Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
Как писать по пресс-релизу
Мы уже писали о том, что такое пресс-релиз. Еще его называют «релиз». Это сообщение, подготовленное для прессы, для журналистов, то есть для нас с вами, пишущих людей.
Каждый день журналист получает большое количество таких пресс-релизов, это важный источник информации. И первое о чём мы хотим вас предупредить — вы должны быть уверены, что релиз пришел к вам действительно от представителя той или иной организации, так как могут быть шутники и разные злоумышленники. Будет хорошо, если вы будете знать электронный адрес пресс-секретаря этой организации. Еще лучше, если пресс-релиз пришел с корпоративного электронного адреса, например, такого вида — press@kremlin.ru или admin@minzdrav.ru.
Рассмотрим несколько вариантов вашей возможной работы с пресс-релизами:
• Допустим, вы работаете в редакции газеты или интернет-портала. На электронный адрес редакции или ваш личный e-mail поступают пресс-релизы из госорганов, частных и общественных организаций. В них сообщаются новости, а иногда вас приглашают на мероприятия.
• Или, например, вы работаете внештатно, пишете сразу для нескольких изданий и сами запрашиваете получение пресс-релизов в различных организациях. Для этого достаточно написать им электронное письмо, в котором представиться и попросить присылать информацию. После этого вы будете регулярно получать релизы.
• Вы пишите статьи по заказу для сайтов? Пресс-релизы могут быть полезны и в этом случае. Информация при этом используется в основном для дополнения к вашим материалам (например, статистика, новостной повод, предыстория и т.д.).
Напоминаем: в идеале вы не должны писать материал только по пресс-релизу, потому что вы получаете эту информацию от заинтересованного источника, который подаёт события однобоко, с выгодной для себя позиции.
Рассмотрим простой пример: Городская администрация присылает вам сообщение, в котором говорится о переносе рынка на новое место. Подаётся это исключительно с позитивной стороны, отмечаются только плюсы: новый рынок более комфортабельный, на нем в отличие от старого соблюдаются все санитарные условия, а предприниматели, якобы, счастливы и с воодушевлением пакуют вещи.
Если вы напишите статью только по этому пресс-релизу, то материал, возможно, получится не соответствующий действительности. Надо съездить на старый и новый рынки, сделать фотографии, поговорить с предпринимателями и торговцами. Скорее всего, вам откроется совсем иная картина. Допустим, окажется, что переселяют их принудительно, на новом рынке нет приемлемых условий, а аренда на новом месте выше почти в два раза. Если копнуть еще глубже, то может оказаться, что вся эта инициатива делается исключительно в интересах хозяина нового рынка.
В этом случае вам нужно изложить позиции всех сторон (минимум двух противоположных) – госслужащих, администрации двух рынков, торговцев и собственников магазинов, потенциальных покупателей.
Но на практике звонки, а тем более поездки отнимают слишком много времени и нервов. Порой журналисты пишут только по пресс-релизу, плюс собственное мнение, плюс что-то знают по этой теме, плюс нашли какую-то информацию в интернете. Мы считаем, что это не идеальный вариант, но вполне допустимый.
Стройте с пресс-службами долговременные доверительные отношения – пишите правду, не передергивайте факты, а критика возможна, но в меру.
Давайте пройдемся непосредственно по пресс-релизу. Прочитайте его. Выделите главное событие, главную мысль. Например: «открытие нового рынка», «повышаются пенсии» или «наградили архитектора». Теперь выберите ключевые слова, например, в случае с архитектором – премия, награда, деньги, приз, мэр, заслуги. Придумайте заголовок, оперируя ключевыми словами. А главную мысль вынесите в подзаголовок или лид.
Например: «Новый рынок – подарок или наказание» (для газеты это длинный заголовок, желательно более короткий, но за неимением лучшего вполне подойдет). В лиде пишем – «Администрация города такого-то переносит центральный рынок на улицу такую-то. Большинство предпринимателей воспринимают эту инициативу настороженно».
