Слово Как написать историографию диссертации - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):
Морфемный разбор слова:
Однокоренные слова к слову:
Какие существуют требования к определению состояния разработки научной проблемы (историографии)?
Хотелось бы предостеречь начинающих исследователей, приступающих к изучению историографии, от весьма распространенной ошибки – подмены историографии библиографией, аннотациями. Некоторые ученые считают необходимым перечислить буквально все публикации по теме. В результате в диссертации и, особенно, в автореферате приводятся огромные списки публикаций (так называемые «бороды»), которые ничего не дают ни соискателю, ни науке. Можно привести немало примеров, когда в историографических обзорах перечни работ ученых занимают больше места, чем собственно авторский текст. В научной работе требуется не только перечисление опубликованных работ, но и их анализ, выявление степени исследованности темы в целом и ее составных частей.
Думается, не лучшая форма историографии, когда предметом изучения становятся сами работы, а не рассматриваемые в них вопросы. Наука предполагает различные подходы к разработке историографии. Более приемлемо, когда ученый анализирует литературу и диссертации по исследуемой проблеме, то есть по тематическому признаку. В этом случае не исключено, что в историографическом обзоре та или иная работа может упоминаться несколько раз. Наиболее крупные работы по теме диссертации, если в этом есть необходимость, могут анализироваться самостоятельно.
Крайне важно в историографической части диссертации показать и проанализировать различные взгляды ученых по соответствующим вопросам, а затем в разделах диссертации аргументировано изложить свою точку зрения. Подлинная наука не может существовать без плюрализма мнений и суждений; сопоставления различных точек зрения, с которыми связан поиск истины. Участие соискателя в научной дискуссии — важный критерий оценки его подготовленности, знания изучаемой научной проблемы.
Нет единства в том, где давать историографию. В большинстве случаев (думаем, это наиболее целесообразно) историографический обзор дается во Введении диссертации и, соответственно, в этой части автореферата. Анализ историографии нужен для обоснования новизны научного исследования, а это должно быть сделано во Введении.
Исследователь, в том числе и в кандидатской диссертации, вправе написать самостоятельный раздел по историографии. Особенно целесообразно это делать в случае, если рассматриваемые проблемы по-разному оцениваются учеными. Самостоятельный историографический раздел исследователи включают в диссертации в том случае, если он необходим в таком значительном объеме для более глубокого раскрытия темы. Кроме того, органично выглядят историографические сюжеты в разных главах диссертации, когда они непосредственно связаны с исследованием конкретных вопросов. Благодаря этому научный уровень диссертации существенно повышается.
Историография позволяет выявить неразработанные, неисследованные проблемы или их аспекты и подводит ученого к определению цели и задач исследования.
Историческое прошлое всегда волновало человечество. Ведь интересно узнать, как жили люди раньше в определенной географической местности, как развивалась их культура и образование, какие обычаи и традиции существовали у древних народов. Узнать все это помогает наука. Например, с помощью диссертационных работ делаются уникальные открытия и дается независимая оценка событиям из прошлого.
Историческое прошлое всегда волновало человечество. Ведь интересно узнать, как жили люди раньше в определенной географической местности, как развивалась их культура и образование, какие обычаи и традиции существовали у древних народов. Узнать все это помогает наука. Например, с помощью диссертационных работ делаются уникальные открытия и дается независимая оценка событиям из прошлого. Если вы аспирант и только готовитесь к написанию научной работы по истории, читайте нашу статью об основных характерных чертах диссертаций по истории, чтобы понять, в каком направлении вам двигаться дальше.
Главные особенности диссертации по истории
Главной особенностью диссертационной работы по истории является то, что к ней предъявляются высокие требования. Например, в работе должен быть представлен глубокий и к тому же всесторонний анализ разнообразных источников. Этими источниками могут служить летописи, мемуары, памятники, фотографии и рисунки, документы из архивов, а также другие материальные источники.
При этом аспирант обязан хорошо изучить исторические этапы и выделить среди них особо значимые события, которые и послужили предпосылками для дальнейшего хода истории. Важно учесть, что в диссертацию необходимо включить уникальные исследования. Она должна содержать научные открытия или выявленные автором методы для изучения, которые можно в дальнейшем применить на практике.
Тематика диссертационной работы по истории может быть разная. Аспиранту на выбор предлагается 8 направлений, из которых он должен выбрать одно:
Все эти дисциплины могут свободно применяться на практике и весьма хорошо исследованы, поэтому выбрать можно абсолютно любую.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Структурные особенности диссертации по истории
Как и любая другая научная работа, диссертация по истории имеет определенный регламент в структуре и оформлении. Ведь к содержанию такого исследования предъявляются строгие требования, которые необходимо выполнить, чтобы успешно защитить работу. Из чего же состоит диссертация по истории? Перечислим ее основные этапы:
Главные характеристики защиты диссертации по истории
Мало написать диссертацию по истории, нужно еще и правильно ее защитить, чтобы получить степень кандидата исторических наук. Важной частью при этом является подготовка к защите и непосредственно сама публичная защита.
