Оформляем пенсию сотруднику: важные моменты
Оформление пенсии — эта процедура становится актуальной при достижении определенного возраста. Разберемся, что важно знать работодателю об оформлении пенсии для сотрудника. Уточним перечень документов, которые требуется предоставить, и ответим на спорные вопросы.
Общие положения о пенсии
Любой гражданин имеет право на получение государственной пенсии при соблюдении определенных условий. Основной нормативно-правовой акт, который регламентирует условия по назначению пенсии, — № 400-ФЗ от 28.12.2013, в редакции от 27.12.2018.
Так, право на пенсионные выплаты возникает у россиян не только при наступлении определенного возраста. Также законодатели определили ряд требований, которые должны быть соблюдены для начисления выплат.
Ключевые требования к престарелым гражданам для назначения пенсии:
Только в том случае, когда все три условия соблюдены, гражданам назначается страховая пенсия. Если условия о стаже или ИПК не выполнены, то гражданину придется работать до выполнения указанных условий либо до возникновения права на социальную пенсию.
Напомним, что социальное пенсионное обеспечение предусмотрено для граждан, у которых отсутствует минимальный страховой стаж и не накоплены пенсионные баллы (не достигнут минимум по ИПК). Такая пенсия должна назначаться в 65 л. женщинам, и в 70 — мужчинам.
Об увеличении возраста для пенсии
Как мы отметили выше, срок выхода на пенсию был существенно увеличен. Теперь мужчинам и женщинам придется работать в течение дополнительных пяти лет, чтобы оформить заслуженный отдых. Нововведения вступили в силу с 01.01.2019. Однако новые положения предусматривают особый переходный период.
Год выхода на пенсию
Как было до нововведений
Как есть, согласно новым положениям закона № 400-ФЗ
Но и это еще не все. Тем, кто должен был выйти на заслуженную пенсию по старости в 2020 году, сократили срок вдвое. Им придется отработать всего шесть месяцев вместо дополнительных 12 месяцев.
Также льготы предусмотрены для граждан, у которых имеется большой стаж. Например, мужчина 60 лет со стажем работы не менее 42 л. или женщина 55 л., проработавшая не менее 37 л.
Досрочное назначение пенсии
Для работников отдельных категорий были предусмотрены дополнительные льготы в виде права на досрочное оформление на пенсию. Данные привилегии были сохранены и после увеличения возрастных рамок. Однако сроки обращения за пенсионными выплатами также были скорректированы чиновниками.
Итак, досрочные государственной пенсии назначаются:
Особые положения о порядке и правилах назначения досрочной пенсии раскрыты в 6 главе закона № 400-ФЗ.
Документы для оформления пенсии
Итак, впереди оформление пенсии: с чего начать? Работник бюджетной организации должен обратиться в бухгалтерию или отдел кадров, чтобы подтвердить стаж и размер заработной платы.
Обратите внимание, что если вы пропустите срок обращения за назначением государственных выплат, просроченный (упущенный) период не будет оплачен. То есть госвыплата имеет строго заявительный характер. А это значит, что начисление госпенсии будет производиться только с момента поступления письменного заявления от пенсионера. При том, что все условия о минимальном стаже, ИПК и возрасте должны быть соблюдены. Для того чтобы не упустить время, рекомендуем являться в ПФР заранее.
Помимо заявления о назначении пенсии, гражданин должен предоставить документацию, согласно перечню (Постановления Минтруда РФ № 16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002).
Какие документы подавать для оформления пенсии:
Заметим, что представители ПФР вправе запросить дополнительную информацию, документы и справки, которые могут подтвердить трудовую или общественную деятельность, включаемую в расчет страхового стажа для пенсии.
Заметим, что сам пенсионер должен быть в первую очередь заинтересован в предоставлении исчерпывающего перечня документов, подтверждающих право на получение пенсии. В противном случае неподтвержденные периоды могут не войти в расчет пенсионной выплаты, что существенно сократит ее размер.
