Качественный злодей: создаем образ антагониста
С положительными героями все понятно – они стоят на страже мира, сеют доброе и светлое, искореняют зло. А вот с антагонистами не так все просто, и к созданию злодейского образа начинающие часто подходят спустя рукава. Дескать, зло – оно и есть зло, и что о нем много думать? Но это очень серьезная ошибка. Ибо героизм положительных персонажей создается именно за счет козней противоборствующей стороны, и чем эта сторона сложнее и интереснее, тем весомее вклад героя-победителя в общий успех.
Вообще начинающие при создании антагониста допускают следующие ошибки:
Он просто появился и начал творить зло. Зачем? Почему? Каковы его мотивы? Что сделало его злым? Ни слова. Хотя это очень важно для понимания образа, и чем масштабнее злодеяния, чем больше пространства в истории они захватывают, тем больше должно быть пояснений типа зачем, почему и откуда.
Злодей – круче всех, он самый-самый из самых-самых. Всё. А зачем? Каковы истоки его могущества? Через что он переступил, чтобы заполучить желаемое? Чем пожертвовал? Чего он боялся, если рискнул? Откуда взялась подобная цель – что ее сформировало? Как он достиг?
Иначе, бывает, создается ощущение, будто злодей создан таким крутым, исключительно чтобы подчеркнуть силу и значимость героя-победителя.
Темный, злой, страшный, и точка. Способен только убивать, мучить, вредить, завидовать и считать себя выше всех. Но почему? Почему бы злодею не иметь таких качеств как сочувствие, уважение к равному? Хотя бы? Откуда взялась сплошная «чернота»?
Странных – потому что они держат в страхе всю округу, сильные и коварные, зато когда в дело вступает герой со товарищи приспешники разом становятся бессильными, неумелыми, проваливают дело за делом и проигрывают герою на каждом шагу. А почему? Куда подевалась заданная автором мощь?
Плюс приспешники – как слуги. Либо до смерти боятся злодея и потому служат, либо фанатично ему преданы, почитают как божество, но все равно до смерти боятся. Но почему? Почему бы злодею не иметь если не друзей, то хотя бы верных соратников, которые не боятся, не заикаются при виде его темнейшества, а помогают ему (и почувствуйте разницу между «служат» и «помогают»), разделяя идеи антагониста и стремясь к тем же целям? С какой стати злодей стал решительным одиночкой?
Например, возникло пророчество о появлении героя-победителя – всё, злодей испугался и побежал истреблять всех окрестных младенцев. Приснилось, что герой явится из другого мира – всё, злодей испугался и побежал истреблять всех магов, чтобы некому было открыть портал и обучить пришельца. И так далее.
Страх непонятно кого плюс кардинальность однотипных мер (убить, истребить, вырезать под корень) вызывают недоумение. Если злодей всемогущ, откуда взяться страху поражения, которое всего лишь напророчено, то бишь может сбыться, а может и нет? Почему именно истребление – почему бы не найти героя и не переманить на свою сторону, смутив юный разум?
Это основное. Соответственно, чтобы создать многослойный образ запоминающегося злодея, нужно следующее:
Даже если злодей – безумный маньяк с врожденными патологиями… то хотя бы это объяснить – врожденное. И добавить, что он всегда был со странностями, а некие неприятные события развили их и усугубили.
Двух-трех крутых и обоснованных навыков вполне хватит. Злодей должен казаться победимым.
Страх тараканов, сомнения в методах или исходе, уважение к герою и принятие его силы, почтение к учителю или людям преклонного возраста, любовь к женщине или своим детям, наличие друзей-советников-соратников – почему нет? Это сделает злодея живым, настоящим, полнокровным.
Возрасту – обязательно. Многие авторы выбирают сто- или двухсотлетнего злодея, а потом приписывают ему страхи и метения двадцатилетнего парнишки. И требованиям – само собой. Никого не щадит – значит никого не щадит. Безумец – значит должен действовать нестандартно, вопреки логике и здравому смыслу, причем во всем.
А самое главное, конечно, это наличие четких и обоснованных целей, причин их появления, мотивов для злодейства и прочих «почему». А если у злодея будет своя философия – о том, как должен быть устроен мир, какими должны быть люди, что такое справедливость, добро и зло, любовь и дружба, свет и тьма – это вообще шикарно.
