Как написать книгу
Кажется, что написать книгу может только кто-то ну очень особенный. Как вообще люди это делают? Конечно, чтобы создать своё произведение, нужны и немалые знания, и недюжинное воображение, и сила воли, и усидчивость, и, несомненно, умение излагать свои мысли на бумаге. Если всё это у вас есть, пришло время выпустить бестселлер. А мы дадим несколько советов, которые помогут вам написать свою книгу.
О чём писать
Подумайте, почему и для чего вы хотите написать книгу. Чем поделиться с читателями, о чём рассказать, к чему подтолкнуть? Впрочем, уместен и такой ответ: «Я хочу написать книгу, чтобы стать знаменитым».
Если вы автор специализированной или бизнес-литературы, найдите тему, которая вас захватывает, в которой вы разбираетесь или можете привлечь экспертов для помощи.
Можно собрать в книге мудрость многих людей или советы, которые дали вам ваши родители и которые помогли вам добиться успеха в жизни. Можно написать о своём жизненном опыте и профессиональном пути или описать биографию знаменитых личностей.
А может быть, вы давно хотите поведать людям о вымышленных мирах и их героях, открыть фантазийный мир прошлого, настоящего или будущего? Это тоже отличные темы для книги, которая обязательно найдёт своего читателя.
Неважно, проза это, стихи или нон-фикшен, совет один: начинайте!
Составьте план или набросайте сюжет
План книги или сюжет, если вы задумали художественное произведение, поможет вам легче продвигаться в написании и создать в итоге целостный текст.
План может выглядеть по-разному: следующие друг за другом пункты, напоминающие привычное содержание книги, карта мыслей или просто последовательность событий. Если вы пока не готовы составить план, запишите все идеи, которые роятся у вас в голове, на отдельных карточках, а потом попробуйте собрать их в единую картину.
Также вам могут быть полезны короткие справки с описанием ключевых черт и характеристик главных героев произведения. Такая картотека позволит сделать персонажей более живыми и нагляднее показать характеры.
Как начать писать книгу
Начать несмотря ни на что. Мало времени? Нет подходящего места, чтобы уединиться? Мысли путаются, и вы не понимаете, какой будет первая глава? Оставьте эти отговорки и садитесь за любой стол, нареките его рабочим и начинайте писать.
Многие авторы пишут нелинейно: начинают с середины, с конца, перескакивают с мысли на мысль. Такая методика позволяет поддерживать градус заинтересованности и эффективности работы. Пишите то, что пишется, а уж потом вы расположите главы в нужном порядке, обрамите их вступлением и заключением.
Сначала пишите, потом редактируйте
«Пиши пьяным, редактируй трезвым», — советовал Эрнест Хемингуэй. Стоит ли впутывать алкоголь в писательский процесс — личное решение каждого, однако истина в том, что нужно сначала писать, отдавшись полностью порыву и погрузившись в состояние потока, а через некоторое время возвращаться к написанному и редактировать. Пытаясь шлифовать текст в процессе написания, вы выходите из состояния потока, теряете мысль и нестандартные обороты. А ведь куда эффективнее написать 10 тысяч знаков «непричёсанного» текста, нежели 3–4 тысячи выверенного и взвешенного.
Как не отвлекаться
Насколько это возможно, создайте себе идеальные условия для написания книги. Что помогает вам писать? Тишина, белый шум, классическая музыка? Сделайте всё, что в ваших силах, чтобы обеспечить себе безупречные условия.
Заведите для себя ритуал. Например, Джек Керуак перед началом работы зажигал свечу, а закончив писать, задувал её. Зажжённая свеча была сигналом для мозга — время творить. Придумайте свой ритуал, который настроит вас на работу: начинайте в одно и то же время или слушайте любимое музыкальное произведение перед работой.
Как не забросить написание книги
Сделайте публичное заявление. Друзьям, близким или подписчикам в соцсетях расскажите, что начали писать книгу и планируете закончить её к такому-то сроку. Публичные обязательства не дадут вам расслабиться.
Пишите каждый день. Что бы ни происходило, какое бы настроение у вас ни было, пишите хотя бы по 20–30 минут ежедневно. Постарайтесь не разрывать цепочку. Если поначалу муза во время вашей работы будет где-то блуждать, будьте настойчивы. Продолжайте писать, конструировать сюжет или собирать материалы. Со временем муза начнёт приходить вовремя.