Куда обратиться
Оформить пенсию можно в территориальном отделении Пенсионного фонда России по месту жительства. Если обращение в ПФР по каким-либо причинам невозможно, то допустимо оформиться через МФЦ (Многофункциональный центр).
Также обратиться за назначением или перерасчетом пенсии можно через интернет. Например, используйте портал «Госуслуги» или личный кабинет на сайте ПФР. Для электронного обращения требуется регистрация — специальная учетная запись.
Действия работодателя
Работодатель должен выдать трудовую книжку и справки о зарплате по заявлению сотрудника, но не позднее 3 рабочих дней. Причем трудовую нужно выдать под расписку (ст. 62 ТК РФ). Работник должен вернуть документ через три дня после возвращения трудовой из ОПФР.
После предоставления бумаг в отделение ПФ сотрудник направляет в организацию, где работал, еще одно заявление в произвольной форме. В этот раз на формирование индивидуальных сведений о работнике. Работодатель не позднее 10 дней должен предоставить персональные данные на работника в территориальное отделение Фонда и самому сотруднику. Наниматель предоставляет (п. 36 Инструкции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н):
Принимая заявление, убедитесь, что сотрудник указал предполагаемую дату назначения пенсионных выплат. Это необходимо для формирования СПВ-2. В некоторых случаях в форму придется включить стаж, который сотрудник еще не выработал.
Как посчитать страховой стаж
В трудовой стаж включаются не только периоды работы, за которые работодатель перечислял взносы на пенсионное обеспечение, но и периоды общественной деятельности или деятельности, значимой для общества. О том, какие периоды включаются в общий трудовой стаж, а какие нет, мы подробно писали в статье «Считаем стаж для пенсии с учетом последних изменений».
Проблема: подтверждение стажа
Данная проблема актуальна для граждан, трудовая деятельность которых выпала на советское время, а именно на 90-е годы. Так, в период «лихих» годов большинство работников трудились неофициально.
Приказы и прочая кадровая документация практически не велись. В то время заработную плату не платили месяцами, что уж говорить о соблюдении кадровой дисциплины. Именно с этими обстоятельствами и связаны проблемы россиян при оформлении пенсионных выплат.
Большинство компаний развалились. Те, кто выжил, были реорганизованы или присоединены к более крупным организациям. Наименования компаний менялись повсеместно. В итоге если у работника потерялись документы или отсутствует запись в трудовой книжке за период работы в советское время, то восстановить такую запись неимоверно сложно.
Для подтверждения факта трудовой деятельности в советские периоды придется провести полноценное расследование, чтобы узнать, кому перешли права и полномочия организации, в которой когда-то работал пенсионер.
Придется запастись терпением. Составить многочисленные запросы, соблюсти проформы и сроки обращений. Выждать официальных ответов от органов власти и иных субъектов. Однако такие труды будут вознаграждены по достоинству. Советский стаж рассчитывается в отдельном порядке.
Подлог документов
Предоставление фиктивных и поддельных документов в ПФР — далеко не ново. Зачастую граждане приносят фальшивки по незнанию, что практически все сведения будут подвергнуты тотальному контролю.
Обратите внимание, что за такие нарушения предусмотрена не только административная ответственность, но и уголовная. Не стоит полагать, что речь идет только о трудовых книжках. Наказать могут и за подделку справок, выписок и приказов, имеющих минимальные значения для назначения госпенсий.
Так, за предоставление фальшивого документа граждан ждет наказание в форме административной и уголовной ответственности, которые закреплены в статье 19.23 КоАП и статье 327 УК РФ. Максимальное наказание — лишение свободы до двух лет.
Важное о размере пенсий
Пенсионные выплаты рассчитываются в общем порядке, который закреплен в законе № 400-ФЗ. Так, размер выплаты напрямую зависит:
Размер ИПК не может быть ниже 30 баллов к 2024 году. Для назначения госвыплаты в 2020 году достаточно заработать 16,2 балла. Стоимость одного пенсионного балла на 2020 г. равна 27 рублей 24 копейки.
Фиксированная выплата на текущий период составляет 5334,19 рублей.
Повышающие коэффициенты определяются в индивидуальном порядке. Например, повышенная пенсия может быть установлена в отношении работников, трудящихся в районах Крайнего Севера. Также повышающие доплаты предусмотрены для пенсионеров, которые обратились за выплатой после наступления срока. Например, отсрочившие выход на заслуженный отдых на год и более.
Оформление пенсии на примерах
Сотрудница ГБОУ ДОД ДЮСШОР «АЛЛЮР» Сидорова С.С. обратилась в отдел кадров за документами, чтобы оформить пенсию. Секретарь учреждения выдала под расписку трудовую книжку, бухгалтер составила справку о заработной плате за 60 месяцев до 2002 года.
Позже территориальное отделение Пенсионного фонда прислало уведомление о предоставлении информации по форме СПВ-2. Кадровик подготовил персонифицированные сведения.
Дополнительно отделение ПФ РФ прислало уведомление о предоставлении сведений на гражданина Сергеева С.С. по форме СЗВ-К (подробнее читайте в статье о заполнении образца) для подтверждения страхового стажа при назначении пенсии до 01.01.2002 в части прохождения военной службы и подтверждения права на досрочное получение пенсионных выплат. Специалист отдела кадров подготовил сведения.
Спорные вопросы при оформлении пенсии
Пенсию не оформить за один день, потребуется собрать большой пакет документов, исправить обнаруженные ошибки и описки, подтвердить свой стаж и прочее. На многих этапах требуется участие организации. Обратите внимание на следующие ситуации:
Уточнить, где оформить пенсию по возрасту в Москве, можно на официальном сайте ПФ РФ. Определите свой территориальный отдел по месту прописки. Также можно получить консультацию по телефону.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Заявление в пенсионный фонд
Пожалуй, каждый гражданин, который рассчитывает на получение пенсии, периодически интересуется ее размером, тем, сколько средств он накопил и каким будет размер выплат по достижению им определенного возраста. Если ваш работодатель отчисляет средства в государственный фонд, за всей информацией вам следует обращаться в ПРФ. Рассмотрим виды пенсий, каким должен быть порядок обращения в пенсионный фонд, как написать заявление той или иной формы.
Виды пенсий
По ситуации на 2019 год в России существует 4 основных варианта пенсии:
Обратите внимание! Страховая часть бывает трех видов: по старости (выплачивается гражданину по достижении определенного законодательством возраста), по инвалидности (начисляется тем, кто имеет первую, вторую или третью группу и учитывает, работает гражданин или нет) и по случаю потери кормильца (устанавливается нетрудоспособным членам семьи, которые лишились кормильца, кроме тех случаев, когда причиной его гибели стали их сознательные действия).
Формы обращения в ПФР
Рассмотрим варианты получения полезной информации из Пенсионного фонда России. Граждане используют как письменные, так и устные обращения. Чтобы получить данные в электронном виде и проверять состояние своих накоплений, необходимо предварительно зарегистрировать личный кабинет на Едином портале госуслуг.
Устное обращение. Вы можете задать вопросы представителю пенсионного фонда по месту жительства. Для этого необходимо прийти в территориальное подразделение ПФР. Чтобы получить информацию, необходимо прийти в отделение с паспортом, т. к. сведения о пенсии нельзя передавать третьим лицам. Специалист фонда предоставит вам устную консультацию. В случае необходимости предоставит необходимые выписки, документы и пр. – но для этого нужно будет сделать отдельный запрос.
Письменное обращение. Подать заявку в ПФР вы можете несколькими способами:
На заметку! Уже подготовленный письменный запрос вы можете передать специалисту ПФР во время личного посещения офиса или через доверенного представителя. В этом случае порядок обработки заявки будет аналогичным. Если заявление в пенсионный фонд приносит третье лицо, то помимо основных документов ему необходимо передать сотруднику ПФР заверенную нотариусом доверенность.