И напоследок классификация злодеев:
У антагониста (если он не нежить) должно быть всё, что есть у главного героя – и что есть у любого из нас: душа с ее потребностями, сложное психическое устройство, прошлое, настоящее и будущее. И тогда он получится интересным и живым.
Если хотите больше знать о создании героев и о том, как удачно представить их читателю, заказывайте наш новый сборник «О героях и персонажах».
В сборнике нет упражнений, зато матчасти – теории с примерами – 22 статьи, из которых на сайте Школы есть только шесть статей (это, например, известные «Автор и герой», «Элементы образа»). Остальные – новые, и многие в свободном доступе появятся нескоро.
А некоторые – не появятся вообще.
В процессе работы над сборником одни статьи были доработаны и дополнены примерами, фактами и пояснениями, другие – сформированы на основе теоретического материала, который мы давали только в рамках платных курсов. И, конечно, многие написаны на совершенно новые темы.
Узнать подробности и заказать книгу можно ЗДЕСЬ. Переходите по ссылке ?
Как создать очаровательного злодея
Как создать харизматичного, запоминающегося злодея, которого будут обожать читатели.
(Хочется как-нибудь создать такого, а не рядового властного мерзавца, который на деле редко оказывается обаятельным. Раскопала и перевела статью Криса Винкла, может, окажется полезной) https://mythcreants.com/blog/six-ways-to-make-your-villain-likable/
Сделайте злодея крутым и умным
Сложно ненавидеть злодея, у которого есть стиль. Если негодяй одет с иголочки, использует удивительные гаджеты, и сыплет направо и налево короткими, остроумными фразами, ваши читатели его полюбят. Хрестоматийные примеры таких злодеев — Дарт Вейдер и Джокер.
Однако все будет напрасно, если ваш злодей облажается. Например, оставит героя в живых, когда тот был в его руках; если злодея постоянно предают приспешники; если он совершает промах за промахом.
Дарт Вейдер — харизматичный, сильный злодей, потому что ухитряется победить двух важных персонажей и взять героев в плен. А вот в приквеле к “Звездным войнам” есть несколько злодеев, которые на первый взгляд кажутся крутыми, но на деле ничего не достигают и оказываются пустышками.
Помогите читателям понять вашего злодея
Чем чаще читатели могут “услышать” мысли злодея, тем скорее они начнут отождествлять себя с ним или относится к нему, как к другу. Здесь работает такой эффект: кажется, что злодей поверяет читателю свои зловещие тайны.
Если часть повествования идет от лица злодея, эффект будет сильнее. В противном случае можно использовать других персонажей. Например, ваш герой может пожелать понять мотивы злодея, и будет много об этом размышлять. Или герой когда-то был закадычным другом злодея, хорошо его знает, и теперь объясняет сторонникам ход его мыслей. Или злодей — “двойник” героя. В свое время он выбрал темный путь, когда герой выбрал светлый, как, например, Дарт Ведйер и Люк Скайуокер.
Не забывайте, что раскрытие внутреннего мира злодея срывает с него покров тайны и лишает загадочности. Это хороший ход, если, например, дальше по сюжету ваш злодей превратится в героя. Однако если вы хотите, чтобы ваш злодей оставался страшным и загадочным, прибегать к такому приему не стоит.
Наделите злодея сильными моральными качествами
Даже если ваш злодей любит на досуге расчленять людей, это вовсе не значит, что он нарушает обещания, обижает детей или не способен искренне любить.
У многих злодеев есть кошечки (хомячки, собачки…), но при этом они обращаются к ним в зловеще-комичной манере: «Скоро, моя кисонька, ты сможешь вдоволь налакаться крови невинных жертв!»
Сильные моральные качества очень важны для злодея-экстремиста, который творит нехорошие дела из лучших побуждений. Если он полагает, что действует правильно и на благо других, подкрепите это высокоморальными поступками. Например, он может жертвовать деньги на благотворительность, или бороться за какое-то правое дело.
Придумайте для злодея трагическое прошлое
Читатели многое простят вашему злодею, если будут знать о его страданиях. Опишите ужасное прошлое, которое заставило злодея когда-то встать на скользкую дорожку (пример: Магнето из мира “Людей Х” во время Второй Мировой войны попал в концентрационный лагерь. Неудивительно, что для защиты мутантов он прибегает к радикальным мерам).
Подробный рассказ об ужасных обстоятельствах вызовет у читателя сочувствие. Покажите, как эти обстоятельства изменили характер персонажа, как ввергли его в отчаяние, и читатель поймет злодея лучше. Также темное прошлое злодея само по себе может стать интересной загадкой, которую предстоит решить герою.
