Напишите, пожалуйста, как можно больше русских народных сказок и морали к ним.
«Лиса и журавль» Как аукнется- так и откликнется
«Звери в яме» Друзья познаются в беде. Не копай яму другим, сам в неё попасть можешь
«Репка» Мораль: Один в поле не воин. Одна ласточка весны не делает.
«Петушок подавился» Мораль: нужно слушать, что говорят, и не торопиться. Поспешишь людей насмешишь
«Битый небитого везёт» Мораль сказки: не будь растяпой
«Лиса и тетерев» Не нужно считать себя хитрее других, так можно и впросак попасть
«Гуси-лебеди» У каждой сказки есть своя мораль
И в этой суть раскрыть уже пора.
Всё надо делать так, как говорят,
Родители желают вам добра.
«Морозко» Мораль: нужно быть терпеливее и трудолюбивее, тогда жизнь наградит
«Колобок»Мораль сказки: «Говори меньше, думай больше», » Догадка не хуже разума», » С умом задумано, да без ума сделано», «Легко хвалится, легко и свалится».
В Сказка русская народная
028. Ведьма и Солнцева сестра
029. Вещий дуб
030. Вещий мальчик
031. Вещий сон
032. Война грибов
033. Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды
034. Волк и коза
035. Волк, перепелка и дергун
036. Волшебная дудочка
037. Волшебное кольцо
038. Ворона и рак
039. Воры и судья
! дополнительно сказки на букву “В” читай в 5 части сборника
Е Народная русская сказка
065. Елена Премудрая
М Сказка русская народная
133. Мальчик с пальчик
134. Марья Мо
Мораль и скрытый смысл детских сказок
На чьей стороне симпатии читателя? Конечно, на стороне кота, ведь он такой ловкий! Мораль – Победитель всегда прав! Так какого мы все изображаем и изображаем из себя жертв разных политических режимов, но боимся стать победителями их?
——
Король Дроздобород
Не в меру капризная и глупая принцесса отвергает женихов одного за другим. Особенно весёлым ей показалось насмехаться над последним, достойным и красивым. Раздосадованный отец даёт обещание выдать её замуж за первого нищего, который постучит в двери дворца. Этим нищим оказывается последний отвергнутый жених. И вот принцесса живёт в холодной хибаре, ест впроголодь, вынуждена тяжело работать. Потом, правда, всё становится на свои места и дело заканчивается счастливым браком, но не раньше того, как принцесса перевоспитается и попросит прощения.
Кажется, что мораль этой сказки в христианском смирении. Но нет. Здесь показано, что только голодом, холодом, страданиями можно выбить дурь из головы. Вот только этим и будет выбита либеральная дурь из наших голов.
——
Белоснежка
В сказке Белоснежка приглашает свою мачеху, злую королеву, из-за которой ей пришлось претерпеть столько страданий, на свадьбу. Мачеха является. Там её ловят и заставляют плясать в раскалённых железных башмачках до тех пор, пока она не умрёт.
Мораль: нечего шляться по чужим домам. А если такое случилось, то наглеть не надо. Ну и как тогда быть с кавказскими и среднеазиатскими мигрантами в России?
Пять полезных советов, как придумать сказку
Доброго времени суток, дорогие читатели!
Сказки я любила всегда, причем не только слушать, но и сочинять. Почему я решила написать именно о том, как самому придумать сказку? Во-первых, занимаюсь этим давно, и мне это безумно нравится! Почему даю советы? Я не много сказок отправила в свет, но как минимум две из них, находили отклик в сердцах не только читателей, но и беспристрастного жюри. Первая из них, была написана в тяжелый для меня период жизни, когда сильно болел мой старший сынок. Это была сказка «Волшебная страна Nestle», за которую компания Nestle, организовавшая конкурс сказок, подарили мне стиральную машину за занятое 1 место. Благодарю их по сей день! На тот момент это было очень и очень важно для меня!
А сегодня я приглашаю вас в гости к сказке, сказке придуманной вами!
Так вот, что же такое СКАЗКА?
Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Сказка — это вымышленная история, в которой может произойти все, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно!
И жили они долго и счастливо!