Важно! Чтобы войти в личный кабинет на официальном сайте Пенсионного фонда России, необходимо сначала зарегистрироваться на Едином портале госуслуг. Только после создания учетной записи и подтверждения ваших паспортных данных можно будет войти в личный кабинет на сайте ПФР.
Это один из самых быстрых и удобных способов направить обращение в государственный пенсионный фонд. Чтобы подать онлайн-заявление о доставке пенсии, ее назначении, выдаче сертификата на семейный капитал и любую другую заявку, необходимо авторизоваться в личном кабинете на сайте ПФР и перейти к заполнению соответствующего образца. Ответ впоследствии поступит вам по электронной почте. При этом срок рассмотрения заявки будет прежним;
Важно! Если гражданин, достигший пенсионного возраста, проживает в сельской местности, он может переслать документы в пенсионный фонд через интернет или почтой, кроме того, их могут отвезти в ПФР представители сельской/поселковой или районной администрации.
Как написать заявление
Расскажем об основных правилах составления заявки в пенсионный фонд. Образец нужного заявления есть на сайте ПФР или в его отделении (для тех, кто планирует подать его во время визита в офис в своем регионе). Первый способ значительно быстрее. Тем не менее, в офисе специалист может дать ответы на некоторые возникшие вопросы, подсказать, как правильно заполнить заявку.
На официальном сайте ПФР есть образцы заявлений о назначении пенсии, перерасчете ее размера, переводе средств в другой фонд, о проведении заочного освидетельствования и многие другие. Любая заявка рассматривается по правилам в течение десяти рабочих дней.
Форма каждого заявления обязана содержать следующую информацию:
Важно! Если вы отправляете запрос онлайн, необходимо будет прикрепить к письму скан-копии соответствующ их бумаг.
Образец заявления
Когда гражданин достигает определенного возраста, установленного на законодательном уровне, заявление на начисление пенсии направляется в территориальное подразделение ПФР. Никаких ограничений по срокам на сегодняшний день нет. Датой подачи заявки считается следующий день с момента ее написания.
Бумага оформляется в соответствии с образцом, который есть на сайте пенсионного фонда или в его отделении (в электронном и бумажном виде соответственно).
Если речь идет о заявке на начисление пенсии, к ней прилагаются следующие документы (помимо самого заполненного бланка):
Если есть обстоятельства, которые могут повлиять на назначение пенсии (ее размер), их также необходимо предоставить в ПФР.
С этими документами необходимо прийти в офис пенсионного фонда, где его сотрудник сделает копии бумаг и направит их на рассмотрение в соответствующий отдел.
Важно! Заявитель получает на руки письменное уведомление, в котором дата приема. Если каких-то документов не хватает, ваше заявление все равно будет принято, но нужные бумаги необходимо будет подать в течение определенного срока.
Заявление о переводе накопительной части пенсии
Рассмотрим, как написать заявление о том, чтобы накопительную часть переводили в негосударственный пенсионный фонд. Сначала следует выбрать НПФ, который бы устраивал вас по условиям своей работы. Ориентироваться в выборе вам помогут различные рейтинги, а также показатель доходности от ваших отчислений в будущем. В заявлении, которое вы отправляете в ПФР, следует указать название негосударственного фонда, в которой вы собираетесь переводить накопительную часть. Если заявитель недееспособный или несовершеннолетний гражданин, заполнить за него заявку может его законный представитель или доверенное лицо.
После того, как вся процедура будет пройдена, с НПФ заключается договор, который вступает в силу с 1 января следующего года. Сами отчисления начинают поступать в фонд до наступления апреля. Затем НПФ приступает к накоплению пенсии своего клиента.
Заполненный бланк заявления вместе с необходимыми документами вы можете отправить одним из перечисленных выше способов (онлайн, почтовым отправлением, передать их во время визита в офис самостоятельно или через своего представителя).
Заключение
Мы рассмотрели формы и порядок подачи заявлений в пенсионный фонд. Отправить документы можно различными способами, вне зависимости от варианта обращения. Время рассмотрения запроса составляет 10 рабочих дней. Те, кто не в состоянии по каким-то причинам передать бумаги самостоятельно, могут направить своего представителя.
Заявление о назначении пенсии образец заполнения в 2021 году
В обязательство государства входит обеспечение граждан, возраст которых достиг преклонных лет, достойным содержанием. Лица, достигшие пенсионных лет, приобретают право на ежемесячное финансовое обеспечение от государства. Для его назначения, каждый гражданин обязан заполнить соответствующее ходатайство.
Заявление о назначение пенсии оформляется на унифицированном бланке, который можно приобрести в отделении ПФР или на официальном портале. От правильного оформления бланка зависит время предопределения пенсионных платежей. При обнаружении неточностей либо зачеркиваний в бланке специалисты ПФР могут не принять документы, пока бланк не будет перезаполнен с устранением замечаний.
Файлы для скачивания:
Когда и куда подавать заявление о назначении пенсии
Надо иметь ввиду, что запрос для предопределения пенсии по возрасту, оформленный в произвольном виде или заполненный на бланках старого шаблона, приему не подлежат.
Сегодня способы отсылки запроса на предопределение пенсии стали более расширенными. Сегодня это можно осуществить следующими вариантами:
Отсылать материалы на предопределение пенсии требуется не откладывая, после достижения пенсионных лет, так как датой начала получения пенсии является дата регистрации ходатайства. Компенсирование за пропущенное время не осуществляется.
При отсылке заявления по почте, датой начала выплат является день, отмеченный на почтовом отделении, при получении заявления от пенсионера.
При регистрации заявления, сотрудник ПФР или МФЦ обязан написать расписку о получении пакета материалов с отображением даты.
С этого времени, в пределах 10-ти дней, ПФР обязан принять решение о выделении пенсионного пособия.
При неправильном заполнении бланка или недостаточного списка документов, служащий ПФР обязан оповестить об этом заявителя. На устранение замечаний уделяется 3 месяца.
Срок рассмотрения
После принятия документов на предназначение пенсионного пособия специалистами ПФР, законодательством предусмотрено на протяжении 10-ти дней вынести решение и оповестить подателя заявления о положительном решении обращения.
При недостаточности приложенных документов к запросу, сотрудники ПФР обязаны потребовать представление недостающих бумаг. Время на устранение замечаний предоставляется до 3-х месяцев.
После положительного заключения о предназначении пенсии, пенсионеру начинают выплачивать пособие с первого числа наступающего месяца, после регистрации заявления.
Как подавать заявление о назначении пенсии
Для назначения пенсионного пособия, требуется подготовить некоторые справки. Для этого, желательно, накануне, обратиться в консультативное окошко ПФР, для выяснения списка документов, требующих для предназначения пенсии.
При наступлении даты, для получения пенсионного пособия, приготовленные документы вместе с бланком-запроса следует отослать в ПФР. Работающие лица, желающие получить пенсию по возрасту, могут продолжать работать (увольняться не требуется). Будет достаточно предоставить трудовую книжечку, предварительно получив ее в кадровом отделе.
Отправлять документы можно с использованием следующих методов:
Если человек захочет воспользоваться, при предназначении пенсионного пособия, Интернетом, то ему понадобиться пройти регистрацию на сайте Госуслуг. Выполнить это – лучше заранее.
Отослать заявление можно будет, зайдя в личный кабинет сайта, с открытием соответствующей вкладки. Запрос и требуемые в приложении документы отсылаются в электронной форме.
На рассмотрение запроса об пенсионном обеспечении, независимо от способа отсылки, отводиться 10 дней с момента регистрации получения запроса ПФР. Если возникают замечания по составлению запроса или недостаточности прикрепленных материалов, заявителю отсылается уведомление с предложением устранить замечания. На устранение замечаний предоставляется время до 3-х месяцев.