Если ваш злодей — ужасный, кровожадный маньяк, придумайте для него подходящее прошлое, и читатель отнесется к злодею благосклонно. Например, в фильме ужасов “Кэндимен” рассказывается история призрачного маньяка.
Кэндимэн был сыном бывшего раба, разбогатевшего после Гражданской войны. У юноши был талант художника, так что один землевладелец попросил его нарисовать портрет его дочери. Кэндимэн и дочь богача полюбили друг друга, что, однако не входило в планы отца. Тот заплатил погромщикам, и те сперва отрезали юноше руку, а затем бросили его тело на пасеке, предварительно смазав его тело медом. От пчелиных укусов Кэндимэн умер. После этого его тело сожгли на костре, а пепел развеяли на месте.
Такой прием используется во многих фильмах и книгах ужасов для создания соответствующей атмосферы.
Наделите злодея крепкой мотивацией
Причина, по которой ваш персонаж сделал неправильный выбор, куда важнее самого выбора. Если ваш читатель решит, что в похожей ситуации он поступил бы точно так же, вы добились своего.
Крепкая мотивация — отличный способ заставить читателя сопереживать злодею, который думает, что цель оправдывает средства. Злодей может осознавать, что поступает не лучшим способом. Большинство людей оправдывают месть, даже когда местью ничего исправить уже нельзя.
Тем не менее, постарайтесь, чтобы избранная вашим злодеем месть была соразмерна страданиям, которые он перенес.
Например, читателям сложно понять желание разрушить мир до основания, чтобы затем на его останках построить новый, лучший мир. Или стремление злодея отомстить невинным потомкам своего обидчика.
Если в вашем сюжете нет четко плохих и хороших, правильная мотивация обогатит вашу книгу. Покажите читателям неожиданные хорошие стороны и преимущества ужасных поступков вашего злодея.
Сделайте вашего злодея неудачником
Неудачники и жертвы обстоятельств могут вызвать сочувствие, особенно если их поступки основываются на чистом, незамутненном эгоизме. Читатель станет сопереживать незавидной судьбе неудачника, даже если он станет закоренелым злодеем. Пример: Пингвин из Готэм-сити (комикс и фильм “Бэтмен”).
Злодеи-неудачники не представляют большой угрозы, но лишь на первый взгляд. Вы можете придумать жалкого злодея-неудачника, который развернется в полную силу во второй части вашей книги. Покажите, как ему достается от обидчиков, как он сражается с ними, и когда он, наконец, станет большим плохим парнем, ваши читатели нежно к нему привяжутся. Если у вас в книге уже есть главный злодей, второй злодей-неудачник может стать интересным сюжетным поворотом.
Этот прием наиболее эффективен, если ваш герой и есть злодей. Ему придется преодолеть куда больше препятствий, чем обычному, сугубо положительному герою, и в сюжете будет проще поддерживать напряжение.
Еще пример жалкого злодея-неудачника: Урия Гип (“Дэвид Копперфильд”).
Не каждый злодей обязан быть очаровашкой. В некоторых историях им лучше оставаться страшными и ужасными. Но с развитием сюжета в любой книге злодей мало-помалу утрачивает свою “ужасность”, и в таком случае рост симпатии к нему читателей поможет одновременно сохранить к нему интерес.
Как написать интересного злодея
Учимся создавать достоверных злодеев, соблюдая следующие правила:
1. Удостоверьтесь, что вы показали, как злодей лично творит зло.
Злодей, который только и делает, что сидит на троне (или взирает вниз с вершины огромной башни) едва ли может быть назван злодеем. Трудно хотя бы немного бояться парня или девчонки, которые просто расселись и раздают грозные приказы с утра до ночи. Постарайтесь все же запачкать руки вашему злодею. Если он не занимается пытками лично, пусть по крайней мере одобрительно наблюдает за процессом, а еще лучше, допрашивает протагониста.
2. Пусть злодей лично общается с героями.
3. Убедитесь, что у злодея есть правдоподобные планы и мотивация.
Прежде всего, если вы хотите, чтобы вашу рукопись воспринимали серьезно, никогда не создавайте героя, который творит зло только потому, что ОН ЗЛОДЕЙ. Это слишком грубо.
