Конспектирование монографий
Конспектирование монографий также является одной из главных форм самостоятельной работы студентов. С одной стороны, внимательно ознакомившись хотя бы с одной из монографий по профильной дисциплине в семестр, студент глубже усваивает фактический и теоретический материал. С другой стороны, эта форма работы позволяет ему понять специфику, структуру и методику научного исследования, что, безусловно, окажет впоследствии помощь в написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Преподаватель в начале семестра должен представить студентам список монографий по своей дисциплине.
Алгоритм работы по конспектированию монографии следующий:
— Конспект монографии должен быть оформлен в отдельной тетради.
— Вначале указываются автор и точные выходные данные монографии, количество страниц.
.-Структура конспекта должна полностью соответствовать структуре книги.
— Читая специальную литературу, следует делать выписки конспективного характера, а не переписывать монографии.
— Наиболее важные формулировки, выводы должны быть выписаны дословно со ссылками на автора и указанием страниц его работы.
— При чтении и конспектировании монографии нужно обращать внимание на методологию и методы, используемые исследователем (можно делать отметки на полях).
Написание научного доклада.
— Доклад представляет собой небольшое самостоятельное исследование, поэтому, считаю, что он должен быть написан на основании источников и монографической литературы, включая информацию соответствующих сайтов Интернет
— Доклад должен быть небольшим по объему: от 10 до 15 страниц рукописного текста.
— Он оформляется как небольшая курсовая работа (с планом, актуальностью темы, научными ссылками на источник, с заключением, списком используемой литературы и т.д.)
— Во введении, как и в курсовой работе, представлена актуальность темы, дается подробный анализ используемых источников.
— Докладчик на семинаре не должен слово в слово читать по страницам, он должен свободно владеть текстом.
— Доклад обсуждается на семинарском занятии. Преподавателем и студентами дается его оценка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Что такое монография и как ее написать?
Главная » Научная публикация » Что такое монография и как ее написать?
Если вы задаетесь вопросом «Что такое монография и как ее написать», вероятнее всего, вам предстоит защита докторской диссертации или вы являетесь специалистом в определенной области науки и хотите поделиться своими знаниями и результатами исследований с научным сообществом.
Монография, как и любой другой научный труд, создается строго по требованиям, с соблюдением обязательного содержания и стиля. В ней отражаются результаты долгой и кропотливой работы исследователя, связанные с глубоким изучением конкретной тематики.
Из статьи вы узнаете про отличия монографии от статей и диссертаций, какие требования нужно соблюдать при написании, а также получите рекомендации по созданию рукописи.
1. Что такое монография и зачем она нужна. Чем отличается от статьи и диссертации
Монография – это научная работа узкой специализации, которая посвящена глубокому исследованию определенной тематики и содержит анализ существующей информации по теме, свежие идеи, концепции, разработки. В рукописи отражаются разные подходы к решению обозначенной проблемы, демонстрируются глубокие знания автора и его умения выполнять исследовательскую работу, делать обоснованные выводы.
Главная цель монографии – поделиться с научным сообществом новыми разработками и решениями, которые будут помогать развитию отечественной и мировой науки. Написание рукописи является обязательным требованием для соискателей. Перед защитой диссертации ученый не только публикует ряд статей, но и издает не меньше двух монографий.
Отличие монографического исследования от научной статьи заключается в нескольких правилах:
Часто монография пишется на основании уже написанной диссертации, допускается использование похожей литературы, одинаковых высказываний и формулировок. Разница между двумя видами работ в том, что монография содержит в основном практику и применение результатов исследований. Другими словами, это практическое руководство к диссертации.
Монография соответствует ряду критериев:
Монография – это полноценная научно-исследовательская работа, значимость и актуальность которой подтверждена рецензентами. Опубликованные материалы способствуют развитию науки и положительно влияют на репутацию автора.
Что дает монография ученым:
Монография необязательно пишется одним специалистом, бывают коллективные работы, получаемые в соавторстве несколькими исследователями, которые занимаются решением общей проблемы и дают возможность посмотреть на нее «под разными углами».
Каждый из соавторов вправе ссылаться на коллективный труд в своей диссертации и указывать ее в перечне собственных публикаций.
Чаще всего коллективные монографии издают молодые и авторитетные ученые совместно, что позволяет начинающим исследователям получить опыт и заявить о себе широкому кругу ученых.
2. Структура монографии и общие требования
При написании монографии нужно учитывать, что она создается при соблюдении требований ВАК и имеет определенную структуру. Работа рассчитана на обширную аудиторию, поэтому пишется простым и понятным языком без избыточного употребления специфической терминологии.
Обязательные разделы рукописи:
В работе разрешается указывать таблицы, диаграммы, схемы и рисунки, необходимые для понимания темы. Монография должна быть максимально информативной, без «воды».
Пример подробной структуры рукописи:
Если пишется коллективная монография, каждый соавтор должен написать отдельную главу основного раздела.
Помимо содержания ВАК формулирует определенные правила по оформлению рукописи. Необходимо использовать Times New Roman 14 размера, интервал 1,5, обычную нумерацию страниц, все сокращения делать по стандарту. Библиография должна быть по ГОСТ 7.1-2003, ко всем иллюстрациям даются пояснения. Таблицы и схемы – со сквозной нумерацией. Более подробную информацию по правилам публикации материала нужно узнавать в издании, где будет печататься работа.
3. В каком стиле пишется монография?
Монография пишется в официальном, научно-публицистическом стиле, который характеризуется обязательным наличием четкой структуры и выводов. Нельзя использовать броские фразы, кричащие заголовки, жаргонизмы и художественный стиль изложения. Если в работе употребляются узкоспециализированные термины, об этом нужно предупредить читателя во введении. Тем не менее, публикацию не следует перегружать терминологией.
Даже при создании рукописи в научном стиле необходимо писать легко, простыми словами о сложных вещах, чтобы обычному человеку было понятно, о чем идет речь. Все пояснения и ссылки должны быть уместными и не вводить в заблуждение читателя.
Для облегчения восприятия текст делят на абзацы, подразделы. Монография – это не набор цитат и умных мыслей, а авторская научная работа, написанная своими словами на основании подтвержденных фактов. Чтобы рукопись не только опубликовали, но и читали, что повысит шансы цитирования на труд ученого, в ней должна прослеживаться структура, логичность. Автор медленно подводит читателя к выводам и излагает их в доступной форме. Именно выводы – ключевая часть всей работы и ее ценность.
4. Рекомендации по быстрому и успешному написанию монографии на основании диссертации или серии статей
Если у соискателя уже подготовлена диссертация или есть серия опубликованных статей по одной тематике, написать монографию не составит труда. Для этого нужно:
Заключение
Что такое монография и как ее написать – важные вопросы для каждого молодого ученого, который хочет успешно развиваться в научном сообществе и добиться признания среди коллег. Хоть такой научный труд и отличается от статей и диссертаций, пишется он тоже по определенным требованиям с соблюдением структуры.
Рукопись следует писать в научно-публицистическом стиле, но это не должен быть скучный заумный текст, переполненный терминами и сложный для восприятия. Чтобы работой заинтересовалось как можно больше читателей, лучше использовать простые и понятные формулировки, соблюдать последовательность и логичность повествования.
Проще всего написать монографию, когда уже есть ряд статей на одну тему или подготовлена диссертация. В таком случае достаточно будет проработать существующие материалы и оформить публикацию по всем правилам.
Ознакомьтесь с рекомендациями по написанию монографии.
Схема конспектирования монографии.
Оценочное средство
по дисциплине «История России»
Учебный год, I курс, 1 семестр
Специальность 050100.62 – История (квалификация – учитель истории)
Очная форма обучения
Задание дополнительной части рейтинг-плана
Конспект.
Общая характеристика и целевая направленность задания.
Не является самостоятельной формой аттестационной работы, это одна из форм индивидуального собеседования. Студент представляет преподавателю конспект научной монографии (статьи), отвечает на проверочные вопросы, уточняет непонятные позиции. Как учебное задание, конспект нацелен на выработку умения выявит и отразить в пригодном для последующей самостоятельной работы виде всё основное проблемное поле научного труда, а не решение автором узкой группы вопросов, каковое отражается при рабочем конспектировании для подготовки к ответу на конкретный вопрос. Учащийся должен совершить переход от составления «слепых» сплошных конспектов к структурировано-систематизированным, которые дают возможность глубже освоить содержание проработанной литературы и оптимизировать практическое использование этой проработки для решения учебных и исследовательских задач.