Сказка — добрый помощник в воспитании ребенка и самого себя! С помощью сказки можно не только поверить, но и воплотить в реальности волшебство и чудеса…
Сказка может стать заветной волшебной палочкой в руках, ой, простите, в устах, заботливой мамы. Ведь она — основная таблетка в сказкотерапии. А что такое сказкотерапия? Это лечение сказкой. Какие болезни лечатся сказкой? Сказкой лечатся тяжелые и легкие формы капризитов, нехочухитов и лениитов. =) Да к тому же, сказка — наиприятнейшее лекарство во всей медицине, которая придется по душе каждому!
Каждая мама в силу своей природы уже с рождения способна на сказкотерапию. Ведь мама интуитивно знает, как и в какой форме преподнести малышу тот или иной жизненный урок. Ну чем не мамина сказка: уговаривая кроху не снимать на улице шапочку, сказать, что ушки надо прятать, а то проказник ветер, возьмет и заберет на время ушки… И что мы будем делать без ушек? Ведь, чтобы их вернуть придется пить горькие лекарства и целый день лежать в постели…
Каждая мама в душе (она может и не догадываться об этом) настоящая и самая лучшая в мире сказочница.
Хотя, в принципе, ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НАПИСАТЬ СВОЮ СКАЗКУ!
Для того, чтобы родилась своя сказка нужно немного воображения, желание и время! Ну, что попробуем?
Итак, совет №1.
Разбудите свое воображение.
Воображение, как и талант, дремлет в каждом из нас. Правда у кого-то оно дремлет, а у кого-то и спит беспробудным сном. Но это поправимо. Главное — поверить в свою творческую жилку и немного ее подтолкнуть, и тогда при вашем желании, она медленно двинется по рельсам сказочных идей, постепенно ускоряя свой ход.
Воображение — это способность видеть необычное в обычном, создание образов и сюжетов, оживление неживого и нереального. Воображение работает на определенном сырье, при переработке которого рождается сказка. Сырье для воображения можно найти повсюду. Это могут быть жизненные ситуации (провалы и проблемы, успехи и достижения). Источником вдохновения могут послужить картины художников, классическая и современная музыка, образы из мира кино и собственно уже известных сказок. Уединение с природой способно разбудить идеи даже в самой «уставшей» от мирских забот голове.
Расшевелить воображение может помочь общение с ребенком. Наводящими вопросами, малыш сам ответит, что и как должно произойти в сказке. Сочинять сказку вместе с детьми — весело и познавательно. Ведь у них самое интересное и живое воображение!
Дайте волю фантазии и оживите неживое. Пусть заговорит дверь, начнет играть перед сном кровать, или убегать из-под ног дорога…
Мечтайте о себе, обрисовывая мечту в виде сказки. Но! Внимание! Этот метод способен принести ЧУДО из нереальности в реальность и исполнить вашу мечту. Поэтому будьте позитивны!
А еще пробудить вдохновение можно при помощи медитации. Медитация — это расслабление тела с целью «высвобождения» и контроля своих мыслей и эмоций. Во время и после медитаций рождаются добрые и нежные истории.
Волшебная мантра для вдохновения поможет прочувствовать состояние полета и парения. Наполнить свою душу энергией, силой и вдохновение.
Совет №2
Придумайте главного героя
Главный герой сказки — стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса. Главным героем может стать ваш ребенок, либо мальчик или девочка, своим поведением очень напоминающими вашего малыша. Основным персонажем может быть любимая игрушка, герой мультфильма, животное или птица, машина, обычная шишка, посуда, стол, компьютер, телефон. Все, что угодно!
Наделите героя какими-нибудь обычными и необычными качествами. Например, оживить стол — уже само по себе необычно, но при этом на нем все также можно делать уроки, при чем путешествуя по свету.
Совет №3
Набросайте план будущей сказки
То есть подготовьтесь заранее. Подумайте о чем или о ком будет ваша сказка. Что именно вы хотите донести до слушателя. Напишите план. В план должно входить:
Начало истории (где? кто? когда?)
Происшествие (что произошло? конфликт, проблема)
Преодоление трудностей (решение загадок, поиски выхода из ситуации)
Итог (возвращение или иное завершение сказки)
Безусловно, это очень и очень приблизительный план. Ну, вот пример плана всем известной сказки «Колобок»:
Домик бабушки и дедушки. Дед просит бабку спечь колобок.
Испеченный колобок оживает и убегает.
Колобок успешно убегает от опасности в виде зайца, волка и медведя.
И на старуху бывает проруха, лиса перехитрила колобка.
Жил-был шарик. Очень долго он пролежал маленьким и сдутым в большой коробке с другими такими же шариками, мечтая однажды увидеть яркий солнечный свет. И вот однажды, он оказался в руках человека. Человек стал надувать его. Шарик стал расти, становиться все больше и больше. Он уже не был сморщенным и некрасивым. Теперь это был большой красный шарик, готовый полететь в небо. Но человек, дал его маленькому ребенку. А малыш крепко держал шарик в руке.
Шарик настолько себе понравился, что ему очень не хотелось играть с ребенком. И он все время пытался вырваться. И вот подул ветерок, и шарик, воспользовавшись случаем, дернулся и вырвался из маленьких ладошек. Шарик взмыл в небо. И летел все выше и выше. Он так радовался своей свободе, что начал громко смеяться. Да так, что не мог остановиться, пока не лопнул, и не упал снова на землю…
Если тренироваться на сказках-крошках, то со временем вы запросто будете придумывать объемные и интересные сказки!
Совет №4
Переделайте старую сказку
Возьмите за основу любую сказку и поменяйте в ней что-нибудь. Введите в сказку нового персонажа или наделите старого новыми чертами характера или возможностями. Пусть, например, Маша, заблудившись в лесу, попадет не в дом опрятных медведей, а в домик трех поросят. Или, колобок будет не аппетитным и ароматным, а черствым и злым, от которого убегали и прятались все звери, и только лиса придумала способ спасти лесных жителей (например, вернуть колобка бабушке с дедушкой и сделать из него сухарики).
Детям всегда интересно, а что происходит потом? Например, кем стал Буратино, когда вырос? Или, что случилось с Аленушкой и ее чудищем-мужем после свадьбы, и что было бы, если бы аленький цветочек развеял семена и размножился?
Либо, возьмите из сказки ряд ассоциативных слов и добавьте к ним какое-нибудь, совершенно иное слово. Например, сказка «Волк и семеро козлят». Ассоциативный ряд может быть таким: волк, козлята, коза, капуста, голос и добавляем новое слово — телефон. Ну, что теперь произойдет в истории?
Совет №5
Поиграйте в словесные игры
Слова — клеточки сказочного творения. Можно поиграть и с ними, авось и что-то новое родится.
Возьмите два разных слова (можно кого-нибудь попросить назвать вам слова, или наугад ткнуть пальцем в книжку). И придумайте пару сюжетов с этими словами.
Например, возьмем слова — замок и олень. Вот какие сюжеты можно придумать:
1. К замку принцессы каждый день в одно и то же время приходил олень, и пытался дотянуться до яблони за забором.
2. В замке одного короля жил прекрасный олень, который умел говорить.
3. Жил-был удивительный олень, который на своих рогах носил целый замок.
Возьмите противоречия и придумайте историю. Например, огонь и вода, недодела и передела, красивая и некрасивая принцесса, микросамолет и самолет, король и слуга, лето и зима.
Выпишите несколько заголовок из журналов, газет и книг. Перемешайте и возьмите наугад три из них. Найдите общее и составьте рассказ. Иногда из самой, казалось бы, абракадабры, рождается гениальное произведение, например, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла.
Заключение
Найдите слушателя и расскажите ему сказку
Сказочнику обязательно нужны те, кто любит сказки. Рассказывайте сказку простыми словами и простыми предложениями. Используйте яркие описательные образы и как можно больше прилагательных. Активно играйте интонацией и голосом, говоря то громче, то таинственно тише.
Поведайте свое сочинение любимому человеку, маме, подруге, соседке. А лучше всего самому благодарному слушателю — ребенку! Расскажите, даже не прося ее оценить. Оценку своей сказки вы увидите в их глазах…. И скорее всего она вдохновит вас на новые подвиги!
Познакомьтесь с моей последней сказкой «Магазин смеха»! Возможно именно она станет вашей отправной точкой в страну Добрых Сказочников!
Талант сказочника не родится сам по себе. Он как зернышко в земле, чтобы вырасти, ему нужны старания и время. Однако, оно того стоит, чтобы в один прекрасный день превратиться в красивое цветущее дерево. Дерево, которое не похоже ни на кого и красиво по-своему!
Тут и сказки конец, а кто слушал — Молодец!
Как сочинить басню?
Что такое басня?
Басня — это короткое поэтическое аллегорическое произведение, которое выражает (в классической форме) одну нравоучительную мысль.
Герои классической басни:
Басня — это высказывание автора, урок читателю.
Знаменитые произведения баснописцев могут вдохновить читателя на написание собственного произведения в этом жанре. Также это нередко делают школьники и студенты литературных ВУЗов. Мы расскажем, как сочинить басню и, с чего следует начать.
Как сочинить басню: идея
Прежде, чем писать басню, надо задуматься, зачем автор это делает? Какую мысль хочет донести до читателя? Герои басни должны получить урок. Чему они научатся?
Рассмотрим басню И. А. Крылова «Мартышка и очки»
Почитайте басни классиков
Творчество баснописцев, живших в разные времен, сильно различается. У каждого можно почерпнуть интересные идеи и мысли. Постарайтесь не копировать полностью стиль классика, но возьмите на вооружение интересные приемы, которыми пользовались Эзоп, Жан де Лафонтен, И. А. Крылов, А. Сумароков и другие.
Придумайте героев басни
Кто будет раскрывать конфликт произведения? Постарайтесь выбрать того, с кем читателю будет проще себя ассоциировать. По законам жанра герои обычно просты, это не сложные многогранные персонажи. Постарайтесь также не вводить лишних героев. Басня — это короткое высказывание, не предполагающее обилия конфликтов.
Визуализируйте персонажей и сюжет
Представьте своих персонажей: как они выглядят, где находятся, в каком месте будет происходить действие сюжета. Можно даже нарисовать героев произведение. Так вам будет проще определиться с тем, как сочинить басню, продумать сюжет.
Когда идея, герои, время и место действия будут определены, можно подумать над сюжетом.
Конфликт
Между персонажами должен произойти конфликт. Каким он будет? Как можно раскрыть проблему, которая встает перед читателем?
Может быть, жадность не позволит зайцу завести друзей и некому будет защитить его от хищника? Или упрямство помешает ослу послушать советы, и он попадет в неприятность?
У героев басни, как правило, уже есть определенные архетипы, которых стоит придерживаться:
Придумайте сюжет и диалог
Герои басни могут разговаривать между собой, используя косвенную или прямую речь. Если герой всего один, как в басне «Мартышка и очки», подойдет и внутренний монолог героя. Постарайтесь избегать сложных предложений и конструкции. Фразы должны быть предельно простыми и точными, четко характеризующими персонажа. Диалоги в басне обычно не длинные, достаточно пары реплик.
Сформулируйте мораль
Окончание басни — это четко сформулированная мораль произведения. Не нужно опасаться, что это испортит басню, как анекдот может испортить объяснение, над чем надо смеяться. Это закон жанра, и вы можете смело описать, что хотели сказать читателю.
Отложите басню в стол
Прежде чем представлять басню широкому кругу читателей, отложите ее на некоторое время и вернитесь снова, чтобы отредактировать и посмотреть свежим взглядом. Иногда неточности бросаются в глаза только через какой-то срок после окончания работы над произведением. За это время вам могут придти в голову новые идеи, которым вы дополните басню и доведете ее до совершенства!
Исследовательская работа “Чему учат русские народные сказки”
Чему учат сказки? Первые книги, с которыми знакомится юный читатель, это сказки. Именно с помощью сказок дети начинают различать добро и зло, а так как в сказках добро всегда побеждает зло, то ребенок начинает понимать, что лучше быть добрым человеком. Сказки влияют на мировоззрение юного читателя, именно из них он черпает много полезной информации, позволяющей в упрощенной форме узнать окружающий мир.
В сказках всегда есть четкая граница поведения плохих и хороших персонажей. На примере героев волшебных произведений создается свой образ положительного человека, которому ребенок начинает следовать. Сказки влияют на формирование характера, на основные принципы понимания справедливости, честности и порядочности. Добрые книжки учат добру, рассказывают о настоящей дружбе, которой не страшны ни какие преграды.