Выясните приоритеты вашего злодея. Вы должны всегда спрашивать себя, может ли ваш злодей лучшим образом использовать свое время/деньги/силы, чтобы достичь своих целей. И если ответ «да», то почему злодей поступает иначе?
Также умственное расстройство не должно заменять реальный мотив. Кроме того, что это может выглядеть оскорбительно, читатель видит за этим лень автора. Даже злодеи, которые творят зверства под воздействием душевных болезней, руководствуются реальным мотивом
4. Позвольте вашим злодеям учиться на собственных ошибках или ошибках их соратников, или быстро ликвидировать их.
Кроме того, злодеи, использующие одни и те же приемы снова и снова (пусть с небольшими вариациями), быстро «устаревают».
5. Не делайте ваших злодеев нацистами, пусть даже вы назовете их иначе.
Серьезно, это мошенничество. Нет ничего плохого в том, чтобы позаимствовать несколько идей, но в истории литературы было слишком много злодеев, по сути представлявших собой нацистов, хотя они и назывались иначе.
6. Уберите следующие слова и словосочетания из лексикона ваших злодеев:
— согласно.
— поразвлечься
— надоедливый
— приговор/приговорен
— валять дурака
— низкосортный
— интересный
— вмешательство/вмешивающий свой нос
— чрезвычайно (например, «что чрезвычайно интересно. «)
— возможно
— моя дорогая (злодей общается с дамой)
— мой друг (злодей общается с мужчиной)
— довольно
— итак (например, «итак, мы снова встретились. «)
— проблемный
— ну (чаще всего «ну-ну»)
— это того стоило
Не то, чтобы злодею вообще нельзя было употреблять эти слова, но большую часть из них лучше исключить из его лексикона. Если ваш злодей говорит штампами, вроде «итак, это чрезвычайно интересный результат, мой надоедливый друг», лучше заменить этого злодея другим.
7. Уберите эту зловещую ухмылку с лица злодея.
С точки зрения писательской техники нет ничего плохого в том, чтобы время от времени наделять злодея самодовольной ухмылкой, но начинающие писатели и сценаристы периодически злоупотребляют этим приемом. Почему бы не написать «дьявольский оскал» или «злая улыбка»? А как насчет сотни других выражений?
Как придумать идеальный образ злодея
Сегодня супергеройский жанр завоевал сердца миллионов поклонников во всем мире. Самые увлекательные и захватывающие фильмы, книги, комиксы повествуют о мужественных, бесстрашных героях. Однако истории не стали бы таким масштабными и привлекательными без весомых, глубоко продуманных, изысканных образов суперзлодеев, способных заставить читателя верить или сомневаться в них, поддерживать или ненавидеть их. Комиксы как нельзя лучше подходят для представления читателю ярких, выразительных персонажей, в том числе и колоритных злодеев. Фанатам комиксов хорошо известны имена таких суперзлодеев, как Джокер, Лекс Лютор, Магнето, Доктор Дум и т.д. Чем необычнее, изобретательнее и хитрее злодей, тем больше уверенности в том, что история не наскучит читателю, а, возможно, многим захочется ее продолжения.
Разница между злодеем и антагонистом
Прежде всего нужно немного разделить два понятия — злодей и антагонист. Злодей — отрицательный персонаж, творящий зло, возможно даже без мотивации. Антагонист — личность, возможно целая группа, противостоящая главному герою. Он не всегда злодей, хотя способен совершать злодейские поступки. Иногда он может стать и героем. Однако, если злодей не всегда имеет антипод в образе героя, то существование антагониста невозможно без протагониста.
Как придумать реально качественного злодея
Стиль произведения
Суть злодея во многом обусловлена жанром произведения и аудиторией, на которую оно ориентировано. В ранних комиксах роль отрицательных героев отводилась ворам, грабителям банков и прочим бандитам. В годы войны этот список пополнили изменники и шпионы. В историях, рассчитанных на малышей, есть герой и злодей, легко и доступно объясняющие детям, что такое хорошо и плохо, добро и зло, как нельзя поступать. Здесь неважна мотивация поступков злодея, достаточно понимания детей, что он просто плохой. Одновременно для старшей аудитории недостаточно понимания, что отрицательный герой просто нехороший и злой, образ злодея должен быть тщательно прописан и проработан, своим поведением и действиями он должен вызывать живой интерес у читателя.
