Главная » Правописание слов » Как написать монолог образец 5 класс русский язык

Слово Как написать монолог образец 5 класс русский язык - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Мое любимое домашнее животное – кот.

Мой кот очень толстый и добрый.

У него небольшая голова.

Его лапы маленькие с большими когтями.

Его глаза зеленые и умные.

Его ушки маленькие.

Мой кот любит молоко и цыплят.

Больше всего Чапа любит спать.

Я думаю, коты очень аккуратные и умные.

Написать монолог на тему «Наша экология»?

Написать монолог на тему «Наша экология».

Нужно написать монолог на тему : Для чего нужно грамотно писать?

Нужно написать монолог на тему : Для чего нужно грамотно писать.

Всего 3 предложения.

Что такое монолог?

Написать диалог или монолог о летнем отдыхе?

Написать диалог или монолог о летнем отдыхе.

Как написать монолог на тему как хорошо писать?

Как написать монолог на тему как хорошо писать.

Помогите написать монолог?

Помогите написать монолог.

Помогите задали написать монолог помогите?

Помогите задали написать монолог помогите.

Надо написать монолог листа?

Надо написать монолог листа.

Написать монолог о друзьях?

Написать монолог о друзьях.

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ, ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

Предложения в МОНОЛОГИИ /

Оба могут иметь краткие полные формы.

Корень [плет] + окончание [ёт] + постфикс [ся] Основа(ы) слова : плет.

Корень плет суффикс ёт и ещё суффикс (постфткс) ся основа плетётся.

Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух.

Источник

Пример монолога и деолога 5 класс?

Пример монолога и деолога 5 класс.

Монолог : Однажды КатяПриехала в деревню.

Не представляешь как она была рада

Купаешься сколько душе угодно.

Лейся лейся дождик дождик?

Лейся лейся дождик дождик!

Я хочу расти, расти!

Не боюсь я сырости!

Это монолог или деолог.

Приведите пример монолога из художественной литературы?

Приведите пример монолога из художественной литературы.

Пример диалога и монолога класс 9 на русском только полные ответы?

Пример диалога и монолога класс 9 на русском только полные ответы.

Как рассказать детям 1 класса что такое МОНОЛОГ, чтобы им было понятно и привести примеры?

Как рассказать детям 1 класса что такое МОНОЛОГ, чтобы им было понятно и привести примеры!

Пример диалога и монолога?

Пример диалога и монолога.

1 пример монолога из литературных произведений?

1 пример монолога из литературных произведений.

Пример диалога и монолога?

Пример диалога и монолога.

Найдите в поэтической речи примеры диалога и монолога?

Найдите в поэтической речи примеры диалога и монолога.

Оба могут иметь краткие полные формы.

Корень [плет] + окончание [ёт] + постфикс [ся] Основа(ы) слова : плет.

Корень плет суффикс ёт и ещё суффикс (постфткс) ся основа плетётся.

Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух.

Источник

Диалог и монолог. Презентация по русскому языку (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Что представляет собою этот текст?
В чём особенность подобных текстов?
— Папа, а ты смог бы писать в темноте?
— Конечно, а почему тебя это интересует?
— Я погашу свет, а ты подпиши мой дневник!

Описание слайда:

Монолог и диалог
Работа учителя
МОУ «Зимстанская сош»,
п. Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми
Кочановой В.В..

Описание слайда:
Описание слайда:

Монолог — от греч.
monos «один» + logos «речь»
Диалог — от греч.
dialogos «беседа»
I. Речевое общение может проходить в форме монолога и диалога.
Монолог — речь одного человека. Это может быть ваш ответ на уроке или сочинение, рассказ о прочитанной книге или об увиденном фильме. Монолог — это и выступление по радио и телевидению, статья в журнале или в газете,
Монологическая речь бывает и устной, и письменной. Эта речь часто заранее подготовлена, продумана.
доклад.
Диалог — разговор двух или более лиц. Он обычно употребляется в устной разговорной речи.

В письменной речи встречается в художественной литературе. Это — разговор действующих лиц.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

✍ Рассмотрите рисунки. Пофантазируйте, о чём могут разговаривать ребята. А учитель с учеником? Придумайте и запишите диалоги.

Описание слайда:

На уроках литературы вы изучали басни И.Крылова. Вспомните басню «Ворона и Лисица». Какой вид речи – монолог или диалог – использует баснописец?
Каким видом речи чаще всего пользуетесь на уроках русского языка вы и учитель? А на уроках физкультуры? Расскажите.
Упражнение 28.

Описание слайда:
Описание слайда:

II. Диалог состоит из взаимосвязанных р е п л и к двух собеседников (вопросов, замечаний и ответов на них).

Реплика — это слова каждого участника диалога. Каждый из собесед-ников становится то говорящим, то слушающим.
Каждая реплика пишется с новой строки и с прописной буквы. Перед репликой ставится тире.
Реплика и слова автора — это разные самостоятельные предложения, поэтому между ними ставится тире, а перед тире обязателен один из знаков: запятая, точка, вопросительный или восклицательный знак.

Реплика — от фр.
reрliquer «отвечать,
возражать»

Слова автора после реплики пишутся со строчной буквы. Если слова автора стоят перед репликой, то после них ставится двоеточие:

Описание слайда:

Ко мне подошла бездомная собака, похожая на Каштанку, а возможно, её дочка или внучка.
Я спросил:
— Как дела?
— Кручусь, — ответила Каштанка.
— Есть хочешь?
— Вообще-то я завтракала, — деликатно сказала Каштанка и посмотрела мне в руки.
(В. Токарева)

Описание слайда:
Описание слайда:

Диалог состоит из реплик.
Реплика- это слова, обращенные к собеседнику
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.
Что вам надо?
Шоколада.
Для кого?
Для сына моего.
Посмотрите, при помощи чего оформляется диалог?
Какое правило ведения разговора по телефону нарушено в данном диалоге?

Описание слайда:
Описание слайда:

Работа в группах
— Какой из текстов монолог, а какой диалог?
— Как форма записи помогла тебе ответить на вопрос?
— Составьте памятку, как записать диалог.

Описание слайда:

Правила оформления диалога
При диалоге каждая реплика (прямая речь) начинается с новой строки, с большой буквы, перед ней ставится тире.
Слова автора пишутся с большой буквы и отделяются двоеточием, если они стоят перед репликами. Если слова автора стоят после реплики, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы. Если слова автора находятся в середине реплики, то они с двух сторон выделяются тире. Продолжение реплики пишется с прописной буквы, если она является самостоятельным предложением.

Описание слайда:

✒Найдите отличия в двух этих диалогах

Описание слайда:

Прочитайте диалог из хорошо знакомой вам книжки Э.Успенского.
Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору:
– Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.
Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашивает:
– А откуда ты знаешь, что меня дядей Федором зовут?
Кот отвечает:
– Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде.

✍Составьте схему текста.

Описание слайда:
Описание слайда:

Упражнение 29.
Прочитайте рассказ. Найдите диалоги. Объясните знаки препинания в них.
Был не крайний случай
В классе все пересказ писали, а я, как назло, в этот день заболел. Через пять дней только явился в школу. Анна Петровна сказала мне:
— Вот возьми домой книжку, прочти её и напиши своими словами. Только не больше двух раз прочти.
— А если я не запомню?
— Пиши, как запомнишь.
— А третий раз ни за что нельзя?
— В крайнем случае — можно.
Пришел я домой. Прочёл два раза. Как будто запомнил. Забыл только, как слово «окно» писать — через «а» или «о». А что, если книжку открыть и заглянуть разок? Или это не крайний случай? Наверное, это не крайний случай. Ведь в основном я всё запомнил. Спрошу-ка я лучше у папы, можно мне заглянуть в третий раз или нет.
— Этот случай не крайний, — сказал папа. — Есть правило о безударных гласных. И ты должен знать это правило.
Правило я забыл. Пришлось наугад писать.
Анна Петровна прочла рассказ.
— Что же ты слово «окно» через «а» написал?
Я говорю:
— Был не крайний случай. И я не мог в третий раз заглянуть в книжку. А то бы я правильно написал.
Виктор Голявкин.

Описание слайда:

Задание по тексту
2. Как вы думаете, почему писатель так назвал свой рассказ?

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Говорим правильно
Сняв трубку, говорят Алло или Слушаю. Разговор по телефону лучше начать так: Здравствуйте, вам звонит (или вас беспокоит) Оля. А потом обратиться с просьбой: Пожалуйста, позовите к телефону Серёжу или Будьте добры, позовите, пожалуйста, Серёжу. Невежливо начинать разговор словами: Кто это? Кто это говорит?

Описание слайда:

Доброжелательность, уважение к собеседнику.
Вежливость, избежание категоричности.
Скромность в самооценке, ненавязчивость.
Ориентация на партнера.
Стимулирование интереса партнера к проблемам общения.
Логичность изложения своих взглядов и предложений.
Соблюдение дистанции в общении, использование жестикуляции и мимики.

