5 вещей, которые надо знать, чтобы составить текст-рейтинг
Редактор «Трибуны» Артем Шмелев делится секретами составления актуального и интересного рейтинга.
1. Не бойтесь текстов-рейтингов
Рейтинги – это хорошо. Не бойтесь их внешней простоты. Думаете, что их можно написать на коленке за 20-30 минут? Почитайте, например, материал Ромы Сприкута 11 самых ярких примеров культурного недопонимания в НБА (почитайте, даже если вы как и я не понимаете почти ничего в баскетболе). Вы все еще считаете, что рейтинг – простая штука? Они волнуют и цепляют почти каждого.
В интернете больше рейтингов обсуждают только девушек и котиков. Глобальные рейтинги вроде «100 книг, которые должен прочесть каждый» или «20 сериалов, на которые стоит тратить свою жизнь» крупными изданиями составляются еженедельно. Если бы такие чарты никого не волновали, то новости о вручении очередного «Золотого мяча» Месси или невручении очередного «Оскара» Ди Каприо не собирали бы тысячи комментариев.
2. Изучите тему
Выше была ссылка на материал Романа. Там и тема мощная, конечно. Но даже простой рейтинг вроде «Пирло и еще 9 самых крутых бородатых футболистов» можно сделать интереснее. К простому перечислению фамилий можно добавить фотографии, к фотографиям – цитату футболиста о своей бороде. Можно найти фотографии, когда мужчины из вашего рейтинга были еще безбородыми. А если вы владеете фотошопом, бонусом пририсуйте бороду Пирло известным безбородым футболистам. Возможностей масса.
3. Не бойтесь субъективности
Рейтинг – это всегда вкусовщина. Чтобы эта вкусовщина стала хорошей, приводите аргументы. Если в вашем топе лучших тренеров года Карпин выше Моуринью, то убедите читателя, что это действительно так. Но и приготовьтесь к тому, что в комментарии придет читатель, которому ваш чарт не понравится. Это нормально. Если у вас нет чудовищных ляпов (например, в рейтинге бородатых футболистов вы вдруг забыли про Хаби Алонсо), то так должно и быть. Обратная связь – это здорово. Отличный пример – серия постов Василия Уткина про 20 лучших футболистов России. Субъективно? Да. Но каждую часть ждали, угадывали, кто будет в пятерке, а в комментариях составляли свои рейтинги.
4. Оформляйте красиво
Просто еще раз перечитайте Задание #0. Оформить профиль, блог, текст. Там очень много полезных вещей, про которые почему-то забывают. Пост должен радовать глаз. Например, не надо стесняться своей темы. Если вы делаете рейтинг «10 новых вратарей для «Барселоны», то и называйте его так. Более вероятно, что читатель откроет пост с таким названием, чем с «Мысли вслух о вратарских делах каталонцев».
5. Используйте картинки и сюжет
Самый субъективный пункт. Но это же тоже рейтинг. А мы уяснили, что вкусовщины в рейтингах бояться не нужно. Используйте в текстах-рейтингах картинки. Не нужно пугать читателя сплошным текстом. Буквы – это хорошо, но иногда бла-бла-бла из букв можно заменить одной яркой картинкой, которая расскажет больше. Используйте фотографии, гифки, карикатуры, видео по теме, чтобы читатель сохранялся на них.
Сочетание букв и картинок – это круто. Доказано букварем. Примеры постов-рейтингов с картинками: один, два, три. И про сюжет. Он увлекает и мотивирует прочитать пост до конца. Сюжет книги иногда заставляет вернуться к уже прочтенным страницам, сюжет фильма – пересмотреть кино еще раз. А сюжет текста-рейтинга может заставить вернуться, например, из пункта 10 в пункт 3, перечитать его еще раз. Мне нравится это.
Аналитические жанры современной журналистики
Видеоверсия лекции А. Назайкина » Аналитические жанры современной журналистики «
(готовится к публикации)
Текстовая версия лекции А. Назайкина » Аналитические жанры современной журналистики «
Аналитические жанры сконцентрированы на проникновении в суть явлений. Журналист анализирует собранную информацию, находит взаимосвязи различных фактов, обобщает, комментирует, дает оценку, делает выводы и прогнозы. Кроме мнения самого автора, в материал могут включаться мнения экспертов, участников событий и т.д.