Далее не копируем весь текст пресс-релиза в свой материал, а лишь берем наиболее интересные мысли, цифры, цитаты. Задайте себе вопросы: «писал/писала ли я на эту тему ранее?», «что об этом писали коллеги?», «что можно об этом можно найти в интернете?», «кто может мне дать комментарий?» и т.д.
И не забывайте, освоение журналистики – это 10 процентов теории и 90 процентов практики. Читайте пресс-релизы и статьи, пишите и еще раз пишите, сотрудничайте с разными СМИ и порталами. А мы вам поможем. Записывайтесь на наши дистанционные курсы (подробная информация опубликована на главной странице этого сайта).
⇒ Онлайн-курс «Основы журналистики» для всех желающих
⇒ Онлайн-курс «Будущий профессионал» для поступающих на журфак
⇒ Лучшая группа по журналистике во ВКонтакте по этой ссылке
⇒ Лучший аккаунт по журналистике в Инстаграме по этой ссылке
Здесь есть всё, чтобы стать профессионалом!
________________________________
Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
Учимся писать по пресс-релизу на примере
Наша студентка Елена отлично справилась с предложением написать новостную заметку по пресс-релизу местных госорганов.
Исходный текст был таким:
Более 28 тысяч рублей похитили у камышан за минувшие сутки мошенники.
59-летний камышанин, решивший приобрести автомобильные запчасти через Интернет, пострадал от действий мошенника. Потерпевший перевел неизвестному лицу деньги в сумме 18 000 в счет оплаты за автоматическую коробку передач на автомобиль Форд, но товар так и не получил, а сам продавец перестал выходить на связь.
По данному факту проводится проверка.
Еще одна камышанка пострадала в минувшие сутки от действий мошенников. 64-летняя пенсионерка получила сообщение о блокировке своей карты и сообщила лицу, представившемуся сотрудником банка ее реквизиты. После чего с карты были списаны средства в сумме более 10 тысяч рублей.
По данному факту возбуждено уголовное дело.
Уважаемые граждане! Будьте бдительны и осторожны! Никому не сообщайте реквизиты своих банковских счетов.
Конечный текст выглядит так:
28000 рублей в карман злоумышленников – результат доверчивости камышан в минувшие сутки
Доверяй, но проверяй. Почему люди так редко пользуются этим простым правилом? Вот и наши сегодняшние герои попали впросак.
Понадеявшись на честность продавца, 59-летний камышанин заказал через интернет автомобильные запчасти для своего автомобиля «Форд». Мужчина перевел сумму в размере 18000 рублей неизвестному лицу, чтобы порадовать свою «ласточку» новой автоматической коробкой передач. Через некоторое время выяснилось, что у потенциального продавца на этот счет были совсем другие планы. Получив денежные средства, он перестал выходить на связь. По данному факту проводится проверка.
Подругой по несчастью нашему герою можно назвать и 64-летнюю камышанку, пострадавшую от действий злоумышленников в минувшие сутки. Прочитав сообщение о том, что ее банковская карта заблокирована, пенсионерка растерялась и передала неизвестному лицу, представившемуся сотрудником финансового учреждения, свои данные. Ее собеседник с удовольствием воспользовался реквизитами банковского счета пенсионерки и перевел с ее карты 10000 рублей в собственный карман. По данному факту возбуждено уголовное дело.
Отлично написали новостную заметку, из скучного пресс-релиза сделали интересный текст.
Заголовок не пойдет. Это не заголовок, это хороший лид — «28000 рублей в карман злоумышленников – результат доверчивости камышан в минувшие сутки».
Заголовок для газеты пусть будет примерно такой — «Угроза в Сети», или такой — «Кибер-мошенники».
А для новостного портала — «Двое камышан пострадали от интернет-мошенников».
⇒ Онлайн-курс «Основы журналистики» для всех желающих
⇒ Онлайн-курс «Будущий профессионал» для поступающих на журфак
⇒ Лучшая группа по журналистике во ВКонтакте по этой ссылке
⇒ Лучший аккаунт по журналистике в Инстаграме по этой ссылке
Здесь есть всё, чтобы стать профессионалом!
