятницу — до 17 часов) по МСК (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней).
Владимир Мишустин в соцсетях
Представители власти часто ведут блоги и личные страницы в соцсетях. И многие граждане считают, что политик обязательно рассмотрит обращение, оставленное в паблике. Однако, это заблуждение. В соцсетях написать жалобу премьеру нельзя. Отсутствие такой возможности обусловлено законодательством России, ведь любые запросы должны рассматриваться в официальном порядке. В условиях интернет-сообществ это невозможно. Это неформальное общение и даже если премьер ответит на комментарий, то это не будет считаться официальной реакцией политика, а значит использовать это как ответ представителя власти нельзя. Максимум на что можно рассчитывать – на поддержу других пользователей и получение широкой огласки.
Адрес. Схема проезда
Законодательная база
Право каждого россиянина на обращение к представителям власти закреплено Конституцией РФ и Законом № 59 от 21.04.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан» (ст. 2). Как показывает официальная статистика, опубликованная на сайте Правительства government.ru, к наиболее частым проблемам относятся:
Всего за декабрь 2019 года в адрес Премьер-министра поступило 10165 писем из них 7,4 тыс. в электронном формате.
Видео: Главные факты биографии Мишустина М. В.
Как написать жалобу мишустину через госуслуги
Пожалуйста, прежде чем отправить обращение в форме электронного документа, внимательно ознакомьтесь со следующей информацией.
1. Обращения, направленные в форме электронного документа через официальный сайт, поступают на рассмотрение в Минэкономразвития России.
2. Перед отправкой обращения в форме электронного документа необходимо корректно заполнить электронную форму.
3. Ответ на Ваше обращение либо уведомление о его переадресации направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты (e-mail), указанному Вами.
4. В предназначенном для обязательного заполнения поле ввода текста обращения в форме электронного документа Вы излагаете суть предложения, заявления или жалобы в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В случае, если текст Вашего обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в соответствии с их компетенцией, о чем Вам будет сообщено в течение семи дней со дня регистрации обращения.
Обращаем внимание, что в целях обеспечения неразглашения сведений, содержащихся в Вашем обращении, а также сведений, касающихся Вашей частной жизни, при заполнении поля ввода текста обращения в форме электронного документа действует защита от возможного внедрения вирусных программ.
5. В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Приложить необходимые документы и материалы в электронной форме Вы можете в любой последовательности, но не более 5 файлов общим объемом 10 Мб в форматах txt, doc, docx, rtf, jpg, pdf, gif, tif, tiff, png, bmp, mp3, wav, mpg, mpeg, avi, mp4, zip.
Иные форматы не обрабатываются в информационных системах Минэкономразвития России.
Информируем Вас, что гарантированная передача файла(ов) вложения зависит от пропускной способности используемой Вами сети «Интернет», а получение – от объёма обрабатываемых почтовым сервером переданных файлов.
При подключении Вашего оборудования к сети «Интернет» по выделенным каналам связи с использованием технологий ADSL, 3G, 4G, WiFi и иных технологий, обеспечивающих аналогичные скорости передачи данных в сети «Интернет», передача и обработка файла(ов) с суммарным размером:
6. Если в направленном Вами тексте в форме электронного документа, содержащемся в поле ввода текста обращения в форме электронного документа, не изложено предложение, заявление или жалоба, а только ссылка на приложение (файл-вложение) либо на контент интернет-сайта, то в ответе разъясняется порядок его рассмотрения, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
7. Обращаем Ваше внимание на порядок рассмотрения отдельных обращений, предусмотренный статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
8. При направлении Вами обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее.
Согласно Конституции Российской Федерации правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке.
9. В случае направления Вами обращения, содержащего вопрос, затрагивающий интересы неопределенного круга лиц, ответ на который был размещен на данном сайте, то Вам в течение семи дней со дня регистрации обращения будет сообщен электронный адрес страницы данного сайта «Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц», на которой размещен ответ на вопрос, поставленный в Вашем обращении.
10. Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в форме электронного документа, сведения, содержащиеся в обращениях авторов, а также сведения, касающиеся частной жизни авторов, хранятся и обрабатываются с соблюдением требований российского законодательства.