При работе с материалами аналитических жанров используются анализ и синтез, методы дедукции и индукции.
Основные аналитические жанры – это:
Статья как жанр
Часто вообще любой материал в газете называют статьей. Однако это отдельный жанр, имеющий определенные характеристики. Так, статья, как правило, посвящена анализу какого-либо явления, конфликта, процесса или события. В таком материале выявляются скрытые факты, обнаруживаются первопричины, оценивается значимость происходящего, привлекается внимание аудитории к определенным темам или персонам.
Статьи могут быть различных типов:
Обзорная статья как жанр
Обзорная статья обычно посвящается рассмотрению новинок на общем или каком-либо отдельном рынке. Речь может идти и о новых политических партиях, и о новых товарах, и о новых видах товаров, и т.д.
Проблемная статья как жанр
Проблемная статья посвящена изучению какого-либо конфликта, сложной и, часто, противоречивой ситуации. В ходе работы над таким материалом журналист тщательно собирает информацию, исследует происходящее, делает выводы. Он описывает и оценивает саму проблему, выясняет причины ее возникновения, предлагает путь или варианты путей ее решения.
Проблемная статья, как правило, затрагивает серьезные, общественно значимые темы. Широкое распространение получил такой подтип проблемной статьи, как «случай из жизни». В таком материале описывается положительный опыт использования решения какой-либо проблемы.
Полемическая статья как жанр
В полемической статье автором ведется дискуссия с определенным оппонентом, высказавшим свое мнение ранее. В лице оппонента может выступать и физическое лицо, и организация.
В полемической статье автор обосновывает свою собственную позицию по спорному вопросу, а также опровергает аргументы своего оппонента.
В начале статьи автор формулирует свою основную мысль, далее приводит в ее пользу свои доводы. Они должны быть и понятны аудитории, и действительно доказательны.
Часто к полемическим статья прибегают накануне крупных политических событий (выборов, референдумов), во время обсуждения новых законов, поправок к ним, и т.д.
Аудитория всегда с особым интересом читает полемические статьи, т.к. в них присутствует драматизм, чувствуется накал страстей. К тому же такой материал, представляющий две разные позиции, дает более объективный взгляд на событие. Как известно, «в споре рождается истина».
Занимательная статья как жанр
Один из типов статей отличается более легким стилем, более простой для понимания информацией. Это занимательная статья, которая информирует аудиторию, увлекая ее с помощью элементов развлечения.
В таких статьях используется юмор, смешные истории, высказывания типа «хотели как лучше, а получилось как всегда» и т.д. Однако при этом сама тема статьи, анализ ситуации остаются вполне серьезными.
Статья-мнение как жанр
Статья-мнение – это материал, подготавливаемый вне редакции, обычно сотрудником какой-либо компании или организации. Он выступает в роли эксперта в соответствующей области. Профессиональный подход, глубокое знание предмета всегда важно для редакторов СМИ.
В такой статье очень важно удержаться от излишних упоминаний своей собственной «фирмы». Иначе материал может приобрести характер рекламного, что сразу снизит его привлекательность в глазах редактора. Он будет раздраженно удалять лишнюю, с его точки зрения, рекламну ю и нформацию или может вообще отклонить материал.
В такой статье лучше всего сконцентрироваться не на своем товаре, не на своей компании, технологии и т.д., а на какой-то важной для всех проблеме, обсудить спорные подходы, предложить обоснованный, но ранее никем не предлагаемый выход.
Статьи-мнения могут печатать на специальных местах, отделенных от обычного редакционного пространства. Также они могут сопровождаться особой рубрикой.
При подготовке статьи-мнения копирайтеру стоит заранее узнать у редактора, мнение на какую тему его сейчас больше всего интересует.
Авторская статья как жанр
Авторская статья может быть написана и самой авторитетной персоной. Но, как правило, у людей высшего эшелона экономики (политики, культуры и т.д.) не хватает ни времени, ни профессиональных журналистских навыков.
Существенно повлиять на успешность статьи любого типа может то, каким образом выстраивалась статья, какие аргументы использовались.
В статье всегда стоит посмотреть на проблему с нескольких различных точек зрения. Не следует забывать про данные статистики. Статья – это тот жанр, где цифры более чем уместны.