Объём многих книг — не более 30 тысяч слов. Если за полчаса вы будете успевать написать 150 слов, то 30 тысяч слов напишете чуть более чем за 12 стандартных рабочих дней.
Как писать интересно
Больше историй! Люди любят истории из личного опыта, они доверяют им. Будьте хорошим рассказчиком.
Избегайте клише, устойчивых выражений и скучного официального языка. Не громоздите сложные слова в лихо закрученные конструкции. Придумывайте свои образы и метафоры, чтобы увлечь читателя свежестью своего стиля. Пишите простыми предложениями, чтобы книгу было легко читать. Создавайте и развивайте свой собственный узнаваемый стиль: ритм, язык, изобразительные средства.
Где искать вдохновение
А вам оно не нужно. Правда. Воспринимайте написание книги как работу. Она может быть лёгкой и приятной, а иногда тяжёлой и нудной, но это работа, и вам приходится её делать, если вы хотите (подставьте нужное) донести свои идеи, образы и истории до аудитории, создать настоящий бестселлер, заработать денег, стать известным автором и творить дальше.
Если вы будете писать только тогда, когда у вас есть вдохновение, этот процесс может затянуться на годы, а может и не закончиться вовсе.
Впрочем, можно немного подстегнуть свой мозг к творчеству. Попробуйте больше гулять. Говорят, ноги — колёса мыслей. Ко многим писателям идеи приходили именно во время прогулок на свежем воздухе. Общайтесь с людьми, слушайте музыку, позавтракайте в любимом кафе. А может быть, вдохновение приходит, когда вы делаете какую-то работу по дому или в саду?
А ещё наблюдайте за окружающим миром, он так часто подкидывает истории и сюжеты, нужно только успевать их ловить. Держите наготове маленький блокнот или смартфон, чтобы фиксировать мысли, наблюдения, идеи, которые посетили вас. Если записывать всё, что происходит вокруг, очень скоро вы наберёте материал на несколько книг.
Уверены, что вдохновили вас взяться наконец за написание книги. Желаем удачи и ждём с нетерпением ваш шедевр!
10 советов о том, как написать книгу
Писательское мастерство востребовано во многих сферах — журналистика, копирайтинг, литература фикшн и нон-фикшн, блогинг. Если вы хотите написать собственный роман, создавать любые тексты творчески и свободно, воспользуйтесь этими десятью советами, которые мы собрали из классных книг о писательском мастерстве.
1. Пишите маленькими порциями (из книги «Птица за птицей»)
Часто бывает так: замышляешь автобиографический роман о собственном детстве, или пьесу из жизни иммигрантов, или трактат о. ну, скажем, роли женщины в истории. Но браться за это сразу — все равно что карабкаться по склону ледника. Ноги скользят, пальцы краснеют, мерзнут, из ран сочится кровь. Затем из глубин подсознания заявляются в гости все твои нервные расстройства и рассаживаются вокруг стола. Не давайте им власти.
«Я дышу медленно и глубоко — и наконец замечаю рамку для фотографии пять на восемь сантиметров, которую специально поставила себе на стол, чтобы помнить про малые дозы. Рамка напоминает мне: нужно написать кусочек. Маленький, как фотография пять на восемь. На сегодня это все. Вот сейчас, например, я напишу только один абзац про место и время действия» Энн Ламотт.
2.Убедитесь, что ваша тема интересна читателю (из книги «Автор, ножницы, бумага»)
«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?». Эти вопросы задает себе любой автор. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать.
Для начала определите, что у вас за тема: популярная или специализированная, для дилетанта или человека в теме. Кому вы хотите рассказать свою историю? Кому она будет полезнее? Вы хотите просвещать широкий круг читателей или улучшить жизнь профессионалов в какой-то сфере? Невозможно угодить тем и другим одновременно.
Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории.
И даже не всегда нужен личный опыт. Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваша тема для появления на публике:
— текст должен сообщать что-то очень важное,
— нетривиально объяснять важные процессы,
— быть остро полезным читателю,
— обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя,
— рассказывать историю яркого героя.
Читатель ждет, что вы надолго заберете его из рутины в неизведанный мир. Так создайте же этот мир таким, чтобы в нем захотелось остаться.
3. Составьте чек-лист «хороший роман» (из книги «Литературный марафон»)
Если у вас есть желание создать собственный роман, первым делом хорошо было бы понимать, что для вас означает «хороший роман». Ответьте письменно на этот вопрос.