Адрес для отправки обращений в письменной форме в Минэкономразвития России обычной почтой:
Пресненская наб., д. 10, стр. 2, г. Москва, 123112
Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 21 установлено, что руководство деятельностью Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2020 г. № 131 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 496) исключены полномочия Минэкономразвития России в части осуществления функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, имущественных отношений в части гражданского оборота недвижимого имущества, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых природных территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), ведения Единого государственного реестра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, государственной кадастровой оценки, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного земельного надзора (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), геодезии и картографии, создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Указанные полномочия осуществляет Росреестр.
Социальная ответственность бизнеса
Выступая с отчетом в Государственной Думе, премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что видит государство надежным и добросовестным помощником бизнеса, а не источником искусственных барьеров. Это важно для развития сервисной модели контрольно-надзорной деятельности.
Государственному органу отводится два рабочих дня на рассмотрение жалобы, после чего он должен либо приостановить ранее вынесенное решение, либо дать отказ.
В случае признания эксперимента успешным дистанционное досудебное обжалование правительство может распространить на другие виды контроля и надзора.
Теперь они смогут напрямую заключать соглашения о выделении субсидий организациям или индивидуальным предпринимателям, которые ведут программы обучения и переквалификации в рамках национального проекта «Демография». Это, рассчитывает глава правительства, даст гражданам дополнительные возможности для трудоустройства.
Средства субвенций также направят на организацию регулярных тренировок сотрудников парашютно-десантных служб лесопожарных формирований и летчиков-наблюдателей, что позволит поддерживать их постоянную готовность.
Старообрядцы, прибывшие в Россию из-за рубежа по программе добровольного переселения соотечественников, проживающие в регионах Дальнего Востока и работающие в фермерских хозяйствах, смогут получить отсрочку от призыва на военную службу. Соответствующие правила утверждены правительством РФ. Списки лиц направляются в министерство обороны за месяц до начала очередного призыва. Отсрочка предоставляется на срок действия статуса участника госпрограммы. Для ее получения гражданину необходимо вместе со свидетельством участника представить в военный комиссариат выписку из Единого госреестра индивидуальных предпринимателей о госрегистрации крестьянского хозяйства. Если он не является главой хозяйства, то требуется нотариально заверенная копия соглашения о его создании. Подписанные премьер-министром Михаилом Мишустиным правила будут действовать в 2020-2025 годах.
Как правильно подать жалобу в любое ведомство
И добиться нужного результата
Я часто жалуюсь сам и помогаю это делать другим. В среднем в месяц выходит один-два раза.
Я не профессиональный ябеда, но жалобы помогают мне решать многие вопросы. Скажу честно: не всегда по моим жалобам принимаются такие решения, которых я хочу. Но зато мне и тем, кому я помогаю, не приходится ходить по судам и терять время, чтобы добиться результата.
Иногда вместо судебного разбирательства можно обратиться, например, в прокуратуру — и вопрос решается. В итоге вместо расходов на адвоката человек тратится только на бумагу и ручку.
Расскажу, как правильно пожаловаться, чтобы сэкономить время и деньги.
Что такое жалоба, зачем она нужна и в каких случаях стоит ее писать
По Конституции каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы — в том числе и с жалобами. Допустим, идет он утром на работу и видит: на крыльце лед не убран, а мусорный контейнер во дворе переполнен. На дороге ДТП, два водителя выясняют отношения с помощью кулаков, а полиция стоит в сторонке и смотрит на них.
Так быть не должно. Дворы должны убирать, мусор — вывозить, а полиция должна пресекать правонарушения. И если чиновники и ответственные лица не знают, что происходит, или знают, но ничего не делают, граждане страдать от этого не должны. И единственный способ — рассказать о проблеме. Для этого и нужны жалобы.
Для жалоб есть специальный закон — «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В его названии нет слова «жалоба», потому что все, что направляется в адрес чиновников, считается обращением. Правила работы с такими обращениями одинаковые для всей страны и для любого ведомства. Отказать в приеме жалобы чиновники не могут.
Но есть и исключения — например, сообщение о преступлении. Их регистрируют немедленно, и порядок работы по ним отличается. Как сообщить о преступлении, мы рассказывали в статье «Как обратиться в полицию».
Преследовать человека за то, что он обратился с жалобой — например, на работу коммунальных служб или полиции — тоже нельзя. Даже если он критикует должностных лиц или государственный орган — за это не накажут. Наказать могут только за оскорбление.
