Как выделить микротемы в тексте?
Первый критерий проверки сжатого изложения ОГЭ по русскому языку предполагает отражение в работе всех основных микротем прослушанного в аудиозаписи текста.
Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Как выделить микротемы в тексте?
Рассмотрим пример. Приблизительно такой текст вы услышите в аудиозаписи на ОГЭ.
Вот как выглядит этот текст. Обратите внимание: красным цветом выделены некоторые ключевые выражения.
Вы, конечно, отметили, что речь идёт о нравственности. В первом абзаце даётся определение нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой — важные для человека ценности. Во втором абзаце мысль развивается: нравственность — самостоятельный выбор определённых ценностей. А в третьем абзаце содержится утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.
Итак, общая тема — нравственность — раскрывается в этом тексте через три микротемы:
1. Нравственность — система правил поведения человека, в её основе — значимые для человека ценности.
2. Нравственность — самостоятельный выбор этих ценностей.
3. Сделать правильный нравственный выбор человека заставляет совесть.
При написании сжатого изложения на ОГЭ по русскому языку необходимо отразить все главные микротемы исходного текста, не упуская и не добавляя ни одной.
Как написать микротемы к тексту
Как выделить в тексте микротемы. Как найти и выделить?
Малалина | Дата: Четверг, 05.09.2019, 21:59 | Сообщение # 1 | |||||||||||||||||||||||
Как выделить в тексте микротемы. Как найти и выделить?
Пример выделения микротем в тексте: Изменить свой сценарий, чтобы решить какую-либо психологическую проблему, непросто, но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа “жизненного сценария” написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в детстве и в опыте всей предыдущей жизни. Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть “родовые” проблемы. А наличие осуждения, таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в которых обвиняет своих родителей. (По Позднякову В.А.) 177 слов 1 абзац (микротема №1) – Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве складывается жизненный сценарий каждого человека, во многом на это оказывает влияние стиль жизни его семьи. 2 абзац (микротема №2) – Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий, необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека. 3 абзац (микротема №3) – Жизненный сценарий перестаёт быть важным для человека, когда он перестаёт осуждать своих родителей, тем самым показывая, что избавился от “родовых” проблем. Как выделить в тексте микротемы. Как найти и выделить? Как делить изложение на абзацы и микротемы? Как научить ребенка находить главную мысль в тексте Как написать изложение на ОГЭ по русскому языкуКак правильно сжимать текст, что такое микротема и зачем знать, визуал вы или аудиал
В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение. Типы восприятияЛюди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух. От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи. Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать. Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями. Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене. Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод в корзине и занимайтесь бесплатно в течение недели Этапы работы над изложением1. Первое прочтение. Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно. Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста. 2. Перерыв между чтениями. Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст. Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца. 3. Второе прочтение. Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик. Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы. 4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной. Соедините всё, что написали, и сделайте черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы: они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось. 5. Сжатие текста: сократите написанное. В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения. 6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз. В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение. 7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию. Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться. 8. Переписывание чистовика на бланк. На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отстранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа. Критерии оцениванияЗа изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям. ? МикротемыТема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем. Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ ? Сжатие текстаВаше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия: 1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов. «Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». → «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию». 2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением. «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». → «Все жители вышли на охрану родного города». 3. Обобщение нескольких предложений в одно. «Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». → «Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть». Что нужно сохранить при сжатии текста: Что можно исключить при сжатии текста: Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ ➗ Разделение абзацевВ каждом абзаце должна быть законченная мысль.
Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ Как готовитьсяНа сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ. Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей: 1. Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться. 2. Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни. 3. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Путь добра — единственно верный жизненный путь человека. 1. Вопрос — ответы, добрый, душевная красота. 2. Забота, воспитываться в детстве, ценность жизни, поступки во имя добра. 3. Путь добра. В мире, где много зла. Полезен человеку и обществу Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует: Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Что такое микротема?Микротема — это часть общей темы, заключенная в одном абзаце. Простым языком – это несколько предложений, связанных идеей. Переходя от одной такой части к другой, можно найти замысел написанного. Результат — цельный текст с единой темой. Из статьи вы узнаете о видах связи микротем, их структуре и схемах. Что такое микротема, и чем она отличается от темы текста?В зависимости от сложности произведения их может быть две и больше. Каждая кратко описывает содержание одной части произведения, а не всего текста. Этим они отличаются от темы, но всегда связаны с ней. Микротема — краткое выражение мысли одной части текста (абзаца). Структура и схема микротемыВ классическом виде микротема состоит из: Вторая и третья части могут отсутствовать, если в первой исчерпывающе сформулирована тема абзаца. При структурно-смысловом членении важно научиться выделять микротемы. Это нужно для анализа произведения, краткого пересказа, чтобы изложение имело строгую последовательность, заложенную автором.
Для поиска нити рассказа нужно: Выделение в тексте ключевых мыслей без уточняющей и дополняющей информации, называют также планом. Какие виды связи Микротемы существуют?Для логической последовательности необходима связь между составными частями. Есть два типа: Отличие в том, что при цепной связи в каждом предложении есть уже известная ранее информация, на которую можно опираться при раскрытии и дополнении основной мысли. Но добавкой есть и что-то новое. А при параллельной мысль, предмет или другие данные описывают в начальном предложении, развитие происходит позднее. Они не соединяются друг с другом, но при этом каждое вытекает из первого. При выделении микротем стоит придерживаться таких связей, чтобы раскрыть мысль и не упустить деталей.
Подготовка к ОГЭ. Практикум «Определение микротем в тексте».Просмотр содержимого документа |