Можно отвечать неопределенно, а можно очень подробно: повествование от первого лица, супергерои, Альпы, массовые вторжения злых эльфов.
Чем полезен этот список? Дело в том, что если что-то входит в ваши читательские предпочтения, то вы, вероятно, сможете в этом преуспеть и как писатель. Эти языковые, цветовые и стилевые решения по некоторым причинам вызывают в вас наибольший отклик. Это вещи, которые вы понимаете.
Такие чек-листы вы можете составить для того, что вам приходится писать чаще всего — статьи, рецензии, отчеты.
4. Используйте «цеплялки» в тексте (из книги «Живой текст»)
Есть много способов начать. Некоторые отлично подходят к одной книге, но совершенно не работают в другой. Нужно выбирать. Уметь выбирать.
Например, приём «Ложный пролог». Здесь кульминационная сцена изымается из середины/конца книги и помещается в начало.
Так читатель сразу «пробует на вкус» главное и драматичное событие всей истории.
Приём популярен у режиссеров: благодаря ему фильм можно начать с напряженной, зрелищной сцены. Примеры книг с «ложным прологом»: Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Стефани Майер «Сумерки, сага» (книга 1), Эмили Бронте «Грозовой перевал».
5. Используйте доску с карточками (из книги «Спасите котика!»)
Прием, который использует сценарист Блейк Снайдер, — это пробковая доска и карточки. Повесьте большую пробковую доску на стену, возьмите карточки с эпизодами, блоками, отрывками своего будущего текста (романа, статьи, доклада) и с помощью канцелярских кнопок прикрепите эти карточки на доску куда душе угодно. С карточками вы можете вообще не расставаться. Суете пачку карточек себе в карман, отправляетесь в ближайшую кофейню, достаете пачку и сидите часами, тасуя свою колоду, раскладывая эпизоды, обдумывая последовательность, выискивая удачные и неудачные моменты.
Доска позволяет вам «увидеть» полную картину еще до того, как вы начнете писать.
Это хороший способ проверить разные повороты, идеи, диалоги и ритм истории, а также понять, насколько удачно они сочетаются. Это способ визуализировать текст с хорошей структурой. Это же здорово!
6. Пишите так, как вы думаете (из книги «Гениальность на заказ»)
Фрирайтинг помогает вам раскрыть свою индивидуальность и улучшить писательские способности. Во время сеанса фрирайтинга вам нужно добраться до своих первичных мыслей, прежде чем благонравная сторона разума «очистит» их, сводя на нет их эффективность. Так что пишите не так, как говорите, а так, как мыслите.
Какова лучшая идея, которую вы услышали за последние семьдесят два часа? Напишите о ней за пять минут, включая в свою работу все, что узнали. Когда пять минут закончатся, просмотрите написанное. Если вы можете прочитать это вслух и оно будет понятно другим, вы подавили свое самое искреннее мышление. Выполните еще один пятиминутный сеанс писательства и постарайтесь перенести на бумагу свои первичные мысли.
«Процесс писания приносит удовольствие. Когда создаешь фразу, звучащую именно так, как ты ее задумал, приходит изумительное чувство могущества» Сьюзан Орлин, журналист.
7. Тренируйтесь в жанре короткого рассказа (из книги «642 идеи, о чем написать»)
Жанр короткой истории требует четкости мысли и умения вкладывать много смысла в небольшое количество слов. Это отличный тренажер креативности — брать абсурдную или веселую сценку и описать ее. В общем, потренируйте сестру таланта:
2. Исследователи высаживаются на далекой планете. Удивительное зрелище открывается перед ними! Расскажи об их приключениях.
3. Ты сидишь в кафе — и вдруг время замирает. Опиши все, что ты видишь.
8. Показывайте, а не рассказывайте (из книги «Литературный мастер-класс»)
Не пишите «это было восхитительно», но заставьте нас самих сказать «восхитительно» после чтения отрывка. Дело в том, что все эти слова (ужасающий, прекрасный, омерзительный, изысканный) говорят читателю только одно: «Сделайте мою работу за меня!» — советовал Клайв Льюис.
Тому же самому учил и Марк Твен: «Не говорите: „Старушка закричала“. Выведите ее на сцену и заставьте кричать».
И еще одно замечание по этому же поводу, от Чехова:
. у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки.
