Как признаться в своих ошибках начальнику
Нельзя
1. Откладывать объяснение на потом. Да, вам светит неприятный разговор. Да, велик соблазн потянуть время, надеясь, что все как-нибудь устроится само собой, а еще лучше — что о вашей ошибке никто не узнает. Но помните: реальная вероятность того, что промах не заметят, близка к нулю. Лучше самому рассказать о проблеме руководителю, чем ждать, пока это сделают внимательные коллеги.
2. Готовиться к тому, что вас будут ругать. «Это изначально позиция ребенка, который нашкодил, и сейчас родители устроят ему “бучу”, — объясняет Ульяна Скорнякова, профессиональный психолог и коуч. — Деловой мир — это все-таки мир взрослых. Поэтому важно занять не детскую позицию жертвы, а позицию взрослого: морально подготовиться к конструктивному разговору с руководителем и не настраиваться на ругань — иначе ее вы и получите».
3. Перебивать и спорить. Дайте начальнику право на дурное расположение духа. Не пытайтесь остудить его пыл словами «Не стоит так волноваться» или «Успокойтесь, пожалуйста». Такие фразы только выдают страх и еще больше раздражают собеседника. «Когда человек злится и выступает с обвинениями, важно понять, что не вы лично являетесь причиной его эмоции, а сформировавшаяся ситуация, — рассказывает Ульяна. — Это поможет не принимать гнев близко к сердцу и не стушеваться. Поставьте себя на место руководителя: на нем гораздо больше ответственности. Поймите его, посочувствуйте; можете сказать о своих переживаниях так: «Я вижу, что вас это злит, и я бы на вашем месте тоже злился!» Такой фразой вы проявите заинтересованность к его психологическому дискомфорту, и это может помочь снять напряжение во время разговора».
5. Перекладывать ответственность на других. Говорите только о своих ошибках. Все, что вне вашей компетенции — повод для отдельного разговора в присутствии всех ответственных лиц
Можно и нужно
1. Вовремя заметить и признать ошибку. Если вы заметили проблему и сразу отправились к шефу, чтобы обсудить пути ее решения, это расскажет о вас как об ответственном и серьезном сотруднике, которого действительно волнует судьба компании. Кроме того, вашему самолюбию будет нанесен куда меньший урон, если начальник устроит разнос без свидетелей. Если вы сами инициируете беседу — скорее всего, так и будет.
2. Подготовиться. Не только к сложному разговору, но и к обсуждению путей выхода из ситуации. Подготовьте объяснение, почему случился тот или иной промах, и продемонстрируйте намерение разобраться в проблеме. «Отправляйтесь беседовать при полном вооружении: ситуация со всех сторон, риски, решения, аргументы, — советует Ульяна. — Помним о том, что это взрослый разговор, поэтому беседу нужно вести с полной ответственностью и честностью. Опишите все как есть, признайтесь в том, что чувствуете свою вину в случившемся, и предложите варианты решения».
3. Попросить совет. Руководителю виднее, как правильно действовать с точки зрения бизнеса. Спросите, что он думает о проблеме и какое решение кажется ему наиболее подходящими. Такой просьбой вы покажете, что вы цените его мнение, и быстрее перейдете к более приятной части «разбора полетов» — обсуждению выхода из ситуации.
4. Усвоить урок. Обязательно сделайте акцент на том, какой опыт вы приобрели в данной ситуации, как он будет полезен в будущем, в котором вы сделаете все, чтобы избежать подобных оплошностей. Это должны быть не пустые слова. После разговора с начальником еще раз подумайте о проблеме, ее причинах и последствиях. Возможно, придется серьезно изменить ваш подход к работе, чтобы ошибка не повторилась.
5. Продолжать выполнять свои рабочие обязанности. Не нужно пытаться «загладить вину», загрузив себя дополнительными объемами работы. Продолжайте выполнять свои обязанности наилучшим образом, стремясь добиться высоких показателей и не допуская ошибок. Ваше усердие обязательно оценят, а о промахах будут вспоминать как об истории компании, а не ваших личных неудачах.
Как попросить прощения в деловом стиле
В общении с деловыми партнёрами и коллегами необходимо соблюдать некоторые правила, иначе человека сочтут бестактным. Чтобы этого не случилось из-за ошибки, нужно вовремя сказать «прошу прощения за неудобства или беспокойство». Подробнее о том, как просить прощение в деловой обстановке на работе расскажем ниже.
Когда требуются деловые извинения
Просить прощения у коллег, начальства или деловых партнёров необходимо, если:
Без извинений в общении возникнет неприязнь, так как индивида могут посчитать самонадеянным.
Каким способом извиниться
Чтобы выбрать способ извинений, отталкиваются от причин.
Как правильно извиниться
В переписке с коллегой или начальником лучше придерживаться официально-делового стиля, писать без лишних слов. Извинения в письменной форме на бумаге также должны быть чёткими.
Если человек попросит прощения устно, то в его речи должны присутствовать клише, выражающие вину и надежду на исправление неточностей. Использовать лучше местоимение «Вы». Чёткие фразы можно подобрать, отталкиваясь от причины.
За беспокойство
Если извиняетесь за беспокойство, то начать письмо или устное обращение рекомендуется со слов «Прошу простить меня за…» После фразы необходимо указать, что именно заставило обратиться к коллеге или боссу.
Закончить нужно фразой: «Еще раз прошу у Вас прощения за беспокойство».
В деловом письме после этого клише можно выразить надежду на скорый ответ. При беседе можно поблагодарить за потраченное время.
За неудобства
При долгом ожидании нужно обязательно извиниться за неудобства. Если беседуете с клиентом, можно предоставить скидку на товар или небольшой презент.
Фразу «Просим прощения за доставленные неудобства» стоит повторить 2-3 раза. Тогда у индивида сложится хорошее впечатление об организации и сотрудниках.
При задержках
В устном или письменном обращении необходимо полностью изложить причину, из-за которой товар был доставлен не вовремя, а работа сдана позже. Извиниться нужно сразу же, если ожидание продлится несколько дней, или во время отчёта при сдаче работы.
Начать рекомендуется с устоявшейся фразы «Прошу у Вас прощения за задержку» или «Извините за долгий ответ».
В финале вновь извиняться не стоит. Лучше выразить надежду на то, что такого больше не повторится.
За звонок в нерабочее время
Если звоните вечером или в выходной день, то начните общение так: «Вам удобно говорить? Прошу прощения за незапланированный звонок в нерабочее время. Надеюсь, не отвлекаю Вас от чего-либо важного».
Затем нужно конструктивно изложить причину звонка. После беседы поблагодарите за уделённое время и вновь извинитесь за беспокойство.
За ошибку
Если произошла ошибка, то просить прощения нужно незамедлительно. При серьезных недочетах стоит направить письмо на электронную почту или написать отчёт в письменном виде с указанием причины промаха.
Завершают обращение словами: «Еще раз прошу у Вас прощения за ошибку. Такого больше не повторится».
При опоздании
Опоздание на рабочее место требует письменного объяснения. В нём не стоит извиняться, лучше полностью описать причину несвоевременного прихода на работу.
Попросить прощения лучше при личной беседе с начальником.
За поведение
Работа в компании требует неукоснительного соблюдения делового этикета. Если какие-либо поступки не соответствуют этим правилам поведения, то необходимо извиняться перед коллегами.
Подготовьте достойное оправдание своим действиям. Например, если перед выступлением из-за неаккуратности совершили что-то, то укажите на волнение.
Как попросить прощения у начальника
Чтобы понять, как правильно попросить прощения у начальника, нужно обратить внимание на характер босса. Если он вспыльчивый, то при объяснении делайте упор на собственные недостатки.
Если руководитель строгий, но справедливый, необходимо несколько раз повторить: «Прошу меня простить». Извиняться долго не стоит, но и торопиться не рекомендуется.
5 шаблонов, которые позволят проще извиниться и исправить ситуацию на рабочем месте
Независимо от того, где вы работаете и чем занимаетесь, рано или поздно придется приносить извинения перед коллегами, клиентами, знакомыми. Однажды это случается в жизни каждого. Постоянно находясь в окружении людей, любой рискует оказаться в ситуации, когда его действия или бездействие могут причинить неудобства или нанести ущерб другим. В этой ситуации может оказаться кто угодно: выпускник учебного заведения, молодой и неопытный специалист, работающая мама, опытный и матерый менеджер по продажам. Умение решать тактично подобные проблемы является особенно ценным.
Эксперты сходятся во мнении, что лучшим выходом будет признание своей ответственности за произошедшее. Попытки оправданий и использования слов «если» или «но» может только усугубить ситуацию. Поэтому варианты ответа «Извините, если я вас обидел во время встречи» или «Извините, мы допустили ошибку. Но вы были предупреждены о существовании кадровых проблем на предприятии» являются недопустимыми.
Хорошей новостью будет тот факт, что существуют «золотые фразы», эффективность которых подтверждена практическим опытом тысячей людей. Используйте их в качестве шаблонов, это позволит с честью выйти из ситуации и сохранить отношения с окружающими.
Случай 1: вы допустили ошибку, которую не можете исправить сами
В первую очередь задумайтесь, обладаете ли вы навыками, которые позволят решить ситуацию самостоятельно. Во вторую очередь проанализируйте, сколько времени потребуется для получения их.
Лучшим выходом будет использование следующего шаблона:
«Я допустил ошибку в процессе выполнения [задачи]. Я был уверен в своих силах, но теперь я понимаю, что сначала должен был согласовать с Вами свои действия. Мне очень жаль, и это больше не повторится. Однако чтобы исправить ситуацию, мне понадобится Ваша помощь. Когда мы можем обсудить это?».
Случай 2: вы пообещали клиенту что-то невозможное
В работе люди всегда стремятся превзойти ожидания клиентов. Для получения нужного результата сотрудники готовы обещать «золотые горы». Этот метод эффективен, во всяком случае, до тех пор, пока вы не поймете невозможность выполнения условий. Если вы работаете в команде, сообщите о ситуации коллегам или начальнику. Даже если они не смогут вам помочь, по крайней мере, будут в курсе происходящего.
Проанализируйте свои возможности и согласуйте с руководством альтернативу, которую вы можете предложить взамен обещанного. Возможно, это будет изменение условий поставки на более выгодные, сокращение сроков отгрузки, предоставление отсрочки, бонусы, включение в рассылку для VIP-клиентов. Убедитесь, что не подведете партнеров второй раз.
Для этого случая используйте в качестве шаблона следующий вариант:
Случай 3: вы кого-то обидели
Если в ходе разговора, например, с коллегой вы оскорбили его, не стоит фокусироваться на мотивах и наличии оснований для произнесенных слов. Намного важнее сосредоточиться на том факте, что вы действительно сожалеете о случившемся. Решение этой проблемы позволит сохранить спокойную обстановку в офисе, рабочем коллективе и не потерять добрые отношения с сослуживцем.
Попробуйте начать разговор со следующей фразы:
«Я понимаю, что то, что я сказал, было оскорбительным. Я был не прав, это недопустимо. В будущем я буду сохранять спокойствие в подобных ситуациях».
Конечно, стоит учитывать, что подобные извинения будут актуальны и эффективны в случае незначительных разногласий. В более серьезных ситуациях, когда оскорбления касались национальности, качеств собеседника или его личной жизни, придется приложить больше усилий для разрешения конфликта.
Случай 4: у вас плохие новости
Этой участи стараются избежать все. Ситуация может усугубляться пониманием своего бессилия и невозможности повлиять на результат. Не избежать неприятных ощущений и лидерам, которым чаще всего приходится сообщать плохие новости.
Лучшей рекомендацией будет совет сообщить суть, по возможности объяснить причины и подбодрить человека.
Например, фраза может быть построена следующим образом:
«Несмотря на все мои усилия, мне жаль сообщить, что в вашем повышении / отпуске / проекте отказано. Решение было принято из-за сокращения штатного расписания / бюджета / изменений графика отпусков / текущих приоритетов. Пожалуйста, не позволяйте этому огорчить вас. Мы искренне ценим ваш вклад в работу и постараемся найти способ продемонстрировать это».
Случай 5: вы забыли о задании
По каким-то причинам вы забыли о сроках сдачи проекта и необходимости завершить свою часть работы. Что еще хуже, ваш начальник уже в курсе этого.
Смиритесь: вы выпустили ситуацию из-под контроля и не успели приложить усилия для исправления промаха.
Начать беседу можно следующей фразой:
«Я сожалею о том, что не смог уложиться в срок выполнения проекта [X]. Я понимаю, что моя ошибка плохо отражается на результатах всей команды. Я могу завершить свою часть работы к вечеру завтрашнего дня. Это будет выходом из ситуации? Или вы хотели бы увидеть, что у меня есть в черновом виде?».
Вместо заключения
Вряд ли найдутся люди, кто получает удовольствие от принесения извинений. Но это необходимо для того, чтобы наладить, восстановить или укрепить отношения с коллегами. Придерживайтесь ключевых правил, которые позволят предупредить подобные ситуации:
Будьте искренними, честными, ответственными и обсудите с коллегами, руководством или клиентами по завершению ситуации, чтобы вы могли сделать иначе.
Как извиняться перед коллегами, боссом и клиентами, чтобы ваши извинения принимали. Советы коуча
Что делать, если вы забыли о дедлайне или допустили ошибку, которую не в силах исправить
Часто, когда мы обижаем кого-то или по нашей вине происходит что-то неприятное, недостаточно просто сказать «прости». Нужно подобрать правильную интонацию, на одних фактах сделать акцент, а другие не упоминать. Пересказываем советы карьерного коуча Камары Тоффоло о том, как извиняться перед коллегами, начальником и клиентами, чтобы ваши извинения звучали убедительно.
Все мы неизбежно время от времени задеваем чьи-то чувства. Неважно, где вы работаете и чем занимаетесь, рано или поздно вам придется перед кем-нибудь извиняться. Раз уж прятать голову в песок в таких случаях не выход, лучше научиться подбирать для извинений правильные слова.
Эксперты сходятся в том, что хорошее извинение невозможно без признания вины и осознания причиненного вреда. Вам придется осознать свой поступок, взять за него ответственность и выразить сожаление. Чего в извинении быть не должно, так это оправданий и слов «если» и «но». Например, не стоит говорить «Прости, если я обидел тебя на совещании» или «Извините за допущенную нами ошибку, но вы же знаете, что нам не хватало рабочих рук».
Когда стоит извиняться
1. Вы совершили ошибку, которую не можете исправить самостоятельно
Вы совершили оплошность, работая над сложной задачей (например, одобрили какое-то решение, на которое у вас не было полномочий), и понимаете, что не справитесь с ошибкой собственными силами. Единственный выход — обратиться к начальнику и попросить его о помощи. Не тяните с извинениями и будьте готовы взять на себя ответственность. А еще пообещайте, что такое больше не повторится.
«Я допустил ошибку, работая над задачей X. Я не видел ничего плохого в том, чтобы проявить инициативу, а теперь понимаю, что должен был сначала поговорить с вами. Простите, это был первый и последний раз. Чтобы исправить ошибку, мне нужна ваша помощь. Скажите, когда вам будет удобно обсудить проблему?»
2. Вы пообещали клиенту что-то невыполнимое
Стремиться превзойти ожидания клиента нормально, но иногда можно переборщить и пообещать ему что-то, чего вы на самом деле сделать не можете.
Даже, если вы лидер команды, поделитесь своей ошибкой с коллегами или боссом. Они, возможно, не смогут вам помочь, но, по крайней мере, будут в курсе происходящего. Перед тем, как сообщать новости, подумайте о решении проблемы. Если вы собираетесь сказать клиенту, что не сможете выполнить обещание, объясните ему, что вы готовы сделать вместо обещанного.
«К сожалению, я не смогу сделать для вас то, что обещал. Я прошу прощения за эту оплошность. Я погорячился, хотел дать вам то, чего вы хотели, но сначала мне стоило подумать о наших ресурсах/бюджете/возможностях. Вот что я могу предложить вам взамен…»
3. Вы кого-то обидели
Вы просто болтали с коллегой, а потом неожиданно стали говорить на повышенных тонах и в итоге сказали ему что-то обидное. Возможно, вы не хотели его обижать — а может, и хотели — но теперь вы понимаете, что должны извиниться, чтобы успокоить ситуацию. Не делайте акцента на том, почему вы так высказались (это оправдание) — просто выразите сожаление.
«Понимаю, то, что я сказал тебе, прозвучало обидно. Я был не прав, когда говорил в таком тоне, это было непрофессионально, я прошу прощения. Я буду стараться не горячиться в подобных ситуациях».
4. У вас плохие новости
Никому не хочется сообщать другим плохие новости. Особенно неприятно, когда это что-то, не зависящее от вас. Однако, если вы — руководитель, такое будет происходить часто. Лучшее, что можно сделать в таком случае, сразу переходить к делу — чтобы не превращать разговор в пытку для того, кому вы хотите сообщить неприятные новости.
«Я сделал все, что мог, но вынужден сказать, что не могу повысить тебя/дать прибавку/позволить тебе отпуск/одобрить твою идею. Дело в том, что нам урезали бюджет/у нас укомплектован штат/у нас сейчас другие приоритеты. Надеюсь, это не сильно тебя расстроит. Мы очень ценим твой вклад в работу команды и постараемся найти способ доказать это».
5. Вы забыли про задачу
По какой-то причине вы забыли о дедлайне в работе над проектом. Хуже того, ваш босс заметил это до того, как вы успели спохватиться. Когда происходит подобное, важно показать, что вы не ищете оправданий и сообщить точное время, к которому вы закончите работу.
«Прошу прощения, что пропустил дедлайн. Я понимаю, что моя ошибка может помешать работе команды. Я смогу доделать мою часть работы к концу завтрашнего дня. Так будет нормально, или мне лучше показать черновик уже сейчас?»
Извиняться не очень-то радостно, но часто это необходимо, чтобы восстановить или укрепить отношения с коллегами. Так что будьте честны и обсудите, что бы вы могли сделать иначе в следующий раз. Эффект от искренних извинений может быть продолжительным.
Все самое важное и интересное собираем в нашем Facebook