________________________________
Как сделать правильный пресс-релиз
Чтобы получить эффективное освещение в СМИ, необходимо уметь составлять грамотные пресс-релизы. Но в какие сроки они должны вписываться и какую информацию следует туда включать?
Есть несколько чётких правил написания пресс-релизов, охватывающих все сферы — от подачи до структуры. Именно о них пойдёт речь в данной статье.
Что такое пресс-релиз
Пресс-релиз — информационное сообщение, предназначенное для прессы. Оно содержит официальную позицию компании по какому-либо вопросу, анонсирует событие или высказывает реакцию на происходящие события. Чаще всего пресс-релизы выпускают в связи с:
В основе любого пресс-релиза лежит новость, а потому он обязательно характеризуется:
В сообщении не должно быть больше одной новости. Смешивание нескольких событий может расставить неверные акценты и запутать аудиторию.
Виды пресс-релизов
Пресс-релизы бывают нескольких видов, в зависимости от целей публикации:
Для качественной рекламы нужно правильно подобрать тип пресс-релиза, учитывая его особенности и маркетинговую стратегию компании.
Структура пресс-релиза
Некоторые утверждают, что пресс-релизы более не актуальны. Говорят, это скучный формат, нацеленный на нерелевантную аудиторию. Но, прежде чем развеять некоторые мифы, начнём с определения того, что такое пресс-релиз и для чего он на самом деле нужен.
Основная идея пресс-релиза — коммуникация. Неважно, оформлен он в виде колонки в газете или на сайте, интервью или видеоролика. Главное — эффективность. Основная цель пресс-релиза — получить освещение и быть замеченным целевой аудиторией.
Чтобы иметь возможность написать эффективный пресс-релиз, необходимо сначала понять его структуру:
Заголовок
Прежде всего, пресс-релиз должен иметь привлекательный заголовок. Это первое, что люди прочтут, и на основании этого примут решение, хотят ли они прочитать всё целиком или нет.
Постарайтесь сделать заголовок коротким — так он легче будет читаться и выглядеть привлекательно. До тех пор, пока его длина не превышает 110 символов, им могут поделиться в твиттере. Придумайте свежий интересный заголовок — процесс принятия решения занимает около 3 секунд, поэтому важно успеть привлечь внимание зрителей.
Вторая самая важная часть вашего пресс-релиза — это лид, краткое вступление к основному тексту, подводка.
Именно здесь нетерпеливые найдут ответы на самые важные вопросы. В своей подводке ответьте на вопросы 5W:
Ваш лид должен быть достаточно длинным, чтобы охватить основные моменты, но достаточно коротким, чтобы сохранить интерес аудитории. Не тратьте время читателя — вы должны разжечь его любопытство, а не давать все детали сразу.
Источник
Если пресс-релиз берёт за основу внешние источники, обязательно приведите ссылки. Таким образом, он станет более достоверным в глазах аудитории. Крайне важно убедиться, что все источники оперируют реальными фактами, а не фейками.
Детали
Раскройте важные детали — основную информацию, которая подтверждает, что пресс-релиз заслуживает публикации. Не нужно писать роман — просто дайте краткие вводные, чтобы репортерам захотелось создать на их основе качественный интересный материал.
Цитаты
Цитаты нравятся людям. Они всегда привносят в текст альтернативный взгляд и делают его более разнообразным. Цитаты сделают выпуск интересным, а структуру более комфортной для восприятия.
Дополнительные данные
Если есть что добавить, лучше это сделать, но не стоит переусердствовать. Иногда меньше — значит лучше, и это полностью актуально для пресс-релизов.
Контактная информация
Добавьте свои контактные данные, чтобы журналисты, получившие пресс-релиз, знали, как с вами связаться. Это важно, так как у вас могут взять интервью или задать дополнительные вопросы. Если элементарно не представиться, шансы на публикацию невелики.
На каких аспектах сосредоточиться и на кого ориентироваться
Прежде чем приступить к написанию пресс-релиза, самое важное, о чем следует подумать — это целевая аудитория. Помните, что угол освещения события, который заинтересует читателей специализированного издания и местной газеты, сильно отличается. Лучше готовить разные версии пресс-релиза для разных целевых аудиторий.
Журналисты и лица, принимающие решения, ищут в истории ключевые элементы. Необходимо точно понимать тематику издания и общий тон материалов, иначе у вашего релиза велик риск попасть в мусорную корзину.
Как написать пресс-релиз
В первую очередь определите цель сообщения. Новость нужно подавать кратко, понятно и в то же время интересно. Поэтому объем пресс-релиза не должен занимать больше 2500 знаков без пробелов — примерно полторы страницы формата А4. Но лучше уложиться в одну страницу.
Каждое сообщение имеет заголовок, отражающий суть текста. По его названию должно быть понятно, о каком событии идет речь. Читателю сложно воспринимать несколько мыслей в одном предложении. По этой же причине абзацы должны состоять не более чем из 6 предложений, чтобы текст не выглядел «простыней».
Есть несколько правил по написанию успешного пресс-релиза:
Оформлять пресс-релиз лучше минималистично — без смайликов и нестандартных шрифтов. Чтобы дополнить текстовую информацию, используйте графические баннеры.
Чек-лист: идеальный пресс-релиз
Дважды проверьте содержание и структуру пресс-релиза, прежде чем его отправить. Удостоверьтесь, что он отвечает следующим критериям:
Если соблюдены все эти простые условия, есть большие шансы, что пресс-релиз пройдёт во многие медиа. Только внимательно отнеситесь к выбору ресурсов и отправьте заготовку в правильный момент.
Примеры лучших пресс-релизов
Рассмотрим способы создания пресс-релизов на примере самых удачных.
В тексте есть все, что нужно успешному пресс-релизу:
Пресс-релиз максимально информативный, без «воды» и оценочных суждений.
В этом примере пресс-релиза заголовок сразу привлекает внимание за счет актуальности темы. В лиде и основной части раскрыты детали новости: описание функций новой платформы, ее преимущества перед Zoom. Важно, что здесь есть экспертное мнение — цитата автора проекта.
На изображении пресс-релиз строительной компании. Его тоже отличает цепляющий заголовок, который сообщает новость. Несмотря на то, что в заголовке нет названия бренда, релиз выигрывает за счет актуального информационного повода. Причем, компания сама его создала, ведь никаких событий или мероприятий не происходило. Строго соблюдая структуру (лид, основная часть с подробностями, экспертное мнение), компания аккуратно и ненавязчиво вплела в текст ссылки на свой сайт и предложение для потенциальных покупателей.
Статья про «Одноклассники» — пример эффективного пиара с помощью пресс-релиза. Компания рассказывает о новых функциях, которые будут удобны пользователю. В тексте видно, что авторы знают потребности и «боли» своей аудитории. Они делают упор на техническую часть и пользу для потребителя, упоминая бренд.
Заключение
Пресс-релизы — эффективный элемент рекламной кампании. Публикации в СМИ помогают повысить узнаваемость бренда, расширяют клиентскую базу и привлекают новых партнеров. Правильное сообщение будет в меру сдержанным, с ненавязчивым рекламным посылом. С помощью такого формата можно не только анонсировать событие в прессе, но и рассказать о компании читателям — потенциальной аудитории бренда.
Пресс-релиз: что это и как его написать (образцы и примеры)
Раньше пресс-релиз писался сугубо журналистами и сугубо для редакторов печатных изданий. Теперь же этот тип текстов – гораздо более распространенное явление. Пресс-релизы публикуют на разных онлайн-площадках, они стали нужны в первую очередь читателям. Поэтому и писать их нужно, исходя из интересов простых людей.