Нужно показывать, а не рассказывать, отбирая яркие, конкретные детали.
9. Найдите визуальных помощников (из книги «Как написать кино за 21 день»)
Вы когда-нибудь пытались рассказать кому-то о вашем ужасном или, наоборот, потрясающем опыте, но не могли подобрать слов? Все заканчивалось чем-то вроде «я не могу объяснить тебе это» или «окажись ты на моем месте, понял бы». Дело в том, что сперва нужно вновь зажечь это чувство внутри, а потом найти подходящие слова, чтобы описать его.
Найдите предмет, который связан с какими-то вашими переживаниями, вызывает чувства, например счастливая монетка или камень с пляжа.
Если это история про вашего дедушку, можно взять его шляпу из старого сундука. Если вы пишете сюжет о своей бабушке, найдите принадлежавший ей подсвечник. Если придумали свою историю, когда услышали песню в ресторане, возьмите салфетку из этого ресторана и снова послушайте эту мелодию.
Помогите своим чувствам вновь появиться, найдите для этого помощников. Может быть, какой-то цвет зажжет в вас эмоцию.
10. На старт. Внимание. Словесный спринт! (из книги «Начни писать»)
Этот приём учит писать, не дожидаясь вдохновения. Выберете тему, поставьте таймер на 5 или 10 минут и пишите. Если есть проблемы с темой, откройте любую книгу на 17 странице и найдите 6 строчку. Это будет вашей темой.
Пока идет время, важно не колебаться. Позвольте мыслям мчаться со скоростью гончих. Пишите с ощущением срочной необходимости.
Перескочите через запреты, осветите каждую заблудшую, одинокую мысль в голове и позвольте ей вырваться на волю.
Словесный спринт помогает выключить оценочное суждение, вступив в поток интуиции, к которому подключается высокоскоростное письмо.
«У вас такая классная рассылка, даже книгу можно не покупать» — говорят наши подписчики. Хотите и вы узнавать о книгах-новинках про творчество, писательство, дизайн? Тогда оставляйте почту, будем присылать вам полезные вдохновляющие обзоры.
Как написать, издать и продвинуть свою книгу, если ты не писатель
У вас богатый опыт и вы давно мечтаете написать книгу, но не знаете, с чего начать? Я, Юлия Шевердина, пообщалась с экспертами, которые издали не одну свою книгу, и с теми, кто только недавно опубликовал свою первую книгу. Опираясь на их опыт, я составила для вас инструкцию: как написать, издать и продвинуть свою книгу, если ты не писатель.
Выберите время, когда вы будете писать книгу. Желательно, чтобы это было одно и то же время дня и одно и то же место. Не стоит ждать, когда вас посетит вдохновение. Со временем ваш мозг привыкнет к выбранному темпу, и процесс написания книги пойдет быстрее.
Например, Рей Бредберри в своей книге «Дзен в искусстве написания книг» писал, что со временем количество написанного текста переходит в качество. Именно поэтому автор обязан писать каждый день без выходных. Когда нет вдохновения, следует работать над теми частями текста, которые можно писать и без него. Например, описать сцену, сюжет и диалоги которой, уже заранее было продуманы.
Однако почти все существующие книги о написании книг дают советы, как написать художественное произведение. А что делать тем, кто хочет издать книгу в жанре нон-фикшн?
«Если приходит желание написать книгу, значит у вас для этого есть готовность, есть материал, ресурс и энергия. Что вам может помешать написать книгу? Ваши представления, как пишется книга, что это просто, быстро и в удовольствие».
Я обратилась за советом для начинающих писателей к Ольге Соломатиной, автору более 10 книг, литературному редактору и журналисту, проработавшему 23 года в издательском доме «КоммерсантЪ».
Для написания нон-фикшн книги Ольга рекомендует использовать следующий алгоритм:
Со мной также поделилась своим опытом написания книги Ирина Ефимова, CEO и управляющий партнер коммуникационного агентства Monstars, автор книги «От стажера до CEO». Она как раз при составление плана книги обращалась за консультацией к литературному редактору Ольге Соломатиной.
«Я отчетливо понимала: чтобы написать книгу, мне как новичку необходима помощь профессионала, поэтому начала искать рекомендации через знакомых. Мой партнер по бизнесу порекомендовала мне свою подругу Ольгу Соломатину. Мы договорились о встрече, на тот момент я написала 9 страниц текста. После первой консультации я придумала структуру глав по правилам и написала тезисно, что я буду писать в каждой из них. Интересно, что почти все названия глав остались как в первой версии.»
