Как бороться с агрессивным поведением школьника?
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающиеся обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.
На основании ч. 4 и 5 ст. 43 Закона об образовании за неисполнение или нарушение устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования.
Вместе с тем на основании ч. 5 ст. 42 Закона об образовании предусмотрена возможность проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся с целью своевременного выявления особенностей в их физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении, а также в целях подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.
Таким образом, исходя из изложенных выше норм права и конкретной рассматриваемой ситуации, можно сделать вывод, что отдельные факты поведения обучающегося могут быть расценены как нарушающие требования законодательства об образовании. При этом несовершеннолетний обучающийся по образовательным программам начального общего образования не подлежит дисциплинарной ответственности. Указанная выше возможность проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося не является «карательной» мерой и может быть реализована с письменного согласия его родителей.
Что касается способов защиты прав участников образовательных отношений в данной ситуации, то представители несовершеннолетних обучающихся в случае предполагаемого нарушения законодательства об образовании могут обратиться в органы управления образовательной организации, в органы прокуратуры или в суд (ст. 45 Закона об образовании).
Вскрылся факт буллинга: порядок правовых действий для родителя
Травля – большая проблема в современных школах. Недавно мы провели исследование и выяснили, что в среднем на каждый класс приходится по 2-3 ребёнка, против которых ополчается часть или весь коллектив. Только задумайтесь о масштабах!
Если вы, как и многие другие семьи, столкнулись с буллингом, а разговоры с родителями агрессора и учителями не помогают – пора переходить к более активным действиям.
Сегодня вместе с приглашённым экспертом портала «Где мои дети», кандидатом юридических наук и доцентом Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Васильевой Оксаной Николаевной разберём правовой аспект этой проблемы и узнаем, как действовать и куда обращаться, когда мирные методы не помогают.
Содержание:
Дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты ребёнка
Буллинг в школах – явление весьма и весьма распространённое. Само это слово является заимствованным из английского языка и переводится как хулиганство.
Буллинг, по своей сути, и является хулиганством, выражающимся в явном пренебрежении социальными нормами и унижении чести, достоинства другого человека. Прямая ответственность за буллинг действующим законодательством не предусмотрена, но у пострадавшей стороны имеются определённые дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты своего ребёнка.
Эти механизмы можно разделить как на самостоятельные, выполняемые только родителями, так и на коллективные – когда родитель воздействует на хулигана и его родителей с помощью школьных и государственно-муниципальных инстанций.
Именно о коллективном механизме воздействия и пойдет речь ниже. В случае достижения хулиганом возраста шестнадцати лет, вполне возможно его привлечение к административной ответственности; как указывалось выше, «буллинг» вполне подпадает под смысл статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
Шаг 1. Собираем документы и доказательства
Первым делом необходимо собрать и удостоверить у нотариуса доказательную базу для дальнейших действий. Такой базой могут быть:
Кроме сбора доказательной базы следует обратиться к психологу. Важно, что у специалиста должен быть диплом о высшем образовании, который подтвердит его компетенцию, а его заключение может быть использовано в качестве доказательства в дальнейшем.
Узнайте, обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, или соберите необходимые доказательства! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».
Шаг 2. Привлекаем школу
Затем, имея на руках доказательную базу, следует обратиться к школьному психологу, директору, классному руководителю ученика.
К сожалению, очень часто педагогический и административный состав не видит никакой проблемы в таких ситуациях и не собирается вмешиваться, оправдываясь словами «дети сами должны разобраться», так как любое разбирательство будет чревато возможными проверками «свыше».
Если же взаимодействие с сотрудниками школы провалилось, нужно начать писать жалобы.
Для начала нужно направить на имя директора школы официальное письмо с описью вложения и уведомлением о доставке. В письме необходимо описать сложившийся конфликт, перечислить все доказательства буллинга и потребовать вмешаться в ситуацию.
Если директор не предпримет никаких действий, направленных на урегулирование конфликта или вовсе игнорирует письмо, его действия можно рассматривать как повод для обращения в прокуратуру с сообщением о бездействии должностного лица.
Кроме прокуратуры, обратиться следует:
Шаг 3. Обращаемся в соотвествующие органы
В управу района и департамент образования пишем о бездействии директора, в комиссию по делам несовершеннолетних – на то, что обидчик нарушает честь и достоинство ребёнка, портит его вещи, что его поведение является девиантным и, скорее всего, его родители не исполняют обязанности по воспитанию. По результатам такого обращения родителей ребёнка могут привлечь к ответственности по статье 5.35 КоАП за вышеуказанное неисполнение родительских обязанностей.
В полицию, если хулиганом был достигнут возраст 16-ти лет, сообщаем об административном правонарушении по составу, предусмотренному статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). В заявлении также следует указать всю собранную доказательную базу, а после приёма заявления – талон-уведомление, который подтверждает факт приёма заявления о правонарушении.
Шаг 4. Готовимся к суду
Вместе с этим, начинайте сбор документов для суда. Потребуется вся доказательная база, заключение специалиста-психолога о тяжёлом психологическом состоянии, моральном терзании. Если у вас нет времени, знаний или желания заниматься этим самостоятельно – рекомендуется нанять юриста.
В исковом заявлении, направляемом в районный суд, вам нужно ссылаться на статьи 151 (компенсация морального вреда) и 1064 (возмещение имущественного вреда) ГК РФ. К заявлению следует приложить все нотариально засвидетельствованные доказательства причинения вреда и заключение психолога.
Важно правильно исчислить компенсацию морального вреда: к сожалению, единой методики и формулы составлено не было, а размер компенсации исчисляется на усмотрение суда. Размер возмещения имущественного вреда исчисляется исходя из рыночной стоимости повреждённых вещей.
Судебная практика благосклонна к «жертвам» буллинга — при сборе достаточного количества доказательств, суд принимает решение в пользу пострадавшего лица.
Скажем ТРАВЛЕ «НЕТ» вместе! Ещё больше материалов на тему буллинга:
Жалоба на ученика школы
Жалоба на ученика школы это одна из форм обращения направленная должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа.
В период пребывания ребёнка в школе ответственность за его жизнь и здоровье несёт руководитель школы и учитель. Педагоги должны следить за дисциплиной, обеспечить безопасность детей: чтобы в их руки не попали опасные предметы, чтобы дети не нанесли вред себе и окружающим.
Сколько конкретно по времени учитель должен находиться при учениках, прописывается в уставе каждой школы. Чаще всего, как и в вашей школе, по этому документу время работы учителя начинается за 20 минут до начала учебных занятий и заканчивается через 20 минут после окончания последнего урока. Но обязательно должно быть указано и то, что учителя, ведущие последние уроки, должны следить за детьми вплоть до их ухода из школы. Если это младшеклассники — до тех пор, пока их не заберут родители, даже если последние задержатся не на 20 минут, а на час и более. В случае если учитель оставит ученика одного и с ним в это время что-нибудь случится, он и директор школы будут нести за это полную ответственность.
Учителя несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
Образец жалобы на ученика школы
Директору МАОУ «Дуплекс» г. Перми
Галине Сергеевне Григоренко
Адрес: г. Пермь, ул.Толмачева,18
от Русинова Артёма Александровича
ученика 1 «А» класса (ФИО ученика)
тел: +7-___-___-__-__
Жалоба на ученика школы
13 марта 2018 года в здании школы на перемене моего сына, три одноклассника (Богдан, Илья, Виктор), в присутствии других учеников и педагога, неоднократно публично оскорбляли унизительными прозвищами, говоря, что у него пенал девичий и т.д. После чего, педагог не предпринял никаких действий. В следствии неоднократного, ежедневного, унижения и оскорбления моего ребенка. Он отказывается посещать школу, психует, переживает, ревёт — поднимая себе давление, а в следствии чего из носа идет кровь, испытывает физические и нравственные страдания. Эти одноклассники неоднократно оказывают моральное и психологическое давление на моего ребенка. Богдан, Илья, Виктор совершают противоправные действия по вине отсутствия должного воспитания и родительского контроля, а также контроля со стороны преподавательского состава школы № 84.
Пользуясь своим конституционным правом, при отсутствии результата по моему заявлению, оставляю за собой право обратиться в прокуратуру с жалобой на родителей учеников, а в последствии в суд за компенсацией морального вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ оставляю за собой право обратиться с заявлением в полицию на родителей учеников.
При отсутствии результата со стороны учителя (жалоба на учителя) и директора школы оставляю за собой право обратиться в Департамент образования администрации г. Перми с жалобой на бездействие.
На основании изложенного,
«14» марта 2018 года
___________ / А.А. Русинов
Скорее не консультация а крик души, бьюсь с одним учеником в классе сына (3 класс), постоянно обижает моего ребенка (та семья состоит на учете как неблагополучная), классный руководитель отмахивается- Все хороши…. но когда обращаюсь с вопросом давайте напишу письменное обращение на имя администрации школы- в ответ слышу не надо, ее же лишать родительских прав….. и все в этом роде, мама на собрания не является…. и сейчас я имела не осторожность в кафе поговорить с этим мальчиком и потом за пределами кафе вскользь взять за шапку и ухо мальчика и теперь эта мама (которые стоят на учете) написала на меня заявление в полицию о нанесении типа побоев (хотя в заключение врача написано, что даже красноты нет)… но суть не в этом за себя я не боюсь и ответ дам за поступок…. как мне теперь защитить своего ребенка и написать встречное заявление (время ушло, письменного обращения в школу не было)..
Добрый день! У сына в школе (6 класс) второй год конфликт со сверстниками, бьют, унижают, морально подавляют. Он конечно пытается огрызаться, но в основном выходит коряво, по детски. Классному руководителю неоднократно говорили, с социальным педагогом говорили, с завучем тоже. Что делать и куда писать в таком случае?
Моего ребенка неоднократно унижает, оскорбляет, бьет одноклассник и не только одного моего! ребенок этот агрессивный раз, постоянно срывает уроки, приходил в школу с колище-режещим предметом! Бьет кулаком в висок, ногой в живот и все это исподтишка и без не всякой на это причины. Его родителей обязали сидеть на уроках, от начала и до конца, вплоть до похода с ним в туалет! Но родители относятся к этому халатно! Даже в присутствии них, ребенок матерится, задирает юбки девочкам и бьет их по попе (3 класс), дерется! На что его родители говорят, что виноваты наши дети и его провоцируют! Как можно этого ребенка убрать из нашей школы? Я боюсь за здоровье своего ребенка!
Мне необходимо написать коллективное письмо или заявление на ученика 5 класса средней общеобразовательной школы на имя директора школы с просьбой перевести этого ученика из-за его неадекватного поведения на уроках и на переменах в другой класс или в другую школу. Мешает на уроках всем одноклассникам постоянно. Никого не слушает и слушать не хочет.
Здравствуйте! Как правильно написать коллективное жалование на поведение ученика 1 класса.
Добрый день. Как правильно оформить коллективную просьбу директору школы в отношении поведения одного ученика. Ребенок из неблагополучной семьи, постоянно срывает уроки, угрожает, обижает одноклассников ( в том числе девочек), дерется, на замечания учителя неадекватная реакция, кидает парты и стулья. Кричит, как он всех ненавидит.
Здравствуйте Полина. Так и пишите, как в образце, только от не от своего имени, а от родителей, которые распишутся в конце жалобы, напротив своей фамилии. Если директор не отреагирует, обращайтесь в полицию на бездействие директора, пусть ставят на учет. В органы опеки, на тему того, что родители этого хулигана не выполняют своих прямых обязанностей, пускай пригласят психолога. Жалуйтесь в Министерство образования и науки на директора, что не принимает никаких действий.
Действуйте, не ждите! Успехов!
Здравствуйте! В класс пришла девочка, которая обижает детей (речь идет о детях 3 класса). Родители и педагоги не могут разрешить ситуацию. Девочка полный неадекват. Причиняет детям физическую боль в том же числе. Психолог и социальный педагог так же не могут справится. Девочка из другого района. При этом наша школа 3-я по счету.
Добрый день! Мой сын учится в 5 классе. Также в нашем классе учится неадекватный мальчик второгодник и третий год пьет кровь учителям и детям… т.е. оскорбляет, избивает, портит имущество школы и учеников, срывает уроки… второй год пытаемся достучаться до его мамы, чтобы перевела его на домашнее обучение. Толку нет. Как правильно действовать?
Как обратится к родителям учеников, в группу, чтобы они беседу провели со своими детьми, что это плохая шутка красть шк форму?
Мы сегодня были у директора школы по поводу ситуации с Соней. О. Она сказала нам, что сделала все в её компетенции и больше никак повлиять на Соню и её маму не может. Теперь, если родителям не все равно, надо обращаться в отдел образования и прокуратуру с жалобами. Нужна помощь в их составлении. Ребенок не адекватен мама на контакт не идет.
Здравствуйте, помогите пожалуйста правильно составить жалобу на имя директора школы
Здравствуйте. Мою дочку в школе постоянно обижает одноклассник: обзывает, высмеивает ее внешность, кидает в нее тряпкой. К кому обратиться в первую очередь?
Здравствуйте, как написать дежурному школы жалобу на непослушного ученика? Очень надо. Он не слушается дежурных, огрызается с учителем.
Добрый день Вика. Так и пишите, что такой то ученик совершает такие то деяния, а далее что просите принять меры, что в случае бездействия будите жаловаться в надзорные инстанции, о них упоминается в приведенном образце жалобы на ученика. Можно в своем обращении упомянуть о правах и обязанностях дежурного учителя:
Добрый день, интересует шаблон-заявления или жалобы на имя директора школы с целью исключить одноклассника. Ранее неоднократно к моему ребенку была применена физическая сила.
Здравствуйте, как написать жалобу на своего одноклассника за оскорбления, унижения женского пола и откровенные стикеры/фото, которые он отправляет в общую группу класса
Здравствуйте Анна.
Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица (Статья 5.61 КоАП РФ), выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Вам нужны доказательства оскорбления и унижения. Запишите на свой телефон (видео съёмка или на диктофон) своего одноклассника, который вас оскорбляет. После этого по образцу в этой теме напишите жалобу, что ученик класса 9 оскорбляет и унижает ученицу класса 9 ФИО. Прошу принять меры. Это нужно, чтобы школа тоже засуетилась, вы вы сможете в последствии пожаловаться и на школу, мол обращались, просили, а школа бездействует.
Если хотите прям жёстко наказать ученика, то обратитесь в прокуратуру с заявлением об оскорблении и унижении, а в последствии в суд с исковым заявлением. После всех мероприятий которые проделает прокуратура и школа, а так же ваша аудио или видео запись в суде помимо всего вы сможете потребовать компенсации морального вреда в денежной форме.
Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
То что он оскорбляет вас публично усугубляет его положение. Сделайте скриншоты и предоставьте эту информацию в качестве доказательств в суде и в прокуратуре.
Напишите в адрес этой соц сети в которой вас оскорбляет ученик и потребуйте его заблокировать, а все оскорбления удалить и напомните им, что непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Что делать, если ребёнка травят в школе: от разговора до заявления
Травля, или буллинг, — серьёзная проблема школы. Всё может начинаться безобидно (например, с дёрганья за косички), а закончиться — уголовной статьёй. Наш блогер, юрист и медиатор Елена Николаева, рассказывает, кто виноват в школьном буллинге и что делать, чтобы его прекратить.
Ученики московской школы № 1536 совершили акт насилия над семиклассником. Мальчика поймали, затащили в туалет и окунали головой в унитаз, снимая это на телефон, потом видео попало в сеть. Администрация школы сразу инициировала бурную деятельность по привлечению виновных к ответственности, хотя постановка агрессоров на учёт по делам несовершеннолетних вряд ли изменит что-то в уже сформированном поведении буллеров.
Что будет дальше? Сейчас с ребёнком работают психологи. Через какое время он сможет чувствовать себя в безопасности в этой школе? Сможет ли вообще учиться там дальше?
Кто виноват в произошедшем
Виновата школа, на территории которой это произошло. Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ответственность за жизнь и здоровье учеников во время образовательного процесса несёт образовательная организация. За невыполнение этого требования предусмотрена юридическая ответственность для руководителя и работников — вплоть до уголовной.
Виноваты семьи буллеров, даже семья мальчика частично виновата. Неужели раньше никто не замечал, что у ребёнка были проблемы в школе? Вряд ли это был единичный случай травли.
Что делать родителям, чьи дети стали жертвой буллеров-сверстников
Повторюсь, что школа несёт ответственность за учеников во время образовательного процесса. Это значит, что всё, что происходит в школе, — проблема школы, а любые конфликты и испорченная репутация для образовательного учреждения крайне нежелательны. Поэтому изначально вопрос детской травли нужно пытаться решать с родителями обидчиков и классным руководителем.
Если ни те, ни другие не желают вмешиваться, родителям нужно писать заявление на имя директора школы с требованием провести внутришкольное расследование. Для этого создадут комиссию, у школьников (инициаторов и участников травли) потребуют письменное объяснение, по результатам которого вынесут решение о применении мер дисциплинарного взыскания к обидчикам.
«Ему втыкали циркуль в спину»: пять историй тех, кого травили в школе
Законом «Об образовании» (статья 43) предусмотрено применение следующих мер дисциплинарного взыскания к обучающимся: замечание и выговор. Но к дошкольникам и ученикам начальной школы их применить нельзя. Крайняя мера — отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность, но это заключительная мера и применима к детям, достигшим 15-летнего возраста.
Если школа не реагирует, ограничиваясь отписками, нужно давить на школу, писать в Департамент образования с жалобой на бездействие школы. Через директора инициировать собрание с родителями и классным руководителем, которое необходимо для прояснения своей позиции и намерений по защите прав ребёнка.
Хорошо, если в школе есть медиатор, которого получится привлечь к урегулированию конфликта
К сожалению, в России медиация ещё не очень популярна и чаще всего функции медиатора в школе возлагаются на человека, от медиации далекого и не понимающего, что нужно делать. Такие медиаторы начинают всеми силами пытаться примирить конфликтующих, а этого делать не нужно, так как цель медиации — в снижении градуса конфликта, нахождении консенсуса.
Если и это не помогает, а травля не прекращается, ребёнка от школы придётся изолировать, написать заявление в полицию и в комиссию по делам несовершеннолетних. Родителей обидчиков привлекут по части 1 статьи 35 КоАП РФ, а обидчиков поставят на учёт по делам несовершеннолетних. Помимо этого, родители пострадавшего имеют право обратиться в суд с иском о возмещении материального ущерба и морального вреда.
Важно!
Родителям пострадавшего ребёнка нужно располагать достаточными данными о конфликте и подтверждениями своей позиции. Это могут быть скрины социальных сетей с сообщениями обидчиков, скрины переписки. Если после школы родители обнаружили на теле ребёнка ушибы, их нужно сразу зафиксировать у медиков. Возможно, у кого-то обнаружится видео школьных разборок, испорченные и пропавшие в школе вещи, — по всему должны быть подтверждения. Лишь имея достоверные подтверждения, родители смогут контролировать ситуацию и доказать произошедшее.
Помните, что любая борьба хороша, но она ни в коем случае не должна сказываться на психологическом здоровье ребёнка. Именно поэтому, если ребёнку не становится лучше в коллективе, лучше подумать над альтернативой школе или переводе в другую школу.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (Vectorium)