Пресс-релизы на сегодняшний день довольно актуальны. Их часто заказывают у копирайтеров. Однако написать хороший пресс-релиз способен не только профессионал. Это подвластно любому человеку, который обладает достаточной грамотностью, а также понимает структуру и нюансы данного жанра. И вы тоже сможете, вне зависимости от того, в какой сфере работаете – SMM, контент-маркетинг, менеджмент, предпринимательство. Единственное, что вам нужно – освоить азы и много практиковаться.
Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ:
Что такое пресс-релиз, из чего состоит и зачем нужен
По сути, пресс-релиз – анонс того или иного события. Его используют в самых разных случаях. Перечислим наиболее типичные из них.
1. Выход новой продукции. Обратите внимание на то, что происходит, когда в продажу запускается очередная модель «Айфона». Сеть уже за несколько недель до дня «икс» буквально кишит оповещениями. Менее крупные бренды точно так же объявляют о поступлении, правда, это не настолько заметно.
2. Мероприятие. Если у вас намечается конкурс, акция, фуршет в честь профессионального праздника и прочее, что необходимо донести до сведения широкой публики, это можно оформить в виде пресс-релиза. Также обратите внимание на то, что инфоповод должен быть действительно значимым и интересным.
3. Крупный материал. Если у вас планируется серия статей по какой-нибудь важной теме, либо единичное освещение сенсации, не будет лишним сделать анонс. За примерами далеко ходить не надо – ток-шоу, вроде «Пусть говорят», часто делают пресс-релизы, прежде чем пустить в эфир очередной выпуск.
Примеры пресс-релизов
Перед тем, как писать, включите воображение. Поставьте себя на место рядового читателя и подумайте, действительно ли то, о чем вы хотите сказать, будет ему интересно. Если ответ утвердительный, значит, вы на верном пути.
Вот пример пресс-релиза мероприятия, на которых наверняка был хороший отклик. Внимательно ознакомьтесь с ними, прежде чем мы пойдем дальше.
Как видите, здесь все написано кратко и по делу. Не нужно извращаться в словоформах или придумывать оригинальную концепцию. Достаточно преподнести нужную информацию так, чтобы это было понятно.
А это пресс-релиз новости компании Билайн.
Этот пример гораздо лучше первого. Знаете почему? В предыдущем пресс-релизе автор пытался сообщить читателям несколько фактов, ни больше, ни меньше. А здесь в текст были добавлены тизерные элементы и прямое обращение к людям. Это довольно важно, так как публика хорошо реагирует, когда с ней разговаривают.
Рассмотрим ещё один образец — пример пресс-релиза выставки.
В этот раз попробуйте сами проанализировать текст релиза. Что здесь хороши и что плохо. Как можно было сделать лучше.
Как написать пресс-релиз для СМИ: готовя структура
Пресс-релиз состоит из трех элементов: заголовка, лида и основной части. Ничего больше придумывать не надо. Знание того, как правильно сформулировать каждый из них, поможет вам делать крепкие тексты, благодаря которым вы будете успешно продвигать свою продукцию, либо же зарабатывать как самостоятельный автор.
Заголовок
Он должен быть интересным, запоминающимся и моментально привлекающим внимание. От названия зависит, будут ли ваш пресс-релиз вообще читать. Существует множество приемов, как вызвать любопытство у публики с первой строчки. Можно использовать цифры («Компания Apple выпускает iPhone с 5 новыми функциями»), обыгрывать меметичные фразы, которые у всех на слуху («Лучшее враг хорошего: курс семинаров по борьбе с перфекционизмом начинается с 23 мая»), указывать на выгоду («Купите 2 упаковки сока и получите третью в подарок!») и т. д.
Это – первый абзац повествования. В него необходимо вместить все самое лучшее, что у вас есть. Публика должна понять, что не зря потратит время на ваш текст, поэтому делайте упор на то, что интересно ей, а не вам.
Основная часть или «тело» пресс-релиза
Здесь нужно передать суть предстоящего события. Делайте это максимально просто и доходчиво. Не лейте воду, не используйте канцеляризмы, не злоупотребляйте сложной терминологией. Помните, что те, кто будет это читать – простые люди, даже если они работают директорами, редакторами или менеджерами.
Хоть пресс-релиз и отличается от продающего текста, приемы в них практически одни и те же. Выгоды, результаты, факты. Давайте читателям ту информацию, которая им нужна – и вы получите отдачу в сто раз больше.
Кому и как отправлять пресс-релизы
Пресс-релизы нужны для размещения в СМИ. Соответственно, чтобы разместить свой пресс-релиз, зайдите на сайт нужного издания и найдите контактную информацию редакции.
Обратите внимание, что к этому моменту у вас должен быть готовый к размещению материал.
Не отправляйте пустое сообщение с документом. Обязательно составьте сопроводительное письмо. В нем укажите свои цели и опишите продукт, который вы хотите продвинуть с помощью пресс-релиза. Если вы все сделаете правильно, обязательно найдется издание, которое вас опубликует.
Заключение
Умение правильно составить и написать пресс-релиз полезно не только профессиональным авторам, но и обычным людям. Особенно тем, кто так или иначе связан с бизнесом. Кто знает, когда в следующий раз вам придётся написать новость о новом продукте? А теперь представьте, сколько денег вы сможете сэкономить на копирайтерских услугах.
Надеемся, наша статья даст вам хороший толчок. Все остальное – практика, практика и ещё раз практика. Даже если с первого раза у вас получится слабый текст, не отчаивайтесь. Со временем ваши работы будут лучше и эффективнее.
Информационная заметка
В этой статье пойдет речь о том, как писать информационные заметки в газету, а также мы приведем примеры хороших и плохих текстов, чтобы было легче разбираться в этом нелегком деле.
Важно уметь излагать свои мысли в публицистике, ведь иногда всем приходится выступать перед публикой, составлять пресс-релиз или письмо. При этом обязательно нужно придерживаться определенной структуры, помнить, как правильно прорабатывать каждый пункт. И даже для ведения блога часто требуется владеть должными навыками. Давайте поговорим о том, как этим пользоваться, чтобы самому писать в подобном стиле.
Онлайн-курсы журналистики
Что такое заметка в журналистике
Так называют специальный информационный жанр, в котором предается короткое сообщение. Его содержание – определенный факт или конкретный вопрос, на который отвечают. Субъективной оценки здесь нет, все описывается максимально нейтрально.
В такой записи меньше подробностей и комментариев по сравнению с новостью. Никаких дополнительных данных не указывается. Все кратко, емко и по делу. Это произведение очень малого объема.
Цель текста – сжато рассказать о событии так, чтобы читатель с первых строк нашел, что искал.
Как определить, что перед вами именно заметка:
Внешний вид и оформление у записки заметный, ее легко определить. Давайте рассмотрим ее скелет.
Как выглядит структура
К этой разновидности письма предъявляются жесткие требования. Последовательность следующая:
Как написать информационную заметку
Конечно, первым идет заголовок. Это – важная составляющая, ведь пользователь смотрит на нее и принимает решение, читать остальной текст или нет. В нем обычно содержится до 8 слов, часто это вопрос, но в конце не ставится вопросительный знак. Ведь автор не спрашивает у людей, он дает им ответы, поэтому и символ не требуется.
Далее идет подзаголовок. Его используют не всегда. Но когда он есть, то более широко освещает проблему или идею. С ним становится проще понять, о чем будет идти речь. И если человеку интересна эта мысль либо его заинтересовали эмоциональным предложением, то он прочитает все.
Если в теме вписано что-то общее или глобальное, то лучше воспользоваться возможностью и вписать, о чем будет идти разговор – о личности, событии, происшествии или деятеле.
На то, что будет раскрываться дальше, тоже нужно обращать пристальное внимание. Лид нельзя игнорировать или писать, как попадется. Это первый абзац истории, по нему читатель принимает решение, изучать дальше или закрыть газету. Определяет, насколько ему близка идея, предложенная здесь. Важно давать конкретные ответы на все вопросы, которые поднимаются или предполагаются.
Крупные порталы типа Яндекса тоже публикуют свои заметки в поисковиках. Часто вписывают основное прямо в заголовок. При переходе на эту новость открывается полный, подробный текст вместе с источниками. Затем можно открыть любую, которая заинтересовала.
Дальнейший рассказ обязан ответить на главные вопросы: что, кто, где и когда. Сюда не вмешивают причины и последствия. Не нужно искать ответы на извечные почему и как.
Нет необходимости распылять внимание человека. Задача таких новостных известий – кратко довести информацию до читателя, который спешит. Он не станет читать длинные статьи, поэтому важно уложиться в минимальное количество слов.
Если удается поделить визуально работу на указанные блоки, то все получилось сделать правильно.
Разновидности
Авторы используют 3 вида:
А теперь давайте посмотрим, какие поджанры популярны и разберем примеры, как пишется заметка в газету. Для каждого приведем описания и объяснения.
Событийная
Это новость, предметом рассказа которой становится какое-то событие или определенное положение дел. Из нее обязательно вытекает строгий ответ на все стандартные вопросы.
Такая новостная записка больше всего походит на небольшое информационное сообщение. В рядовом случае объем редко превышает 4-5 предложений. Писать все это следует в официальном стиле.
Начальные строчки обязаны ответить, о чем пойдет повествование. Не нужно распространяться, вписывать терминологию или личное отношение. Не приветствуются и имена собственные. Допустимо применение не более 2-х цифр, но помните – если речь о жертвах, то их число нельзя округлять.
В самом конце можно кратко сказать о других прошедших или будущих событиях.
Заметка-анонс
Это небольшое сообщение о предстоящих концертах, выставках и прочих мероприятиях. Суть излагается сжато, без преувеличений и домыслов. Никаких сравнений с другими аналогичными процессами. Допускается немного рассказать о том, что будет происходить. Непременно указывается время, дата, место проведения.
Заметка-аннотация
Это первый главный и наиболее важный источник, который рассказывает об объекте. Предметом могут выступать уже состоявшиеся информационные события. Чаще других это книги, статьи и фильмы. Чем грамотнее это будет написано, тем выше шансы, что кто-то захочет изучить объект полностью. Необходимо как можно более интересно презентовать содержимое, чтобы привлечь читателей.
Можно потратить много времени на изучение описываемого и знать его идеально. Но существует риск того, что никто не будет читать текст, если вы оставите лишь общие предложения. Советуем писать так, чтобы вам захотелось заново ознакомиться с произведением. Для оповещения людей о существовании пьесы, стоит указать не только название, но и основные качества, характеристики, интересные моменты.
Обязательно вписывается, что нового есть у этого предмета по сравнению с другими. Структура примерно такая:
В случае с рассказом о художественном материале, не перепутайте краткую аннотацию с пересказом содержания. Объем редко превышает 250 слов, все должно быть оригинально, структурировано и компактно. Не используются ссылки, сокращения и аббревиатуры тоже не желательны. В крайнем случае, если обойтись не получается, их смысл обязательно раскрывается.
Стоит помнить, что этот жанр можно применять только к завершенным проектам. Нельзя писать заметку, если работа над книгой не завершена.
Мини-рецензия
Это скорее оценочная, а иногда и рекламная конструкция. В качестве предмета обсуждения оказывается пьеса, кинофильм или другое явление. В отличие от предыдущего поджанра здесь присутствует взгляд автора, на нем строится все повествование. Цель – рассказать о впечатлении, которое произвело увиденное, услышанное или прочитанное.
Нюанс – мнение не должно быть подкреплено какими-либо доказательствами, это просто изложенные эмоции для тех, кто хочет их увидеть. Не требуется анализ или другие сложные инструменты. Это лишь отношение и оценка писателя. Пишется от первого лица.
Блиц-портрет
Еще один пример написания текста в жанре краткой заметки. Здесь можно отыскать данные о герое. Говорится о впечатлении, которое производит личность.
Обычно это не какой-то отдельный вид, а часть от большого объема материала. Например, повествование о том, чем человек занимался и где родился.
Мини-обзор
Еще один небольшой поджанр, в котором ведется сравнение совокупности разных событий. В качестве критерия задействуется общий признак. Если несколько происшествий случились в одно время, то их могут изучать в комплексе. Например – класс написал контрольную работу, а полученные отметки являются предметом обзора. Сюда же относятся объекты, связанные одной темой.
Мини-история
Она основана на какой-то интриге. Часто так работают женские журналы, рассказывающие исторические и любовные короткие рассказы. В них ведется речь об отношениях, профессиональных или других приключениях.
Совет
Основная мысль – программная информация. Закладывается алгоритм, которому должен следовать человек, чтобы достигнуть желаемого результата. Если выполнять все по шагам, то сделать это будет легко.
Если вам необходимо научиться корректно составлять любой из видов текста, советуем начать проходить курсы на сайте Международной Школы Профессий. На занятиях можно узнать много самых разных сведений, легко изучить новые специальности и направления. А для тех, кто уже не новичок в этом деле, подготовлены программы по изучению углубленных курсов и повышению квалификации.
Правила написания хорошей заметки в газету: образец
Предлагаем рассмотреть, как это будет выглядеть, на конкретном примере.
В заголовке информация представлена максимально подробно. Указано, что происходит, где, и обозначено число пострадавших. В подзаголовке раскрывается мысль, что власти собираются сделать, какие страны ограничат въезд.
Лид дает краткие сведения, поясняет происходящее. Если читателю некогда, то он может пройти глазами первые два абзаца, ему все станет понятно.
В основной части более подробно рассказывается о происходящем, указываются конкретные страны, прописывается, что должны делать жители и нерезиденты.
Плохие примеры информационных заметок в журналистике
Теперь рассмотрим второй образец, на этот раз не самый удачный. Предлагаем поискать здесь ошибки.
В заголовке видна главная мысль всего повествования, но она не конкретизирована. Не понятно, за сигареты этот штраф, за пожар или костер во дворе. Подзаголовок вроде бы раскрывает идею, но остается абстрактным. Это не конкретная цифра, а банальное заявление. Если бы было написано, что каждый день умирают 2 715 человек, то это мог быть хороший пример, подкрепленный статистикой. Второе предложение более привязано к теме рассказа, но это не то, что заинтересует и заставит читать.
В лиде должна содержаться вся подробная информация, но она настолько обобщена, что не несет пользы. Не ясно, какой закон, когда он появился, и какие изменения с собой несет. Если читатель торопится, он может пробежать глазами первые два абзаца и ему ничего не будет понятно.
В основной части комментарий от якобы эксперта. Но он является совершенно неуместным. Более того – не ясно, какое отношение имеет аллерголог к герою или принятию закона. Если бы это был ответственное лицо, что будет заниматься контролем за исполнением изменений – другое дело. Также можно было бы включить сюда мнение главы Минздрава Краснодарского края. Но в данном случае это просто специалист, который имеет диплом врача.
Сам комментарий не несет смысловой нагрузки. Ничего нового аудитории он не дает.
Приемы, которые помогают компоновать информацию
Довольно сложно из объемного материала сделать короткую записку. Сначала напишите черновик, потом удалите из него все лишнее. Предлагаем несколько действий, которые позволят очистить текст от ненужного мусора:
Мы привели образец корректного написания и неудачного и теперь вы знаете, как правильно писать заметки. Стоит различать газетный стиль и уметь корректировать сообщения в соответствии с ним, потому что в течение жизни всем приходится сталкиваться с публицистикой и необходимостью составлять письма или прошения. В этом нет ничего сложного, главное – правильно применить полученные знания.