Я попросила Ирину также рассказать про процесс написания книги: что ей помогало писать и был ли страх «белого листа»?
«Первое и главное – понять, что тебя вдохновляет и мотивирует писать. Какая конечная цель? У всех она разная: передать знания, стать знаменитым, увеличить известность среди потенциальных клиентов или что-то еще. В моем случае это освободить голову от информации, которую я уже знаю наизусть, и поделиться практическими знаниями. Поэтому первые 30 страниц я написала очень быстро, просто изложив все в хронологическом порядке.
Второе – завести привычку работать с текстами каждый день, и неважно, что это будет – пост в Instagram или абзац в заметках. Во время написания книги я каждый день писала 1 страницу А4, плюс 2-3 заметки в телефон.
Есть два основных пути издания: через издательства и самостоятельно.
Сотрудничество с издательством часто дает большой плюс в том, что оно будет и продвигать вашу книгу, а также обеспечит её нахождение в большинстве книжных магазинов. Однако и минусы в работе с издательством есть. Например, минимальный гонорар и передача права на переиздание книги в случае ее успеха, также издательство будет влиять на выбор названия книги и вид обложки.
Каждое издательство выбирает себе книги с целью заработать. Поэтому, если у вас есть своя большая аудитория в социальных сетях или вы часто выступаете перед публикой, есть высокая вероятность, что у вас примут рукопись или сами попросят вас написать книгу для них.
«Я периодически выступаю перед предпринимателями. После одного выступления ко мне подошел сотрудник одного издательства и предложил написать книгу. Я был удивлен, ведь я не писатель и не планировал им становиться. Однако они были настойчивы, писали мне письма и помогали выбрать тему. Так, спустя 9 месяцев, вышла моя первая книга “Ошибки на миллион”. На самом деле издатели всегда ищут интересных людей, чтобы сподвигнуть их написать книгу».
Что же делать начинающим писателям, у которых нет еще раскрученного блога? Проще всего выпустить книгу самостоятельно. Тут есть два пути: издать книгу через специальные электронные сервисы или напечатать ее в типографии.
Существует множество подобных сервисов,например, Bookscriptor, Ridero, Литнет.
Основной плюс этого способа — его низкий финансовый порог входа. Ведь вам не придется платить за физическую печать книг. Также не нужно оплачивать услуги редакторов и корректоров, если вы уверены в качестве вашего текста.
Второй плюс сервисов — это дополнительные услуги: услуги корректора или дизайнера для оформления обложки. Не нужно искать самостоятельно фрилансеров и переживать о качестве их работы, вам с удовольствием помогут довести книгу «до ума».
Третий плюс — любой желающий сможет купить вашу книгу в печатном виде, её напечатают в единственном варианте для каждого покупателя.
Такой способ использовала Полина Аскус, автор книги о современной Британии «Лондон JAM», преподаватель сообщества Skyteach:
«У меня был опыт переговоров с одним известным издательством. Мне сказали, что работают только с известными именами. Могу их понять. Поэтому я решила издать книгу самостоятельно. Я выбрала платформу Ридеро, потому что она заключает договор с такими известными сайтами, как Литрес, Амазон, Озон. Так что моя книга сразу попала в открытый доступ в России и за рубежом.»
Ксения Мохорт, юрист, автор книги «Человек родился женился умер. Навигатор по законам РФ на все случаи жизни» также воспользовалась сервисом Ридеро для издания своей книги. Ее книга наполнена авторскими иллюстрациями, что вызвало некоторые сложности с загрузкой файла с книгой. Однако они успешно решились при общении с сотрудниками издательского сервиса.
Также существуют небольшие издательства, специализирующиеся на определенной тематике. Они не просто напечатают вашу книгу, но и могут предложить весь комплекс услуг: от редактирования, верстки до распространения вашей книги.
Своим опытом самостоятельного издания книги «От стажера до CEO» поделилась Ирина Ефимова:
«Я решила сотрудничать с нишевым издательством. В этом случае вы получаете довольно широкую дистрибьюцию, деньги от продаж и полностью контролируете процесс издания книги. Этот вариант я и выбрала. Я хотела определенного качества бумагу и обложку, поэтому мне было важно общаться напрямую с типографией.
Также я отправляла запрос в крупные российские издательства, выслала им информацию о себе, главу из книги. В ответ получила прайс-листы со стоимостью услуг. В него входит по сути печать и дистрибьюция, которая автоматически будет на 30-40% дороже, чем в небольшом издательстве. Ориентировочная стоимость 700 000 рублей за 1000 экземпляров.»
Для кого удобен вариант работы напрямую с небольшими издательствами или типографиями? Для тренеров и специалистов, которые выступают на офлайн-мероприятиях. Там они могут предлагать свои книги к покупке. Также этот вариант подходит для экспертов с большой аудиторией в соцсетях, которые готовы купить книгу у вас уже сразу после её выхода.
А что же делать тем авторам, которые хотят бумажные книги, но не имеют необходимых средства на печать первого тиража?
Этот вопрос можно решить, например, организовав сбор средств на книгу через краудфандинг. Подробнее об это способе мне рассказала Наталья Игнатенко, PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru:
«Автор определяет необходимую для печати тиража сумму, продумывает, в течение какого времени ему было бы комфортно эту сумму собрать, оформляет проект на краудфандинговой площадке, предлагает бонусы за поддержку.
В случае с литературными проектами бонусы очень понятны: как правило, это экземпляры будущей книги. Но часто бывают и книги для «ранних пташек» по сниженной цене, и книги с автографами, которые предлагают дороже, чем без автографов, и даже какие-то творческие опции, типа «назову одного из главных героев вашим именем».
С января 2018 г. до конца 2019 г. (т.е. почти за последние два года) в категории «Литература и журналистика» на Planeta.ru размещено 887 проектов, из них 274 получили признание. Это абсолютно созвучно нашей общей статистике: каждый третий проект становится успешным. Общий сбор литературных проектов за это время составил 73,3 млн рублей. Средний бюджет книжного проекта — 260 тыс. рублей.
Из предыдущего пункта уже стало понятно, что в большинстве случаев продвижение книги нужно начинать уже в процессе ее написания.
Продвижение книги, как и издание, можно делать самостоятельно или поручить профессионалам. Ниже приведу опыт авторов, которые прошли оба пути.
Анна Кучина, консультант по маркетингу и брендингу, бизнес-тренер, преподаватель бизнес-школы ИМИСП, ЦНТИ Прогресс, кафедры рекламы и PR СПбГУП.
Ирина Ефимова делится опытом продвижения книги через агентство.
«Арт-директор агентства придумала визуальный концепт обложки и верстки. В таком же стиле мы оформили проморолик для таргетинга в социальных сетях. Команда из PR и SMM-юнитов оказали большую поддержку: был написан и разослан пресс-релиз, на текущий момент готовится к выходу 7 публикаций в крупных изданиях, с момента открытия ссылки на предзаказ мы начали работать с блогерами и инфлюенсерами.
В моем случае это были преимущественно lifestyle и бизнес-блоггеры, но также есть ряд блогеров, которые пишут о книгах. Также я запустила сайт, где можно купить книгу и где размещаю полезные чек-листы из книги.
Все это объединено в маркетинговом плане 360. Скоро состоится первая презентация книги, в планах – открытые лекции и встречи со студентами.
В случае, если вы пишете бизнес-книгу, вам будет выгодно договориться с HR-департаментами в крупных компаниях, чтобы они закупили ее для подарков сотрудникам.
Также вы всегда можете написать локальным креативным кластерам в разных регионах и предложить им прочитать лекцию. Это работает. Например, я буду читать лекцию в кластере «Октава» в Туле.
Помните, что если ваша цель делиться знаниями – не ограничивайте себя только выпуском книги. Ездите на профильные мероприятия, выступайте с лекциями в кластерах, участвуйте в фестивалях и т.п. Развивайтесь и делитесь знаниями, самое главное – никогда не стойте на месте.»
Не существует единственного правильного способа написать и издать свою книгу. Каждый процесс уникальный, как и любой человек.
Вначале надо определиться с темой книги и выбрать режим работы над ней. После решить, будете ли вы пользоваться услугами редакторов, дизайнеров и корректоров.
Далее необходимо определиться, как вы будете издавать книгу. От этого зависит и способ ее продвижения. В любом случае, рассказ в соцсетях о процессе работой над книгой будет вам помогать в ее написании и последующих продажах.
Буду рада, если эта статья поможет сделать вам первый шаг в написании своей книги.