Отличия жалобы от заявления или претензии
Претензия чаще всего возникает там, где есть договорные отношения. Например, ИП Иванов и ИП Петров заключили договор на поставку продукции. Иванов его не выполнил и теперь должен Петрову деньги. Сначала Петров должен предъявить Иванову претензию, получить ответ, а потом идти в суд и доказывать свою правоту.
Направлять жалобу в такой ситуации не имеет смысла ни Иванову, ни в государственные органы. Но если Иванов купил товар в магазине Петрова для себя, а не для бизнеса и товар оказался некачественным — это нарушение прав потребителей. Тут уже можно жаловаться в Роспотребнадзор.
Жалоба появляется там, где взаимных обязательств нет, а есть только обязательство одной стороны. Как правило, это обязательство органа власти соблюдать права гражданина. Например, секретарь в суде потерял исковое заявление Иванова, а Роспотребнадзор не принял его заявление и отказался разбираться в ситуации. И суд, и Роспотребнадзор — государственные органы. Их сотрудники нарушили права Петрова — в этой ситуации он может пожаловаться. В жалобе он будет требовать устранить нарушение своих прав. А еще он обязательно попросит наказать виновных — так тоже можно.
Попробуем разобраться на примерах, в какие ведомства и когда подавать жалобы.
По факту мошенничества. Мошенничество — уголовное преступление, писать нужно не жалобу, а заявление о привлечении виновных к уголовной ответственности. Жалоба, например в прокуратуру или в Роспотребнадзор, не поможет. Прав потребителей это не касается, а прокуроры не занимаются поиском мошенников, это функция полиции.
На застройщика. С застройщиками ситуация сложнее. Все зависит от того, что именно нарушено и как это прописано в договоре. Если нарушены права дольщика, которые указаны в законе, например, о правах потребителей, — можно жаловаться в Роспотребнадзор. Если строительные нормы и правила — в Минстрой. Если только нормы договора — стоит обратиться с иском в суд.
На городскую администрацию чаще всего жалуются по вопросам благоустройства города. Договорных отношений тут не бывает, а нарушения прав граждан случаются часто. На нарушения со стороны городской администрации, в зависимости от ситуации, можно жаловаться почти в любое министерство, ведомство, прокуратуру и в суд.
На управляющую компанию. Тут своя специфика. Хотя отношения договорные, почти любое нарушение со стороны УК нарушает еще и законодательство о правах потребителей, нормативные акты правительства. Жаловаться можно сразу по нескольким адресам: в саму управляющую компанию, в Роспотребнадзор, Минстрой и прокуратуру.
На работодателя о невыплате зарплаты жалуемся в трудовую инспекцию. Если нарушения подтвердятся — трудинспекция может подготовить и направить заявление в суд о взыскании денег. Для работника это выгодно: не придется тратиться на адвоката. А если нарушение связано с невыплатой заработной платы, можно обойтись и без суда: трудинспекция может принять решение о принудительном исполнении и взыскать деньги через приставов.
На судебных приставов можно пожаловаться в Министерство юстиции и в прокуратуру. Обычно хорошо срабатывают жалобы, если их направить одновременно в оба эти ведомства.
На сотрудников полиции жалуемся вышестоящему начальству и в прокуратуру. Если незаконные действия сотрудников полиции причинили человеку ущерб — возмещать его будут за счет бюджета.
Обращение в военную прокуратуру — чаще всего необходимо военнослужащим и членам их семей.
Коллективная жалоба по закону допустима. Но сам я отношусь к таким жалобам не очень хорошо. Часто люди думают, что если жалобу подпишут сто тысяч человек, власти испугаются и все исправят. Но для сбора подписей нужно много времени, а по результату она сравнима с одиночной. Я сам столкнулся с ситуацией, когда в моем доме протекала крыша, а соседи говорили: «Ну и что, это же дом плохой, что мы можем сделать?» Для ремонта оказалось достаточно всего одной жалобы — моей. С точки зрения закона не важно, сколько человек ее подписали. Важно, были ли нарушены права на самом деле и к каким последствиям это привело.
Требования к жалобе
Форма. Установленных законом форм жалоб не существует. Гражданин может писать так, как ему удобно: на тетрадном листке в клетку, на бумаге формата А4, в специальной форме для подачи обращений на сайте или по электронной почте. С точки зрения закона все эти жалобы равнозначны.
Структура и содержание предусмотрены законом о работе с обращениями граждан. В жалобе нужно указать:
Если есть доказательства нарушения прав, их тоже можно приложить к жалобе. Это могут быть фотографии: например, припаркованных в неположенном месте автомобилей или переполненных мусорных контейнеров. В качестве доказательств можно использовать документы: например, ответы на ранее поданные обращения или заявления свидетелей, которые могут подтвердить факт нарушений.
Никаких специальных требований к расположению реквизитов в жалобе, типу шрифта, ширине полей и межстрочному интервалу не существует. Жалобы и обращения пишут простые граждане, и знать требования делопроизводства они не обязаны. Но мой совет: постарайтесь сделать так, чтобы жалоба была читаемой. В этом случае исполнителю будет проще с ней работать.
Еще одна ошибка — пытаться написать жалобу юридическим языком. Умные юридические термины чиновников не пугают, а вот текст читать сложнее. Мой совет: если вы знаете, какие именно нормы нарушены, — сошлитесь на них. Если не знаете — просто опишите факт нарушения, не углубляясь в дебри юридической терминологии.
Чего нельзя писать в жалобе. Критиковать чиновников в жалобе можно без ограничений. А вот оскорблять их или других людей — нельзя. А еще нельзя использовать нецензурные выражения. В этом случае на жалобу не ответят, а тому, кто пожаловался, сообщат о недопустимости злоупотребления правом на обращения.
А еще в рассмотрении откажут, если нельзя разобрать почерк. Либо если фамилия или адрес не поддаются прочтению или из содержания жалобы нельзя определить, чего именно хочет гражданин. Я рекомендую избегать эмоций. Иногда хочется в жалобе написать: «Сколько можно? Когда над нами прекратят издеваться?» или «Доколе?» Но на самом деле это упрощает чиновникам работу: на абстрактные требования не может быть конкретного ответа, а значит, делать ничего не нужно. Гражданин не просит что-то сделать, а только спрашивает или возмущается.
Из личного опыта: в хорошей жалобе нет вопросительных и восклицательных знаков. Только требования конкретных действий, например убрать улицу, посадить дерево, привлечь виновных к ответственности.
Бывает, что граждане злоупотребляют своим правом на обращения и пишут по одному и тому же факту много раз, а новых доводов не приводят. В этом случае чиновники могут принять решение, что обращение безосновательно, и прекратить переписку. Но просто так замолчать и не отвечать не имеют права: они должны письменно уведомить гражданина о причинах, по которым переписка прекращена.
Еще одно основание для отказа в ответе по существу — ситуация, когда ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Такое редко, но бывает.
Может ли жалоба быть анонимной. Многие считают, что нужно сообщать о нарушениях, но вот подписываться не торопятся. У таких жалоб нет шансов на успех. Если нет фамилии заявителя или адреса, на который нужно отправить ответ, — чиновники имеют право не отвечать, и это не будет считаться нарушением.
Некоторые люди боятся подписывать жалобы: считают, что чиновники начнут хуже к ним относиться или будут мстить. Но это не так: закон защищает человека, который пожаловался на нарушение своих прав, — запрещено преследовать гражданина за то, что он жалуется. А еще нельзя разглашать сведения, которые он указал в обращении. Например, нельзя опубликовать жалобу в соцсетях и написать: вот, смотрите, какую ерунду человек сочинил.
А чего тут бояться?
Не люблю слово «жалоба»: оно звучит унизительно. Куда симпатичнее официальное слово «обращение». И когда меня упрекают, что вы, мол, на нас постоянно жалуетесь, всегда отвечаю: «Я не жалуюсь, я порядок навожу». Потому что все мои обращения основаны исключительно на нормативных актах: приказах, указах, законах, санитарных нормах.
Не нужно бояться обращаться и указывать на нарушения. Вот пример: в детском саду, который посещают мои дети, регулярно нарушают санитарные нормы и правила. То дорожки зимой посыпают противогололедными реагентами, что запрещено, то группы не проветривают, то в неположенное время начинают территорию подметать. Я прошу выполнять санитарные нормы — и слышу в ответ: «Войдите в наше положение». В положение не вхожу, шлю обращение в Роспотребнадзор, ведь все эти нарушения бьют по здоровью детей. Работает. Да, администрация ДОУ смотрит на меня неласково, но задевать моих детей опасаются: знают, что я этого так не оставлю.
Я привыкла к недовольству тех, на чьи нарушения я жалуюсь, и немного бравирую этим. Но моя репутация работает на меня: мои обращения рассматривают в кратчайшие сроки и редко игнорируют. А окружающие люди замечают мои старания и происходящие вокруг изменения, поэтому все чаще поддерживают меня.
Я отдаю себе отчет, что далеко не все в нашем государстве можно изменить в лучшую сторону. Но если привести в порядок маленький кусочек мира вокруг себя — весь мир в целом станет лучше.
Оснований для правомерного отказа в приеме жалобы в законе нет. Принять ее обязаны в любом случае. А вот что ответят — зависит уже от ситуации.
В жизни не все так просто. Обычно, если человек принес жалобу лично, от него всячески пытаются избавиться. Никто не говорит прямо, что жалобу не будут принимать. Но человека начинают отправлять из кабинета в кабинет, где он каждому чиновнику рассказывает свою историю. А ему в ответ говорят, что нужно подняться к другому специалисту на девятый этаж. А тот, в свою очередь, отправляет к следующему. Еще могут сказать, что нужный человек в отпуске, уехал по делам, пошел на важное совещание. Как вернется — обязательно разберется во всем. Главное — его дождитесь.
Мое личное мнение: не тратить время на личные беседы с чиновниками. Обещают они что угодно, но забывают свои обещания раньше, чем за посетителем закроется дверь. Лучший вариант — писать. А если пришлось написать жалобу от руки — несите ее не чиновнику лично, а в секретариат и требуйте ее регистрационный номер. В крайнем случае отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Способы подачи жалобы
Раньше способ был только один — бумага и ручка. Люди писали о своих проблемах на бумаге и отправляли по почте или вручали лично. Способ этот сохранился и сейчас, но надежным его назвать нельзя. Почта затягивает сроки доставки, бумаги теряются.
Лично. Личный визит и устное обращение тоже допустимы. Но, как правило, на личный прием можно попасть только по записи. А еще приходится узнавать приемные часы и иногда стоять в очереди. Сторонники такого способа обращений есть — это люди, которые ни разу не сталкивались с современными технологиями. Обычно я стараюсь отговорить их от личных визитов. Проще один раз зарегистрироваться на портале госуслуг, чем постоянно стоять в очередях.
Через интернет. Самый надежный и быстрый способ пожаловаться на что угодно — электронное обращение. Оно доставляется моментально, и потерять такую жалобу нереально. Даже если в ведомстве скажут, что не получали его, факт отправки всегда можно подтвердить.
Сейчас большинство ведомств подключены к единой системе авторизации и аутентификации. Это те самые логин и пароль, с помощью которых мы входим на сайт госуслуг. Часть жалоб тоже можно подать через госуслуги.
Там есть специальный раздел досудебного обжалования.
Срок рассмотрения любой жалобы, как правило, не превышает месяца, но этот срок отсчитывается со дня регистрации. Время, пока письмо идет почтой, не учитывается.
Один из самых моих любимых сайтов для подачи жалоб — ГИС ЖКХ. Функционалу портала могут позавидовать многие государственные учреждения. Там можно:
Даже если вы не знаете точно, какая компания обслуживает ваш дом, ошибиться не получится. Достаточно ввести адрес — и система сама найдет нужную компанию. Если УК проигнорирует обращение, можно пожаловаться на ее бездействие — например, в региональное министерство строительства и ЖКХ. А если срок ответа по обращению пропущен, портал сам предложит пожаловаться на нарушение сроков.
Все жалобы и ответы на них сохранятся в специальном разделе личного кабинета.
Жалоба в прокуратуру
Все министерства и ведомства занимаются только своими вопросами: МВД борется с преступностью, Минстрой отвечает за ЖКХ, а Роспотребнадзор — за права потребителей. Ни одно из ведомств в компетенцию другого не вмешивается. Единственное исключение — прокуратура.
Полномочия у прокуроров очень широкие: они могут прийти в любую организацию, запросить документы, проверить их и потребовать от должностных лиц объяснений по факту нарушения. Если эти факты подтвердятся — виновных привлекут к ответственности. Требования прокурора подлежат обязательному исполнению.
Пожаловаться в прокуратуру можно двумя способами.
Направить жалобу в прокуратуру на сайте госуслуг. Для этого тоже понадобится регистрация.
Если регистрации на госуслугах нет или жалуетесь от имени другого человека, доступна форма обращения на сайте генеральной прокуратуры.
Вот пример удачной жалобы в прокуратуру: администрация городского округа не хотела делать в подъезде пандус для инвалидов, а на все обращения отвечали отписками. Пришлось жильцам подъезда жаловаться в прокуратуру. Там проверили даже содержание отписок и решили: раз чиновники не исполняли свои обязанности — их нужно наказать.
На что можно жаловаться
Приведу пример из жизни. В Коломне некуда было сдавать лампы, содержащие ртуть, — их складывали в обычные картонные коробки. А градусники вообще не принимали. Эковолонтеры не молчали: они звонили чиновникам и спрашивали, что делать. Чиновники по телефону сочувствовали, но говорили, что ничем помочь не могут. Принять лампы некому, и что делать — не знает никто. Все свелось к обсуждению проблемы в средствах массовой информации и соцсетях.
Жительнице Коломны Анастасии эта ситуация тоже не нравилась. Она не стала обсуждать это в соцсетях и ругать власти, а написала обращение в департамент городского хозяйства.
Женщина не жаловалась на чиновников, которые не знали, как гражданам утилизировать градусники, и даже не спрашивала, сколько это будет продолжаться и кто виноват. Она указала на то, что нарушены права граждан и закон, и это нужно исправить. Через 10 дней чиновники отчитались, а еще через полмесяца гордо продемонстрировали новые безопасные контейнеры.
Как узнать, куда жаловаться
Государство — это бюрократическая структура с большим количеством ведомств. Сразу определить, куда именно направлять жалобу и в каком порядке действовать, бывает сложно.
Но в законе предусмотрена и такая ситуация. Гражданин должен направить обращение или жалобу в тот государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Если он ошибется с адресатом — чиновники должны разобраться и сами переслать жалобу куда надо. А гражданина должны уведомить о переадресации жалобы в письменном виде — например, обычным письмом или на электронную почту.
Хотя жаловаться можно кому угодно, я рекомендую не начинать с президента и генеральной прокуратуры РФ. Жалобу там, конечно, примут, зарегистрируют, но потом отправят для рассмотрения в самый низ — например, в городскую прокуратуру или в городскую администрацию. Пересылка из одного ведомства в другое всегда занимает время. Чтобы его не тратить впустую, выбирайте ведомство, которое находится в самом низу иерархии. Тут есть еще один плюс: если вас не устроит ответ, его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Вероятность добиться нужного результата при этом возрастает.
Иногда по закону нужно до жалобы в государственные органы сначала попытаться решить вопрос мирным путем. Вот пример: девушка рассчиталась на заправке, деньги с ее карты списались, но на счет АЗС не поступили. Она решила, что ее обсчитали, — и тут же обратилась с жалобой на АЗС в Роспотребнадзор. Там ее жалобу рассмотреть не смогли — по закону положено сначала направить письменную претензию продавцу. А вот если он откажется возвращать деньги или вообще не ответит на такую жалобу — тогда Роспотребнадзор будет разбираться. Потребитель не обязан знать все тонкости законодательства, поэтому чиновники подробно объяснили, как, что и в каком порядке нужно сделать.
Иногда ведомства не могут между собой договориться, кто именно будет решать проблему. Например, в Москве нарушениями правил парковки занимаются сразу два ведомства: ГИБДД и МАДИ. Одни отвечают за проезжую часть, другие — за дворы и тротуары. Например, пожаловался гражданин в ГИБДД, что машина мешает проезду. ГИБДД приезжает и говорит: «Извините, эта машина двумя колесами стоит на тротуаре — обращайтесь в МАДИ». А МАДИ отвечает: «Все верно, два колеса на тротуаре, но вторые два — на проезжей части. Значит, идите в ГИБДД».
Но и в этом случае не все потеряно. Нужно жаловаться в прокуратуру — она и решит, какое из двух ведомств должно разбираться. Правда, возможно, к этому моменту автомобиль нарушителя уже уедет, но в следующий раз такого конфликта между ведомствами уже не возникнет.
У меня был случай, когда я пожаловался в Минстрой через ГИС ЖКХ. Но в Минстрое на мою жалобу вовремя не ответили. Я лично посетил УК и добился, чтобы все недостатки все равно устранили. Письменный ответ от Минстроя я получил с нарушением сроков.
Я решил не оставлять все как есть и пожаловался в прокуратуру. Она провела проверку — нарушения подтвердились. В результате виновных, по всей видимости, накажут.
В целом алгоритм действий такой:
Как должна отреагировать прокуратура
Действия по поступившей жалобе у прокуроров простые. В месячный срок проводится проверка. Если факты подтверждаются — выносится представление об устранении нарушений. Если необходимо — виновных привлекают к ответственности.
Прокуроров все ведомства боятся
Граждане очень боятся слова «прокуратура», а зря. Это отличная «палочка-выручалочка», если кто-то не хочет решать проблему без дополнительного стимула-палки.
Очень хорошо прокуратура помогает в работе с полицией. Вот пример: в моем дворе один водитель начал парковаться на детской площадке. В ГИБДД на жалобы не реагировали. Я поборола желание разобраться с автомобилистом « по-народному », то есть незаконно: нельзя бороться за справедливость, нарушая закон. И я пожаловалась в прокуратуру на бездействие сотрудников ГИБДД.
Подробностей общения прокуроров с сотрудниками ГИБДД я не знаю, но меры им принимать пришлось. В отношении водителя вынесли постановление по делу об административном правонарушении и назначили административное наказание — штраф. А еще с ним провели профилактическую беседу и разъяснили требования ПДД.
Как не получить отписку
Гарантий, что чиновники не дадут простую отписку, нет. Но любую отписку и любой отказ можно обжаловать. Начинать обжалование я рекомендую с вышестоящих инстанций того ведомства, куда вы начинали жаловаться, а потом в прокуратуру и в суд.
По моему личному опыту, если есть основания — необоснованное решение или бездействие чиновников пресекается обычно на уровне прокуратуры. По вопросам нарушения прав в суд мне не приходилось обращаться ни разу.
Что делать, если не помогла прокуратура
Прокурор — не самый страшный кошмар чиновника. Пожаловаться на бездействие или незаконные действия можно и в суд.
Специально для судебного обжалования действий и бездействия чиновников существует Кодекс административного судопроизводства РФ. Приняли его в 2015 году, чтобы упростить гражданам доступ к судебному порядку обжалования.
В суде можно обжаловать нормативные акты, которые нарушают права граждан, например решение снести детскую площадку. А еще можно обжаловать действия или бездействие чиновников и должностных лиц.
Суд в данном случае не привлечет чиновника к ответственности, а заставит работать. Обжаловать через суд действия или бездействие должностных лиц можно в течение трех месяцев с момента, когда вам стало известно о нарушении прав или свобод.
Куда жаловаться на прокуратуру. В суде можно обжаловать решение любого чиновника, даже если не помогла прокуратура и Генеральный прокурор РФ лично вам отказал в удовлетворении жалобы.
Как правильно жаловаться
Кстати, считаю правильным это, т.к. люди не хотят делать свою работу хорошо. Не надо считать обращения в госорганы доносом.
Ольга, да, так мы просто обращаем внимание на то как улучшить положение дел
во многих регионах есть порталы для жалоб, на которые отвечают быстрее и, зачастую, лучше, чем через обращения граждан.
Наш город в Москве, Наш Санкт-Петербург, Добродел в Мособласти, Народный контроль в Татарстане и т.д.
Можно про них отдельно написать
Портал г. Пермь: «Управляем вместе»
Жаловались в трудовую инспекцию, когда мужу продлили вахту на третий месяц без его на то согласие. Лицо он материально ответственное, самовольно покинуть место вахты не мог. А сменщика просто не присылали. Уж не знаю, как проверяла инспекция, но все указанные нарушения на момент проверки не были обнаружены, и документы все были в норме, и профсоюзная организация образовалась ещё аж полгода назад. Документы проверяли левой пяткой, так как их фальсификация была видна невооружённым взглядом. Но ситуация решилась к тому моменту, дальше муж не стал продолжать тяжбу с уже бывшим работодателем.
Тяжба с ЖКХ и ветхим жилым фондом длилась у нас долго и безуспешно. Несколько лет. Чиновники открыто хамили в лицо, стоило включить телефоны, улыбались, отмалчивалась. Были отписки разных ведомств, отфутболивания от одного к другому. Были суды. Но большинство доводов игнорировалось. И спасло нас, пожалуй, только то, что пришёл застройщик, и тогда дом сразу стал аварийным и уже не подлежащий капитальному ремонту.