Конспект должен удовлетворять следующим требованиям: наличие Ф.И.О. автора, названия работы и выходных данных; на полях листа (тетради) указываются основные позиции труда, которые тезисно раскрываются в основном тексте конспекта; конспект не должен быть слишком пространным. За неполноту, наличие посторонних записей и рисунков, не относящихся к тексту, балл может быть снижен. Балл снижается за неправильные ответы на проверочные вопросы (или отсутствие ответов). Максимальный балл за один конспект – 2.
Описание задания
· Конспект выполняется рукописно хорошо разборчивым почерком;
· Законспектированный материал должен быть представлен в определённой форме, образец которой приводится ниже.
· Обязательно наличие указаний Ф.И.О., отделения, курса и номера учебной группы исполнителя.
· Обязательно указание выходных данных работы в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008.
· Пункты конспекта должны репрезентативно отражать проблемное поле монографии и его авторское решение.
· Исполнитель конспекта должен хорошо ориентироваться в его содержании и, опираясь на него, быть готовым ответить на вопросы преподавателя в ходе проверки.
Критерии оценки
1. Соответствие оформления конспекта предъявленным требованиям.
2. Соблюдение структуры конспектирования в соответствии с предложенной схемой.
3. Репрезентативность отражения в конспекте проблемного поля работы и его авторского решения.
4. Способность дать предварительную цельную и представительную характеристику содержания законспектированной научной работы.
5. Степень свободы ориентирования в содержании проработанной единицы литературы в рамках конспекта.
6. Степень самостоятельности выполнения работы.
Примерный список литературы для конспектирования.
4. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989
5. Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы. М., 1969
6. Алексеев Л.В. Полоцкая земля. Полоцк, 2007
7. Алексеев С.В. Славянская Европа V-VIII вв. М., 2009
8. Алексеев Ю. Г. Под знаменами Москвы. СПб., 1992
9. Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991
10. Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М., 1973
11. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М., 2003
12. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962
13. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Л., 1974
14. Беляев Л.А. Московская Русь. М., 2001
15. Бернадский В.Н. Новгород и Новгородская земля в ХV в. М., 1986
16. Борисов Н. С. Повседневная жизнь Руси накануне конца света. М., 1997
17. Борисов Н. С. Иван III. М., 2000
18. Борисов Н. С. Иван Калита. М., 1995
20. Борисов Н. С. Сергий Радонежский. М., 2006
22. Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси (Киев, 1989)
23. Будовниц И. У. Общественно- политическая мысль Древней Руси (XI- XIV вв.). М., 1960
24. Бычкова М.Е. Русское государство и Великое княжество Литовское с конца XV в. до 1569 г. М., 1996
25. Высоцкий С.А. Киевские граффити XI-XVII вв. Киев, 1985
26. Галкина Е.С. Тайны Русского каганата. М., 2002
27. Гедеонов С.А. Варяги и Русь. Историческое исследование. В 2-х ч. СПБ., 1876
28. Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы. Русь и Степь до нашествия татар. М., 2011
29. Горский А.А. Москва и Орда. М. 2003
30. Горский А.А. Русские земли в XIII-XIV вв _ Пути политического развития. М., 1996
31. Греков Б.Д. Киевская Русь. Л., 1953
32. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.-Л., 1950
34. Дворниченко А. Ю. Русские земли Великого Княжества Литовского. Очерки истории общины, сословий, государственности до начала XVI в. М., 1995
35. Дубов И.В. Великий Волжский путь. Л., 1989
36. Дубов С.В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневековья. Л., 1982
37. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М., 2009
38. Зализняк А.А. Слово о полку Игореве. Взгляд лингвиста. М., 2004
39. Зайцев А.К. Черниговское княжество X-XIII веков. М., 2009
40. Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. М., 1991
41. Зимин А.А. Россия на пороге нового времени. Очерки политической истории России первой трети XVI в. М., 1972
42. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. Очерки социально-политической истории М., 1982
43. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV—первой трети XVI в. М., 1988
44. Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. М., 1967
45. Карпов А.В. Александр Невский. М., 2010
46. Карпов А. В. Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI вв. СПб., 2008
47. Карпов А.В. Княгиня Ольга. М., 2009
48. Кирпичников А.Н. Куликовская битва. Л., 1980
49. Клейн Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. СПб., 2007
50. Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб., 2009
51. Клибанов И.И. Реформационное движение в России в XIV- первой половине XVI в. М., 1960
52. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988
53. Князький И.О. Русь и степь. М., 1996
54. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М., 1985
55. Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М., 1973
56. Королев А.С. Загадки первых русских князей. М., 2002
57. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998
58. Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингисхана. М., 2006
59. Кривошеев Ю.В. Русь и монголы. СПб, 2003
60. Куза А.В. Малые города Древней Руси. М., 1989
61. Кузьмин А.Г. Начало Руси. М., 2003
63. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005
64. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1987
65. Лихачёв Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.). М.-Л., 1962
66. Ловмяньский Х. Религия славян и её упадок. СПб., 2003
67. Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985
68. Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси в XIV- начале XVI в. М.-Л., 1955
70. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978
71. Малевская М.В. Керамика западнорусских городов Х-ХIII вв. СПб., 2005
72. Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М., 2005
74. Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. М., 1978
75. Михеев С.М. «Святополкъ сѣде в Киевѣ по отци». Усобица 1015–1019 годов в древнерусских и скандинавских источниках (М., 2009)
76. Мыськов Е.П. Политическая история Золотой Орды (1236-1313 гг.) Волгоград, 2003
77. Насонов А.Н. Монголы и Русь. История татарской политики на Руси. М.-Л., 1940
78. Насонов А.Н. Русская земля и образование территории Древнерусского государства. М., 1951
79. Никольская Т.Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX-XIII вв. М., 1981
80. Павлов-Сильванский Н.П. Государевы служилые люди. М., 2008
81. Павлов-Сильванский Н. П. Феодализм в России. М., 1988
82. Пашуто В. Т. Александр Невский. М.,1974
83. Пашуто В. Т. Героическая борьба русского народа за независимость. XIII век. М., 1956
84. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968
85. Петров А.В. От язычества к Святой Руси. Новгородские усобицы. СПб., 2003
88. Плетнева С.А. Очерки Хазарской археологии. М., 1999
89. Плетнева С.А. Саркел и «шелковый путь«. Воронеж, 1996
90. Плетнёва С. А. Половцы. М., 1990
91. Плетнёва С. Александровна. Хазары. М.,1976
93. Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996
94. Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. Пг., 1918
95. Пресняков А. Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993
96. Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. М., 1978
97. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988
100. Раппопорт П. А. Зодчество древней Руси. М., 1986
101. Романенко Е..В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003
102. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–ХIII вв. М., 1993
103. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948
104. Рыбаков Б.А. Русские летописцы и автор “Слово о полку Игореве”. М., 1972
106. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981
107. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1981
108. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М., 1993
109. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960
111. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983
113. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979
114. Скрынников Р.Г. Государство церковь на Руси XIV – XVI вв. Новосибирск, 1991
115. Тихомиров М. Н. Древняя Москва XII–XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV–XV вв. М., 1992
116. Толочко А.П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. Киев. 1987
117. Толочко А.П. Князь в Древней Руси: власть, собственность, идеология. Киев. 1992
118. Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982
119. Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л., 1970
121. Фенел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200–1304. М., 1989
122. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994
123. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973
124. Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М.-Л., 1962
125. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. Л.,1974
126. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л.,1980
128. Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян (VI-X вв.). СПб., 1996
129. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999
130. Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV–XV вв. М., 1960
131. Янин В.Л. Я послал тебе бересту… 3-е изд. М., 1998
132. Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962
Схема конспектирования монографии.
Название и выходные данные монографии. Например:
Проблема | Раскрытие |
1) | |
2) | |
n) |
В первой колонке формулируется один из проблемных вопросов, затрагиваемых автором, во второй – его вариант ответа и аргументация.
Разработчик: кандидат исторических наук, доцент В.В. Горский.
Оценочное средство утверждено кафедрой истории России МПГУ (протокол № от 31 августа 2015 г.).
Заведующий кафедрой _____________М.Ю. Лачаева
Конспектирование монографий
Конспектирование монографий также является одной из главных форм самостоятельной работы обучающихся. С одной стороны, внимательно ознакомившись хотя бы с одной из монографий по профильной дисциплине в семестр, обучающийся глубже усваивает фактический и теоретический материал. С другой стороны, эта форма работы позволяет ему понять специфику, структуру и методику научного исследования, что, безусловно, окажет впоследствии помощь в написании курсовых и выпускных квалификационных работ по криминалистике.
Алгоритм работы по конспектированию монографии следующий:
— конспект монографии должен быть оформлен в отдельной тетради;
— вначале указываются автор и точные выходные данные монографии, количество страниц;
— структура конспекта должна полностью соответствовать структуре книги;
— читая специальную литературу, следует делать выписки конспективного характера, а не переписывать монографии;
— наиболее важные формулировки, выводы должны быть выписаны дословно со ссылками на автора и указанием страниц его работы;
— при чтении и конспектировании монографии нужно обращать внимание на методологию и методы, используемые исследователем (можно делать отметки на полях).
После проверки конспектов преподаватель назначает время «защиты». Целесообразной, на наш взгляд, является защита обучающимися конспектов монографий (так же, как защита курсовых работ) в присутствии группы. Обучающийся готовит короткий доклад, уделяя при этом внимание ключевым и дискуссионным проблемам, отвечает на вопросы аудитории и лишь после этого преподаватель оценивает его работу. Группа, в свою очередь, выслушав доклады каждого, значительно пополняет запас знаний об исследовательской литературе. Аналогичным образом можно предложить обучающимся законспектировать статьи – публикации последних лет проблемно-дискуссионного характера из центральной периодической печати.
Написание научного доклада
— доклад представляет собой небольшое самостоятельное исследование, поэтому, он должен быть написан на основании источников и монографической литературы, включая информацию соответствующих сайтов Интернет;
— доклад должен быть небольшим по объему: от 10 до 15 страниц рукописного текста;
— он оформляется как небольшая курсовая работа (с планом, актуальностью темы, научными ссылками на источник, с заключением, списком используемой литературы и т.д.);
— во введении, как и в курсовой работе, представлена актуальность темы, дается подробный анализ используемых источников;
— докладчик на семинаре не должен слово в слово читать по страницам, он должен свободно владеть текстом;
— доклад обсуждается на семинарском занятии. Преподавателем и обучающимися дается его оценка.
Подготовка терминологических словарей и справочников
В тетради для практических занятий последние страницы следует отводить под терминологический словарь и справочник.
— они составляются обучающимися во время прослушивания лекций и самостоятельной подготовки к практическим занятиям;
— преподаватель во время лекции и практических занятий обращает внимание обучающихся на термины обязательные для запоминания;
— обязательные для усвоения термины должны быть включены в тестовые задания, контрольные работы и т.д.;
— окончательные проверка знаний терминологии курса происходит во время экзамена.
Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающихся.
Методические рекомендации по составлению процессуальных документов
Все процессуальные документы, а именно протокол осмотра (фрагмент протокола) и постановление о назначении судебной экспертизы составляются в строгом соответствии с требованиями УПК РФ.
При этом при описании в протоколе осмотра места происшествия обстановки в целом или отдельных следов преступления и иных объектов, имеющих значение для дела, настоятельно рекомендуется использовать только общепринятые в криминалистике термины, воздерживаясь при этом от пространных или предположительных суждений о местонахождении, происхождении, количественном и качественном составе тех или иных объектов.
В связи с этим для более полного и качественного описания отдельных следов преступления в протоколе их осмотра рекомендуется воспользоваться специально разработанными учебными, учебно-методическими или практическими пособиями по описанию отдельных следов преступления.
При составлении постановления о назначении судебной экспертизы (в частности, при формулировании вопросов эксперту) настоятельно рекомендуется воспользоваться соответствующими учебными или практическими пособиями по отдельным родам (классам) судебных экспертиз.
Процессуальные документы должны выполняться разборчивым почерком с помощью шариковой ручки чернилами синего или черного цвета, выполнение процессуальных документов карандашом недопустимо.
Измерительным материалом контроля освоения изучаемого материала является рекомендуемое кафедрой «Пособие по криминалистической технике для аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся» (автор и сост. доц., к.ю.н. Воробьёва И.Б.).
Фонд оценочных средств
9.1. Вопросы для проведения экзамена по магистерской дисциплине
«Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений»
1. Понятие криминалистической методики.
2. Система и задачи криминалистической методики.
3. Исходные положения формирования частных криминалистических методик.
4. Структура частной криминалистической методики
5. Этапы процесса расследования и их характеристика.
6. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании террористических актов.
7. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела при расследовании террористических актов.
8. Первоначальный этап расследования террористических актов.
9. Типичные следственные ситуации расследования террористических актов. Особенности планирования расследования.
10. Особенности производства отдельных процессуальных действий при расследовании террористических актов. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами.
11. Последующий этап расследования террористических актов.
12. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
13. Особенности возбуждения уголовного дела и планирования расследования при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними.
14. Особенности тактики следственных действий при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними. Судебно-психологическая экспертиза.
15. Понятие организованной преступности. Характеристика криминальной деятельности организованных преступных групп.
16. Особенности первоначального этапа расследования преступлений, совершаемых организованными группами лиц.
17. Специфика оперативно-розыскной деятельности, связанная с выявлением преступлений, совершаемых организованными группами лиц.
18. Типичные следственные ситуации и тактические операции, проводимые на последующем этапе расследования преступлений, совершаемых организованными группами лиц.
19. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях против правосудия.
20. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела. Начальный этап расследования преступлений против правосудия.
21. Типичные следственные ситуации по делам о преступлениях против правосудия. Особенности планирования расследования.
22. Особенности производства отдельных процессуальных действий по делам о преступлениях против правосудия. Методы выявления подозреваемого.
23. Последующий этап расследования по делам о преступлениях против правосудия. Изобличение виновного. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами.
24. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий.
25. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела. Начальный этап расследования злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий.
26. Типичные следственные ситуации по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышения должностных полномочий. Особенности планирования расследования.
27. Тактика отдельных следственных действий при расследовании злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами.
28. Значение деятельности следователя по раскрытию преступлений прошлых лет. Факторы, затрудняющие и облегчающие расследование нераскрытых преступлений прошлых лет.
29. Методика анализа следователем материалов дела, приостановленного за неустановлением виновных.
30. Действия следователя после возобновления производства по делу о нераскрытом преступлении. Планирование расследования. Особенности тактики производства отдельных следственных действий.
31. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем и лицом в результате совершения им преступления (ст. 174, 174¹ УК РФ). Виды и способы отмывания (легализации) денежных средств, приобретенных преступным путем.
33. Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании легализации денежных средств и иного имущества.
34. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о торговли людьми. Специфика выявления признаков преступления и возбуждения уголовных дел о торговли людьми.
35. Следственные ситуации и тактические операции первоначального этапа расследования. Организация взаимодействия с правоохранительными органами зарубежных стран при расследовании торговлю людьми.
36. Особенности расследования торговли женщинами и детьми с целью сексуальной эксплуатации.
37. Особенности расследования торговли людьми с целью эксплуатации рабского труда.
38. Особенности проведения отдельных следственных действий по делам о торговле людьми.
39. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях, совершаемых в сфере компьютерной информации.
40. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования преступлений, совершаемых в сфере компьютерной информации.
41. Тактика отдельных следственных действий. Особенности взаимодействия правоохранительных органов различных стран при расследовании компьютерных преступлений.
42. Понятие и характеристика противодействия расследованию преступлений. Виды противодействия.
43. Содержание и субъекты противодействия расследованию преступлений.
44. Выявление признаков противодействия расследованию.
45. Средства и методы преодоления противодействия расследованию.