После устранения замечаний и принятии постановления о предназначении пенсионного пособия, пенсионер начинает получать пособие в следующем месяце, после его назначения.
Как составить
Ходатайство на предназначение пенсии заполняется на специально принятом бланке, который можно получить, либо в ПФР, либо на портале Госуслуг.
К основным правилам по заполнению бланка запроса относятся такие же требования, как и к прочим официальным документам:
Бланк заявления является унифицированным. В нем требуется отобразить следующее:
Вначале заполняется название отделения ПФ, куда отправляются документы.
Название бланка уже имеется, требуется лишь проверить – тот ли бланк взят для заполнения.
На этом заполнения первой страницы бланка заканчивается.
8) В этом пункте записываются сведения о доверенном лице, если пенсионер воспользовался его услугами.
9) Здесь требуется поставить галочку, указывающую, на какой вид пенсионного пособия рассчитывает заявитель. Для предназначения полного пособия желательно отметить 2 окошечка, где прописаны страховые и накопительные пенсии.
10) В этом пункте надо внимательно прочитать вопросы и поставить галочки в соответствующих квадратиках.
11) На вопрос о наличии иждивенцев, требуется, либо написать «НЕТ», если иждивенцы отсутствуют, или поставить цифру, обозначающую число иждивенцев.
12) Данный раздел предназначен для отображения инструкции поведения пенсионера при назначении пенсии. Здесь ничего заполнять не надо. Требуется внимательно прочитать текст. Подпись в конце бланке будет свидетельствовать о предупреждении пенсионера о своем поведении на протяжении пенсионного обеспечения.
13) Здесь заполняется список документов, прикрепленных к запросу.
14) Седьмой пункт заполняется, если пенсионер желает получить уведомление о предназначении пенсии в электронной форме (указывается электронный ящик)
16) В восьмом пункте податель запроса расписывается, с расшифровкой своей подписи, удостоверяя достоверность заполненных сведений.
16) В девятом пункте отображается адрес, где должен быть открыт банковский счет для перевода пенсии.
К бланку непременно прикрепляется собранный список документов:
По случаю потери кормильца
Оформляя запрос на предназначение пенсии при смерти кормильца, кроме стандартного пакета документов, требуется приготовить справку с указанием степени родства подателя запроса и умершего человека. Кроме этого требуется привести факты, указывающие, что податель запроса находился на иждивении умершего. В конце бланка-запроса отображаются реквизиты свидетельства о кончине родного человека.
Образец
По старости
Достижение преклонных лет предоставляет гражданам право на получение пенсионного пособия по возрасту, не зависимо от того, работают они или нет. При занесении сведений в бланк-запроса на предопределение пенсионного пособия, кроме основных данных, требуется отобразить в бланке величину трудового стажа, а также – трудится ли он в момент подачи запроса или нет.
Образец
За выслугу лет
Если лицо рассчитывает на получение пенсионного пособия за выслугу лет, то в бланке запроса требуется подробно изложить причины, являющиеся основанием для предопределения ему этого вида пособия.
К ходатайству прикрепляются материалы, с отображением трудового стажа в регионах и на производствах, обеспечивающих право на досрочную пенсию.
Образец
По инвалидности
Социальное пособие может назначаться даже при абсолютном отсутствии стажа, детям-инвалидам и лицам, которые никогда не работали.
Страховое (трудовое) пособие предопределяется только, если инвалид проработал хотя бы один день. Когда он достигнет пенсионных лет данное пособие будет отменено, а вместо него будет предназначено пособие по возрасту.
При отсылке заявления на предназначение пособия инвалиду, не играет роли – трудится он или нет.
Если инвалид отсылает запрос в ПФР для определения пособия по инвалидности, в прошении требуется отобразить с какого времени, и по какой причине ему присвоена инвалидная группа.
Кроме стандартных документов к бланку –запросу требуется прикрепить справку медицинской комиссии, подтверждающей факт наличия у подателя запроса инвалидности.