Чтобы достойно представить свою работу, аспиранту необходимо составить подробный план того, как он это будет делать. Обычно на защите автор должен затронуть такие стороны диссертации как:
Для наглядности аспиранту рекомендуется также подготовить раздаточный материал, где будут указаны вышеперечисленные моменты.
После защиты у комиссии не должно остаться сомнений в актуальности научной работы и ее уникальности. Кроме того, аспирант должен сделать свой рассказ максимально понятным и доступным, а также уложиться в установленные временные рамки (обычно это 10 минут). Рекомендуется порепетировать свою речь перед зеркалом, а также быть готовым к ответу на вопросы комиссии или возможной научной дискуссии.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!
Любое научное исследование по истории всегда строится не только на изучении исторических источников, но и научной литературы (монографий, научных статей, тезисов). Поэтому обязательным этапом в научной работе является историографическое исследование, результатом которого становится историографическая часть введения.
Первым, наиболее простым уровнем историографического познания является историографическая аннотация. Этот вид историографического исследования используется в тезисах или научных статьях. Он предполагает краткое перечисление основной литературы по проблеме с указанием выделенных авторами аспектов.
Более сложным видом историографического познания является историографический анализ. Он предполагает всестороннее исследование процесса изучения конкретно-исторической проблемы в научной литературе и определение наименее изученных и наиболее перспективных для исследования направлений. Историографический анализ имеет две формы:
1) самостоятельное историографическое исследование – историографическая монография или статья, в которых подробно излагается весь ход историографического анализа и его выводы;
2) вспомогательное историографическое исследование – историографический раздел введения конкретно-исторического исследования, который содержит лишь обобщенные выводы проведенного историографического исследования;
В дипломных работах используется вторая форма историографического анализа.
I. Место и роль историографического анализа в дипломной работе
Наибольшая трудность при написании дипломной работы по истории возникает обычно при написании историографического раздела введения. Опыт конкретно-исторического исследования, который, как правило, накапливается в ходе дипломной работы, не позволяет решить задачи историографического исследования. Распространенной ошибкой является написание введения дипломной работы после того, как написаны основные разделы и заключение. В этом случае содержание введения рассматривается как формальная часть исследования, как дань формальной традиции. По этой причине текст введения оказывается наиболее слабой и уязвимой частью дипломной работы.
Главной целью историографического анализа в конкретно-историческом исследовании является:
1) освоение накопленного опыта в научном изучении данной исторической области;
2) включение предполагаемого исследования в существующую историографическую традицию;
3) определение степени изученности предмета исследования, а также выявление наименее исследованных его аспектов по содержанию, по хронологии и по территории.
Роль историографического анализа в дипломной работе. Выбор предмета историографического анализа обусловлен предшествующим обоснованием необходимости изучения избранного направления и объекта исследования. Выводы историографического анализа являются основой для выбора предмета исследования, постановки целей и научно-познавательных задач, для определения теоретико-методологической основы исследования.
Историографический анализ занимает вполне определенное место в строении введения дипломной работы. Он следует после формулировки объекта исследования, а непосредственно за ним следует определение предмета конкретно-исторического исследования.
II. Этапы историографического анализа
Историографический анализ включает ряд этапов:
1) выделение историографических этапов;
2) анализ каждого историографического этапа:
– выделение на каждом этапе основных видов научной литературы по проблеме;
– характеристика основных видов литературы;
– выделение основных концептуальных подходов к исследованию проблемы;
– выделение авторов, внесших наибольший вклад в изучение проблемы, и их главных работ;
– выделение основных аспектов предмета, которые изучались на каждом историографическом этапе;
3) формулирование выводов – выделение аспектов, этапов и регионов в рамках объекта исследования, которые наименее изучены.
1. Определение предмета историографического анализа
Определение предмета историографического анализа представляет собой сложную исследовательскую задачу. Она решается студентом под руководством преподавателя с учетом следующих классических правил.
1. Историографический анализ осуществляется по предмету историографического исследования.
2. Предмет историографического исследования избирается, исходя из предмета конкретно-исторического исследования. Он избирается таким образом, чтобы он был как можно ближе к предмету конкретно-исторического исследования и содержал наибольший опыт его изучения:
– предмет историографического анализа может совпадать с предметом конкретно-исторического исследования;
– предмет историографического анализа может быть шире предмета конкретно-исторического исследования в хронологическом аспекте;
– предмет историографического анализа может быть шире в территориальном аспекте;
– предмет историографического анализа может быть шире в содержательном аспекте.