В детстве моей любимой книжкой была «Дядя Федор, пес и кот». Эта книжка учит дружбе, взаимопомощи. Она говорит о том, что не стоит сдаваться перед трудностями, их всегда можно преодолеть. В книжке очень много небольших историй, каждая из которых учит смекалке, взаимоподержке.
В каждой сказке присутствует поучительная мораль. Так, например, «Снежная Королева» рассказывает о настоящей дружбе, способной растопить любой лед. «Морозко» обращает внимание на то, что важно быть добрым, вежливым, не боятся труда. Красная шапочка предостерегает ребенка в том, что бывает опасно разговаривать с незнакомцами. А Иванушка учит не быть жадным и оставаться всегда самим собой. Сказки учат нас не судить о других по внешности. Ведь зеленая лягушка может предстать в образе прекрасной девушки, а страшное чудовище оказаться заколдованным принцем. Учат слушаться родителей, уважительно относитеься к словам старших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), применять смекалку («Конек Горбунок»).
Читать сказки полезно не только детям, но и взрослым. Ведь взрослея, мы забываем о чудесах и волшебстве, которое окружает нас. И сказки способны напомнить об этом, вернуть в детство. В них легко можно найти ответы на сложные вопросы, возникающие в повседневной жизни.
Сказка ложь, да в ней намек… Чему учат сказки
Народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки.
Смысл, спрятанный от нас
Главный персонаж колобок учит нас:
· Избегать неприятности хитростью.
· Хвастовство все-таки может привести к тому, что на твоём пути может попасться какая-нибудь «лиса», которая окажется хитрее тебя.
· Окружающие не всегда могут быть настроены к вам позитивно. В действительности рядом могут оказаться лицемеры.
В этой сказке мы четко видим добро и зло. Где дед, бабка, колобок добро, а остальные персонажи зло. Но изначально сказка колобок была еще более загадочна. Колобок был олицетворением луны, который катился по небосклону и каждое созвездие, а в сказке звери, откусывали от него по кусочку.
Герои русских народных сказок
Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет. Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха. Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. (Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка). Благодаря положительным качествам из любой ситуации он выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом. Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч).
Смысл, спрятанный от нас
Некоторые специалисты проводят параллель между сказкой и историей из библии про Адама и Еву. Где они бабка с дедкой, а яйцо — яблоко. Еще одна версия, что бабка с дедкой олицетворяют в сказке старость. Они настолько слабы, что не могут разбить яйцо, а мышка разбила. Возможно, эта сказка о взаимосвязи событий, когда люди раздувают из мухи слона, и от этого начинают страдать люди. Вот такая казалось бы небольшая сказка, которую мы читаем своим детям и вот так много смыслов может быть заложено в ней. Остается только выбрать то, что кажется наиболее подходящим вариантом.
Сказка — семейный психолог
Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины.
Вот то, чему учат народные сказки:
(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);
(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);
(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);
(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);
(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);
(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).
К тому же в сказке отражается эпоха, время, быт, нередко, оценка политических событий. И даже это еще далеко не все, чему учит сказка при правильной ее подаче. Например, старших детей на примере сказки можно учить анализировать, рассуждать, подмечать, сопоставлять вымысел с реальностью.
Вариант 2
Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.
В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.
Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы. В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются. Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.
В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.
И ещё я слышал, что сказки намекают на внутреннее путешествие. То есть ты стараешься понять себя, раскрыть в себе новые качества… Встречаешься со своими «драконами», хотя бы со страшным зверем – Лень. Побеждаешь его, а тогда становишься «принцем», то есть открываешь новые качества, добиваешься цели.
Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…
Живое слово
Перечислять достоинства языка и стиля народных литературных произведений можно до бесконечности, и это тоже то, чему учат сказки:
Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества. Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.
Русская сказка — это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.
Сказки и миф. Чему учат русские сказки? — видео
Взаимопомощь
Положительный герой, как правило, берется за выполнение непосильной, казалось бы, работы. Одному ему явно не справиться. В том, что он одерживает победу, немаловажная роль друзей героя, которые всегда приходят на помощь в трудную минуту. Это могут быть люди, звери, птицы, рыбы. Потому что герой всегда помогает тем, кто встретился ему на пути и попросил о помощи. Таким образом, сказки обучают ребенка ценить дружбу и верить во взаимопомощь. Есть даже произведения, посвященные именно этому чувству. Например, «Репка» или «Теремок», где звери и люди оказывают помощь друг другу.
2.« Мальчик, который кричал «Волк»
Развлечением для мальчика, главного персонажа этой сказки, было врать людям из своей деревни про волка, который якобы собирается съесть отару овец, которую пас мальчик. Он кричал: «Волк!», но на самом деле никакого волка не было, когда люди из деревни приходили на помощь. Мальчика забавляла эта ситуация и он смеялся над теми, кто пришел к нему на помощь. Случилось так, что однажды волк таки пришел, чтобы поживиться отарой овец. Когда мальчик стал звать на помощь, никто из деревни не обратил на это внимания, так как все решили, что мальчик опять врет. В конечном итоге, он потерял всех своих овец. Мораль этой сказки такова: Никогда не подрывай доверие людей, так как восстановить его порой очень сложно.
Сказкотерапия
Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции»). Ее суть — воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.
Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, — придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня — значит, можно»). Навь — это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.
Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог — сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Звери, птицы, рыбы
Интересно, что животные в сказках русского народа являются олицетворением человеческих качеств. Даже сложились своеобразные штампы, одинаковые для многих произведений.
Лиса — обманщица, плутовка. Воплощает в себе плохие качества: склонность к обману, воровству, уловкам. Она притворяется слабенькой и убогой, чтобы получить желаемое, пускает в ход все свое красноречие, чтобы добиться своего (пример — сказка «Лиса и Волк»). Но часто лиса и получает заслуженное наказание за свои обманы, если ее хитрости причиняют вред героям.
Волк — жадный, злобный, но в то же время глупый. Он легко поддается в сети обмана более хитрых персонажей (Лисы, Колобка, Зайца). Часто в русских сказках можно встретить противостояние Волк-Лиса. В некоторых сказках Волк еще и олицетворение смерти (так как он частенько кого-либо съедает). Но добрые персонажи почти всегда его побеждают.
Мелкие зверушки в русских сказках (мыши, зайцы) — добры, но и трусливы. Зачастую они помогают главному герою, являются хорошими друзьями.
«Гадкий утенок»
«Гадкий утенок» — это сказка, написанная датским прозаиком и поэтом, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых, Гансом Кристианом Андерсоном (1805-1875). В сказке рассказывается о маленьком утенке, которого постоянно обижают другие обитатели птичьего двора. Но это продолжается недолго, так как со временем маленький утенок превращается в прекрасного белого лебедя – самую красивую птицу среди всех. Эта сказка нравится как взрослым, так и детям, потому что здесь показан личностный рост, превращение, изменение в прекрасную, более лучшую сторону.
Сказка, вместе с тремя другими произведениями Андерсона, впервые была опубликована 11 ноября 1843 года в Копенгагене, Дания, и была очень критично воспринята публикой. Однако, сказку сразу включили в репертуар оперного театра, по мотивам сказки был поставлен мюзикл, а так же был снят анимационный фильм. Это произведение не относится ни к фольклору, ни к народным сказкам, так как было придумано Гансом Кристианом Андерсоном.
Это одна из тех сказок, прочитав которые, мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, но одно дело – знать, что ты не такой, как остальные, другое же – удивляться собственному, неожиданному, прекрасному перевоплощению. Каждый из нас должен научиться прощать себе былые ошибки, учиться меняться в лучшую сторону и стремиться к саморазвитию и самопознанию.
Волшебные превращения
Еще один часто встречающийся сюжет в народных сказках — превращения. Брошенный гребень становится дремучим лесом, а зеркальце — озером. Василиса Премудрая по своей воле умеет не только сама превращаться в различных животных (в овечку, утку, голубку), но и обращать возлюбленного Ивана-царевича в пастуха, попа в селезня.
Часто человек превращается в животное или чудовище не по своей воле («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»). Спасти его может только тот, кто за уродливой внешностью разглядит прекрасную душу, тогда он получит в награду любовь и счастье.