Усилит впечатление от чтения статьи цитирование конкретных документов и мнений авторитетных персон (пусть даже и спорных).
Все факты в статье должны быть точны, понятны, однозначны, проверены.
Все типы статей требуют соблюдения строгой логики. Факты, мнения, размышления должны следовать одной главной мысли и дополнять, подкреплять друг друга.
Как и большинство письменных текстов, крепкая статья имеет жесткую структуру: введение (обосновывается интерес к конкретной теме), основная часть (анализ ситуации), заключение (выводы, варианты развития ситуации, предложения по выходу из затруднительного положения).
Журналистское расследование как жанр
Журналистское расследование – синтетический жанр, включающий в себя элементы и корреспонденции, и репортажа, и статьи. Объектом журналистского расследования всегда становится общественно значимая тема. Целью – определение причин и виновников сложившейся ситуации, нахождение решения, которое позволило бы впредь избегать подобных событий.
Благодаря четкой позиции автора, его непосредственному участию в деле аудитория втягивается в расследование, сопереживает, становится как бы со-расследователем загадочной или «темной» истории. Читатель или зритель «вместе» с журналистом опрашивает свидетелей, изучает документы, собирает улики, сопоставляет факты, уличает «плохих» героев, противостоит тем, кто хотел бы «замять» дело и т.д.
Версия как жанр
Версия – это предположение развития событий, имитация ситуации, которая, возможно, имела место. Материал такого рода разрабатывается при недостаточности фактов, доказательств и аргументов. В связи с этим версия не может содержать категоричных выводов, описывать что-либо как действительно имевшее место быть.
Целью создания версии обычно является знакомство аудитории с промежуточными итогами какого-либо процесса, а также прогнозирование развития ситуации.
В версии приводятся факты, размышления автора, на основе которых аудитория может согласиться с позицией журналиста, а может сделать и свои собственные выводы.
Часто версия может быть продолжением заметки, корреспонденции, статьи, а также первой публикации в цикле статей или материалов журналистского расследования.
Иногда версия – это всего лишь способ получения дополнительной информации. Журналист может добыть ее, исходя из реакции героев после публикации версии, а также из источников, о существовании которых он раньше мог даже и не задумываться.
Обозрение как жанр
Обозрение – это, во-первых, наблюдение за событиями, происходящими в общественной жизни, и, во-вторых, обдумывание, анализ сути этих событий с последующим подытоживанием полученных результатов. Обычно обозреваются вопросы политики, экономики, социальной жизни и т.д.
В материалах данного жанра ярко проявляется позиция журналиста. Важной приметой обозрения является его периодичность. Обозревается что-либо имевшее место быть в течение какого-либо времени. Соответственно, и обозрения будут ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежегодными. Конечно, чем больше временной охват, тем более серьезны, глобальны обозреваемые события или процессы.
Обозрению свойственно использование выразительных деталей. В этом жанре не так часто, как в статье, используются логические доводы. Журналист в данном случае больше наблюдатель, чем аналитик.
«Младшим братом» обозрения является обзор СМИ – наблюдение, анализ и комментарий событий, описываемых наиболее популярными или авторитетными газетами или журналами. Обзоры могут быть новостными (рассказывать о событиях, которым уделило внимание то или иное СМИ), тематическими (посвященными одной теме, например, политике, автомобилям и т.д.), анонсирующими (раскрывающими темы будущих номеров).
Первоначально обзоры СМИ составлялис ь у чеными, исследующими влияние прессы на жизнь общества. Но оказалось, что такие обзоры весьма востребованы и рядовой аудиторией, которой необходим квалифицированный лоцман в огромном море информации. Обозреватель может вынести суровый вердикт той или иной публикации (или даже отдельному СМИ), не советуя аудитории материал для чтения, и наоборот: всячески рекомендуя ознакомиться с той или иной информацией. Также людям хочется знать, что пишется или рассказывается в тех СМИ, которые они не используют обычно или в какой-то момент.
Обзор может представлять аудитории и новые, только появившиеся на рынке СМИ.
Рекомендация как жанр
Рекомендация (совет) – это материал, в котором рассказывается, каким образом можно решить те или иные проблемы, задачи. В таких текстах могут быть представлены развернутые инструкции, предписания. Они обосновываются автором. Журналист объясняет, что, как и почему действует или используется. В таком материале могут быть представлены варианты по достижению каких-либо целей.