Историографический раздел во введении начинается с формулировки предмета историографического анализа в следующей форме:
«Предметом историографического анализа избирается деятельность Комитета членов Учредительного собрания в период с июня 1918 г. до января 1919 г.»
2. Выделение этапов в изучении предмета историографического анализа
После определения предмета историографического анализа дается историко-библиографическая характеристика научной литературы по нему – обобщенная или с указанием точных количественных данных.
Пример точной количественной характеристики:
«Изучению деятельности партии эсеров в 1917 году посвящено 15 монографий и 110 научных статей, а также 2 докторских и 5 кандидатских диссертаций».
Пример обобщенной характеристики:
«Изучению деятельности партии эсеров в 1917 году посвящено более десятка монографий, более ста научных статей, а также несколько докторских и кандидатских диссертаций».
Приведение точной количественной характеристики является более желательным.
Историографические этапы– это этапы в изучении предмета историографического анализа. Хронологические рамки истории изучения проблемы определяются следующим образом:
– нижняя граница – дата выхода первой публикации, в которой предмет исследования впервые отражен в любой, даже самой незначительной степени (вплоть до простого упоминания);
– верхняя граница – дата выхода последней публикации по предмету исследования (на год завершения дипломной работы).
Хронологические этапы выделяются по трем критериям:
– первый – смена ведущих концепций в понимании предмета исследования;
– второй – существенное изменение социальных условий, влияющих на развитие интереса и количество публикаций по предмету исследования;
– третий – внутринаучные факторы, влияющие на развитие интереса и количество публикаций по предмету исследования (признание, например, предмета в достаточной степени изученным).
Историографические этапы изучения избранного предмета могут совпадать с этапами развития всей отечественной исторической, но могут и не совпадать.
В начале текста историографического анализа дается общая периодизация процесса изучения предмета исследования с выделением только количества этапов и их хронологических рамок.
Пример: «В изучении деятельности Комитета членов Учредительного собрания в отечественной историографии можно выделить пять основных этапов: первый этап – с 1918 до 1920 гг.; второй – с начала 20-х до середины 50-х гг.; третий – с середины 50-х до середины 80-х гг.; четвертый – с середины 80-х гг. по настоящее время».
Далее последовательно дается историографическая характеристика каждого этапа.
3. Анализ историографических этапов
Анализ каждого историографического этапа проводится по следующим аспектам:
1) общая характеристика этапа;
2) выделение на каждом этапе основных видов научной литературы по предмету;
3) характеристика основных видов научной литературы;
4) выделение основных аспектов предмета, которые изучались на каждом историографическом этапе;
5) выделение основных концептуальных подходов к исследованию предмета;
6) выделение авторов, внесших наибольший вклад в изучение предмета, и характеристика их главных работ.
При характеристике литературы необходимо указывать ее жанр – публицистическая, научно-публицистическая или научно-исследовательская литература. В рамках характеристики научно-исследовательской литературы необходимо при отсутствии специальной научно-исследовательской литературы выявлять литературу по более широким проблемам, а также литературу по взаимосвязанным темам, в которых предмет исследования изучался в качестве аспекта иных, более широких тем. При отсутствии специальной научно-исследовательской литературы (а таковой считается литература непосредственно по предмету историографического анализа или по его аспекту), то обязательной является характеристика литературы по более широким или взаимосвязанным темам. Это характерно, как правило, для второго историографического этапа.
Таким образом, историографические этапы выделяются в историко-научном познании объекта исследования по этапам перехода от публицистики к научно-публицистическим работам, а затем изучению объекта в рамках научных исследований по более широким темам. Как правило, лишь на третьем этапе появляются первые специальные научные исследования, обычно в виде научных статей.
Выделение группы авторов по изучаемым аспектам или по занимаемой позиции всегда сопровождается ссылкой на их основные работы – монографии или научные статьи. При этом не желательно, чтобы общее число публикаций в ссылке превышало пять работ. В конце этой ссылки ставится обычно «и др.», поскольку приводятся лишь основные работы.
При разделении историко-познавательного процесса на этапы следует учитывать влияние социально-политических условий, существенное изменение которых приводит к началу нового этапа в историографии объекта.
При характеристике новейшей отечественной историографии, которую можно начинать с середины 80-х или с начала 90-х в зависимости от реальных изменений в изучении предмета и появления принципиально новой литературы, следует более подробно остановиться на характеристике вклада ведущих современных исследователей.
Затем при характеристике каждого историографического этапа указываются качественные позитивные изменения в изучении данного предмета:
– появление первых публикаций по предмету;
– появление первых специальный научных публикаций;
– появление первой монографии;
– защита первых кандидатских и докторских диссертаций;
– появление первых историографических публикаций;
– появление первых источниковедческих публикаций;
– проведение специальных научных конференций по предмету исследования.