Мотивировка для злодея
Очень важно сочинить интересную мотивацию для злодея. Если тот воюет с обществом, его мотиватором могут стать изъяны общества (расовая дискриминация, неравенство между людьми, гендерное неравенство и т.д). Мотивировку антагониста, пытающегося захватить власть для блага и процветания общества можно понять. Как говорится, цель оправдывает средства. Если злодей вступил в борьбу с главным героем, нужно придумать: почему, за что он ненавидит героя, чему стремится помешать и что хочет поменять? Так, бог хитрости и коварства Локи является антагонистом для супергероя комиксов — бога грома, бурь и плодородия Тора. Мотивацией является понятная читателю зависть и соперничество между двумя богами. Причиной для злодеяний не может служить психическое расстройство антигероя. Должен быть мотив, ставшей причиной поступков, совершенных психически невменяемым человеком.
Степень опасности
Чтобы злодей реально был интересным и качественным, одной мотивации мало. Оценить уровень опасности злодея можно по его преступным деяниям. Суперзлодею не обязательно внушать страх или ужас только внешним видом, он должен быть полным сюрпризов, все время нести опасность, угрозу для своего визави. Это вызовет у читателя неподдельный интерес и будет постоянно держать его в напряжении.
Не перейти меру
Злодей, который пытает героя, издевается над ним, т.е. совершает зло своими руками, будет более убедительным, чем тот, который лишь отдает приказы своим подчиненным. Одновременно, не стоит делать из злодея монстра, способного ежедневно убивать сотни, а порой и тысячи людей. Если такое развитие событий будет продолжаться, то вскоре читатель перестанет обращать на это внимание.
Харизма
Немаловажной чертой суперзлодея является его харизма, благодаря которой он легко способен обмануть, влюбить, впечатлить, убедить. Классическим образцом харизматического злодея можно назвать того же Локи. Харизма — это набор качеств, позволяющих человеку влиять на окружающих. Одна из ее составляющих — выразительная мимика, жестикуляция, положение тела, манера говорить, интонация.
Скрытые злодеи
Скрытый злодей — тот, кто крутится возле героя, помогает ему во всем, дает советы, создает видимость искренности, безграничной преданности, словом, добрейшей души человек. Он все время притворяется, но в самый неожиданный момент в полной мере проявляет свою злодейскую сущность.
Как создать очаровательного злодея
Как создать харизматичного, запоминающегося злодея, которого будут обожать читатели.
Сделайте злодея крутым и умным
Сложно ненавидеть злодея, у которого есть стиль. Если негодяй одет с иголочки, использует удивительные гаджеты, и сыплет направо и налево короткими, остроумными фразами, ваши читатели его полюбят. Хрестоматийные примеры таких злодеев — Дарт Вейдер и Джокер.
Однако все будет напрасно, если ваш злодей облажается. Например, оставит героя в живых, когда тот был в его руках; если злодея постоянно предают приспешники; если он совершает промах за промахом.
Дарт Вейдер — харизматичный, сильный злодей, потому что ухитряется победить двух важных персонажей и взять героев в плен. А вот в приквеле к “Звездным войнам” есть несколько злодеев, которые на первый взгляд кажутся крутыми, но на деле ничего не достигают и оказываются пустышками.
Помогите читателям понять вашего злодея
Чем чаще читатели могут “услышать” мысли злодея, тем скорее они начнут отождествлять себя с ним или относится к нему, как к другу. Здесь работает такой эффект: кажется, что злодей поверяет читателю свои зловещие тайны.
Если часть повествования идет от лица злодея, эффект будет сильнее. В противном случае можно использовать других персонажей. Например, ваш герой может пожелать понять мотивы злодея, и будет много об этом размышлять. Или герой когда-то был закадычным другом злодея, хорошо его знает, и теперь объясняет сторонникам ход его мыслей. Или злодей — “двойник” героя. В свое время он выбрал темный путь, когда герой выбрал светлый, как, например, Дарт Ведйер и Люк Скайуокер.
Не забывайте, что раскрытие внутреннего мира злодея срывает с него покров тайны и лишает загадочности. Это хороший ход, если, например, дальше по сюжету ваш злодей превратится в героя. Однако если вы хотите, чтобы ваш злодей оставался страшным и загадочным, прибегать к такому приему не стоит.
Наделите злодея сильными моральными качествами
Даже если ваш злодей любит на досуге расчленять людей, это вовсе не значит, что он нарушает обещания, обижает детей или не способен искренне любить.
У многих злодеев есть кошечки (хомячки, собачки…), но при этом они обращаются к ним в зловеще-комичной манере: «Скоро, моя кисонька, ты сможешь вдоволь налакаться крови невинных жертв!»
Сильные моральные качества очень важны для злодея-экстремиста, который творит нехорошие дела из лучших побуждений. Если он полагает, что действует правильно и на благо других, подкрепите это высокоморальными поступками. Например, он может жертвовать деньги на благотворительность, или бороться за какое-то правое дело.
Придумайте для злодея трагическое прошлое
Читатели многое простят вашему злодею, если будут знать о его страданиях. Опишите ужасное прошлое, которое заставило злодея когда-то встать на скользкую дорожку (пример: Магнето из мира “Людей Х” во время Второй Мировой войны попал в концентрационный лагерь. Неудивительно, что для защиты мутантов он прибегает к радикальным мерам).
Подробный рассказ об ужасных обстоятельствах вызовет у читателя сочувствие. Покажите, как эти обстоятельства изменили характер персонажа, как ввергли его в отчаяние, и читатель поймет злодея лучше. Также темное прошлое злодея само по себе может стать интересной загадкой, которую предстоит решить герою.
Если ваш злодей — ужасный, кровожадный маньяк, придумайте для него подходящее прошлое, и читатель отнесется к злодею благосклонно. Например, в фильме ужасов “Кэндимен” рассказывается история призрачного маньяка.
Кэндимэн был сыном бывшего раба, разбогатевшего после Гражданской войны. У юноши был талант художника, так что один землевладелец попросил его нарисовать портрет его дочери. Кэндимэн и дочь богача полюбили друг друга, что, однако не входило в планы отца. Тот заплатил погромщикам, и те сперва отрезали юноше руку, а затем бросили его тело на пасеке, предварительно смазав его тело медом. От пчелиных укусов Кэндимэн умер. После этого его тело сожгли на костре, а пепел развеяли на месте.
Такой прием используется во многих фильмах и книгах ужасов для создания соответствующей атмосферы.
Наделите злодея крепкой мотивацией
Причина, по которой ваш персонаж сделал неправильный выбор, куда важнее самого выбора. Если ваш читатель решит, что в похожей ситуации он поступил бы точно так же, вы добились своего.
Крепкая мотивация — отличный способ заставить читателя сопереживать злодею, который думает, что цель оправдывает средства. Злодей может осознавать, что поступает не лучшим способом. Большинство людей оправдывают месть, даже когда местью ничего исправить уже нельзя.
Тем не менее, постарайтесь, чтобы избранная вашим злодеем месть была соразмерна страданиям, которые он перенес.
Например, читателям сложно понять желание разрушить мир до основания, чтобы затем на его останках построить новый, лучший мир. Или стремление злодея отомстить невинным потомкам своего обидчика.
Если в вашем сюжете нет четко плохих и хороших, правильная мотивация обогатит вашу книгу. Покажите читателям неожиданные хорошие стороны и преимущества ужасных поступков вашего злодея.
Сделайте вашего злодея неудачником
Неудачники и жертвы обстоятельств могут вызвать сочувствие, особенно если их поступки основываются на чистом, незамутненном эгоизме. Читатель станет сопереживать незавидной судьбе неудачника, даже если он станет закоренелым злодеем. Пример: Пингвин из Готэм-сити (комикс и фильм “Бэтмен”).
Злодеи-неудачники не представляют большой угрозы, но лишь на первый взгляд. Вы можете придумать жалкого злодея-неудачника, который развернется в полную силу во второй части вашей книги. Покажите, как ему достается от обидчиков, как он сражается с ними, и когда он, наконец, станет большим плохим парнем, ваши читатели нежно к нему привяжутся. Если у вас в книге уже есть главный злодей, второй злодей-неудачник может стать интересным сюжетным поворотом.
Этот прием наиболее эффективен, если ваш герой и есть злодей. Ему придется преодолеть куда больше препятствий, чем обычному, сугубо положительному герою, и в сюжете будет проще поддерживать напряжение.
Еще пример жалкого злодея-неудачника: Урия Гип (“Дэвид Копперфильд”).
Не каждый злодей обязан быть очаровашкой. В некоторых историях им лучше оставаться великими и ужасными. Но с развитием сюжета в любой книге злодей мало-помалу утрачивает свою “ужасность”, и в таком случае рост симпатии к нему читателей поможет одновременно сохранить к нему интерес.