Как подать жалобу в налоговую
Добро пожаловаться
Жаловаться в вышестоящую налоговую инспекцию имеют возможность любые лица (физические, юридические, а включая ИП), чьи права нарушены ненормативными актами (касающимися конкретных лиц) либо действиями (бездействием) сотрудников нижестоящей ИФНС. С ней вправе обратиться и любой, кто выявил, что налоговое законодательство нарушено.
Структура письменной претензии с подписью обращающегося (его представителя) состоит из следующих элементов:
Кроме того, здесь прописывают контактные номера телефонов (факс), адрес электронной почты, иные данные, которые будут способствовать рассмотрению.
Приложениями здесь будут документы, которые подтверждают позицию автора и соответствующая доверенность при подаче через представителя. Вот так выглядит жалоба в налоговую инспекцию: образец можно использовать в качестве шаблона.
Как подают
Предметы жалобы, которые указаны выше, обжалуются в вышестоящем налоговом органе (ВНО). Соответствующие материалы попадают туда через орган, который принял или совершил оспариваемое решение (действие). Следовательно, жалоба в налоговую инспекцию на организацию подается в орган — нарушитель прав налогоплательщика. Для этого существуют три способа:
Орган-нарушитель передает претензию плюс все приложенные к ней материалы в вышестоящую организацию. На это дается три дня со времени ее поступления.
С момента, когда пострадавшее лицо узнало о нарушении его прав, у него есть год на подачу необходимых документов. Аналогичное время (с даты вынесения спорного решения) есть для протеста на вступившие в силу решения об ответственности за налоговые правонарушения, если они не оспаривались через апелляцию. Об апелляционной жалобе рассказано в специальной статье. Ее используют, когда спорят с не вступившим в силу решением об ответственности за правонарушение или отказ в этом, который фискальщики вынесли в порядке ст. 101 НК. Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения жалоб (апелляционной в том числе) вышестоящим органом. Если время обжалования пропущено по уважительной причине, его его восстановить есть возможность, подав надлежащее ходатайство.
Как рассматривают
У вышестоящей организации на разрешение протестов есть месяц с момента их поступления, если они касаются решений налоговиков об ответственности за правонарушение или отказ в этом. По необходимости срок продлевают (максимум на 30 дней). Для других протестов подобный срок — 15 дней, аналогично пролонгируют. Если в указанные периоды реакции на претензию не последовало, ее обжалуют в суде. Напомним, что в ст. 139.3 НК отмечены случаи, когда протест не рассматривают.
При обжаловании акта или действия в вышестоящий орган они приостанавливаются (до принятия решения по претензии только по соответствующему заявлению). Причем такая приостановка возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Заявление подают вместе с петицией и банковской гарантией, которая должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК. По ней банк обязуется погасить обязательный платеж по спорному решению.
Можно ли подать жалобу анонимно
В органах ФНС анонимные послания не рассматриваются. Любой человек, обратившийся в эту службу, в обязательном порядке обязан назвать персональные данные, поэтому анонимная жалоба в налоговую — это не лучший способ донести информацию до фискальных служб. Для сохранения анонимности допускается обратиться по телефону горячей линии налоговой службы, но ждать быстрого рассмотрения и принятия мер по такому виду жалобы не стоит.
Необходимость в такой подаче возникает, когда гражданин, например, хочет донести на соседей о сдаче ими квартиры без уплаты налогов или работник — на своего работодателя, когда тот нарушает законодательство. В принципе в законодательстве нет указаний на то, как подать анонимную жалобу в налоговую и что обезличенное обращение примут к сведению. Но по собственной инициативе фискальщики могут рассмотреть и его. «Анонимку» подают следующими способами:
Если нужна уверенность в рассмотрении поданного документа, не скрывайтесь — указывайте ваши персональные данные.
Жалоба в ФНС на организацию
С жалобой на конкретную организацию к налоговикам есть возможность обратиться каждому, кто выявил нарушения. Правда, порядок оспаривания отличается от того, что предусмотрен НК (в гл. 19, 20), поскольку претензию вызвали действия организации, а не фискальщиков.
Ситуация регулируется ФЗ от 02.05.2006 № 59. Его ст. 7 устанавливает требования к такому обращению, ст. 10 говорит о его рассмотрении, а ст. 12 — о сроках этой процедуры. Общий срок рассмотрения такой петиции составляет 30 дней с момента ее регистрации. После рассмотрения обратившийся получит письменный ответ.
По ст. 1 и 2 ФЗ от 02.05.2006 № 59, обратиться с претензией в режиме данного ФЗ может любой недовольный возникшей проблемой в своей организации. Например, такеи причины как:
При написании непременно обозначается жалующийся (Ф. И. О. плюс место проживания), точное наименование ИФНС, куда подается документ. Допускается указать и конкретное должностное лицо. Потом отмечается почтовый адрес, куда направят ответ по итогам разбора. Следующий обязательный элемент — это опись сути ситуации: описание нарушения и итоговую просьбу. Заканчивается документ постановкой даты и подписи обращающегося. К жалобе следует приложить доказательства факта описанного нарушения. Если доказательства находятся у работодателя и доступа у сотрудника к ним нет, необходимо отразить это в тексте
Претензия составляется в двух экземплярах, поскольку после регистрации канцелярией ведомства один налоговая оставит у себя, а второй останется у обратившегося. На нем должна стоять отметка сотрудника инспекции о приеме документа, его подпись и дата. Все материалы подают, явившись лично в ИФНС или по почте (заказным письмом с уведомлением). В последнем случае обращение регистрируется в течение трех дней после поступления. Зарегистрированная жалоба анализируется 30 дней, по необходимости указанный срок удлиняют еще на 30 дней, после этого автор документа получает ответ.
Как написать и подать жалобу в налоговую через интернет?
Правовое регулирование
Возможность написать жалобу на налоговую инспекцию онлайн появилась у налогоплательщиков после принятия закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ, которым были внесены изменения в п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК), регулирующий форму документа об обжаловании. В соответствии с указанной нормой (вступила в силу 02.06.2016), помимо обычного письменного документа предусмотрено две новые формы налоговой жалобы:
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 139.2 НК федеральной налоговой службе необходимо установить порядок направления документов об оспаривании их действий и решений в электронной форме, а также установить форматы таких документов. Однако до настоящего времени отсутствует какой-либо правовой документ, регламентирующий данные вопросы.
Поэтому сегодня желающие подать жалобу в налоговую через интернет в режиме обратной связи личного кабинета налогоплательщика, должны руководствоваться правилами пользования и работы сайта nalog.ru. На сегодняшний день это оптимальный способ, поскольку система полностью автоматизирована, так что выполнить действия, противоречащие требованиям налоговой службы, вряд ли удастся. Направление же жалобы в налоговую инспекцию через интернет иными способами, хотя с помощью современных средств коммуникации (включая возможности электронной почты), представляется затруднительным в связи с отсутствием конкретной регламентации.
На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, возникший у вас в ходе взаимодействия с налоговыми органами. Например, в этой ветке можно уточнить, как пояснить убыток для налоговых органов и обязательно ли это делать.
Формирование онлайн-жалобы
Для создания электронного документа, с помощью которого можно обжаловать действия либо ненормативные акты налоговиков, необходимо в разделе личного кабинета «Обратная связь» выбрать пункт по направлению соответствующей жалобы, после чего в браузере откроется страница, на которой необходимо заполнить всю требуемую информацию, в том числе:
Приложение (прикрепление) жалобы в виде самостоятельного документа не требуется и не предусмотрено. Исходя из ст. 137 НК, подать жалобу в налоговую онлайн может любое лицо, чьи права были нарушены и которое имеет регистрацию на сайте налоговой службы.
Как обжаловать решение или действия налогового органа, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Как подать жалобу на налоговую инспекцию онлайн: основные правила
Правила подачи электронной жалобы в управление ФНС на уровне правовых актов не устанавливаются, потому они следуют лишь из порядка, установленного электронным ресурсом nalog.ru. Существуют некоторые особенности направления обжалования в такой форме для физических и юридических лиц, но основные правила заполнения формы являются общими. Среди важных правил пользования сервисом направления жалобы в налоговую инспекцию онлайн можно выделить следующие:
Итоги
Таким образом, подать жалобу на налоговую инспекцию в режиме онлайн можно при помощи специального сервиса обратной связи в личном кабинете налогоплательщика. При этом в связи с отсутствием регламентации на уровне правовых актов формирование такой жалобы осуществляется по правилам сайта налоговой службы.
Также про обжалование читайте:
Жалоба в налоговую инспекцию на незаконное предпринимательство
С жалобой в ФНС может обратиться любой гражданин, если обнаружит, что нарушено налоговое законодательство, а также в некоторых случаях КоАП и УК РФ. Можно пожаловаться на бездействие налоговых органов, на предпринимателей, ведущих работу без ККТ, на решение по проверке, проводимой ФНС, и т.д. Обращение должно быть составлено в письменной форме. В данной статье рассмотрим, как подать жалобу в налоговую инспекцию на незаконное предпринимательство.
Незаконное предпринимательство
Под незаконной предпринимательской деятельностью понимается деятельность, которую гражданин ведет без регистрации юридического лица или ИП (речь идет о систематическом получении прибыли от ведения предпринимательства), или деятельность без лицензии, когда таковая должна быть обязательно.
Штрафы за такие нарушения установлены ст. 116 НК РФ, ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 171 УК РФ. Также нарушителю могут грозить исправительные работы или лишение свободы. Все зависит от тяжести нарушения.
На предпринимательскую деятельность могут указывать показания контрагентов, клиентов, проведение оптовых закупок, размещение рекламы, наличие бумаг о реализации товаров и услуг и т.д., поэтому именно эти факторы будет проверять ФНС после получения обращения о незаконном предпринимательстве.
Как написать жалобу в налоговую
Законодательно закрепленного бланка не разработано, поэтому написать обращение можно в свободной форме. Но нужно придерживаться официально-делового стиля речи, не употреблять разговорные выражения, избегать излишней эмоциональности.
Какая информация должна быть в жалобе в ФНС:
Жалобу обязательно нужно подписать и датировать.
Важно! Анонимные обращения ведомство вправе не рассматривать. ФНС принимает только те обращения, в которых указаны персональные данные.
Как подать жалобу
Передать жалобу в территориальный орган ФНС можно лично или через представителя по доверенности в окно приема документов. Нужно будет иметь с собой подтверждающие личность документы и второй экземпляр жалобы, на котором при принятии документов работник налоговой поставит отметку о получении.
Также можно отправить документы по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Уведомление будет доказательством получения ведомством обращения.
К сведению! Подать жалобу можно через специальный сервис ФНС. Необходимо будет заполнить все требуемые поля, написать текст жалобы, приложить документы, оставить контакты и нажать кнопку «Отправить». Также при наличии личного кабинета на сайте налоговой можно подать обращение через него.
После получения и рассмотрения обращения ведомство направит ответ. Срок рассмотрения — 30 дней с момента регистрации жалобы. ФНС может обратиться к отправителю для получения необходимой информации.
Образец жалобы в налоговую инспекцию на незаконное предпринимательство от ЮЛ
В Межрайонную ИФНС №9 г. Ижевска по УР,
адрес: 426000, г. Ижевск, ул. К.Маркса, 130
от Смирнова Алексея Алексеевича,
генерального директора ООО «Гладиолус»,
адрес: 426008, г. Ижевск, ул. Осиновая, д. 12А,
тел.: 8 (3412) 66-66-66,
email: gladiolus123@gmail.com
Я, Смирнов Алексей Алексеевич, генеральный директор ООО «Гладиолус», сообщаю об известном мне факте предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговый орган. Любимов Николай Николаевич, 1994 года рождения, проживающий по адресу г. Ижевск, ул. Авангардная, д. 234, кв. 300, занимается оптовой и розничной продажей сотовых телефонов. Открыта точка продаж в ТЦ «Азия» по адресу: г. Ижевск, ул. Зимняя, д. 13А, оф. 6. Данный гражданин неоднократно обращался в нашу организацию с предложением о поставке нам партии сотовых телефонов (письмо в приложении).
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 116 НК РФ прошу принять меры и сообщить результат рассмотрения моего обращения почтовым отправлением по адресу: 426008, г. Ижевск, ул. Осиновая, д. 12А, ООО «Гладиолус».
Письмо с предложением о сотрудничестве от 20 ноября 2020 года от Любимова Н.Н. на 1 л.
Смирнов / А.А. Смирнов
25 ноября 2020 года
Образец жалобы в налоговую инспекцию на незаконное предпринимательство от физлица
В Межрайонную ИФНС №8 г. Ижевска по УР,
адрес: 426053, г. Ижевск, ул. Ворошилова, д. 35
от Гусевой Валентины Ивановны,
зарегистрированной по адресу: 426032, г. Ижевск,
ул. Дубовая, д. 53, кв. 22
тел.: 8 (3412) 12-34-56
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 116 НК РФ прошу принять меры и сообщить результат рассмотрения моего обращения почтовым отправлением по адресу: 426032, г. Ижевск, ул. Дубовая, д. 53, кв. 22.
Гусева / В.И. Гусева
20 октября 2020 года
Жалоба на налоговую инспекцию
Грамотное составление жалобы на налоговую инспекцию – право любого уважающего себя предпринимателя или частого лица. Этот документ обозначает знание своих полномочий и несогласие с действиями или бездействием налоговый службы.
Какие формы нарушений могут быть обжалованы
Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:
Подать документ можно в любые сроки. Это касается как времени после проведения инспекции, так и до ее формального начала. Также можно его подать вообще в отсутствие инспекций по своей инициативе. Например, когда задерживаются денежные средства, положенные к выплате по закону.
Что должно быть в документе
Жалоба может быть составлена и в свободной форме, но при этом должны быть учтены все требования и нюансы, перечисленные в Федеральном законе №59-ФЗ от 2 мая 2006 года. Их довольно много. Если документ составляется самостоятельно, то есть вероятность пропустить одно или несколько обязательных нюансов.
Таким образом, для того чтобы никакие данные не были упущены и жалоба была принята, лучше воспользоваться уже готовым бланком заявления. Так поступает львиная доля обратившихся по этому вопросу.
На чье имя составлять
Документ адресуется конкретному должностному лицу, которое стоит во главе Федеральной налоговой службы, Управления по субъекту или ИФНС. Подающий жалобу может решить, какой уровень выбрать для своих целей, самостоятельно. Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России. Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.
Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.
Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.
В какой форме подается
Жалоба может быть подана:
Если бумага распечатана, заполнена в бумажном виде и передана лично в руки получателю, то принимающая сторона обязана дать вам письменное подтверждение того, что этот документ к ним поступил, с печатью и подписью Федеральной налоговой службы.
Это правило очень важно, так как при обращении в судебную инстанцию такие сведения будут иметь силу и позволят доказать факт передачи жалобы служащему.
Также существует электронная форма подачи этого документа. Для этого нужно пройти регистрацию на сайте ФНС, внеся свои данные, и заполнить соответствующие поля в выпадающей форме. Тогда чиновник обязан оперативно рассмотреть жалобу и предоставить ответ по поводу происшедшего инцидента.
Составные части жалобы
В правом верхнем углу указывается два основных момента:
Рекомендации по заполнению описательной части
Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:
Время рассмотрения
Срок, в который должна быть официально зарегистрирована жалоба, по закону – три рабочих дня. А какие-либо действия (ответ) при обращении заявитель вправе получить максимум через месяц после обращения.
В противном случае сотрудник налоговой службы вправе уведомить о продлении срока. Но такая отсрочка не должна превышать одного месяца и дается один раз.
Если ФНС действует по-другому, то это – основание для обращения в судебные инстанции.
Возможные ошибки
При описании ситуации в свободной форме нужно максимально исключить эмоциональный фактор. Излагать в жалобе на налоговую инспекцию нужно только факты, документально подтвержденные и юридически обоснованные. Только в этом случае есть возможность добиться правомерного урегулирования ситуации.
Как написать заявление в налоговую инспекцию о нарушении налогового законодательства
Имейте в виду, что Налоговый кодекс РФ не обязывает использовать форму жалобы, утвержденную ФНС России. Такого требования в ст. 139.2 НК РФ нет. Но чтобы уйти от лишних споров с налоговиками (в т. ч. по досудебному порядку обжалования), лучше использовать утвержденный с 2020 года бланк жалобы в налоговую.
Этот документ можно направлять по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Когда жалобу направляют по ТКС, ее нужно подписать усиленной электронной подписью.
Возможна подача и в письменной форме лично либо через представителя.
Оформление жалобы на ИФНС
То, как составить жалобу в налоговую на ИФНС вышестоящему налоговому органу, регулирует Приложение № 5 к упомянутому приказу ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645.
При указании значения «2» заполняют поле «наименование и дата выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу)».
При этом в указанном поле помимо наименования и даты выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу, указывают и иные реквизиты такого документа, в т. ч. его номер, срок действия.
В случае направления жалобы в электронной форме по ТКС, подписанной усиленной квалификационной электронной подписью лица, представившего жалобу, а также при направлении жалобы через личный кабинет указанный блок не заполняют.
Особенности электронной жалобы
В случае направления жалобы по ТКС самые многословные поля «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены:» и «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу):» допускают текст не более 2000 символов.
Если лимит явно будет превышен, данные поля заполняют кратко, а полный текст оснований и требований приводят в приложениях к жалобе отдельным файлом. Это должен быть отсканированный документ.