Выделение на каждом историографическом этапе основных видов научной литературы. После общей характеристики историографического этапа перечисляются основные виды научной исторической литературы, в которых на данном этапе отражалось изучение предмета:
– специальная литература, т. е. литература непосредственно по предмету исследования или его аспектам;
– литература по более широким и взаимосвязанным темам, в которой предмет исследования рассматривался в качестве аспекта;
– обобщающие фундаментальные исследования по истории России, в которых отражается господствующая на данном этапе концепция научного понимания предмета исследования как исторического явления;
– специальные историографические исследования по предмету;
– специальные источниковедческие исследования по предмету;
– специальные библиографические исследования по предмету;
– докторские и кандидатские диссертации по предмету исследования.
При характеристике этапа называются лишь те виды научной литературы, в которых на данном этапе получал освещение предмет исследования. Отсутствующие виды литературы при характеристике этапа упоминать не принято.
При оценке вклада в изучение предмета тех или иных работ того или иного автора неправильным является перенесение акцента на нерешенные вопросы и на то, что автор не рассматривает в своем исследовании. Правильным является определение того, что внес нового и позитивного данный автор в своих работах по сравнению с предшественниками.
Характеристика главных видов литературы.Характеристика начинается с тех видов литературы, в которых на данном историографическом этапе предмет исследования получил наибольшее освещение.
Выделение основных аспектов предмета, изучавшихся на данном историографическом этапе.При характеристике основного вида литературы, который внес наибольший вклад в изучение предмета, в первую очередь перечисляются аспекты конкретно-исторического предмета исследования, получившие освещение в литературе данного вида.
Выделение ведущих авторов и работ,внесших наибольший вклад в изучение предмета на данном историографическом этапе. При характеристике историографического этапа выделяются ведущие исследователи, внесшие наибольший вклад в изучение предмета, и приводятся в ссылке их основные работы. При этом указывается, каким аспектам предмета авторы уделяли наибольшее внимание в своих работах, отмечается вид исследований – монографии, научные статьи, диссертации.
Другие виды литературы характеризуются обобщенно по тем аспектам предмета, которые в них получили отражение. Более подробно характеризуются первые работы по каждому виду литературы (первое специальное исследование, первое историографическое, источниковедческое и т. д.)
Таким образом дается характеристика каждого историографического этапа.
Значительной спецификой обладает характеристика первого историографического этапа, а также современного этапа изучения предмета исследования.
Особенности характеристики первого историографического этапа.Как правило, впервые освещение конкретно-исторического предмета начинается публикациях еще в период его существования. Поэтому хронологические рамки первого историографического этапа, как правило, совпадают с периодом существования конкретно-исторического предмета исследования. Для первого историографического этапа характерно первоначальное отражение предмета исследования не в научной литературе, а в публицистике, в рамках которой задаются первоначальные подходы и общие характеристики предмета исследования как исторического явления.
Особенности характеристики современного историографического этапа.При характеристике современного историографического этапа следует обратить внимание на определение его начального хронологического рубежа по данному конкретному историческому предмету. Начало современного этапа должно определяться по появлению первых публикаций во второй половине 80-х или первой половине 90-х годов, в которых данный предмет впервые рассматривается не с позиций советской историографии, а с принципиально иных методологических позиций или с позиций критики традиций советской историографии по изучению данного предмета.
Далее выделяются новые концептуальные походы, которые противопоставляются методологическим подходам советской историографии. Выделяются авторы и работы по каждому новому подходу. Дается оценка степени разработанности и исследовательской перспективности новых подходов. Если возможно, выделяется ведущий подход, к которому склоняется наибольшее число исследователей.
4. Формулирование выводов историографического анализа
III. Образцы историографических ВЫписок
Образец историографической характеристики
Обзор русской истории. [Репринтное издание 1987 г.]. М.: Наука, 1991. 390 с.
1. Сведения об авторе (на момент публикации):
– фамилия, имя, отчество;
– сведения о государственной принадлежности (для зарубежных авторов);
7. Определение источниковой базы исследования: выявление основных групп источников, использованных автором, а также определение их соотношения.
8. Определение историографической базы исследования: выявление круга литературы (научной, публицистической и т. д.), на которой построено исследование (библиография в конце работы, ссылки, обращение к литературе непосредственно в тексте исследования).
9. Определение теоретико-концептуальной основы исследования: традиционное историческое сознание, формационная, цивилизационная, или модернизационная концепции, системный подход.
10. Определение главной проблемы, которую ставит (или не ставит, но подразумевает) автор.
11. Определение главных аспектов проблемы, выделенных автором.
12. Изложение выводов автора по главным аспектам и проблеме в целом, выявление нового, привнесенного данным автором в решение проблемы.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать историографию диссертации, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать историографию диссертации", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.
Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать историографию диссертации: