Коллективная жалоба на руководителя: образец 2021
Из статьи вы узнаете:
Единый образец коллективной жалобы на руководителя нормативно не утвержден. Однако при составлении подобного документа обязательно нужно учитывать положения ФЗ №59 от 02.05.2006 года.
Образцы документов
Что такое жалоба и коллективная жалоба?
Понятие жалобы определено в упомянутом выше ФЗ №59 (ст. 4).
Например, обращение относительно неуважительного обращения к клиентам со стороны продавца можно направить на директора магазина. Жаловаться на воспитателя в связи с невыполнением им своих обязанностей относительно воспитания и обучения детей необходимо заведующему ДОУ или в районный отдел образования. Претензия на чиновника из соцзащиты может быть направлена начальнику подразделения, где работает сотрудник.
Однако граждане могут обращаться не только в индивидуальном порядке, но и подавать коллективные обращения. Это прописано в ст. 2 ФЗ №59.
Коллективные жалобы оформляются и рассматриваются в том же порядке, что и индивидуальные обращения. Однако, с практической точки зрения наличие претензии, автором которой выступил не один, а несколько человек всегда вызывает больший резонанс. И это вполне объяснимо, ведь подача коллективной жалобы свидетельствует о многократности и систематичности нарушений.
Когда можно пожаловаться на руководителя?
Действия или бездействие руководителя также может стать причиной подачи коллективной жалобы. Авторами претензии в таком случае становятся подчиненные – работники конкретного учреждения, заведения или предприятия. Не обязательно, чтобы обращение подписали все представители трудового коллектива. Для того, чтобы жалоба считалась коллективной, нужно, чтобы документ был подписан хотя бы двумя сотрудниками.
На самом деле, основания для составления и подачи кляузы на руководителя бывают самые разные. Однако если в роли жалобщиков выступают подчиненные, то логично, что причиной конфликта являются нарушения в сфере трудовых отношений.
Вот пример таких нарушений:
Конечно, это далеко не полный перечень возможных причин для подачи жалобы. Основанием для обращения могут послужить и другие факты, решения.
Куда жаловаться на руководителя?
Коллективные жалобы на руководителя можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние обращения адресованы вышестоящему руководству, внешние – уполномоченным государственным органам.
Рассмотрим конкретный пример:
В компании есть структурное подразделение – отдел по продажам. Начальник этого отдела регулярно позволял себе оскорблять подчиненных. Сотрудники решили написать коллективную жалобу и подать ее на рассмотрение генеральному директору компании. Последний провел внутреннее расследование и принял решение о лишении начальника-нарушителя премиальных выплат. В данной ситуации речь идет о внутренней коллективной жалобе, поскольку претензия рассматривалась исключительно внутри организации.
Внешние жалобы адресуются уполномоченным органам. Например, из-за регулярной недоплаты заработной платы работники завода решили пожаловаться на директора в прокуратуру. В этом случае обращение было направлено в другую организацию.
Вот перечень инстанций, куда может быть адресована коллективная жалоба на руководителя :
Кроме этого, для предотвращения трудового спора коллектив может подать заявление в профсоюзную организацию, при условии, что в компании создан и функционирует профсоюз.
Для разрешения трудового спора работники также вправе обращаться с заявлением в комиссию по трудовым спорам либо в суд. Судебная форма защиты нарушенных прав работника предусматривает подачу иска с требованиями относительно восстановления нарушенного права и выплаты материального и морального вреда. При этом, несмотря на то, что в России уже частично работает институт коллективного иска, механизм подачи и рассмотрения подобных претензий конкретно в сфере трудовых отношений пока еще в достаточной мере не урегулирован.
Что касается подачи жалоб в правоохранительные органы, то этот способ больше подходит для ситуаций, когда действия или бездействие руководителя могут содержать в себе состав преступления. В таких случаях правоохранительный орган будет инициировать проверку и возбуждение уголовного дела.
Как подать жалобу?
Для того чтобы подать коллективную жалобу на руководителя необходимо действовать в определенной последовательности.
Вот примерный алгоритм подачи обращения с претензиями:
Что касается способов подачи жалобы, то документ может быть вручен адресату лично или направлен почтовой корреспонденцией. В некоторых случаях жалоба может быть направлена с помощью электронных средств связи, например, через официальные сайты или онлайн-приемные государственного органа.
Как оформить жалобу?
Вам также будет интересно:
Коллективная жалоба подписывается авторами – работниками, которые жалуются на действия руководителя. Если в конце документа сложно уместить все подписи, подписать обращение может уполномоченный коллегами сотрудник, при этом добавив к документу приложение – лист с подписями и расшифровками подписей всех остальных жалобщиков.
Обращение нужно подготовить, как минимум, в двух экземплярах, одни из которых передается уполномоченному на рассмотрение обращения субъекту, а второй с отметкой о вручении остается у авторов документа.
Как описать суть претензии?
При составлении коллективной жалобы на руководителя важно, чтобы все работники, недовольные решением администрации, пришли к какой-то единой позиции. При этом оформлением обращения может заняться либо один уполномоченный сотрудник, либо определенная группа сотрудников.
В тексте обращения необходимо четко прописать, какие именно действия начальника стали основанием для обжалования, изложить все факты допущенных нарушений, а также выдвинуть конкретные претензии относительно защиты нарушенных прав и интересов.
В жалобе не обязательно ссылаться на конкретные нормы законодательства, перечислять, какие статьи законов были нарушены. Однако наличие в тексте ссылок на нормативно-правовые источники и законодательная аргументация – это дополнительная гарантия того, что уполномоченное лицо проведет более качественное рассмотрение полученной претензии.
Сроки рассмотрения коллективной жалобы
Коллективная претензия, направленная в госорган или в орган местного самоуправления, должна быть рассмотрена в течение 30 дней. Отсчет этого периода начинается с даты регистрации письменного обращения. В исключительных случаях допускается продление срока, но не более чем на 30 дней. Это предусмотрено ст. 12 ФЗ №59.
Что касается жалоб, направленных работниками вышестоящему руководству, то подобные обращения должны быть рассмотрены в разумный срок. Обычно разумным считается срок 10-15 рабочих дней.
Вам также будет интересно:
Последствия подачи жалобы на руководителя
Поданная коллективная жалоба должна быть рассмотрена уполномоченным субъектом. По результатам решения принимается обоснованное решение.
Если будет установлено, что руководитель действительно допустил неправомерное поведение в отношении своих подчиненных, то к нарушителю следует применить соответствующие меры влияния.
Характер негативных последствий напрямую зависит от сути совершенного проступка. Вышестоящее руководство может применить к начальнику-нарушителю дисциплинарное взыскание – замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию.
Если жалоба направлена в трудовую инспекцию, инспекторы проведут проверку поступившего сигнала. За результатами проверки руководителя могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, а также вручить предписание об устранении допущенных нарушений.
Если в действиях руководителя будет выявлено содержание преступления, то в таком случае возможно привлечение к уголовной ответственности (например, по ст. 145 УК РФ или по ст. 145.1 УК РФ).
Как работнику пожаловаться на работодателя
Сотруднице крупной компании – производителя потребительских товаров в течение полугода вынесли пять дисциплинарных взысканий, а потом уволили. Сотрудница посчитала, что работодатель просто решил избавиться от нее. Женщина пожаловалась в государственную инспекцию труда (ГИТ), Роспотребнадзор, прокуратуру и полицию. Каждая инстанция провела проверку, а компании пришлось неоднократно доказывать обоснованность своих действий.
Такие истории происходят все чаще, особенно в крупных организациях. Статья 46 Конституции гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав, в том числе трудовых. Если сотрудник решит, что работодатель поступил неправильно, он имеет право пожаловаться. И работодателю надо быть к этому готовым. Трудовой кодекс дает сотруднику два основных способа обжаловать действия работодателя. Первый – обратиться в ГИТ. Ведомство обязано изучить информацию и может инициировать внеплановую проверку. Второй вариант – обратиться с иском в суд – самому или через адвоката. Более 90% жалоб направляется в первые две инстанции – в ГИТ и суд. Но никто не запрещает пожаловаться и в любые другие инстанции – Роспотребнадзор, прокуратуру, полицию, санэпидемстанцию, профсоюз и т. п.
ГИТ – основная организация в сфере регулирования трудовых отношений, но ее полномочия ограничены. Инспекция проверяет жалобы в том числе на незаконное применение взысканий, нарушения выплаты зарплаты, несоответствие условий труда нормативам, непредоставление льгот, нарушения в оформлении документов. При этом ведомство не может напрямую привлечь компанию к ответственности, отменить взыскание, восстановить на работе и т. д. Инспекция только выносит предписание устранить нарушение. Уже потом в зависимости от развития ситуации возможно и судебное разбирательство.
Однако, если сама инспекция труда не имеет права проверить работодателя, она обязательно передаст информацию тем, кто имеет. Иногда для этого и жалоба не нужна. Если Фонд социального страхования, получив от компании данные по страховым взносам, увидит ошибки, то сообщит об этом в ГИТ. А инспекция уже придет в организацию с проверкой.
Суд же рассматривает индивидуальные трудовые споры, и именно туда надо жаловаться, например, на незаконное увольнение или дискриминацию при приеме на работу. Иск о незаконном увольнении можно подать в течение одного месяца с даты приказа об увольнения; по нарушениям – в течение трех месяцев, по зарплате – не позднее одного года.
Но жалоба – серьезное обвинение и официальный документ, поэтому и направлять ее надо письменно, указав фамилию, имя, отчество и контактные данные, изложив детали и приложив доказательства. Анонимки, отсутствие фактов, указывающих на нарушение, неподобающая лексика – повод детально не разбирать заявление, признав его обычной кляузой. Если же все сделано по правилам, у работников ГИТ и прокуратуры есть ровно один месяц на изучение и рассмотрение дела. В течение этого месяца они могут прийти в компанию с проверкой.
Серые зарплаты – отдельная категория жалоб. Если работодатель предлагает такую схему и сотрудник соглашается, сильно рискуют оба. Прежде всего, доказать неправильные выплаты будет трудно. Можно пожаловаться в налоговую инспекцию, которая проверит компанию, но виновным могут признать не только работодателя, но и самого работника, который знал о зарплате в конверте и сам не платил необходимые налоги.
Таким образом, всегда есть риск, что к работодателю нагрянет проверка на основании жалобы сотрудника. Обычно инспектора понимают, действительно ли допущено серьезное нарушение или сотрудники пожаловались из желания насолить. Но в любом случае они обязаны реагировать даже на заведомо необъективные жалобы, которые поступили сразу после проверки, прошедшей без единого замечания.
Можно ли подготовиться заранее? Полезными могут оказаться сайты ГИТ и онлайнинспекция.рф, где появляется информация о начатых проверках и наличии жалоб соответственно. Кроме того, информация может публиковаться на web-сайтах судов по месту регистрации компании и по месту жительства сотрудника. Это может выручить, если компания находится в состоянии конфликта с сотрудником и знает, от кого конкретно ожидать подвоха. Но обычно компания узнает о проверке, только получив уведомление, и даже не знает о жалобе. И так как закон и суды все чаще встают на сторону работника, мирно договориться с обиженным работником всегда разумнее, нежели дожидаться проверок и судебных тяжб.
Коллективная жалоба на руководителя: основания и правила подачи
Конфликты в коллективе возникают достаточно часто. Подчиненные могут выразить свое недовольство сложившейся ситуацией в виде коллективного обращения к руководству или в другой уполномоченный орган. Под коллективной жалобой подразумевается письменное заявление от имени всего коллектива организации или определенной его части, в котором они отражают имеющиеся нарушения со стороны руководства, а также выдвигают ряд требований.
Причины обращения сотрудников с жалобой могут заключаться в нарушении их трудовых прав, а также в возникновении межличностных конфликтов. Нарушение трудовых прав, как правило, заключается в следующем:
Внутренние конфликты между подчиненными и руководством также негативно отражаются на общем результате работы организации. В большинстве случаев такие ситуации не требуют вмешательства со стороны вышестоящего руководства, но иногда конфликт без принятия дополнительных мер решить не удается. Основаниями для написания коллективной жалобы могут послужить:
Все вышеперечисленные действия руководства могут выступать в качестве основания для подачи письменной жалобы одним работником, а также всем коллективом.
Правила и особенности составления коллективной жалобы
При составлении и индивидуальных, и коллективных обращений необходимо учитывать определенные особенности:
Форма обращения
Хотя коллективная жалоба и составляется в произвольной форме, но в документ потребуется включить все важные сведения:
Также к жалобе могут быть приложены фотографии или письменные показания свидетелей.
Куда подается
Жалоба на должностное лицо, нарушившее права работников, направляется вышестоящему руководству вплоть до собственника предприятия. Первичное обращение, как правило, всегда начинается со следующей иерархической ступени.
Если на этом этапе не были выполнены требования, указанные в обращении, то дальнейшим шагом будет обращение в такие органы:
После письменного обращения сотрудники трудовой инспекции отправляются на предприятие с проверкой. При выявлении нарушений выписывается ряд предписаний для их устранения, которые являются обязательными для выполнения.
Если результат проверки, проведенной представителями трудовой инспекции, коллектив не устроил, то они вправе обратиться с жалобой в прокуратуру. Также причиной обращения в органы прокуратуры часто становятся длительные задержки в выплате заработной платы, отказ работодателя в официальном оформлении трудовых отношений с сотрудниками.
Каждый сотрудник от своего имени подает исковое заявление о нарушении его прав руководителем. В таких случаях суд может объединить рассмотрение исков по наличию схожих обстоятельств.
Сроки рассмотрения обращения
Жалоба, поступившая в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента ее получения (п. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 №59-ФЗ). Срок отсчитывается с момента регистрации письменного обращения. В некоторых случаях срок рассмотрения жалобы может быть увеличен до 30 дней, о чем заявитель обязательно должен быть уведомлен.
В ответе на жалобу должно содержаться не только решение проблемы, но и сроки выполнения указанных требований. Если в требованиях, указанных в обращении, заявителям отказано, то такой ответ должен быть законодательно обоснован.
Последствия после подачи коллективной жалобы
Последствия для лица, которое нарушило права работников, зависят от того, куда была подана жалоба и от характера самих нарушений:
Необоснованное обращение не только не даст никаких результатов, но и негативно отразится на самих заявителях, так как такая жалоба может быть воспринята как клевета на руководство.
Жалоба на руководителя за хамское поведение — Образец, бланк 2021 года
В жизни нередко можно столкнутся с ситуацией, когда руководителем нарушаются права подчиненных. Наиболее часто такие действия встречаются среди руководителей департаментов и их подразделений.
К наиболее распространенным нарушениям можно отнести неформальные просьбы к подчиненным и их оскорбление. В этих обстоятельствах подчиненное лицо имеет полное право пожаловаться на начальника в надзорные ведомства, на которых возложена задача проверки деятельности учреждений. Наиболее эффективными жалобами считаются коллективные обращения.
Основания для подачи жалобы
Для направления жалобы на начальника нужны веские основания. Например, пожаловаться можно за ущемление достоинства гражданина или трудовых прав работающего лица. К трудовым правам работника относятся права, которые оговорены в трудовом договоре. Данные права отображены также в ТК РФ. Нарушение условий ТД со стороны начальника подразделения или руководителя предприятия может стать основанием для подачи жалобы.
Наиболее часто работники жалуются на следующие виды нарушений своих трудовых прав:
Часть перечисленных поводов для подачи жалобы относятся к прямым обязанностям работодателя, а вот некоторые – являются спорными. Например, жалобу на отсутствие повышения зарплаты или о не перемещении работника на более высокую вакансию, руководство предприятия может оспорить, обосновав это.
Таким образом, при направлении жалобы на начальника требуется предъявить весомые аргументы и доказательства. При этом, нарушение прав может иметь место не только по отношению к нарушению ТД или ТК РФ, но также к нарушению достоинства человека со стороны руководства.
Сюда можно отнести:
Такой перечень нарушений не относятся к нарушению трудовых прав работника, но также может стать основанием для подачи жалобы.
Куда пожаловаться на начальника за хамское поведение образец?
Вопрос о том, куда пожаловаться на нарушение прав со стороны руководства, не простой, и зависит от ситуации. Например, если права работника нарушает начальник подразделения, то на его действия можно пожаловаться руководителю предприятия. Если же разрешить конфликтную ситуацию внутри компании не удастся, то в этом варианте, понадобиться направить жалобу, или в вышестоящее головное предприятие или к государственным надзорным ведомствам. Например, ст. 28.4 КоАП РФ прямо предусматривает, что дела по ст. 5.61 относятся к полномочиям прокурора.
Можно также подать исковое заявление в суд, где оскорбленный человек сможет защитить свои права.
В любом варианте, наиболее важным моментом при подаче жалобы, является предъявление доказательств нарушения прав заявителя. Для этого можно предоставить аудиозаписи, фото и видео снимки. Можно предъявить показания свидетелей. Правда, при жалобе на начальника, не всегда можно рассчитывать на их показания.
Нормы, обеспечивающие защиту чести и достоинства человека регламентированы КоАП РФ, УК РФ и ГК РФ.
На основании названых нормативов, жалобу на начальника за его хамское поведение можно направить:
Как доказать наличие факта правонарушения?
Наиболее важной частью составленной жалобы является доказательственная база. Для доказательства нарушения прав работника начальником, работнику рекомендуется предъявить:
Обычно, оскорбления от начальника сопровождаются выражениями, унижающими честь и достоинство работника. И если это осуществляется неоднократно, то это рекомендуется записать на диктофон или смартфон и представить в качестве доказательства.
При наличии свидетельства письменного оскорбления требуется прикрепить такие письма.
Если при оскорблении присутствовали свидетели, то можно попросить их о предоставлении показаний. При этом, желательно, чтобы они подключились к оформлению жалобы и подписали ее. Коллективная жалоба обладает более эффективным действием.
О том, в каких случаях можно пожаловаться в трудовую инспекцию и какие доводы нужно привести, можно посмотреть видео
(Видео: «Жалоба в трудовую инспекцию»)
Как написать жалобу на начальника за хамское поведение, образец?
Прежде чем подавать жалобу на начальника подразделения в государственные ведомства, рекомендуется обратиться к директору фирмы. Такое обращение может быть более эффективным, так как руководитель вряд ли захочет выносить «сор из избы», и у него достаточно прав, чтобы «приструнить» нерадивого начальника, находившегося в его подчинении. Сложнее, конечно, если жалобу нужно подавать на неправомерные действия самого директора. Но и здесь рекомендуется вначале обращаться к руководителю головного предприятия, при наличии такового. И лишь, если жалоба не приводит к желаемому результату, можно подавать такое заявление в государственные надзорные ведомства.
Но независимо от того, куда будет направлена жалоба, правила ее написания одинаковы и должны соответствовать правилам оформления служебных писем, принятых в делопроизводстве с учетом п. 1 ст. 11 закона № 59-ФЗ 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений …».
При неправильно оформленном документе, инспекторы могут проигнорировать жалобу.
Как и любое служебное письмо жалобу нужно оформлять с заполнения «шапки», размещенной вверху правой стороны страницы, где указывается:
1) Адресат, куда подается письмо, с отображением:
2) Реквизиты подателя жалобы, с обозначением:
3) Ниже, по центу строки, заполняется заглавие составляемого документа «Жалоба на …»
4) Далее заполняется основной текст, где излагаются факты, с указанием причины предъявления претензии к начальнику. Здесь нужно отметить подробности нарушения прав сотрудников начальником с перечислением Ф.И.О. сотрудников, пострадавших от действий нерадивого начальника. При этом рекомендуется указывать даты совершения неправомерных действий начальником, желательно в хронологической последовательности.
5) В следующей части документа, после описания фактов нарушений, нужно заполнить требования по мерам воздействия на начальника. Их требуется выразить согласно законодательных норм. Например, дисциплинарного наказания или отстранения начальника от занимаемой должности. При этом, нужно приложить к жалобе, копии материалов, подтверждающих факты неправомерных действий.
В заключение, документ нужно подписать заявителю, с расшифровкой своей фамилии, и заполнить дату составленного заявления.
Содержание
Закон № 59 –ФЗ в п. ст. 4 предусматривает право обращения любого члена коллектива компании подавать жалобу в соответствующее ведомство для разрешения конфликта в компании. Специальных требований к оформлению такой жалобы нет. Такое письмо рекомендуется заполнять в 2-х экземплярах (один для адресата, другой остается у заявителя, с отметкой о регистрации жалобы).
В документе должна содержатся следующая информация:
Примечание. При заполнении жалобы рекомендуется использовать деловой тон текста, без применения эмоциональных выражений и оскорблений в адрес начальника, на которого жалуется заявитель. Письмо может быть написано вручную, разборчивым почерком, или напечатано.
Образец жалобы на начальника
Как правильно написать коллективную жалобу на руководителя?
Коллективной жалобой на руководителя считается письмо, составленное всем коллективом или группой сотрудников, работающих на данном предприятии. Коллективное заявление обладает большим весом. В этом варианте, меньше шансов на обвинение со стороны адресата, на которого жалуются заявители, в беспочвенных претензиях к начальнику.
Особенно, более остро реагируют на коллективные жалобы государственные структуры, проявляя повышенное внимание проверке фактов. Такие жалобы рассматриваются в первую очередь.
Порядок составления коллективной жалобы такой же, как и индивидуальной и отличается лишь некоторыми особенностями.
Отличие коллективной жалобы от индивидуальной состоит, в первую очередь, от порядка заполнения «шапки».
1) В данном варианте, при заполнении «шапки» отображаются Ф.И.О. и остальные реквизиты каждого подписанта документа или могут быть отображены реквизиты представителя группы заявителей, с обязательным подписанием документа в конце составленного заявления.
2) Следующим отличием является концовка жалобы, где должны быть отображены все подписи заявителей с расшифровкой их фамилий.
Примечание. Основной текст и требования коллективной жалобы аналогичны индивидуальной жалобе.
Содержание
Содержание коллективного заявления ничем не отличается от содержания индивидуальной жалобы и должно содержать следующие сведения:
Образец коллективной жалобы на руководству на начальника
Скачать
Способы и порядок отправления
После составления жалобы на начальника нередко возникает вопрос, как отправить письмо и куда его лучше отослать. Чаще всего жалобы на начальника направляются в вышестоящее головное предприятие, которому подчиняется директор. Если такой структуры нет, то в этом случае, жалобу можно отправить в Роспотребнадзор, в Трудовую инспекцию, в прокуратуру и в крайнем варианте в суд.
Подачу жалобы можно осуществить разными способами. Для большей наглядности возможные способы отсылки жалоб представлены в таблице.
Способы и порядок отправления
Сроки рассмотрения жалоб регламентируются законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Исходя из норм данного закона срок регистрирования жалобы не должен превышать 3-х дней.
Если жалоба направляется в головное предприятие, то для ответа на нее отводится до 7-ми дней с момента регистрирования письма.
При отсылке жалобы в региональные или федеральные ведомства на ответ отводится до 30-ти дней, с даты зарегистрированного заявления не зависимо от коллективной или индивидуальной жалобы.