Правила ведения диалога
Правила для того, кто говорит:

Описание слайда:

Не жалейте времени для того, чтобы выслушать собеседника.
Терпеливо и уважительно относитесь к тому, кто говорит.
Не перебивайте партнера, выслушайте его до конца.
Дайте собеседнику проявить себя в общении, стимулируйте его активность.
Используйте языковые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.

Правила ведения диалога
Правила для того, кто слушает:

Описание слайда:

Прошу тебя (Вас)Если тебе не трудно
Если можешь Будь другом
Будь так добрБудь добр
Будь так любезенПожалуйста

Описание слайда:

Причина отказа
Извините
Прости (те)
Я бы с удовольствием
Я бы с радостью
Мне бы очень хотелось
Жаль, но

Описание слайда:

Упражнение 31.
Прочитайте рассказ Алисы, а затем запишите его в форме диалога с писателем
…Бах! – и я в другой комнате. Тут сидит дядя и пишет что-то. Он меня спросил: «Ты, девочка, из 21 века?» Я говорю, что наверно, только я наш век не считала, потому что ещё плохо считаю, я хожу в детский сад, в среднюю группу. Дядя сказал, что очень приятно. Потом я спросила, как его зовут, а он сказал, что Аркадий, и он писатель, и пишет фантастические рассказы о будущем.
Он, оказывается, не всё придумывает, потому что к нему иногда приходят люди из нашего времени и рассказывают о нашей жизни. Только он не может об этом рассказать никому, потому что это страшный секрет. Он мне подарил свою книжку… А потом я вернулась. (К.Булычёв)

Описание слайда:

1. Сколько героев разговаривают?
2. Как оформлен диалог?
3. Как записываются реплики героев?
Анализ диалога

Описание слайда:

1. Почтальон Печкин и кот Матроскин разговаривают по телефону. Кто кому позвонил? Как вы думаете, о чём они говорят?
Составьте и запишите начало этой беседы. Не забудьте, что собеседники вежливые.
2. Нравится ли Матроскину разговаривать по телефону? Поясните свой ответ.
Творческое задание

Описание слайда:

Попробуем составить диалог.
✍Составьте диалог по иллюстрации к сказке.

Источник

Диалог и монолог

Диалог и монолог

Диалог и монолог в русском языке

Монолог – это развернутое высказывание одного человека. В переводе с греческого моно – «один», логос – «речь».

Особенности монологической речи (монолога): человек говорит, его слушают, но не отвечают. Цель монолога – донести нужную информацию до слушателя, иногда монолог – это разговор с самим собой.

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть монолог: учитель объясняет урок, доклад или презентация, выступление, поздравление, диктор на телевидении.

Пример монолога: Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один.

Это монолог мальчика, который рассуждает сам с собой.

Все мы часто используем монолог при рассказе интересных историй или при составлении рассказа по картинкам на уроке русского языка.

В жизни мы чаще всего пользуемся диалогами, ведь общение между людьми подразумевает обмен информацией или мнениями о том или ином событии. Для диалога необходимо, чтобы собеседники владели информацией.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В переводе с греческого диалогос – «беседа».

Диалог состоит из реплик. Репликой называют слова, обращенные к собеседнику. На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.

Примеры ситуаций, в которых может возникнуть диалог: врач и пациент, учитель и ученик, продавец и покупатель, детские игры.

Большая часть диалогов состоит из вопросов и ответов. Для примера вспомним диалог сказочных персонажей из сказки «Теремок».

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, волчок-серый бочок.

— А я медведь косолапый.

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Как выбрать репетитора по русскому языку

Бесплатный пробный урок с репетитором

Практичные советы по изучению русского языка

Памятка «Правила ведения диалога».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НЕКЛИНОВСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ

ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИМЕНИ ЧЕТВЁРТОЙ

КРАСНОЗНАМЕННОЙ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

по теме «Правила ведения диалога. Искусство разговора»

учителем русского языка и литературы

ГБОУ РО НОШИ с ПЛП

Цыгановой Марией Алексеевной

Умение правильно вести диалог или, проще говоря, умение общаться – это ключ ко всем дверям в нашей жизни. Убедительно говорить ценилось еще в Древнем Риме. Сегодня, когда успех того или иного дела напрямую связан с общением, эта способность стала необходима каждому человеку.
Да, со времен древности изменились специфика построения речи, особенности ведения диалога — но и в современных реалиях существуют простые и четкие правила, следуя которым мы можем надеяться на понимание, внимание и благосклонный отклик со стороны собеседника. О правилах успешного разговора мы и будем вести речь в данной работе.

Актуальность выбранной темы продиктована форматом устного экзамена по русскому языку. Итоговое собеседование направлено на проверку навыков спонтанной речи.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.