Рекомендация может выступать в форме консультации.
Нередко сотрудники компании по договоренности с редакций ведут в изданиях рекомендательные или консультационные колонки, посвященные определенным вопросам (правовым, экономическим, медицинским и т.д.).
Комментарий как жанр
Комментарий может быть как составной частью других развернутых материалов (репортажа, статьи, интервью), так и самостоятельным текстом.
Комментарий – это текст, в котором автор выражает свое отношение к происходящим событиям путем их оценки и анализа. Также в таком материале может иметь место прогнозирование дальнейшего развития ситуации.
События для комментария должны быть актуальны и общественно значимы. Комментироваться могут не только прошедшие или происходящие события, но и будущие.
Начинается комментарий с изложения предмета обсуждения, т.к. не все читатели (зрители, слушатели) могут быть в курсе даже самых громких событий. Далее автор, как правило, излагает свой взгляд и аргументы в его поддержку. В конце подводится итог сказанному, делается логичный вывод.
Рецензия как жанр
Слово «рецензия» происходит от латинского « recensio », что означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Сегодня под рецензией понимают, прежде всего, оценку научных и художественных произведений. Таким образом, предметом такого материала будут не непосредственные события, факты, как это бывает в заметках или комментариях, а вторичные источники информации (публикации, передачи, книги, спектакли и т.д.)
Цель рецензии – помощь: как создателю произведения, нуждающемуся в сторонней оценке своего творчества, так и аудитории, желающей иметь представление о ценности произведения.
В зависимости от аудитории, рецензентом используется профессиональная или общеупотребимая лексика.
Рецензия не является серьезным, детальным исследованием. В таком материале дается оценка, без глубокого анализа. Монорецензии посвящены одному произведению, рассматриваемому в сравнении с уже известными произведениями. В полирецензиях разбираются несколько (еще неизвестных или малоизвестных аудитории) произведений, которые часто сравниваются друг с другом.
На практике в средствах массовой информации присутствуют рецензии как большие (гранд-рецензии), так и маленькие (мини-рецензии). Публикация больших, развернутых рецензий более свойственна специализированным СМИ.
Рецензия – это не пересказ произведения, а совокупность авторских мыслей по поводу его содержания, сюжета, драматургии, лексики и т.д.
Для рецензии выбирается общественно значимый источник информации. Ведь, например, оценка никому не интересной передачи также будет никому не интересной.
Важнейшая задача автора – обнаружить в рецензируемо м п роизведении то, что может не заметить непосвященная аудитория. Соответственно, рецензент должен разбираться в вопросах, затрагиваемых в материале.
Рецензия может быть как положительной или отрицательной, так и нейтральной. Она может носить субъективный характер, предопределенный конкретным авторством. Также рецензия может претендовать и на достаточно высокий уровень объективности, если она подготавливалась коллективом авторитетных специалистов в соответствующей области. Главное, чтобы рецензия обслуживала интересы аудитории, а не автора, прибегающего к «метанию критических стрел» ради самовыражения.
Социологическое резюме как жанр
Социологическое резюме – это материал, в котором содержится краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований. Журналист берет из большой работы только то, что считает самым важным для своей аудитории, и излагает так, как, на его взгляд, это наиболее удобно, понятно аудитории.
Автор резюме анализирует и комментирует приводимую информацию, делает из нее свои собственные выводы. Факты, цитаты могут приводиться не в том порядке, как они расположены в первичном документе, а следуя логике автора.
Мониторинг как жанр
Мониторинг – это наблюдение за каким-либо событием с систематическим анализом протекающего процесса. Обычно в таком материале измеряются, изучаются, сравниваются какие-либо характеристики, параметры.
Мониторинг дает возможность показать определенный срез какого-либо явления, процесса и на основании полученных данных сделать выводы.
В ходе мониторинга часто применяются статистические данные. Авторы, стремясь определить количественные показатели того или иного явления, часто прибегают к контент-анализу документов, СМИ.
Для ведения мониторинга необходимо обладать определенными знаниями в области социологии.
Поскольку мониторинг является достаточно трудоемким и требующим специальной подготовки видом исследования действительности, то квалифицированно проводить его могут, разумеется, прежде всего, социологи. Тем не менее, и журналисты также принимают участие в таких исследованиях. Но прежде всего при подготовке мониторинга для своего СМИ им приходится выполнять редакторские функции.
Рейтинг как жанр
Слово рейтинг происходит от английского « rating », что означает «оценка, классификация». В современном отечественном понимании, рейтинг – это ранжирование (построение иерархии) сходных явлений, организаций, персон. Чем выше показатель какой-либо характеристики участника рейтинга, тем более высокое место в нем он занимает.
Сегодня рейтинги используются практически во всех сферах жизни. Есть рейтинги спортсменов, политиков, бизнесменов и т.д.
Рейтинги весьма популярны у аудитории, т.к. являются определенными ориентирами в окружающей жизни. С помощью рейтингов можно понять, кто является лидером, а кто – аудтсайдером, кто надежен, а кто – нет, кто поставляет дорогие, а кто – дешевые продукты и т.д.
Составление и ведение своего собственного рейтинга – достаточно простой способ попасть в СМИ. Следует только помнить, что к составлению рейтингов нужно подходить с особой тщательностью, так как за их публикацией и содержанием следит не только рядовая аудитория СМИ, но и «участники забега». Спорные, не внушающие доверия рейтинги никому не будут интересны. Лучшие рейтинги всегда претендуют на определенную объективность и составляются на основе опросов авторитетных специалистов или представителей известных компаний или организаций.
Письмо как жанр
В отличие от статей, заметок, репортажей и т.д., более легкая для публикации форма – это письмо в газету или журнал. СМИ печатают читательские письма, чтобы представить разнообразие мнений о происходящих в обществе событиях, а также чтобы придать изданию более свежий, непосредственный вид и дать почувствовать читателям их собственную значимость.
В письме автор, как правило, обращается непосредственно к своему адресату, называет его, определяя таким образом и заинтересованную в материале аудиторию. В качестве адресата может выступать и конкретная персона, и организация, и некая социальная группа.
Обычно в письме присутствует конфликтная ситуация, что обеспечивает дополнительный интерес аудитории.
Поводами для написания письма часто являются публичные вызовы, просьбы, требования, предложения, одобрения, обвинения, порицания, указания на проблему и т.д.
Нередко письмо – это реакция на только что опубликованный материал.
Хорошее письмо всегда убедительно либо за счет приведения достоверных деталей, либо «убийственных» аргументов. К письму можно приложить фотографию или даже видеоролик, если такой материал будет действительно полезен и уместен.
Часто письмо носит личностный, откровенный авторски й о тпечаток, в связи с чем вызывает особое доверие адресатов.
Темы для писем можно найти, изучив издание: его текущую тематику, анонсу, другие письма читателей. Стоит попытаться оперативно откликнуться и на актуальную в данный момент в обществе тему.
Письмо может быть по любому подходящему поводу. Для автора, если он представляет какую-либо компанию, важно только, чтобы издание не встало к нему в оппозицию, не устроило с компанией дискуссию, призвав на свою сторону остальных читателей.
Не следует относиться к письму в редакцию легкомысленно. Его читает та же аудитория, что и редакторскую колонку, новости, биржевую статью и т.д.
Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…
Виды и жанры в журналистике с описанием и примерами
Рассмотрим все основные виды и жанры журналистики.
Для каждого дам определение и в качестве дополнения предоставлю несколько интересных примеров.
Вся классификация будет идти по Тертычному.
Что такое жанр
Если к примеру, мы видим, что стоит жанр роман, то понимаем, что тут будет достаточно большой объем произведения. Там скорее всего будут какие-то приключения и насыщенный сюжет.
Если видим, что стоит семейная сага, то понимаем, что будет идти повествование о жизни какой-нибудь семьи. Будет много сюжетных линий. Если это комедия, то мы будем готовы к различным смешным поворотам.
То есть сам жанр дает нам какую-то наводку, что следует ожидать от данного произведения.
Жанр — это также и инструмент (форма произведения). Причем они могут смешиваться. И на самом деле в чистом виде существуют очень редко. Гораздо сложнее найти в чистом виде репортаж или заметку, нежели определенное смешение (гибрид).
Но чтобы смешивать жанр, мы должны владеть каждым из них в чистом виде. Только после этого можно экспериментировать.
Жанры в этом смысле еще дают возможность оценивать произведения не с точки зрения художественно-литературной ценности, а объективно. То есть наличия в нем определенных признаков.
К примеру, если будем дальше писать заметки, то мы выработаем ряд признаков, по которым этот жанр будет оцениваться.
Таким образом, мы вырабатываем критерий оценки произведения. Ведь оценивать литературный труд по типу нравится или нет является очень неблагодарным делом.
Система жанров или виды журналистики
Ниже можно увидеть классическую систему жанров или основные виды журналистики:
Каждый из видов имеет свои определенные жанры. Ниже мы их рассмотрим.
Информационные жанры журналистики
В информационных жанрах журналистики мы даем только информацию. Мы не делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто о нем рассказываем.
Заметка
Заметка — это небольшое информационное сообщение, которое содержит обычную новость. Жанр состоит из заголовка, лида и текста.
Заголовок может содержать главную мысль заметки. Лид — это подзаголовок. Он содержит краткое описание основного текста заметки. Отвечаем на вопросы: что, где и когда. При создании основного текста отвечаем на те же вопросы, но уже подробно.
Информационная корреспонденция
Информационная корреспонденция представляет собой предмет, явление, единичное событие или действие. Она может включать в себя фактологическое описание предмета (что, где, когда). А также некоторые элементы оценки автора, предписания или прогноза.
Ее целью является сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.
По сути корреспонденция близка к репортажу, но таковым никогда не является. Ведь автор никогда не присутствует на месте события. В тексте это чувствуется.
Репортаж
Жанр репортаж возникает в результате развернутого применения метода наблюдения и тщательной фиксации в ее результатах.
Автор данного жанра всегда пытается создать эффект присутствия путем описания каких-то деталей, настроений, обстановки и так далее. Когда читаем репортаж, то создается впечатление, что мы находимся в гуще события.
Информационный отчет
Информационный отчет отличается сухостью подачи информации. Часто используется канцеляризм. У этого жанра всегда специфический предмет.
Обычно это событие, которое совершается в форме обмена информации. Например, конференции, заседания, собрания или семинары.
Если мы видим сухое описание какого-то заседания или конференции, то сразу понимаем, что это информационный отчет.
Информационное интервью
Интервью сформировано в стиле вопрос-ответ. В самом материале всегда заложен информационный повод. То есть из-за чего разговаривают именно с этим человеком.
Видно, что под заголовком сначала идет информационный повод, затем вопрос и ответ на него.
Блиц-опрос
По методу получения информации блиц-опрос немного похож на интервью. Отличие лишь в том, что в интервью много вопросов задают одному человеку. А в блиц-опросе многим людям задают один и тот же вопрос.
Такой опрос обычно сопровождается фотографиями тех, кого опрашивают. Информация посвящена какой-то определенной теме. Обычная привязка тоже идет по информационному поводу.
Тут опрашивают людей разного пола, профессий и возраста. Собственно, это в опросе и сообщается.
Некролог
Аналитические жанры журналистики
В аналитических жанрах журналистики автор может проявить себя. Он старается дать оценку тем или иным событиям, с чем-то их сравнить и сделать определенные выводы.
Аналитическое интервью
Аналитическое интервью содержит в себе анализ факта и отвечает на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и так далее.
Роль автора заключается в том, чтобы своими вопросами задать направление анализа, которое осуществляет интервьюируемое лицо.
В примере сначала вводится социально-значимая проблема после чего задается тон анализу. Затем идет само интервью. Оно посвящено не столько информационному поводу, сколько мнению эксперта в заявленной проблеме.
Рецензия
Рецензия содержит критический отзыв о произведениях художественной литературы, науки, искусства и так далее.
Целью является не просто осветить данное информационное явление. Нужно проанализировать его значение или культуру в той среды, для которой оно вышло. Это может быть спектакль, фильм и так далее.
В примере заявляется, что будет анализироваться и кто будет анализировать. А дальше идет анализ (рецензия).
Статья
Статья является главным аналитическим жанром. Здесь наблюдается глубинный анализ актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.
Аналитика предмета создана так чтобы читатели смогли и дальше размышлять над интересующими ими вопросами.
Аналитический отчет
Предметами использования аналитического отчета являются различные доклады, конференции, собрания и так далее. Здесь показывается взаимосвязь выводов, оценок в речах выступающих и выносится оценка выступления участников мероприятия.
Это своего рода отчет-объяснение или оценка причин, проблемы или какого-то процесса.
Комментарий
С помощью комментария можно выражать свое отношение к различным событиям, создавать связанные с ним проблемы и задачи.
В таком жанре журналистики всегда присутствует анализ какого-то явления, уделяется большое внимание на главные факты, дается их оценка и прогноз события. Обязательно должен присутствовать вывод.
Аналитическая корреспонденция
Аналитическая корреспонденция выясняет причины события или явления. Определяет их ценность, дает прогноз развития и так далее.
Первоисточником сообщения является автор. Главным предметом данного жанра выступает один самый важный факт события. А остальные более мелкие детали являются лишь дополнительным материалом для освещения.
Журналистское расследование
Журналистское расследование включает в себя элементы статьи, корреспонденции и репортажа. Предметом выступает общественно значимая тема.
Определяются причины и виновники данного события. Идет поиск решения проблемы. Автор принимает непосредственное участие в расследовании. Благодаря этому его аудитория тоже находится в центре истории.
Выявляется сопоставление фактов, изучаются улики, идет поиск виновных и так далее.
Аналитический опрос
Аналитический опрос очень схож с информационным в виде ответа на вопрос. Единственное, в данном жанре присутствуют элементы аналитики. Ведь автор задает еще и такие вопросы, как: в чем причина, как это объяснить, почему и так далее.
Очень часто такой жанр используется в общественно-политических и деловых изданиях.
Беседа
Беседа схожа с интервью. Отличием является то, что автор не только может задавать вопросы, но и сам выстраивать содержание будущего текста. Данный жанр хорошо использовать, когда тема не сразу может поддаваться истолкованию.
Социологическое резюме
В социологическом резюме публикуются краткие итоги различных соц-исследований. Автор может комментировать эти данные исследований и публиковать их в разной последовательности.
Анкета
Анкета очень хорошо помогает журналистам в сборе разнообразной информации. При анкетировании задается много вопросов для широкого круга людей. В результате возникает своеобразная публикация с определенными чертами.
Мониторинг
Мониторинг — это отслеживание какого-то явления и замер определенных его параметров. Предметом являются конкретные характеристики данного явления.
Рейтинг
В рейтинге предоставляется ранжирование схожих явлений по определенному признаку. Проводится аналогия и сравнение предметов.
Данный жанр очень часто используется в различных сферах деятельности. Это может быть рейтинг политиков, бизнес-компаний, спортсменов, музыкантов и так далее.
Обозрение
В обозрении наглядно освещаются мысли обозревателя и общественных событий. Обозреватель формирует интерес у своей аудитории, рассказывает ей о различных событиях.
В этом жанре происходит наблюдение за определенными событиями с последующим их анализом.
Обзор СМИ
В обзорах СМИ изучают информацию и подводят итоги по различным литературным публикациям, теле и радио программ. Могут рассматриваться темы, обсуждаемые прессой. Автор может информировать о том, что публикуют другие издания.
Прогноз
В прогнозе дается суждения автора о том, что будет в будущем в тех или иных явлениях. В качестве авторов тут в основном выступает не журналист, а различные эксперты, ученые и специалисты.
Версия
Версия состоит из неполных доказательств. Здесь нет конкретных выводов. Наблюдается лишь метод исследования в виде домыслов и вымыслов.
Эксперимент
Эксперимент в журналистике проводится по любому поводу. Здесь речь идет об специально организованной журналистом предметно-практической ситуации.
Письмо
Письмо в СМИ — это более простая форма публикации. Иногда издания публикуют читательские письма чтобы разнообразить материал.
Так появляются различные мнения об определенных ситуациях. К тому же это помогает читателям ощутить свой вклад в развитие самого издания.
Письма читателей могут быть адресованы конкретным личностям, группам или населению страны.
Исповедь
Предметом исповеди является внутренний мир автора. Здесь он объясняет какой-то поступок, делится своим опытом, дает примеры для преодоления беды.
Рекомендация (совет)
Рекомендация (совет) — эта информация, в которой содержатся способы решения определенных задач. Как правило, такой жанр журналистики публикуется в виде инструкции. Здесь автор объясняет почему нужно сделать так и что это даст.
Аналитический пресс-релиз
В аналитическом пресс-релизе рассказываются о достоинствах какой-нибудь компании или специалиста. Анализируются качества и достоинства для общественной аудитории.
Иногда приводятся различные доказательства того, что эта компания успешно может решить определенные проблемы общества. В качества аргументов приводятся примеры успешной деятельности.
Художественно-публицистические жанры журналистики
В художественно-публицистических жанрах журналистики тексты отличаются тем, что в них есть больше средств выразительности. Мы уже не стремимся только дать информацию. Мы можем облечь ее в какую-то красивую форму:
Очерк
Очерк считается королем художественно-публицистических жанров. С точки зрения подготовки и написания, это самый сложный жанр.
В основе очерка лежит репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало.
Причем развернутость этого репортажного начала воспринимается, как преобладание художественного метода. В то время упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода.
Портретный очерк
Предметом портретного очерка выступает личность. Причем характер героя дается в каких-то нетривиальных ситуациях. Фишкой является показать обычного человека при необычных обстоятельствах.
В примере сначала идет информационный повод. Затем идет описание. В нем описываются различные ситуации, где высвечиваются личностные качества героя. Доброта, помощь и так далее.
В этом и суть портретного очерка. Показать, как обычный человек меняет судьбы других.
Проблемный очерк
Предметом отображения проблемного очерка выступает проблемная ситуация. В аналитических жанрах это тоже встречается. Поэтому такой очерк часто путают со статьей.
Развитие проблемы в очерке никогда не предстает в голом виде. То есть не показывают через какие-то статистические данные, комментариев экспертов, диаграммы, отчеты и так далее.
Проблемная ситуация в таком очерке представлена через ряд образов, которые связаны между собой. Это может быть определенный человек в проблемной ситуации. Через него и показывается развитие этой ситуации. Пытаются найти пути решения этой ситуации.
Путевой очерк
Путевой очерк близок к тревел-журналистике (путешествия). В основе лежит какой-то авантюрный сюжет или необычное приключение. Здесь идет описание путешествия, поездки или командировки.
Эссе является спорным жанром. Ведь в нем преобладают аналитические и публицистические признаки. Поэтому его могут определить либо к художественно-публицистическим жанрам, либо к аналитическим.
В примере идет создание тщательно проработанного образа.
Колонка
Многие колонку к жанру не относят. Они считают, что это просто место на полосе. Да, это треть страницы вертикально расположенного материала под одним авторством. Считается, что внутри этой полосы может находиться любой жанр.
Но некоторые считают, что это все же отдельный жанр. В это место как-правило, публикует один и тот же человек. Вот он и является этим жанрообразующим признаком.
Фельетон
В фельетоне осмеивалось определенное зло. Жанр не совсем популярный и очень сложный. Многие фельетонисты допускают здесь ошибки. Нужно стараться писать ясным и понятным языком для читателя. Иначе такие публикации останутся просто незамеченными.
Часто авторы используют сатирические и юмористические методы изложения материала.
Памфлет
В памфлете идет осмеяние различных человеческих пороков и унижение злого героя. Как правило, это маленькая информация политического характера. То есть высмеивают различных политиков и чиновников.
Пародия
Пародия — это подражание или имитация кого-то. Например, высмеивание и имитация действий определенного человека. Может высмеиваться творческая манера определенных артистов, поведение некоторых политиков и так далее.
Сатирический комментарий
В сатирическом комментарии идет высмеивание того феномена, который привлек автора. Очень часто высмеиваются различные нелепые действия чиновников, политиков или звезд. Как правило, их действия могут вызывать общественный резонанс.
Также может быть и информационный повод. Например, обсуждение высказываний людей. Сначала публикуется высказывание какого-то человека, а потом идет комментарий автора о данной информации.
Житейская история
Отличие от мини-истории состоит в том, что здесь присутствует полнота и насыщенность информации. Здесь описываются различные истории из жизни людей. Например, их поступки или определенные ситуации.
В главной роли тут находится фантазия автора. Она рождает несуществующие ситуации и доводит их до реально возможных. Например, часто используются неожиданные повороты событий героя.
Легенда
В легенде используется вымысел. Но она также может содержать и реальный исторический факт. Легенда может привязываться к определенному месту, личности или событию.
Эпитафия
Теперь вы знаете, какие бывают виды и основные жанры в журналистике. Также мы рассмотрели их описание и примеры.