Наша работа будет направлена на обучение учащихся правилам ведения диалога. Что поможет им успешно пройти испытание итогового собеседования и получить допуск к основному государственному экзамену.

Задание № 4 устного собеседования построено с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога и диалога (беседы). Во время беседы учащимся будут заданы вопросы о выбранной ими теме. Необходимо дать полный развернутый ответ на вопросы, заданные собеседником.

В качестве примера в работе приведены несколько тем для диалога.

Какие пейзажи можно встретить в Вашем родном крае?

Опишите Ваше любимое занятие во время отдыха на природе.

Почему людям так важно бывать на природе?

Что для Вас важнее: где или с кем провести выходной день?

Согласны ли Вы, что лучший отдых – это смена деятельности?

В чем для Вас заключается лучший отдых?

Какие качества характера людей чаще всего приводят к конфликтам?

Умение признать свою ошибку или вину, попросить прощения – показатель силы или слабости человека? Почему?

Стоит ли «выносить сор из избы», делиться своими семейными конфликтами с посторонними людьми?

Итогом нашей деятельности над выбранной темой стало создание «памятки». Работа строилась в виде проектной деятельности, совместной с учащимися 9 классов. Были созданы 4 группы, которые работали в определенных направлениях.

1 группа: выясняла, что такое диалог. Изучала его специфические особенности и виды.

2 группа: изучала правила ведения диалога для говорящего и для слушающего.

3 группа: занималась изучением критериев оценивания коммуникативной задачи экзаменуемых и подбором упражнений, направленных на применение теоретических знания на практике.

4 группа: рассматривала правила современного этикета общения и секреты искусного диалога.

ПАМЯТКА (для учащихся 9-х классов)

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА. Искусство разговора.

Иногда уже по первому слову видно,

что хорошего диалога не выйдет.

Диалог — словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками, естественная форма общения с собеседником.

Диалог имеет свои специфические особенности:

1. При диалоге происходит обмен информации между двумя (собственно диалог) или несколькими (полилог) участниками разговора;

2. Каждое высказывание участника диалога называется репликой;

3. Участники диалога по очереди обмениваются репликами в форме вопрос/ответ, утверждение/отрицание, утверждение/уточнение;

4. Чаще всего на письме каждая реплика пишется с новой строчки, перед ней ставится тире;

5. Грамматической особенностью диалогов является употребление неполных предложений, ведь большая часть информации известна участникам разговора из предыдущих реплик.

Виды диалога:
1. Обычный диалог (беседа на любую тему);

2. Дискуссия (обмен мнениями);

При диалоге мало просто слушать, нужно еще и услышать. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество. Диалог подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие слышат только самих себя, — это уже не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения.

Правила для говорящего:

1. Говорящий должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию;

2. Последствия каждого высказывания должны быть обдуманы;

3. Каждое высказывание должно быть целесообразным;

4. Содержание и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено;

5. Сообщение должно быть уместным;

6. Сообщение не должно быть противоречивым;

7. Сообщение должно содержать новую информацию;

8. Сообщение не должно быть многословным.

Правила для слушающего:

1. Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц;

2. Слушающий должен выделить истинные и ложные высказывания;

3. Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания;

4. Сопоставив высказывания на ту же тему различных лиц, разделив истинные и ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы говорящего от содержания его высказывания;

5. Слушающий оценивает высказывание и интерес говорящего применительно к ситуации речи и на этом основании отделяет интересы говорящего от его намерений, так как интересы могут не совпадать с намерениями;

6. Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет добросовестность намерений говорящего;

7. С должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам;

8.Внимание уделяет логическим и содержательным ошибкам говорящего: по этим ошибкам оценивается способность собеседника к пониманию и суждению;

9. Ошибки в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным высказываниям;

10. Из содержания речи собеседника следует отобрать положительную и пригодную информацию, которая будет основой ответного суждения.

Знание данных правил поможет вам справиться с 4 заданием устного собеседования по русскому языку. Это задание включает в себя диалог с экзаменатором – собеседником. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Вам необходимо давать полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором.

Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по 5 ответам.

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но дан неточный или односложный ответ на вопрос, или экзаменуемый не дал ответ на вопрос.

Максимальное количество баллов

Критерии оценивания речевого оформления ответов на вопросы.

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.

Допущено не более 3 ошибок.

Допущено более 3 ошибок.

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

Максимальное количество баллов

Общее количество баллов за задание – 8.

1. Есть ли у Вас друг?

2. Почему Вы подружились? Что у вас общего?

3. Чем Ваш товарищ отличается от Вас?

4. Как Вы думаете, Вы хороший друг? Почему Вы так считаете?

5. Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга.

1. Случалось ли Вам попадать в затруднительное положение?

2. Кто помог Вам справиться со сложной жизненной ситуацией?

3. Какую роль в разрешении Ваших проблем играют друзья?

4. Как Вы думаете, кому легче переносить жизненные невзгоды, тому, кто одинок, или тому, у кого есть друг? Почему Вы так считаете?

5. Посоветуйте своим сверстникам, как избежать неприятностей.

«Обращение на «ты» сближает, стирает границы в общении между людьми» – отмечают некоторые противники обращения на «Вы». Однако границы между людьми всегда были и будут. Спорным остаётся вопрос разделения «ты» и «Вы» в Интернете. Так, многие полагают, что интернет всех уравнивает: все – один социальный слой и класс. Интересный выход нашли на некоторых форумах, когда при регистрации необходимо указать предпочтительную форму обращения. Что действительно существенно упрощает общение.

Итак, согласно правилам современного этикета обращение «Вы» является обязательным в следующих случаях:

Независимо от возраста и социального происхождения – в официальной среде и при обращении к малознакомому либо же незнакомому. При этом, обращение на «Вы» к человеку, достигшему 25 лет, дополняется именем и отчеством; к тем же, кому от 15 до 25 – чаще всего только полной формой имени.

При общении с человеком, встреченным впервые.

В общении между сослуживцами, в случае присутствия при этом посторонних лиц.

Во время делового общения в случае отсутствия неформальных отношений между людьми.

К коллегам во время конференции, симпозиума, и т.п., вне зависимости от форм общения с ними в неформальной обстановке.

При общении врача с пациентом, вне зависимости от обстоятельств.

Журналистами во время интервью даже с хорошо знакомыми людьми.

При обращении к учащимся старшей и средней школы, что подчёркивает уважительное отношение и отмечает зрелость личности.

По отношению к людям старшего возраста – вместе с именем и отчеством.

В официальной обстановке даже по отношению к хорошо знакомому человеку.

Обращение «ты» допустимо:

В семье, что является свидетельством близких отношений. Хотя и сегодня кое-где сохраняется традиция обращения к родителям на «Вы».

В неофициальной обстановке при обращении к хорошему знакомому, коллеге, другу, к детям.

В школе при обращении к ребёнку до 9 лет.

СЕКРЕТЫ ИСКУСНОГО ДИАЛОГА

Искусство грамотного общения

Овладеть богатым словарным запасом при желании не составит труда. Намного важнее будет уверенно поставленный голос, четкая дикция и уместность применения тех или иных слов.Не поленитесь узнать точное значение слов, их синонимы и антонимы, склонение, род и ударение. Только так вам удастся правильно и грамотно использовать их в разговоре.

Избавляемся от банальности

Первое, что вы должны сделать — это постараться по минимуму употреблять избитые выражения и слова, которые используете в своем обиходе. Например, банальный набор слов типа «хороший», «красивый», «умный» и т. д. можно заменить альтернативными вариантами, Например, слово «красивый» в зависимости от ситуации можно заменить на «яркий», «изящный», «роскошный», «бесподобный», «великолепный», «восхитительный».

Засоряющие речь выражения

Следует обратить свое пристальное внимание на слова-паразиты. Даже если вы не замечаете их присутствия в своем лексиконе, они есть практически у каждого человека. Такие слова режут слух окружающих и сбивают вашу речь, из-за этого вашим собеседникам порой бывает сложно уловить даже мысль разговора.

Научившись четко выстраивать предложения, используя умные слова для общения, избавившись от засоряющих речь выражений, вы сможете произвести превосходное впечатление, ведь чем более грамотно человек разговаривает, тем более разумным и успешным он кажется своим собеседникам.

При соблюдении простых правил диалога и усиленной подготовке, Вы успешно справитесь с заданием 4 устного экзамена по русскому языку. Желаем Вам удачи!

Правила речевого поведения (для говорящего, для слушающего и для присутствующих при общении) выражают нормативно-этическую функцию и обеспечивают определенное моралъно-психологическое качество общения. Вот некоторые их этих правил, которые необходимо знать и соблюдать педагогу и которые он, должен привить своим воспитанникам.

— доброжелательно относитесь к собеседнику; избегайте негатив­ных оценок его личности, особенно в вульгарной форме;

— узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь;

— правильно выбирайте тему разговора: она должен быть интересна и понятна партнерам; — не выпячивайте свое «Я», приглушайте самомнение; старайтесь поставить в центр внимания не себя и свои оценки событий, а лич­ность слушающего, его осведомленность и интерес к теме разговора;

— не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с партнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходитесь;

— умейте внушить партнеру по общению сознание его значительности: искусство признания достоинств (а не унижения или разоблаче­ния) тех, кто нас окружает, должно быть усвоено и доведено до автоматизма.

— внимательно выслушивайте говорящего; отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности;

— слушайте доброжелательно и терпеливо, как бы авансируя дове­рие собеседнику, окончательный вывод сделаете позже;

— не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось, и тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение; пом­ните — важнее получить информацию, чем передать ее.

— если собеседники, ведущие диалог, не включают вас в общение, то вы — по этикету — должны «изобразить пустое место», т.е. выражени­ем лица, позой продемонстрировать отсутствие интереса к чужому раз­говору;

— если общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствие третьего и содержит намек на его подключение к общению, воспользуйтесь этим: это позиция косвенного адресата;

— если присутствующий, являясь невольным слушателем, обладает информацией, интересующей всех, или может устранить неточность или заблуждение в разговоре, то по его инициативе допускается его включение в круг общения. В этом случае следует деликатно «вклинить­ся» в речевое пространство словами: «Простите, что вмешиваюсь». Глав­ное здесь — не допустить бестактности.

Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы.

Этикет беседы включает в себя выбор темы и правила поведения собеседников.

Выбор темы беседы зависит от многих факторов: повода, по которому люди собрались, культурного уровня собеседников, общности их интересов. Тема разговора, по возможности, долж­на быть интересной для всех участвующих. Среди малознакомых людей можно завести разговор о кинофильме, спектакле, кон­церте, выставке. Можно предложить обсуждение прочитанной книги или последних научных достижений, что может дать тол­чок для возникновения новых тем и мыслей. Обычно всех при­влекают также политические события. Однако в условиях «все­общей политизации» опасайтесь, чтобы разговор на эту тему не перешел в жаркие политические баталии.

Невежливо беседовать на тему, в которой кто-либо из при­сутствующих не может принять участия. Тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отда­вая никому явного предпочтения. При выборе темы нужно считаться с человеком, с которым вы разговариваете, с местом, где вы находитесь, с настроением окружающих.

Тому, кто любуется закатом солнца, не говорят о своих планах ра­боты, а обсуждающему план работы — о вчерашней вечеринке. Не жа­луются в обществе или в присутствии третьего лица на свои сердечные дела или домашние ссоры: это может поставить собеседника в неловкое положение. В обществе не рассказывают страшных историй и вообще

избегают всего, что может вызвать тяжелые воспоминания или мрачное настроение. Так, в присутствии больного не говорят о смерти, о том, что он плохо выглядит, наоборот, стараются его подбодрить. В пути, особенно в самолете, не рассказывают о воздушных катастрофах, в машине — об автомобильных авариях. За столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит или удовольствие от еды. Пищу, стоящую на столе, не критикуют и не рассматривают с неодобрением. Похвалив же домашний стол, вы доставите удовольствие хозяйке.

Правила поведения собеседников во время беседы регламенти­руются в основном нормами вежливости и тактичности. Поэто­му, например, не рекомендуется проявлять в разговоре излиш­нее любопытство. Невежливо и бестактно проникать в чужие ин­тимные дела. Не принято спрашивать о возрасте женщины, а еще неприличней подшучивать над ее нежеланием говорить об этом.

Об окружающих следует говорить только в корректном тоне. Каждый должен сам чувствовать, где кончается просто интерес к человеку и где начинается сплетня или того хуже — клевета. Ироничная улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика нередко порочат человека больше, чем откровенная брань.

Хозяин дома или стола должен незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор и втягивая в него застенчивых гостей. Самому лучше говорить меньше.

Умение выслушать собеседника, как уже говорилось, непре­менное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. Поэтому, как бы вам не было скучно, вы должны запастись терпением, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ дру­гого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать. Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

Молодежь должна избегать споров со старшими. Даже когда стар­ший действительно не прав, а молодой не сумел убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор, перевести разговор на другую тему. Молодым людям вообще лучше подождать, пока старшие втянут их в беседу. В свою очередь старшие должны давать молодым возмож­ность высказаться, не прерывать их.

Человек, обладающий даром остроумия, должен использовать свой дар тактично, не высмеивая окружающих, не подтру­нивая над ними. Не стоит специально лезть из кожи вон, только чтобы сострить.

Шутка или анекдот, сказанные кстати, вполне уместны, но при условии хорошего вкуса, остроумия и умения рассказывать. В компании недопустимы пошлости вне зависимости от того, в каком виде они преподносятся.

По отношению к самоуверенному «всезнайке» хорошо воспитанный человек держится скромно и спокойно, делая вид,

что не замечает его оплошностей. Если же необходимо попра­вить говорящего, нужно делать это деликатно, не обижая его, прибегая к помощи выражений типа: «простите, вы не ошиб­лись?» и т.п. Ошибиться может каждый. Но тот, кто заметил ошибку другого, не должен говорить поучительным тоном.

Невежливо поправлять рассказчика грубыми фразами типа: «Не­правда», «Вы ничего не смыслите в этом», «Это ясно как божий день и известно каждому ребенку» и т.д. Ту же мысль можно выразить вежли­во, не оскорбляя другого, например: «Простите, но я с вами не согла­сен», «Мне кажется, что вы не правы», «Я придерживаюсь другого мнения» и т.п.

Невежливо также отделяться от общества, организовывая отдельный «клуб». В компании не шепчутся, это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-либо важное, незамет­но уединяются. Если все общество говорит на одном языке, не­вежливо говорить с кем-нибудь на другом. Если среди собрав­шихся находится человек, не владеющий местным языком, ему стараются перевести разговор.

Воспитанный человек не «расцвечивает» свою речь сильны­ми выражениями, не бранится, не сплетничает, не перебивает других.

Не «тараторьте», но и не растягивайте слова; не бормочите под нос, но и не кричите. Не подталкивайте при разговоре партнера локтем, не похлопывайте его по плечу, не трогайте его пуговиц и рукавов, не смахивайте с его одежды пылинок. Не жестикулируйте, не брызжите слюной. Громкий, привлекающий внимание смех неприличен.

К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, но не вызывающе, а спокойно и доброжелательно.

Во время беседы не занимайтесь посторонними вещами, не читай­те, не разговаривайте с соседом, не играйте каким-либо предметом, не исследуйте потолок, не смотрите мечтательно в окно или блуждающим взглядам мимо собеседника. Такое поведение оскорбляет.

Педагог должен постоянно иметь в виду, что высокий уро­вень культура речи, соблюдение правил речевого поведения и ре­чевого этикета призваны помочь ему и его ученикам добиться успеха в общении и взаимопонимания с другими людьми.

Виды монологических текстов. Монологические высказывания профессионального содержания (описание, повествование, рассуждение)

Виды монологических текстов. Монологические высказывания профессионального содержания (описание, повествование, рассуждение)

1. Описание профессионального содержания.

1. Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна, прежде всего, для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т. е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно, прежде всего, для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности.

К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.

Приведем пример информационной речи (сообщение директора фирмы «Досуг» об итогах международной выставки «Малый бизнес-98. Технология успеха»):

«Прошедшая выставка, с одной стороны, была широкой рекламой малого бизнеса вообще. С другой — демонстрацией достижений предприятий, участвовавших в этой выставке. С третьей — выставка дала возможность пообщаться коллегам по бизнесу. Но самая главная задача подобного мероприятия, я считаю, — просветительская» (Предприниматель Петербурга. 1998. № 9).

Убеждающая речь обращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.

В качестве примера приведем речь губернатора Санкт-Петербурга на открытии памятника Н. В. Гоголю:

«Произошло событие поистине историческое, мы открываем памятник великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Мы, наконец-то, выполняем свой долг перед гением мировой литературы. Авторы монумента создали образ зрелого, мудрого, погруженного в себя человека. «Я всегда закутываюсь плащом своим, когда иду по Невскому проспекту», — писал он. Именно таким мы увидели сегодня Гоголя» (Неделя. 1997. № 47).

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

В качестве примера политической речи приведем отрывок из речи вице-губернатора Санкт-Петербурга, члена политсовета Движения «Яблоко»:

«Важнейшая задача ближайших полутора лет – стабилизация долга города, в том числе с помощью международных, в финансовом отношении более выгодных займов. Если эта задача будет решена — в городе возникнет совсем другая финансовая ситуация. При которой будут лучше решаться вопросы выплаты зарплаты и пенсий, реализации важнейших социальных программ.

Верю, что нам это удастся». (Невский обозреватель. 1997. № 3).

Монолог имеет определенную композиционную форму, которая зависит от жанрово-стилистической или функционально-смысловой принадлежности. К жанрово-стилистическим разновидностям монолога можно отнести ораторскую речь (о которой будет сказано отдельно далее), художественный монолог, официально-деловой монолог и другие типы, к функционально-смысловым типам – описание, повествование, рассуждение (также будут рассмотрены отдельно).

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определенной степени монолог – это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи, т. е. все то, что может свидетельствовать о стремлении говорящего повысить коммуникативную активность собеседника-адресата, вызвать его ответную реакцию. (Более подробно о средствах диалогизации монологической речи будет сказано в гл. III.)

Рассмотрим особенности построения монологической речи и ее характеристики на конкретном примере.

«Так, времени у меня немного. 30 минут. Хватит? Отлично. Итак, что вас интересует? Образование — экономическое, но работать я начала в одной юридической конторе, И довольно быстро от секретаря-референта дошла до заместителя директора. Время начиналось благоприятное для тех, кто владел азами экономических знаний. А я владела. Но очень скоро поняла это, начала что-то делать. Так уже сложилось, что вокруг оказались филологи со знанием языков, и я организовала курсы, потом — центр переводов.

Мы не сразу начали процветать, конечно, а в какой-то момент и вовсе почти разорились.

Все было непросто. Но я справилась с ситуацией. Да, я пять лет не была в отпуске. Не езжу за границу. Мой дом — вот этот кабинет сутра до ночи. Нет, это неправда, что больше ничего мне не нужно. Конечно, нужно. Но отношения с мужчинами складываются трудно.

В этом отрывке представлен пример неофициального неподготовленного монолога – развернутое высказывание одного лица. Данный монолог представляет собой сообщение, сознательно направленное определенному слушателю. Тематически он отличается определенным однообразием: это сообщение женщины о своей жизни – образовании, работе, проблемах, семье. По цели высказывания его можно охарактеризовать как информационный. Рассматриваемый монолог имеет определенную структуру: вступление (Так, времени у меня немного. 30 минут. Хватит? Отлично; Итак, что вас интересует?), в котором говорящий определяет тему своей речи (Что вас интересует?), основная часть– собственно рассказ о жизни, и заключение– заключительная часть монолога, где говорящий, подводя итог сказанному, утверждает, что в конечном счете все делает для сына.

Таким образом, монолог и диалог рассматриваются как две основных разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной – диалогическая.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание – это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле:

1. Яблоня – ранет пурпуровый – морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5 – 3 см. Вес плода 17 – 23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

2. Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку – и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

3. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть – тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть – обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть – вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение – отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий – идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.

1. Мотина Е.И. Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов. – М.: Русский язык, 1983. – 68с.

2. Пособие по обучению профессиональной научной речи. – М.: Высшая школа, 1984.

3. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В. Ганапольская и др. – СПб.: Питер, 2005.

В данной статье мы с вами обсудим, чем монолог отличается от диалога.

Монолог и диалог представляют собой два разных типа речи. Многие люди не понимают, чем они отличаются и мы решили ответить на этот вопрос.

Что такое диалог?

Диалог является беседой, в которой участвует от двух человек. За его единицу принимается диалогическое единство — объединяется несколько реплик, имеющих одну общую тематику. Все высказывания находятся в зависимости друг от друга. Существует специальный кодекс взаимоотношений, которым определяется характер диалога. Так, существует три вида взаимодействия — зависимость, сотрудничество и равенство.

У каждого диалога имеется структура. Как и всегда — это начало, середина и конец. Размер диалога не имеет каких-то границ и может длиться бесконечно. Но, как показывает практика, окончание есть всегда.

Диалог является более популярным, потому что это начальная форма коммуникации и она используется во всех видах разговорной речи.

Диалог считается спонтанной речью, которую невозможно подготовить заранее. Независимо от вида речи и даже при тщательной подготовке, течение диалога все равно будет не таким, потому что нельзя предугадать ответ собеседника и его реакцию.

Чтобы диалог мог быть построен, требуются общие знания участников или хотя бы минимальный разрыв. Если кто-то один не особо информативен, то это может плохо сказаться на продуктивности диалога.

В зависимости от целей и задач выделяется несколько видов диалога — бытовой, деловой и интервью.

Что такое монолог?

Монолог является речью, для которой не нужны двое. Он имеет два разных вида. Прежде всего, монолог целенаправленный, сознательно обращается к слушателям, и характерен для устной речи.

Чем отличается диалог от монолога?

Итак, мы разобрались, что обозначают эти два понятия и теперь можно судить об их различиях. Прежде всего — это количество участников. В диалоге не может быть всего один участник, чтобы он состоялся, нужно как минимум двое. Что касается монолога, то для него нужен всего один и ответа он не требует.

Еще важно отметить, что монолог может быть подготовленным, а диалог — нет. Это обусловлено тем, что ответы собеседника никогда нельзя предугадать, так что даже при самой лучшей подготовке разговор все равно пойдет не так, как спланировано.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать монолог образец 5 класс русский язык, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать монолог образец 5 класс русский язык", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать монолог образец 5 класс русский язык:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *